Характеристика типов темперамента в психологии: Типы темперамента и их характеристика

Содержание

характеристика и определение темперамента человека

Темперамент — это определённый набор свойств психики индивида, которые имеют в качестве физиологического базиса тип высшей нервной деятельности. Он выражается в поведении, интенсивности проявления чувств, в отношениях к окружающей реальности. Психологический темперамент выступает основой в формировании характера личности. Он обуславливает особенности динамики психической деятельности, а именно скорость реакций, интенсивность, темп, ритмичность, стремительность, амплитуду, с одной стороны, а с другой – силу эмоциональных проявлений личности, ее впечатлительность, лабильность, длительность, скорость возникновения чувств и их прекращения.

Теории темперамента

Выделяют конституциональные и факторные теории о темпераменте.

Конституциональные теории направлены на обнаружение взаимосвязи между психическими свойствами строением тела субъекта.

Э. Кречмер полагал, что индивиды обладают определенным телосложением вследствие наследственной предрасположенности к некоторым психическим заболеваниям. Поэтому он выделял 4 типа телосложения: пикник, диспластик, лептосоматик, астеник. Согласно такой типологии он описал три типа темперамента: иксотимик, шизотимик, цикломатик.

В 40-х годах, в США, Шелдон сформулировал свою концепцию темперамента, которая заключалась в видении тела и темперамента, в качестве параметров одного объекта – личности. Строение тела обуславливает темперамент, который представляет из себя его функцию. Шелдон основывался на существовании определенного соматотипа, то есть типа телосложения, и определял его при помощи трех главных признаков: эктоморфия, эндоморфия, мезоморфия. В соответствии с перечисленными параметрами он выделял три типа телосложения: церебротоники, висцеротоники, соматотоники.

Со временем большинство конституциональных теорий темперамента в психологии поддались острой критике. Главным недостатком подобных теорий считается недооценка, а иногда и открытое игнорирование роли среды и условий социума в образовании психологических свойств личности.

На рубеже 19 – 20 веков появились изыскания, которые сводились к изображению проявлений свойств темперамента субъектов в повседневной обстановке. Так появились факторные теории.

К. Юнг разделил всех индивидов в зависимости причин активности психики, которые могут быть внешними или внутренними, на интровертов и экстравертов. А Нидерландские ученые Э. Вирсма и Г. Хейманс создали опросник, при помощи которого стремились определить основные свойства темперамента, обнаруживающиеся в поведении субъектов. Они считали, что к таким параметрам темперамента нужно отнести три биполярные характеристики: эмоциональность-отсутствие эмоциональности, активность-пассивность, первичная-вторичная функции.

Эмоциональность или отсутствие эмоциональности определяется частотой и интенсивностью проявления эмоциональных реакций в отношении ситуаций, которые вызвали такие реакции. Активность или пассивность проявляются в активности или наоборот в отсутствии активности в труде, обучении, дома, отдыхе. Субъекты с первичной функцией интенсивно и быстро реагируют на посылы окружающего мира, однако эффект быстро гаснет. Субъекты с вторичной функцией характеризуются слабой первичной реакцией на определенный раздражитель, которая постепенно увеличивается и сохраняется на более длительный промежуток времени.

Айзенк определял людей с первичной функцией к экстравертам, а с вторичной – к интровертам. Субъекты с первичной функцией проявляют себя импульсивными, легко мирящимися с обстоятельствами, находящимися в движении, веселыми, шутливыми, легкомысленными, с легкостью идущими на контакт с социумом личностями. Индивиды, у которых преобладает вторичная функция, более серьезные, они в основном педанты, характеризуются спокойствием, выдержкой, замкнутостью, добросовестностью, склонностью к депрессивным состояниям. При комбинировании перечисленных характеристик можно получить восемь типов темперамента.

Итак, понятие темперамента подразумевает под собой совокупность психических свойств, которые являются составной частью личности, характерных для конкретного индивида и определяют его поведение и взаимодействие со средой. Определить тип темперамента можно при помощи разнообразных методик, специально разработанных опросников и тестов.

Темпераменты человека

Давно установлен факт, что человеческая психика неповторима. Ее уникальность имеет тесную взаимосвязь со специфичностью биологической и физиологической структуры, развития организма, уникальной композиции социальных взаимодействий и контактов. Понятие темперамента содержит в себе различия в психических проявлениях между индивидами. Эти различия заключаются в глубине, силе, стабильности эмоциональных реакций, впечатлительности, активности, темпе реакций и других подвижных, индивидуально-устойчивых психических свойств, поведения и деятельности.

Сегодня ученые признали тот факт, что темперамент является своеобразным биологическим базисом, на котором основывается развитие индивида в качестве социальной личности. Темперамент воспроизводит динамические стороны поведения, главным образом, врожденного характера. Собственно поэтому свойства темперамента являют собой наиболее неизменными и константными в сравнении с прочими психическими особенностями личности. К наиболее неординарным особенностям темперамента можно отнести закономерность сочетания различных свойств темперамента конкретного индивида. Все свойства динамической характеристики, присущие конкретному индивиду, взаимосвязаны между собой и образуют определенный союз.

Психологический темперамент – это специфический набор индивидуально-своеобразных проявлений психики, которые обуславливают динамичность психической деятельности личности. Они характеризуются одинаковым проявлением в различных видах деятельности, однако они не подвластны содержанию такой деятельности, ее целям, мотивациям и остаются неизменными в зрелом возрасте. В зависимости от взаимосвязей, психические свойства характеризуют типы темпераментов.

Ученые давно установили подчиненность течения психических процессов и поведенческих характеристик человека функционированию нервной системы, которая выполняет доминирующую и контролирующую роль в организме личности. Теория взаимосвязи отдельных общих свойств процессов психики с темпераментом была предложена Павловым.

Павлов сделал вывод, что виды нервной системы проявляют себя в качестве врожденных компонентов и сравнительно слабо подвержены модификациям под влиянием среды и воспитательных процессов. Он полагал, что параметры нервной системы создают физиологический фундамент темперамента, являющийся психической реакцией универсального типа нервной системы. И. Павлов внес предложение распространить на людей типы нервной системы, выявленные в ходе исследований животных.

Можно выделить следующие важнейшие свойства темперамента, которые обуславливают определенные типы темперамента человека: реактивность, активность и соотношение между ними, сензитивность, ригидность и пластичность, темп реакций, интроверсия-экстраверсия, эмоциональная возбудимость.

Сензитивность выражается в наименьшей силе внешних влияний, необходимой для возникновения любой психологической реакции.

Реактивность определяется степенью непреднамеренности реакций либо на внутренние, либо на внешние раздражители равной силы, например, критические высказывания или обидные слова.

Активность демонстрирует, насколько сильно (интенсивно) субъект влияет на окружающую внешнюю среду и преодолевает преграды в решении задач, достижении собственных целей, намерений, например, настойчивость, целеустремленность, концентрация внимания.

Соотношение активности и реактивности обуславливает зависимость деятельности субъектов, начиная от случайных внутренних или внешних условий, например, настроения, или от намерений, взглядов, целей.

Пластичность и ригидность проявляется в простоте и гибкости адаптации индивида к воздействиям внешнего характера (пластичность) или в инертности его поведения.

Темп реакций обуславливает быстроту протекания всевозможных психических процессов, например, скорость ума, темп речи, динамичность жестов.

Экстраверсия-интроверсия характеризует подвластность реакций и деятельности индивидов внешним впечатлениям, которые возникают в данное конкретное мгновение (экстраверсия), или от представлений, образов и мыслей, которые связаны с минувшим и будущим (интроверсия).

Эмоциональная возбудимость обуславливается тем, насколько слабо выражено необходимое воздействие для появления эмоциональных реакций, с какой быстротой они возникают.

Основываясь на вышеперечисленных свойствах, выделяют 4 типа темперамента – это сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

Гиппократ и темперамент

Творцом теории о типах темпераментов можно по праву назвать Гиппократа – древнегреческого врача. Он утверждал, что индивиды разделяются в зависимости от соотношения 4-х главных жидкостей, находящихся в теле субъектов: флегмы, крови, желтой и черной желчи, вмещающихся в его организме. Описание темпераментов Гиппократом является первой типологической теорией.

Темперамент холерик по теории Гиппократа характеризуется превалированием желтой желчи, что делает субъекта импульсивным.

Флегматик темперамент характеризуется доминированием лимфы, что делает субъекта медлительным и спокойным.

Темперамент сангвиник обуславливается преобладанием крови, что делает личность подвижной и веселой.

Меланхолик темперамент определяется преобладанием черной желчи, что делает индивида боязливым и грустным.

Каждый темперамент характеризуется наличием и положительных, и отрицательных качеств. При помощи воспитательного процесса, контроля и самосовершенствования можно дать возможность каждому типу темперамента проявлять себя с лучших сторон.

Меланхолик темперамент, например, может обнаружить себя человеком впечатлительным, с глубочайшими переживаниями, волнениями и эмоциями.

Флегматик темперамент – выдержанной и ответственной личностью, человеком, не предрасположенным к принятию поспешных и необдуманных решений.

Темперамент сангвиник может проявиться в качестве энергичности и гибкости, умении быстро справляться с любым видом деятельности, а темперамент холерик может выражаться в страстном энтузиазме.

