Ю л ханин: Ханин Юрий Львович (Hanin Juri)

Содержание

Методика «Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию» (Ю.Л. Ханин, 1989)

Психологический практикум ↓

Шкала позволяет выявлять особенности восприятия спортсменом предсоревновательной ситуации и предсказывать его состояние перед ответственным стартом.

Шкала «Отношение к предстоящему соревнованию» (ОПС) состоит из 28 вопросов (по 7 суждений на каждый компонент), на которые спортсмен должен ответить «да» или «нет». В шкале ОПС 11 положительных суждений по всем компонентам чередуются с 17 отрицательными. Это сделано для того, чтобы избежать формирования нежелательной установки при опросе.

Обычно опрос спортсменов по шкале ОПС проводится индивидуально (или фронтально в группе с соблюдением самостоятельности опрашиваемых). Каждому из спортсменов дается протокол для регистрации своих ответов. Ниже приведены полный текст шкалы ОПС и форма протокола опыта.

Содержание

Инструкция

«Постарайтесь как можно ярче мысленно представить предстоящие соревнования и ответьте на каждое из приведенных ниже суждений. Если вы согласны с приведенным суждением, то поставьте в регистрационном бланке против номера соответствующего вопроса значок «+» в строке «да»; если вы думаете иначе, то поставьте значок «+» в строке «нет». Постарайтесь долго не думать, доверяйте своим чувствам».

Шкала «Отношение к предстоящему преследованию»
  1. Я готов показать высокий результат.
  2. К этим соревнованиям я готов лучше, чем мои соперники.
  3. В этих соревнованиях я хочу показать высокий результат.
  4. Я боюсь подвести команду.
  5. Физически я хорошо готов к этим соревнованиям.
  6. На этих соревнованиях будет много равных соперников.
  7. Это очень важные для меня соревнования.
  8. У меня сейчас натянутые отношения с тренером.
  9. Я нахожусь в хорошей спортивной форме.
  10. Я плохо знаю своих соперников.
  11. На этих соревнованиях многое для меня решится.
  12. Конфликты с товарищами по команде мешают мне как следует настроиться на предстоящие соревнования.
  13. Я уверен, что смогу выполнить задачу, поставленную передо мной в этих соревнованиях.
  14. Я не боюсь своих соперников.
  15. Думаю, что это будут трудные соревнования.
  16. Мое успешное выступление на этих соревнованиях важно для всей команды (клуба, общества, города, республики, страны).
  17. Я доволен результатом последних соревнований.
  18. На предстоящих соревнованиях у меня будут «неудобные» соперники.
  19. В этих соревнованиях мне очень важно хорошо выступить.
  20. Мне кажется, что товарищи по команде не верят в мой успех.
  21. Я уверен в своих силах.
  22. Я уже выигрывал у своих соперников.
  23. Я постоянно думаю о предстоящих соревнованиях.
  24. На этих соревнованиях я боюсь подвести своего тренера.
  25. Технически я хорошо готов к предстоящим соревнованиям.
  26. Среди моих соперников есть такие, которых я совсем не знаю.
  27. Я с нетерпением жду предстоящих соревнований.
  28. Тренер высоко оценивает мою готовность к этим соревнованиям.
Регистрационный бланк к шкале ОПС с ключом
ДаНет
1 +
2 +
3+ 
4+ 
5 
+
6+ 
7+ 
8+ 
9 +
10+ 
11+ 
12+ 
13 +
14 +
15+ 
16+ 
17 +
18+ 
19+ 
20+ 
21 +
22 +
23+ 
24+ 
25 +
26+ 
27+ 
28 +
Анализ и интерпретация данных

Каждый вопрос по шкале ОПС, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Обработка протокола опроса осуществляется с помощью ключа «работающих» ответов по каждому из компонентов. В результате получают 4 показателя и итоговый индекс с лимитом от 7 до 0 баллов. Чем выше показатель, тем «неблагоприятнее» отношение спортсмена к предстоящему соревнованию.

  1. Показатель уверенности в себе (Ув) – «смогу ли я?» (вопросы 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25). Высокие показатели означают: заниженная субъективная самооценка своих возможностей достижения успеха; неуверенность в своих силах; отсутствие желания выступать; нереальность выполнения поставленных задач и другое. Показатель Ув в 7 баллов показывает, что спортсмен субъективно не готов к соревнованию. Показатель Ув в 0 баллов – высокая готовность к соревнованию.
  2. Показатель восприятия и оценки возможностей соперников (Сп) – «смогут ли соперники?» (вопросы 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26) – сопоставление своих возможностей с возможностями своих соперников. Показатель Сп в 7 баллов – высокая оценка готовности соперников; 0 баллов – низкая оценка возможностей соперников.
  3. Показатель желания участвовать и значимость соревнования (Зн) – «хочу ли я?» (вопросы 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27). Показатель Зн в 7 баллов – высокая субъективная значимость соревнования и большое желание выступать. Показатель в 0 баллов – низкая значимость и отсутствие желания соревноваться.
  4. Показатель зеркальной самооценки спортсмена (т.е. показатель субъективного восприятия спортсменом оценки его возможностей со стороны других людей (Др) – «смогу ли я с точки зрения других людей (тренера, товарищей по команде, зрителей)?» (вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28). Показатель Др в 7 баллов свидетельствует о заниженной зеркальной (или отраженной в социуме) самооценке спортсменом его возможностей в соревновании. Показатель в 0 баллов – высокая самооценка.

Если используется приведенная выше форма регистрационного бланка, то показатели по каждому из компонентов можно суммировать, т.е. суммируют число ответов, совпадающих с трафаретом, вырезанным по ключу (по горизонтали). Итоговый индекс представляет собой сумму всех компонентов.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук
  • Опросник С. Бэм
  • Рекомендации для родителей при совместном выполнении с ребенком домашнего задания
  • Тест Р.Б. Кеттелла (16 PF – опросник)
  • Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
  • Карта психологического изучения ребенка
  • Методика «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский)
  • Методика «Изучение негативных личностных проявлений»
  • Опросник Е.А. Щепилиной «Восприятие Интернета»
  • «Пальчиковая гимнастика»

2010 №3/Статьи

Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2010 №3
Название статьи Влияние состояния тревожности на эффективность соревновательной деятельности баскетбо- листов-юниоров
Авторы Егоров В.В.
Серия Психологические науки
Страницы 38 — 43
Аннотация
Ключевые слова
Индекс УДК
DOI
Список цитируемой литературы 1. Бакеев В.А. О тревожно-внушаемом типе личности. «Новые исследования в психологии». 1974. №1.
2. Варданян К.Н., Лалаян А.А. Очерки по психологии баскетбола. М.: ФиС, 1964.
3. Вяткин Б.А. Материалы второго Всесоюзного симпозиума «Психический стресс в спорте». Пермь, 1975.
4. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: ФиС, 1981.
5. Гиссен Л.Д. О нервно-психическом состоянии спортсменов перед ответственными соревнованиями. Журнал «Теория и практика физической культуры»: ФиС., 1966. №6.
6. Дашкевич О.В., Зобков В.А. Управление психическим компонентом состояния готовности в легкоатлетическом юношеском спринте. Теория и практика физической культуры. 1980, №3.
7. Дашкевич О.В. Психические состояния спортсменов: деятельный подход / Тезисы докладов научного симпозиума «Проблемы психических состояний в спорте»: Цахкадзор, 1987.
8. Егоров В.В. Эффективная деятельность баскетболистов в зависимости от ситуативной тревожности / Дипл. раб. М.: ГЦОЛИФК, 1985.
9. Киселев Ю.Я. Психологические проблемы предсоревновательной готовности спортсмена к ответственным соревнованиям. Л., 1977.
10. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Вопросы психологии. 1969. №1.
11. Мохамед Лотфи, Мохамед Таха. Эффективность средств психологической подготовки баскетболистов / Дисс. М.: ГЦОЛИФК, 1981.
12. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.
13. Найдиффер Р.Н. Психология соревнующегося спортсмена. М.: ФиС, 1979.
14. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. М.: ФиС, 1983.
15. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: ФиС, 1983.
16. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Стресс и тревога в спорте: Междунар. сб. М.: ФиС, 1983.
17. Стресс и тревога в спорте: Международный сб. /Сост. Ханин Ю.Л. М.: ФиС, 1983.
18. Суворов В.В. Психофизиология стресса. М., 1975.
19. Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте / Вопросы психологии. 1978. №6.
20. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Л., 1976
21. Ханин Ю.Л. О срочной диагностике состояния личности в группе / Журнал «Теория и практика физической культуры». М.: ФиС, 1977. №8.
22. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: ФиС, 1980.
23. Черникова О.А., Дашкевич О.В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. М.: ФиС, 1970.
24. Черникова О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. М.: ФиС, 1980.
25. Шульга Т.И. Особенности волевой регуляции в процессе овладения профессиональной деятельностью. //Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки» №2. 2009. С. 85-92.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 75


Тест Спилбергера-Ханина на тревогу

Назад

На нашем сайте тест тревожности Спилбергера-Ханина определяет уровень тревожности на основе ситуативной (реактивной) тревожности и личностной тревожности. Высокая тревожность, как правило, приводит к психосоматическим заболеваниям, а низкая тревожность — к депрессивному состоянию и низкому уровню мотивации. В обоих случаях рекомендуется консультация психолога, а в особо тяжелых случаях – психотерапевта.

