Не только аниме: 10 шедевров японского кинематографа, о которых стоит знать
«Куклы» (реж. Такеши Китано, 2002 год)
«Расемон» (реж. Акира Куросава, 1950 год)
Именно благодаря «Расемону», в основе сценария которого лежит рассказ «В чаще», о японском кинематографе заговорили во всем мире. Расемон — не имя и не название иероглифа, а каменные ворота, в развалинах которых пережидают грозу свидетели преступления. 88 минут длятся драматичные поиски правды — какая из версий о жестком убийстве и изнасиловании является подлинной? Черно-белая лента Куросавы ─ квинтэссенция размышлений о сути человеческой души, составляющих основу творчества режиссера. Своей безупречной игрой фильм украсили звезды японского кино середины 50-х, но особенного успеха на родине он не имел. Зато «Расёмон» получил международное признание: в его активе две награды Венецианского фестиваля, две премии Национального совета кинокритиков США и «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
«Идиот» (реж.
Акира Куросава, 1951 год)В 1951 году культовый режиссер Акира Куросава представил свою версию романа великого русского классика. По его словам, Достоевский — единственный писатель во всем мире, который описывал подлинное человеческое существование. Необычность замысла заключалась в том, что японец не планировал снимать европейских актеров ─ все роли в картине исполнили японцы (неудивительно поэтому, что место действие из России перенесено на остров Хоккайдо). Изначально японский «Идиот» должен был быть рекордно длинным — продолжительность фильма составляла 280 минут. Конечный вариант оказался короче и составил всего 166 минут — на этом настояло руководство студии. Примечательно, что съемки картины целиком прошли в закрытом помещении. Несмотря на разность двух культур, лента получилась глубокой, философской, трогательной. Советуем смотреть экранизацию на японском языке с русскими субтитрами, чтобы максимально полно насладиться атмосферой этого без преувеличения произведения искусства.
«Токийская повесть» (реж. Ясудзиро Одзу, 1953 год)
Послевоенная лента режиссера Ясудзиро Одзу может показаться банальной вариацией на избитую, казалось бы, тему отцов и детей (престарелые супруги отправляются в Токио, чтобы навестить повзрослевших детей, но у тех вовсю кипит собственная жизнь), но это только на первый взгляд. Для хронометража в 136 минут здесь, возможно, маловато динамики, но этот недостаток сглаживается красивыми видами японской столицы, честным разговором со зрителем, философскими рассуждениями о вечных ценностях. То, что «Токийская повесть» ─ вовсе не проходная мелодрама, доказывае факт, что в личных рейтингах многих режиссеров с мировым именем (в их числе Джим Джармуш и Вим Вендерс) она давно уже занимает место в первой десятке.
«Годзилла» (реж. Исиро Хонда, 1954 год)
Как ни удивительно, но первый фильм о доисторическом монстре, тихо и мирно дремавшем на дне Тихого океана, был снят именно в Японии. Лента «Годзилла, король монстров!», вышедшая в США в 1956 году и получившая мировую известность — всего лишь перемонтаж оригинального японского варианта с изменением сюжетной линии и доснятием нескольких сцен. История появления «Годзиллы» отнюдь не случайна. Немногим ранее режиссеру Томоюки Танаке запретили снимать фильм, повествующий о рыбацком судне, оказавшемся в зоне американских ядерных испытаний (эта история эта, кстати, была реальная). Танаке не оступился от идеи и преобразовал ее в ленту-катастрофу.
Сюжет незамысловат: 50-метровый ящер, разбуженный репетицией военных действий в океанских глубинах, выходит на поверхность и в ярости начинает сметать все со своего пути. Ранним прототипом Годзиллы был гибрид гориллы и кита (звучное имя образовалось от слияния двух слов: gorira по-японски «горилла», kujira — кит). Позже монстра преобразовали в динозавра, а «название» оставили. Известно, что резиновый костюм чудовища весил более 90 кг, и каскадеру из-за тяжести и жары находиться внутри было практически невозможно. Небольшой бюджет и слабая техническая база (едва ли можно сказать, что в 50-х годах XIX века японский кинематограф находился на подъеме) не помешали созданию культовой ленты, которую в равной степени и забавно, и приятно посмотреть даже спустя 60 лет. Японская «Годзилла» положила начало многосерийной франшизе о похождениях яростного зубасто-хвостатого монстра, которая сегодня насчитывает более 20 фильмов.
«Голый остров» (реж. Канэто Синдо, 1960 год)
Главная особенность «Голого острова», который давно признан мировым шедевром киноискусства, в том, что это не немая, но бессловесная картина. Фильм, повествующий о трудностях жизни бедной крестьянской семьи на острове, где нет пресной воды — ода-посвящение «маленькому человеку». Однообразный быт, тяжелый ручной труд, нехитрые радости в виде покупки новой одежды, глубокие горести ─ хронометраж в 94 минуты описывает жизнь японских супругов с двумя детьми без прикрас. Творение Синдо помогает приблизиться к пониманию японского характера — трудолюбивого, упорного, несгибаемого. Отсутствие диалогов передает молчание, сковавшее героев, и отражает сдержанный строгий лейтмотив ленты — «жизнь продолжается, несмотря ни на что». Запаситесь терпением и спокойствием: «Голый остров» ─ это фильм-медитация. Любопытно, что в 1961 году японская картина была отмечена Большим призом II Московского международного кинофестиваля.
«Женщина в песках» (реж. Хироси Тэсигахара, 1964 год)
Фильм, снятый по одноименному роману японского писателя и драматурга Кобо Абэ, стал первой частью трилогии (в нее потом вошли ленты «Чужое лицо» и «Сожженная карта»). По словам создателей картины, страдания энтомолога-любителя в песчаной яме-ловушке и его отношения с тем, кто находится наверху, символизируют западное и восточное отношение к свободе и понимание ценностей жизни. Чувственный фильм-притча с эмоционально напряженной атмосферой и идеальным визуальным рядом заслуженно занимает место в ряду лучших кинематографических шедевров Японии.
