Юридический психолог в качестве кого может работать – 5.37.03.01 : ,

Юридический психолог: секреты профессии | Короленко, 12

Зачем юристу быть психологом? Казалось бы, юрист и психолог – это две самостоятельные профессии, так зачем их объединять в одну? Дело в том, что участие в любом процессе требует от юриста глубокого понимания психологии личности. Можно обладать опытом в общении с разными людьми, в анализе ситуаций, но только профессиональные знания психологии дают объективную базу, предлагают эффективные способы решения проблем.

Секретами профессии юридического психолога делится доцент кафедры теории и истории государства и права Омской юридической академии, кандидат психологических наук, доцент Татьяна Ильинична Рогозина.

– Татьяна Ильинична, по дополнительной профессиональной образовательной программе «Юридический психолог» в академии можно получить профессиональную переподготовку в дополнение к основному направлению. Что притягивает студентов в данном курсе?

– Дополнительную профессиональную образовательную программу «Юридический психолог» получают те, у кого есть интерес к своему внутреннему миру, кто пытается видеть причинно-следственные связи поведения людей. Другими словами, студентов притягивает познание себя и других.

– В чем отличие юридической психологии от других направлений данной науки?

– Если брать такие прикладные направления психологии, как медицинская психология, инженерная, возрастная, – это все разделы, изучающие аспекты личности в сфере  аспекты гражданской жизни. А в рамках юридической психологии изучают правовую психологию (психологические аспекты права), криминальную (психологические аспекты преступления), психологию оговора и лжесвидетельства, предварительного следствия (психологические аспекты расследования преступлений, психологическая экспертиза и пр.), пенитенциарную психологию (психологические аспекты ресоциализации заключенных).

– Юридический психолог – довольно узкий специалист…

– Да, но тем не менее на базе нашего образования выпускников на должность психолога охотно принимают образовательные учреждения. Юридический психолог работает в сфере действия правовых отношений. В обычной жизни знания, умения и навыки юридической психологии не только не мешают, но и помогают. К примеру, возьмем личностный блок самого себя: человек знает методы воздействия на личность, стратегии выхода из внутриличностного конфликта, из конфликта с окружающей средой, он владеет методами кинестики (умеет определять по поведению, мимике, жестам других людей, что они думают и чувствуют по поводу поступающей информации), видят особенности поведения других людей и могут выстроить правильную программу взаимодействия с ними.

– Насколько важно для специалистов органов внутренних дел знание психологии?

– Очень хорошо, если специалисты помимо знания юриспруденции еще и психологически подкованы. Возьмем, к примеру, написание ориентировки на потерявшихся людей. По такому описанию разве можно найти человека: белая шапка, черная куртка, черные брюки, кроссовки «Адидас»? Нужно смотреть на форму бровей, мочки уха, наличие татуировок, мелкие приметы типа щербинки между зубов. Именно из таких «мелочей» состоит портрет личности, главное – научиться обращать на них внимание. На рынке труда юристы со знанием юридической психологии очень выгодно отличаются от тех, кто не изучал данную дисциплину. Даже когда соискатели описывают в резюме свои знания, умения и навыки, у них добавляется 10–15 строчек по юридической психологии: владение психологическим портретом, знание, когда нужно назначать судебную экспертизу, как выглядит отчет по этой экспертизе, знание психологических аспектов следственного эксперимента, психологии допросов, психограммы юриста, а также своих собственных психологических качеств, над которыми нужно работать, чтобы быть успешным в сфере юриспруденции.

Виктория Аверченко в Омской юридической академии получает дополнительную специализацию юридического психолога. Уже заканчивает обучение: в мае будет сдавать государственный экзамен. Виктория имеет высшее юридическое образование (юридический факультет ОмГУ).

– Что вас привлекло в этой специализации?

– Сфера деятельности юридического психолога – правоохранительные органы и органы государственной власти. Спектр задач юридического психолога очень широкий: подбор сотрудников, работа с криминалитетом и пр. Я сейчас работаю в психологической лаборатории СИЗО-2 общественным помощником. В рамках СИЗО психологи исследуют каждого заключенного, проводят работу с сотрудниками, занимаются поддержанием психологического климата.

– Насколько важна роль психолога в местах заключения?

– В соответствии с юридическими нормативами, конвенцией о правах человека и пр., с начала 2000-х в нашей стране идет работа по улучшению условий содержания заключенных, в том числе и поддержания психологического климата. Соответственно психолог необходим: к примеру, он должен выявлять среди заключенных потенциальных суицидентов, нарушителей режима и пр.

Но деятельность юридического психолога не ограничивается работой в местах не столь отдаленных. Специалисты также могут проводить психологические тренинги. Так, Виктория провела практическое занятие по психологии у студентов первого курса – тренинг на межличностную коммуникацию.

– Когда мне предложили провести такой тренинг, я сразу согласилась. Ребятам понравилось, отзывы дали очень хорошие.

 

 

korolenko12.ru

Профессиограмма практического юридического психолога

Профессия – практический юридический психолог.

  1. Цель труда:

В направлениях профессиональной деятельности практического юридического психолога присутствуют компоненты всех трех типов целей:

  • гностическая – психолог производит оценку и исследует психологическую составляющую деятельности правоохранительных органов, психологические особенности их организации, функционирования и т.д.;

  • преобразующая – вместе с изучением в работе юридического психолога присутствует цель изменения и совершенствования системы правоохранения, которые выражаются в совокупности рекомендаций психологического характера, направленных на преобразование определенных компонентов структуры правоохранительной деятельности;

  • изыскательная – учитывая, что психолог работает с организациями, включающими в себя систему межличностных отношений между сотрудниками, каждый из которых является индивидуальностью, то естественным будет предположение, что в своей работе психолог сталкивается с проблемами и вопросами, разрешение которых не может быть стандартным или универсальным.

Системно определить главную цель профессиональной деятельности юридического психолога можно как психологическое обеспечение правоохранительной деятельности, в рамках которой можно выделять совокупности взаимосвязанных между собой задач.

  1. Общие сведения о профессии:

Относится к категориям профессий «Человек – Человек» и «Человек – Знак» (проявляется, например, при косвенном анализе психологической составляющей – через какие-либо документы, образы и т.д.).

Профессия юридического психолога за рубежом функционирует на протяжении нескольких десятилетий, в нашей стране она появилась несколько позже и вследствие этого распространена менее. Так как юридическая психология считается зародившейся на стыке психологии и права (или юриспруденции), данная профессия связана с профессиями психолога, юридического работника. Кроме специальностей в рамках психологической профессии, психолог, обеспечивающий работу правоохранительных органов, сотрудничает с социальными работниками, работниками медицинской сферы и др.

  1. Содержание деятельности:

Нами выделены шесть направлений профессиональной деятельности юридического психолога, составляющих в совокупности всех уровней (действий, операций и т.д.) систему «особенного» вида деятельности по психологическому обеспечению правоохранительной деятельности: кадрово-аттестационное, оперативно-следственное, информационно-аналитическое, экспертно-консультационное, коммуникативно-фасилитарное и реабилитационно-терапевтическое направления (см. Главу 4).

