Зачем людям: Зачем людям понадобилось письмо — ответ на Uchi.ru

Содержание

Зачем человеку личное пространство • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсАнтропология коммуналкиЛекцииМатериалы

Юлия Феденок, специалист по пространственному поведению человека, — о том, зачем людям индивидуальное пространство, почему тяжело жить в коммуналке и что происходит, когда человека лишают приватности 

Записала Татьяна Зарубина

Иллюстрация из атласа «La Сlef des Сhamps» Жака Ле Муана де Морга. 1586 год © The Trustees of the British Museum

Функции индивидуального пространства

Приватность — это одна из частей большого комплекса пространственного поведения человека. На пространственном поведении базируются взаимоотношения людей — как на индивидуальном, так и на групповом и межгрупповом уровнях: человек, как и другие животные, выстраивает вокруг себя пространство, с помощью которого отделяется от других индивидов.

Исследования этого явления у животных начались в классической этологии  Классическая этология — ранний период развития этологии, в центре которого стоят работы австрийского зоолога Конрада Лоренца и голландского орнитолога Николаса Тинбергена, создавших учение об инстинктивном поведении животных и его развитии. Акцент в своих исследованиях они делали на изучение поведения животных в их естественной среде обитания как адаптации к окружающей среде., еще в начале ХХ века. А уже в середине прошлого столетия американский антрополог Эдвард Холл первым стал исследовать пространственное поведение человека. Он изучал в том числе особенности, функции и значение персонального пространства человека, которое он оберегает при общении с другим человеком.

Расстояние, на которое человек подпускает к себе других, исследователи часто представляют как воздушный пузырь, который постоянно меняет свой объем: кого-то человек подпускает к себе ближе, кого-то дальше. Для чего служит это персональное пространство человека? У него много функций: это и ограничение социальных и физических контактов, и способ избегания стресса при близком контакте. В целом же сохранение индивидуального пространства позволяет человеку регулировать количество и качество стимулов, которыми обмениваются люди. Это форма невербальной коммуникации, регулирующая степень свободы человека. Исследователи предлагают различные модели, объясняющие функции персонального пространства. Так, модель равновесия  Эта модель была предложена в работе психологов Майкла Аргайла и Джанет Дин «Визуальный контакт, расстояние и связь» (Argyle M., Dean J. Eye-contact, distance and affiliation. Sociometry, Vol. 28, Issue 3. 1965). предполагает, что у каждого человека есть оптимальный уровень допустимой интимности, в соответствии с которой строится персональное пространство человека (в том числе и расстояние, на которое он допускает других людей), а модель Эванса и Говарда  Гари Эванс и Роджер Говард «Персональное пространство» (Evans G.

 W., Howerd R. B. Personal Space. Psychological Bulletin, Vol. 80 (4). 1973). объясняет персональное пространство как механизм, который сформировался в процессе эволюции для контроля внутривидовой агрессии. В 1960–70-х сформировалась концепция приватности как избирательного контроля доступа к себе: человек в процессе общения подсознательно оценивает, насколько он может быть открыт для собеседника.

Иллюстрация из атласа «La Сlef des Сhamps» Жака Ле Муана де Морга. 1586 год © The Trustees of the British Museum

Дистанция общения

Пространственное поведение человека делится на два уровня. Первый — это персональное пространство, то есть в первую очередь дистанция общения, расстояние, на которое один человек физически готов допустить к себе другого. Степень открытости избирательна, и на нее влияют такие факторы, как близость отношений партнеров по коммуникации, их пол, возраст, этническая и культурная принадлежность, статус.

Это наблюдается далеко не только у людей. Так, этологами отмечено, что у птиц и млекопитающих самки общаются друг с другом на меньшем расстоянии, чем самцы. Это связано с большей степенью доминирования и агрессии у последних. У людей прослеживается то же самое, причем на кросс-культурном уровне: женщины при общении находятся ближе друг к другу, чем мужчины, и это наблюдается в разных культурах. Партнеры в смешанных по полу парах общаются чуть дальше, чем женщины, но ближе, чем мужчины (кроме случаев, когда люди противоположного пола находятся в близких отношениях). А вот у детей этот принцип не работает. Подростки ближе общаются в смешанных парах, поскольку в этом возрасте очень велик интерес между полами.

Потребность в индивидуальном пространстве меняется с возрастом. Когда ребенок рождается, он не отделен от матери. Его постоянно носят при себе, то есть у него вообще нет индивидуального пространства. По мере взросления ребенок начинает отстаивать свою приватность.

Замечено, что в районе четырех лет у детей уже начинаются конфликты с родителями из-за пространства. К восьми-девяти годам проявляются гендерные различия: мальчики довольно в раннем возрасте требуют большего пространства, чем девочки. Увеличение размеров пространства вокруг себя продолжается в среднем до 16 лет, когда человек полностью социализируется в своей культуре и в целом у него заканчивается рост тела. Именно в этом возрасте персональное пространство сравнивается со взрослыми, и дальше, если человек живет в стабильной среде, без серьезных потрясений, его персональное пространство не изменяется.

Невооруженным глазом видно, что дистанция общения у разных культур разная. Поэтому люди часто испытывают дискомфорт, общаясь с представителями другой культуры. Именно этим часто вызвано негативное отношение к мигрантам с Кавказа и из Средней Азии.

