Основные свойства внимания | Студент-Сервис
В процессе внимания человек тратит значительные ресурсы нервной системы на его удержании на объекте. Затраченные ресурсы могут существенно различаться по количественным показателям отдельных характеристик. Внимание может быть направлено на один или несколько объектов. Человек способен переключать внимание с одного объекта на другие, быть внимательным к тому или иному объекту в течение разного времени и в различной степени. Все эти характеристики, или свойства внимания, проявляются в каждом его конкретном акте, определяя влияние внимания на организацию и продуктивность деятельности. К числу основных свойств внимания относятся: избирательность, объем, концентрация, устойчивость, колебание, переключаемость и распределение.
Избирательность (селективность) внимания связана с возможностью успешной настройки субъекта на восприятие информации, относящейся к сознательной цели или установкам личности. Избирательность осуществляется как на уровне автоматических процессов (при непроизвольном внимании), так и на сознательном, контролируемом уровне (при произвольном внимании). Автоматические процессы в большей степени определены свойствами нервной системы и особенностями объекта. Посредством контролируемых процессов осуществляется сознательная регуляция выбора объекта внимания в соответствии с целью и ситуацией. Контролируемые процессы требуют усилий, осознаваемы и управляемы субъектом. Развитие механизмов сознательной регуляции избирательности внимания лежит в основе овладения человеком своим вниманием.
Объем внимания измеряется количеством объектов, которые воспринимаются человеком одновременно, или идей, осознаваемых ясно и отчетливо. В экспериментальной психологии
для измерения объема внимания применяется специальный прибор — тахистоскоп, позволяющий предъявлять буквы, цифры, слова, фигуры и другие зрительные стимулы одномоментно (время экспозиции 0,1 секунды). В настоящее время для этих целей применяются разнообразные компьютерные методики. У взрослого человека объем внимания равен 7 ± 2 элемента (куска), так же как объем восприятия и кратковременной памяти. В реальных ситуациях величина объема внимания зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала, степени знакомства с ним, специфики деятельности и поставленной цели. При возможности установления смысловых связей или группировки объектов объем внимания возрастает. В экспериментальных исследованиях показано значительное увеличение объема внимания на смысловые сочетания. К характерным функциональным особенностям внимания относится сужение объема, что, в частности, может быть следствием состояния монотонии, возникающего при однообразной работе. Измерение объема внимания и поиск путей для его увеличения в случае необходимости используются при обучении в тех видах профессиональной деятельности, содержанием которых является принятие решений на основе точности и полноты воспринимаемой информации (например, авиадиспетчеры, операторы сложных систем управления).
Концентрация внимания характеризуется степенью сосредоточенности сознания на объекте и выражает интенсивность связи субъекта с объектом. Образно говоря, концентрация внимания представляет собой фокус, в который собрана сознательная деятельность субъекта в данный момент. Максимальной величины концентрация внимания достигает при восприятии одного объекта. Увеличение объема внимания приводит к снижению уровня концентрации. Концентрация внимания выступает как важное психологическое условие углубленного познания объектов и явлений, выполнения сложных практических действий. Развитие концентрации внимания предполагает использование специальных приемов организации деятельности с объектом: выделения в нем новых аспектов, их анализа и сравнения, поиск новых свойств объекта, путей и возможностей его применения или совершенствования. Повышению и развитию концентрации внимания способствует активность личности, увлеченность деятельностью и интерес к объекту.
Устойчивость внимания отличается длительностью времени, в течение которого сохраняется сосредоточенность внимания на объекте. Непривлекательность объекта, неподвижность, однообразие действий с ним делают внимание неустойчивым. Факторами, повышающими устойчивость внимания, являются интерес к объекту, его связь с жизненными ценностями личности, осознание важности выполняемой работы и постановка специальной задачи на удержание внимания. В то же время наблюдения и экспериментальные исследования показывают, что внимание подвержено периодическим, непроизвольным колебаниям.
Колебание как свойство внимания изучал Н.Н. Ланге. В его экспериментах испытуемые слушали тиканье часов. Через определенные периодические промежутки времени звук часов флуктуировал. Н.Н. Ланге показал, что период колебания составляет примерно две-три секунды. Причинами колебания внимания являются утомление и адаптация органов чувств. Колебание внимания — свойство, противоположное устойчивости. Если отсутствуют или слабо выражены основные факторы устойчивости, колебания неизбежно будут иметь место.
Возможен и намеренный, сознательный перенос внимания с одного объекта на другой — переключение внимания. Это дает человеку возможность быстро ориентироваться в ситуации, учитывать все ее особенности, детали и происходящие в ней изменения, что необходимо в быстро меняющихся сложных ситуациях. В классе учителю приходится переключать внимание на разных учеников, на собственную деятельность, неожиданные события, не отклоняясь от плана и основного содержания урока. Переключаемость внимания выражается в скорости перехода от одного вида деятельности к другому и зависит как от свойств нервной системы — динамичности и ригидности, так и от тренировки действий с соответствующими объектами. Это важно учитывать в тех случаях, когда от высокой или низкой переключаемости внимания зависит принятие особо значимых или жизненно важных решений. Например, водителям автотранспорта постоянно приходится переключать внимание с панели управления на сигналы светофора, дорожные ситуации и другие объекты.
