Характерные черты обыденного мировоззрения: примеры из жизни, характерные черты, плюсы и минусы

Смоленский государственный университет

  • Сведения об образовательной организации
  • Абитуриентам
  • Студентам
  • Сотрудникам
  • Карьера
  • Профкомы
  • Документы
  • Военный учебный центр
  • Внутренняя система оценки качества образования
  • Бакалавриат
  • Магистратура
  • Аспирантура
  • Часто задаваемые вопросы
  • Перечень абитуриентов
  • Приказы о зачислении
  • История СмолГУ
  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
  • Доступная среда
  • Международное сотрудничество
  • Образовательные стандарты и требования
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Внутренняя система оценки качества образования
  • Естественно-географический
  • Искусства и дизайна
  • Истории и права
  • Психолого-педагогический
  • Социологический
  • Физико-математический
  • Филологический
  • Общеуниверситетские кафедры
  • Дополнительного образования
  • Экономики и управления
  • Профком работников
  • Профком студентов
  • Центр ‘Модуль’ СмолГУ
  • Физико-математическая школа СмолГУ
  • Социально-психологический центр
  • Школа изобразительного искусства и дизайна
  • Ученый совет
  • Закупки СмолГУ
  • Абитуриентам
  • Международный отдел
  • Новости университета
  • Антитеррор
  • Противодействие коррупции
  • СмолГУ в СМИ
  • Прямая линия с ректором
  • Управление по связям с общественностью
  • Научно-методический центр сопровождения педагогических работников
  • Журнал ‘Известия Смоленского государственного университета’
  • Журнал ‘Региональные исследования’
  • Журнал ‘Туризм и региональное развитие’
  • Научно-образовательные центры
  • Диссертационные советы
  • Прикрепление лиц для подготовки диссертаций
  • Отдел сопровождения НИР
  • Студенческое научное общество
  • Гранты, конкурсы, премии, стипендии, мероприятия
  • Научный проект при поддержке Российского научного фонда
  • Национальный проект «Наука и университеты»
  • Стоимость обучения в СмолГУ по договорам
  • Комиссия по переводу студентов с платного обучения на бесплатное
  • Сведения о распределении стипендиального фонда
  • Гранты Президента Российской Федерации
  • Нормативные акты о студенческом общежитии
  • Внеучебная работа
  • Рейтинг преподавателей СмолГУ
  • Военный учебный центр

мировоззрение — презентация онлайн

Похожие презентации:

Мировоззрение. Виды и формы

Мировоззрение и eгo роль в жизни человека

Мировоззрение и eгo роль в жизни человека

Духовный мир личности

Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение и eгo роль в жизни человека

Мировоззрение. Отличительные признаки мировоззрения

Духовный мир. Мировоззрение. Познание и знание

Человек как духовное существо

Духовный мир личности

1. Человек и общество

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Мировоззрение, его
виды и формы
Мировоззрение
• Мир — всё, что существует, Вселенная.
• Мир — планета Земля.
• Мир — некое отделённое от других
пространство существования, например,
виртуальный мир.
• Мир в социальном смысле — человечество,
мировое сообщество.
• Мир — спокойствие, отсутствие войны, покой.
• Мир — термин, означающий светскую жизнь,
светских людей, антоним — клир

3. Понятие мировоззрения

Особенности мировоззрения
как элемента духовного мира
Мировоззрение – это целостное представление о природе,
обществе, человеке, находящее выражение в системе
ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мировоззрение
Мироощущение
Эмоциональнопсихологическая
сторона
мировоззрения
Мировоспирятие
Образ мира в
наглядных
представлениях
Образ мира, полученный в
результате его чувственного
восприятия
Миропонимание
Познавательноинтеллектуальная
сторона
мировоззрения
Представление
о мире на
основе
рационального
его объяснения

5. Виды мировоззрения

Abcd
абвг
Язык
культура
Эпоха
Материальное
положение
Приведите примеры
История
народа
Образование
Страна
Религия

6. Классификация видов мировоззрения

1.
Мировоззрение
Теоцентризм
Приоритет отдается
богу
Антропоцентризм
Приоритет отдается
человеку
Природоцентризм
Приоритет отдается
природе
Знаниецентризм,
наукоцентризм
Приоритет отдается
знаниям, науке
Социоцентризм
Приоритет отдается
обществу

7. Классификация видов мировоззрения

2.
Прогрессивное
Реакционное
Мировоззрение
Мировоззрение
3.
Революционное
Приоритет нового,
обоснование необходимости
преобразования бытия
Консервативное
Приоритет сохранения
существующего положения

8. Классификация видов мировоззрения

Мировоззрение
Оптимистическое
Пессимистическое
Реакционное
Мировоззрение
Обыденное или
житейское
Обыденное
Религиозное
Религиозное
Научное
Научное

9. В чем сила и слабость обыденного, религиозного, научного мировоззрений? Читая текст на стр. 116-117, заполните таблицу.