На первый взгляд кажется, что все люди, живущие на юге, общаются на меньших расстояниях, чем живущие на севере. Антрополог Эдвард Холл когда-то разделил культуры на контактные и неконтактные. Первые характеризуются очень близкой дистанцией общения, и при этом все друг друга касаются, смотрят в глаза, дышат друг на друга. Вторые делают все наоборот. Но дальнейшие исследования показали, что это очень условное деление. Например, итальянцы — очень контактные: они громко говорят, много жестикулируют, трогают друг друга, смотрят друг другу в глаза — но при этом общаются на достаточно большом расстоянии. Англичане общаются на меньшей дистанции, чем итальянцы, но они менее контактны. Японцы же, наоборот, друг друга не касаются, говорят тихо, не глядя на собеседника, но дистанция общения у них минимальна. В России дистанция общения средняя, около 40 сантиметров, но при этом мы мало друг друга касаемся и много смотрим. Кроме того, есть еще и субкультурные различия. Например, различаются город и село: в селе люди требуют себе больше пространства, чем в городе.

Иллюстрация из атласа «La Сlef des Сhamps» Жака Ле Муана де Морга.  1586 год © The Trustees of the British Museum

Выделение семейной территории

Второй уровень пространственного поведения — это стремление ограничить какую-то территорию (персональное пространство), заявить на нее свои исключительные права, уединиться там и самостоятельно контролировать, кого туда допускать.

Если животные метят территорию запахом или когтями, то у человека в качестве таких меток чаще всего выступают символы, такие как, к примеру, заборы или даже флаги на уровне государства. Для этого же люди создают разнообразные барьеры, отделяющие их личную территорию. Между покупателем и продавцом всегда есть какое-то разграничение, смысл которого как раз в выделении своей персональной территории, чтобы никто в нее не вторгался. В частной жизни идея приватности проявляется в таком же символическом разграничении территории: вот моя стена, на ней висят мои фотографии, здесь разбросаны мои вещи, а здесь расставлены мои статуэтки — значит, это мое.

Территориальное пространство делится еще на три уровня: личное, групповое и общественное (публичное). Первый уровень — это личное пространство внутри собственного дома. Основная функция этого пространства — защита от вторжения других. Дальше идет пространство, которое человек делит со своими близкими родственниками. Именно его рассматривает теория приватности. Третий уровень — это то пространство, которое индивид делит со всеми остальными людьми в общественной жизни.

Пространственное поведение человека является отчасти врожденным, а отчасти обусловлено культурой. Мы понимаем это, наблюдая схожее поведение у социальных видов животных (к которым относится и человек) и изучая поведения человека в разных культурах. У всех животных есть потребность в ограничении и маркировке своей территории, а у социальных животных — в территории, закрепленной за их группой.

Иллюстрация из атласа «La Сlef des Сhamps» Жака Ле Муана де Морга. 1586 год © The Trustees of the British Museum

История приватности

Несмотря на существование природных механизмов, диктующих территориальное поведение человека, идея уединенности и приватности в большой степени является продуктом культуры. Она возникает только в эпоху Нового времени, в конце XVII — начале XVIII века, да и то только в городской среде: в деревнях об этом не думали. Однокамерное жилище очень много веков было самым распространенным типом жилья, поскольку его проще всего обогреть. Даже в больших средневековых замках все спали в одной большой зале: было холодно, помещения плохо обогревались, и всем приходилось спать в одной комнате, чтобы согреться. Так что, пока не было доступного отопления, ни о какой приватности речи идти не могло. Только центральное отопление в городах позволило увеличить количество комнат, что постепенно стало восприниматься как норма и привело к идее необходимости уединяться и иметь приватное пространство.

В целом уровень приватности зависит от статуса — чем он выше, тем больше у человека пространства. Но бывают и исключения, когда и у высокостатусного человека личного пространства не так много. Если мы, к примеру, вспомним французских королей, то увидим, что они даже спать не ложились в одиночестве, всегда рядом оставалась прислуга. Дворянские дети XIX века в России спали в крошечных комнатках вместе с няньками. Им не выделялось личное пространство, потому что ребенок вообще не воспринимался как личность.

Современные европейские требования приватности, когда каждому нужна отдельная комната площадью по меньшей мере в 20 квадратных метров, появились в 1950-х годах, в послевоенное время, да и то не везде.

Культурная норма

Сейчас в России и в западных странах у людей в среднем значительно больше личной территории, чем было 50 лет назад. В первую очередь это связано с достаточно высоким уровнем жизни: мы можем себе позволить большие площади жилья. Здесь по-прежнему значительное влияние оказывает социальное положение человека, его экономические возможности и культурный образ: современный человек стремится иметь отдельную комнату для каждого члена семьи, поскольку у него с детства заложена идея приватности.

Когда в 1960-х годах людей переселяли в хрущевки, для них это было счастьем. Прошло совсем немного времени, и все уже недовольны таким жильем — хрущевка воспринимается как что-то очень плохое. Причина в том, что изменилась культурная норма. Я изучала, как подростки представляют себе образ идеального дома. Обычно это двух- и трехэтажные дома, с бассейном и гаражом — картинка красивой жизни, которую можно увидеть в кино. Об этом же я спрашивала пожилых людей, родившихся в 1920–30-х годах. Они все отвечали, что ни о чем таком вообще никогда не думали, потому что считали, что всегда будут жить в домах по восемь квадратных метров, и это им казалось нормальным. Все так жили, и, если человек так вырос, для него это естественно. Никто не испытывал никакого смущения из-за того, что приходилось жить всем вместе: с братьями, сестрами, свекровями и невестками. Почти до середины ХХ века никому в голову не приходило даже занавески над кроватью повесить: частной жизни внутри семьи не предполагалось.

Иллюстрация из атласа «La Сlef des Сhamps» Жака Ле Муана де Морга.  1586 год © The Trustees of the British Museum

Приватная жизнь семьи

Это сохраняется во многих местах — например, в Японии, в арабских и африканских странах ни о какой индивидуальной приватности до сих пор речи не идет. Но очень важно понимать, что здесь имеется в виду отсутствие приватности внутри семьи, среди близких родственников. Совсем другое дело, если жить приходится среди посторонних, тогда это почти всегда вызывает серьезный стресс.

