Отношения в семье какие могут быть: характеристика
Семья для каждого человека является опорой и поддержкой. Благодаря ей создается ощущение собственной значимости в мире.
Отношения в семье какие могут быть: характеристика видов будет рассмотрена в этой статье. Поговорим о современной семье.
Нередки случаи, когда семейные отношения становятся причиной внутреннего дискомфорта. В этом случае, человек, повзрослев, старается вырваться, разорвать всякую связь. Факторы, влияющие на благополучие семейной пары:
- уровень воспитания, образования;
- нравственные убеждения, принципы;
- жизненные ориентиры и т.д.
Комфортное существование – цель любого человека. Расти, находиться в гармонии с собой, сделать собственный дом крепостью и защитой от неприятности помогает семья. Какой именно она станет и сколько продлиться брак, будет полностью зависеть от супругов.
Традиционные
Это наиболее гармоничная и комфортная форма отношений. Отличается своей стабильностью. Такая семья наполнена любовью, уважением, взаимной поддержкой и пониманием.
Разрешение конфликтных ситуаций проходит в спокойной форме, мнения и желания каждого учитываются. Дети, выросшие в полноценной семье с положительным примером культуры общения и поведения родителей, на подсознательном уровне проявляют аналогичное отношение к своей.
Согласно статистике, подобная идеализированная форма отношений устанавливается редко. В основном встречаются смешанные виды.
Родительско-детские
Такие взаимоотношения бывают в семьях, где один из супругов старше другого. В этом случае по отношению к «младшему» проявляется забота, опека, присутствуют воспитательные моменты. Описываемые союзы чаще наблюдаются в парах, где супруг взрослый, обеспеченный или же напротив, молод и инфантилен, а вторая половина – взрослая женщина.
Отношения могут продлиться долго. Разрушение такого союза происходит в период взросления супруга-ребенка. В этом случае доминирование вызывает раздражение, неприязнь и отторжение. Отношения исчерпывают себя и разрушаются. Попытки улучшить их не приводят к успеху.
Тирания
В семейных парах такого типа доминирует личность одного супруга – тирана. Как правило, это грубый, властный человек, занимающий по отношению к близким, родным людям доминирующую роль.
Он всесторонне контролирует жизнь других, подчиняет их волю себе, устанавливает авторитарный режим. Мнение домочадцев при таком укладе не учитывается. Финансовые расходы на обеспечение и нужды членов семьи жестко контролируются. Нередко тиран применяет рукоприкладство. Продолжительность существования отношений зависит от множества факторов.
Разобщенная семья
Внешне такие пары создают впечатление гармоничного, счастливого союза. Каждый супруг живет своей жизнью, имеет свои интересы и цели.
Живут «гостевым» и «гражданским» браком. Супруги могут подолгу счастливо жить вдали друг от друга, в разных городах.
Подобные союзы существуют довольно длительное время. Разрыв может быть связан с рядом факторов:
- пересмотр отношения к браку;
- невозможности найти понимания со стороны второго супруга.
Вышеперечисленные причины приводят к охлаждению отношений, отдаляют людей друг от друга, заводят в тупик.
Дружеские
Взаимопонимание и поддержка в таких отношениях приближены к традиционной семье. Супруги имеют общие цели, задачи, но сильной физической привязанности нет. Семья разрушается, когда один из супругов находит подходящего сексуального партнера, близкого ему и вызывающего у него в душе эмоциональный взрыв.
«Фейерверк»
Влияние на детей
Семья, в которой растет ребенок, накладывает отпечаток на его психологический портрет, умственное развитие. Дети, выросшие в любви, ласке, когда его интересы учитываются и им не пренебрегают, вырастают c нормальной самооценкой, уравновешенный, спокойный, с определённым запасом тепла и добра в душе, который впоследствии распространяет на свою семью.
Дисбаланс в отношениях родителей резко ухудшает внутреннюю гармонию у ребенка, причиняет непоправимый вред развитию (нравственному, интеллектуальному и т.д.).
Детская хрупкая психика искажается под влиянием нездоровых отношений родителей в семье. Тирания приводит к развитию у ребенка садистских наклонностей, размыванию границ дозволенного, причинению телесного и душевного вреда окружающим. Такие дети более замкнуты, сложнее адаптируются в социуме.