Меланхолик является замкнутой и довольно застенчивой личностью, что может мешать ей в процессе налаживания социальных контактов. Флегматик характеризуется выраженным безразличием к окружающим людям, что тоже не способствует социальным контактам. Сангвиник отличается своей поверхностью, непостоянством, некоторым легкомыслием и разбросанностью, что ведет к быстрой смене интересов и безразличию. Беда холерика лежит в его поспешности в принятии решений, что ведет к неправильным решениям.

Виды темперамента

Сегодня наиболее распространена типология, которая включает в себя 4 темперамента.

Индивид с сангвиническим типом темперамента выделяется сравнительно слабой интенсивностью процессов психики и быстротой сменой одних процессов другими. Сангвинику присущи легкость и скорость возникновения новых состояний эмоционального характера, которые вследствие быстрой смены одного состояния на другое, не оставляют глубокого следа в его сознании.

Часто сангвинический индивид отличается довольно богатой мимикой, а его эмоциональным волнениям сопутствуют разнообразные выразительные жесты и движениями. В принципе, сангвиника можно назвать жизнерадостным субъектом, отличающимся высокой подвижностью. Внешняя подвижность связана с быстротой психических процессов. Поэтому он довольно впечатлителен, менее сконцентрирован, быстро откликается на внешние раздражители и устремлен в собственные персональные переживания.

Сангвиники довольно легко справляются с порученными задачами, которым необходима быстрота мышления при условии, что такие задачи не будут чрезмерно трудными или серьезными. Сангвинический субъект легко берется за выполнение различной деятельности, однако вместе с тем также легко забывает о ней вследствие появления заинтересованности новым делом. В принятии решений он часто поспешен и редко их долго обдумывает. Он характеризуется легкостью в коммуникационном взаимодействии с окружающим социумом. Вместе с тем, его отношение к людям можно охарактеризовать как поверхностное, так как он легко и просто расстается со всеми привязанностями, очень быстро забывает неприятности и радости, разочарования и обиды.

Холерический индивид характеризуется большой силой и ярким проявлением эмоциональных реакций и скоростью их протекания, что демонстрируется в горячности и отходчивости, которая следует сразу за бурными переживаниями. Холерик характеризуется вспыльчивостью, страстностью и отличается резкой сменой эмоциональных состояний и чувств. У холерика все чувства очень глубоки, что и обуславливает то, что они могут захватить его целиком. Он всегда глубоко и сильно переживает все горести и радости, что проявляется в его мимике, жестах и действиях. Индивиды холерического типа выделяются высокой подвижностью, но природа их подвижности немного другая, чем у сангвиников. Сангвиник характеризуется быстротой, плавностью и ловкостью в движениях, а холерик – резкостью и стремительностью. Для холерического типа свойственна высокая активность и энергичность.

Меланхолическому индивиду свойственно довольно медленное протекание процессов. Эмоциональные переживания у людей с этим типом отличаются значительной глубиной, что накладывает отпечаток на всю структуру его личности. Эмоции, настроения и чувства меланхолика отличаются однообразностью, но вместе с тем и устойчивостью. Нередко они имеют астенический характер. Меланхолические индивиды нередко довольно болезненно реагируют на внешние обстоятельства, довольно легкоранимые, тяжело переживают жизненные трудности. Часто среди них можно встретить замкнутых и необщительных людей. Внешний облик меланхолика характеризуется медлительностью движений, однообразностью и сдержанностью. Психологическая характеристика темперамента меланхолика выражается в упадничестве, отсутствии бодрости и твердости в своих поступках, постоянными сомнениями, а в более резких проявлениях и пассивности, вялости, незаинтересованности доверенным индивиду делом.

Внешне флегматический субъект отличается, главным образом, малой подвижностью, медлительностью и вялостью движений, не энергичностью. От такого человека не следует ожидать быстроты реакций и действий. Его характеризует низкая эмоциональная возбудимость. Чувства и настроения флегматика отличаются ровностью и медленной изменчивостью. Такой человек характеризуется невозмутимостью и размеренностью действий. Мимика и жесты флегматика довольно однообразны и бледны, речь неторопливая, лишенная живости, ее не сопровождают выразительные движения. Перед любой деятельностью флегматичная личность будет долго и основательно обдумывать грядущие действия. Однако наряду с этим, принятые решения флегматик будет выполнять спокойно, и следовать им неотступно. Он характеризуется привязанностью к привычной работе, и плохим переключением на новые виды деятельности.

Однако не стоит думать, что личность можно отнести только к одному из представленных выше видов темперамента. Чистые сангвиники или флегматики, холерики или меланхолики в реальной жизни практически не встречаются. Характер любого индивида обычно неординарно объединяет в себе черты, свойственные разным темпераментам. Также не существует типов высшей нервной деятельности, которые бы идеально подходили для выполнения той или иной деятельности, так как любой ее вид предъявляет психике индивида и ее динамическим свойствам определенные требования. Поэтому можно сделать вывод, что темперамент и деятельность между собой тесно взаимосвязаны. Деятельность может способствовать развитию тех или иных качеств темперамента.

Определение темперамента

Типом нервной системы обуславливается психологическая характеристика темперамента, которая выражает, главным образом, врожденные характерные черты поведения. Именно посредством темперамента индивид проявляет свое отношение к происходящим событиям. Нужно понимать, что в мире не существует более хороших или совсем уж плохих типов высшей нервной деятельности. Каждый тип обладает своими особенностями. Типы темперамента человека представлены четырьмя, однако в чистом виде встретить у человека тот или иной темперамент практически невозможно.

Определение типа темперамента может помочь не только определить свой персональный тип, но и понять, какие качества присущи субъектам с другими видами темперамента. Для более эффективного взаимодействия с окружающим социумом и научению сглаживания «острых углов» в конфликтных ситуациях человеку следует знать, к какому из типов темперамента он может отнести себя и других. Зная свой темперамент, он сможет не только понимать свою реакцию на конкретный раздражитель и знать ее мотивы, но и предсказывать собственные поведенческие реакции в разнообразных ситуациях, что позволит более ясно, четко представлять персональные цели, строить детальный план поступков для их реализации. Это все в целом приведет к успешности и самоэффективности.

Определение типа темперамента окружающих людей поможет человеку выбрать верный стиль взаимодействия с определенными людьми. Так, например, с флегматическими или меланхолическими индивидами следует вести себя уравновешенно и спокойно, а с сангвиническими и холерическими типами, наоборот, более активно. Знание темперамента позволит улучшить отношения с окружающим социумом.

Определить тип темперамента можно при помощи теста Айзенка, который сегодня является наиболее распространенной методикой. Айзенк в своей методике использовал разработанную К. Юнгом шкалу, определяющую экстраверсию-интроверсию, на основе которой выстроил классификацию типов характеров, в зависимости от устойчивости нервной системы. Диагностика темперамента также может проводиться при помощи личностных опросников, разработанных такими известными личностями, как Стреляу, Русалов.

Характер и темперамент

Основными свойствами личности являются характер и темперамент. Темперамент не бывает плохим или хорошим. Он придает неординарность поведению личности, но ни при каких обстоятельствах не обуславливает мотивы, поступки, убеждения и моральные устои. Темперамент и личность тесно взаимосвязаны между собой. Он является общей основой множества личностных свойств и в первую очередь характера.

Человек может проявлять одинаковые динамические особенности в совершенно разных ситуациях, но при этом темперамент воздействует только лишь на форму выражения либо проявления характера. Так, например, настойчивость холерика обнаруживается в его бурливой деятельности, флегматика – в глубокой концентрированности. Каждый темперамент обладает своими собственными положительными или отрицательными акцентами. Примерами позитивных свойств холерика могут быть страстность, энергичность, активность, сангвиника – подвижность, оживленность, участливость, меланхолика – глубина и постоянство чувств, высокая эмоциональность, флегматика – уравновешенность и отсутствие торопливости.

Однако при этом не каждый холерик будет энергичным и не каждый сангвиник отзывчивым. Эти качества следует вырабатывать в себе, а темперамент может лишь облегчить или затруднить такую задачу.

Б. Теплов считал, что при любом типе темперамента появляется опасность формирования нежелательных черт характера. Холерический тип темперамента может провоцировать индивида на несдержанность, резкость, склонность к вспыльчивости. Сангвинический тип может привести индивида к легкомысленности, склонности разбрасываться, недостаточной устойчивости. При меланхолическом типе у индивидуума может сформироваться чрезмерная необщительность, замкнутость, склонность всецело погружаться в личные переживания, излишняя стеснительность и застенчивость. Флегматический тип может содействовать тому, что индивид будет апатичным, вялым, безынициативным, инертным, равнодушным к происходящим с ним и вокруг него событиям.

Некоторые свойства темперамента вырабатываются в деятельности личности и во многом обусловливаются ее направленностью.

Темперамент и деятельность тесно взаимосвязаны, ведь от типа темперамента зависит продуктивность деятельности. Характер также как и ценные качества личности формируются на основе выраженных свойств каждого типа высшей нервной деятельности.

Характеристика темпераментов

Характеристика типов темперамента основана на протекании нервных процессов, проявлении в деятельности, моторики.