В традиционной семье формируется внутрисемейный этикет, который является одним из способов регулирования взаимодействия людей в частном пространстве — вырабатываются определенные нормы поведения, механизмы уединения, снятия стресса и урегулирования конфликтов. Все это помогает членам общества сосуществовать друг с другом. Когда женщина выходит замуж и переезжает в новую семью, определенные правила этикетного поведения помогают ей выстроить новые отношения: она уже более или менее знает, как себя нужно вести, и принимает определенную социальную роль в этой семье.

Если же мы говорим о коммуналках, то ни о каком этикете тут речи не идет. Масса людей переезжают из региона в регион, и их вынуждают жить с большим количеством чужих: в коммунальной квартире могли жить
по 10–20 семей и больше, а в каждой семье — минимум по три человека. В такой ситуации общие нормы поведения не формируются и возникают конфликты. Их основная причина — дележ территории: ванной, туалета, кухни.

При этом у людей практически отсутствует возможность не только полностью уединиться, но и остаться наедине с семьей. В результате абсолютно посторонние люди знают, чем вы питаетесь, что стираете, какой у вас режим дня и когда вы ходите в уборную. При этом даже животное не будет демонстрировать остальным, что оно ест что-то вкусное, потому что еду могут отобрать, — сокрытие важных жизненных событий связано с конкуренцией. В результате в коммунальной квартире человеку приходится постоянно охранять свою частную жизнь и жизнь своей семьи, и это зачастую вызывает большой стресс.

Иллюстрация из атласа «La Сlef des Сhamps» Жака Ле Муана де Морга. 1586 год © The Trustees of the British Museum

Последствия депривации приватности

Как на людей, находящихся среди чужих, влияет невозможность уединиться, показывают исследования, проведенные на заключенных. В тюрьме это воспринимается крайне болезненно, как потеря человечности: у человека отбирают все, вплоть до права владеть своим телом, не говоря уже о праве на собственную территорию. Это вызывает колоссальный стресс и, как следствие, рост агрессивности. Сначала повышается уровень гормонов стресса. Человек нуждается в психофизической и эмоциональной разрядке, которой чаще всего не происходит, и это выливается в конфликты из‑за территории и личного пространства. Каждый пытается отодвинуть других людей от себя, увеличив тем самым свое пространство и сняв напряжение.

В условиях большой скученности из-за постоянного нарушения персонального пространства агрессивность усиливается всегда. Примерно это же происходило и в коммунальных квартирах, где людям приходилось жить бок о бок с другими, чуждыми друг другу, семьями.

 

Юлия Феденок — кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора кросс-культурной психологии и этологии человека Института этнологии и антропологии РАН. Занимается пространственным и территориальным поведением человека, кандидатскую диссертацию написала по теме «Простран­ственное поведение детей и подростков в полиэтничных коллективах».  

Теги

Эксперт
СССР
Животные

Ярослав Васильков: «Я боялся, что моя воображаемая Индия разрушится при встрече с реальностью»

Обстрел поезда с артистами Ансамбля Северного флота, сокровища с антресолей и чердаков, музыкальные зеркала, найденные в курганах, тайна летающего слона, перевод «Махабхараты» и долгожданная встреча с Индией. В новом выпуске «Ученого совета» — индолог Ярослав Васильков

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

13 минут

1/6

Правила жизни в коммуналке

Почему в коммунальной жизни так много ограничений, законов и норм и кто их придумывает

Читает Илья Утехин

Почему в коммунальной жизни так много ограничений, законов и норм и кто их придумывает

13 минут

2/6

Где справедливость?

Как по-честному разделить коммунальные блага и что связывает справедливость с завистью

Читает Илья Утехин

Как по-честному разделить коммунальные блага и что связывает справедливость с завистью

11 минут

3/6

Ничего личного

Что такое личное пространство жителя коммунальной квартиры и возможно ли его сберечь

Читает Илья Утехин

Что такое личное пространство жителя коммунальной квартиры и возможно ли его сберечь

10 минут

4/6

Коммунальная паранойя

Что общего между логикой коммуналки и клиническим безумием

Читает Илья Утехин

Что общего между логикой коммуналки и клиническим безумием

15 минут

5/6

Разговор с государством

Зачем жители коммунальных квартир пишут письма в Кремль и что это говорит нам о мышлении советского человека

Читает Илья Утехин

Зачем жители коммунальных квартир пишут письма в Кремль и что это говорит нам о мышлении советского человека

12 минут

6/6

Психология доноса

Как устроены доносы и почему люди продолжают их писать

Читает Илья Утехин

Как устроены доносы и почему люди продолжают их писать

Материалы

Весь курс за 5 минут

Жизнь коммунальных квартир в самом кратком изложении

Илья Утехин: «Я попытался взглянуть на повседневность взглядом иностранца»

Краткая история жилищного вопроса

Как советская власть решала вопрос с жильем — от уплотнения до приватизации

Коммунальная жизнь в дневниках XX века

Как жили в коммунальных квартирах Блок, Тынянов, Чуковский, Ахматова и Можаев

Известные жители коммуналок

Что рассказывали о своем коммунальном опыте Пугачева, Путин, Норштейн и другие знаменитости

Фильм «Уплотнение»

Кто и как снимал первые советские агитки и почему они не имели успеха у публики

Что нам насаждали: от абортов до видеопрокатов

Как государство меняло советский быт

Коммунальная жизнь в прозе Булгакова

Уплотнение, прописка и шумные соседи в «Мастере и Маргарите», «Собачьем сердце» и других сочинениях