Тревожность – это склонность человека испытывать тревогу, характеризующаяся низким порогом возникновения тревожной реакции. Высокая тревожность, как правило, приводит к психосоматическим заболеваниям, а низкая тревожность — к депрессивному состоянию и низкому уровню мотивации. В обоих случаях рекомендуется консультация психолога, а в особо тяжелых случаях – психотерапевта.

Шкала тревоги разработана Ч.Д. Спилбергер в 1966-1973 гг. Получил широкое распространение русскоязычный вариант шкалы тревожности — STAI, которая известна как шкала реактивной и личностной тревожности (СРПА) Спилбергера-Ханина (1976, 1978). Ю.Л. Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал эту методику.

На нашем сайте тест тревожности Спилбергера-Ханина определяет уровень тревожности на основе ситуативной (реактивной) тревожности и личностной тревожности. Ситуационная тревожность в той или иной степени присуща каждому человеку и характеризуется эмоциями, переживаемыми в данной конкретной обстановке: напряжением, беспокойством, тревогой, нервозностью. Такие состояния возникают как эмоциональная реакция на сложившуюся ситуацию, могут быть различной интенсивности и изменяться во времени. Личностная тревожность является постоянной величиной и определяется темпераментом, характером, воспитанием человека и умением применять определенные стратегии реагирования на внешние факторы.

Тест можно использовать для лиц старше 16 лет.

Тест состоит из двух блоков вопросов. В первом блоке (20 вопросов) выберите ответ в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Во втором блоке (20 вопросов) выберите ответ в зависимости от того, как вы обычно себя чувствуете.

Подсчет результатов. Способ №1.

Для вопросов первого блока каждый ответ 1) нет; 2) скорее всего нет; 3) скорее да; 4) да; следующему количеству баллов присваивается 1; 2; 3; 4 соответственно. На вопросы третьего блока каждый ответ 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда; следующему количеству баллов присваивается 1; 2; 3; 4 соответственно.
Для утверждений первого блока вычисляется сумма чисел Σ1, записанных в ответах на утверждения 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18. Затем сумма цифр Σ2, полученных в ответ на утверждения 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. Затем вычисляется показатель уровня реактивной тревожности (РА):
РА = Σ1 — Σ2 + 35.
Аналогично рассчитывается уровень личностной тревожности (ЛТ) для высказываний второго блока:
РА= Σ1 — Σ2 + 35,
где Σ1 – сумма цифр-ответов на утверждения 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
Σ2 — сумма цифр-ответов на утверждения 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
При подсчете результатов чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

Подсчет результатов. Способ №2.

Баллы по каждой из шкал (ситуативной или личностной) начисляются в соответствии с ключом, представленным в таблице.

Не думайте долго над вопросами, здесь нет правильных или неправильных ответов.


БЛОК №1 (20 утверждений): В этом блоке выберите ответ в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент.

1. (из 40): Мне спокойно:

Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

2. (из 40): Я чувствую себя в безопасности:

Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

3.

(из 40): Я напряжен:
Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

4. (из 40): Я напрягся:

Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

5. (из 40): Я чувствую себя спокойно:

Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

6.

(из 40): Я расстроен:
Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

7. (из 40): В настоящее время я беспокоюсь о возможных несчастьях:

Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

8. (из 40): Я доволен:

Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

9.

(из 40): Мне страшно:
Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

10. (из 40): Мне неудобно:

Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

11. (из 40): Я чувствую себя уверенно:

Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

12.

(из 40): Я нервничаю:
Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

13. (из 40): Я нервничаю:

Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

14. (из 40): Я в нерешительности:

Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

15.

(из 40): Я расслаблен:
Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

16. (из 40): Я доволен:

Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

17. (из 40): Я беспокоюсь:

Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

18.

(из 40): Я смущен:
Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

19. (из 40): Я чувствую себя уверенно:

Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

20. (из 40): Мне приятно:

Выберите единственный ответ

а) нет;

б) скорее всего нет;

в) скорее да;

г) да;

БЛОК №2 (20 утверждений): В этом блоке выберите ответ в зависимости от того, как вы обычно себя чувствуете.

