Характерные качества личности: Понятие темперамента — Logoprofy.ru

Темная и светлая триады личности: как наука объясняет доброе и злое начала в человеке

Почему одних людей мы называем добрыми, а других скорее считаем злыми? И что это значит, учитывая, что в психологических науках нет таких критериев для определения личности? Для объяснения этого феномена исследователи предложили концепцию темной и светлой триад черт личности. Как она работает, рассказывает практикующий психолог Екатерина Давыдова

Сюжеты многих художественных произведений строятся на взаимодействии максимально непохожих героев. Один прислушивается к другим, верит в лучшее, думает об общем благополучии, другой — всех эксплуатирует, эгоистичен и самовлюблен. Иногда эти герои находятся в борьбе, например разрушительный Джокер и спасающий мир Бэтмен, иногда им удается дружить, как доктору Хаусу и его другу Уилсону. Случаются и совсем причудливые комбинации, как в комедии «Я, снова я и Ирэн», где у главного героя возникает раздвоение личности и вместо экстремально доброго человека, которым все пользовались и манипулировали, он становится своим темным антиподом.

Нечто подобное наблюдается и в реальной жизни — одни люди склонны думать о своей выгоде и воспринимают окружающих как пешек на шахматной доске, а другие — эмпатичны, верят в добро и выберут скорее хорошие отношения с человеком, чем мгновенное получение от него пользы. Первые чаще достигают успеха во власти и мгновенном достижении результата, вторые — в построении отношений и долгосрочном благополучии. Для объяснения этого феномена ученые предложили концепцию темной и светлой триад черт личности.

Темную триаду впервые описали исследователи Делрой Паулхус и Кевин Уильямс в 2002 году — она включает в себя такие личностные черты, как нарциссизм, макиавеллизм и психопатию. Слово «темный» указывает на то, что злоупотребление этими качествами наносит урон обществу. Нарциссизм обычно характеризуется чувством собственной грандиозности, высокомерием, самовлюбленностью и отсутствием эмпатии. Макиавеллизм включает в себя манипуляцию и эксплуатацию других, циничное отношение к людям и миру в целом, сосредоточение на собственных интересах, лживость. Под психопатией имеется ввиду склонность к импульсивности, черствость, беспощадность.

Светлая триада объединяет в себе кантианство, под которым имеется ввиду выбор в пользу уважительного отношения к людям как к отдельным личностям, вместо того чтобы считать других средствами к достижению своих целей. Вторая черта — гуманизм — убеждение, что люди любого происхождения заслуживают уважения и признательности. И, наконец, вера в человечество и фундаментальную доброту людей.

Конечно, носителей только темных или только светлых черт нет — в большинстве из нас присутствуют характеристики обеих триад. Более того, статистика показывает, что среднестатистический человек в целом имеет более светлые черты, чем темные, а экстремально светлых и экстремально темных людей и вовсе не так много.

Как выглядят представители темной и светлой триад

Исследования, изучающие темную и светлую триады в сравнении, представляют показательные портреты обеих групп.

Так, среднестатистический представитель темной триады скорее молодой, мотивированный властью, социальной принадлежностью и достижениями мужчина  (тесты показали, что  темная триада положительно коррелирует с молодостью и принадлежностью к мужскому полу). Его ценности сфокусированы вокруг самоутверждения, ему присуще демонстративное потребление и эгоизм. Возможно, он не вполне удовлетворен жизнью, обладает низким уровнем добросовестности, доброжелательности, сострадания и эмпатии.

Вероятно, такому человеку свойственны утилитарные моральные суждения («хорошо то, что полезно, выгодно»), а также способность к творчеству, храбрость, лидерство, напористость.

Обладатели темной триады нередко любознательны, потому что любят что-то непредсказуемое, или же мотивированы на исследование нового, чтобы не оказаться уязвимыми из-за того, что они в чем-то не разбираются. Они могут испытывать сложности в отношениях, так как не хотят открываться, не чувствуют своих партнеров из-за низкой эмпатии, могут быть жесткими в своих высказываниях. При сильной выраженности черт темной триады человек становится и вовсе неспособен на близость из-за внутренней тревоги в сочетании со склонностью к власти и эксплуатации других.