Обыденное
мировоззрение
Характерные
черты
Сильная
сторона
Слабая
сторона
Религиозное
мировоззрение
Научное
мировоззрение
Обыденное
Религиозное
Научное
Характерные
черты
Возникает в процессе
личной практической
деятельности
человека. Житейское
мировоззрение
формируется
стихийно.
Основой являются
религиозные учения,
содержащиеся в
памятниках мировой
духовной культуры:
Библия, Коран, Талмуд и
другие.
Основана на научной картине
мира, на обобщенных итогах
достижений человеческого
познания, на принципах
взаимоотношений человека с
естественной и искусственной
средой обитания.
Сильная
сторона
Опирается на
непосредственный
жизненный опыт
человека.
Тесная связь с мировым
культурным наследием,
ориентация на решение
проблем, связанных с
духовными
потребностями человека,
стремление дать
человеку веру в
возможность достижения
поставленных целях.
Прочная обоснованность
достижениями науки,
реальность содержащихся в
нем целей и идеалов,
органическая связь с
производственной и
социальной практической
деятельностью людей.
Слабая
сторона
Мало использует
опыт других людей,
опыт науки и
культуры, опыт
религиозного
сознания как
элемента мировой
культуры.
Нетерпимость к другим
жизненным позициям,
недостаточное внимание
к достижениям науки.
Человек не занял еще в
научном мировоззрении
преобладающего места.

11. Мировоззрение и деятельность человека

Приведите примеры
Основа практической
и теоретической
деятельности
Формирует ценностные
ориентиры в жизни
и культуре
Дает методы
познания и
деятельности

12. Роль мировоззрения в жизни человека

РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1.
2.
3.
Дает человеку ориентиры и цели для его практической и
теоретической деятельности.
Позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных
ориентиров и целей, вооружает их методами познания и
деятельности.
Дает возможность определять истинные ценности жизни и
культуры.

13. Структура мировоззрения

Знания
Духовные
ценности
Принципы
Структура
мировоззрения
Идеалы
Идеи
Убеждения

14. Мировоззрение определяет общую направленность личности

Носители мировоззрения:
1.
2.
3.
4.
Отдельная личность
Социальная группа
Общество в целом
Человечество в ту или иную эпоху
Пути формирования
мировоззрения
Стихийное
На основе обыденного
опыта, под влиянием
жизненных условий
Осознанное
Посредством
целенаправленной
теоретической разработки
фундаментальных принципов,
идей, идеалов

15. Особенности мировоззрения

ОСОБЕННОСТИ
МИРОВОЗЗРЕНИЯ
1.
Оно всегда исторично, т.к. связано с переживаемыми обществом
стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми
непосредственно живет общество
2. В мировоззрении могут проявляться:
Догматизм (от греч. dogma – мнение) –форма мышления и действия,
характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвижностью, стремлением к
авторитарности;
Скептицизм ( от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) –
философское направление, использующее сомнение в познавательных
возможностях мышления;
Разумный критицизм
3. Мировоззрение всегда связано с убеждением – устойчивым взглядом
на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь
через свои действия и поступки.

English     Русский Правила

Библейское мировоззрение лидера, сосредоточенное на Христе

Люди видят мир и свое будущее через свои фундаментальные убеждения. Этот набор фундаментальных убеждений называется мировоззрением. Мировоззрение — это обязательство, оно затрагивает разум и сердце человека и может быть выражено в виде истории или набора предположений. Более того, мировоззрение – это фундамент, на котором живет человек, и оно глубоко заложено в его подсознании. Если у человека могут быть очевидные ответы на эти вопросы, кто я? Откуда я взялся? Куда я пойду? И какое у меня призвание? Он/она может быть уверен, что у него есть мировоззрение (Sire, 2009). Анимизм, который считает высшую реальность духовной, теизм, который объявляет высшую реальность личной, и секуляризм, обсуждающий, что высшая реальность является физической, — это три основных мировоззрения в нашем мире (Miller & Guthrie, 2001). То, как люди думают, и их системы убеждений направляют их в жизни. В связи с этим мировоззрение лидера играет жизненно важную роль в его/ее лидерстве. Мировоззрение лидеров может привести их к успеху или неудаче.

Следовательно, лидеры должны уделять достаточно внимания своим ценностям и мировоззрению, а также заботиться о компонентах своего мировоззрения и всегда защищать их от идеологий, которые могут повредить этим компонентам. Такие компоненты, как происхождение (откуда я взялся?), онтология (кто я?), цель (почему я здесь?), эпистемология (откуда я знаю?), этика (что я должен делать), эстетика (что хорошо или красиво?), эсхатология (куда я иду?). Все эти компоненты могут формировать мысли лидеров и давать им указания на пути к лидерству. Из-за этого для христианских лидеров жизненно важно всегда проверять мировоззрения в своих организациях или церквях и удостоверяться, что они являются библейскими мировоззрениями, центрированными на Христе. Ибо это мировоззрения лидеров организаций, которые напрямую влияют на их лидерство. Христианские лидеры должны сравнивать различные мировоззрения с библейскими ценностями, чтобы убедиться, что они не противоречат учению Библии. Сердцевина мировоззрения должна быть в гармонии с ценностями христианского библейского мировоззрения (Sire, 2009).).

Например, если мы посмотрим на руководство, которое Иисус Христос определил в Библии, мы обнаружим, что Его мировоззрение было именно тем небесным мировоззрением, которое Его Небесный Отец хотел, чтобы Он имел. Таким образом, мы можем, по-видимому, увидеть плоды этого небесного мировоззрения, доказавшего, что Иисус является самым значительным лидером всех времен. Он определял лидерство как служение, и, омывая ноги Своим ученикам и служа им, Он учил нас, как быть лидером-слугой, как быть смиренными, имея силу и власть (Сандерс, 2007). Следовательно, Его мировоззрение и Его лидерские способности превратили двенадцать обычных учеников в лидеров движения по основанию церквей, которое все еще растет, исцеляет и влияет на наши общества (Blanchard & Hodges, 2008). Напротив, когда мы смотрим на жизнь некоторых непопулярных лидеров этого мира, таких как Гитлер, мы можем ясно видеть влияние их мировоззрения на их лидерство. Гитлер хотел, чтобы немцы правили миром. Он верил в превосходство белой расы (арийцев) и из-за своего расистского мировоззрения совершил множество преступлений, таких как ужасный геноцид (Холокост), который он вызвал, убив миллионы евреев в Европе. Более того, его мировоззрение сформировало его лидерские ценности, и, к сожалению, его последователи до сих пор создают проблемы в 21 веке из-за своего расистского мировоззрения (Hitler, 2004).