«Ваш покорный слуга кот» (реж. Кон Итикава, 1975 год)
Начало XX века. Окружающая действительность развивается с небывалой скоростью, европеизация идет полным ходом, но на окраинах большого японского города все по-прежнему. Здесь собираются последние интеллектуалы в лице школьного учителя и нескольких его близких друзей. В отдалении от шума нового мира они гоняют чаи, слушают музыку и беседуют о том, как трудно живется хорошему человеку в современной стране, где больше нет места ни подлинному искусству, ни настоящей красоте. Возможно бесконечные разговоры крадут экранное время у динамичного сюжета, но мирная светлая рефлексия в итоге на деле оказывается очень-очень русской, так что фильм определенно затронет в душе пару струнок.
«Звонок» (реж. Хидео Наката, 1998 год)
«Звонок» ─ еще один фильм, удачно скопированный и растиражированный Голливудом («Звонок» 2002 года с Наоми Уоттс в главной роли в мире, безусловно, известен больше оригинального японского варианта). Жуткая история была снята по мотивам романов писателя Кодзи Судзуки «Звонок» и «Спираль», на написание которых того, в свою очередь, вдохновили «ужастики» про Полтергейста. Лента про смертоносную видеокассету, приговаривающая к смерти каждого, кто ее посмотрит, стала самым кассовым фильмом ужасов в истории японского кинематографа. Объяснение этому простое: несмотря на национальные особенности (даже в жанре «хоррор» у японцев больше философии, чем зрелища), смотреть «Звонок» действительно страшно интересно — уровень напряжения, ощущения безысходности и ледяного ужаса в нем зашкаливает, а оригинальная концовка приятно удивляет.
«Королевская битва» (реж. Киндзи Фукасаку, 2000 год)
Фильм, снятый по одноименному роману Косюна Таками, рассказывает об «экскурсии» 42 школьников на необитаемый остров. «Королевская битва» ─ это проект японского минобразования, который стал ответом проблемам переходного возраста подростков, бойкотировавшим учебный процесс. Ссылкой в отдаленные места дело не заканчивается: школьники должны принять участие в жестокой игре, на финише которой через три дня в живых должен остаться только один из них. Картина была отмечена многими японскими кинопремиями и получила в целом высокие отклики-рецензии. Выдержит ли ваша психика испытание таким зрелищем решайте сами: о степени «кровожадности» ленты говорит тот факт, что она заняла первое место в списке лучших фильмов (снятых, начиная с 1992 года) по версии известного любителя эстетической экранизации насилия Квентина Тарантино.
«Куклы» (реж. Такеши Китано, 2002 год)
Фильм-скандал «Куклы» (на Венецианском кинофестивале-2002 он произвел эффект разорвавшейся бомбы, но в итоге остался без наград) называют лучшим твоерением одного из самых выдающихся японских режиссеров. Это замысловатое переплетение трех любовных историй с одним лейтмотивом, который гласит, что люди ─ управляемые друг другом марионетки. В первой новелле главный герой бросает свою возлюбленную ради брака по расчету, а она от отчаяния пытается покончить жизнь самоубийством, терпит неудачу и сходит с ума. Вторая история — о главе якудзы, который к старости обнаруживает, что брошенная им много лет назад девушка, все еще приходит каждую неделю в условленное место и ждет его. В третьем эпизоде молодая телевезионная звезда попадает в автокатастрофу, после которой остается обезображенной, начинает скрываться от людей, а самый преданный ее поклонник ослепляет себя, чтобы доказать ей серьезность своих чувств и намерений. Все истории, безумно красивые по видеоряду (режиссер сумел переплести весь колорит и все очарование традиционного японского театра кукол с человеческими судьбами и перенести это на экран), учат тому, что любовь нельзя предавать. Здесь нет умопомрачительных сцен насилия и безумных перестрелок, и все же фильм очень жесток ─ совсем как мир, не устающий доказывать, что каждая человеческая жизнь ─ это трагедия. Эмоциональный душераздирающий кинематографический шедевр и метафора вечной любви ─ вот что такое «Куклы» Китано.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб
Лучшее японское кино по версии BFI — Кино и сериалы на DTF
Британский институт кино представил список лучших фильмов японских режиссеров за последние 95 лет.
9867 просмотров
В рамках предстоящего фестиваля Japan 2020, посвященного японскому кинематографу и его более чем столетней истории, Британский институт кино (British Film Institute, BFI) представил свой взгляд на далекое и многим неизвестное японское кино, опубликовав на своем сайте 95 лучших фильмов, снятых японскими режиссерами в период 1925-2019 гг. При этом каждый год представлен в списке только одним фильмом.
Первое широкое знакомство европейских и американских зрителей с японским кино произошло в середине 50-х, когда они впервые увидели ленты Кэндзи Мидзогути и Ясудзиро Одзи, а фильм «Расемон» Куросавы завоевал главный приз Венецианского кинофестиваля – «Золотого льва».
Хотя японское кино ведет свою историю с 1899 года, список Британского института кино начинает отсчет с 1925 года, поскольку, как пишут его авторы, более ранние японские ленты либо вообще утрачены, либо их очень трудно отыскать.
«Змей» (Orochi, 1925), реж. Бунтаро Футагава
Конечно, как и любой топ, этот список представляет собой субъективный взгляд на историю национального кинематографа и не может ни в коей мере претендовать на объективность. Здесь есть и несомненные общепризнанные шедевры, и фильмы, появление которых может вызвать споры. А также вопросы, почему не нашлось места некоторым другим лентам. Тем не менее, подобный список дает возможность увидеть, как развивалось японское кино, какие тенденции главенствовали в нем в те или иные периоды, и к чему пришло японское кино в наши дни.
Если пробежаться по списку из 95 картин, мы увидим, что помимо упомянутого ранее «Расемона» (Rashomon, 1950) Акиры Куросавы здесь есть еще одна его не менее монументальная работа – «Семь самураев» (Shichinin no samurai, 1954). Вместе с ним представлены два других столпа и крупнейших мастера японского кинематографа Кэндзи Мидзогути (в списке присутствуют четыре его картины, вышедшие в 30-50-х годах двадцатого века) и Ясудзиро Одзу (в топе также четыре ленты маэстро).