В некоторых ситуациях от человека требуется одновременно выполнять два или большее число действий при отсутствии условий их выполнения путем переключения внимания. Достигается это посредством распределения внимания — удержания в сфере внимания одновременно нескольких объектов. Это предполагает его концентрацию не в одном, а как минимум в двух фокусах. Распределение внимания дает возможность не терять ни один из объектов из поля сознания. Такое свойство оказывается важным и даже необходимым во многих видах деятельности. Оно поможет, например, вести наблюдение за несколькими процессами или объектами, когда обстоятельства не позволяют терять их из вида ни на одно мгновение. Умея распределять внимание, учитель может объяснять новый материал, наблюдать за тем, как он воспринимается учениками, что происходит в классе.
В реальной деятельности часто бывает трудно определить, имеет ли место переключение или распределение внимания. Это удается сделать только в экспериментальных условиях с помощью точных замеров реакций испытуемого. Исследования показывают, что распределению внимания способствует связь объектов друг с другом и характер выполняемых с ними действий. Они должны быть не очень сложными, и, по крайней мере, одно из них должно быть автоматизированным, т.е. не требовать постоянной направленности сознания.
Например, опытная вязальщица может одновременно вязать и смотреть телевизор или вести беседу. Историческими фактами являются феноменальные способности к распределению внимания Юлия Цезаря и Наполеона, умевших одновременно и эффективно выполнять несколько важных дел. Но в отдельных случаях распределение внимания не обеспечивает адекватности действий, что может приводить к сбоям в выполняемой деятельности и другим нежелательным последствиям. В хронике дорожных происшествий обсуждался инцидент перехода улицы пешеходом, который говорил по мобильному телефону. Он вовремя не заметил опасность, что привело к серьезному дорожно-транспортному происшествию.
Психическим состоянием, противоположным вниманию, является рассеянность — функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенному вниманию. Рассеянность вызывается различными причинами. Она может быть результатом усталости, бессонницы или нездоровья. У детей рассеянность часто бывает следствием невозможности сосредоточения внимания и высокой отвлекаемости. Такого типа рассеянность называется «ученической». Погружение человека в мечты или грезы вызывает состояние «поэтической» рассеянности. Глубокая сосредоточенность на поиске решения сложной проблемы является причиной «профессорской» рассеянности. «Поэтическая» и «профессорская» рассеянность не мешают достигать значительных успехов в художественной и научной деятельности, а, напротив, часто способствует этому ввиду того, что человек постоянно сосредоточенно думает о какой-то проблеме и в конце концов решает ее. «Ученическая» же рассеянность препятствует усвоению знаний и требует специальной коррекции.
Отдельные свойства внимания могут быть развиты у человека неравномерно. Это связано с индивидуальными и личностными особенностями или со спецификой преобладающего вида деятельности. Формирование внимания учащихся предполагает знание особенностей основных его свойств и их соотношения, определение конкретных причин рассеянности в процессе учебной деятельности. Высокий уровень развития основных свойств внимания, овладение своим вниманием как произвольным, самоуправляемым процессом характеризуют формирование внимательности как свойства личности. Внимательный человек способен к длительному и сосредоточенному вниманию на нужном объекте даже в условиях действия отвлекающих факторов. Он может анализировать свои психические состояния и управлять ими, снимать утомление, оптимальным образом организуя деятельность и внимание, а в случае необходимости прикладывать волевые усилия для его удержания. Внимательность как свойство личности проявляется во всех видах деятельности, выступая в качестве важной составляющей ее успешности. В общении внимательность способствует более тонкому восприятию других людей, особенностей их речи и невербальных реакций, а следовательно, и более глубокому пониманию их внутреннего мира, что так важно для эффективного педагогического общения и педагогической деятельности.
Развитие внимания и внимательности взаимосвязано с общим развитием активности и направленности личности. Развитие произвольного внимания взаимосвязано и составляет важную сторону в формировании системы произвольных процессов и волевых действий субъекта. Формирование внимания служит одним из основополагающих факторов эффективности учебной, трудовой и других видов деятельности.
А. Г. Маклаков общая психология
Скачать 6,73 Mb.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 607
- Навигация по данной странице:
- Заместитель заведующего редакцией
Cерия УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА А. Г. МАКЛАКОВОБЩАЯПСИХОЛОГИЯРекомендовано учебно-методическим Советом по базовому психологическому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин ПИТЕР Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2001
Маклаков Анатолий Геннадьевич ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Серия «Учебник нового века»
ББК 88.3я7 УДК 159.9(075) Маклаков А. Г. М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») ISВN 5-272-00062-5 Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений. . Усл. п. л. 47,73. Доп. тираж 7000 экз. Заказ № 976. Отпечатано с фотоформ в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. Каталог: docs -> 2018 04 11 docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика 2018 04 11 -> Настоящее издание предпринято через восемь лет после последнего выхода 2018 04 11 -> Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделений по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями Скачать 6,73 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 607
База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации
Анализ элементов внимания: нейропсихологический подход
Adey, WR (1969). Спектральный анализ данных ЭЭГ животных и человека при тревожных, ориентировочных и дискриминационных реакциях. В Evans, CR, and Mulholland, TB (eds.), Внимание в нейрофизиологии: международная конференция , Butterworths, Лондон, стр. 194–229.
Google Scholar
Аймоне Марсан, К. (1965). Таламус. Данные о его функциональной анатомии и некоторых аспектах таламо-кортикальной интеграции. Archives Italiennes de Biologie 103: 847–882.
ПабМед Google Scholar
Allport, DA (1980). Паттерны и действия. Когнитивные механизмы зависят от содержания. В Claxton, GL (ed.), Cognitive Psychology: New Directions , Routledge & Kegan Paul, London, стр. 26–64.
Google Scholar
Американская психиатрическая ассоциация. (1987). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам
(ред. 3-е изд.), автор, Вашингтон, округ Колумбия.Google Scholar
Андерсон, Э. В., Сигел, Ф. С., Фриш, Р. О., и Вирт, Р. Д. (1969). Ответы детей с фенилкетонурией на непрерывный тест работоспособности. Журнал ненормальной психологии 74: 358–362.
ПабМед Google Scholar
Асарноу, Р.Ф., Стеффи, Р.А., Маккриммон, Д.Дж., и Клегхорн, Дж.М. (1977). Внимательная оценка приемных детей с риском развития шизофрении. Журнал ненормальной психологии 86: 267–275.
ПабМед Google Scholar
Бакай Прагай, Э. , Мирский, А.Ф., и Абпланалп, Дж.М. (1969). Влияние хлорпромазина и секобарбитала на сопоставление образцов и задачи различения у обезьян. Психофармакология 7: 128–138.
Google Scholar
Бакай Прагай, Э., Мирский, А.Ф., и Накамура, Р.К. (1988). Активность, связанная с вниманием, в нижней теменной и предстриарной коре головного мозга обезьяны во время задачи визуального различения «годен/нет». Неопубликованная рукопись.
ПабМед Google Scholar
Бакай Прагай, Э., Мирский, А.Ф., Фуллертон, Б.К., Осима, Х.И., и Арнольд, С.В. (1975). Влияние электрической стимуляции мозга на визуально контролируемое (внимательное) поведение у мулатки Macaca . Экспериментальная неврология 49: 203–220.
ПабМед Google Scholar
Бакай Прагай, Э., Мирский, А.Ф., Рэй, К.Л., Тернер, Д.Ф., и Мирский, К.В. (1978). Активность нейронов в ретикулярной формации ствола головного мозга при выполнении задачи на зрительное внимание «иду-не иду» у обезьяны. Экспериментальная неврология 60: 83–95.
ПабМед Google Scholar
Баттиг К., Росволд Х.Е. и Мишкин М. (1960). Сравнение влияния лобных и хвостатых поражений на отсроченный ответ и чередование у обезьян. Журнал сравнительной и физиологической психологии 53: 400–404.
Google Scholar
Блейкмор, К., Иверсен, С.Д., и Зангвилл, О.Л. (1972). Функции мозга.
ПабМед Google Scholar
Бурдон, Б. (1901). Восприятие и обозначение имен. Между товарищами , Феликс Алькан, Париж.
Google Scholar
Кэмпбелл Д.Т. и Фиске Д.В. (1959). Конвергентная и дискриминантная проверка по матрице мультипризнаков-мультиметодов. Психологический бюллетень 56: 81–105.
ПабМед Google Scholar
Кантуэлл, Д. П. (1975). Генетика и гиперактивность. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин 16: 261–264.
Google Scholar
Кристенсен, А.Л. (1979). Нейропсихологическое исследование Лурии (2-е изд.), Манксгаард, Копенгаген.
Google Scholar
Древе, Э.А. (1975). Экспериментальное исследование теории Лурии о влиянии лобных поражений на человека. Нейропсихология 13: 421–429.
ПабМед Google Scholar
Дункан, CC (1990).
Google Scholar
Дункан-Джонсон, К.С., и Копелл, Б.С. (1981). Эффект Струпа: потенциалы мозга локализуют источник помех. Наука 214: 938–940.
ПабМед Google Scholar
Федио П. и Мирский А.Ф. (1969). Избирательный интеллектуальный дефицит у детей с височной или центроэнцефалической эпилепсией. Нейропсихология 7: 287–300.
Google Scholar
Фустер, Дж. М., и Уеда, А. (1962). Облегчение выполнения тахистоскопии путем стимуляции покрышечных точек среднего мозга у обезьян. Экспериментальная неврология 6: 384–406.
ПабМед Google Scholar
Глор, П. (1988). Нейрофизиологический механизм генерализованного разряда спайков и волн и его значение для понимания абсансов. В Мыслободский, М.С., и Мирский, А.Ф. (ред.), Elements of Petit Mal Epilepsy , Питер Ланг, Нью-Йорк, стр. 159–209.
Google Scholar
Golden, CJ (1978). Цвет Струпа и словесный тест (кат. № 30150M). Руководство по клиническому и экспериментальному использованию , Столтинг, Чикаго.
Google Scholar
Гольдштейн К. и Шеерер М. (1941). Абстракция и конкретное поведение. Экспериментальное исследование со специальными тестами. Психологические монографии 53: 1–151.
Google Scholar
Грант, Д. А., и Берг, Э. А. (1948). Поведенческий анализ степени подкрепления и легкости смены двух новых ответов в задаче сортировки карточек типа Вейгля. Журнал экспериментальной психологии 38: 404–411.
Google Scholar
Гринблатт, Р. М. (1986). Влияние компрессии ствола мозга на внимание и память (докторская диссертация, Городской университет Нью-Йорка, 1986). Dissertation Abstracts International 47: 1301В.
Хилтон, Э. Б., Наварро, К., Брессман, С., и Браст, Дж. К. М. (1982). Подкорковое пренебрежение. Неврология 32: 776–778.
