Характеристики внимания в психологии: Характеристики внимания

Характеристики внимания

Внимание обладает целым рядом качественных и количественных характеристик и свойств: объем, переключаемость, распределение; рассеянность, устойчивость, флюктуация (колебание), концентрация и отвлекаемость.

Объем внимания измеряется количеством одновременно воспринимаемых объектов (букв, цифр и т.д.). Объем внимания и кратковременную память — из-за их тесной связи часто определяют экспериментально по одним и тем же методикам. Измерение этого параметра производится тахистоскопом. Чтобы увеличить объем внимания, необходимо научиться систематизировать и группировать по смыслу и содержанию воспринимаемый материал. Обычная «норма» взрослого человека — от 3 до 7 объектов.

Переключаемость внимания определяется скоростью переноса внимания с одного объекта на другой это свойство позволяет человеку оперативно реагировать на изменение текущей ситуации. Переключаемость внимания может выступать как фактор утомления и как фактор поддержания работоспособности.

Если, например, психика не успевает адаптироваться к смене вида занятий, то у человека постепенно нарастает усталостный процесс. Если же адаптация протекает быстро, то смена занятий и соответствующее переключение внимания способствуют высокой работоспособности.

Педагогу, например, часто в течение дня приходится перестраиваться: в одном классе он проводит занятие по одной теме, в другом — по другой. Затем он должен переключить свое внимание на проведение родительского собрания, на индивидуальную работу с учениками и т.д. Каждый человек должен знать свои возможности по «перестройке» внимания.

Конечно, легкость переключения внимания зависит от отношения человека к тому, чем он занят в данный момент, и к тому, чем ему предстоит заняться. Кстати, по переключаемости внимания мужчины значительно уступают женщинам (конечно, в среднестатистическом смысле). Около 45% женщин могут быстро переключать свое внимание с одного дела на другое, 15% этого не умеют. У мужчин эти цифры соответственно таковы: 18 и 38%.

Слабую способность людей переключать внимание нередко используют воришки. В обязанности одного может входить привлечение внимания к какому-либо нейтральному объекту или явлению, а второй в это время должен освобождать карманы законопослушных граждан (так называемый криминальный эффект «Держи вора!»).

Распределение внимания — это способность одновременно выполнять несколько видов деятельности (или действий). Цицерон, говорят, мог выполнять одновременно семь важных дел. А французский психолог Полан демонстрировал свое мастерство, читая публике одно стихотворение и одновременно сочиняя другое. Этот параметр важен, например, для педагога. Ведь в его поле зрения одновременно должна находиться вся аудитория и каждый ученик в отдельности. Более того, педагогу нужно следить за логикой изложения урока и своей речью, не упуская из виду степень усвоения материала учениками и многое другое.

Объективности ради хочется отметить, что обычно человеку не под силу выполнять одновременно несколько равнозначных дел.

Даже если это и выглядит так, то одно из дел обычно человеком усвоено до уровня автоматизма. Видимость «многостаночника» можно объяснить характерной для данного человека быстрой переключаемостью с одного дела на другое.

Рассеянность внимания выражается в неспособности к длительному сосредоточению, в частом непроизвольном переключении с объекта на объект.

Наблюдается рассеянность:

  • мнимая;
  • подлинная.

Мнимая рассеянность (ее можно назвать переконцентрацией) выражается в высокой избирательности и трудной переключаемости внимания. Это результат большой сосредоточенности индивида на чем-то. Человек ничего вокруг себя не замечает, погружен в свои мысли и с ними живет, создавая вокруг себя массу проблем для других людей, которые вынуждены «контачить» с ним. В повседневности этот тип рассеянности носит название «профессорской» и воспет во многих шутках и анекдотах. Говорят, что как-то Сократ решил принять участие в войне и присоединился к походной колонне войск.

По дороге он так ушел в свои мысли, что остановился в задумчивости, да так и простоял несколько часов.

Физиологическая причина рассеянности заключается в возникновении сильного очага возбуждения в коре головного мозга, который тормозит активность соседних участков коры.

Подлинная, или «порхающая», рассеянность (недоконцентрация внимания) выражается в слабой интенсивности внимания и в еще более слабой переключаемости. Это явление наблюдается, как правило, в ситуациях переутомления и чрезмерного эмоционального возбуждения. С точки зрения физиологии этот вид рассеянности объясняется недостаточной силой внутреннего торможения, в то время как процессы возбуждения возникают легко и беспорядочно.