Названия многих картин и имена режиссеров порой ничего не скажут обычному зрителю, однако продвигаясь по шкале времени вперед к нашим дням, все больше и больше знакомых имен начинает попадаться на глаза.
«Акира» (Akira, 1988), реж. Кацухиро Отомо
Среди них — Кацухиро Отомо и его великое аниме «Акира» (Akira, 1988), отмеченное как лучший фильм 1988 года, Хаяо Миядзаки со своими прекрасными «Порко Россо» (Kurenai no buta, 1992) и «Унесенные призраками» (Sen to Chihiro no kamikakushi, 2001). В числе других аниме, нашедших свое место в списке лучших картин по версии BFI, можно увидеть «Паприку» (Papurika, 2006) Сатоси Кона и «Летние войны» (Samâ uôzu, 2009) режиссера Мамору Хосоды.
В список вошла лента «Давайте потанцуем» (Shall we dansu?, 1996) Масаюки Суо, по которой спустя восемь лет Голливуд поставит неплохой ремейк, пригласив на главные роли Ричарда Гира и Дженнифер Лопез.
Конечно же, не обошли вниманием и японские фильмы ужасов, известные под именем J-Horror. Зародившись в середине 60-х, этот жанр по-настоящему расцвел и приобрел свою известность во второй половине 90-х – начале 2000-х годов, когда на экраны вышли такие ленты как «Звонок» (Ringu) Хидэо Накаты (присутствует в списке как лучший фильм 1998 года), «Кинопроба» (Ôdishon) Такаси Миике (лучшая лента 1999 года), «Пульс» (Kairo, 2001) и «Темные воды» (Honogurai mizu no soko kara, 2002).
Кинопроба (Ôdishon, 1999), реж. Такаси Миике
Лично мне немного жаль, что в топ не удалось попасть некоторым другим картинам, которые ничуть не хуже и способны подарить массу удовольствия во время просмотра. Одна из них – это «Королевская битва» (Batoru rowaiaru, 2000), вместо нее этот год представляет в топе драма Синдзи Аоямы «Эврика» (Eureka), получившая несколько призов в Каннах.
Кроме того, в топе не нашлось места ни одной картине про Годзиллу, который не менее популярен в современном кинематографе, чем знаменитый Кинг-Конг.
«Годзилла» (Gojira, 1954), реж. Исиро Хонда
Но, как бы не совпадали мои или ваши вкусы со вкусами составителей топа, отрадно видеть, что список дает хорошее представление об эволюции японского кинематографа, история которого превышает столетие, и отличную возможность познакомиться с лучшими образцами национального кинематографа далекой островной страны.
Тем, кому по-настоящему грустно от того, что какие-то картины не представлены в списке, могу порекомендовать обратить внимание на другой топ-лист японских фильмов, составленный киноведом Максимом Павловым. Он тоже охватывает почти столетний период, но придерживается немного других принципов создания и содержит фильмы, как присутствующие в списке BFI, так и те, которым там места не нашлось.
В общем, добро пожаловать в японский кинематограф, а напоследок поделюсь с вами трейлером фестиваля японского кино Japan2020, который проходит при поддержке не раз упомянутого здесь Британского института кино, и в рамках которого и был опубликован обсуждаемый здесь список.
Немного пишу про кино на дзене, кому интересно — присоединяйтесь. Всегда рад новым читателям и мнениям.
Краткое, но важное введение в японское кино
Вдохновение
Взгляд на жанры, режиссеров и самые выдающиеся работы в японском кинопроизводстве.
Синтетический характер японского искусства был частью его кино с самого начала. Идея хайку как поэтического искусства, рассказывающего образами, вдохновила таких мастеров, как Кендзи Мидзогути и Ясудзиро Одзу, на сопоставление кадров немого кино, и японское кино, таким образом, обрело отличительную черту, которая послужила основой его самобытности.
Самурайское кино
Самурайское кино — обязательный жанр, эквивалентный голливудскому вестерну: дуэли, в которых вместо пистолетов Кольта используются катан , с честью как темой сюжета, а месть подпитывает структуру диалогов и особых дресс-кодов, среди прочих элементов. Кинотеатр
Samurai возглавлял Акира Куросава и его лучшими фильмами в этом жанре можно назвать Yojimbo (1961) и Sanjuro (1962). Пожалуй, самый изощренный самурайский фильм — 9. 0015 Хара-Кири
Акира Куросава
Именно целостность придает силу формального западного стиля этому режиссеру, чьей главной заботой является история. Куросава был предшественником множества кинематографических стилей, и его работа также повлияла на такие блокбастеры, как «9».0015 «Звездные войны » (Джордж Лукас, 1977 г.), чьи сюжетные заставки, среди прочего, исходят от этого мастера. Некоторые из его величайших работ — трагедии, адаптированные из Шекспира, такие как Throne of Blood (1957) и
Шохей Имамура
Выдающийся представитель японской новой волны, этот режиссер является контрапунктом Куросаве и ставит под сомнение гуманизм как таковой. Имамура показывает, как экономическая система изменила дух Японии, в таких фильмах, как «9».0015 The Pornographers (1966), The Ballad of Narayama (1983),
Ясудзиро Одзу
Режиссер, которого обожали и которому подражали многие, в том числе Вим Вендерс и Джим Джармуш, которые регулярно использовали 50-мм 50-миллиметровую ленту на уровне татами, разрабатывая необычный способ фронтального приближения к оси действия. Одзу простыми словами рассказывал милые истории о послевоенном японском среднем классе. Он создал несколько шедевров, в том числе Tokyo Story (1953), в которой просто описывается, как пожилая пара едет в Токио, чтобы навестить своих детей, и обнаруживает, что у них нет времени, чтобы увидеть их. И таким было кино Одзу, моральный урок, но так близко к своим героям и с таким уважением, что они не были ни сентиментальными, ни милыми, а совершенно противоположными.
Кино против войны
Рассматривая японское кино, нельзя не упомянуть антивоенные фильмы Кона Итикавы, сильные и социально ответственные истории, создавшие целую школу, такие как Бирманская арфа (1956). Стоит подчеркнуть, что без этих фильмов не было бы такой современной классики, как «: Тонкая красная линия», «» (Терренс Малик, 1998) или « Письма с Иво», «Дзима» (Клинт Иствуд, 2006). В этом антивоенном жанре мы могли бы также упомянуть антиядерное кино существ во главе с Иширо Хондой и его определяющим творением, монстром Годзилла , из 1954 года.