  1. Условия труда:

Юридический психолог большую часть рабочего времени проводит в помещении, специально выделенном организацией для размещения психологической службы. Реже деятельность психолога может проходить в нестандартных условиях, например, в случаях выездов на место захвата заложников или в точки боевых действий для проведения реабилитационной работы. Профессия не требует особенных физических условий труда (показатели температуры, влажности и среднего содержания кислоро­да, углекислого газа и других примесей в воздухе, атмосферного дав­ления и его перепадов, шума и вибрации, возможных радиационных (тепловых) воздействий, ускорения и перегрузки, освещенности и т.д.), отклоняющихся от установленной нормы работы.

  1. Орудия и средства труда:

      1. Внешние – отведены в профессии юридического психолога на второй план. Здесь могут быть использованы автоматическое оборудование, измерительные устройства или, реже, ручные инструменты.

      2. Внутренние (функциональные) – преобладают в деятельности юридического психолога, как, впрочем, и представителей всех других психологических отраслей. Здесь, прежде всего, используются речь (как деловая, так и эмоциональная – в зависимости от осуществляемого направления деятельности) и интеллектуальные средства. Меньшее значение в работе практического юридического психолога отводится его поведению, несмотря на то, что данный компонент включается в структуру осуществляемых операций.

Речь психолога, как правило, считают его основным средством и инструментом, используемым, во-первых, на этапе сбора какой-либо диагностической информации, во-вторых, речь выступает компонентом и средством сигнальной переработки полученной информации, в-третьих, в деятельности психолога речь используется для психологического воздействия на исследуемый объект (личность, организацию).

  1. Степень проблемности трудовых ситуаций:

Несмотря на то, что подготовка психолога уже включает в себя обучение специалиста технологии профессиональной деятельности и использованию множества методов и методик, степень проблемности деятельности практического юридического психолога можно охарактеризовать как высокую, включающую в себя нестандартные ситуации, которые требуют выработки новых решений и творческой активности.

  1. Социально-психологические параметры:

      1. Степень коллективности процесса – может рассматриваться в двух аспектах. Первый аспект касается совместной деятельности нескольких юридических психологов-практиков. Такая работа проводится достаточно часто, при этом не только в ситуации обмена профессиональным опытом. Примером такого рода коллективной работы может быть проведение судебно-психологической экспертизы двумя или более психологами-экспертами. Второй аспект имеет отношение к работе психолога, которая объектом деятельности становится не один индивид, а их группа. Например, когда проводится групповое психологическое обследование кандидатов в процессе кадрового отбора.

      2. Сфера функциональных обязанностей специалиста настолько широка, что по степени самостоятельности в организации работы юридического практического психолога можно отнести ко всем трем указанным группам. Он может выступать в качестве как исполнителя, так и организатора собственной деятельности и работы других людей.

Самостоятельность психолога, как правило, ограничивается его должностной инструкцией, в пределах которой он может по своему усмотрению выбирать приоритетные задачи и осуществлять направления деятельности в соответствии с ними.

      1. Особенности трудового взаимодействия (контактов):

          1. по количеству контактов – многочисленные;

          2. по типу партнера – клиенты и сотрудники;

          3. по степени постоянства круга партнеров – меняющийся в отношении клиентов и постоянный в отношении сотрудников правоохранительных органов, работа с которыми включена в направления деятельности юридического психолога.

  1. Параметры профессии, связанные с эмоционально-волевой сферой:

      1. Характер ответственности – повышенная:

          1. Моральная ответственность заключающаяся в принципах уважения клиента и соблюдения профессиональной конфиденциальности.

Первый из этих принципов основывается на том, что психолог должен уважать достоинство клиента, проявлять честность в общении с ним (Карандашев, 2000, с. 242). Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога, который в свою очередь не должен занимать позицию покровительства и опеки. Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента или, тем более, его личности. Специалист-психолог должен воздерживаться от прямых советов клиенту, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность.

Принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности заключается в нескольких положениях, основное из которых гласит, что результаты психодиагностического исследования должны быть строго конфиденциальны и не должны быть использованы посредством некорректного или неквалифицированного их применения (психологу необходимо лишь дать некоторые рекомендации, касающиеся потенциала кандидата на должность или некоторых мер, которые необходимо осуществить в отношении кого-либо из сотрудников).

          1. Ответственность за жизнь и здоровье других людей также имеет место в деятельности практического юридического психолога. Опасность навредить кому-либо может проявляться в прямой форме, т.е. вследствие психологического воздействия на личность или поведение клиента, и косвенной, в частности когда психолог дает неквалифицированные предположения относительно успешности прохождения кандидатом службы в правоохранительных органах, что в экстремальной ситуации может подвергнуть опасности жизни его сотрудников.

      1. Факторы, вызывающие психическую напряженность. В качестве таковых выступают общение в процессе работы с правонарушителями; реже – риск для собственной жизни.

  1. Психологические особенности личности специалиста – психограмма:

Специальные знания:

  • знание общей, социальной, возрастной, юридической психологии и других отраслей психологической науки;

  • знание юриспруденции, основных нормативно-правовых актов РФ;

  • представление об основных юридических и правовых нормах законодательств РФ;

  • знание иностранного языка.

Специальные умения:

  • умение применить теоретические знания на практике;

  • умение правильно применять, обрабатывать и интерпретировать методики;

  • умение работы с компьютером и с различными средствами связи;

Мотивационные качества:

  • интерес к выполняемой работе, к своим обязанностям;

  • интерес к самосовершенствованию;

  • интерес к психологическому содержанию своей деятельности;

  • эрудиция и широкий кругозор.

Регуляционно-волевые качества:

  • решительность;

  • энергичность;

  • настойчивость;

  • целеустремленность.

Нравственные качества:

Коммуникативные качества:

  • вежливость и тактичность;

  • умение эффективно разрешить конфликт;

  • умение правильно воздействовать на человека;

  • общительность.

Эмоциональные качества:

  • эмоциональная стабильность;

  • непринужденность;

  • стрессоустойчивость;

  • выносливость к длительным воздействующим психофизическим перегрузкам.

Познавательные (когнитивные) качества:

  • аналитический склад ума, прогностические способности;

  • интуиция и развитое воображение;

  • гибкое, творческое мышление;

  • критичность мышления.

Психомоторные и физические качества:

  • устойчивость речедвигательных характеристик к психофизическим нагрузкам;

  • устойчивость к тремору;

  • хорошая физическая выносливость, устойчивость к физической усталости;

  • хорошая координация движений.

Личностные детерминанты принятия решения специалистом:

  • целеустремленность;

  • независимость от внешних обстоятельств;

  • стремление к прогнозированию будущего;

  • интернальность в области производственных (профессиональных) отношений.

Приложение 4.

Опросник-анкета для сопоставления уровней профессионально-психологической подготовленности к проведению направлений деятельности

Если бы Вы осуществляли следующее направление деятельности, как бы Вы оценили уровень наличия у себя профессиональных знаний и умений для работы по данному виду деятельности по семибалльной шкале (согласно приложенной ниже Шкале самооценки)?