Материал по теме

Светлую триаду скорее бы представила женщина старшего возраста с более высоким уровнем удовлетворенности жизнью, сострадания, сопереживания, открытости опыту, добросовестности, позитивного энтузиазма, принятия других и веры в то, что другие люди в целом хорошие. Такой человек тоже может быть любознателен, но с другими мотивами — «хочу узнать новое, чтобы развиваться». Люди с высоким уровнем черт светлой триады часто имеют устойчивую самооценку и контакт с собой, но могут быть не мотивированы на достижения. Они удовлетворены отношениями, компетентны, способны к устойчивой привязанности, могут работать в команде.

Из минусов: часто испытывают необоснованное чувство вины, например, за то, что живут лучше, чем другие (много зарабатывают, имеют таланты), а также берут на себя чрезмерную ответственность. Такое чувство вины и гиперответственность приводят к тому, что человек ограничивает свои амбиции и отрезает себе путь к успеху из-за нежелания испытывать эти тягостные чувства. Кроме того, здоровый альтруизм у них может принимать крайние степени, превращаясь в комплекс спасателя, а тогда они становятся уязвимыми к эксплуатации и манипуляции со стороны «темного лагеря», начинают жить для других, теряя себя.

Происхождение разных типов личности

Но почему возникает такое колоссальное различие? Несмотря на индивидуальность, люди обладают характерными чертами, по которым их можно объединить в группы. Еще Гиппократ поделил всех на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов в зависимости от того, из каких «жизненных соков» состоит человек. Сегодня же в психологии существует целый ряд типологий, а также версий, почему нас можно куда-то определить. 

Так, психоаналитик Карен Хорни разработала свою теорию личности, основываясь на идее, что все мы пытаемся преодолеть тревогу, избегаем чувства изоляции от других и так формируем свой характер. По мнению Хорни, есть уступчивый, агрессивный и обособленный типы личности в зависимости от того, как мы приспосабливались к взаимодействию с родителями в детстве. Карл Юнг говорил об экстраверсии, интраверсии и четырех психических функциях (мышление, чувства, ощущения, интуиция), одна из которых может стать ведущей по мере взросления ребенка. На основе этой теории была разработана популярная типология MBTI.

Есть и гипотезы, связанные с биоразнообразием — теорией, описывающей, как отличия между людьми влияют на устойчивость популяции и ее эволюционирование. В соответствии с ней человек с чертами темной триады может помочь нашему виду в ситуации, когда надо хладнокровно принимать решения большого порядка, например геополитические, а люди из светлой триады полезны для индивидуальной работы, например в помогающих профессиях (врачи, учителя, психологи).

Материал по теме

Взаимопритяжение темной и светлой триад 

Между представителями темной и светлой триад возникает целый ряд непростых, а иногда и болезненных взаимодействий из-за того, что они очень по-разному устроены. 

Частая история — созависимые пары, состоящие из «темного» партнера, который не способен на здоровую привязанность, не может быть искренним, перекладывает ответственность на другого ради собственной выгоды, но при этом привлекателен своей самоуверенностью, и «светлого» партнера, который не распознает манипуляции, воспринимая все за чистую монету, веря в то, что другой исправится, бесконечно дает ему шансы и пытается спасти, вразумить, приобщить к своим принципам.

В диалоге они могут друг друга не понимать, так как первый будет не готов на открытую коммуникацию (из-за того, что это сделает его уязвимым), а второй — не захочет использовать методы первого: шантажировать, хитрить, играть в манипулятивные игры.

Столкновения между людьми из темной и светлой триад бывают и на уровне взглядов. Например, за ужином может сидеть человек из «темного лагеря» и рассуждать о геополитических событиях масштаба  исторической эпохи, то есть говорить о больших процессах, не учитывая тот факт, что в этих процессах затронуто индивидуальное благополучие каждого человека. Собеседника из светлой триады подобные рассуждения могут возмутить, так как он будет эмпатично ставить себя на место конкретного человека, который в этих процессах задействован. Ему будет сложно принять, что, например, главный врач больницы может хладнокровно по принципу шансов на выживаемость распределять лекарства и оказание медицинской помощи в случае экстремальной ситуации. Для человека из темной триады это будет абсолютно логично и естественно. Аналогично, люди из светлой триады до последнего будут верить в то, что человек не станет злоупотреблять властью, тогда как люди из темной триады в первую очередь подумают о том, как можно извлечь для себя выгоду в такой ситуации.