Якудза
конец 1950-е годы — это якудза. Имея явную связь с голливудскими фильмами о гангстерах, этот жанр задокументировал обычаи и обычаи японской мафии, культурного феномена, который имеет свои предшественники в самурайской традиции с ее кодексами юмора. Со временем кинотеатр якудза станет сверхжестоким в руках таких режиссеров, как Такаси Миике, с такими фильмами, как Gozu (2003).
Сейджун Сусуки
Образцовый режиссер жанра якудза, оказавший большое влияние на известных режиссеров, включая Тарантино. Сусуки снимал абсурдные фильмы, как и сама жизнь, под бешеный ритм би-бопа, во многом обязанный джазу и используя элементы кинематографа якудза, чтобы рассказать о человеческом существовании.
От сюрреализма к ужасу
Хироси Тэсигахара (1927–2001) был величайшим сторонником сюрреалистического кино в Японии. Такие фильмы, как «: Женщина в дюнах», (1964) и «: Лицо другого » (1966), метафорически исследуют темную сторону человечества и превозносят искусство кинопроизводства. Другими выдающимися фильмами в этом жанре являются прекрасный Kwaidan (Масаки Кобаяси, 1964), воплощенный на большом экране с исключительным мастерством, и Kuroneko 9.0016 (Кането Синдо, 1968), произведение большой экспрессионистской ценности, действие которого происходит в средневековой Японии.
Позже Нобухико Обаяши откроет с House (1977) новый способ создания фильмов, сочетающий поп-арт с ужасом. С другой стороны, Хидео Наката с фильмом «Кольцо » (1998) оказал значительное влияние на современные фильмы ужасов, а вместе с « Дзю Он » (2000) Такаси Симидзу поставил Японию на карту коммерческого кино — оба даже ездили в Голливуд, чтобы прямые американские версии своих фильмов.
Киёси Куросава можно считать максимальным наследником этого сюрреалистического жанра ужасов, с метафизическими сюжетами, которые могут быть мечтами, такими как Cure (1997) и Charisma (1999).
Розовый кинотеатр
Благодаря розовому кинотеатру японские фильмы достигли международного успеха. Почти порнографические, эти фильмы о секс-эксплуатации были сняты независимыми студиями, которые внезапно стали миллионерами. В результате возникла новая волна японского кино, когда режиссеры дебютировали в этом жанре, а затем перешли к другим. Это своего рода кинопроизводство, которое развивало авторский дискурс, используя отчуждение в качестве центральной темы и рассматривая альтернативные или политкорректные образы жизни. Нагиса Осима снял более 20 фильмов этого типа, между 1959 и 1999 г., и которые поставили под сомнение статус-кво.
Ультражестокое
Вскоре в японском кино появились ультражестокие стили с необычными поджанрами, такими как Морская свинка , которые слишком откровенны для любого уровня чувствительности. Их рассказы, часто лишенные сюжета, являются просто повествовательными предлогами, чтобы сеять поля крови. Несмотря на то, что это кино возникло из-за заметной нечувствительности новой аудитории, из коммерческого кино, которое требовало большего насилия, чтобы продать больше попкорна, из него также вышли выдающиеся режиссеры, такие как Такаши Миике (9).0015 Audition ) и Сион Соно ( Suicide Circle ).
Анимация
Японская анимация заслуживает отдельной главы. Без сомнения, максимальным представителем этого жанра является Хаяо Миядзаки, чьи работы выделяются тем, что они подчеркивают человеческие ценности, основанные на исключительной технике, которая связывает публику на эстетическом уровне, создавая зеркало, подвешенное во времени. Основные фильмы: Princess Mononoke (1997) и Sen to Chihiro no Kamikakushi / Spiriting Away 9.0016 (2001), в то время как два других режиссера, на которых следует обратить внимание, — Касцухиро Отомо ( Акира ) и Сатоши Кон ( Паприка ).
Текущая панорама
В настоящее время Наоми Кавасэ ( Траурный лес ) является режиссером, заслуживающим внимания. Она начала с документального кино и использует этот подход к реальности, чтобы рисовать эмоциональные хайку. Очаровательный Хирокадзу Корэ Эда ( Как отец, как сын ), без сомнения, сейчас является ведущим режиссером Японии. Эмоциональными портретами человеческих отношений в бесчувственную постиндустриальную эпоху оба режиссера вызывают сильные эмоции у зрителей, используя скромные ресурсы, показывая, что хайку остается более актуальным, чем когда-либо, в сердце японского кино.
25 лучших японских фильмов всех времен, которые должен посмотреть каждый
Юлия Гейхман Последнее обновление:
Японские фильмы прошли через множество этапов на протяжении всей истории.
Отправляйтесь в путешествие по лучшим японским фильмам всех времен, начиная с Золотого века 1950-х годов, через фильмы с сильным военным влиянием и вплоть до аниме и далее.
Присаживайтесь и наслаждайтесь просмотром некоторых из самых влиятельных и важных классических японских фильмов, из 1920-х годов и вплоть до 21-го века.
Содержимое
- 1. «Шин Ультрамен» (2022)
- 2. «Твое имя» (2016)
- 3. «Сладкая фасоль» (2015)
- 4. «Пятна» (2015)
- 5. «Актриса тысячелетия» (2001)
- 6. «Унесенные призраками» (2001)
- 7. «Королевская битва» (2000)
- 8. «Рингу/Рингу» (1998)
- 9. «Акира» (1988)
- 10. «Могила светлячков» (1988)
- 11. «Тампопо» (1985)
- 12. «Битвы без чести и человечности» (1973)
- 13. «Смерть через повешение» (1968)
- 14. «Кимба, белый лев» (1966)
- 15. «Женщина в дюнах» (1964)
- 16. «Актерская месть» (1963)
- 17. «13 убийц» (1963)
- 18. «Харакири» (1962)
- 19. «Скрытая крепость» (1958)
- 20. «Годзилла» (1954)
- 21. «Токийская история» (1953)
- 22. «Расёмон» (1950)
- 23. «Поздняя весна» (1949)
- 24. «История последних хризантем» (1939)
- 25. «Страница безумия» (1926)
Скачать: Этот пост в блоге доступен в виде удобного переносимого PDF-файла, который вы можно взять куда угодно. Нажмите здесь, чтобы получить копию. (Скачать)
1. «Шин Ультрамен» (2022)
Жанр: Ужасы, фантастика
Описание: В этой перезагрузке знаменитой франшизы 1960-х инопланетянин по имени Ультрачеловек объединяется с землянами, чтобы сразиться с гигантскими монстрами
Режиссер: Синдзи Хигучи
Найти на: Пока недоступно для потоковой передачи — смотрите в кинотеатрах!