  • кадрово-аттестационное направление профессиональный отбор, периодическая оценка кадров, формирование подразделений

1 2 3 4 5 6 7

  • оперативно-следственное направление составление психологических портретов (профилей) неустановленных преступников, психологическое сопровождение агентурных источников, оперативное предоставление профессиональной психологической помощи следствию

1 2 3 4 5 6 7

1 2 3 4 5 6 7

  • экспертно-консультационное направление

  • проведение судебно-психологических и комплексных экспертиз

1 2 3 4 5 6 7

  • коммуникативно-фасилитарное направление посредничество при разрешении конфликтных вопросов, обеспечение переговорного процесса в ситуации захвата заложников, взаимодействие психолога с общественными организациями

1 2 3 4 5 6 7

  • реабилитационно-терапевтическое направление психологическая подготовка и обучение сотрудников правоохранительных органов, реабилитационные и психотерапевтические действия, индивидуально-психологическое консультирование

1 2 3 4 5 6 7

studfile.net

Чем занимается юридический психолог

Психология Чем занимается юридический психолог

Количество просмотров публикации Чем занимается юридический психолог — 554

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Чем занимается юридический психолог
Рубрика (тематическая категория)Психология

Юридическая психология имеет дело с приложением психологических знаний к следственной, судебной и исправительной сфере деятельности. Соответственно, она подразделяется на криминологическую, судебную и пенитенциарную (исправительную) психологию.

Криминологическая психология занимается психологическими проблемами поведения и формирования личнос­ти преступника, мотивами преступления.

Судебная психология исследует психологические осо­бенности поведения участников уголовного процесса, в частности психологию свидетельских показаний, особен­ности поведения обвиняемого, психологические факторы допроса. В сфере судебной деятельности к профессиональ­ным психологам часто обращаются для проведения пси­хологической экспертизы.

Многие психологи работают в системе Управления внутренних дел (УВД) или непосредственно в исправитель­ных учреждениях. Пенитенциарная (или исправительная) психология изучает психологию заключенного. Специалисты в сфере пенитенциарной психологии занимаются психологической коррекцией поведения и личности осужденных, проводят психологические тесты. Психологи помогают также персоналу исправительных учреждений в их работе с осужденными, в преодолении стрессов и ситуаций с заложниками. За пределами исправительных учреждений акцент в работе психологов ставится на реабилитацион­ной и профилактической работе.

В учебных пособиях по юридической психологии после­дних лет характеризуются следующие основные сферы де­ятельности психологов˸

криминальная психология,

психология потерпевшего,

психология несовершеннолетних,

психологические основы предварительного расследования,

психология судебной деятельности,

пенитенциарная психология (Васильев, 1997; Чуфаровский, 1995).


Чем занимается юридический психолог — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Чем занимается юридический психолог» 2015, 2017-2018.

referatwork.ru

5.4.Психология в юридической практике.

Попытки использования психологических знаний для решения задач юриспруденции предпринимались еще в ХVIII-ХIХ веках. Это были как конкретные проблемы следственной практики – например, поиск мотива преступления, работа со свидетелями; так и более общие, такие, например, как понимание причин преступого поведения. Вспомните хотя бы знаменитого Шерлока Холмса: его прославленный дедуктивный метод строился на прекрасном знании психологии.

Однако формирование юридической психологии как прикладной отрасли и сферы практической деятельности психологов началось сравнительно недавно – в начале ХХ века.

В 1925 году в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. Судебная психология в то время активно изучала механизмы формирования преступного поведения, особенности различных преступных групп, психологические аспекты ведения следствия (работа с подозреваемыми, свидетелями), разрабатывались приемы проведения судебно-психологической экспертизы и многое другое.

Однако отставание уровня развития практической психологии того времени от запросов практики, а также ошибки организационного характера (преувелечение роли выводов психологической экспертизы в определении виновности подозреваемого) вызвали недоверие к возможностям психологии и отказ от ее применения в юриспруденции.

Эта ситуация сохраняется до 60-х гг. прошлого века. Т. о. юридическая психология как сфера научных исследований и психологической практики активно развиватся не более 40 лет. За это время исследования юридических психологов позволили успешно решать психологические задачи применительно к целям следственного и судебного прцесса, а также в сфере исправительной психологии.

Чем же заключается практическая деятельность юридических психологов?

Юридическая психология имеет дело с приложением психологгических знаний к следственной, судебной и исправительной сфере деятельности. Соответственно она делиться на криминальную, судебную и пенитенциарную.

Криминальная психология занимается психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления.

Судебная — особенностями поведения участников уголовного процесса: психологические особенности предварительного следствия, т.е. работы с обвиняемыми и свидетелями, проведение психологических экспертиз.

Содержанием пенитенциарной психологии является изучение психологии личности заключенного, а также оказание помощи персоналу исправительных учреждений, как в работе с заключенными, так и в осуществлении эффективной саморегуляции, т.е. преодолении психологических проблем, связанных с особенностями их профессиональной деятельности.

В настоящее время достаточно интенсивное развитие приобрело еще одно направление – т.н. «виктимология» — исследование психологии жертвы.

Применение психологических знаний в следственной практике способствует более эффективному расследованию и раскрытию преступлений.

Известно о применениив следственной практике, в работе с подозреваемым ассоциативного эксперимента, который был предложен Юнгом для выявления скрытых переживаний. Иногда психолог может подсказать верное направление в расследовании дела, учитывая психологические особенности преступника.

Профессия следователя одна из тех, где опасность профессиональной деформации вследствие эмоционального выгорания и психологических перегрузок особенно велика. Важной задачей психолога является психопрофилактическая работа с целью обеспечения эффективной саморегуляции сотрудников органов правопорядка.

При работе следователя с несовершеннолетними может быть привлечен детский психолог. Учитывая особенности возраста, психологического склада личности ребенка, его позиции по отношению к следствию – подозреваемый это, преступник, потерпевший либо свидетель, психолог может дать рекомендации следователю, как лучше построить взаимоотношения с ребенком, либо переформулировать вопрсы на языке, адекватном детскому восприятию. Так же он может помочь преодолеть ребенку страх, неловкость, снять напряжение в нестандартной ситуации.

Судебно-психологическая экспертиза.

Проводится по решению следователя или решению суда соответственно нормам уголовно-процессуального кодекса в отношении психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших. При диагностировании у обследуемого психических отклонений проводиться психолого-психиатрическая экспертиза.

Общий предмет судебно-психологической экспертизы – особенности психической деятельности, исследование коей значимо для установления истины по уголовному делу.

Понимание характера совершенного преступления невозможно без исследования структуры мотивов и потребностей, присущей испытуемому системы отношений, установок, ценностных ориентаций, без раскрытия внутренней психологической структуры личности.

Психологическая экспертиза особенно часто проводиться по делам, в которых фигурируют несовершеннолетние. При этом определяется уровень их познавательной деятельности и присущие им индивидуально-личностных особенностей. Только так возможно судить о способностях обследуемого сознавать противоправность своих действий и руководить ими.