Устойчивость внимания характеризуется способностью человека продолжительное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Эта характеристика внимания должна постоянно находиться в поле зрения представителей многих профессий. Например, педагог должен знать, что устойчивость внимания в начале урока невысока, затем улучшается, а к концу урока вновь наблюдается спад.

Лектор должен помнить, что внимание аудитории в его устойчивой фазе можно удерживать 18-20 мин. Это сослужит пользу и предпринимателю, проводящему презентацию товаров и услуг перед клиентами в выставочном зале.

Необходимо учитывать и личностные особенности человека, его эмоциональное и физическое состояние. Внимание холерика, например, легко привлечь, но куда труднее удержать.

Колебания (флюктуация) внимания — это кратковременные непроизвольные явления усиления или ослабления внимания. Колебания внимания наблюдаются даже при устойчивом внимании (обычно с периодом 6-12 с). В этом можно убедиться на простом примере.

Всмотритесь пристально в рис. 4.3. Вообразите себе две картины:

  • меньший квадрат находится ближе к вам, чем больший, — это крыша какого-то дома;
  • меньший квадрат находится дальше — это дальний выход длинной подземной автострады.


Зафиксируйте в своем внимании одну из этих возможных картин (любую) и постарайтесь удержать ее в течение примерно одной минуты.

Удерживаемая фигура «уплывает», переключается на другую помимо вашего желания, непроизвольно.

Концентрация внимания выражается степенью его сосредоточенности на объекте. Тот, кто умеет добиться концентрации своего внимания в нужный момент способен на труд высокой степени продуктивности. Обычно внимание в максимальной степени должно быть сконцентрировано в моменты критической ситуации (например, при изучении наиболее трудных для усвоения фрагментов урока, рождении идеи произведения искусства, ожидании сигнала от воздушной цели при ее сопровождении по экрану радиолокатора и др.).

Концентрация внимания зависит от свойств нервной системы человека, от его темперамента. Так действия дополнительных раздражителей при выполнении какой-то работы представляют помеху для меланхолика, но повышают концентрацию внимания у флегматика.

Отвлекаемость внимания — это явление непроизвольного перемещения внимания с одного объекта на другой при воздействии посторонних внутренних и внешних раздражителей, несовместимых с выполняемой в данный момент деятельностью. Отвлекаемость наблюдается из-за чередования состояний возбуждения и торможения коры головного мозга через 15-20 мин сосредоточенной работы.

Один из возможных приемов повышения устойчивости внимания основан на последовательном раскрытии в объекте, на который направлено в данный момент внимание, того нового, что может заинтересовать человека.

Из перечисленных выше свойств внимания формируются свойства личности, такие как внимательность (и обратное — невнимательность) и наблюдательность.

Внимательность — это свойство личности обусловленное как организацией процесса деятельности, так и индивидуально-типологическими особенностями самой личности.

Наблюдательность — способность замечать в предметах и явлениях неброские, но в то же время существенные или важные для какой-то цели детали, признаки или свойства. И. Павлов велел высечь на фасаде главного корпуса своего института слово «наблюдательность» — он высоко ценил это свойство личности.

📖 41.

 Основные характеристики свойств внимания. Развитие внимания. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 42. Читать онлайн

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами.

Следующее свойство внимания — концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Другим свойством внимания является переключаемость. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Следующее свойство внимания — его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые человек может охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

Показателем объема внимания является количество ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5 ± 2.

Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.

Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный рефлекс.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.

Физиологической основой внешней отвлекаемости внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой деятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами или желаниями, в коре мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать соответствующий объекту внимания более слабый очаг, в котором по закону отрицательной индукции возникает торможение. Внутренняя отвлекаемость, обусловленная отсутствием интереса, объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомления нервных клеток.

Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности. Рассеянностью обычно называют два разных явления. Во-первых, часто рассеянностью называют результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя, – ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений и событий. Этот вид рассеянности принято называть мнимой рассеянностью, поскольку это явление возникает в результате большой сосредоточенности на какой-либо деятельности. Физиологической основой рассеянности является мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий торможение в окружающих его участках коры по закону отрицательной индукции.

Совсем другой вид рассеянности наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиваться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Этот вид рассеянности называется подлинной рассеянностью. Произвольное внимание человека, страдающего подлинной рассеянностью, отличается крайней неустойчивостью и отвлекаемостью. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием внешних сигналов, легко распространяется, но с трудом концентрируется. В результате в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги возбуждения.

Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены, например при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и т. п.