ПабМед Google Scholar
Хейлман, Р. М. (1979). Пренебрежение и связанные с ним расстройства. В Heilman, KM, and Valenstein, E. (eds.), Clinical neuropsychology , Oxford University Press, Нью-Йорк, стр. 268–307.
Google Scholar
Хейлман, Р. М., и Валенштейн, Э. (1979). Механизмы, лежащие в основе полупространственного пренебрежения. Анналы неврологии 5: 166–170.
ПабМед Google Scholar
Хейлман Р. М., Уотсон Р.Т., Валенштейн Э. и Дамасио А.Р. (1983). Локализация поражений при запущенности. В Kertesz, A. (ed.), Локализация в нейропсихологии , Academic Press, Нью-Йорк, стр. 319–331.
Google Scholar
Герман Б.П. и Уайлер А.Р. (1988). Нейропсихологический исход передней височной лобэктомии. Журнал эпилепсии 1: 35–45.
Google Scholar
Ингрэм Л.Дж., Бридж Т.П., Янссен Р., Стовер Э. и Мирский А.Ф. (1990). Нейропсихологические последствия ранней инфекции ВИЧ-1: оценка и методология. Журнал нейропсихиатрии и клинической неврологии 2: 174–182.
ПабМед Google Scholar
Джаспер, Х. Х. (1958). Последние достижения в нашем понимании восходящей активности ретикулярной системы. В Jasper, HH (ред.), Ретикулярная формация мозга , Little, Brown, Boston, стр. 319–331.
Google Scholar
Ястак, Дж. Ф., и Ястак, Ф. Р. (1978). Тест широкого диапазона достижений (ред. ред.), Jastak Associates, Уилмингтон, Делавэр.
Google Scholar
Джонс, Б.П., Хендерсон, М., и Уэлч, К.А. (1988). Исполнительные функции при униполярной депрессии до и после электросудорожной терапии. Международный журнал неврологии 38: 287–297.
ПабМед Google Scholar
Джонс, Э. Г., и Питерс, А. Э. (ред.). (1986). Кора головного мозга: сенсомоторные области и аспекты корковой связи , Пленум, Нью-Йорк.
Google Scholar
Канеманн, Д. (1973). Attention and Effort , Prentice-Hall, Englewood Cliffs, NJ.
Google Scholar
Каплан Э. и Моррис Р. (1985). Бостонская модификация WAIS-R . Неопубликованная рукопись.
Кауфман А. С. (1979). Интеллектуальное тестирование с помощью WISC-R . Джон Уайли, Нью-Йорк.
Google Scholar
Кил, Ю. В. (1973). Внимание и человеческая деятельность , Goodyear, Pacific Palisades, CA.
Google Scholar
Кремен В.С., Сейдман Л.Дж., Фараоне С.В., Пеппл Дж.Р. и Цуанг М.Т. (в печати). Факторы внимания/обработки информации при психотических расстройствах: повторение и расширение недавних нейропсихологических данных. Журнал нервных и психических заболеваний .
Лансделл Х. и Мирский А.Ф. (1964). Внимание при фокальной и центрэнцефалической эпилепсии. Экспериментальная неврология 9: 463–469.
Google Scholar
Лезак, доктор медицины (1983). Нейропсихологическая оценка , Oxford University Press, Нью-Йорк.
Google Scholar
Линдсли Д. Б. (1960). Внимание, сознание, сон и бодрствование. In Field, J., Magoun, HW, and Hall, VE (eds.), Handbook of Physiology , Американское физиологическое общество, Вашингтон, округ Колумбия, стр. 1553–1593.
Google Scholar
Линдсли, Д.Б., Боуден, Дж.В., и Магун, Х.В. (1949). Влияние на ЭЭГ острого повреждения активирующей системы ствола головного мозга. Электроэнцефалография и клиническая нейрофизиология 1: 475–486.
Google Scholar
Лурия, А. Р. (1966). Высшие корковые функции человека . Основные книги, Нью-Йорк.
Google Scholar
Макворт, Нью-Хэмпшир (1950). Исследования по измерению работоспособности человека. Специальный отчет Совета по медицинским исследованиям (№ 268), HMSO, Лондон.
Google Scholar
Маклин, П. Д. (1990). Триединый мозг в эволюции: роль в палеоцеребральных функциях , Plenum Press, Нью-Йорк.
Google Scholar
Месулам, М. М. (1987). Внимание, спутанность сознания и пренебрежение. В Mesulam, MM (ред.), Принципы поведенческой неврологии , Дэвис, Филадельфия, Пенсильвания, стр. 125–168.
Google Scholar
Милнер, Б. (1963). Влияние различных поражений головного мозга на сортировку карт. Архив неврологии 9: 90–100.
Google Scholar
Мирский А.Ф. (1987). Поведенческие и психофизиологические маркеры расстройства внимания. Перспективы гигиены окружающей среды 74: 191–199.
ПабМед Google Scholar
Мирский А.Ф. и Дункан С.С. (1986). Этиология и проявления шизофрении: нейробиологические и психосоциальные факторы. Ежегодный обзор психологии 37: 291–319.
ПабМед Google Scholar
Мирский А.Ф. и Дункан С.С. (1987). Введение в современные методы клинической нейропсихологии. В Fava, GA, и Wise, TN (eds.), Research Paradigms in Psychosomatic Medicine , Karger, Basel, стр. 167–184.