В рамках психологической экспертизы часто решается вопрос о наличии у обвиняемого какого-либо патологического аффективного состояния, либо других состояний (напр. переутомление, страх, горе), повлиявших на него в момент совершения преступления. Важное значение имееют установление возможности возникновение в определенной ситуации таких состояний как растерянность, и их влияние на качество выполняемой профессиональной деятельности. Где, на ваш, взгляд, это имеет место? В какого рода делах? (Дорожно-транспортные проишествия, несчастные случаи на предприятиях, т.п.).

Кроме преступников или подозреваемых, нередко объектами исследования становяться потерпевшие и свидетели, так как получаемые психологом данные способствуют адекватной оценке их показаний, помогают судить об их достоверности.

При провдении посмертной экспертизы психологи, анализируя личность погибшего, помогают уяснить мотивы, которыми он руководствовался при совершении тех или иных поступков, в том числе и мотивы совершения суацида. Например, фильм «Поезд остановился». Правда, главный герой не психолог, их тогда не было в следственной практике, а следователь в исп. Олега Борисова. Главный герой фактически совершил суицид, а не геройский поступок, хотя внешне все выглядело именно так. И только расследование обстоятельств жизни и изучение личности погибшего прояснили истинное положение вещей.

Заключение эксперта наряду с другими фактическими данными служит доказательством по уголовному делу. Экспертиза в состоянии дать полную характеристику личности обвиняемого, без чего по некоторым деделам невозможно установить юридический мотив совершения преступления.

При назначении судебно-психологической экспертизы запрос на работу психолога должен быть сформулирован правильно и, так же, как и вдругих областях психологической практики, не выходить за рамки его профессиональной компетенции.

Например, перед экспертом не могут быть поставлены вопрсы относительно достоверности показаний допрашиваемых лиц.

Данные, полученные в ходе экспертного исследования, помогают также правильно определить меру наказания и служат для обоснованного выбора мер воздействия, исходя из особенностей личности преступника.

Пенитенциарная (или исправительная) психология.

Профессиональную деятельность психологов в этой сфере можно разделить на два основных направления – работа с заключенными и сотрудниками исправительных учреждений.

Работа с заключенными определяется теми целями, которые преследует заключение: это 1) наказание, 2) перевоспитание, 3) профилактика преступлений (Васильев).

Что касается первой функции, то здесь внимание психолога направлено на изучение изменения личности преступника в период отбывания наказания, психологическое обоснование условий содержания и режимных моментов. Принятых в исправительных учреждениях. Особенно это важно при работе с такими категориями заключенных, как невротики, психопаты, наркоманы, алкоголики, ярко выраженные акцентуанты, лица с легкой степенью дебильности, которых немало среди заключенных. Для таких категорий наряду с обычными мерами необходима разработка медико-психологических мер воздействия.

Сейчас в юридической психологии разрабатываются новые направления работы

в исправительых учреждениях, при которых в формировании личности заключенного, в т.н. перевоспитании, принимали бы участие психологи, педагоги, психотерапевты, священнослужители. Цели психологической коррекции поведения должны выйти на первый план.

Весьма актуальной проблемой исправительной психологии является проблема адаптации бывших заключенных к нормальной жизни в социуме. Необходимо признать, что процесс этот из-за значительной деформации личности человека в заключении является очень сложным. А иногда и невыполнимым. И тогда происходит самое страшное – человек попадает в порочный круг, совершая рецидив. Поэтому разработка эффективных реабилитационных мер является насущной проблемой исправительной психологии.

К значимым роблемам юридической психологии относиться профилактика преступлений, особенно среди несовершеннолетних. Для этого изучаются условия формирования преступного поведения, вляияние на эти процессы роли микросреды.

Второе направление обусловлено тем, что администрация, а тем более воспитательский корпус мест лишения свободы не обладает достаточной психологической подготовкой и культурой. В результате чего неучет психологических особенностей, особенно лиц с отклонениями, формальная организация процесса отбытия наказания, негуманное обращение приводят к дальнейшей деформации личности прступника. («Зеленая миля» с Томом Хенксом прекрасный образец личности служащего подобного учреждения. Сочетание строгости, верности служебному долгу и истинного гуманизма по отношению к приговоренным к смертной казни).

Таковы вкратце особенности психологической практики юридических психологов. Подробно с этой темой вы ознакомитесь на старших курсах в рамках спецкурса «Юридическая психология».

studfile.net

Информация о факультете (russian)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Декан факультета – Николай Викторович Дворянчиков,
кандидат психологических наук, доцент

В 2004 году в структуре Московского городского психолого-педагогического университета был создан факультет юридической психологии, на котором помимо традиционных для этой дисциплины разделов (криминальная, судебная, пенитенциарная психология и др.) впервые в России особое внимание в обучении студентов уделяется психологическим проблемам детей и подростков, их семей в правовом контексте, а также вопросам клинической психологии. Факультет образован на основе договора о сотрудничестве с ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

Кафедры:

  • Юридической психологии – зав. кафедрой кандидат психологических наук, Р.В.Чиркина
  • Клинической и судебной психологии – зав. кафедрой доктор психологических наук, профессор Ф.С. Сафуанов
  • Медиации в социальной сфере – зав. кафедрой кандидат медицинских наук Ц.А. Шамликашвили

На факультете Юридической психологии реализуются следующие образовательные программы:

Бакалавриат

37.03.01 – Психология
Выпускающая кафедра – Кафедра юридической психологии

Специальность

44.05.01 – Педагогика и психология девиантного поведения
Специализация – Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения
Выпускающая кафедра – Кафедра юридической психологии

37.05.01 – Клиническая психология
Специализация – Патопсихологическая диагностика и психотерапия
Выпускающая кафедра – Кафедра клинической и судебной психологии

Магистратура

37.04.01 – Психология,
магистерская программа «Юридическая психология и детство: экспертиза, сопровождение  и профилактика»
руководитель – доцент. Н.В. Богданович

Нацелена на подготовку высококвалифицированных психологов, способных работать с детьми, подростками и их семьями в юридически значимых ситуациях. Выпускники обладают знанием возрастной, семейной, юридической психологии, правовых вопросов, касающихся детей и подростков, а также владеют методами исследовательской работы и практическими технологиями профилактики, психологического сопровождения, психологических судебных экспертных исследований, коррекционно-реабилитационной работы и психологического консультирования. Профессиональные возможности магистров востребованы в учреждениях систем образования, социальной защиты, МВД, юстиции, органах местного самоуправления.

магистерская программа «Юридическая психология: судебно-экспертная практика»
руководитель – проф. Ф.С. Сафуанов

Направлена на подготовку специалистов широкого профиля, работающих на стыке психологии, психиатрии, уголовного и гражданского права, способных решать исследовательские задачи и выступать как в качестве сотрудников (медицинских психологов) учреждений здравоохранения, так и сотрудников правоохранительных органов, учреждений иных ведомств, привлекаемых в силу их должностных обязанностей или потребности судебно-следственных органов к профессиональной деятельности в роли судебного эксперта, специалиста (как процессуальной фигуры с определенными законом правами и обязанностями) или консультанта.