Семья – залог успеха человека. От того, какой она будет, зависит его будущее. Проявляйте уважение друг к другу, создавайте взаимную комфортную среду проживания, любите свою вторую половину и детей.
Видео:
youtube.com/embed/S0_dxdUoo8o?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Об отношениях в семье.
Детско-родительские отношения
Дети и родители… На первый взгляд их связь кажется неразрывной и гармоничной, а ключевыми характеристиками являются взаимная любовь и принятие. Но так ли это на самом деле? Почему в одной семье детей любят по-разному? От чего это зависит? Попробуем исследовать эту тонкую материю – взаимоотношения детей и родителей.
Множество психологических теорий исследуют детско-родительские отношения и обращают внимание на их чрезвычайную значимость для развития ребенка. Первой научной теории, исследовавшей детско-родительские отношения был психоанализ. З.Фрейд, А.Фрейд, К.Юнг и др. обратили внимание на то, что от отношения родителей зависит способ прохождения ребенком всех этапов развития. Значимость построения гармоничных отношений родителей с ребенком, по мнению психоаналитиков, возрастает к трем годам жизни ребенка и определяет его развитие вплоть до достижение им личностной зрелости (примерно до 16-17 лет).
Дж. Болби полагал, что в основе формирования детско-родительских отношений лежит качество привязанности, возникающее между матерью и ребенком. Тип привязанности ярко проявляется у ребенка уже в возрасте полутора – двух лет. В западных странах тест на определение привязанности проводит врач или семейный психолог. Ребенок вместе с матерью находятся в комнате с новыми, интересными для малыша игрушками. Когда ребенок увлечется игрушками, мать по сигналу психолога незаметно покидает помещение. Реакция малыша на потерю матери может быть различной: от горького плача до полного равнодушия. Именно реакция малыша на потерю, а затем и встречу с матерью служит основанием для определения типа привязанности. Надежный тип привязанности является основой для формирования гармоничных детско-родительских отношений.
Интересно, что родительские установки формируются еще до рождения ребенка. Большое значение играет то, какие детско-родительские отношения складывались в их семье, как относились к ним биологические родители, часто можно увидеть эффект переноса, когда родители воспроизводят (проигрывают) по отношению к собственным детям ту же модель взаимоотношений, которая присутствовала в их родительской семье.
Существуют и объективные факторы, влияющие на становление родительских установок, так, например, длительное отсутствие детей, как впрочем, и поздняя беременность чаще других формирует гиперопеку, проблемы с вынашиванием ребенка, угроза выкидыша, слабое здоровье ребенка при рождении нередко провоцируют тревожно-мнительный тип воспитания. Нежелательная беременность вызывает проблемы с материнским принятием и любовью.
Дисгармония внутрисемейных отношений так же влияет на тип воспитания. Так, например, конфликты с членами семьи, неприязнь, развод приводят к нарушению отношения к ребенку, особенно, если он внешне или внутренне (его характер, привычки) напоминает родителю об объекте неприязни.
Свойства высшей деятельности, внешность, состояние здоровье ребенка, его привычки, способности и многое другое – все это в итоге в той или иной степени оказывает влияние на отношение к нему родителей.
Э. Эдеймиллер и В. Юстицкис, изучая причины формирования акцентуаций характера у подростков, проявлению дисгармоничного характера, обратили внимание на типы семейного воспитания. В классификации этих психологов выделено 5 типов.
Потворствующая гиперпротекция.
Характеристика типа воспитания. В этой семье родитель чрезмерно потакает желаниям ребенка, чрезмерно заботится о нем, предъявляя минимум требований. Царит атмосфера вседозволенности и отсутствия родительского контроля. Ребенок стремится к лидерству, власти как в семье, так и в детских коллективах, но часто лидером не становится в силу отсутствия самостоятельности, умения брать на себя ответственность, инфантильности. Вследствие этого в общении со сверстниками возникают конфликты и ссоры.
Как тип воспитания проявляется внешне. Родитель излишне волнуется за ребенка, задает вопросы: «Ты не устал?», «Тебе не холодно?», «Ты не голоден?». Ребенок при этом раздражается, родитель «сглаживает» ситуацию.
Жалобы родителя педагогам. Ребенка не ценят учителя, обижают другие дети, ребенок тяжело переживает ситуацию собственного неуспеха.