Базисом темперамента сангвиника является тип нервной системы, характеризующийся подвижностью, силой и уравновешенностью. Сангвинику присуща высокая психическая активность, реактивность, скорость протекания психических процессов, живость, пластичность, быстрота движений и темпа речи. Он характеризуется легкой приспособляемостью к быстро меняющимся условиям среды и высокой сопротивляемостью жизненным трудностям. В деятельности он отличается энергичностью, продуктивностью и работоспособностью. В общении легко устанавливает социальные контакты, отзывчивый, коммуникабельный, непостоянен и изменчив.

Базисом темперамента холерика является тип нервной системы, характеризующийся силой, неуравновешенностью и подвижностью. Холерику присущ высокий уровень психической активности, реактивности, лабильность. Он характеризуется сильными и энергичными движениями, резкостью и стремительностью жестов, выразительностью мимики, быстротой речи. У холерика повышенный уровень эмоциональной возбудимости. В деятельности он характеризуется увлеченностью. В общении холерик бывает вспыльчивым, необузданным, нетерпеливым, несдержанным, лаконичным. У него превалирует деловой стиль общения.

Базисом темперамента флегматика является тип нервной системы, характеризующийся силой, уравновешенностью и инертностью. Такие люди всегда спокойные, настойчивые и уравновешенные.

Флегматики характеризуются низкой степенью психической активности, медлительностью протекания психических процессов. Им присуща невысокая реактивность и эмоциональная возбудимость. Движения у них медленные, невыразительные и немногочисленные. Мимика и жесты довольно однообразны. Речь равномерная и мало эмоциональная. Флегматики – это невозмутимые люди с неизменным настроением и устремлениями. В деятельности они склонны проявлять упорство и продуманность. Стараются доводить начатое дело до логического завершения. Флегматик с опасением относится к переменам. Им трудно привыкать к новым индивидам, поэтому отличаются постоянством общения. Они с трудом сближаются с новыми людьми.

Базисом темперамента меланхолика является тип нервной системы, характеризующийся слабостью, повышенной чувствительностью. Он характеризуется низкой стадией психической активности, замедленным протеканием всех психических процессов, сравнительно быстрой утомляемостью. Ему присущи медленные, сдержанные движения, слабо выраженные жесты, приглушенная речь, выразительная мимика, повышенная утомляемость. В общении меланхолики избирательны, устойчивы и постоянны в привязанностях, надежны и замкнуты.

Для того чтобы иметь возможность в общении, обучении, совместной деятельности, учитывать собственные особенности или характерные проявления других людей, нужно знать, как определить темперамент.

Особенности темперамента

Сегодня описание темпераментов представляет собой описание совокупности природных свойств, обусловливающих динамические особенности человеческой психики, например, интенсивность, быстрота, ритм процессов психики, которые в равной степени обнаруживаются в разной деятельности вне зависимости от ее мотивов, содержания и целей.

Тип высшей нервной деятельности не отражает мотивационную сторону личности, морально-ценностные ориентиры, мировоззрение и не определяет ее содержательные характеристики. Он всего лишь задает конфигурацию, в которой выражаются все остальные черты. Наряду с этим некоторые особенности типов высшей нервной деятельности могут противостоять или способствовать формированию определенных качеств личности.

Темперамент существенно видоизменяет все внешние воздействия, которые влияют на развитие личности. Он отличается от прочих явлений, которые делают психику динамичной (настроение, мотивы, социальное давление) комплексом только ему свойственных особенностей. Первая особенность – это онтогенетическая первичность, которая заключается в том, что если просматриваемая у взрослого индивида динамическая особенность была ранее ему присуща, то она, естественно, имеет отношение к свойствам темперамента. Вторая особенность – устойчивость, которая заключается в том, что качества типов высшей нервной деятельности на протяжении длительного промежутка времени не изменяют свою относительную величину, ранговые места в системе качеств личности. К темпераменту имеют отношения только лишь определенные особенности динамического характера, которые при рядовых жизненных условиях выражаются особенно часто и более типичны данному индивиду. Это является третьей особенностью. Четвертая заключается в том, что все свойственные качества темперамента обнаруживаются даже при неблагоприятных, сдерживающих их факторах.

Темперамент ребенка

Все индивиды на планете разные и обладают уникальным набором качеств, черт. Каждый субъект в жизни выбирает свою дорогу и близкую ему роль. Так, например, если присмотреться, то в любой группе людей можно выделить лидеров, у которых стопроцентно будет превалировать сангвинический темперамент.

Движущей силой любого коллектива являются индивиды с преобладанием холерического темперамента. Также и дети, какими бы они не казались похожими, обладают индивидуальным набором черт и качеств, свойств нервной системы, присущих конкретному малышу. Для того чтобы правильно воспитывать ребенка, эффективно с ним взаимодействовать и обучать его, нужно знать, как определить тип высшей нервной деятельности. Ведь он в будущем предопределит развитие его психики, формирование характера, склонностей и способностей к какому-нибудь виду деятельности, способа проявления эмоций и т.д.

Темперамент и личность ребенка между собой тесно взаимосвязаны. Ведь темперамент является природным фундаментом для проявления личностных психологических качеств. Но не стоит забывать, что при любом типе высшей нервной деятельности можно сформировать у ребенка качества, которые не будут присущи данному темпераменту. Для того чтобы знать каким качествам стоит уделить большее внимание при воспитании малышей, для лучшего их понимания, развития всесторонней личности, нужно определить, какой именно тип преобладает у них.

Диагностика темперамента у детей проводится при помощи наблюдения за их поведением и специально адаптированных личностных опросников. Наиболее быстро можно определить тип темперамента при помощи опросника, разработанного Айзенком. Недостатком его является то, что с его помощью невозможно диагностировать детей дошкольного возраста. Для изучения темперамента у малышей дошкольного возраста лучше использовать методику, предложенную Кашаповым. Она заключается в направленном наблюдении за детьми.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

виды в психологии и описание черт людей – nenumerolog

Люди рождаются с определенными задатками. Типы темперамента человека и их характеристика уже предопределены, изменить их в течение жизни не получится. Это так называемые базовые настройки. Именно поэтому так важно знать свои достоинства и недостатки, чтобы усиливать первые и искать способы, как взять под контроль вторые. Стоит познакомиться и с общей информацией по этой теме. Практическое применение таких знаний — построение конструктивного диалога, личных отношений или эффективное управление коллективом. Если хочется разобраться в себе, узнать о том, как опираться на природные преимущества на пути к цели, справляться со слабостями, то стоит обратиться за консультацией к экспертам школы неНумерологии.

Типы темперамента кратко

Это склонность человека к конкретной модели поведения и восприятия жизни. По сути, совокупность генетически обусловленных психических качеств, определяемых видом нервной деятельности. Их можно сгладить, но нельзя изменить, причем в экстренных ситуациях главенствуют именно врожденные модели.

Выделяют 4 основных психотипа, но они встречаются в чистом виде настолько редко, что их берут как хрестоматийные образцы. Чаще всего дело приходится иметь со смешанными видами, у которых есть определенные преобладающие черты, по ним и определяют принадлежность к какой-либо группе. Описание каждого темперамента дает точки опоры для оценки своих особенностей и тех, что присущи людям из ближайшего окружения.

У человека присутствует признаки всех психотипов, но 1−2 становятся ведущими. При этом возможна временная передача лидерства от основного к менее выраженному. Подобное происходит, если:

  • Базовый не справляется в конкретной ситуации.
  • Идет переживание личной трагедии, стресса, критического периода в жизни.
  • Наблюдается активизация типа в разных сферах жизни.

Все это довольно усреднено, но принцип понятен. Естественно, что большое значение имеют личные качества и черты характера.

Свойства темперамента

Это субъективные психические характеристики, обладающие устойчивостью. Они неизменны на протяжении всей жизни, обеспечивают динамическую деятельность психики.

Сензитивность

Уровень чувствительности у людей разный, но именно он помогает реагировать на внешние раздражители с различной долей экспрессивности. Повышенная восприимчивость часто сопровождается тревожностью, мнительностью. Это оценка скорости ответных действий на громкие звуки, внезапно вспыхнувший яркий свет.

Реактивность

Для классификации темперамента в психологии важно учитывать степень негативного ответа на раздражитель. От этого показателя зависит отвлекаемость человека и возможность сосредоточения. При высоких значениях индивид непредсказуем в действиях, им трудно управлять. Решения принимаются быстро, но под влиянием эмоций, зато в критических ситуациях именно эта черта повышает шансы на выживание или правильные действия для спасения других. Во многих компаниях при рассмотрении кандидатов на некоторые должности обязательно проверяют этот показатель.

Активность (пассивность)

Важная составляющая, которая влияет на скорость реакции на внешние обстоятельства, качество выполнения работы, склонность к определенному виду деятельности, вид мотивации. Определяется соотношением ориентации индивида на внешний мир и сосредоточенностью на личных целях, желаниях, потребностях.

Пластичность (ригидность)

Так обозначают способность к адаптации. Чем она выше, тем быстрее человек способен принять новые условия и обеспечить себе приемлемый уровень эмоционального комфорта. Такие личности легко переносят командировки и вынужденные внезапные переезды, быстро ориентируются в незнакомой обстановке, без проблем принимают изменения в планах.

В противоположность этому есть индивидуумы, просто теряющиеся при внезапных переменах, тяжело привыкающие к другому месту жительства, старающиеся не менять работу, чтобы не притираться в незнакомом коллективе.