Что такое «параноид жилья»

При каких заболеваниях возникает бред ущерба и как понять, бредит ли ваш сосед

Зачем человеку личное пространство

Приватность и пространственное поведение у людей и животных

Коммунальная жизнь до коммуналок

Доходные дома, избы, трущобы и ночлежки в сочинениях русских и французских писателей XIX века

Кабаков —
о коммунальном мире

Высказывания художника Ильи Кабакова о коммунальных квартирах

9 фильмов про коммуналки

Семейное гнездо, тюрьма народов или дом счастливых людей в фильмах Михалкова, Германа и Попогребского

Коммуналки глазами иностранцев

Впечатления граждан США, Великобритании и Италии

Как вместить 10 семей в одну квартиру

Большая московская квартира до и после уплотнения

Коммунальный быт в фельетонах

Рассказы писателей и жалобы горожан в сатирических журналах эпохи нэпа

Хорошо ли вы знаете советский быт?

Опознайте предметы из коллекции Политехнического музея

Словарь коммунального быта

Краткий словарь терминов для тех, кто ничего не знает о жизни в коммунальных квартирах

Соседская переписка

О чем пишут друг другу жильцы коммунальных квартир

Коммунальные квартиры в 2015 году

Три петербургские квартиры, до сих пор остающиеся коммунальными, и их жители

Игра: как поменять лампочку в туалете

Сможете ли вы договориться с соседями по коммунальной квартире?

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Зачем люди ищут врагов и кому нужны стереотипы и козлы отпущения

В ситуациях травмы, стресса, тревоги и просто дискомфорта людям свойственно прибегать к психологическим защитным механизмам, в частности, к иррациональным методам решения проблем — например, направленная на произвольный объект агрессия или проекция на других собственных проблем. Психологи объясняют, почему нам так удобно иметь «другого», на которого можно сместить свои тревогу и фрустрацию, и при чем тут национальные и расовые стереотипы

Доктор философии и член Международного общества психоаналитического исследования организаций (ISPSO) Лайонел Стэйпли — один из ведущих в мире исследователей социальных и психологических процессов, которые определяют поведение человека внутри группы. Стэйпли начал свою карьеру как офицер лондонской полиции и в общей сложности более 30 лет проработал в службе столичной полиции Лондона, где руководил расследованиями. Именно там он приобрел обширный практический опыт в области психологии, который впоследствии углубил и расширил в ходе академической карьеры, которая тоже развивалась весьма успешно. С 2014 года Стэйпли занимает должность профессора в Лондонском университете, а также консультирует компании и организации по вопросам групповой динамики, лидерства и инструментов психоанализа, которые могут помочь бизнесу в период турбулентности.

В своей книге «Личность и групповая динамика. Как каждый из нас влияет на окружающих» (выходит на русском языке в августе в издательстве «Альпина Паблишер») Лайонел Стэпли рассказывает, какие бессознательные и иррациональные причины подталкивают нас к тому или иному поведению, как это влияет на взаимоотношения в семье, на работе и в любых коллективах и как этими процессами правильно управлять. Forbes публикует отрывок.

Проективная идентификация

Проективная идентификация — это и защитный механизм, и тип объектных отношений, который имеет место в первые год или два нашей жизни, когда четкое разделение между самостью и другими еще не произошло. Она часто встречается в общении двух или нескольких людей: один человек проецирует нежелательное ментальное содержание на/в другого, что приводит к изменению поведения второго. Это не просто механизм проекции, который предполагает исключительно избавление от невыносимых мыслей и чувств через проецирование их на кого-то еще. Отличие заключается в том, что проективная идентификация также влияет и на другого человека. 

Более того, этот важнейший процесс — это одновременно тип психологической защиты от нежелательных чувств и фантазий, способ коммуникации и вид человеческих отношений. Бессознательный перенос информации в процессе проективной идентификации состоит, как правило, из двух этапов. Он начинается с отрицания и неприятия нежелательных чувств, которые присущи бессознательному представлению человека о ситуации. И тогда он корректирует свой некомфортный опыт, воображая, что его часть является атрибутом чего-то или кого-то другого, а не его самого. На втором этапе проективной идентификации получатель этого атрибута или проекции буквально включается в картину мира автора проекции. На него незаметно оказывают давление, заставляющее его думать, чувствовать и вести себя в соответствии с чувствами или мыслями другого человека. 

Возможно, объяснить этот процесс поможет пример из школьного обучения. Допустим, шестиклассница, которая не успевает вовремя сдать домашнее задание, сильно сердится из-за своей неудачи и очень беспокоится, что о ней скоро узнает учитель. Ученица справляется со своими невыносимыми мыслями и чувствами, отделяя их от себя и проецируя на учителя, который на совершенно бессознательном уровне вынужден сам проявить эти чувства и повести себя так, словно это именно он рассержен и некомпетентен. Девочка, которая избавилась от этих чувств, теперь может обвинить учителя в том, что не смогла вовремя выполнить домашнее задание из-за его несостоятельности. Проективная идентификация переворачивает мир с ног на голову.  

В этом примере ученица использует учителя для того, чтобы тот вобрал в себя все ее нежелательные чувства. Однако не стоит закрывать глаза и на то, что учителя также могут отделять от себя собственные нежелательные чувства и, путем проективной идентификации, локализовать их в ученике или группе учеников. Несомненно, для многих учителей ощущение незнания или некомпетентности может быть слишком тяжело, а несведущие ученики способны стать готовым вместилищем этих чувств. 

