Методика «Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию» (Ю.Л. Ханин, 1989)
Психологический практикум ↓
Шкала позволяет выявлять особенности восприятия спортсменом предсоревновательной ситуации и предсказывать его состояние перед ответственным стартом.
Шкала «Отношение к предстоящему соревнованию» (ОПС) состоит из 28 вопросов (по 7 суждений на каждый компонент), на которые спортсмен должен ответить «да» или «нет». В шкале ОПС 11 положительных суждений по всем компонентам чередуются с 17 отрицательными. Это сделано для того, чтобы избежать формирования нежелательной установки при опросе.
Обычно опрос спортсменов по шкале ОПС проводится индивидуально (или фронтально в группе с соблюдением самостоятельности опрашиваемых). Каждому из спортсменов дается протокол для регистрации своих ответов. Ниже приведены полный текст шкалы ОПС и форма протокола опыта.
Содержание
Инструкция
«Постарайтесь как можно ярче мысленно представить предстоящие соревнования и ответьте на каждое из приведенных ниже суждений. Если вы согласны с приведенным суждением, то поставьте в регистрационном бланке против номера соответствующего вопроса значок «+» в строке «да»; если вы думаете иначе, то поставьте значок «+» в строке «нет». Постарайтесь долго не думать, доверяйте своим чувствам».
Шкала «Отношение к предстоящему преследованию»
- Я готов показать высокий результат.
- К этим соревнованиям я готов лучше, чем мои соперники.
- В этих соревнованиях я хочу показать высокий результат.
- Я боюсь подвести команду.
- Физически я хорошо готов к этим соревнованиям.
- На этих соревнованиях будет много равных соперников.
- Это очень важные для меня соревнования.
- У меня сейчас натянутые отношения с тренером.
- Я нахожусь в хорошей спортивной форме.
- Я плохо знаю своих соперников.
- На этих соревнованиях многое для меня решится.
- Конфликты с товарищами по команде мешают мне как следует настроиться на предстоящие соревнования.
- Я уверен, что смогу выполнить задачу, поставленную передо мной в этих соревнованиях.
- Я не боюсь своих соперников.
- Думаю, что это будут трудные соревнования.
- Мое успешное выступление на этих соревнованиях важно для всей команды (клуба, общества, города, республики, страны).
- Я доволен результатом последних соревнований.
- На предстоящих соревнованиях у меня будут «неудобные» соперники.
- В этих соревнованиях мне очень важно хорошо выступить.
- Мне кажется, что товарищи по команде не верят в мой успех.
- Я уверен в своих силах.
- Я уже выигрывал у своих соперников.
- Я постоянно думаю о предстоящих соревнованиях.
- На этих соревнованиях я боюсь подвести своего тренера.
- Технически я хорошо готов к предстоящим соревнованиям.
- Среди моих соперников есть такие, которых я совсем не знаю.
- Я с нетерпением жду предстоящих соревнований.
- Тренер высоко оценивает мою готовность к этим соревнованиям.
Регистрационный бланк к шкале ОПС с ключом
№ | Да | Нет |
1 | + | |
2 | + | |
3 | + | |
4 | + | |
5 | ||
6 | + | |
7 | + | |
8 | + | |
9 | + | |
10 | + | |
11 | + | |
12 | + | |
13 | + | |
14 | + | |
15 | + | |
16 | + | |
17 | + | |
18 | + | |
19 | + | |
20 | + | |
21 | + | |
22 | + | |
23 | + | |
24 | + | |
25 | + | |
26 | + | |
27 | + | |
28 | + |
Анализ и интерпретация данных
Каждый вопрос по шкале ОПС, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Обработка протокола опроса осуществляется с помощью ключа «работающих» ответов по каждому из компонентов. В результате получают 4 показателя и итоговый индекс с лимитом от 7 до 0 баллов. Чем выше показатель, тем «неблагоприятнее» отношение спортсмена к предстоящему соревнованию.
- Показатель уверенности в себе (Ув) – «смогу ли я?» (вопросы 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25). Высокие показатели означают: заниженная субъективная самооценка своих возможностей достижения успеха; неуверенность в своих силах; отсутствие желания выступать; нереальность выполнения поставленных задач и другое. Показатель Ув в 7 баллов показывает, что спортсмен субъективно не готов к соревнованию. Показатель Ув в 0 баллов – высокая готовность к соревнованию.
- Показатель восприятия и оценки возможностей соперников (Сп) – «смогут ли соперники?» (вопросы 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26) – сопоставление своих возможностей с возможностями своих соперников. Показатель Сп в 7 баллов – высокая оценка готовности соперников; 0 баллов – низкая оценка возможностей соперников.
- Показатель желания участвовать и значимость соревнования (Зн) – «хочу ли я?» (вопросы 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27). Показатель Зн в 7 баллов – высокая субъективная значимость соревнования и большое желание выступать. Показатель в 0 баллов – низкая значимость и отсутствие желания соревноваться.