21. (из 40): Я испытываю удовольствие:

Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

22. (из 40): Я очень быстро устаю:

Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

23. (из 40): Я легко плачу:

Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

24.

(из 40): Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие:
Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

25. (из 40): Часто проигрываю, потому что недостаточно быстро принимаю решения:

Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

26.

(из 40): Обычно я чувствую себя бодро:
Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

27. (из 40): Я спокоен, хладнокровен и собран:

Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

28. (из 40): Обычно меня очень беспокоят ожидаемые трудности:

Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

29.

(из 40): Я слишком волнуюсь по пустякам:
Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

30. (из 40): Я вполне доволен:

Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

31. (из 40): Я принимаю все слишком близко к сердцу:

Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

32.

(из 40): Мне не хватает уверенности в себе:
Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

33. (из 40): Обычно я чувствую себя в безопасности:

Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

34. (из 40): Стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей:

Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

35.

(из 40): У меня блюз:
Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

36. (из 40): Я доволен:

Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

37. (из 40): Меня отвлекают и волнуют любые мелочи:

Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

38.

(из 40): Я так переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть:
Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

39. (из 40): Я уравновешенный человек:

Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

40. (из 40): Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах:

Выберите единственный ответ

а) почти никогда;

б) иногда;

в) часто;

г) почти всегда;

Исследование условий психокоррекции деструктивного психического состояния у студентов языковых курсов во время экзаменов

Серия: Исследования в области экономики, бизнеса и управления

Авторы

Валентина Долгова, Елена Капитанец, Марина Яшина, Надежда Крыжановская

Автор-корреспондент

Валентина Долгова

90 003 Доступно в Интернете в августе 2019 г.

DOI
10.2991 /ispcbc-19.2019.6Как использовать DOI?
Ключевые слова
языковые студенты, деструктивное психическое состояние, тревожность, неуверенность, раздражительность, программа психокоррекции
Abstract

Вопрос об эффективных психологических методах лечения тревожности студентов во время экзаменов остается актуальным и на сегодняшний день. Несмотря на то, что существуют достаточно эффективные психотерапевтические методы лечения тревожности, студенты продолжают испытывать негативные эмоции и волнения. Решение этой проблемы в рамках конференции особенно важно, так как именно студенты-языковцы будут вовлечены после окончания вуза в межкультурное деловое сотрудничество, необходимое для стабильного экономического развития и привлечения инвестиций. Поэтому мы поставили задачу изучить условия психокоррекции деструктивного психического состояния у языковых студентов в период экзаменов, в частности тревожность, неуверенность и раздражительность. Исследование проводилось в Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ) в Челябинске. Выборку составили 20 студентов-иностранцев первого курса. Исследование проводилось в четыре этапа: кабинетный анализ, экспериментальное исследование, коррекционная работа и анализ данных. Мы проводили психодиагностику на основе двух методик: методики State-Trait Anxiety Inventory, предложенной Чарльзом Д. Спилбергером и адаптированной Ю.Л. Ханина и Шкала манифестной тревоги Тейлора Джанет Тейлор. Разработана и внедрена программа психокоррекции деструктивного психического состояния у студентов языковых курсов во время экзаменов. По результатам исследования мы написали буклеты для студентов с советами на экзаменационный период. Мы также использовали Т-критерий Уилкоксона для анализа данных. Результаты исследования показали, что после внедрения программы у студентов языковых курсов произошло значительное улучшение уровня ситуативной тревожности и раздражительности. Однако в плане уверенности в себе изменений не наблюдалось. Полученные данные позволили определить дальнейшие этапы психокоррекционной работы со студентами: Этап 1. Анализ теоретических подходов психокоррекции ситуационной тревожности у языковых студентов. Этап 2. Проведение экспериментального исследования (констатирующего и обучающего экспериментов). 3 этап. Анализ результатов экспериментального исследования и психокоррекционная работа. 4 этап. Обучение технике психокоррекции первой инициативной группы преподавателей вуза. Этап 5. Обучение методике психокоррекции всех преподавателей вуза, работающих со студентами-иностранцами. Этап 6. Обеспечение владения методикой задействованными преподавателями вузов. Этап 7. Распространение опыта на другие факультеты.

Copyright
© 2019, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Скачать статью (PDF)

Название тома
Материалы Международной научно-практической конференции «Деловое сотрудничество как ресурс устойчивого экономического развития и привлечения инвестиций» (ISPCBC 2019
Серия
Достижения в области экономики, бизнеса и исследований в области управления
Дата публикации
Август 2019 г.

Добавить комментарий