44.04.02 – Психолого-педагогическое образование
магистерская программа «Медиация в социальной сфере»
руководитель – проф. Ц.А. Шамликашвили

Направлена на подготовку высококвалифицированных профессиональных медиаторов, способных разрешать конфликты в семье, школе (между представителями администрации, учителями, учащимися и родителями), в системе высшего образования, в судебной практике (в частности, в работе судебных приставов), в сфере защиты прав потребителей и иных гражданских прав; в работе с трудными детьми и подростками, а также несовершеннолетними правонарушителями; в сфере опеки и попечительства; преподавателей и тренеров, способных осуществлять обучение медиаторов в социальной сфере. Преподавание в данной магистерской программе осуществляют опытные преподаватели, преимущественно занимающиеся практической и научно-исследовательской деятельностью в соответствующей области, среди которых есть кадры, обладающие ученой степенью (кандидаты и доктора наук).

Аспирантура
19.00.06 – специальность «Юридическая психология»

Учебный процесс

Учебный план предусматривает изучение студентами фундаментальных дисциплин (общей психологии, клинической психологии, юридической психологии и права) углубленную подготовку по возрастной, социальной психологии, психологическому консультированию и психотерапии, а также ряду других специальных предметов. Освоение образовательной программы предполагает значительный объем практических занятий, которые проходят в ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, СРЦ «Красносельский», правозащитной общественной организации «Сопротивление», подразделениях МВД России и УФСИН по г. Москве, других профильных учреждениях. К преподаванию на факультете привлечены ведущие специалисты в области юридической, медицинской, возрастной психологии.

Где работают выпускники

Факультет готовит специалистов в области юридической психологии, которые могут работать в:

  • учреждениях образования и социальной сферы,
  • государственных экспертных учреждениях,
  • психологических консультациях,
  • юридических службах,
  • учреждениях системы здравоохранения,
  • правоохранительных органах.

Выпускники способны к решению широкого спектра задач в научно-исследовательской, практической и педагогической деятельности, в частности, способны:

  • составлять психодиагностические заключения и давать рекомендации по их использованию в научно-исследовательской, экспертной и консультативной деятельности;
  • оказывать психологическую помощь группам населения, страдающим эмоциональными расстройствами, сексуальными аномалиями, наркоманией и др. психическими расстройствами;
  • выполнять функции консультантов, специалистов и экспертов при решении клинико-психологических вопросов, возникающих в сферах уголовного, гражданского, семейного, административного права, защиты прав ребенка, а также осуществлять психологическое сопровождение специалистов юридического профиля.

Адрес: г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
Проезд: ст. метро «Сухаревская»
Тел.: (499) 259-01-94; (499) 256-60-55; (495) 632-99-97
E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript  www.jp.mgppu.ru

www.jp.mgppu.ru

Глава 10. Психологическая работа в юридической сфере

10.1. История применения психологических знаний в юридической науке и практике

Юридическая психология имеет дело с приложением психологи­ческих знаний к следственной, судебной и исправительной сферам деятельности. Соответственно, она подразделяется на криминальную, судебную и пенитенциарную (исправительную) психологию.

Криминальная психология занимается изучением комплекса психологических проблем, связанных с преступностью, с форми­рованием личности преступника, мотивов преступного поведения.

Судебная психология исследует психологические особенности поведения участников уголовного и гражданского процесса, в час­тности психологию свидетельских показаний, особенности пове­дения обвиняемого, психологические факторы допроса. В сфере судебной деятельности к профессиональным психологам часто обращаются для проведения психологической экспертизы.

Пенитенциарная (исправительная) психология — отрасль юри­дической психологии, которая изучает психологические проблемы уголовно-исполнительной системы, психологические аспекты на­казания и исправительной работы в среде осужденных.

Юридическая психология – сравнительно молодая отрасль психологической науки и практики, но попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии относятся еще к XVIII и XIX векам.

Интересные психологические идеи содержались в трудах ряда юристов. Так, французский юрист Франсуа де Питаваль издал двад­цатитомный труд «Удивительные уголовные дела», где анализиро­вал психологическую суть преступных деяний. В книге Джона Говарда «Состояние тюрем в Англии и Уэльсе» (1777) указывалось на важность изучения и учета в исправительных учреждениях индивиду­альных особенностей лиц, отбывающих наказания. Взгляды, доста­точно плодотворные в психологическом аспекте, содержались в работах российского юриста И.Т. Посошкова (1652—1726). Он, в ча­стности, доказывал актуальность разработки классификации пре­ступников по «степени испорченности», а также обосновывал психологически эффективные способы допроса свидетелей и обви­няемых. Ф.В. Ушаков в трактате «О праве и цели наказания» (1770) раскрывал психологические условия воздействия наказания (цит. по Прикладная юридическая психология, 2001, с. 38).

Первыми монографическими работами по юридической психологии традиционно считают публикации немецких уче­ных К. Эккартегаузена «О необходимости психологических позна­ний при обсуждении преступлений» (1792) и И.Х. Шауманна «Мысли о криминальной психологии» (1792) (там же, с. 38).

В первой половине XIX века возрастает количество публика­ций о преступности и личности преступника, которые опирались на достижения естественных наук (анатомии, физиологии, психи­атрии). Получили большую известность работы немецких ученых И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях к судебной жизни» (1808) и И. Фридрейха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835), а также публикации отечественных ученых А.П. Куницына, А.И. Галича, К. Елпатьевского, Г.С. Гордиенко, П.Д. Лодий по психологическому обоснованию меры наказа­ния, исправления и перевоспитания преступников (цит. по Прикладная юридическая психология, 2001, с. 38—39).

В первой половине XIX в. большую популярность получила френологическая теория австрийского врача-анатома Франца Галля (1758—1829), пытавшегося доказать прямую зависимость между пси­хическими качествами и физическими особенностями строения головного мозга человека, проявляющимися в наличии выпуклос­тей, впадин и соотношении частей черепа. Последователи Галля создавали «френологические карты» для идентификации типов пре­ступников.

Биологизаторский подход к личности преступника особенно про­явился в монографии итальянского тюремного врача-психиатра Чезаре Ломброзо (1835—1909) «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения» (1876). Он разработал концепцию «прирожденного преступника», кото­рому, как он считал, присущи атавистические черты, делающие его похожим на предков-дикарей. По мнению Ч. Ломброзо, типич­ный «прирожденный преступник» может быть распознан по опре­деленным физиогномическим признакам: скошенный лоб, удлиненные или неразвитые мочки ушей, выпуклые скулы, боль­шие челюсти, ямочки на затылочной части головы и т.д (цит. по Прикладная юридическая психология, 2001, с. 39). Такой подход имел как сторонников, так и критиков.