Лидеры, чьи библейские мировоззрения сосредоточены на Христе, являются лидерами-слугами. Они обращают внимание на библейские ценности и этику и всегда заботятся о нуждах своих последователей. Их мировоззрение побуждает их слушать своих последователей и сопереживать им. Мировоззрение лидера-слуги сосредоточено на том, чтобы ставить благо последователей выше интересов организации (Northouse, 2013). Лидеры-служители с их библейским мировоззрением сосредоточены на своих последователях, и у них всегда есть любовь агапао к своим последователям (Паттерсон, 2003). Более того, их библейское мировоззрение помогает им служить с безусловной любовью, и они всегда предпочитают служить, а не служить. Кроме того, их библейское мировоззрение побуждает их помогать своим последователям расти и развивать свою карьеру (Winston, 2002).

Мировоззрение формирует характеры лидеров, и, поскольку характер лидера может определить его/ее успех, для организаций жизненно важно иметь лидеров с библейскими мировоззрениями, которые поощряют лидерство служения и все великие библейские ценности, которые могут вести организации к успеху (Максвелл, 2012). Когда мы смотрим на мужчин и женщин Бога в Библии, мы видим, как их мировоззрение и их любовь к Богу помогли им достичь своих целей. Например, мы видим, как красиво и сильно мировоззрение Ноя и его отношения с Богом изменились и повлияли на ход истории. Еще одним хорошим примером того, как мировоззрение может повлиять на жизнь лидера, является история Иосифа в Библии. Как мировоззрение Джозефа, его ценности и убеждения помогли ему внимательно изучить свои цели, и он никогда не сдавался. Он никогда не сдавался, когда его семья не понимала его. Он не сдался, когда его продали в рабство. Он не сдался, когда ему пришлось жить в чужой стране вдали от родного дома. Он также не сдался, когда с ним обошлись несправедливо, и его бросили в тюрьму. В конце концов, его мировоззрение и его отношения с Богом помогли ему стать вторым человеком в Египте. Кроме того, у нас есть история Есфири в Библии. Смелость и инициатива приходят, когда ваше мировоззрение помогает вам понять свое предназначение и свое призвание в жизни. Эстер поняла и приняла, что у Бога есть великий план для нее и ее народа, и она отстаивала свои ценности. Руководители 21-го века могут многому научиться из этих удивительных мировоззрений мужчин и женщин Бога в Библии (Maxwell, 2002).

Кроме того, у нас есть пример Павла о том, как удивительно библейское мировоззрение, сосредоточенное на Христе, изменило его систему убеждений и превратило его в одного из величайших лидеров в истории Церкви. Удивительно, как его библейское мировоззрение помогает ему быть смиренным и послушным Богу. В библейском мировоззрении, сосредоточенном на Христе, смирение лидера растет с течением времени. Если мы изучим жизнь Павла, мы заметим его продвижение в благодати смирения. В начале своего служения он признал: «Я наименьший из Апостолов и недостоин даже называться Апостолом» (1 Коринфянам 15:9).). Позже он сказал: «Я меньше наименьшего из Божьих людей» (Ефесянам 3:8). Более того, в конце своей жизни он заявил, что «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я худший» (1 Тимофею 1:15). Таким образом, именно его христоцентричное библейское мировоззрение преобразило его и помогло ему возрастать в Господе. Библейское мировоззрение, сосредоточенное на Христе, также помогает лидеру возрастать в честности и искренности. Павел говорил о своих успехах и неудачах со смиренной откровенностью. На лице у него не было маски. Он доказал, что был честным и искренним, когда написал Тимофею и сказал: «Благодарю Бога, Которому служу, как и мои отцы, с чистой совестью, как день и ночь непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих (2 Тимофею 1). :3). Более того, позже он снова написал с большой честностью и заявил: «Во Христе мы говорим перед Богом чистосердечно» (2 Коринфянам 2:17). Таким образом, мы можем сказать, что библейское мировоззрение делает упор на честность и Это поощряет лидеров иметь открытый и невинный характер (Сандерс, 2007) 9.0003

Библейское мировоззрение, сосредоточенное на Христе, помогает лидеру сформулировать жизненную цель. Заявления лидеров о целях вдохновляют и воодушевляют их и помогают им идти вперед, даже когда надвигаются бури и все против них. Христоцентричное мировоззрение и библейская цель мотивируют лидеров, направляют их и, подобно сильному магниту, притягивают на верный путь. На самом деле их мировоззрение формирует их цели, а их цели вдохновляют их на достижение своих целей. Когда мы смотрим на жизнь Павла, мы видим, как его библейское мировоззрение сформировало его жизненные цели. В Деяниях 20:24 Павел говорит: «Но я не считаю свою жизнь ни ценностью, ни драгоценностью для себя, если только я могу завершить свое служение и служение, которое я получил от Господа Иисуса». Точно так же в конце своей жизни Павел сказал: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7). Таким образом, библейские мировоззрения, сосредоточенные на Христе, помогают лидерам раскрывать данные Богом цели, а также помогают им хорошо закончить дела. Когда лидеры позволяют своему библейскому мировоззрению направлять их и обнаруживают данные Богом цели в своей жизни, этот образ жизни, сформированный библейским мировоззрением, дает им радость, страсть и энтузиазм в их лидерстве (Kraft, 2011). Таким образом, очевидно, что мировоззрение лидеров напрямую влияет на все аспекты их лидерства. Например, если у них библейское мировоззрение, они будут руководить на основе библейских ценностей. Однако, если они не верят в библейские ценности, они будут руководить, основываясь на своих ценностях, исходящих из их мировоззрения.