Проективная идентификация — это стремление избавиться от невыносимого ментального содержимого через проекцию и психологическое взаимодействие, в ходе которого один человек помещает свои нежелательные чувства в систему чувств другого. Первый, который хочет избавиться от нежелательного чувства, обращается с другими так, как будто они это чувство проявляют или воплощают собой. Примером может послужить отягощенный невыносимой печалью человек, который избавляется от этого чувства и переносит его на окружающих. Они принимают в себя чувство грусти, и проецирующий смотрит на них как людей, заслуживающих жалости. Жалея других, он получает возможность отрицать собственное горе. 

Материал по теме

Особенности реакции адресата этого процесса оказывают важное влияние на опыт проецирующего. Если, согласно намерениям последнего, получатель просто играет отведенную ему роль, то автор проекции и ее адресат заключают негласный договор: изначальный смысл нежелательных мыслей и фантазий усиливается, а защита от размышлений о них подтверждается. Получатель дает проецирующему подтверждение, что тот не такой, каким ему не хочется быть. Так, козел отпущения принимает на себя или акцентирует характеристики, которые ему присвоены, и подтверждает отвращение, которое другой испытывает к этому отвергнутому аспекту. Часто человек, бессознательно выбранный в качестве цели проективной идентификации, является готовым вместилищем для нежелательных чувств, как школьники из примера выше — для чувства некомпетентности преподавателя, поскольку они постоянно участвуют в процессе обучения и зависят от учителя.  

Если адресат процесса не принимает чувства от проецирующего и не берет на себя назначенную ему роль, то есть не реагирует на проекции, проецирующий остается со своими изначальными чувствами. Например, ученица, которая пытается перенести свои нежелательные чувства на учителя, может обнаружить, что тот не принимает ее проекции, не выглядит злым и некомпетентным, а сохраняет контроль над ситуацией и спрашивает, почему она не сдала домашнюю работу вовремя. В таких обстоятельствах ей ничего не остается, кроме как вернуть свои проекции себе и признать чувства гнева и некомпетентности. 

Еще один защитный механизм — смещение (замещение, вымещение). Это особенно интересная копинг-стратегия, поскольку она часто связана с хорошо известным процессом поиска козлов отпущения. 

Материал по теме

Смещение и поиск козлов отпущения 

Как можно предположить из названия, смещение — это замена одного желания или объекта удовлетворения другим. Например, во время футбольного матча игрок может разозлиться из-за того, что его команда проигрывает, и ощутить желание ударить судью. К счастью для всех, вместо того, чтобы реализовать свой агрессивный порыв, он, покинув поле, пинает дверь в раздевалку. Он вытеснил или сместил свое желание ударить судью на неодушевленный предмет. Следует отметить, что к этому объекту (двери) футболист испытывает те же чувства, что и к судье. 

Смещение возникает при острой невозможности удовлетворить одно желание и готовности заменить его другим. Изначальным желанием игрока, возможно, была победа, но, потерпев неудачу в его исполнении, он разозлился и разочаровался. Гнев и разочарование привели к желанию ударить судью. Эти невыносимые мысли и чувства были слишком болезненными, чтобы их вынести, и для защиты от тревоги были замещены атакой на дверь. 

Иными словами, смещение — это перенос какого-то аспекта конфликта с исходного объекта на замещающий. И тогда конфликт перестает существовать в своем изначальном виде. Вероятно, самая распространенная форма смещения, как в примере выше — это враждебная агрессия, возникающая из разочарования. Например, менеджер может испытывать разочарование в ситуации, которую слабо контролирует или не контролирует вообще (скажем, непредвиденный скачок процентной ставки или неожиданные изменения в курсе валют). Возникший в результате хаос может серьезно ударить по объемам продаж. Сигнальная тревога может смениться реальной тревогой, что в данном случае становится не призывом к действию, а бременем для сознания. Тревога приводит к регрессивному состоянию ума, в котором мы все чаще начинаем обращаться к фантазиям, магии и иррациональным методам решения проблем. Подобная ситуация может заставить менеджера испытывать агрессию, изначально к «ним там» — тем, кто изменил процентную ставку или курс валют. Однако от этого, как правило, толку мало, поскольку «их там» трудно идентифицировать, что только усиливает гнев и агрессию менеджера. Зато менеджер может сместить возросшую агрессию на конкретного сотрудника или группу, которые начнут считаться плохими объектами. Этот известный и популярный прием называется «поиск козлов отпущения». 

Материал по теме

Стереотипизация и поиск козлов отпущения 

Стереотипы — это фиксированные, негибкие представления о человеке или группе, лежащие в основе предрассудков. Они мешают нам думать об отдельных людях или группах как о «других» (посторонних). Обычный подход — это сконцентрироваться на различиях между «нами» и «другими». Мы преувеличиваем поведение обеих групп, в результате чего проводим границы и прячемся за ними, находя утешение в том, что есть те, кто не похож на нас, и мы не такие, как они. Очень удобно иметь готового «другого», на которого можно сместить свою тревогу и фрустрацию. Все это — часть тех самых скрытых процессов, которые мы обычно не замечаем.  

Плохо, что мы создаем стереотипы в отношении всех людей определенной расы и (или) цвета кожи, считая их всех одинаковыми, но еще хуже, что в поиске козлов отпущения мы приписываем людям или группам определенные качества и чувства. Будучи крайне обеспокоены и зациклены на собственных неприятных и невыносимых переживаниях, мы ищем способы смещения неприемлемой части конфликта на другой объект. Как в примере выше, сотрудник может показаться более легкой мишенью, поскольку не даст сдачи. К сожалению, формируя стереотипы и занимаясь поиском козлов отпущения, мы часто используем других людей или группы для того, чтобы облегчить собственные страдания. 