Во второй половине XIX века активизировались психологические исследования причин преступности и личности преступника. Российс­кий юрист С.И. Баршев в работе «Взгляд на науку уголовного законоведения» (1858) писал: «Ни один вопрос уголовного пра­ва не может быть решен без помощи психологии, и если судья не знает психологии, то это будет суд не над живыми существами, а над трупами» (цит. по Прилюдная юридическая психология, 2001, с. 39). К.Я. Яневич-Яневский в статье «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии» (1862) и В.Д. Спасович в учебнике «Уголовное право» (1863) обращали внимание на важ­ность, с одной стороны, установления правовых законов с учетом природы человека, а с другой — наличия у юристов психологичес­кой компетентности. В монографии отечественного психиатра А.У. Фрезе «Очерки судебной психологии» (1871) утверждалось, что предметом данной науки должно являться «применение к юриди­ческим вопросам сведений о нормальном и ненормальном прояв­лении душевной жизни». Д.А. Дриль, имевший медицинское и юридическое образование, в ряде своих публикаций 80-х годов («Пре­ступный человек», 1882; «Малолетние преступники», 1884 и др.) доказывал, что право и психология имеют дело с одними и теми же явлениями — законами сознательной жизни человека. Поэтому право, не обладая собственными средствами для изучения этих явлений, должно заимствовать их у психологии (там же, с. 40).

В конце 80-х годов XIX века теоретически обоснованную ти­пологию преступников (невменяемые, случайные, профессио­нальные) разработали профессор Санкт-Петербургского университета И.Я. Фойницкий и его последователи (Д.А. Дриль, А.Ф. Лазурский, С.Н. Познышев).

Анализ психологических закономерностей деятельности суда присяжных нашло отражение в публикациях Л.Е. Владимирова, А.Ф. Кони, A.M. Бобрищева-Пушкина. Активными сторонниками внедрения в судопроизводство психологических экспертиз были юристы Л.Е. Владимиров, С.И. Гогель, психиатры В.М. Бехтерев,С.С. Корсаков и В.П. Сербский (Прикладная юридическая психоло­гия, 2001, с. 40).

Социально-психологический подход к изучению причин преступ­ности отразился в работах Г. Тарда, Н.М. Коркунова, М.М. Кова­левского, Н.Я. Грота, Л.И. Петражицкого. Тард в фундаментальных трудах «Законы подражания» и «Философия наказания», издан­ных в Париже в 1890 г., доказывал, что преступному поведению, как и всякому другому, люди могут обучаться на основе психо­логических механизмов «подражания» и «научения». Тард утверж­дал, что юридические установки должны строиться скорее на психологической основе, чем на посылке «о равных наказаниях за одинаковые преступления». Крупнейшим юристом начала XX сто­летия Л.И. Петражицким (1867—1931) создана рационалистичес­кая концепция «психология права», где право выступает как психическое явление (там лее, с. 41).

В конце XIX — начале XX вв. появился ряд фундаментальных трудов в области юридической психологии. Так, австрийский ученый Г. Гросс в 1898 г. опубликовал монографию «Криминальная пси­хология». В. Штерн совместно с Г. Гроссом и О. Липманом в 1903— 1906 гг. в Лейпциге издавали специальный журнал «Доклады по психологии показаний». В России с 1904 г. под редакцией В.М. Бехте­рева выпускался «Вестник психологии, криминальной антропо­логии и гипнотизма» (цит. по Прикладная юридическая психология, 2001, с. 41). Началось формирование юридической психологии как самостоятельной отрасли психологии и сферы практической дея­тельности. Швейцарский психолог Эдуард Клапаред (1873—1940) вводит в 1906 г. обобщающий термин «юридическая психология». В ней к тому времени четко обозначились три основных направле­ния: криминальная, судебная и пенитенциарная психология (там же, с. 41).

Много внимания тогда уделялось изучению психологии рас­следования преступлений и свидетельских показаний. Это работы И.Н. Холчева «Мечтательная ложь», Г. Португалова «О свиде­тельских показаниях» (1903), Е.М. Кулишера «Психология свиде­тельских показаний и судебное следствие» (1904). Этому были посвящены доклады М.М. Хомякова «К вопросу о психологии свидетеля» (1903), А.В. Завадского и А.И. Елистратова «О влия­нии вопросов без внушения на достоверность свидетельских по­казаний» (1904), О.Б. Гольдовского «Психология свидетельских показаний» (1904). Экспериментальные исследования достоверности свидетельских показаний во Франции проводил Бине, в Германии — Штерн, в России — Гольдовский, Завадский, Елистратов (цит. по Васильев, 2001, с. 21). Согласно их данным, сви­детельские показания в значительной степени недостоверны.

Вопросами криминалистической и судебной психологии занимались многие психологи в Германии, Франции, США, России. Учеными разрабатывались социально-психологические теории преступности, с помощью которых объяснялись причины криминального поведе­ния людей. Статистический анализ различных аномальных проявле­ний (преступности, самоубийств, проституции) за определенный исторический отрезок, проведенный Жаном Кетле и Эмилем Дюркгеймом, показал, что количество аномалий в поведении людей неиз­бежно возрастало в период войн, экономических кризисов, социальных потрясений. Это убедительно опровергало теорию «врож­денного» преступника и указывало на социальные корни этих явле­ний (цит. по Васильев, 2001, с. 24—25).

Экспериментальный метод в юридической психологии широко применялся В.М. Бехтеревым (1857—1927). В 1902 г. им была опубли­кована статья «Об экспериментальном психологическом исследова­нии преступников», спустя десять лет вышла книга «Объективный психологический метод в применении к изучению преступности» (цит. по Прикладная юридическая психология, 2001, с. 41). В созданном им в 1908 г. Психоневрологическом институте работала специаль­ная криминологическая секция.

В начале XX века во многих университетах мира для юристов стали читать спецкурсы по юридической психологии в целом или по ее отдельным отраслям. Например, Э. Клапаред в Женеве с 1906 г. вел «Курс лекций по юридической психологии», Р. Сом-мер в Гессене читал «Международный курс судебной психологии и психиатрии», Д.А. Дриль в Психоневрологическом институте — спецкурс «Судебная психология» (Прикладная юридическая пси­хология, 2001, с. 42).

В области криминальной психологии появились обширные ис­следования П. Кауфмана «Психология преступности» (1912) и Ф. Вульфена «Психология преступника» (1926) (Шиханцов, 2000, с. 19). Для объяснения механизмов формирования преступного поведения в за­рубежной психологии широко использовались концепции психо­анализа и бихевиоризма. Активно разрабатывался диагностический инструментарий юридической психологии и, прежде всего, тестологический подход к изучению личности преступников. Широкое

применение получили тесты патопсихологического характера (При­кладная юридическая психология, 2001, с. 42—43).

В России в 10—20-е годы также проводились исследования в об­ласти криминальной и судебной психологии. При советской власти в России возникли благоприятные обстоятельства для развития всех отраслей юридической психологии. В 1925 г. в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. Специальные кабинеты по этой про­блематике были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Самаре, Воронеже, Ростове-на-Дону, Киеве, Харькове, Минске, Баку (Васильев, 1997, с. 28; Прикладная юридическая психология, 2001, с. 43). По мнению А.В. Петровского (1967), «в 20-е годы «судебная психология» — это авторитетная и обширная область науки, имею­щая предметом изучения психологические предпосылки преступ­ления, быт и психологию различных групп преступников, психологию свидетельских показаний и судебно-психологическую экспертизу, психологию заключенного (тюремная психология)» (Петровский, с. 181). Достижения экспериментальной психологии активно использовались в судебной практике России. Разрабатыва­лись методики оценки достоверности показаний участников уго­ловного процесса, осуществлялась психологическая диагностика преступников и свидетелей.