Проблемы семейного воспитания. Отсутствуют родительские требования, контроль, по сути родитель никак не представлен в паре, не влияет на воспитание, для ребенка не существует границ поведения.
На что обратить внимание. Важно, чтобы родитель смог высказывать свои чувства ребенку: «Я сержусь, когда ты…», «Я радуюсь, если ты…», «Я хочу, чтобы ты …» и др. Нужно обратить внимание на ситуации, когда у родителя возникает несогласие с действиями ребенка.
Доминирующая гиперопека.
Характеристика типа воспитания. Родитель уделяет обостренное внимание ребенку, присутствует мелочный контроль. По сути происходит подавление инициативы детей, авторитарное подавление самостоятельности. «Роботизация» семейного воспитания.
Ребенок безынициативен, нерешителен, не может постоять за себя. В подростком возрасте у ребенка проявляются протестные реакции. Как тип воспитания проявляется внешне. Родитель предъявляет обилие требований ребенку: «Так! Стой здесь!», «Надень шапку», «Поздоровайся». Во всех ситуациях родитель берет инициативу на себя, мнением ребенка не интересуется.
Жалобы родителя педагогам. Ребенок грубит, дерзит, капризничает и др. В подростком возрасте родители жалуются, что ребенок «отбился от рук», «предпочитает проводить время вне дома». У маленьких детей появляется тревожность, страхи. У подростков – склонность брать деньги, вещи из дома (как некая компенсация отсутствия родительской любви), совершать побеги.
Проблемы семейного воспитания. Отсутствует родительская любовь и безусловное принятие. Родитель всегда знает, что нужно ребенку, принимает решения за него. Ребенок не представлен в паре со своими желаниями, потребностями.
На что обратить внимание. Создавать условия для осознания ребенком своих желаний, для этого можно задавать вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Согласен ли ты с этим?», «Чем будешь заниматься?». Необходимо у родителя развивать эмпатию по отношения к ребенку, попросить ответить на вопросы: «Как Вам кажется, что чувствует ребенок в этой ситуации?», «Как Вам кажется, хочется ли этим заниматься ребенку?», разговарить с ребенком, интересоваться его мнением.
Симбиоз.
Характеристика типа воспитания. Разновидность гиперопеки. Родитель стремится привязать ребенка к себе, удержать его рядом, лишить его самостоятельности. Родитель (чаще мать) испытывает тревогу, когда возникает ощущение, что ребенок хочет отдалится от него, например, появление друзей, подростковый возраст, отъезд ребенка в лагерь, санаторий, на обучение.
В семье царит гармония – любовь, принятие, пара кажется идеальной, родитель и ребенок понимают друг друга без слов, в разговоре часто дополняют друг друга. Частое употребление местоимения «мы».
Жалобы родителя педагогам. Родитель выражает тревогу по поводу адаптации ребенка, жалобы на то, что ребенок отдаляется, у него появляются «секреты» и «тайны». У ребенка отсутствуют друзья (на самом деле родитель заменяет друзей).
Проблемы семейного воспитания. Нет границ между партнерами, непонятно, кто что чувствует на самом деле. Есть «мы», а не «я» и «ты».
На что обратить внимание. Родителям необходимо понять, что все люди на земле разные, у каждого из них свои интересы и потребности, это не повод для драмы, а повод для взаимодействия. Важно поддерживать проявления собственных желаний и родителя, и ребенка, накапливать опыт осознания различий и их принятие.
Эмоциональное отвержение.
Характеристика типа воспитания. Отношение родителей характеризуются игнорированием потребностей ребенка, иногда жестким обращением с ним. Появляется глобальное недовольство ребенком, постоянных выговорах, отрицательных оценок, критичных замечаний. В паре отсутствует родительская любовь, принятие ребенка.
Как тип воспитания проявляется внешне. Родитель часто раздражается, одергивает ребенка: «Отстань!», «И в кого ты такой?!», «Делай, как знаешь!». Родитель негативно оценивает то, что делает ребенок, бессознательно стремится избегать телесного контакта. Ребенок либо замыкается, либо отвечает неприятием родителей (чаще в подростком возрасте).
Жалобы родителя педагогам. Непослушание, глобальное недовольство ребенка. Жалобы на нарушение поведения: дерется, грубит, проявляет агрессию и пр.