В заключение я хотел бы сказать, что для лидеров жизненно важно иметь библейское мировоззрение, если они хотят, чтобы их лидерство основывалось на любви агапео и всех хороших ценностях лидерства, которым нас научил Иисус. У меня библейское мировоззрение, сосредоточенное на Христе, и я всегда молюсь и прошу Бога помочь мне исполнить Его волю и быть в Его плане на каждом этапе моей жизни. Как христианин, я рассказываю историю творения, грехопадения, искупления и прославления. История, в которую я верю, — это история любви Бога к людям. Я вижу свою жизнь как крошечную главу в этой фантастической истории. Я верю, что Бог бесконечен, трансцендентен и в то же время Он индивидуален. Он всеведущ, вездесущ и всемогущ. Самое главное, я верю, что Бог добрый (Сир, 2009 г.). Более того, как христианский лидер, моим образцом для подражания в лидерстве является Иисус Христос. Он учит меня служить, а не служить. Своими словами и учением Он побуждает меня быть лидером-слугой, живущим согласно библейским ценностям. Эти библейские ценности помогают мне расти, и мое библейское мировоззрение оказывает значительное влияние на мое повседневное взаимодействие с другими людьми, меняет мое поведение и помогает мне жить по воле Бога (Blanchard & Hodges, 2008).

Кроме того, мое библейское мировоззрение, сосредоточенное на Христе, помогает мне обрести уверенность и «мир Божий, который превыше всякого ума» (Филиппийцам 4:7). Иисус дал мне Свой удивительный покой с тех пор, как я отдала свою жизнь Ему. В Иоанна 14:27 Иисус говорит: «Мир оставляю вам; мир Мой даю вам. Не даю вам, как мир дает. Да не смущается сердце ваше и не бойтесь». Такой великий покой — знать, что Иисус со мной каждый день моей жизни, и знание того, что Он направляет мои шаги в моем лидерском служении, дает мне удивительный покой. Исходя из моего библейского мировоззрения, мой покой и моя уверенность не зависят от моих действий. Его благодать и Его сила поднимают меня каждый день и сохраняют мою безопасность и мотивацию во времена испытаний и невзгод (Blanchard & Hodges, 2008). Мое мировоззрение определяется и поддерживается моим Богом, который говорит мне: «Не бойся, ибо Я искупил тебя, Я призвал тебя по имени, ты Мой. Когда ты будешь проходить через воды, Я буду с тобой; и когда пойдёшь ли через реки, они не захлестнут тебя, пойдёшь ли через огонь, не обожжёшься, пламя не опалит тебя, ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой. «(Исаия 43:1-3). Поэтому мое библейское мировоззрение, сосредоточенное на Христе, помогает мне доверять Богу и сосредотачиваться на всем хорошем, что может принести пользу мне и окружающим. Я всегда учу свою команду благочестивым принципам, которым мы должны следовать, и всегда напоминаю им, что, когда все настроены негативно, лидер с библейским мировоззрением, сосредоточенным на Христе, может быть позитивным. На самом деле, мое мировоззрение научило меня тому, что быть позитивным в негативной атмосфере — это библейское лидерство.

Ссылки

Бланшар, К., и Ходжес, П. (2008). Ведите себя как Иисус: уроки для всех от величайшего   образца для подражания лидера всех времен . Нэшвилл, Теннесси: Thomas Nelson Inc.

Гитлер, А. (2004). Моя борьба. Дели: Printline Books.

Крафт, Д. (2011). Лидеры, которые остаются. Уитон, Иллинойс: Crossway.

Максвелл, Дж. К. (2012). 21 незаменимое качество лидера: стать таким человеком, за которым захотят следовать другие. Блумингтон, Индиана: Томас Нельсон.

Максвелл, Дж. К. (2002). Бег с великанами: что герои Ветхого Завета хотят, чтобы вы знали о жизни и лидерстве. Нью-Йорк: Уорнер Букс.

Миллер, Д.Л., и Гатри, С. (2001).  Обучение наций: сила истины в преобразовании культур. Сиэтл, Вашингтон: паб YWAM.

Нортхаус, П.Г. (2013). Лидерство: теория и практика. Тысяча дубов: публикации SAGE.

Сандерс, Дж. О. (2007). Духовное лидерство: стремление к совершенству для каждого верующего. Чикаго: Moody Press.

Паттерсон, К. 2003. Лидерство слуг: теоретическая модель. Вирджиния-Бич, Вирджиния: Школа изучения лидерства Университета Риджент.

Сир, Дж. В. (2009 г.). Вселенная по соседству: базовый каталог мировоззрения  (5-е изд.). Даунерс-Гроув, Иллинойс: Inter-Varsity Press.

Winston, B. E. 2002.  Будьте лидером ради Бога – от ценностей до поведения . Вирджиния-Бич, Вирджиния: Школа изучения лидерства Университета Риджент.

Мыслитель, который верил в действие

Поздним сентябрьским утром 1891 года Уильям Джеймс с неохотой шел в свой класс в Северном зале Гарвардского колледжа.