Синдзи Хигути — новый лидер кайдзю — фильмов об огромных монстрах — и токусацу — фильмов, в которых используются тяжелые спецэффекты. Хигути стоит у руля трилогии пересказов: «Син Годзилла» (2016), «Син Ультрамен» (2022) и «Син Камен Райдер» (выпуск намечен на 2023).
В «Shin Ultraman» инопланетянин прибывает на Землю, чтобы помочь землянам бороться с надвигающейся гибелью в виде кайдзю и космических ужасов. Вместе со спецназом (SSSP) люди и инопланетяне объединяются, чтобы защитить Землю и все, что на ней!
2. «Твое имя» (2016)
Жанр: Аниме, фэнтези
Краткое содержание: Мальчик, посещающий среднюю школу в Токио, и девочка, живущая в сельской местности, внезапно меняются телами в этом пронзительном анимационном фильме
Режиссер: Макото Синкай
Найти на: Crunchyroll, Amazon Prime, Google Play, iTunes, Vudu
Shinkai быстро становится нарицательным во всем мире. Прекрасная анимация режиссера известна тем, что это острые и трогательные фильмы, которые исследуют эмоции и человечность с оттенком фантазии.
«Твое имя» представил миру режиссера с историей о парне и девочке, которые внезапно меняются телами. Фильм исследует темы принадлежности и поиска своего места, а также важность значимых связей.
Если вы изучаете японский язык, это отличный фильм для изучения естественного, современного японского языка, так как персонажи в основном школьного возраста. Даже трейлер может быть источником обучения, особенно когда вы смотрите его на FluentU.
FluentU — это веб-сайт и приложение для iOS и Android, которое берет сотни аутентичных японских видео, таких как трейлеры, клипы, рекламные ролики, музыкальные клипы и многое другое, и превращает их в самостоятельные языковые уроки.
Видео имеют субтитры на японском, фуриганском и английском языках, которые можно включать и выключать по мере необходимости. Во время просмотра видео вы можете навести курсор на любое слово, чтобы увидеть его подробное значение, а также примеры предложений и видеоклипы.
3.
«Сладкая фасоль» (2015)Жанр: Драма
Краткое описание: Перегоревший продавец дораяки медленно начинает осваивать жизнь и свою карьеру, когда нанимает пожилую женщину с деформированными руками, чтобы научить его делать домашнюю пасту из сладкой фасоли
Режиссер: Наоми Кавасэ
Найти на: Apple TV, Amazon Prime, Vudu
Основанный на книге Дуриана Сукегавы, «Сладкая фасоль» рассказывает историю человека, который делает дораяки — сладкие булочки с начинкой из красной фасоли. Он изо всех сил пытается найти смысл в своей жизни и работе, что ему не особенно нравится, когда появляется старушка, чтобы дать ему новый рецепт красной фасоли… и новый взгляд на жизнь.
Режиссер «» Наоми Кавасэ начала свою карьеру в семейных документальных фильмах, и это видно по ее работам, которые реалистично очеловечивают ее персонажей. Обратите внимание, что, к сожалению, Кавасэ — единственная женщина-режиссер, упомянутая в нашем списке. Для более подробного ознакомления с женщинами, разрушающими в основном мужской ландшафт японского кино, прочитайте эту статью в Hollywood Reporter.
4. «Пятна» (2015)
Жанр: Боевик, ужасы
Краткое содержание: «Tag» — это кровавый фестиваль все более абсурдных смертей и крови, который сосредоточен вокруг одной школьницы, которая находит свое место в странном мире
Режиссер: Сион Соно
Найти на: Vudu, Amazon Prime, Google Play, Apple TV, Tubi
РаботыСион Соно известны своей причудливостью и сюрреалистичностью с избытком насилия и эротики. Его фильмы часто фокусируются на изгоях и странных персонажах и обычно заставляют вас думать: «Что, черт возьми, я только что посмотрел !?»
«Тэг» ничем не отличается. Это триповый, гипер-жестокий фильм, который начинается со школьной экскурсии, которая идет ужасно наперекосяк, когда странная авария обезглавливает всех в автобусе, кроме главного героя. Это в равной степени ужасно и весело — и от этого все только обостряется.
5. «Актриса тысячелетия» (2001)
Жанр: Аниме, фэнтези
Краткое содержание: Красивое аниме, основанное на прошлом, настоящем и будущем актрисы на пенсии, где реальность переплетается с вымыслом
Режиссер: Сатоши Кон
Найти на: Apple TV, Google Play Movies, Tubi
Когда закрывается киностудия, двое документалистов решили снять фильм о самой известной актрисе студии. После многих лет ухода из кино и общества актриса соглашается на интервью, чтобы рассказать историю своей жизни. Далее следует путешествие в прошлое, через различные роли и жанры, в которых актриса снималась с момента своего дебюта сразу после Второй мировой войны.
«Актриса тысячелетия» представляет собой фирменное смешение реальности режиссера и мангаки Сатоши Кона с вымыслом и мечтами, пока вы не будете уверены, где заканчивается одно и начинается другое.