Еще один интересный пример — привлекательность людей темной триады для их противоположностей, построенная на фантазии о том, что темный человек может быть «скалой снаружи», но «белым и пушистым внутри». Люди из темной триады также могут тянуться к своим антиподам (вспомним доктора Хауса и Уилсона) и быть в некотором смысле зависимы от них, так как нередко светлые люди — единственные, кто может их выдерживать, видеть в них то хорошее, человеческое, что они сами от себя скрывают. Через такое общение они как бы опосредованно получают доступ к своей искренней, чувствительной части.

Материал по теме

Золото тени: как дополнить себя чертами противоположной триады

Темная и светлая триады, если говорить о сильно выраженных типажах, — это всегда некий дисбаланс, недостаточность. Одним не хватает того, что есть у других. Если это не мешает индивидуальному развитию, не разрушает отношения, не приносит несчастья — дело каждого, нужно ли что-то с этим делать.

Но если вы ставите перед собой задачу достроить недостающее, например светлую часть, если вы склонны манипулировать, быть эгоистичными и жестокими, или темную часть, если вы чрезмерно доверяете другим, постоянно испытываете вину и берете лишнюю ответственность, то имеет смысл посмотреть на противоположную триаду, как на свою Тень.

Понятие «Тени» изначально ввел в психоанализ Карл Юнг. Традиционно Тень включает в себя личностно и социально не одобряемые черты. Проблема заключается в том, что в Тень могут попасть и полезные качества. В юнгианской психологии такая ситуация называется «Золото Тени». Так, если ребенок рос в семье, где ведущими были принципы «у нас все общее», «не высовывайся», «хвастаться плохо», «надо всегда говорить правду», то теневыми у него могли стать такие вполне нужные качества, как здоровый эгоизм, способность проявлять себя, умение преподносить себя с лучшей стороны, а также навыки дипломатии и соревновательности. Если же ребенок рос в агрессивной среде, где любые слабости становились мишенью для атаки, а его чувствами пользовались, то в Тень могли попасть такие качества, как искренность, способность к самораскрытию, уважение границ другого. Чтобы стать неуязвимым, ребенку пришлось развить в себе качества темной триады, а светлая триада ушла в Тень. 

Но то, что мы не видим и отрицаем в себе, не можем позволить, нередко начинает проецироваться на других. Проекция — психологический термин, означающий процесс, с помощью которого люди приписывают другим объектам то, что находится в их собственном бессознательном. Когда люди из светлой триады говорят «не представляю, как так можно было», рассуждая о ком-то, кто злоупотребляет властью, или когда люди из темной триады высмеивают кого-то, кто бескорыстно помогает другим, — работает механизм проекции. Первые — отрицают, что в глубине души все способны на плохие поступки, но делают выбор в пользу хороших, вторые — обесценивают то, что не могут позволить себе в силу скрытой тревоги.

Там, куда направлена проекция, и лежит Золото Тени — те ценные качества, которые ищет психика, чтобы сформировать полноценную личность. 

Что же можно предпринять, чтобы сделать этот процесс более целенаправленным?

  • Изучать людей, которые вызывают негативные чувства: зависть, возмущение, раздражение. Задаваться вопросом, какие качества, которые есть в них, могли бы нас обогатить. Заметить, что эти качества уже  в нас присутствуют. Например, люди из светлой триады могут заметить, что они пассивно-агрессивны, а тогда им надо работать над тем, чтобы интегрировать свою агрессию социально приемлемым способом (через слово «нет», через уместную конкуренцию, через здоровый эгоизм).
  • Изучать людей, которых хочется обесценить, кого вы высмеиваете, к кому относитесь высокомерно. Например, человек из темной триады может обнаружить, что насмехается над дружной семьей соседей, которые живут простой жизнью, не стремятся к бесконтрольному обогащению, но каждый день выглядят счастливыми. В этом случае для человека развитием станет признание, что в глубине души он тоже хотел бы подобной жизни, но боится, что его обманут, бросят, воспользуются.
  • Присматриваться к тем, кого вы боготворите, кого делаете своими кумирами, и задаваться вопросом: почему, из-за какой ситуации я когда-то решил, что я никогда не смогу быть таким.
  • Не менее важно осознать негативные последствия своей однобокости. Для темной триады это будет одиночество, внутренняя пустота, вечное чувство неудовлетворения, высокий уровень тревоги. Светлой триаде необходимо отдавать себе отчет, что отказ от своей темной стороны может попросту тратить психические силы на тех, кто этим просто пользуется, а также не давать возможность делать хорошие дела в большем масштабе, которого можно добиться, научившись находиться в одном поле с людьми из темной триады, а значит, где-то учитывать правила игры и уметь в эту игру играть. 