Интересные исследования провел А.Р. Лурия в лаборатории экспериментальной психологии, созданной в 1927 г. при Московс­кой губернской прокуратуре. Он изучал возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования пре­ступлений и сформулировал принципы работы прибора, который впоследствии получил наименование «разоблачителя лжи» (детек­тор лжи)

Наиболее значительными работами того периода были труды К. Сотонина «Очерки криминальной психологии» (1925), С.В. Познышева «Криминальная психология: Преступные типы» (1926), М.Н. Гернета «В тюрьме. Очерки тюремной психологии» (1927), Ю.Ю. Бехтерева «Изучение личности заключенного» (1928), А.Р. Лу­рия «Экспериментальная психология в судебно-следственном деле» (1928), А.Е. Брусиловского «Судебно-психологическая экспертиза» (1929) (цит. по Прикладная юридическая психология, 2001, с. 43).

Значительный вклад в исследования судебной психологии сде­лал А.С. Тагер. В 1928 г. он выступил на совете Психологического института с докладом «Об итогах и перспективах изучения судеб­ной психологии». Совместно с А.Е. Брусиловским, С.В. Позныше-вым, С.Г. Геллерштейном он принимал активное участие в работе 1-го Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (1930). Съезд имел специальную секцию по судебной психологии, где обсуждались вопросы изучения психологических проблем борьбы с преступностью. На этом съезде юридическая психология уже при­знается прикладной-наукой, отмечаются заслуги ученых в разра­ботке проблем криминальной, судебной и пенитенциарной направленности (Васильев, 2001, с. 28—29; Прикладная юридичес­кая психология, 2001, с. 43—44).

Однако уровень практической психологии в тот период еще от­ставал от запросов юридической практики. Психолог, осуществляв­ший судебно-психологическую экспертизу, не только выявлял достоверность показаний, но и практически определял вину лица, совершившего преступление. Такая неправомерная переоценка воз­можностей психологической экспертизы вызывала негативное отно­шение к экспертным психологическим исследованиям (Васильев, 1997, с. 32). В силу этого, а также по политическим причинам в дальней­шем исследования и практическая работа в области юридической психологии были прекращены (Прикладная юридическая психоло­гия, 2001, с. 44).

И только в конце 1950-х — начале 60-х годов был поставлен вопрос о необходимости восстановления в правах юридической пси­хологии, а также судебно-психологической экспертизы. В постанов­лении пленума Верховного суда СССР от 3 июля 1963 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» указы­валось на целесообразность проведения судебно-психологической экспертизы при выяснении способности несовершеннолетних пол­ностью осознавать значение своих действий и при определении меры их возможности руководить своими действиями (цит. по Ва­сильев, 2001, с. 31).

В 1964 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юриди­ческого образования в стране», которое восстановило юридичес­кую психологию во всех юридических вузах страны. В 1965—66 гг. началось чтение специальных курсов юридической психологии в юридических вузах Москвы, Ленинграда, Минска и некоторых дру­гих городов. В 1966 г. Министерством высшего и среднего образова­ния СССР был проведен Всесоюзный семинар по вопросампреподавания юридической психологии и основных проблем этой науки.

Вновь начинается активное использование психологических знаний в следственной и судебной практике. Исследования юри­дических психологов позволили успешнее решать психологичес­кие задачи применительно к целям следственного и судебного процесса (Ю.В. Ивашкин, Л.М. Корнеева, А.Р. Ратинов, А.В. Дулов, И.К. Шахриманян), а также в сфере исправительной психологии (А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, А.Г. Ковалев).

Проблемы юридической психологии обсуждались на соответ­ствующих секциях III и IV съездов Общества психологов СССР (1968 и 1971 гг.), а также на Всесоюзной научно-практической кон­ференции «Актуальные проблемы судебной психологии» (1971) и второй конференции в Тарту, Эстония (1986) (цит. по Прикладная юридическая психология, 2001, с. 44).

В 1968 г. во ВНИИ Прокуратуры СССР под руководством А.Р. Рат-инова начал работать психологический научно-лсследовательский сектор, а в 1974 г. в Академии МВД — кафедра психологии управ­ления. В 1971 г. в реестр научных специальностей была введена но­вая специальность — «юридическая психология», а в 1975 г. в Академии МВД был создан первый диссертационный совет по юридический психологии. В нем в последующие годы было защи­щено большое количество кандидатских и докторских диссерта­ций по соответствующей тематике (там же).

В 50—60-е гг. в зарубежной психологии появляются фундамен­тальные исследования по юридической психологии. Наибольшую известность получили работы Р. Луважа «Психология и преступ­ность» (1956), Г. Тоха «Правовая и криминальная психология» (1961), О. Абрахамсона «Криминальная психология» (1961), Г. Ду-дича «Психология для работников следственных, судебных и ис­правительных органов» (1955).

В последние годы юридическая психология как наука и прак­тика широко развивается во многих странах. Возрастает количе­ство международных контактов и сравнительных кросс-культурных исследований.

В учебных пособиях по юридической психологии последних лет определяются следующие основные сферы деятельности пси­хологов:

криминальная психология,

— психология потерпевшего,

психология несовершеннолетних,

— психологические основы предварительного расследования,

— психология судебной деятельности,

пенитенциарная психология (Чуфаровский, 1995; Васильев, 1997,

2001; Шиханцов, 2000; Прикладная юридическая психология, 2001).

Большое внимание в последние годы стало уделяться также пра­вовой психологии, психологии и психотехнике юриста, психологии адвокатской деятельности, психологическим особенностям правоох­ранительной деятельности специалистов милицейской и таможенной службы (Шиханцов, 2000; Прикладная юридическая психология, 2001).

Актуальна проблема саморегуляции и психологической помо­щи сотрудникам правоохранительных органов в экстремальных условиях несения службы: личная профессиональная безопасность и бдительность, задержание правонарушителей, ведение перегово­ров с преступниками.

studfile.net

Профессиональная деятельность юридического психолога

РЕФЕРАТ

по курсу «Юридическая психология»

по теме: «Профессиональная деятельность юридического психолога»

Содержание

Введение

1. Общая характеристика деятельности профессионального психолога.

2. Специфика подготовки практических психологов.

Заключение.

Введение

Кризисные общественно-экономические процессы в Российской Федерации в конце XX столетия вызвали необходимость внесения существенных изменений в правоохранительную деятельность государства, организационно-управленческую и социально-психологическую работу с кадрами МВД.

Усложнение содержания форм и методов деятельности правоохранительных органов требует поиска новых подходов к повышению эффективности профессиональной подготовки сотрудников МВД, осуществляющих деятельность в качестве практических психологов. Признание высокой сложности профессии психолога выдвигает на первый план в научно-образовательной сфере, в том числе исследования труда практических психологов ОВД.