Проблемы семейного воспитания. Родитель не видит реального ребенка, не воспринимает его. Негативные чувства к ребенку бывает связаны с другой фигурой (отцом, матерью, свекровью), ребенок выступает как поле для проекции родителя. Ребенок недостаточно проявляет себя как личность, скрыт от родителей. Иногда ребенок провоцирует негативные чувства родителей, используя это как способ привлечения внимания.
На что обратить внимание. Можно ввести запрет (пусть временный) на отрицательные оценки родителя. Поддерживать позитивные чувства по отношению к ребенку, помочь ребенку раскрыться во взаимодействии. Необходимо осознать, кому из членов семьи адресованы негативные чувства. Негативные чувства родителя формулировать в «Я-высказывании».
Повышенная моральная ответственность.
Характеристика типа воспитания. Повышенные требования к ребенку, которые не соответствуют его возрасту и реальным возможностям. На ребенка возлагают больше ответственности за других людей, чем он может вынести. Например, старшие дети в семье полностью выполняют родительские обязанности по отношению к младшим, старшим членам семьи. Иногда детей втягивают в решение сложных семейных проблем – принятия решения о разводе родителей, повторной женитьбе, смене работы и др. В такой паре родитель как бы выполняет роль ребенка – несамостоятельного, нерешительного, неумелого, а ребенок достаточно рано занимает роль взрослого.
У ребенка появляются невротические реакции, отказ брать на себя хоть какую-то ответственность, проявляется агрессия по отношению к объекту опеки.
Как тип воспитания проявляется внешне. Чаще проявляется в неполных семьях – реализуется установка «ты один теперь мужчина, тебе и решать», родители заняты карьерой, зарабатыванием денег – вся домашняя работа лежит на ребенке; проявляется в многодетных семьях вследствие загруженности родителей.
Жалобы родителя педагогам. Родители жалуются, что ребенок не держит обещаний, не выполняет обязанности, с которыми раньше справлялся. У ребенка формируется мотив отрицания «лучше ничего не делать».
Проблемы семейного воспитания. На ребенка возложено больше ответственности, множество домашних обязанностей, родитель при этом почти полностью освобожден от них.
На что обратить внимание. Родитель вместе с ребенком составляет перечень дел, за которые он отвечает. Обратить внимание на то, как разделена ответственность. При необходимости провести перераспределение.
Рассматривая типы семейного воспитания, хочется еще раз обратить внимание на две важные составляющие – это родительский контроль и родительская любовь, принятие. Гармоничный тип как раз характеризуется их оптимальным соотношением. Несмотря на сложность процесса формирования родительских установок, множественность факторов, определяющих их содержания, понимание родителем характера взаимодействия с ребенком, умение анализировать общение позволит изменить стиль семейного воспитания, осознать его сильные и слабые стороны.
Четыре признака здоровой семьи
Гэри Жиль — лицензированный клинический профессиональный консультант, занимающийся частной практикой более 20 лет. Он также является адъюнкт-преподавателем Университета . …Читать далее
На недавнем сеансе консультирования замужняя мама с тремя маленькими детьми боролась с очень распространенной дилеммой: как создать относительно здоровую домашнюю среду для своих детей, если у нее самой ее не было. Вот как она выразилась:
Я вырос в очень нездоровой семье, и это не дало мне хорошей модели того, что я должен делать как родитель. Теперь, когда у меня есть собственная семья (муж и трое детей), я часто не знаю, как создать теплую, близкую семейную атмосферу. Я действительно не знаю, как должна выглядеть здоровая семья.
Как я сказал ей, нужно быть очень честным, чтобы признать, что вам не хватает эмоциональных навыков или навыков в отношениях, чтобы построить идеальную семью. Но хорошая новость заключается в том, что этим эмоциональным и реляционным навыкам можно научиться даже во взрослом возрасте. Они могут даваться не так легко, как если бы вас учили им в детстве, но с практикой они могут стать неотъемлемой частью вашей семейной жизни. Вот четыре основные черты здоровой семейной динамики.