- Показатель зеркальной самооценки спортсмена (т.е. показатель субъективного восприятия спортсменом оценки его возможностей со стороны других людей (Др) – «смогу ли я с точки зрения других людей (тренера, товарищей по команде, зрителей)?» (вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28). Показатель Др в 7 баллов свидетельствует о заниженной зеркальной (или отраженной в социуме) самооценке спортсменом его возможностей в соревновании. Показатель в 0 баллов – высокая самооценка.
Если используется приведенная выше форма регистрационного бланка, то показатели по каждому из компонентов можно суммировать, т.е. суммируют число ответов, совпадающих с трафаретом, вырезанным по ключу (по горизонтали). Итоговый индекс представляет собой сумму всех компонентов.
Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
- Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук
- Опросник С. Бэм
- Рекомендации для родителей при совместном выполнении с ребенком домашнего задания
- Тест Р.Б. Кеттелла (16 PF – опросник)
- Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
- Карта психологического изучения ребенка
- Методика «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский)
- Методика «Изучение негативных личностных проявлений»
- Опросник Е.А. Щепилиной «Восприятие Интернета»
- «Пальчиковая гимнастика»
2010 №3/Статьи
Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2010 №3
|
Тест Спилбергера-Ханина на тревогу
На нашем сайте тест тревожности Спилбергера-Ханина определяет уровень тревожности на основе ситуативной (реактивной) тревожности и личностной тревожности. Высокая тревожность, как правило, приводит к психосоматическим заболеваниям, а низкая тревожность — к депрессивному состоянию и низкому уровню мотивации. В обоих случаях рекомендуется консультация психолога, а в особо тяжелых случаях – психотерапевта.
Тревожность – это склонность человека испытывать тревогу, характеризующаяся низким порогом возникновения тревожной реакции. Высокая тревожность, как правило, приводит к психосоматическим заболеваниям, а низкая тревожность — к депрессивному состоянию и низкому уровню мотивации. В обоих случаях рекомендуется консультация психолога, а в особо тяжелых случаях – психотерапевта.
Шкала тревоги разработана Ч.Д. Спилбергер в 1966-1973 гг. Получил широкое распространение русскоязычный вариант шкалы тревожности — STAI, которая известна как шкала реактивной и личностной тревожности (СРПА) Спилбергера-Ханина (1976, 1978). Ю.Л. Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал эту методику.
На нашем сайте тест тревожности Спилбергера-Ханина определяет уровень тревожности на основе ситуативной (реактивной) тревожности и личностной тревожности. Ситуационная тревожность в той или иной степени присуща каждому человеку и характеризуется эмоциями, переживаемыми в данной конкретной обстановке: напряжением, беспокойством, тревогой, нервозностью. Такие состояния возникают как эмоциональная реакция на сложившуюся ситуацию, могут быть различной интенсивности и изменяться во времени. Личностная тревожность является постоянной величиной и определяется темпераментом, характером, воспитанием человека и умением применять определенные стратегии реагирования на внешние факторы.
Тест можно использовать для лиц старше 16 лет.
Тест состоит из двух блоков вопросов. В первом блоке (20 вопросов) выберите ответ в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Во втором блоке (20 вопросов) выберите ответ в зависимости от того, как вы обычно себя чувствуете.
Подсчет результатов. Способ №1.
Для вопросов первого блока каждый ответ 1) нет; 2) скорее всего нет; 3) скорее да; 4) да; следующему количеству баллов присваивается 1; 2; 3; 4 соответственно.
На вопросы третьего блока каждый ответ 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда; следующему количеству баллов присваивается 1; 2; 3; 4 соответственно.
Для утверждений первого блока вычисляется сумма чисел Σ1, записанных в ответах на утверждения 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18.
Затем сумма цифр Σ2, полученных в ответ на утверждения 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. Затем вычисляется показатель уровня реактивной тревожности (РА):
РА = Σ1 — Σ2 + 35.
Аналогично рассчитывается уровень личностной тревожности (ЛТ) для высказываний второго блока:
РА= Σ1 — Σ2 + 35,
где Σ1 – сумма цифр-ответов на утверждения 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
Σ2 — сумма цифр-ответов на утверждения 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
При подсчете результатов чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
Подсчет результатов. Способ №2.
Баллы по каждой из шкал (ситуативной или личностной) начисляются в соответствии с ключом, представленным в таблице.
Не думайте долго над вопросами, здесь нет правильных или неправильных ответов.
БЛОК №1 (20 утверждений): В этом блоке выберите ответ в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент.
1. (из 40): Мне спокойно:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
2. (из 40): Я чувствую себя в безопасности:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
3.
(из 40): Я напряжен:Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
4. (из 40): Я напрягся:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
5. (из 40): Я чувствую себя спокойно:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
6.
(из 40): Я расстроен:Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
7. (из 40): В настоящее время я беспокоюсь о возможных несчастьях:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
8. (из 40): Я доволен:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
9.