«Тень персонифицирует все, что человек отказывается признавать в самом себе. Встреча с самим собой предполагает встречу с собственной тенью», — писал Юнг. Обеим триадам полезно посмотреть друг на друга как на неких учителей, как на шанс увидеть свой потенциал, убрав оценочные суждения. Подобные исследования можно проводить в терапии или же изучая все многообразие реального и виртуального окружения, используя чувства как некий навигатор, подсказывающий, где надо остановить фокус внимания.

1. Личность и её характерные черты

Личность — одно из самых распространенных понятий. Оно часто употребляется и в научной литературе, и в повседневной жизни. Но тем не менее, далеко не каждый ответит на вопрос: что такое личность? Исходным пунктом в исследовании этой проблемы является разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Эти термины не тождественны. Однако, имея общую с животными подсистему — организм, человек (как биосоциальное существо) обладает и качественно новой подсистемой — личностной. Этим человеческий индивид принципиально отличается от животных «особей». Понятие «личность» фиксирует социальное качество человека. Личность может быть понята и описана только в системе отношений, которые складываются между людьми.

Общественные отношения, интегрированные, усвоенные конкретным индивидом, и составляют сущность его личности. Отсюда можно дать такое определение личности: Личность — система социально значимых черт, присущих данному человеку.

Таким образом, с социологической точки зрения личность есть воплощение социально-типических характеристик, т.е. отражает черты, общие для социальной группы, класса, нации, всего общества. Но это не значит, что личность полностью сводится к этим чертам и является точным «слепком» конкретных общественных отношений. Таким образом, личность есть диалектическое единство социально-типического и индивидуального.

Общее представление о самоактуализирующейся личности, конкретизируется в определенные характерные черты личности. Характерные черты самоактуализирующей личности:

  1. Умеет заниматься делом, но дело должно быть любимое.

  2. Внешнему влиянию не подвержен: советов не ищет, в указаниях не нуждается, предпочитая все решать по-своему, руководствуясь только собственными целями и ценностями.

  3. Легко меняет свой стиль и тактику, способен быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

  4. Любит читать, учиться и разносторонне повышать свою квалификацию.

  5. Не любит рутины, и, как творческая личность, между привычным проверенным и новым возможно перспективным как правило выбирает новое.

  6. Ведет себя в целом позитивно, доброжелательно относится к окружению.

  7. Эмоционально открыт и расположен к установлению близких, доверительных, глубоких отношений с другими сотрудниками.

  8. Не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции, не просчитывая заранее их последствия.

  9. Спокойно, с самопринятием относится к тому, что когда-то он в том числе и на работе может быть раздражительным, злым и агрессивным.

  10. Для него важны его эмоции, чувства и потребности — он всегда к ним прислушивается, ощущая, что ему подходит, а что нет.

  11. Хорошо видит и высоко ценит свои положительные качества.

  12. Живет сегодняшним днем и моментом, не тяготясь прошлым и не готовя себя к будущему.

  13. Принимает себя без самоедства таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, а иногда вопреки последним.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс формирования Л. как социального качества индивида в результате его социализции и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению Л., в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в Л. исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых; тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его Л. Опираясь на то, чему ребенок уже научен, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной Л. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором развития Л. (А.В.Петровский). В самом общем виде Р. л. может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней в результате этого процесса. В случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления как Л. Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам той же общности. Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью “быть таким как все” и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности. Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как Л. в группе — с другой. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у индивида формируются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, коллективистское самоопределение, требовательность к себе, как и к другим, и т. д.