Google Scholar
Мирский А.Ф. и Дункан С.С. (1990). Поведенческие и электрофизиологические исследования абсансной эпилепсии. В Avoli, M., Gloor, P., Kostopoulos, G. и Naquet, R. (eds.), Generalized Epilepsy: Neurobiological Approaches , Birkhäuser, Boston, стр. 254–269.
Google Scholar
Мирский А.Ф. и Осима Х.И. (1973). Влияние подкорковых поражений алюминиевым кремом на внимательное поведение и электроэнцефалограмму у обезьян. Экспериментальная неврология 39: 1–18.
ПабМед Google Scholar
Мирский А. Ф. и Ван Бурен Дж.М. (1965). О природе «отсутствия» при центрэнцефалической эпилепсии: исследование некоторых поведенческих, электроэнцефалических и вегетативных факторов. Электроэнцефалография и клиническая нейрофизиология 18: 334–348
PubMed Google Scholar
Мирский А.Ф., Бакай Прагай Э. и Харрис С. (1977). Вызванные потенциальные корреляты вызванного стимуляцией нарушения внимания у Macaca mulatta . Экспериментальная неврология 57: 242–256.
ПабМед Google Scholar
Мирский А.Ф., Примак Д.В., Аймоне Марсан К., Росволд Х.Е. и Стивенс Дж.А. (1960). Сравнение результатов психологических тестов у пациентов с фокальной и нефокальной эпилепсией. Экспериментальная неврология 2: 75–89.
ПабМед Google Scholar
Мишкин М. (1978). Память у обезьян сильно нарушена при комбинированном, а не при раздельном удалении миндалевидного тела и гиппокампа. Природа 273: 297–298.
ПабМед Google Scholar
Моруцци, Г., и Магун, Х.В. (1949). Ретикулярная формация ствола головного мозга и активация ЭЭГ. Электроэнцефалография и клиническая нейрофизиология 1: 455–473.
Google Scholar
Муравски, Б.Дж. (1970). Непрерывный тест производительности: мера устойчивого внимания у людей с уремией. In Colelle, RB, and Krueger, KK (eds.), Proceedings of the Workshop on Bioassays in Uremia , Типография правительства США, Вашингтон, округ Колумбия, стр. 72–73.
Google Scholar
Мыслободский М.С. (1976). Petit Mal Epilepsy , Academic Press, Нью-Йорк.
Google Scholar
Нил, Дж. М., Макинтайр, К. В., Фокс, Р., и Кромвель, Р. Л. (1969). Продолжительность опасений у больных острой шизофренией. Журнал ненормальной психологии 74: 593–596.
ПабМед Google Scholar
Нидлман Х.Л., Ганнол К., Левитон А., Рид Р., Переси Х., Махер К. и Барретт П. (1979). Нарушения психологической и школьной успеваемости у детей с повышенным содержанием свинца в дентине. Медицинский журнал Новой Англии 13: 689–695.
Google Scholar
Нухтерляйн, К. Х., Парасураман, Р., и Циюань, Дж. (1983). Визуальное устойчивое внимание: Ухудшение изображения приводит к быстрому снижению чувствительности с течением времени. Наука 220: 327–329.
ПабМед Google Scholar
Пандья, Д. Н., и Йетерян, Э. Х. (1985). Архитектура и связь ассоциативных областей коры. В Peters, A., and Jones, EG (eds.), Кора головного мозга: Ассоциация и слуховая кора , Vol. 4, Пленум, Нью-Йорк, стр. 3–61.
Google Scholar
Парасураман, Р. (1986). Бдительность, мониторинг и поиск. В Бофф, К.Р., Кауфман, Л., и Томас, Дж.П. (ред.), Справочник по восприятию и деятельности человека , Wiley, Нью-Йорк, стр. 43-1–43-39.
Google Scholar
Парасураман Р. и Дэвис Д. Р. (1977). Таксономический анализ показателей бдительности. В Mackie, RR (ed.), Vigilance: Theory, Operational Performance and Physiological Correlates , New York, Plenum, стр. 559–574.
Google Scholar
Парасураман Р. и Дэвис Д. Р. (1984). Разновидности внимания , Academic Press, Орландо, Флорида.
Google Scholar
Парасураман Р., Варм Дж. С. и Дембер В. Н. (1987). Бдительность: таксономия и полезность. In Mark, LS, Warm, JS, and Huston, RL (eds.), Ergonomics and Human Factors: Recent Research , Springer-Verlag, Нью-Йорк, стр. 11–32.
Google Scholar
Пенфилд В. и Джаспер М. (ред.). (1954). Эпилепсия и функциональная анатомия человеческого мозга , Литтл, Браун, Бостон.
Google Scholar
Познер, М. И. (1978). Chrometric Explorations of Mind , Lawrence Erlbaum Associates, Hillsdale, NJ.
Google Scholar
Познер, М. И. (1988). Структуры и функции избирательного внимания. В Болл Т. и Брайант Б.К. (ред.), Клиническая нейропсихология и функция мозга , APA, Вашингтон, округ Колумбия, стр. 169–202.
Google Scholar
Познер М.И. и Петерсен С.Е. (1990). Система внимания человеческого мозга. Ежегодный обзор неврологии 13: 25–42.
ПабМед Google Scholar
Познер М.И., Петерсен С.Е., Фокс П. и Райхл М.Э. (1988). Локализация когнитивных операций в мозгу человека. Наука 240: 1627–1631.