Характерно одетый в красочную рубашку и норфолкский жакет с бутоньеркой, он, должно быть, казался немного богемным. Его лекции были спонтанными и бессвязными, в отличие от лекций его более логичных и организованных коллег. Джеймс утверждал, что ему не нравится преподавать, особенно апатичным студентам Гарварда. И все же он был хорош в этом, даже исключителен. Разговор с Джеймсом, вспоминал Уолтер Липпманн, был «величайшим событием, которое случилось со мной в моей студенческой жизни». У. Э. Б. Дюбуа писал: «Он был моим другом и проводником к ясному мышлению». В своей биографии Джеймса Роберт Ричардсон говорит: «Уильям Джеймс был одним из великих учителей Америки».

Уильям Джеймс тоже избегал своего кабинета. В 1878 году он подписал контракт на написание учебника по психологии за два года. Потребовалось 12 лет. Писать ему было труднее, чем выступать на конференциях или лазать по горам. Усыпанный анекдотами и личными примерами и написанный энергичной прозой, «Основы психологии », опубликованный в 1890 году, получил высокую оценку в Америке и Европе как ученых, так и непрофессиональных читателей. Историк Жак Барзун назвал его классикой и сравнил с

Moby-Dick 9.0024 .

Текст по психологии был только началом. На протяжении всей своей жизни Джеймс писал эссе и книги, которые изменили психологию и философию. Он популяризировал прагматизм, чисто американский образ мышления, который утверждает, что мы должны проверять наши убеждения и решения результатами.

В  Беседы с учителями по психологии  он поделился знаниями психологии в классе. В широко читаемых эссе, таких как «Что делает жизнь значимой», он превозносил оптимизм и сочувствие. В конце жизни он написал Разновидности религиозного опыта , узаконивающие веру в эпоху, когда доминируют разум и наука. Альфред Норт Уайтхед считал, что Джеймс был таким же значительным мыслителем, как Платон, Аристотель и Лейбниц.

Кто был этот человек? Почему он актуален сегодня?

Уильям Джеймс происходил из знатной и привилегированной семьи. Его отец, Генри, независимо богатый, был другом Эмерсона и Торо и писал для Atlantic Monthly . Беспокойный, он перевез свою семью из Лондона в Париж и Ньюпорт, познакомив их с Альфредом Лордом Теннисоном и Джоном Стюартом Миллем и стремясь к просветлению и идеальному образованию для своих пятерых детей, которых он лелеял. Брат Уильяма, Генри Джеймс, был одним из известных американских романистов, писавшим об американских аристократах-экспатриантах в эпоху позолоченного века. Элис Джеймс, их сестра, недавно прославилась своими письмами и дневниками, символизирующими женщин, задыхающихся в патриархальном викторианском обществе.

Уильям, старший ребенок и всегда не по годам развитый, получил образование, но не смог найти ни цели, ни карьеры. В 1860 году он изучал искусство в Ньюпорте у Уильяма Морриса Ханта. В 1865 году он отправился на Амазонку вместе со знаменитым ученым Луи Агассисом, чтобы собирать и изучать рыбу. Он изучал анатомию в Гарвардской медицинской школе. И жадно читал: Чарльза Дарвина, Джорджа Элиота, Томаса Хаксли, Федора Достоевского.

Неврозы сопровождали его талант и богатство. Под кипучей внешностью Джеймс скрывал сомнения и хронические болезни — больную спину, слабые глаза, запоры, бессонницу и депрессию. Он избежал Гражданской войны, путешествовал из Европы туда и обратно, погрузился в суицидальную меланхолию и искал облегчения с помощью водных процедур, электрических токов, гипноза и закиси азота. Он искал ответы в книгах таких разных мыслителей, как Томас Карлейль и Иоганн Вольфганг фон Гёте. Только когда ему исполнилось 30, он успокоился и нашел какую-то цель, энергию и небольшое облегчение от своих недугов.

Работа и любовь преобразили. Чарльз Уильям Элиот, президент возрождающегося Гарварда, предложил Джеймсу работу преподавателя анатомии в 1873 году. Издательство Генри Холт дало ему контракт на его учебник по психологии. В 36 лет он женился на Элис Гиббенс, культурной, сильной женщине, преданной своему мужу-неврастенику и матери их пятерых детей. В извинениях после ссоры с Алисой он написал из-за границы: «Дорогая, ты на полном серьезе вытащила меня из одинокого ада. . . . Ты спас мою жизнь от гибели».

Хотя Джеймс был благодарен за свою женитьбу на Алисе, он никогда не оставался безмятежным. Он сбежал в горы, когда закончились семестры, и уехал в Европу, когда его Алиса родила. Он снова впал в меланхолию и обратился к экстрасенсам. В качестве компенсации за болезненность и пассивность, а также в качестве противоядия от повторяющихся болезней он рекомендовал оптимизм и действия. Его студент в Гарварде Теодор Рузвельт писал: «Черные заботы редко сопровождают всадника, который движется достаточно быстро». Джеймс бы согласился.

Доставив двухтомную рукопись «Принципы психологии » своему нетерпеливому издателю, Джеймс приложил записку, которая гласила: «Никто не испытал большего отвращения, чем я, при виде этой книги». Коллеги-академики быстро признали монументальную работу, в которой лабораторные исследования сочетались с интроспективными взглядами. Позже Джеймс переписал некоторые главы для сокращенной версии, которую студенты Гарварда ласково называли «Джимми».