примеров черт характера | YourDictionary

  • DESCRIPTION

    Женщина обнимает бабушку со списком черт характера

  • ИСТОЧНИК

    Женщины: Ольга Хоримарко / iStock / Getty Images Plus / Background: Tolchik / iStock / Getty Images Плюс

  • РАЗРЕШЕНИЕ

    Используется по лицензии Getty Images

Черты характера описывают аспекты поведения человека, в частности присущие чувства, действия и мысли персонажа в книге, фильме или другом виде развлечения. Черты характера часто обозначаются описательными прилагательными, такими как 9.0023 пациент , неверный или ревнивый .

Ценности и убеждения как черты характера

Некоторые черты характера раскрывают положительные аспекты основополагающих ценностей или убеждений человека.

  • щедрость
  • целостность
  • лояльность
  • посвященный
  • любящий
  • доброта
  • искренность
  • самоконтроль
  • мирный
  • верный
  • терпение
  • определение
  • настойчивость
  • открытый
  • ярмарка
  • кооператив
  • толерантный
  • оптимистичный
  • духовный

Характеристики темной стороны

Никто не идеален; у каждого есть немного темная сторона. У некоторых людей могут быть черты характера, которые обычно рассматриваются с негативной коннотацией.

  • нечестный
  • нелояльный
  • недобрый
  • означает
  • грубый
  • неуважительно
  • нетерпеливый
  • жадность
  • абразив
  • пессимистичный
  • жестокий
  • немилосердный
  • самовлюбленный
  • противный
  • вредоносный
  • мелочность
  • сварливый
  • едкий
  • эгоистичный
  • неумолимый

Реклама

Характеристики лидерства

Черты характера человека могут влиять на то, как он относится к лидерству, и на то, будут ли другие воспринимать его как эффективного лидера. Стиль руководства человека тесно связан с различными чертами характера.

  • доминирование
  • уверенность
  • убедительный
  • амбициозный
  • властный
  • находчивый
  • решающий
  • харизматичный
  • авторитарный
  • энтузиазм
  • полужирный
  • проактивный

Общие черты характера детей

Черты характера детей могут быть еще не полностью развиты, но некоторые черты, как правило, неотъемлемо связаны с детьми. Кроме того, родители часто стремятся научить своих детей определенным чертам характера.

  • игривый
  • смешной
  • активный
  • дикий
  • глупый
  • ласковый
  • смешно
  • грубый
  • разговорчивый
  • дебошир
  • смарт
  • беспокойный
  • застенчивый
  • живой
  • радостный
  • упрямый

Реклама

Черты характера в художественной литературе

В рассказах, романах и фильмах часто встречаются архетипы персонажей. Например, это может быть бесстрашный герой, жестокий лидер или беспомощная героиня, которую нужно спасти. Писатели используют эти классические черты, чтобы помочь читателям определить, какую роль каждый персонаж играет в истории.

Героические персонажи

Героические главные герои, как правило, имеют определенные черты характера, которые отличают их от второстепенных персонажей или злодеев.

  • бесстрашный
  • сильный
  • мужественный
  • надежный
  • бесстрашный
  • смелый
  • жесткий
  • храбрый

Злодейские персонажи

Описывая злодея, писатели обычно наделяют персонажа множеством отрицательных черт.

  • уродливый
  • зло
  • хитрость
  • обманчивый
  • убийственный
  • аморальный
  • мстительный
  • маниакальный

Реклама

Романтическая главная героиня

Романтическая главная героиня, стремящаяся завоевать возлюбленную, как правило, обладает определенными привлекательными чертами характера.

  • подвеска
  • остроумие
  • сентиментальность
  • привязанность
  • интенсивность
  • харизма

Черты характера против личностных качеств Черты характера против основных ценностей

Часто чей-то характер и личность переплетаются. Но хотите верьте, хотите нет, но они совершенно разные. Самый простой способ разделить их — сказать, что черты личности — это наблюдения за мыслями, эмоциями и поведением реального человека. Они видны снаружи и внутри, поскольку некоторые из них не так очевидны и развиваются со временем. Черты характера очень похожи на черты личности, за исключением того, что черты характера определяют черты персонажа в истории, а черты личности описывают черты реального человека. Основные ценности также схожи с чертами характера и личности. Это больше, чем поверхностные наблюдения; они руководящие принципы для жизни.

Реклама

Оживление персонажей

Потратив некоторое время на обдумывание и рассмотрение примеров черт характера, вы сможете больше узнать о себе и других.

Добавить комментарий