Экстраверсия (интроверсия)

В общих чертах, так называется стремление к общению или одиночеству. Это ориентация на внешний или внутренний мир, исправить установку не получится, она врожденная. Другое дело, что можно развить качества, облегчающие коммуникацию с окружающими, если этого требуют обстоятельства. Но в большинстве случаев экстраверты все равно будут скучать и чахнуть без собеседников, а интроверты — тяготиться нахождением в шумной компании.

Возбудимость эмоций

За меру берется минимальный внешний возбудитель, при котором человек готов реагировать. Повышенный порог мешает полноценно жить, развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, пониженный порождает черствость и отрешенность от окружающей действительности.

Темп реакций

В категорию входит скорость речи и жестикуляции, интенсивность мыслительных процессов в определенный временной промежуток. Эта характеристика практически не поддается тренировкам, дается с рождения. Люди с высокими показателями чрезвычайно ценятся в ряде профессий.

Свойства психотипа тесно связаны с работой нервной и эндокринной системы, а также с конституцией. Они не могут кардинально измениться, с возрастом только слегка трансформируется форма их выражения.

Краткая характеристика 4 типов темперамента

В человеке мирно уживаются признаки всех видов, но обязательно есть ведущие. Это нужно учитывать, чтобы вовремя корректировать свое поведение и общение с собеседником, уметь адекватно реагировать на обстоятельства.

Флегматик

Спокойный и медлительный, движения неторопливые, законченные, речь уверенная, аргументированная. Часто наблюдается массивное телосложение, широкая грудная клетка, крупные черты лица. Долго сходится с людьми, тяжело отпускает.

Надежный серьезный партнер, в работе ценит стабильность. Не воспринимает резкой смены планов, может от этого впасть в ступор. Действовать по нестандартным вариантам или в системе многозадачности не способен. Он пассивен, осторожен и рассудителен, может быть занудным, доводя собеседника до эмоционального взрыва. Но вместе с тем доброжелателен, невозмутим, практически не реагирует на критику и скандалы, умеет дистанцироваться от них, временно отключаясь от реальности.

Если удается вывести его из себя, то он может поразить яростью и накалом страстей, успокаиваться флегматик будет долго. Не стоит забывать о его злопамятности. Ему нет равных в выполнении кропотливой работы, требующей высокой степени сосредоточенности, в долгосрочных проектах по заранее утвержденному плану с хорошей детальной проработкой каждого этапа. Если дать описание видов темперамента кратко, то лидирующим качеством для флегматика служит основательность во всем.

Сангвиник

Активный, общительный, открытый. Широкие короткие кости, устойчивая прямая осанка, круглая голова, внушительная по объему шея. Быстро знакомится и не менее стремительно разрывает отношения. Отличный организатор, лидер, амбициозный и любящий признание. Самый мощный стимул к работе — деньги.

При возникновении препятствий игнорирует проблему, при этом видит положительные черты в сложившейся ситуации, сам не предпринимает действий по ее устранению, а успешно находит исполнителя. Легко адаптируется к новым условиям, плохо разбирается в людях, без задержки переходит от смеха к гневу, но способен контролировать эмоции. Сильный, подвижный и уравновешенный, быстро возбуждается и с такой же скоростью тормозится.

Холерик

Классификация темперамента человека, краткое описание типов обязательно учитывает скорость психических реакций. У людей данной группы она приближается к самым высоким показателям. Это личности — искры, загорающиеся от малейшего трения, но и стремительно гаснущие.

Великолепные лидеры и ораторы, они обладают высоким ростом, худощавым телосложением. Жесты рваные, порой незаконченные, мимика выразительная. Темп речи высокий, фразы произносятся экспрессивно, присутствует перескакивание с одной темы на другую. Быстро привязываются к людям, тяжело переживают расставание. В сложных ситуациях такой человек раздражается, бурно выражает негодование, а потом идет решать проблему. Как правило, успешно.

Не мыслит жизни без общения, ему необходимо внимание и восхищение. Любит рисковать, азартен, часто чувство самосохранения снижено. Процессы возбуждения преобладают над торможением, эмоциональный фон неуравновешенный, наблюдаются частые резкие перепады настроения.

Меланхолик

Для него характерна чуть сутулая осанка, взгляд, направленный вниз или мимо собеседника, неуверенные движения, замедленная речь, изобилующая эпитетами и образными сравнениями. Хрупкое телосложение, тонкие кости, слабые мышцы, треугольное лицо с широким лбом выделяют такого человека из толпы.

Тяжело знакомится и расстается, редко кого вводит в ближний круг. Творческая личность, предпочитает работать индивидуально или в небольшом доброжелательно настроенном коллективе, не любит шумных компаний и бесцеремонного стиля общения. Прекрасно чувствует себя в одиночестве, тяготится необходимостью выступать на публике, если это не является его профессией.

В стрессовой ситуации теряется, опускает руки, начинает переживать. Очень чувствительный, может расплакаться в ответ на самую мягкую критику. Когда выделяют темпераменты человека, типы, описание и их характеристика обязательно включает акцент на ведущих чертах. У меланхолика это интуиция, эмпатия и аналитические способности. Он способен замечать мелочи, сопоставлять и делать удивительно верные выводы. Быстро распознает ложь и притворство, первым замечает негативные признаки в бизнесе, личных и рабочих отношениях. В сложных случаях предлагает нестандартное решение, которое впоследствии оказывается оптимальным.

Как определить свой психотип

Для этого можно долго и упорно фиксировать свои реакции и особенности поведения, но все равно такой подход будет предвзятым. Лучше пройти тест. Например, очень интересна формула психотипа Белова.

Взяв за основу факт, что чистых видов практически не бывает, а на темперамент, черты характера и виды реакций в равной степени влияет воспитание, окружающая среда и род деятельности, ученый предложил оригинальный опросник. Он позволяет выявить ведущие особенности, показать в процентном соотношении, какие из них преобладают. Главное условие при ответах на вопросы — не задумываться, действовать интуитивно.

При расшифровке результаты могут оказаться достаточно интересными. Не нужно их воспринимать как истину в последней инстанции, но стоит принять как повод к размышлению. Для более глубокого анализа рекомендуется обратиться к специалисту.

Критерии определения

Единой системы и стандартов по этому вопросу нет. Для удобства были взяты наиболее интересные и обоснованные.

Гиппократ и Гален

Теория ученых Древнего мира заслуживает рассмотрения и в наши дни. Они первыми вывели систему 4 типов темперамента, основанную на идее о преобладании в теле каждого человека определенного «сока жизни». Основными качествами были названы:

  • холерик — истеричность;
  • сангвиник — активность;
  • флегматик — невозмутимость;
  • меланхолик — грусть.

Иван Павлов

Ученый опирался на такие характеристики, как сила, подвижность и уравновешенность. По этой системе меланхолик относится к слабому психотипу, а остальные к сильному.

Ганс Айзенк

Разработанный им тест стал основным для тех, кто стремится к самопознанию. В качестве базовых понятий он взял:

  • Интроверсию-экстраверсию, показывающие соотношение внимания к внешнему и внутреннему миру, общественным и личным потребностям.
  • Нейротизм, определяющийся как уравновешенность либо эмоциональная нестабильность.
  • Психотизм, трактующийся как устойчивость к стрессам и склонность к психозам.

Влияние темперамента на жизнь человека

Люди могут добиться успеха вне зависимости от того, к какому типу принадлежат. Главное, опираться на свои сильные стороны и выбирать направление деятельности, к которому лежит душа. Если нельзя изменить природные данные, то нужно постараться сгладить недостатки и обернуть их себе на пользу. Не стоит также пытаться искусственно замедлиться или ускориться, лучше жить в комфортном для себя темпе, что позволит избежать внутриличностных конфликтов и нервных расстройств.

Возможно ли его изменить

Это неизменные характеристики, даются от рождения, зависят от скорости нервных реакций. Характер формируется постепенно, практически в течение всей жизни и вот он поддается трансформации.

Определение темперамента и краткие инструкции по взаимодействию

Многое может сказать поза, манера жестикуляции, скорость речи, реакция на экстренную ситуацию. Метод требует наблюдательности, терпения и времени, зато открывает основные черты собеседника и дает возможность построить с ним продуктивное общение.

С холериком

Желательно не отзеркаливать его поведение, когда он раздражен или сердится. Гораздо лучше сохранять доброжелательное спокойствие. Слова, сказанные в запале, не стоит принимать всерьез, у такого человека язык порой действительно его враг. В работе давить не надо, эффективнее оказать поддержку и выразить восхищение его деловой хваткой.

С сангвиником

У него на первом месте общение, при этом выслушивать жалобы от других он не склонен. Поинтересуйтесь его делами и он весь ваш. Признавать ошибки и просить прощения такие личности не умеют, не стоит заострять на этом внимание. Лучше поинтересоваться его мнением, начать строить совместные планы, обеспечить приток новых впечатлений и положительных эмоций. В этом случае информация о том, какие бывают виды и типы темпераментов человека и их характеристика, кратко изложенная в любом справочнике по психологии, поможет не совершить фатальную ошибку и удержаться с сангвиником в положении равноправных партнеров.