6. «Унесенные призраками» (2001)
Жанр: Аниме, детское фэнтези
Краткое изложение: Этот получивший признание критиков авантюрный анимационный фильм наполнен храбростью, мифологией и знаниями, которые будоражат ваше воображение
Режиссер: Хаяо Миядзаки
Найти на: Amazon Prime, Apple TV, Google Play Movies
«Унесенные призраками» рассказывает о молодой девушке, чьи родители необъяснимым образом превратились в свиней в маленькой заброшенной деревне на пути к новому дому. Чтобы вернуть их, она начинает работать в бане, которая служит монстрам и духам, сражаясь с могущественными ведьмами и формируя невероятную связь с драконом. И в процессе она тоже может найти себя.
ФильмыStudio Ghibli часто основаны на книгах, но «Унесенные призраками» — совершенно оригинальное творение. Фильм черпает вдохновение из японской мифологии и преданий, а также из собственного детского опыта Хаяо Миядзаки.
7. «Королевская битва» (2000)
Жанр: Драма, ужасы
Краткое содержание: Культовый классический и знаменитый японский фильм ужасов «Королевская битва» рассказывает о чрезвычайно жестокой и противоречивой битве между старшеклассниками, которая не сулит ничего хорошего
Режиссер: Киндзи Фукасаку
Найти на: Amazon Prime, Apple TV, Google Play Movies, Tubi
В этом фильме о кровопролитии 42 старшеклассника доставляют на остров, вооруженных оружием, и говорят, что только один из них может выжить. Если кто-то нарушает правило, их специальный ошейник взрывается, унося с собой голову. Привязанность куется и разрушается, когда подростки справляются с затруднительным положением по-своему, и вскоре начинает проливаться кровь.
На самом базовом уровне «Королевская битва» — невероятно интересный фильм для просмотра. При ближайшем рассмотрении раскрывается тема резкого разрыва между поколениями, проблема, с которой Япония боролась на протяжении многих лет.
Возможно, стоит отметить, что, хотя эта сюжетная линия «дети против детей» может показаться знакомой, Сюзанна Коллинз настаивает на том, что она не повлияла на «Голодные игры».
8. «Рингу/Рингу» (1998)
Жанр: Ужасы, психологический триллер
Краткое содержание: «Рингу» — это ужасающий психологический триллер, который заберется вам под кожу и проникнет в тайники вашего разума, оставив вас потрясенным и потрясенным на неопределенный срок
Режиссер: Хидео Наката
Найти на: Amazon Prime, Apple TV, Google Play Movies, Tubi
Основанный на книге Кодзи Судзуки, «Рингу» (Кольцо) популяризировал японский ужас во всем мире и привел к бесчисленному количеству ремейков и спин-оффов. В фильме ужасы сочетаются с технологиями — вы, наверное, знакомы с его знаменитой сценой жуткой девушки, выползающей из телевизора.
В фильме репортер расследует загадочные смерти и находит странную видеокассету, связанную с этими смертями. После просмотра записи ей звонят по телефону и сообщают, что у нее есть семь дней, чтобы снять проклятие, иначе она тоже умрет.
9. «Акира» (1988)
Жанр: Аниме, киберпанк
Краткое изложение: Мальчик развивает вредные и мощные телекинетические способности после участия в секретном правительственном проекте
.Режиссер: Кацухиро Отомо
Найти на: Hulu, Tubi (обратите внимание, что оба этих варианта дублированы, а не субтитры)
Когда член банды байкеров в постапокалиптическом Токио попадает в аварию, правительство увозит его для изучения. Оказывается, у этого байкера теперь есть телекинетические способности, и он не планирует использовать их во благо. Теперь кучка подростков должна его остановить. Конечно, ничего не может пойти не так.
Фильм вызвал революцию в области научной фантастики и киберпанка, повлияв не только на другие фильмы в этом жанре, но и полностью проникнув в западный мир и открыв двери для последующих аниме, таких как «Покемон» и «Жемчуг дракона Z», которые стали классикой детства за его пределами. Японии.
10. «Могила светлячков» (1988)
Жанр: Аниме, детский фильм
Краткое содержание: «Могила светлячков» рассказывает душераздирающую историю двух молодых братьев и сестер в Японии времен Второй мировой войны
Режиссер: Исао Такахата
Найти на: Amazon DVD/Blu-ray, Apple TV
«Могила светлячков» — фильм, снятый одним из основателей Studio Ghibli и основанный на полуавтобиографическом рассказе Акиюки Носаки.
Фильм рассказывает о маленьком мальчике и его младшей сестре, оказавшихся в эпицентре Второй мировой войны. Их отец ушел на войну, их мать погибла в результате бомбежки, а тетя не хочет их видеть. В одиночестве в заброшенном бомбоубежище девушка заболевает от недоедания.
Начальные сцены дают понять, что у этого фильма нет счастливого конца, но смотреть его все равно душераздирающе.
11. «Тампопо» (1985)
Жанр: Комедия, вестерн
Описание: «Тампопо» бросает американские вестерны и лапшу рамен в блендер и выплевывает язвительный, веселый праздник еды
Режиссер: Джузо Итами
Найти на: Amazon Prime, Apple TV, Criterion, Google Play Movies, YouTube
В «Тампопо» два водителя грузовика учат владельца ресторана, где подают рамен, как на самом деле приготовить хороший рамен. Это абсурдно, смешно и совершенно прекрасно. На самом деле он имеет подзаголовок A Ramen Western 9.0016 — глупый намек на жанр «спагетти-вестерн».
Комедия обыгрывает стереотипы, взывая к американским и японским обычаям и традициям. Под забавным внешним видом «Тампопо» рассказывает о влиянии, которое западная культура оказала на Японию, и о том, как это часто встречается с неохотой.
12. «Битвы без чести и человечности» (1973)
Жанр: Криминал, драма
Краткое содержание: Бывший японский солдат ввязывается в преступную жизнь и попадает в тюрьму, где подружился с заключенным
Режиссер: Киндзи Фукасаку
Найти на: Amazon Prime, Apple TV, Google Play Movies, Tubi
Вфильмах о якудза есть действие, честь и кровавые смерти, и «Битвы без чести и человечности» были одними из первых. Фильм сравнивают с «Крестным отцом», вышедшим годом ранее и аналогичным образом повлиявшим на поп-культуру того времени.
В «Битвах без чести и человечности» бывший солдат оказывается в эпицентре сменяющих друг друга сил и развивающихся конфликтов, выбирая очень сложный путь к вершине власти. Действие фильма, частично основанного на реальных людях, происходит в течение более чем 10 лет после Второй мировой войны.