(из 40): Мне страшно:Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
10. (из 40): Мне неудобно:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
11. (из 40): Я чувствую себя уверенно:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
12.
(из 40): Я нервничаю:Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
13. (из 40): Я нервничаю:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
14. (из 40): Я в нерешительности:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
15.
(из 40): Я расслаблен:Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
16. (из 40): Я доволен:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
17. (из 40): Я беспокоюсь:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
18.
(из 40): Я смущен:Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
19. (из 40): Я чувствую себя уверенно:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
20. (из 40): Мне приятно:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
21. (из 40): Я испытываю удовольствие:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
22. (из 40): Я очень быстро устаю:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
23. (из 40): Я легко плачу:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
24.
(из 40): Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие:Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
25. (из 40): Часто проигрываю, потому что недостаточно быстро принимаю решения:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
26.
(из 40): Обычно я чувствую себя бодро:Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
27. (из 40): Я спокоен, хладнокровен и собран:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
28. (из 40): Обычно меня очень беспокоят ожидаемые трудности:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
29.
(из 40): Я слишком волнуюсь по пустякам:Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
30. (из 40): Я вполне доволен:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
31. (из 40): Я принимаю все слишком близко к сердцу:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
32.
(из 40): Мне не хватает уверенности в себе:Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
33. (из 40): Обычно я чувствую себя в безопасности:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
34. (из 40): Стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
35.
(из 40): У меня блюз:Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
36. (из 40): Я доволен:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
37. (из 40): Меня отвлекают и волнуют любые мелочи:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
38.
(из 40): Я так переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть:Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
39. (из 40): Я уравновешенный человек:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
40. (из 40): Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
Исследование условий психокоррекции деструктивного психического состояния у студентов языковых курсов во время экзаменов
Серия: Исследования в области экономики, бизнеса и управления
Авторы
Валентина Долгова, Елена Капитанец, Марина Яшина, Надежда КрыжановскаяАвтор-корреспондент
Валентина Долгова 90 003 Доступно в Интернете в августе 2019 г.- DOI
- 10.2991 /ispcbc-19.2019.6Как использовать DOI?
- Ключевые слова
- языковые студенты, деструктивное психическое состояние, тревожность, неуверенность, раздражительность, программа психокоррекции
- Abstract
Вопрос об эффективных психологических методах лечения тревожности студентов во время экзаменов остается актуальным и на сегодняшний день. Несмотря на то, что существуют достаточно эффективные психотерапевтические методы лечения тревожности, студенты продолжают испытывать негативные эмоции и волнения. Решение этой проблемы в рамках конференции особенно важно, так как именно студенты-языковцы будут вовлечены после окончания вуза в межкультурное деловое сотрудничество, необходимое для стабильного экономического развития и привлечения инвестиций. Поэтому мы поставили задачу изучить условия психокоррекции деструктивного психического состояния у языковых студентов в период экзаменов, в частности тревожность, неуверенность и раздражительность. Исследование проводилось в Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ) в Челябинске. Выборку составили 20 студентов-иностранцев первого курса. Исследование проводилось в четыре этапа: кабинетный анализ, экспериментальное исследование, коррекционная работа и анализ данных. Мы проводили психодиагностику на основе двух методик: методики State-Trait Anxiety Inventory, предложенной Чарльзом Д. Спилбергером и адаптированной Ю.Л. Ханина и Шкала манифестной тревоги Тейлора Джанет Тейлор. Разработана и внедрена программа психокоррекции деструктивного психического состояния у студентов языковых курсов во время экзаменов. По результатам исследования мы написали буклеты для студентов с советами на экзаменационный период. Мы также использовали Т-критерий Уилкоксона для анализа данных. Результаты исследования показали, что после внедрения программы у студентов языковых курсов произошло значительное улучшение уровня ситуативной тревожности и раздражительности. Однако в плане уверенности в себе изменений не наблюдалось. Полученные данные позволили определить дальнейшие этапы психокоррекционной работы со студентами: Этап 1. Анализ теоретических подходов психокоррекции ситуационной тревожности у языковых студентов. Этап 2. Проведение экспериментального исследования (констатирующего и обучающего экспериментов). 3 этап. Анализ результатов экспериментального исследования и психокоррекционная работа. 4 этап. Обучение технике психокоррекции первой инициативной группы преподавателей вуза. Этап 5. Обучение методике психокоррекции всех преподавателей вуза, работающих со студентами-иностранцами. Этап 6. Обеспечение владения методикой задействованными преподавателями вузов. Этап 7. Распространение опыта на другие факультеты.
- Copyright
- © 2019, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
- Открытый доступ
- Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).
Скачать статью (PDF)
- Название тома
- Материалы Международной научно-практической конференции «Деловое сотрудничество как ресурс устойчивого экономического развития и привлечения инвестиций» (ISPCBC 2019
- Серия
- Достижения в области экономики, бизнеса и исследований в области управления
- Дата публикации
- Август 2019 г.