1. Здоровые семьи приспособлены к потребностям друг друга. Другими словами, регулярно выделяйте время на личные беседы друг с другом. Когда вы разговариваете со своим супругом или детьми, уделяйте все свое внимание, внимательно выслушивайте детали и задавайте вопросы, чтобы узнать больше. Легко стать ленивым слушателем членов семьи, потому что вы бессознательно думаете, что знаете о них все, что нужно знать. Но есть целый внутренний мир идей, мыслей и эмоций, которые прорастают каждый день, о котором вы узнаете, только если будете любопытны и внимательны. На самом деле, постарайтесь быть намеренно любопытным. Каждый день делайте одну попытку проникнуть в этот внутренний мир каждого члена семьи. Вы узнаете вещи, о которых даже не подозревали, и в результате почувствуете себя ближе к ним.
Исследуйте свои возможности сегодня
Объявление
2. Здоровые семьи восстанавливают ущерб, нанесенный отношениям. Конфликт – нормальная часть семейной жизни. Но когда конфликт не разрешен, он может затянуться и накапливаться таким образом, что создает негативные чувства и дистанцию в отношениях. Пообещайте себе, что вы не пойдете спать в гневе на кого-то из членов вашей семьи. Будьте готовы взять на себя ответственность за свое участие в конфликте. Проявите инициативу, чтобы разобраться. Отложите свою точку зрения на некоторое время, пока вы внимательно выслушиваете опасения члена семьи, с которым у вас есть разногласия. Когда вы разрешаете конфликт быстро и деликатно, это посылает вам сигнал о том, что вы настолько цените свои отношения с этим человеком, что не хотите быть с ним не в ладах. Ремонт делает отношения крепче.
3. Здоровые семьи поощряют эмоции. Чувства — это то, как мы выражаем себя на самых глубоких уровнях. Чувства позволяют нам испытывать близость и осмысленно понимать друг друга. Таким образом, имеет смысл только то, что здоровые семьи создают открытый форум для выражения чувств и серьезного отношения к ним. Когда член семьи проявляет волнение, печаль, нежность или даже гнев, предложите ему поговорить об этом. Мягко исследуйте, проявите сочувствие и подтвердите эмоцию, даже если вы не полностью понимаете обстоятельства, связанные с эмоцией. Факты не так важны, как эмоции. Вы сможете разобраться в фактах позже. Сосредоточьтесь на эмоциях; что является сердцевиной сообщения, на которое вы должны настроиться. Дом, где эмоции приветствуются и поощряются, является безопасным и надежным местом для всех.
4. Здоровые семьи укрепляют друг друга. Что вы больше всего цените в своем супруге и детях? Какие качества есть у каждого человека, которые добавляют красоту, чуткость, заботу, смех, честность и энергию семейной жизни? Составьте список и расскажите им лично. А еще лучше попросите каждого члена семьи написать список и договориться о времени, чтобы рассказать друг другу, что ему больше всего нравится. Сделайте еще один шаг вперед и попросите каждого члена семьи делать комплименты или выражать благодарность каждому члену семьи по крайней мере один раз в день. Одна только эта точка действия может резко изменить энергию в семье с отрицательной на положительную.
Продолжить чтение Автор Gary Gilles, LCPC
Читать в порядке публикации
10 Характеристики здоровых семей | Хизер Калупек
«Семья идет через золотое поле к амбару» Присцилла Дю През на UnsplashВ своей частной консультационной практике я работала со многими типами семей: приемные семьи, смешанные семьи, семьи с одним родителем, семьи с двумя матерями или двумя отцами, семьями с приемными родителями и семьями смешанных рас. Я видел бабушек и дедушек, выполняющих роль родителей. Я работал с семьями с приемными детьми, с детьми с особыми потребностями, нуклеарными семьями и расширенными семьями.
Независимо от типа семьи, в которой вы находитесь, есть определенные характеристики, которые отличают некоторые семьи с точки зрения общего счастья, здоровья и благополучия.
Например, здоровые семьи….
- Проводите время вместе с пользой: Это кажется очевидным, но в сегодняшнюю загруженную рабочую неделю это может быть трудно осуществить. Качественное время — это время, проведенное физически, эмоционально и мысленно в связи с семьей. Здоровые семьи намеренно уделяют другим членам семьи все свое внимание. Будь то выпечка печенья, игра в игру, совместное питание, посещение спортивного мероприятия или содержательная беседа, здоровые семьи наслаждаются обществом друг друга.