С меланхоликом

Нельзя давить и подгонять, критика тоже под запретом. На первом месте деликатность и понимание, соблюдение личных границ и ненавязчивые контакты, желательно, по делу. Такой индивид не терпит суеты, от приказного тона впадает в ступор и теряет свои ценные свойства как работник. Это внимание, терпение и нестандартный подход к решению задач любой сложности. Для сближения хороша задушевная беседа на сентиментальную тему, торопиться не следует, иначе войти в ближний круг не удастся.

С флегматиком

Это природные консерваторы, не любящие перемен и ценящие основательность. О планах нужно извещать заранее, предоставлять достаточно времени на раздумья, не торопить с решением. Такие люди немногословны, но тщательно следят за тем, что произносят, поэтому надо внимательно прислушиваться и анализировать полученную информацию. Чтобы наладить продуктивное взаимодействие, желательно проявлять терпение и спокойствие, апеллировать к аргументам и контролировать эмоции.

Заключение

Зная виды и основные типы темперамента человека в психологии и их характеристику, можно находить подход к людям, улучшить отношения с близкими, повысить шансы на успешное построение личной жизни. Для более детального изучения стоит получить консультацию специалистов Школы неНумерологии — это значительно расширит границы понимания собственных возможностей.

Понимание и адаптация к индивидуальному темпераменту

Скачать статью Понимание и адаптация к индивидуальному темпераменту PDF .

Статья — Темпераменты

Загрузить задание, Ваш темперамент и создание «Хорошей фигуры» .

Деятельность – Соответствие требованиям

Темперамент – это основная природа человека или естественный образ жизни. Изучение темперамента может помочь вам понять и объяснить поведение ребенка, что, в свою очередь, может привести к более чуткому и индивидуальному уходу за младенцами и детьми ясельного возраста.

Требуется время, чтобы узнать о темпераменте человека. Наблюдение за ежедневными занятиями по уходу и играми, а также общение с семьями может помочь учителям узнать об уникальном темпераменте каждого ребенка и найти способы поддержать ребенка.

Каждый человек рождается с определенным темпераментом, который выражается в том, как он или она относится, подходит и реагирует на взаимодействия и переживания в мире (Thomas & Chess, 1977). В своем эпохальном исследовании, основанном на обширных интервью с родителями о поведении их младенцев, исследователи Александр Томас и Стелла Чесс определили девять черт человеческого темперамента. Вот список из девяти черт, приведенный на рис. 6.1 книги Д. С. Виттмера и С. Х. Петерсена, 9.0003 Развитие младенцев и малышей и планирование программ реагирования: подход, основанный на отношениях

(2017, стр. 122):

  1. Уровень активности: количество физических движений
  2. Биологические ритмы: регулярность приема пищи, сна, выделения
  3. Подход/отход: комфорт в новых ситуациях
  4. Настроение: количество времени, проведенное в приятном, веселом настроении, в отличие от суеты, плача или сопротивления другим
  5. Интенсивность реакции: Уровень энергии эмоционального выражения
  6. Чувствительность: реакция на сенсорную информацию, включая свет, звуки, текстуры, запахи, вкусы
  7. Адаптивность: способность управлять изменениями в рутине или восстанавливаться после расстройства
  8. Отвлекаемость: насколько легко отвлекается внимание ребенка
  9. Настойчивость: как долго ребенок будет заниматься сложной деятельностью, прежде чем бросить (Томас, Чесс, Берч, Хертиг, Корм, 1963)

В общем, ребенок будет демонстрировать определенное поведение для каждой черты. Например, один младенец может быть чрезвычайно активным и испытывать острую потребность в постоянном движении, в то время как другой младенец может быть счастлив медленно передвигаться по окружающей среде, наблюдая за вещами. Один малыш может пробовать что-то снова и снова, проявляя высокую настойчивость, пока не добьется успеха, в то время как другой может попробовать что-то один раз и, если это не сработает, бросить попытки. Один младенец может очень интенсивно реагировать на изменения температуры, например, на холодную влажную салфетку, и громко кричать. Другой младенец может иметь такие же физические ощущения при изменении температуры, но интенсивность его реакции будет слабой; он может сделать лицо или отвернуться. Это не означает, что он чувствует это меньше, чем кричащий младенец, и это важный момент, о котором должны знать учителя, работая с детьми, находящимися на их попечении. Ребенок с самым громким голосом может не быть ребенком с самой большой потребностью в данный момент.

Эти девять черт темперамента часто встречаются в группах, называемых типами или стилями темперамента. Эти три типа следующие:

  • Легкие или гибкие: Дети с таким темпераментом, как правило, легкомысленны, счастливы, спокойны и легко адаптируются, имеют регулярный сон и привычки в еде.
  • Активный или дерзкий: Дети с таким темпераментом могут быть очень активными, суетливыми и иметь сильные положительные или отрицательные реакции на различные ситуации. Они также могут иметь нерегулярный сон и привычки в еде.
  • От медлительности к теплоте или осторожности: Дети с таким темпераментом могут быть нерешительными или боязливыми в незнакомых ситуациях, двигаться медленно и предпочитают некоторое время наблюдать за ситуацией, прежде чем присоединиться к ней. новый опекун или сдвиг в распорядке дня.

Хотя нетрудно представить, что все дети точно соответствуют одному из трех типов темперамента, некоторые дети обладают характеристиками более чем одного из этих типов темперамента.

Таким образом, понимание того, как конкретный ребенок выражает или переживает девять черт темперамента, даст вам более глубокое понимание его или ее уникальных потребностей и поведения, чем это может сделать конкретный стиль.

Беседы с родителями и членами семьи помогут вам лучше понять индивидуальный темперамент ребенка. Семьи часто рассказывают нам о поведении своих детей дома, что им нравится или не нравится, и как они могут быть с незнакомцами или членами расширенной семьи. Поделитесь историями о том, что вы наблюдаете, и о том, как вы адаптируете свой уход и взаимодействие, чтобы наилучшим образом удовлетворить уникальные потребности, интересы и способности их ребенка, и спросите родителей, что они испытывают дома. Вы также можете попросить семьи сотрудничать с вами в проведении оценки развития их ребенка. Эта информация добавит детали, которые помогут вам понять индивидуальные потребности своего ребенка. Вы также можете поделиться информацией или ресурсами с родителями, такими как это видео о темпераменте от нуля до трех.

Чтобы помочь вам понять индивидуальные черты темперамента, Центр консультирования по вопросам психического здоровья детей раннего возраста предоставил Инструмент изучения темперамента младенцев (IT 3 ), разработанный Центром развития ребенка и человека Джорджтаунского университета. Этот интерактивный сайт знакомит вас с девятью чертами темперамента и содержит онлайн-опрос, который вы можете пройти, чтобы оценить черты темперамента у взрослых и детей. Инструмент IT 3 также доступен на испанском языке.

Обеспечение качества прилегания

В отношениях между взрослым и младенцем или малышом взрослый обязан приспособиться к темпераментным потребностям каждого ребенка. То, как вы меняете свое поведение и ожидания, основанные на вашем понимании другого человека, является основой «хорошего соответствия». По сути, вы подгоняете себя под ребенка. Хорошее соответствие происходит, когда взрослый меняет ожидания и методы, чтобы поддержать уникальный темперамент и способности конкретного ребенка (Центр консультаций по психическому здоровью в раннем детстве, nd). Со временем и при поддержке заботливых взрослых каждый ребенок может научиться управлять своим темпераментом и приспосабливаться к требованиям повседневной жизни.

Вот пример того, как взрослый может адаптироваться к ребенку, чтобы создать среду, в которой он или она может процветать, добиваться успеха и развиваться в соответствии со своим потенциалом: Взрослый признает, что маленький ребенок должен наблюдать за другими детьми. в песочнице перед тем, как войти, и оказывает поддержку, находясь рядом, комментируя, что делают другие дети, и мягко приглашая ребенка поиграть, когда он будет готов.

Вопросы для размышления

  • Чем отличается ваше взаимодействие с каждым младенцем и малышом, находящимся под вашим присмотром?
  • Как поддержать младенца, который отчаянно плачет, когда его отец уходит утром?
  • Как вы реагируете, когда малыш мчится на игровую площадку и едва успевает попрощаться с бабушкой на выходе?
  • Нравится ли вам напряженное время для игр или вы предпочитаете дневную тишину, когда некоторые дети могут дремать, а у вас есть время, чтобы прижаться и поиграть с одним или двумя младенцами? Что вам нравится во времени, которое вы предпочитаете? Что это говорит вам о вас самих и о вашем темпераменте?

Ваши чувства и реакции на такого рода повседневные переживания являются признаками вашего темперамента. В то же время, как воспитатель, вы также адаптируетесь к индивидуальному темпераменту детей, находящихся под вашим присмотром.

  • Как изменить то, как вы говорите, двигаетесь или взаимодействуете с ребенком, исходя из того, что вы о нем знаете?
  • Одному малышу нравится, когда его сжимают и щекочут, а другому нравится нежное прикосновение к руке?
  • Вы когда-нибудь заботились о детях, которым не очень нравится, когда их обнимают, хотя вам очень нравится прижимать их к себе?
  • Размышляя над этими вопросами, приходят ли вам на ум некоторые дети и взрослые в вашей жизни?