ПабМед Google Scholar
Познер, М.И., Уокер, Дж.А., Фридрих, Ф.Дж., и Рафал, Р.Д. (1984). Влияние повреждения теменной доли на скрытую ориентацию зрительного внимания. Журнал неврологии 4: 1863–1874.
ПабМед Google Scholar
Прибрам, К. Х., и МакГиннесс, Д. (1975). Возбуждение, активация и усилие в контроле внимания. Психологический обзор 82: 116–149.
ПабМед Google Scholar
Ray, C.L., Mirsky, A.M., and Bakay Pragay, E. (1982). Функциональный анализ активности единиц внимания в ретикулярной формации обезьяны. Экспериментальная неврология 77: 544–562.
ПабМед Google Scholar
Рейтан, Р. М., и Дэвидсон, Л. А. (ред.). (1974). Клиническая нейропсихология: текущее состояние и применение , VH Winston and Sons, Вашингтон, округ Колумбия.
Google Scholar
Росволд Х.Е., Мирский А.Ф., Сарасон И., Брансом Э.Д. мл. и Бек Л.Х. (1956). Непрерывный тест производительности повреждения головного мозга. Журнал консультационной психологии 20: 343–350.
ПабМед Google Scholar
Рот, Б. Э., Коннелл, Р. Э., Фот, Р. Э., и Адамс, Б. (1988). Дефицит внимания у больных со сложными парциальными припадками. Эпилепсия 29: 693.
Google Scholar
Раттер М., Тизард Дж. и Уитмор Л. (1970). Образование, здоровье и поведение , Лонгман, Лондон.
Google Scholar
SAS Institute, Inc. (1986). Руководство пользователя SAS: Статистика, версия 5, издание. Версия 5.16 , Автор, Кэри, Северная Каролина.
Google Scholar
Шейбель, А. Б. (1980). Анатомические и физиологические субстраты возбуждения: взгляд с моста. В Hobson, JA, and Brazier, MAB, The Reticular Formation Revisited , Raven, New York, стр. 55–60.
Google Scholar
Сковилл, В. Б., и Милнер, Б. (1957). Потеря недавней памяти после двустороннего поражения гиппокампа. Журнал неврологии, нейрохирургии и психиатрии 20: 11–21.
Google Scholar
Шиффрин, Р. М. (1988). Внимание. В Atkinson, RC, Herrnstein, RJ, Lindzey, G., and Luce, RD (eds.), Stevens’ Handbook of Experimental Psychology (2-е изд.), Wiley, Нью-Йорк, стр. 739–812.
Google Scholar
Шиффрин Р. М. и Шнайдер В. (1977). Контролируемая и автоматическая обработка информации человеком. II: Перцептивное обучение, автоматическое внимание и общая теория. Психологический обзор 84: 127–190.
Google Scholar
Sohlberg, M.M., and Mateer, C.A. (1989). Введение в когнитивную реабилитацию. Теория и практика , Гилфорд, Нью-Йорк.
Google Scholar
Сперлинг Г. и Дошер Б. А. (1986). Справочник по восприятию и человеческой деятельности. У Боффа К.Р., Кауфмана Л. и Томаса Дж.П. (редакторы), Strategy and Optimization in Human Information Processing , Wiley, New York, стр. 2-1–2-65.
Google Scholar
Спитцер Р.Л. и Эндикотт Дж. (1979). График аффективных расстройств и шизофрении: пожизненная версия , Психиатрический институт штата Нью-Йорк, Нью-Йорк.
Google Scholar
Сквайр Л. Р. и Баттерс Н. (ред.). (1984). Нейропсихология памяти , Гилфорд, Нью-Йорк.
Google Scholar
Steinhauer, S. R., Zubin, J., Condray, R., Shaw, D.B., Peters, J.L., and Van Kammen, D.P. (1991). Электрофизиологические и поведенческие признаки нарушения внимания у шизофреников и их братьев и сестер. Тамминга, Калифорния, и Шульц, С.К. (ред.), Достижения в области нейропсихиатрии и психофармакологии, том I: Исследование шизофрении , Рейвен, Нью-Йорк, стр. 169–178.
Google Scholar
Струп, Дж. Р. (1935). Исследования вмешательства в серийных словесных реакций. Журнал экспериментальной психологии 18: 643–662.
Google Scholar
Талланд, Джорджия (1965). Расстроенная память , Academic Press, Нью-Йорк:
Google Scholar
Векслер, Д. (1945). Стандартизированная шкала памяти для клинического использования. Журнал психологии 19: 87–95.
Google Scholar
Векслер, Д. (1974). Шкала интеллекта Векслера для детей — пересмотренная версия , Психологическая корпорация, Нью-Йорк.
Google Scholar
Векслер, Д. (1981). Шкала интеллекта взрослых Векслера, пересмотренная версия . Психологическая корпорация, Нью-Йорк.
Google Scholar
Вайнбергер, Д. Р., Берман, К. Ф., и Зек, Р. Ф. (1986). Физиологическая дисфункция дорсолатеральной префронтальной коры при шизофрении. I: Доказательства регионарного мозгового кровотока (rCBF). Архив общей психиатрии 43: 114–125.
ПабМед Google Scholar
Wickens, CD (1980). Структура ресурсов внимания. В Nickerson, RS (ред.), Attention and Performance VIII , Erlbaum, Hillsdale, NJ, стр. 239–257.