- Поддерживайте надлежащие границы: В своей книге «Близкие миры: как семьи процветают и почему они терпят неудачу» исследователь Маргарет Скарф описывает три типа границ, которые необходимы для оптимального функционирования семьи: граница себя, граница пары и граница семьи. граница себя относится к способности человека идентифицировать себя как отдельного от других членов своей семьи. Здоровые семьи позволяют каждому человеку иметь свою индивидуальность, интересы, сильные и слабые стороны, а также способность говорить за себя. Граница пары между родителями и их детьми присутствует и в здоровых семьях. Это означает, что существует иерархия, в которой родители несут ответственность за обеспечение безопасности, структуры и удовлетворения потребностей своих детей. Наконец, граница между семьей , внешним миром и поколениями проницаема. Точно так же, как мембрана клетки, семьи со здоровыми границами позволяют присоединиться тем, кто растет и укрепляет семью (т. е. новому ребенку или невестке), сохраняя при этом чувство защищенности и защищенности для членов в целом. Кроме того, здоровые семейные границы позволяют членам семьи покинуть семью, чтобы вести взрослую жизнь, не опасаясь вины или измены. Короче говоря, границы служат правилами, определяющими, к чему относятся люди, что они должны делать и в каком конкретном случае. Они обеспечивают определенную предсказуемость поведения членов семьи.
- Испытайте эмоциональную близость: Так же, как и качественное времяпрепровождение, здоровое общение кажется простым и важным для нормального функционирования семьи. Члены здоровых семей общаются в спокойной, уважительной манере, в которой они могут безопасно делиться различными чувствами, переживаниями и идеями, не опасаясь отказа или увольнения.
- Поделись обязательством перед семьей: Слышали ли вы фразу «Сумма больше, чем ее части?» В здоровых семьях люди осознают, что здоровье семьи в целом составляет зависит от здоровья каждого члена семьи. Члены этих семей выполняют обещания, защищают друг друга и уважают роль друг друга в семье. Здоровые семьи стремятся к успеху каждого уникального члена семьи, поскольку это необходимо для благополучия всей семейной системы.
- Выражение одобрения, поощрения и привязанности: Здоровые семьи с готовностью выражают благодарность друг другу и делятся словами поддержки в трудные времена. Члены семьи чтят уникальные дары, таланты и способности друг друга своими словами и действиями. Они служат чирлидерами вместо того, чтобы конкурировать друг с другом за внимание. Эти семьи с готовностью проявляют физическую привязанность, заботясь друг о друге во время болезни, обмениваясь объятиями или рукопожатиями и выражая свою искреннюю любовь к каждому человеку.
- Иметь общую духовность: Для христиан это означает молиться, поклоняться, читать Священные Писания, служить другим и поддерживать отношения с Иисусом Христом в семье. Для нехристиан общая духовность может включать времяпрепровождение на природе, занятия йогой или медитацией, обсуждение философии и смысла жизни… вместе. Эта общая духовная связь очень важна и служит моральным компасом, соединяющим членов семьи с чем-то большим, чем они сами, и друг с другом.
- Свобода ошибаться и получать прощение: Участники могут совершать ошибки и пробовать что-то новое, не нарушая семьи. Пытаетесь ли вы попробовать себя в новом виде спорта в средней школе, разбиваете семейный фургон или устраиваетесь на работу в новом городе, есть ощущение, что ничья ошибка не является слишком серьезной для семьи. Для того чтобы эта свобода существовала, члены семьи проявляют благодать к ошибкам друг друга, предлагая прощение в моменты сокрушенности и покаяния.
- Традиции, ритуалы и общие истории: В здоровых семьях есть традиции, связанные с праздниками, днями рождения и важными событиями, а также общие истории стойкости. Будь то благословение новых детей, рожденных в семье, посвящение юношей во взрослую жизнь или пение одних и тех же песен на свадьбах — эти традиции связывают семьи друг с другом, укрепляют семейные узы и обеспечивают каждому члену семьи определенную цель. .
- Своевременное управление кризисами и конфликтами: Здоровые семьи рассматривают конфликты и разногласия как неизбежные составляющие совместной жизни и процветания. Эти семьи справляются с кризисными ситуациями спокойно и уважительно, предоставляя каждому человеку возможность и говорить, и слушать. Когда возникают разногласия, они своевременно выявляются и решаются, а не позволяют возникать напряжению, гноиться гневу или заметать проблемы под ковер из пословицы.