Рассмотрим еще один пример из школьной жизни. Представим, что родители девочки беспокоятся из-за того, что их дочь прогуливает уроки. Впервые узнав о проблеме, они пытаются решить ее при помощи разговоров и убеждения, но все усилия напрасны. Со временем ситуация выходит из-под контроля и осложняется, поскольку в школе пытаются выяснить, почему девочка отсутствует на уроках, и в конце концов администрация требует, чтобы ребенок посещал занятия. Родители напуганы и ощущают беспомощность, и эти чувства в конце концов перерастают в агрессию. Столкнувшись с противоречащими нуждами ребенка и школы (в отношении дочери — проявлять любовь и поддержку, а в отношении школы — подчиняться требованиям и дать ребенку образование), они не знают, что выбрать. В этот момент они бессознательно расщепляют свое чувство агрессии и направляют его на учителей. Теперь мишенью для агрессии становятся они, а не ребенок. Родители делают учителей козлами отпущения и возлагают на них вину за прогулы дочери. 

В этом контексте можно поразмышлять о потребности в создании границ и осмыслении сложности мира с помощью категорий. В процессе категоризации людей по стереотипам мы сводим сложную, запутанную и тревожащую часть постоянно меняющегося мира к управляемым элементам. Однако за такую эффективность приходится платить, ведь простота, которую она предлагает, произвольна. Если мыслить о сложных и многогранных вещах как о черно-белых, невероятно возрастает риск ошибки. Может возникнуть искажение восприятия: например, нам свойственно считать элементы одной категории более похожими друг на друга, чем это есть на самом деле, и преувеличивать различия между элементами разных категорий. 

Стереотипы могут быть как положительными, так и отрицательными. Например, можно считать всех медсестер ангелами. На каком-то уровне мы надеемся, что все медсестры, заботящиеся в рамках своей профессии о людях, добрые и сочувствующие. Тем не менее опыт показывает, что это далеко не так и некоторые из них могут даже причинять пациентам вред. Есть две потенциальные опасности, связанные со стереотипами. Во-первых, они создают слепое пятно в мышлении, поскольку мы перестаем ожидать от человека или группы, что их поведение будет отличаться от стереотипного. Во-вторых, мы взваливаем огромное бремя на тех, о чьем поведении формируем положительный стереотип. Взять хотя бы медсестер: если они всегда должны вести себя как ангелы, как они тогда справляются с гневом и раздражением? Уносят их домой и вымещают на семье? Такое поведение может очень плохо сказываться на рабочих отношениях и дорого обходиться с точки зрения ресурсов. 

Рассмотрим ситуацию, в которой врач, делающий обход, обременен чувством несостоятельности из-за своего маленького пациента, которому не становится лучше от назначенного лечения и который вскоре, судя по всему, умрет. Столкнувшись с этими невыносимыми чувствами и мыслями, врач вымещает их на старшей медсестре. Обвиненный человек разозлится на то, что с ним так обошлись, и это совсем не удивительно. В итоге старшая медсестра может подать формальную жалобу на врача. Так включается бюрократическая система, поглощающая время и ресурсы, но независимо от результата обе стороны, скорее всего, останутся недовольны.

Почему люди злоупотребляют | Национальная горячая линия по вопросам домашнего насилия

Насилие в семье проистекает из желания получить и сохранить власть и контроль над интимным партнером. Жестокие люди считают, что имеют право контролировать и ограничивать жизнь своего партнера, часто либо потому, что они считают, что их собственные чувства и потребности должны быть приоритетом в отношениях, либо потому, что им нравится проявлять власть, которую дает им такое насилие.

Тактика жестокого обращения (в любой форме) может быть направлена ​​на разрушение равенства в отношениях, чтобы их партнеры чувствовали себя менее ценными и не заслуживающими уважения.

Помните, что каждый заслуживает здоровых, любящих и уважительных отношений — несмотря ни на что.

Насилие — это выученное поведение. Некоторые люди наблюдают это в своих семьях, когда растут; другие медленно учатся этому от друзей, популярной культуры или структурного неравенства в нашем обществе. Независимо от того, где они развивают такое поведение, те, кто совершает оскорбительные действия, делают выбор при этом — они также могут не делать этого.

Многие люди, пережившие или свидетели жестокого обращения, используют свой опыт, чтобы разорвать порочный круг насилия и исцелить себя, не причиняя вреда другим. Хотя внешние факторы (включая наркотическую или алкогольную зависимость) могут привести к эскалации жестокого обращения, важно понимать, что эти проблемы сами по себе не являются причиной домашнего насилия.

На кого влияет жестокое обращение?

Любой может быть жестоким, и любой может стать жертвой жестокого обращения. Жестокое обращение происходит независимо от пола, возраста, сексуальной ориентации, расы, экономического положения, способностей, гражданства или любого другого фактора или личности. Чувства замешательства, страха или гнева являются нормальной реакцией на жестокое обращение, но они также могут заставить вас чувствовать себя изолированными или чувствовать, будто вас никто не понимает. Помните, что эксперта-адвоката горячей линии доступны 24 часа в сутки 7 дней в неделю по номеру , чтобы обсудить вашу ситуацию и помочь вам разработать план обеспечения безопасности с учетом ваших обстоятельств.

Насилие — это решение: это стратегическое поведение вашего партнера, направленное на создание желаемой динамики власти.

Независимо от обстоятельств ваших отношений или прошлого, никто никогда не заслуживает жестокого обращения, и вы никогда не несете ответственности за оскорбительные действия вашего партнера.

Насилие в семье также может напрягать людей, которые становятся свидетелями, вмешиваются или просто признают трагические реалии жестокого обращения в отношениях. Может быть болезненно и истощающе — физически, умственно, эмоционально и финансово — наблюдать, как люди в нашей жизни жестоко обращаются или подвергаются насилию. В связи с этим мы все подвержены влиянию любых форм жестокого обращения, и каждый из нас должен предпринимать шаги в наших повседневных взаимодействиях, чтобы положить конец и предотвратить оскорбительное поведение в будущем.