Google Scholar
Уилкинс, А. Дж., Шаллис, Т., и Маккарти, Р. (1987). Фронтальные поражения и устойчивое внимание. Нейропсихология 25: 359–65.
ПабМед Google Scholar
Яковлев П.И. и Лекур А.-Р. (1967). Миелогенные циклы регионального созревания головного мозга. Ин Минковски, А. (ред.), Региональное развитие мозга в молодости , Блэквелл, Оксфорд, стр. 3–70.
Google Scholar
Yingling, C.D., and Skinner, J.E. (1975). Регуляция активности единиц ретикулярного ядра таламуса мезэнцефальной ретикулярной формацией и лобной зернистой корой. Электроэнцефалография и клиническая нейрофизиология 39: 635–642.
ПабМед Google Scholar
Зубин, Дж. (1975). Проблема внимания при шизофрении. В Кицман М.Л., Саттон С. и Зубин Дж. (ред.), Experimental Approaches to Psychopathology , Academic Press, Нью-Йорк, стр. 139–166.
Google Scholar
Скачать ссылки
Расстройства внимания: основные характеристики
8 минутРасстройства внимания включают ухудшение, снижение или изменение этой когнитивной функции. В этой статье мы рассмотрим наиболее частые расстройства и то, с какими состояниями или изменениями они связаны.
Написано и проверено la psicóloga Laura Ruiz Mitjana .
Последнее обновление: 19 января 2023 г.
Внимание — это когнитивная функция, которая позволяет нам обращать внимание на различные стимулы в окружающей среде в течение определенного периода времени ( устойчивое внимание ), в дополнение к выбору информацию, которая нас интересует, и игнорирование информации, которая нас не интересует. Но внимание можно изменить или уменьшить; когда это происходит, то мы говорим о расстройства внимания .
В этой статье мы узнаем, какие существуют расстройства внимания по двум критериям: Количественный (наличие большего или меньшего внимания) и Качественный (когда внимание по какой-либо причине изменено). Кроме того, мы расскажем вам, при каких психологических расстройствах или состояниях эти расстройства проявляются чаще.
Что такое внимание?
Внимание — это когнитивная функция; это 90 837 поведенческих и когнитивных процессов избирательной концентрации на дискретном аспекте информации, игнорируя другие ощутимые аспекты. Однако существует не какой-то один тип внимания, а несколько (устойчивое внимание, избирательное внимание, разделенное внимание и т. д.).
Внимание и осознание
Внимание было определено Блейлером как «проявление аффективности, когда впечатления или идеи, вызывающие интерес, усиливаются, а все остальные подавляются». Кроме того, связь между вниманием и сознанием очень тесная , так как внимание предполагает способность мобилизовать и фокусировать поле сознания на определенных объектах.
История расстройств внимания
Расстройства внимания изучаются десятилетиями. Сегодня теории продолжают меняться по мере появления новых доказательств.Классически расстройств внимания назывались гипопросексия и апросексия , для обозначения, соответственно, снижения способности внимания или его практически полной отмены (недостаток внимания).
Baños and Belloch (1995), цитируемые в Руководстве по психопатологии CEDE (2018), описывают основные положения классических подходов к лечению.
К ним относятся отождествление внимания и концентрации, рассмотрение бдительности и ясности сознания как предпосылок для правильного функционирования внимания, а также уподобление бдительности и концентрации бодрствованию.
По мнению этих авторов, эти предположения составляют предельно упрощенная психопатология внимания . Поэтому многие аспекты или свойства внимания опускаются, сосредотачиваясь только на способности внимания как концентрации или, в лучшем случае, добавляя свойство устойчивого внимания.
Следовательно, единственные расстройства внимания, которые могут быть поняты из этих предположений , связаны с количественными вариациями степени концентрации внимания на стимуле или задаче; стремление к малому или ни к чему, стремление к нескольким вещам или постоянное изменение объекта внимания.
Все это можно рассматривать как гипо- или гиперконцентрацию, то есть крайности континуума концентрации вызывают одни и те же эффекты.
Расстройства внимания
Расстройства внимания включают снижение или изменение внимания . Далее мы опишем расстройства, входящие в классические категории расстройств внимания, а также так называемые псевдоапросексия , парапросексия, и гиперпросексия .
Мы также поговорим о том, какие психологические (или другие) расстройства обычно связаны с появлением каждого из этих расстройств внимания, согласно данным Higueras et al. (1996), цитируется в уже упомянутом CEDE Manual .
Наконец, мы поговорим о некоторых расстройствах, которые предполагаются из когнитивной психопатологии , в соответствии с разделением, предложенным Ридом (1988) (цитируется в CEDE Manual ), и которые лучше было бы собрать в вышеупомянутое предложение Баньоса и Беллоха.
Апросексия
Одним из расстройств внимания является апросексия. Эти расстройства связаны с максимальным снижением способности к вниманию (то есть человек не может воспринимать какой-либо раздражитель).
Их можно увидеть в ситуациях возбуждения и в ступоре. В этих случаях может быть невозможно мобилизовать помощь.
Гипопросексия
Эта категория нарушений внимания включает широкий спектр расстройств, зависящих от степени нарушения способности к внимательности или внимательности. Давайте познакомимся с ними ниже:
Отвлекаемость
Отвлекаемость предполагает внезапную смену внимания и выраженную его нестабильность. Внимание фокусируется на короткое время и на множестве стимулов. Отвлекаемость типична для СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), сумеречного состояния и маниакальных состояний (например, биполярного расстройства).