13. «Смерть через повешение» (1968)
Жанр: Криминал, драма
Резюме: Молодой кореец приговорен к «смертной казни через повешение» за насильственное изнасилование и убийство двух девочек
Режиссер: Нагиса Осима
Найти на: Amazon Prime, Apple TV, Criterion, Google Play Movies
В «Смерти через повешение» кореец приговорен, как вы уже догадались, к смертной казни через повешение. Но — сюрприз! — повешение идет не так, как ожидалось, и мужчина на самом деле не умирает. Вместо этого он только теряет память. Это создает огромную проблему для его потенциальных палачей. В конце концов, вы не можете убить человека за его преступление, если он не помнит о совершении преступления, не так ли?
В сатирическом псевдодокументальном стиле должностные лица, обвиняемые в его казни, продолжают пробовать различные способы заставить корейца вспомнить свои преступления, включая реконструкцию, которая становится слишком реальной.
14. «Кимба, белый лев» (1966)
Жанр: Анимация, семейный
Резюме: «Кимба, Белый Лев» изображает извечную борьбу между людьми и животными, на территорию которых они вторгаются
Режиссер: Эйити Ямамото
Найти на: Funimation, Pluto TV
Этот фильм о осиротевшем детеныше белого льва, который выживает несмотря ни на что с помощью других животных. Его взяли к себе некоторые люди, которые заботятся о нем и учат его человеческой культуре.
Но, в отличие от многих других фильмов на эту тему, в которых утверждается, что «человек плохой, животное хорошее», Кимба понимает, что не все люди злые, и приходит к пониманию, что единственный способ достичь мира — это способствовать сотрудничеству. между людьми и животными.
Помимо экологических тем и параллелей с Диснеем, этот фильм важен из-за его создателя оригинальной серии, единственного и неповторимого «отца аниме» и «Диснея Японии» Осаму Тэдзуки.
15. «Женщина в дюнах» (1964)
Жанр: Драма, саспенс
Краткое содержание: Этот эротический кошмар изображает удивительную и нервирующую связь между энтомологом-любителем и молодой вдовой
Режиссер: Хироси Тешигахара
Найти на: Amazon Prime, Apple TV, Criterion
Любитель жуков отправляется посреди пустыни, чтобы изучить новый вид жуков, но опоздает на автобус домой. Он соглашается провести ночь с женщиной, которая живет на дне гигантской песчаной ямы, снабжая песком жителей деревни наверху (потому что у них его явно не хватает).
Мужчина спускается по лестнице, чтобы присоединиться к ней… и на следующий день просыпается и обнаруживает, что лестницы нет. Это знаменует собой начало его новой жизни, завершая ежедневную сизифову задачу по сгребанию песка с женщиной в их песчаной яме отчаяния.
Основанный на романе Кобо Абэ (с использованием сценария, также написанного автором), фильм «Женщина в дюнах» имеет сильные психологические и эротические мотивы.
16. «Актерская месть» (1963)
Жанр: Драма
Краткое содержание: «Месть актера» следует за историей решимости актера театра Кабуки отомстить за смерть своих любимых родителей
Режиссер: Кон Итикава
Найти на: Amazon DVD/Blu-ray, Amazon Prime, критерий
В «Мести актера» актер Кабуки , специализирующийся на изображении женщин, встречает трех человек, которые стали причиной смерти его родителей. Естественно, он начинает планировать свою месть.
Хотя фильм в основном следует традиционному стилю кинопроизводства, в нем есть намеки на более экспериментальный и авангардный характер кинематографа Новой волны, который начал появляться в 60-х годах. Он делает некоторые нетрадиционные решения, главным из которых является смелое, новое использование цветов, которое делает актеров и некоторые элементы фона яркими.
17. «13 убийц» (1963)
Жанр: боевик, драма
Резюме: Классический чанбара (самурайский бой на мечах) фильм о коррупции и чести, и где они расходятся
Режиссер: Эйити Кудо
Найти на: Amazon DVD/Blu-ray
«13 ассасинов» начинается со смерти. Когда высокопоставленный лорд совершает ужасное преступление, его тут же замалчивают, чтобы защитить его доброе имя. Заговор с целью убийства лорда вынашивается, и конфликт начинается всерьез.
С одной стороны, блестящий человек назначен защищать лорда, несмотря на то, что ненавидит его. С другой стороны, опытный убийца получает задание убить лорда, а затем и самого себя . Убийца вербует в помощь себе еще 12 человек, и вместе «13 убийц» идут против небольшой армии лорда, используя только свой ум, навыки и пару стратегически расставленных ловушек.
В фильме самураи используются как аллегория культурных потрясений 60-х годов, когда японцы начали подвергать сомнению концепции слепого следования традициям и культурным нормам.
18. «Харакири» (1962)
Жанр: Боевик, драма
Резюме: «Харакири» проливает свет на то, как символ чести и храбрости может быть искажен коррумпированными авторитетами
Режиссер: Масаки Кобаяши
Найти на: Amazon Prime, Apple TV, Criterion
«Харакири» — рекламируемый как один из лучших фильмов о самураях всех времен — рассказывает о ронинах (бродячий самурай без хозяина) в 17 веке, после прекращения боевых действий. ронин отправляется к феодалу, чтобы попросить единственный почетный способ завершить свою карьеру самурая, церемонию харакири, , также известную как сэппуку , — выпотрошить себя перед другими самураями, а затем обезглавить его безжизненное тело.
Однако ронин узнает, что незадолго до его прибытия его зять был вынужден покончить с собой с помощью харакири тупым бамбуковым мечом. Это, понятно, расстраивает ронин , и вместо того, чтобы покончить с собой, он снова обращает свой меч против противников.