значок кавычки

Помимо физических рисков разрыва оскорбительных отношений, существует множество других причин, по которым люди остаются в отношениях. Выжившие заслуживают поддержки в принятии решений и возможности восстановить контроль над своей жизнью — независимо от обстоятельств.

Почему жители скандинавских стран неизменно считаются самыми счастливыми и чему мы можем у них научиться?

Северные страны всегда побеждают в гонке за счастьем. Финляндия шестой год подряд занимает первое место в 2023 году, за ней следуют Дания и Исландия. Но почему они так постоянно счастливы?

Некоторые говорят, что это потому, что они маленькие, однородные и богатые. Несколько лет назад исследовательская работа даже предположила, что это происходит потому, что они генетически связаны с тем, чтобы быть счастливее.

Но, согласно Докладу о мировом счастье (WHR), такие теории неверны.

Сначала поговорим о деньгах

Да, все скандинавские страны относительно богаты и счастливы, но не все относительно богатые нации счастливы, как скандинавы. Сингапур, один из самых богатых в мире, находится на 25-м месте, а Саудовская Аравия, занимающая седьмое место в мире, занимает 26-е место.

Единственный денежный фактор, на который мы должны обратить внимание, заключается в том, что скандинавские страны известны низким уровнем неравенства доходов, однако исследователи не доказали, что он на самом деле коррелирует с высокой удовлетворенностью жизнью. Однако им удалось доказать, что если неравенство доходов приводит к недоверию, то оно напрямую способствует снижению удовлетворенности жизнью. Проще говоря, люди действительно ненавидят чувствовать себя обманутыми.

Должно быть, генетика. Предрасположены ли они биологически к счастью?

Даже если бы ответ на этот вопрос был утвердительным, это нарисовало бы только треть картины.

Наука уже много лет твердит нам, что генетика играет роль в объяснении удовлетворенности людей своей жизнью. Это то, что эксперты по счастью называют «биомаркерами» счастья.

Однако исследования говорят нам, что от 60 до 70 процентов различий в уровне счастья между людьми вызваны факторами окружающей среды, поэтому только оставшиеся 30-40 процентов связаны с генетикой.

Это не потому, что они «маленькие» и «однородные» нации

Авторы WHR также говорят, что им не удалось показать связь между численностью населения страны и удовлетворенностью жизнью.

Более того, страны Северной Европы не совсем однородны. Около 8 процентов населения Финляндии родились за границей, примерно столько же, сколько в Дании, где иностранцы составляют 7,5 процента. Это не так уж отличается от таких стран, как Франция, где иммигранты составляют около 10 процентов населения.

В чем они [скандинавы] действительно преуспевают, так это в доверии и доброжелательности, как в рамках их официальных институтов, так и в их личном поведении.

Профессор Джон Ф. Хеллиуэлл

Редактор World Happiness Report

И если вы все еще утверждаете, что 10% — это показатель, то результаты Доклада о мировом счастье за ​​2018 год показали, что доля иммигрантов в стране не имеет значения на средний уровень счастья местных жителей.

Из самых счастливых стран 10 в списке имели общую долю иммигрантов, составляющую в среднем 17,2%, что примерно в два раза больше, чем в среднем по миру.

И самое главное. Другие исследования показывают, что влияние этнического разнообразия на социальное доверие становится неважным, когда существуют качественные государственные институты. И это приводит нас к связующему элементу скандинавского счастья: доверию.

Мы спросили редактора World Happiness Report, профессора Джона Ф. Хеллиуэлла, который занимается исследованиями счастья в течение 25 лет: как страны могут быть счастливы в скандинавском стиле?

«Простой ответ — быть высоким по всем шести параметрам», — шутит он, имея в виду шесть ключевых показателей в Докладе о мировом счастье: ВВП на душу населения, социальная поддержка, ожидаемая продолжительность здоровой жизни, свобода, щедрость и коррупция. .

«Но в чем они [скандинавы] действительно преуспевают, так это в доверии и доброжелательности, как в своих официальных учреждениях, так и в их личном поведении».

Что это означает на практике? Вот к чему, по мнению экспертов, все идет.

Это потому, что они одинаково счастливы?

Впервые в 2023 году Доклад о мировом счастье оценил размер разрыва в уровне счастья между более и менее счастливой половиной населения. Более высокий рейтинг означает меньшее неравенство счастья.

Все скандинавские страны занимают высокие позиции по равенству, а это означает, что неравенства в счастье практически не существует. Большинство их населения считают себя счастливыми.

«И оказывается, люди счастливее живут в странах, где разрыв в уровне счастья меньше. И где разрыв в счастье наименьший? Ну, в счастливых странах», — сказал Хеллиуэлл Euronews Next.

И наоборот, в Афганистане также был один из самых маленьких пробелов в счастье в WHR 2023 года, «но по худшей причине: никто не счастлив».

Качество государственных институтов и щедрость государства всеобщего благосостояния

Они оказывают важное и положительное влияние на удовлетворенность жизнью (фактически настолько сильно, что Индекс восприятия коррупции может предсказать, кто достигнет вершины или в нижней части рейтинга счастья).

Данные показывают, что люди больше удовлетворены своей жизнью в странах, где есть институциональное качество. Это обычно делится на демократичное качество и качество доставки. Согласно WHR, последний более тесно связан с счастьем граждан: хорошие пенсии, щедрые отпуска по уходу за ребенком, содержание больных и инвалидов, бесплатное здравоохранение и образование, солидные пособия по безработице и т. д.