Эмоционально-внимательная лабильность
Эмоционально-внимательная лабильность предполагает непостоянство и флуктуацию внимания. Это особенно проявляется в ситуациях высокого уровня стресса или тревоги.
Заторможенность внимания
Заторможенность внимания определяется как «неспособность мобилизовать внимание». Поэтому есть определенная степень внимания, но этого недостаточно. Это типично для депрессии и шизофрении.
Небрежность
Синдром игнорирования определяется наличием невнимательности, акинезии и полупространственной небрежности. У лиц с очаговыми поражениями недоминантного полушария головного мозга появляется так называемая односторонняя невнимательность, характеризующаяся тенденцией к игнорированию половины внеличностного пространства.
Проявляется в задачах, требующих симметричного восприятия пространства, таких как письмо или рисование.
Усталость внимания
Утомляемость внимания определяется как «легкое истощение внимания, вторичное по отношению к факторам нарушения работы мозга». Появляется у людей с опухолями головного мозга , деменцией или посттравматической неврастенией.
Апатия
Апатия считается еще одним расстройством внимания и определяется как «трудность удержания внимания на определенных стимулах». Он характерен для астенически-апатических состояний, депрессии и тяжелых расстройств личности.
Растерянность внимания
В этом случае классическая психопатология внимания (описанная в начале статьи) рассматривает растерянность внимания как качественное изменение внимания (а не как количественное изменение, идущее от меньше к большему вниманию). В этом состоянии говорят, что человек не достигает синтеза содержания внимания.
Это довольно сложное явление, и оно подразумевает, что человек «не может уловить конкретное значение явлений и их эффективных отношений, поэтому он не может понять свои действия и обстоятельства, которые их окружают».
Псевдоапросексия, парапросексия и гиперпросексия
У меньшинства людей могут развиться трудно диагностируемые расстройства внимания, такие как псевдоапросексия.В другой категории нарушений внимания, , мы находим псевдоапросексию, парапросексию и гиперпросексию . Но включает ли каждое явление?
- Псевдоапросексия: Это ситуации, которые кажутся апросексией (недостаток внимания), но при которых внимание сохранено и особенно направлено на реакции окружающей среды.
- Paraprosexias: Подразумевают ненормальное направление внимания. Например, они типичны для ипохондрии, когда внимание сосредоточено на симптомах.
- Гиперпросексия: Это чрезмерная или преходящая концентрация внимания. Например, в гиперосознанном состоянии (трансе).
Когнитивная психопатология внимания
От когнитивной модели в изучении психопатологии точка зрения несколько отличается от того, что было упомянуто до сих пор , так как целью является изучение функционирования аномальных процессов познания (как в естественных, так и в искусственных ситуациях).
В соответствии с подходами, более близкими к психологическим исследованиям внимания, Reed (1988) делит расстройства внимания в соответствии с тем аспектом внимания, с которым они наиболее связаны.
Внимание как концентрация
Этот раздел включает изменения , связанные с фиксацией внимания на стимулах , присутствующие при многих психических расстройствах и состояниях, таких как сильная усталость, потребность во сне, состояния недоедания и т. д. В этой группе мы найти два расстройства внимания:
- Психическое отсутствие: Это происходит, когда человек настолько занят своими мыслями, что исключает внешнюю информацию, которая обычно ему доступна, и, следовательно, не реагирует на внешнюю обратную связь относительно изменений в своих привычках.
- Временной разрыв: Это происходит, когда человек «не помнит» последовательность поведения, которая обязательно имела место.
Внимание как выбор
Избирательное внимание — это способность внимания отделять релевантные стимулы от нерелевантных стимулов, основанная на ограниченной способности внимания. В этой категории Рид выделяет явление «настройки» , которое связано со способностью следовать одному источнику информации, когда множество других одновременно конкурируют за привлечение внимания.
Когда происходит изменение этой функции, люди не могут зафиксировать свое внимание. Он появляется при таких расстройствах, как маниакальные эпизоды, тревожные расстройства, сумеречные симптомы или шизофрения.
Внимание как активация
В этой категории мы находим расстройство внимания «туннельного зрения». Появляется в сильно стрессовых ситуациях; На уровне внимания фокус экстремальный и ограниченный.
Таким образом, активация тела вызывает сужение избирательного фокуса внимания , и появляется тенденция отказываться от показателей периферийной информации (деталей) в пользу центральной информации, вызывая это «туннельное зрение».
Внимание как бдительность
Этот термин описывает состояние высокой восприимчивости или чувствительности к раздражителям окружающей среды, а также тип концентрации внимания, определяемый определенными задачами.
Дефицит внимания, такой как бдительность, возникает у людей с шизофренией , у людей с генерализованным тревожным расстройством (ГТР) или у здоровых людей с повышенными показателями тревожности.
Внимание как ожидание/установка/или предвосхищение
Наконец, мы находим внимание как ожидание. Основываясь на наших знаниях и предыдущем опыте, мы ожидаем определенных результатов от окружающей среды. Но у людей с шизофренией, например, им не помогают подготовительные сигналы в когнитивных задачах.
Почему? Потому что им не удается поддерживать состояние предрасположенности, чтобы быстро и адекватно реагировать на стимул, о появлении которого они были проинформированы ранее.
Психопатология внимания охватывает различные расстройства внимания. Здесь мы рассмотрели их с количественной точки зрения ( понимание внимания как континуума , где существуют различные степени его ) и качественные.