Иногда люди думают, что если темпераменты взрослого и ребенка схожи, то установить соответствие может быть легче. В некоторых случаях это может быть правдой, например, если и взрослый, и ребенок предпочитают спокойную, предсказуемую обстановку. Но часто люди получают пользу от общения с теми, чей темперамент сильно отличается от их собственного. Можете ли вы вспомнить человека в своей жизни, который может быть более общительным, чем вы, который вовлекает вас в опыт, который вы могли бы упустить? Или в вашей жизни есть человек, который немного сдерживается и, возможно, не дает вам слишком быстро вмешиваться в дела? Нам не нужно быть похожими на других людей, чтобы ладить друг с другом.

Подумайте о чертах темперамента, которые вы наблюдаете у детей, и попросите семьи поделиться тем, что они видят. Похож ли темперамент у ребенка на члена семьи? Часто братья и сестры выражают очень разные темпераменты друг от друга, и это может быть большой корректировкой для растущих семей. Регулярные двусторонние беседы с семьями помогут вам лучше понять каждого ребенка, находящегося на вашем попечении.

К преимуществам установления хорошей физической формы по мере того, как вы адаптируетесь к индивидуальным потребностям младенцев и детей ясельного возраста в условиях группового ухода, относятся следующие:

  • Уважительное и чуткое отношение к каждому ребенку и его семье;
  • Среда, в которой каждый человек воспринимается как личность;
  • Предвидение того, как дети могут вести себя или реагировать до того, как возникнет проблема;
  • Наблюдение за развитием ребенка и обмен наблюдениями с семьей ребенка; и
  • Развитие у детей здорового самоощущения.

Ниже приведены основные соображения, которые следует учитывать при создании идеальной посадки для поддержки стилей темперамента младенцев и детей ясельного возраста, находящихся под вашим присмотром.

  • Взаимодействуйте с семьями, задавая вопросы об их младенцах или малышах, например следующие:
    • Как ваш ребенок реагирует на новые впечатления, например, на незнакомых гостей или на поездку в первый раз?
    • Предсказуемы ли режимы сна, еды и опорожнения вашего ребенка или они меняются изо дня в день?
    • Как ваш ребенок занимается исследованиями? Он или она склонны попадать прямо в гущу событий или предпочитают какое-то время наблюдать издалека?
  • Как среда ухода за детьми поддерживает разные темпераменты детей?
    • Есть ли у детей свободный доступ к местам, где они могут быть активными и занятыми, и к отдельным местам, где они могут побыть в тишине и покое?
    • Как уровень шума, яркий свет и температура в помещении могут повлиять на каждого ребенка?
    • Как пространства для повседневного ухода, такие как прием пищи и подгузники, позволяют выбирать? Например, может ли малыш самостоятельно забраться на пеленальный столик?
    • Можно ли держать младенца на коленях во время еды или сидеть на маленьком стульчике за столом?
  • Как распорядок дня может способствовать разным темпераментам детей?
    • Есть ли у детей достаточно свободного времени для исследований и игр, позволяющих детям заниматься своими интересами в своем собственном темпе?
    • Выстраиваете ли вы время один на один с каждым младенцем или малышом, чтобы воссоединиться и быть вместе таким образом, который лучше всего подходит для каждого ребенка?
    • Может ли каждый ребенок есть, когда голоден, и спать, когда устал? Обращаете ли вы внимание на то, как эти потребности меняются по мере развития детей?
    • Являются ли переходы — например, от еды к отдыху или от внешнего к внутреннему — предсказуемыми и запланированными таким образом, чтобы каждый ребенок мог приспособиться к предстоящим изменениям?
    • Соблюдается ли в ежедневном расписании баланс времени в помещении и на улице или свободный доступ между помещением и на улице, когда позволяет погода?
  • Как ваш темперамент, ожидания, речь и действия могут повлиять на каждого ребенка и группу в целом?
    • Вы говорите громко или тихо?
    • Вы предпочитаете быть активным или тихим?
    • Вам нравится предсказуемый распорядок или вы предпочитаете что-то менять, чтобы сделать день веселее?
    • За какими детьми вам легче ухаживать и как это может быть связано с естественным соответствием вашего темперамента?
    • Есть ли на вашем попечении младенцы и дети младшего возраста, которым нужно, чтобы вы изменили свой собственный стиль? Например, если вы склонны к активности, есть ли ребенок, который лучше реагирует, когда вы замедляетесь, успокаиваетесь и ждете?
    • Находите ли вы способы, чтобы активный ребенок мог свободно двигаться, даже если вы предпочитаете, чтобы он сидел рядом с вами и читал книгу?

Работа над обеспечением хорошей физической формы для каждого ребенка принесет пользу всей группе младенцев и детей ясельного возраста и покажет семьям, что вы заботитесь, уважаете и готовы поддерживать каждого ребенка. Ваши знания и понимание того, как адаптироваться к темпераменту ребенка, могут помочь вам почувствовать связь и сделать вашу повседневную жизнь с младенцами и малышами еще более приятной.

Справочная информация

Центр консультирования по вопросам психического здоровья детей раннего возраста. (н.д.). Инструмент для изучения темперамента младенцев (IT 3 ). Джорджтаунский университет: Центр развития ребенка и человека. Получено с https://www.ecmhc.org/temperament/02-introduction.html

Томас А. и Чесс С. (1977). Темперамент и развитие . Нью-Йорк: Брунер/Мазель.

Томас А., Чесс С., Берч Х.Г., Герциг М.Е. и Корн С. (1963). Поведенческая индивидуальность в раннем детстве. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета,

Виттмер, Д.С., и Петерсен, С.Х. (2017). Развитие младенцев и детей ясельного возраста и оперативное планирование программ: подход, основанный на отношениях (4-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пирсон.

Темперамент – Развитие человека

  • Используйте теорию Эриксона для характеристики психосоциального развития в детском возрасте.
  • Опишите теории темперамента и их аспекты.
  • Объясните, что такое соответствие и как обеспечить хорошую посадку для детей с разным темпераментом.
  • Опишите детские эмоции, самосознание, настороженность к незнакомцам и тревогу разлуки.
  • Объясните, как в конце детского возраста возникает чувство собственного достоинства.

Задача развития в детском возрасте: автономия против стыда и сомнения

Когда ребенок начинает ходить и говорить, интерес к независимости или автономии сменяет заботу о доверии. Если младенцы построили надежную привязанность к опекунам, они могут использовать эту надежную базу для исследования мира и утверждения себя как независимых личностей со своими собственными целями и интересами. Работа малыша состоит в том, чтобы проявлять свою волю и проверять пределы того, что можно потрогать, сказать и исследовать. Эриксон (1982) считал, что малышей следует поощрять к исследованию окружающего их мира настолько свободно, насколько это позволяет безопасность, и при этом развивать чувство независимости, которое впоследствии будет способствовать развитию чувства собственного достоинства, инициативы и уверенности. Если опекун чрезмерно беспокоится о действиях малыша из-за страха, что ребенок может пострадать, или чрезмерно критичен и контролирует ошибки, которые он совершает, ребенок получит сообщение о том, что ему или ей следует стыдиться того, кто он есть, и привить ему чувство сомнения в своих силах. Совет для родителей, основанный на этих идеях, будет заключаться в том, чтобы обеспечивать безопасность малышей, но подтверждать их стремление к исследованиям и независимости и поощрять их учиться на практике.

Темперамент

Возможно, вы проводили время с несколькими младенцами. Чем они были похожи? Чем они отличались? Как вы сравниваете себя со своими братьями и сестрами или другими детьми, которых вы хорошо знали? Слышали ли вы истории от своих родителей, бабушек и дедушек о том, каким вы были в детстве? Если у вас есть видео о себе в детстве, как вы относитесь к миру? Вы, возможно, замечали, что некоторые младенцы кажутся более удобными, общительными или в лучшем настроении, чем другие, и что некоторые из них более чувствительны к шуму или легче отвлекаются, чем другие. Эти различия могут быть связаны с темпераментом. Темперамент t относится к врожденным нейрофизиологическим характеристикам младенцев, включая настроение, уровень активности и эмоциональную реактивность, заметным вскоре после рождения .

В знаменательном исследовании, начатом в 1956 году, Чесс и Томас (1996) оценили темперамент 141 ребенка на основе опросов родителей. В рамках Нью-Йоркского лонгитюдного исследования младенцев оценивали по 9 параметрам темперамента, включая: уровень активности, ритмичность (регулярность биологических функций), приближение/отстранение (как дети справляются с новыми вещами), приспособляемость к ситуациям, интенсивность реакций, порог реакции (насколько интенсивным должен быть стимул, чтобы ребенок отреагировал), качество настроения, отвлекаемость, продолжительность концентрации внимания и настойчивость. Основываясь на поведенческих профилях младенцев, их разделили на три основных типа темперамента: 

  • Беспечный ребенок (40%), способный быстро адаптироваться к рутине и новым ситуациям, сохраняющий спокойствие, легко успокаиваемый и обычно пребывающий в хорошем настроении.
  • Трудный ребенок (10%), который негативно реагирует на новые ситуации, с трудом приспосабливается к рутине, обычно имеет негативное настроение и часто плачет.
  • Медленно согревающийся ребенок (15%) имеет низкий уровень активности, медленно приспосабливается к новым ситуациям и часто имеет негативное настроение.