Качественные государственные учреждения успешно снижают уровень неравенства, и это делает людей счастливыми, потому что они чувствуют, что могут доверять своим государственным учреждениям.

Премьер-министр Финляндии Санна Марин. Джон Тис/AFP

«Доверие ужасно важно»

Согласно Хелливеллу. Один из экспериментов, которые они разработали, чтобы проверить и доказать важность доверия, заключается в том, чтобы спросить людей, думают ли они, что их кошелек будет возвращен, если они его потеряют.

Исследователи сравнили вероятность того, что респонденты верят, что их потерянный бумажник будет возвращен, с их оценкой удовлетворенности жизнью. Результаты показали, что те, кто ожидал, что их бумажник будет возвращен, имели оценку жизни более чем на один балл выше по шкале от нуля до 109.0005

Другими словами, люди, которые верили, что их кошельки будут возвращены, считали себя более счастливыми, чем те, кто этого не делал.

Американская компания Reader’s Digest провела аналогичный эксперимент во всем мире в 2021 году. Можете ли вы угадать, в какой город было возвращено больше всего кошельков? Хельсинки.

Доклад о мировом счастье использует Всемирный опрос Гэллапа в качестве основного источника данных и просит респондентов дать широкую «оценку жизни», используя мысленный образ лестницы, с наилучшей возможной жизнью для них как 10 и худшее возможное как ноль.

Ключ к либеральным ценностям: прогрессивное налогообложение и свобода выбора в жизни

Итак, мы вернулись к деньгам.

Исследователи выявили тесную связь между прогрессивным налогообложением — налоговой ставкой, которая увеличивается по мере увеличения налогооблагаемой суммы — и оценкой людьми того, насколько они счастливы.

Прогрессивное налогообложение ведет к счастью за счет общественных и общих благ, таких как здравоохранение, образование и общественный транспорт, которые помогает финансировать налогообложение. И в конечном счете, как вы уже догадались, доверие. Люди верят, что деньги будут использованы и распределены с умом.

Опять же, в более равных обществах люди больше доверяют друг другу. А социальное доверие способствует созданию лучших институтов.

Как насчет высокого уровня самоубийств в странах Северной Европы?

Если вы посмотрите на распространенность положительных эмоций в разных странах в отчетах World Happiness, Латинская Америка обычно занимает первое место, но эти страны даже не входят в первую 20-ку в общем рейтинге счастья.

С другой стороны, скандинавские страны считаются самыми счастливыми, но это не те страны, где люди сообщают о наиболее частых положительных эмоциях.

На самом деле, как сообщил мой коллега Тим Галлахер , то, как люди из скандинавских народов воспринимают себя довольно меланхоличными.

Страны Северной Европы исторически ассоциируются с высоким уровнем самоубийств. В 1990 году, например, уровень самоубийств в Финляндии был настолько высок, что страна разработала и внедрила первую в мире стратегию предотвращения самоубийств.

Сегодня тенденции в регионе значительно улучшились, но Финляндия по-прежнему занимает четвертое место по уровню самоубийств среди молодежи .

Хеллиуэлл говорит, что модель счастья «идеально соответствует» прискорбной статистике.

Например, мера, которая квалифицирует качество правительства, «очень важна для поддержания удовлетворенности людей жизнью, но не так важна для предотвращения самоубийств», — сказал он.

«Религиозная вера очень важна для предотвращения самоубийств, но не так важна для достижения счастья в жизни. Развод — это плохо для обоих, но для самоубийств хуже, чем для жизненных оценок.

«Швеция, например, с высококлассным правительством, высоким уровнем разводов и низкой религиозной принадлежностью будет иметь более высокий прогнозируемый уровень самоубийств по сравнению с их счастьем».

В конечном итоге это означает, что те же показатели, которые предсказывают счастье, не обязательно связаны с вероятностью самоубийств.

Неблагоприятная тенденция может быть объяснена культурными факторами, говорит Хеллиуэлл.

«Мы обнаружили, что самоубийство, как и некоторые другие виды антиобщественного поведения, имеют определенный культурный аспект… точно так же, как у вас есть зависимости различных видов, сосредоточенные в регионах из-за своего рода местной положительной обратной связи», — сказал он. Евроньюс Далее.

«В данном случае это в некотором смысле негативная обратная связь, и люди копируют неудачное поведение других людей в качестве механизма преодоления».

Погода не имеет большого значения для вашего общего счастья

Самая теплая среднегодовая температура на юго-западе Финляндии составляет 6,5 °C. А оттуда на восток и на север средняя температура только снижается.

Это правда, что зимы в Северных странах длинные, темные и холодные, и у большинства из нас теплая погода и яркие солнечные дни ассоциируются со счастьем. Но выводы из отчета показывают, что влияние на показатель счастья весьма незначительно.

Люди приспосабливаются к погоде, то есть проливные дожди, метели и минусовые температуры обычно не влияют на удовлетворенность жизнью тех, кто привык жить в таких условиях.

Люди приспосабливаются к погоде, а это означает, что проливной дождь, метели и отрицательные температуры обычно не влияют на удовлетворенность жизнью. Canva

Итак, что мы можем сделать, чтобы быть счастливыми, как скандинавы?

Северным странам удалось войти в очень благотворный цикл, когда эффективные и демократические институты способны обеспечить гражданам безопасность, так что граждане доверяют институтам и друг другу, что побуждает их голосовать за политиков, которые обещают и реализуют успешную модель социального обеспечения .

Однако кое-что сделать можно.

«Мы видим, что люди намного, намного счастливее, если они чувствуют, что находятся в среде, где люди будут прикрывать их спину.

Добавить комментарий