Решение данной проблемы возможно лишь при условии обоснования и разработки системы научного обеспечения качественного отбора и подготовки работников милиции по указанному профилю.

В настоящее время осуществляется работа по формулированию четких профессиональных требований к специалистам, осуществляющим деятельность в социально-психологической сфере. Еще один комплекс проблем связан с социально-психологическими особенностями контингента сотрудников кадровых психологических служб правоохранительных органов.

Поэтому, среди мер, призванных способствовать повышению эффективности функционирования аппарата МВД, важное значение приобретает научная организация работы с практическими психологами ОВД, начиная с профессионального отбора и, в последующем, целенаправленным культивированием их профессиональных и личностных качеств.

Сложившаяся ситуация предопределила необходимость научно-практических исследований социально-психологических аспектов содержания профессионального отбора и определения психологических качеств личности, необходимых практическим психологам. Между тем специфика обучения и подготовки психологов ОВД МВД России сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего она предъявляет к их личности комплекс разнообразных требований.

Исследования в этом направлении практически отсутствуют, что сказывается на качестве социально-психологической, кадровой и воспитательной работы с личным составом ОВД.

От того, в какой степени личностные психологические процессы и профессиональные качества практических психологов будут соответствовать требованиям к их подготовленности, во многом, будет зависеть эффективность функционирования правоохранительной системы Российской Федерации.

1. Общая характеристика деятельности профессионального психолога

В настоящее время в составе кадровых аппаратов работает более 2000 психологов. За последние годы, несмотря на объективные трудности в экономическом развитии страны и системы МВД России, были приняты меры по укреплению организационно-штатной и материально-технической базы психологической службы органов и подразделений внутренних дел.

В настоящее время в системе министерства введено более 1900 должностей психологов, в том числе более 1700 в органах и подразделениях внутренних дел. Действуют 718 кабинетов психологической разгрузки.

Весь этот арсенал направлен на то, чтобы более миллиона сотрудников органов внутренних дел России обеспечили выполнение поставленных задач в нелегких условиях нынешнего социально-экономического и криминогенного положения в стране.

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации, приказами МВД России в составе Главного управления объединенной группировки войск МВД России в Северо-Кавказском регионе при проведении антитеррористических операций против бандформирований постоянно работает отделение психологического обеспечения. В настоящее время в экстремальных условиях ведения боевых действий трудятся психологи из различных регионов страны.

Образованы подразделения психологического обеспечения на уровне МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, подразделений ГИБДД, государственной противопожарной службы, вневедомственной охраны и др., что позволяет проводить индивидуальную психологическую работу, оказывать положительное влияние на результаты оперативно-служебной деятельности.

На сегодняшний день значительное число психологов, работающих в системе МВД, не имеют специального психологического образования. До настоящего времени основная переподготовка специалистов психологического профиля осуществлялась на 6-ти месячных курсах во Всероссийском институте повышения квалификации работников МВД России (около 50 психологов в год). Этого явно недостаточно для удовлетворения реальных потребностей органов внутренних дел.

В связи с этим управление по работе с личным составом совместно с управлением профессионального образования готовит предложения о расширении существующей базы подготовки психологов на базе ведомственных образовательных учреждений.

Нормативно-правовой базой деятельности практических психологов ОВД служит ряд документов как федерального, так и ведомственного значения. За последние время подготовлен ряд нормативных, организационных и методических документов МВД в России по вопросам работы с личным составом ОВД. Основные из них директива министра МВД России (№ 1; от 19.06.97 г.) «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе МВД России»;

Психологами органов внутренних дел субъектов Российской Федерации только к началу 2000 года было подготовлено более 5.тысяч методических материалов и рекомендаций для сотрудников различных категорий и служб. Обследовано более 150 тысяч кандидатов на службу, проведено более 15 тысяч индивидуальных мероприятий с сотрудниками и членами их семей, более 10 тысяч социально-психологических исследований коллективов, около 30 тысяч занятий по профессионально-психологической подготовке, 28300 консультаций по вопросам оперативно-служебной деятельности.

В результате проведенной психологами работы к 2000 году была восстановлена работоспособность почти 40 тысячам сотрудников органов внутренних дел. Кроме того, можно только косвенно оценить, сколько было предотвращено чрезвычайных происшествий, конфликтов и нервно-психических расстройств среди личного состава благодаря вовремя оказанной профессиональной психологической помощи.

С 2000 года развернуто новое направление работы с сотрудниками, получившими ранения, травмы и увечья в период проведения контртеррористических операций и находящимися на лечении в медицинских учреждениях, а также с членами их семей. В условиях медицинских учреждений кадровые психологи проводят специальные психореабилитационные мероприятия, которые способствуют улучшению общего самочувствия, нормализации психического состояния, повышению фона настроения, снижению депрессивных проявлений и агрессивности, ускорению выздоровления в целом, социально-психологической адаптации к условиям мирной жизни.

Руководством министерства внутренних дел принято решение в состав всех командируемых ОМОН, СОБР, СОМ, ВОВД УВД МВД России по Чеченской Республике направлять специалистов-психологов. Общая численность психологов составляет более 100 человек. Эти психологи проводят психодиагностическую, психокоррекционную, социально-психологическую, консультативную работу с личным составом СОБР, ОМОН, СОМ, ВОВД, командирами указанных подразделений в местах временной дислокации.

Специфика выполняемой психологами работы по направлениям:

— обследование кандидатов на службу в органы внутренних дел.

— проведение индивидуальных мероприятий с сотрудниками и членами их семей.

— выполнение социально-психологических исследований коллективов.

— проведение занятий по профессионально-психологической подготовке.

— осуществление консультаций по вопросам оперативно-служебной деятельности.

— восстановление работоспособности сотрудников.

— осуществление выездов для работы в экстремальных ситуациях, включая Северо-Кавказский регион.

— подготовка методических материалов и рекомендаций.

Основные направления деятельности психологов:

1. Осуществление психологического сопровождения и поддержки сотрудников (психокоррекция стресса, снижение боевых психических травм, стрессовых расстройств, суицидов, социально-психологическая реабилитация, консультирование, психологическая поддержка членов семей и др.).

Организация и проведение профессионального психологического отбора (психодиагностика, изучение скрытых мотивов и др.).

Организация и проведение социально-психологической работы в служебных коллективах (социально-психологический климат, раз решение конфликтов, комплектование групп, отслеживание социально-психологических процессов, консультативная помощь руководителям по психологическим аспектам и др.).

Осуществление профессионально-психологической подготовки (служебная и индивидуальная подготовка к особенностям профессиональной деятельности).

Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности (консультирование по вопросам оперативно-служебной деятельности, участие в выработке стратегии ведения переговоров, экспертиза уголовных дел, полиграфные исследования и др.).

Важным условием эффективной работы является наличие четкой координации работы по психологическому обеспечению деятельности личного состава органов и подразделений внутренних дел, существование организационного и методического центра, функциональной вертикальной структуры психологической службы.

Есть проблемы и в организации профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел. Не во всех регионах введено обязательное углубленное психологическое изучение кандидатов на руководящие должности.

mirznanii.com

Добавить комментарий