Таблица 3.4 Типы темперамента

Тип Процент Описание
Легкий 40% — Способен быстро адаптироваться к рутине и новым ситуациям
— Остается спокойным
— Легко успокаивается
— Обычно в хорошем настроении
Трудно 10% — Отрицательно реагирует на новые ситуации
— Трудно адаптироваться к рутине
— Обычно плохое настроение
— Часто плачет
Медленный нагрев 15% — Низкий уровень активности
— Медленно приспосабливается к новым ситуациям
— Часто негативное настроение

Как видно, процентное соотношение не равно 100%, так как некоторых детей не удалось точно отнести к одной из категорий. Ни один тип темперамента не является однозначно хорошим или плохим, однако у младенцев с трудным темпераментом чаще, чем у других детей, развиваются эмоциональные проблемы, особенно если их матери находятся в депрессии или беспокойстве (Garthus-Niegel et al., 2017). Долговременная адаптация детей на самом деле зависит от соответствие их особый темперамент характеру и требованиям окружающей среды, в которой они находятся . Следовательно, более важным, чем детский темперамент, является то, как на него реагируют воспитатели.

Подумайте, как вы могли бы подойти к каждому типу детей, чтобы улучшить взаимодействие с ними. Легкий или гибкий ребенок не потребует особого внимания, если только вы не хотите выяснить, есть ли у него трудности , которые остались незамеченными. Ребенка, который медленно согревается, возможно, нужно заранее предупредить, если будут представлены новые люди или ситуации. Трудному или дерзкому ребенку может потребоваться дополнительное время, чтобы выплеснуть свою энергию. Способность опекуна точно читать и хорошо работать с ребенком будет определять соответствие между темпераментом ребенка и воспитанием. Цель для родителей, чтобы обеспечить хорошо подходят или хорошо подходят , означают   их стили хорошо сочетаются , и общение и взаимодействие могут идти гладко . Темпераментно активные дети могут хорошо справляться с родителями, которые поддерживают их любопытство, но могут иметь проблемы в более жесткой семье.

Именно это соответствие между детским темпераментом и родительскими требованиями и ожиданиями может вызвать борьбу. Вместо того, чтобы верить, что дисциплина сама по себе приведет к улучшению поведения детей, наше знание темперамента может помочь родителю, учителю или другому лицу, осуществляющему уход, понять, как более эффективно работать с ребенком. Полезно рассматривать различия темпераментов как разные стили, на которые можно реагировать соответствующим образом, в отличие от «хорошего» или «плохого» поведения. Например, настойчивого ребенка может быть трудно отвлечь от запрещенных вещей, таких как электрические шнуры, но эта настойчивость может сослужить ему хорошую службу в других областях, таких как решение проблем. Положительные черты можно усиливать, а отрицательные можно направлять. Однако основной стиль реакции ребенка вряд ли изменится. Темперамент не меняется кардинально по мере взросления, но если нам повезет, мы научимся работать со своими качествами темперамента и управлять ими.

Воспитание двунаправленное.  Не только родители влияют на своих детей, но и дети влияют на своих родителей. Характеристики ребенка, такие как темперамент, влияют на родительское поведение и роли. Например, младенец с покладистым темпераментом может позволить родителям чувствовать себя более эффективными, поскольку они легко могут успокоить ребенка и вызвать улыбку и воркование. С другой стороны, капризный или суетливый младенец вызывает меньше положительных реакций со стороны своих родителей и может привести к тому, что родители будут чувствовать себя менее эффективными в роли родителей (Eisenberg et al. , 2008). Со временем родители более трудных детей могут стать более строгими и менее терпеливыми по отношению к своим детям (Clark, Kochanska, & Ready, 2000; Eisenberg et al., 19).99; Кифф, Ленгуа и Залевски, 2011). Родители, у которых есть суетливый, трудный ребенок, менее удовлетворены своим браком и имеют большие проблемы с балансом между работой и семейными ролями (Hyde, Else-Quest, & Goldsmith, 2004). Таким образом, темперамент ребенка является одной из характеристик ребенка, которая влияет на то, как родители ведут себя со своими детьми.

Темперамент и позже личность. Темперамент во многом зависит от биологии, хотя это не означает, что он определяется генетически. Даже при рождении нейрофизиология новорожденного определяется пренатальной средой и родовым процессом, который они переживают. Более того, в течение первых нескольких месяцев жизни качество привязанности младенца и его опыт ранних невзгод могут иметь заметные нейрофизиологические эффекты. Даже если темперамент кардинально не меняется по мере нашего взросления, он может модулироваться как один из факторов, влияющих на нашу детскую и взрослую личность. В отличие от темперамента, личность, , определяемая как последовательная модель чувств, мышления и поведения индивидуума,  является результатом непрерывного взаимодействия между этой исходной биологической предрасположенностью и опытом.

Личность также развивается из темперамента другими способами (Thompson, Winer, & Goodvin, 2010). По мере того как дети взрослеют биологически, характеристики темперамента вплетаются в последующее развитие. Например, новорожденный с высокой реактивностью может демонстрировать высокий уровень импульсивного поведения, но по мере созревания основанных на мозге способностей к самоконтролю эти новообретенные регулирующие способности могут уменьшить импульсивное поведение. Или новорожденный, который часто плачет, не обязательно имеет сварливый характер; со временем, при достаточной родительской поддержке и повышенном чувстве безопасности, ребенок может с меньшей вероятностью испытывать и выражать дистресс.

Кроме темперамента, личность складывается из множества других черт. Развивающаяся у детей самооценка, их мотивация к достижению или общению, их ценности и цели, их стили преодоления трудностей, их чувство ответственности и добросовестность, а также многие другие качества включены в личность. На эти качества влияют биологические предрасположенности, но в еще большей степени опыт ребенка с другими людьми, особенно в близких отношениях, которые направляют рост индивидуальных характеристик. В самом деле, развитие личности начинается с биологических основ темперамента, но со временем становится все более проработанным, расширенным и утонченным. Новорожденный, на которого смотрели родители, становится взрослым с глубокой личностью и нюансами.

Детские эмоции

При рождении младенцы демонстрируют две эмоциональные реакции: влечение и отторжение. Они проявляют влечение к приятным ситуациям, которые приносят комфорт, стимуляцию и удовольствие, и отказываются от неприятных стимуляций, таких как горький вкус или физический дискомфорт. Примерно в два месяца младенцы проявляют социальную активность в форме социальной улыбки, поскольку они с радостью реагируют на тех, кто привлекает их позитивное внимание (Lavelli & Fogel, 2005).

Рис. 3.17.

Социальная улыбка становится более стабильной и организованной по мере того, как младенцы учатся использовать свои улыбки, чтобы вовлекать своих родителей во взаимодействие. Удовольствие выражается смехом в возрасте от 3 до 5 месяцев, а неудовольствие становится более конкретным и дифференцированным в виде страха, печали или гнева в возрасте от 6 до 8 месяцев. Гнев или разочарование часто выражаются в реакции на то, что ему мешают достичь цели, например, когда убирают игрушку (Braungart-Rieker, Hill-Soderlund, & Karrass, 2010). Напротив, грусть обычно является реакцией, когда младенцы лишены опекуна (Papousek, 2007). Страх часто ассоциируется с присутствием незнакомца, известным как настороженность к незнакомцу, , или уходом близких людей, известным как тревога разлуки. Оба появляются где-то между 6 и 15 месяцами после приобретения постоянства объекта. Кроме того, есть некоторые признаки того, что младенцы могут испытывать ревность уже в возрасте 6 месяцев (Hart & Carrington, 2002).

Эмоции часто делятся на две основные категории: Основные эмоции , такие как интерес, счастье, гнев, страх, удивление, печаль и отвращение, которые появляются первыми, и застенчивые эмоции , такие как зависть, гордость, стыд, вина, сомнение и смущение . В отличие от первичных эмоций, вторичные эмоции появляются, когда дети начинают развивать самооценку и получают социальные инструкции о том, когда испытывать такие эмоции. Ситуации, в которых дети учатся самосознательным эмоциям, варьируются от культуры к культуре. Индивидуалистические культуры учат нас гордиться личными достижениями, в то время как в более коллективных культурах детей учат не привлекать к себе внимание, если только вы не хотите стыдиться этого (Akimoto & Sanbinmatsu, 19).99).

Выражение эмоций на лице является важным регулятором социального взаимодействия. В литературе по развитию это было исследовано в рамках концепции социальной ссылки ; , то есть процесс, посредством которого младенцы ищут информацию от других, чтобы прояснить ситуацию, а затем используют эту информацию для действия (Klinnert, Campos & Sorce, 1983). На сегодняшний день самая наглядная демонстрация социальной референции приходится на работу над визуальным обрывом. В первом исследовании этой концепции Сорс, Эмде, Кампос и Клиннерт (1985) помещали матерей на дальний от младенца конец «обрыва». Матери сначала улыбались младенцам и клали игрушку поверх защитного стекла, чтобы привлечь их; младенцы неизменно начинали ползти к своим матерям. Однако когда младенцы находились в центре стола, мать намеренно демонстрировала выражение страха, печали, гнева, интереса или радости. Результаты были явно разными для разных выражений лица; ни один младенец не пересек стол, когда мать выказала страх; только 6 % делали это, когда мать выражала гнев, 33 % скрещивались, когда мать показывала грусть, и приблизительно 75 % младенцев скрещивались, когда мать выражала радость или интерес.