Первая глава Психология , «Привычка», была типичной: «Нет более несчастного человека, чем тот, в ком нет ничего привычного, кроме нерешительности». Джеймс приводит доводы в пользу привычки, называя ее «огромным маховиком общества», и предлагает конкретные предложения о том, как сделать полезные действия автоматическими: принимайте решения, опубликовывайте их, действуйте в соответствии с ними и настойчиво. Надлежащие привычки, на основе которых действуют и которых придерживаются, закрепляются в мозгу. Автоматизм уменьшает усталость и высвобождает «наши высшие силы разума». Это делает повседневную жизнь сносной, а цивилизацию — процветающей.

Джеймс изобрел фразу «поток сознания», чтобы описать работу нашего разума. Наше мышление не упорядочено и не логично, а хаотично, наше настроение постоянно и необъяснимо меняется. «То, что было ярким и захватывающим, становится утомительным, плоским и невыгодным». Цель Психология состояла в том, чтобы дать предварительное представление о наших блуждающих умах и колеблющихся эмоциях. Джеймс пытается объяснить, как мы помним, как мы связываем, представляем, рассуждаем, чувствуем и действуем.

Он консультируется с властями. В главе «О себе» он взывает к Иову и Марку Аврелию. Он становится личным, необычным в учебниках. В «Внимании» он издевается над медлительным профессором (вероятно, самим собой), который подстригает ногти, поджигает или берет книгу, чтобы не читать курс формальной логики, который он ненавидит. Он дает советы по улучшению памяти, борьбе с меланхолией и вставанию с постели по утрам.

Конечно, части  Психология  устарели. Джеймс не знал о миллиардах нейронов в мозге, о синапсах, которые их соединяют, и о нейротрансмиттерах, таких как дофамин и окситоцин. Он не мог заглянуть в мозг во время сексуального возбуждения или депрессии. Современных психологов оттолкнули бы его отступления и морализаторство, и они бы позавидовали его литературному чутью. И все же скромность была одним из его привлекательных качеств: он ожидал и с нетерпением ждал, когда его заменит «Галилей психологии».

В середине 1890-х Джеймс отправился в путь, путешествуя из Бостона в Чикаго и Колорадо-Спрингс, читая лекции тысячам учителей в попытке заработать и денег, чтобы сделать свои психологические исследования актуальными в классе. Он собрал свои лекции в небольшую книгу под названием «Беседы с учителями по психологии ».

Опираясь на главу об ассоциациях в Психология , Джеймс утверждал, что опытный учитель привлекает внимание, связывая свой предмет с предыдущими знаниями и опытом учащихся. Он хвалит искусного коммуникатора, изобретательного ассоциатора, инструктора, который ловит нужный момент и подает правильный пример.

Джеймс с оптимизмом смотрел на человеческий потенциал, но реалистично смотрел на человеческую природу. В главах «Воля» и «Инстинкт» этот предшественник эволюционной психологии напомнил учителям, что люди агрессивны, склонны к соперничеству и алчности, но добавил, что наш боевой инстинкт может стать союзником воспитателя, побуждая нас осваивать трудные, неприятные предметы. Темы: «Заставьте ученика стыдиться того, что он боится дробей, что он «сбит» законом падения тел».

Предвосхищая защиту Э. Д. Хиршем культурной грамотности, Джеймс заявил, что самый образованный ум обладает самым большим запасом идей и концепций, «готовых встретить самое большое разнообразие чрезвычайных ситуаций жизни». В то же время, предвидя открытие Говардом Гарднером множественного интеллекта, Джеймс настаивает на том, что ученики различаются по темпераменту и что опытный преподаватель использует разные методы для разных стилей обучения. Редкий среди профессоров Гарварда в то время, Джеймс поощрял вопросы, безоговорочно хвалил и приглашал студентов к себе домой. Он был терпелив, когда молодой Теодор Рузвельт проповедовал.

Я начинаю панихиду по моему отцу в Унитарной церкви Кливленда цитатой из Уильяма Джеймса: «Не бойся жизни. Верьте, что жизнь стоит того, чтобы жить, и ваша вера поможет создать этот факт». Моему отцу нравился Джеймс, который делал акцент на экспериментах, утверждении и действии. Американцы практичны и изобретательны, жаждут фактов, взвешивают затраты и выгоды. Для идеалистической, оптимистичной, утилитарной нации Джеймс создал американскую философию, прагматизм.

Прагматизм был методом принятия решений, проверки убеждений, урегулирования споров. В мире случайностей и неполной информации Джеймс настаивал на том, что истина неуловима, но необходимо действовать. Ответ: Примите решение и посмотрите, сработает ли оно. Попробуйте веру и посмотрите, улучшится ли ваша жизнь. Не полагайтесь только на логику и разум, добавляйте опыт и результаты. Избегайте идеологии и абстракции. Рискнуть. «Правда» случается с идеей. становится истинным, становится истинным благодаря событиям».

Джеймс настаивал на том, что он был больше популяризатором и синтезатором, чем создателем. Аристотель и Джон Стюарт Милль были прагматиками, представителями эмпиризма. Конечно, некоторые философы скептически относились к прагматизму. Истиной становится все, что полезно, все, что имеет денежную стоимость. Бертран Рассел был в ужасе от того, что прагматизм свергнет с престола идеал объективной истины, назвав его «формой субъективного безумия, характерного для большинства современных философий». Для этих скептиков прагматизм поощряет релятивизм и субъективизм и ведет к иррационализму.

Это не так, говорит современный историк Джеймс Клоппенберг. Прагматизм захлестнул Америку первой половины двадцатого века, поощряя эксперименты прогрессивизма и Нового курса. Отступая, теперь он возвращается, влияя на правовой реализм и поощряя культурный плюрализм и научное управление. По словам Клоппенберга, этому способствовало мировоззрение Барака Обамы. Прагматизм — враг определенности, упрощения и фанатизма. Он выступает за скептицизм, экспериментирование и терпимость.

Мы видим прагматизм в действии сегодня, когда Административно-бюджетное управление США «принимает» налоговые предложения или медицинские счета. Когда руководитель корпорации требует анализа затрат и выгод, он мыслит прагматично. Современный юрист Ричард Познер делает закон прагматичным, поскольку он связывает его с экономикой в ​​своей книге 2003 года «Право, прагматизм и демократия».  «Дьявол кроется в деталях» стало клише, отражающим нашу веру в факты, полезность и здравый смысл, а также привнесение прагматизма во все сферы американской жизни.

Прагматизм имел еще одно преимущество. Это позволило Богу. Джеймс всегда интересовался религией и верил в ее важность, поощряя своих сыновей посещать ранние утренние службы в Гарварде. Он признался, что не имел опыта общения с Богом, но уважал тех, у кого он был. В эпоху Дарвина он обнаружил в прагматизме оружие легитимации религиозных убеждений и обнародовал свои аргументы в лекции 1896 года «Воля к вере». (Он сказал Генри, что ее следовало бы назвать «Право верить».) Если для человека вера ведет к миру и безопасности, изгоняет одиночество, увеличивает выносливость и улучшает поведение, можно сказать, что она верна для этого человека. . Во всех сферах жизни мы действуем на основании недостаточных доказательств. Если религия увеличивает счастье, поощряет этичное поведение и предлагает вечную жизнь, то почему бы не сыграть в азартные игры?

Джеймс продолжил «Волю к вере» 20 лекциями, прочитанными в Эдинбурге, Шотландия, и опубликованными в 1902 году в книге, которую он назвал Разнообразие религиозного опыта: исследование человеческой природы . Написанный, когда Джеймс страдал от сердечной недостаточности, « сорта » стал бестселлером и его самой влиятельной работой. Он остается в печати сегодня.

Чтобы защитить религиозную веру, Джеймсу нужно было ее понять. Он собирал рассказы об отчаянии, рассказы о мистических контактах и ​​описания экстаза. Он предложил поэзию «здоровой души» Уолта Уитмена и плач «больной души» Льва Толстого. Он цитировал Джонатана Эдвардса и Блеза Паскаля и ссылался на буддистов, мусульман и квакеров. Он включил истории о мужчинах, спасенных от табака, пьянства и похоти, о мистиках, заряженных контактом с высшей силой, о миссионерах, ухаживавших за больными. «Все виды энергии и выносливости, мужества и способности справляться с жизненными невзгодами высвобождаются у тех, кто имеет религиозную веру».

Джеймс описывает, как молитва может победить меланхолию, как исповедь облегчает чувство вины и как жертва приводит к безмятежности. Напоминая нам, что «каждое индивидуальное существование замирает в одиноком спазме беспомощной агонии», он описывает самый сильный призыв религии — надежду на загробную жизнь. Настаивая на том, что существует множество видов сознания, он сочувственно записывал переживания тех, кто заявлял о контакте с невидимым. Религия ведет к «более широкой, богатой и более удовлетворительной жизни», добавляя изюминку, обеспечивая безопасность, взывая к героизму.

Не принимая во внимание притязания рационалистов на превосходство, он вернул эмоции и чувства религиозным поискам и самому разуму. Зигмунд Фрейд настаивал на том, что религия «состоит в том, чтобы принижать ценность жизни»; Джеймс считал, что религия улучшает жизнь. Для потенциальных и колеблющихся верующих Иаков приводит веские доводы. Скептикам он мало что может сказать о вкладе религии в фанатизм, суеверия и войну.

Джеймс критиковал религиозную истерию. Обращаясь к благодарной аудитории в несколько тысяч человек в Эдинбурге, евангелист Дуайт Муди проповедовал «старомодное евангелие» сотням тысяч людей по всей Америке и Европе. Осуждая эволюцию и проповедуя проклятие, современник Джеймса Билли Сандей, бывшая звезда бейсбола, достиг миллионов.

Разновидности  остается для большинства верующих мощной защитой от Карла Маркса, критиковавшего религию как опиум для масс; против Фрейда, отвергавшего религию как иллюзию; и против современных писателей, таких как Дэниел Деннет, Сэм Харрис, Ричард Докинз и покойный Кристофер Хитченс, вместе известных как «Четыре всадника атеизма». Билл Уилсон, основатель Анонимных Алкоголиков, неоднократно читал Разновидности . Джон Апдайк похвалил его в своих 1999 эссе «Будущее веры», как и А. Н. Уилсон в своей книге «Похороны Бога».

В 1900 году американцы из высшего общества оказались в эпицентре кризиса: неврастении, которую чаще называют слабыми нервами. Симптомы, по словам его первооткрывателя Джорджа Миллера Берда, включали депрессию, усталость и раздражительность. Его причина — напряженная офисная работа, переполненные города, новые изобретения и быстрые перемены. Семья Джеймсов страдала неврастенией, как и Теодор Рузвельт, бежавший на границу, и Джейн Аддамс, принимавшая угнетенных. Религия, оправданная Джеймсом, была одним средством, но могли быть и другие: йога, спиритуализм, христианская наука, разные уровни сознания, разные пути к безмятежности в беспокойный век.

Джеймс исследовал эти «лечения разума». Он подружился с Леонорой Пайпер, знаменитой спиритуалисткой, и посещал ее сеансы. Он был президентом Общества психических исследований. Джеймс никогда не одобрял конкретное лечение, но он защищал исследования феноменов, стремление, которое его коллеги высмеивали за поощрение суеверий.

Джеймс придумал свою собственную форму лечения разума в серии лекций, прочитанных за десятилетие до Первой мировой войны. полусонный. Наши костры потушены, наши сквозняки проверены». Приводя примеры солдат на войне и гражданских лиц во время землетрясения в Сан-Франциско, Джеймс утверждает, что благодаря необходимости и силе воли мы все можем повысить уровень своей энергии и стать более героическими.

Джеймс становится предвестником движения человеческого потенциала. Авраам Маслоу считает, что Джеймс оказал влияние на его теорию самореализации. Мартин Селигман, основатель позитивной психологии, хвалит Джеймса, как и Анджела Дакворт, автор нынешнего бестселлера  Выдержка: сила страсти и настойчивости .

Эссе «Об определенной слепоте у людей» критикует мужчин и женщин, которые настолько поглощены собой, что не проявляют интереса к другим. Он также критикует церебрального пессимиста, который теряет контакт с природой и пренебрегает обыденностью. Восхваляя Уитмена и Вордсворта, Джеймс взывает к сочувствию, терпимости и благодарности. Биограф Роберт Ричардсон цитирует это эссе, любимое Джеймсом, как один из «определяющих документов американской демократии».

В «Евангелии от расслабления» Джеймс применяет психологические идеи к повседневным заботам. Ограничьте самоанализ: не становитесь пленником болезненных чувств. Чтобы почувствовать себя смелым, действуйте смело. Чтобы стать веселым, улыбаться и смеяться. Спокойный ум требует здорового тела. Ключ к жизненной силе – теннис, катание на коньках, езда на велосипеде и, прежде всего, здоровые привычки. Гарвардский ученый Джеймс становится пионером светской проповеди и жизнерадостного руководства по самопомощи, обещающего способы обрести контроль над своей жизнью, предшественника 45 000 книг по самопомощи, которые сейчас издаются.

В этих популярных эссе Джеймс показал свою способность проникать в суть дела с помощью запоминающейся фразы. Что мотивирует мужчин? «Как обрести, как сохранить, как вновь обрести счастье — это на самом деле для большинства людей во все времена тайный мотив всего, что они делают, и всего, что они готовы терпеть». Зачем идти в колледж? «Лучшее заявление, которое может сделать высшее образование… . . заключается в следующем: это должно помочь вам узнать хорошего человека, когда вы его увидите». В своем упреке рационалистам он говорит: «Наши эмоции, наш темперамент и наше текущее состояние ума действительно влияют на наши идеи. Мы не можем окончательно отделить мыслителя от мысли». Цель жизни: «Есть только одна безусловная заповедь, которая заключается в том, что мы должны непрестанно искать, со страхом и трепетом, так голосовать и действовать, чтобы создать самую большую совокупную вселенную добра, которую мы можем видеть».

Джеймс не только призывал к личной трансформации, но и выступал против пороков дня: алкоголизма, линчевания, расизма и, прежде всего, войны. «История — это кровавая баня», — писал он в 1910 году. Испано-американская война 1898 года разочаровала его. Последовавшее за этим вторжение на Филиппины потрясло его и вдохновило на написание знаменитого эссе, распространенного среди миллионов читателей, «Моральный эквивалент войны». Джеймс принял, как сторонник эволюционной психологии, что драчливость, гордость и патриотизм были врожденными; но он утверждал, что агрессию можно перенаправить и что призыв на военную службу может заменить призыв на военную службу. Привилегированная молодежь могла бороться с природой, а не с народами, могла служить обществу и могла находить романтику в рыболовецком флоте и товарных вагонах. «Воинственный тип характера можно воспитать без войны».

В 1898 году Джеймс поднялся на гору Марси, самую высокую вершину штата Нью-Йорк, и напряг свое сердце. Он так и не восстановил свое здоровье. Несмотря на физическое ухудшение, он продолжал работать и в течение следующих одиннадцати лет написал два классических произведения: « Варьете » и « Прагматизм ». Фрейд, познакомившийся с Джеймсом в 1909 году, сказал, что надеется быть таким же бесстрашным, как Джеймс, «перед лицом приближающейся смерти». Джеймс умер через год, и о его кончине написали газеты по всей Америке.

Уильям Джеймс напоминает нам, что «философия — это выражение сокровенного характера человека». После его смерти Генри писал, что ему будет не хватать «неиссякаемой компании» брата. . . оригинальность, все невыразимо яркое и прекрасное его присутствие». Джеймс оставил после себя сотни писем семье, студентам и коллегам-ученым. Они раскрывают привлекательную личность: спонтанную, остроумную, игривую, гуманную, терпимую и общественную. Он был человеком, который превратил свои неврозы в достижения.

Какое у него наследие?

Уильям Джеймс вывел философию из академии на улицу. В запоминающихся фразах он сделал философию полезной для простых граждан, желающих понять их умы и улучшить свою жизнь. Он превратил психологию в науку, изобретя понятие «потока сознания», предполагая, что мозг является динамичным жизненно важным органом. Он популяризировал прагматизм, особенно американский способ решения проблем, полезный сегодня для политиков и простых граждан. Он узаконил религиозную веру, принеся утешение Америке, озадаченной дарвинизмом. Американцам, страдающим от нервного истощения, он проповедовал энергию, действие и оптимизм.

Добавить комментарий