19. «Скрытая крепость» (1958)
Жанр: Приключения, драма
Краткое содержание: «Скрытая крепость» — это остросюжетный приключенческий фильм с участием одного из самых сильных женских персонажей своего времени
Режиссер: Акира Куросава
Найти на: Apple TV, Amazon Prime, Criterion
Фильм начинается с того, что двое товарищей путешествуют по пустыне и постоянно ссорятся. Эти двое схвачены и разделены, а затем, в конце концов, воссоединены и поставлены во главе основного сюжета: сопроводить принцессу и ее старшего спутника-мужчину обратно в ее дом. По пути они сталкиваются со многими опасностями, в том числе с безжалостным работорговцем. В конце своего путешествия группа сталкивается со злодеем со шрамами на лице.
Знакомо? Если это звучит так, как будто я описываю первый фильм «Звездные войны», вы не так уж далеки от истины: Джордж Лукас сослался на «Скрытую крепость» как на источник вдохновения для научно-фантастического фильма, особенно в том, что касается обеих историй. рассказано с точки зрения самых низких людей на социальной лестнице.
20. «Годзилла» (1954)
Жанр: Ужасы, фантастика
Краткое изложение: Испытания ядерного оружия пробуждают радиоактивного, гигантского, похожего на динозавра монстра из его дремоты в море, сея хаос в Японии
Режиссер: Иширо Хонда
Найти на: Amazon Prime, Apple TV, Criterion
Послевоенные японские СМИ находятся под сильным влиянием разрушительных атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. И один из самых известных примеров этого влияния можно найти в названии, которое стало известно во всем мире: «Годзилла».
Пока японские военные и флот пытаются выяснить, как убить Годзиллу, один человек хочет изучить это, чтобы избежать подобных ошибок в будущем. Победит ли наука или насилие? Посмотрим правде в глаза, вы, вероятно, уже знаете ответ.
21. «Токийская история» (1953)
Жанр: Драма
Краткое содержание: «Токийская история» рассказывает о путешествии пожилой пары, чтобы навестить своих взрослых детей в послевоенном Токио
Режиссер: Ясудзиро Одзу
Найти на: Apple TV, Criterion, Google Play Фильмы
«Токийская история» рассказывает о двух пожилых родителях, которые решают навестить своих взрослых детей. По мере того, как они путешествуют от потомства к потомству, они встречают нежелание, вместо любви и почтения, которых они ожидали. Их хозяева — за исключением одной дочери — слишком заняты, чтобы развлекать этих старикашек, внезапно появившихся в их жизни!
Только когда пожилая пара возвращается домой, их дети понимают, как важно проводить больше времени с семьей. Но в этот момент может быть слишком мало, слишком поздно.
«Токийская история» напомнит вам, что, как бы вы ни были завалены работой и жизнью, вы никогда не должны быть слишком заняты своей семьей.
22. «Расёмон» (1950)
Жанр: Драма, психологический триллер
Краткое содержание: «Расёмон» — захватывающий психологический триллер, исследующий природу правды и значение справедливости
Режиссер: Акира Куросава
Найти на: Amazon Prime, Apple TV, Criterion
«Расёмон» частично черпает вдохновение (и его название) из двух рассказов Рюноскэ Акутагавы и является фильмом, который прославил Акиру Куросаву как режиссера. Он также серьезно познакомил Запад с японскими фильмами, став первым японским фильмом, выбранным крупной студией для выпуска в Северной Америке.
Фильм начинается с преступления в лесу: на женщину-аристократку нападают, а ее муж-самурай убит. Оттуда мы видим события преступления такими, какими они были с точки зрения изнасилованной женщины, дровосека, бандита и даже призрака самурая. Тем не менее, несмотря на то, что все четыре персонажа были свидетелями преступления, ни одна из их историй не совпадает, и каждый берет на себя ответственность за преступления.
23. «Поздняя весна» (1949)
Жанр: Драма
Краткое содержание: «Поздняя весна» освещает женщин и их место в японском обществе в качестве опекунов и жен
Режиссер: Ясудзиро Одзу
Найти на: Apple TV, Amazon Prime, Criterion, Tubi
«Поздняя весна» рассказывает историю 27-летней дочери пожилого мужчины, разрывающейся между своими семейными обязанностями по уходу за отцом и его давлением (и обществом) на то, чтобы она вышла замуж. Это меланхоличная история любви, семьи и поиска баланса между личным желанием и ожиданиями общества.
Легендарный Ясудзиро Одзу был одним из самых любимых режиссеров Японии, и его работы подняли фильмы из царства реализма и плавно превратили их в форму искусства. В фильме полностью опущены важные моменты, оставляя зрителя заполнять пробелы, при этом большое значение придается, казалось бы, незначительным событиям, что придает фильму мечтательный оттенок.
24. «История последних хризантем» (1939)
Жанр: Драма, мелодрама
Итого: Это фильм о запретной любви, в котором критически рассматривается то, как женщины в японском обществе должны были жертвовать своими жизнями и амбициями ради мужчин
Режиссер: Кенджи Мидзогути
Найти на: Apple TV, Amazon Prime, Criterion, Google Play Movies, YouTube
В этом фильме мы наблюдаем, как приемный сын известного актера Кабуки пытается сделать себе имя. Пока он борется со своей актерской и семейной жизнью, актер обращается за утешением к медсестре своего брата.
В фильме широко представлена тема, которая была очень важна для режиссера Кендзи Мидзогути: роль женщины в обществе. Когда Мидзогути был ребенком, его сестра-подросток была вынуждена стать гейшей, и этот опыт повлиял на многие его работы.
«История последних хризантем» знаменует собой начало его восхождения к мастерству и прекрасно представляет фильмы того времени.
25. «Страница безумия» (1926)
Жанр: Драма, саспенс
Резюме: В малобюджетном немом фильме «Страница безумия» сумасшествие рассматривается с неприятным пристальным взглядом
Режиссер: Тейносукэ Кинугаса
Найти на: Amazon DVD/Blu-ray, Amazon Prime
Когда его жена находится в психиатрической больнице, мужчина устраивается уборщиком в ее лечебницу в надежде вызволить ее. Но каждая его попытка «освободить» ее из заточения терпит неудачу, что в конечном итоге ведет его по собственному пути к безумию.
Этот сюрреалистический экспериментальный фильм знаменует начало эпохи кино в Японии. Японские фильмы действительно набрали обороты в 1920-х годах, и «Страница безумия» является прекрасным примером этого экспериментального этапа в истории японского кино.