Другие исследования подтверждают аналогичную поддержку выражений лица как регуляторов социального взаимодействия. Экспериментаторы демонстрировали нейтральное выражение лица, гнев или отвращение к младенцам, когда они двигались к объекту, и измеряли степень торможения, которое дети проявляли при прикосновении к объекту (Bradshaw, 1986). Результаты для 10- и 15-месячных детей были одинаковыми: гнев вызывал наибольшее торможение, затем следовало отвращение, а нейтральное — наименьшее. Позже это исследование было воспроизведено с использованием выражений радости и отвращения, изменив метод таким образом, что младенцам не разрешалось прикасаться к игрушке (по сравнению с объектом-отвлекателем) в течение часа после воздействия выражения (Hertenstein & Campos, 2004). В возрасте 14 месяцев значительно больше детей прикасались к игрушке, когда видели радостное выражение лица, и меньше прикасались к игрушке, когда дети видели отвращение.

Последнее эмоциональное изменение связано с саморегуляцией. Эмоциональная саморегуляция относится к стратегиям, которые мы используем для контроля наших эмоциональных состояний, чтобы мы могли достичь целей (Thompson & Goodvin, 2007). Это требует усиленного контроля над эмоциями и первоначально требует помощи со стороны лиц, осуществляющих уход (Rothbart, Posner, & Kieras, 2006). Маленькие дети имеют очень ограниченную способность приспосабливаться к своему эмоциональному состоянию и зависят от тех, кто за ними ухаживает, чтобы успокоить себя. Воспитатели могут предлагать отвлекающие факторы, чтобы перенаправить внимание младенца и успокоить его, чтобы уменьшить эмоциональный стресс. По мере того как области префронтальной коры головного мозга продолжают развиваться, младенцы могут переносить больше стимуляции. В возрасте от 4 до 6 месяцев дети могут начать переключать внимание с раздражающих раздражителей (Rothbart et al, 2006). Младенцы старшего возраста и дети младшего возраста могут более эффективно сообщать о своей потребности в помощи и могут ползать или идти к различным ситуациям или от них (Cole, Armstrong, & Pemberton, 2010). Это способствует их способности к саморегуляции. Темперамент также играет роль в способности детей контролировать свои эмоциональные состояния, и были отмечены индивидуальные различия в эмоциональной саморегуляции младенцев и детей ясельного возраста (Rothbart & Bates, 2006).

Рисунок 3.18

Развитие самоощущения. В течение второго года жизни дети начинают узнавать себя, поскольку обретают ощущение себя как объекта. В классическом эксперименте Льюиса и Брукса (1978) детей в возрасте от 9 до 24 месяцев помещали перед зеркалом после того, как им на нос наносили пятно румян, а их матери делали вид, что стирают что-то с лица ребенка. Если ребенок реагировал, прикасаясь к своему носу, а не к носу «ребенка» в зеркале, это означало, что ребенок узнал в отражении себя. Льюис и Брукс обнаружили, что где-то между 15 и 24 месяцами у большинства младенцев развивается чувство самосознания. Самосознание — это осознание того, что вы отделены от других (Копп, 2011). Как только ребенок достиг самосознания, он движется к пониманию социальных эмоций, таких как вина, стыд или смущение, а также сочувствие или сопереживание.

 


Каталожные номера

Акимото, С.А., и Санбинмацу, Д.М. (1999). Различия в скромном поведении между американцами европейского происхождения и японского происхождения: влияние на оценку компетентности. Журнал межкультурной психологии, 30 , 159-177.

Брэдшоу, Д. (1986). Немедленная и пролонгированная эффективность выражений отрицательных эмоций в подавлении действий младенцев (Неопубликованная докторская диссертация). Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет, Беркли.

Браунгарт-Рикер, Дж. М., Хилл-Содерлунд, А. Л., и Каррас, Дж. (2010). Страх, траектории реакции гнева от 4 до 16 месяцев: роль темперамента, регуляции и материнской чувствительности. Психология развития, 46, 791-804.

Чесс, С., и Томас, А. (1996). Темперамент: теория и практика . Нью-Йорк: Бруннер/Мазель.

Кларк, Л. А., Кочанска, Г., и Готов, Р. (2000). Личность матери и ее взаимодействие с темпераментом ребенка как предикторы родительского поведения. Журнал личности и социальной психологии, 79 , 274–285.

Коул, П.М., Армстронг, Л.М., и Пембертон, С.К. (2010). Роль языка в развитии эмоциональной регуляции. В С. Д. Калкинс и М. А. Белл (ред.). Развитие ребенка на пересечении эмоций и познания (стр. 59-77). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

Айзенберг Н., Фабес Р. А., Шепард С. А., Гатри И. К., Мерфи Б. К. и Райзер М. (1999). Родительские реакции на негативные эмоции детей: продольные отношения к качеству социального функционирования детей. Развитие ребенка, 70 , 513-534.

Айзенберг Н., Хофер К., Спинрад Т., Гершофф Э., Валиенте К., Лосоя С. Л., Чжоу К., Камберленд А., Лью Дж., Райзер М., и Максон, Э. (2008). Понимание обсуждений конфликтов между родителями и подростками: одновременные и текущие прогнозы на основе настроений молодежи и воспитания. Монографии Общества исследований детского развития, 73 , (Серийный № 290, № 2), 1-160.

Эриксон, Э. (1982). Жизненный цикл завершен . Нью-Йорк: Нортон и компания.

Гартус-Нигель, С., Айерс, С., Мартини, Дж., фон Зост, Т. и Эберхард-Гран, М. (2017). Влияние послеродовых симптомов посттравматического стрессового расстройства на развитие ребенка: популяционное двухлетнее последующее исследование. Психологическая медицина, 47(1), 161-170.

Харт С. и Кэррингтон Х. (2002). Ревность у 6-месячных детей. Младенчество , 3 (3), 395-402.

Хертенштейн, М. Дж., и Кампос, Дж. Дж. (2004). Влияние удержания эмоциональных проявлений взрослого на поведение младенцев. Развитие ребенка, 75 (2), 595–613.

Хайд, Дж. С., Эльс-Квест, Н. М., и Голдсмит, Х. Х. (2004). Проблемы темперамента и поведения детей предопределяют трудовую деятельность их работающих матерей. Развитие ребенка, 75 , 580–594.

Кифф, С. Дж., Ленгуа, Л. Дж., и Залевски, М. (2011). Природа и воспитание: Воспитание в контексте детского темперамента. Обзор клинической детской и семейной психологии, 14 , 251–301. doi: 10.1007/s10567-011-0093-4

Клиннерт, доктор медицины, Кампос, Дж. Дж., и Сорс, Дж. Ф. (1983). Эмоции как регуляторы поведения: социальные ссылки в младенчестве. В Р. Плутчик и Х. Келлерман (редакторы), Эмоции: теория, исследования и опыт (стр. 57–86). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Academic Press.

Копп, CB (2011). Развитие в ранние годы: социализация, двигательное развитие и сознание. Ежегодный обзор психологии, 62 , 165-187.

Лавелли, М., и Фогель, А. (2005). Изменения в развитии отношений между вниманием и эмоциями младенцев во время раннего личного общения: 2-месячный переходный период. Психология развития, 41 , 265-280.

Льюис, М., и Брукс, Дж. (1978). Самопознание и эмоциональное развитие. В М. Льюис и Л. А. Розенблюм (ред.), Генезис поведения (Том 1, стр. 205-226). Нью-Йорк: Пленум Пресс.

Папоусек, М. (2007). Коммуникация в раннем младенчестве: арена интерсубъективного обучения. Поведение и развитие младенцев, 30 , 258-266.

Ротбарт, М.К., и Бейтс, Дж.Э. (2006). Темперамент. В Н. Айзенберге (ред.). Справочник по детской психологии: Вып. 3: Социальное, эмоциональное и личностное развитие (6-е изд., стр. 99-116). Хобокен, Нью-Джерси: Wiley. 113

Ротбарт, М.К., Познер, М.И. и Кирас, Дж. (2006). Темперамент, внимание и развитие саморегуляции. В М. Маккартни и Д. Филлипс (ред.) Справочник Блэквелла по развитию детей младшего возраста (стр. 3338-357). Молден, Массачусетс: Блэквелл.

Сорс, Дж. Ф., Эмде, Дж. Дж., Кампос, Дж. Дж., и Клиннерт, доктор медицины (1985). Материнские эмоциональные сигналы: их влияние на визуальное поведение годовалых детей. Психология развития, 21 , 195–200.

Томпсон, Р. А. (2006). Развитие человека. В W. Damon & R. Lerner (Eds.), Справочник по детской психологии (6-е изд.). Нью-Йорк: Уайли. 114 

Томпсон, Р. А., и Гудвин, Р. (2007). Укрощение бури в чайнике. В CA Brownell & CB Kopp (Eds.). Социально-эмоциональное развитие в дошкольном возрасте: переходы и трансформации (стр. 320-342). Нью-Йорк: Гилфорд.

Томпсон, Р. А., Винер, А. С., и Гудвин, Р. (2010). Индивидуальный ребенок: темперамент, эмоции, личность и личность. В книге M.

Добавить комментарий