Начиная с третьего месяца ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью, т. е. наиболее близкими к нему. В 5–7 месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание уже достаточно развито.

Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого — началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. По мнению Н. Ф. Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность.

Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование с игрушками и другими предметами — все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.

Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально — он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием.

Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируются усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. При этом следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.

В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Однако следует иметь в виду, что на качество внимания оказывают влияние не только условия воспитания, но и особенности возраста. Так, физиологические изменения, наблюдаемые в возрасте 13–15 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью и раздражительностью и в некоторых случаях приводят к снижению характеристик внимания. Это явление обусловлено не только физиологическими изменениями организма ребенка, но и значительным возрастанием потока воспринимаемой информации и впечатлений школьника.

Таким образом, в развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый — этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т.  е. внимания, вызванного факторами внешней среды. Второй — этап школьного развития, который характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.

Значение, характеристики и значение для образования

РЕКЛАМА:

Прочитав эту статью, вы узнаете о внимании, необходимом для образования: 1. Значение внимания 2. Природа внимания 3. Характеристики 4. 9 0005 Образовательные последствия .

Значение внимания:

Внимание — важный психический процесс. Без него другие психические процессы, такие как воображение, обучение, мышление и т. д., невозможны и бесполезны. Мы не можем ни о чем думать, если не сосредоточим на этом свое внимание.

Внимание считается способностью, которая может быть отвлечена на любой объект по желанию. Внимание вместо того, чтобы быть умственной способностью, является частью умственной деятельности. Это также избирательный процесс. Когда мы обращаем внимание на какой-либо раздражитель, это означает, что мы отвлеклись от других раздражителей. Наш ум выбирает только один стимул, который лучше всего подходит для него, чтобы обратить внимание. Внимание также зависит от интереса.

РЕКЛАМА:

Определения :

Ниже приведены несколько определений внимания:

Муну:

«Внимание, с какой бы точки зрения мы его ни рассматривали, в конечном счете является мотивационным процессом».

РЕКЛАМА:

Стаут:

«Внимание в простой связи, поскольку для его удовлетворения требуется дальнейшее знание его предметов».

Mc Dougal:

«Внимание — это просто воля или наведение, рассматриваемое с точки зрения его влияния на когнитивный процесс».

Характер внимания:

Ниже приведены некоторые виды внимания:

i. Внимание — это умственный процесс, а не умственная сила.

ii. Не может быть внимания при отсутствии интереса.

iii. Мысль о сознательной жизни невозможна без внимания.

iv. Внимание создает готовность к выполнению работы.

РЕКЛАМА:

v. Внимание — процесс избирательный.

VI. Внимание — это прошлое сознания, оно не означает сознания.

Характеристики внимания:

Ниже приведены некоторые характеристики внимания:

(i) Внимание постоянно меняется.

(ii) Внимание всегда является активным центром нашего опыта.

(iii) Выборочный.

(iv) Внимание постоянно.

(v) Внимание увеличивает ясность объекта.

(vi) Он неделим.

(vii) Ограниченность внимания несколько зависит от отношения между вещами.

Значение для образования:

Внимание играет жизненно важную роль в процессе обучения. Без внимания обучение не может быть эффективным. Это помогает ребенку лучше усваивать информацию. Это необходимо, чтобы изучить навык. Урок, изучаемый с большим вниманием, длится долго. Таким образом, внимание очень важно для обучения.

Ниже приведены образовательные последствия внимания:

и. Педагог должен стараться привлечь внимание детей в учебно-учебной ситуации.

ii. Учитель должен создать благоприятную среду во время обучения, чтобы сосредоточить все внимание на детях.

iii. Атмосфера обучения должна быть свободна от всех возможных отвлекающих факторов.

iv. Для привлечения внимания учитель должен стараться мотивировать учащихся на каждом этапе обучения.

v. Схемы, рисунки и рисунки следует рисовать по мере необходимости.

VI. Аудиовизуальные средства должны использоваться надлежащим образом.

vii. Учитель должен использовать жесты, позы, действия и демонстрации во время обучения.

viii. Студенты должны активно участвовать в учебно-воспитательной деятельности.

ix. Следует избегать страха перед наказанием и грубого поведения учителя.

х. Учитель должен проявлять справедливое и беспристрастное отношение ко всем ученикам в классе.

Обсуждаемые шаги определенно помогут учащимся привлечь внимание друг к другу в учебных ситуациях.

Главная ›› Психология ›› Педагогическая психология ›› Внимание

Что такое определение внимания в психологии?

  • Автор сообщения: