Защитные механизмы психики по фрейду: Магистерская программа по коучингу, психологии и бизнес-консультированию — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Защитные механизмы психики по Фрейду.

?
Защитные механизмы психики по Фрейду.
linde_eit
26 марта, 2016
Оригинал взят у nlpt в Защитные механизмы психики по Фрейду.
Защитные механизмы (ЗМ) психики по Фрейду
Зачем?
ЗМ используются психикой перед лицом
внутренней
и внешней
угрозы.
В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила эго
Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших
потребностей,
страхов
и стремлений
они создают.
Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени используем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том случае, если мы чрезмерно на них полагаемся.

Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности
Замещение
Что?
это направление энергии влечения на более безопасный объект
Пример:
человек,
на которого накричал начальник,
дома набрасывается с руганью на жену и детей, хотя они ничем не провинились.
Или мужчина,
влюбленный в очень красивую женщину,
но предпочитающий сексуальные контакты с другой, менее красивой, из боязни, что первая ему откажет.
Реактивное образование
Что?
сложный защитный механизм, включающий две стадии:
1.
неприемлемое переживание подавляется,
2.
а на второй на его месте образуется прямо противоположное чувство
Пример:
женщина,
не реализующая свою сексуальность,
вполне может превратиться в мужененавистницу
Брат,
ненавидящий свою сестру,
но не могущий себе в этом признаться,
может
воспылать к сестренке особой любовью
и окружить ее всяческой опекой.
Правда вскоре можно будет заметить, что его забота
создает сестре значительные
трудности
и проблемы
и явно тяготит ее.
Компенсация
Что?
бессознательная попытка преодоления
реальных
и воображаемых
недостатков
Как?
проявляется в виде дополнительных усилий, прикладываемых к деятельности,
как бы «компенсирующей» недостатки человека
Пример:
занятия спортом для инвалида будут являться компенсацией
Ги́перкомпенсация
Если усилия, затрачиваемые на компенсацию, оказываются неадекватно большими
Вытеснение
Что?
это
подавление
подсознательных
влечений
и переживаний,
создающих угрозу для
самосознания
и вытеснение их в сферу бессознательно.
Как?
В этом случае человек вынужден тратить значительное количество психической энергии,
но подавленные влечения все равно периодически «прорываются» в реальность через
оговорки,
сновидения и т.д.
Пример:
добропорядочный отец семейства может не допускать мысли, что он хочет изменить своей супруге
В то же время каждую ночь ему снятся безумные оргии, в которых он принимает участие
Отрицание
Как?
человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие
Пример:
Отец, который
отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита;
он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило
Ребенок,
отрицающий смерть любимой кошки
и упорно продолжающего верить, что она все еще жива
Люди говорят или настаивают:
«Этого со мной просто не может случиться», несмотря на очевидные доказательства обратного
так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание
Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для
маленьких детей
и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом
(хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).
Проекция
Что?
это приписывание другим своих собственных неприемлемых переживаний
Пример:
Скажем ханжа — человек,
скрывающий свои сексуальные влечения
и выискивающий малейшие «грязные» намерения в действиях окружающих
Или мания преследования,
когда человек
приписывает другим свои агрессивные импульсы,
искренне считая, что они хотят его убить.
Сублимация
Что?
защитный механизм, дающий возможность человеку
в целях адаптации
изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно 6ыло выражать посредством социально приемлемых
мыслей
или действий
рассматривается как единственно
здоровая,
конструктивная
стратегия обуздания нежелательных импульсов,
потому что
она позволяет эго изменить
импульсов без сдерживания их проявления
цель или /и
объект
Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения
тем, которые общество полагает приемлемыми [Golden, 1987].
Пример:
если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу,
он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность — такую, как
футбол,
хоккей
или другие виды спорта.
Сходным образом женщина
с сильными неосознанными садистическими наклонностями
может стать
хирургом
или первоклассной романисткой.
В этих видах деятельности она может демонстрировать
свое превосходство над другими,
но таким способом, который будет давать общественно полезный результат
Рационализация
Что?
то, что в обыденной жизни называют самооправданием
Как?
Человек стремится дать рациональное объяснение поступкам,
совершенным под влиянием инстинктивных влечений.
Пример:
начальник накричал на своих работников, только потому, что «встал не с той ноги».
Однако он объясняет это тем, что работники сами виноваты — плохо исполняли обязанности.
Регрессия
Что?
это возврат к детским, ранним формам поведения
Кто?
К этому типу защитных механизмов прибегают, как правило,
незрелые,
инфантильные личности.

Примеры:
— это такие реакции
на
травмирующие переживания
или ситуации,
как
плач,
«надуться»
и ни с кем не разговаривать и т.д.
Источник: ru.wikipedia.org/wiki
http://psyera.ru/mehanizmy-psihologicheskoy-zashchity-po-freydu-1717.htm
Mind Map: © Ольга Виноградова 2015

Метки: психоанализ, психоаналитическая диагностика, психологические защиты

что это и зачем они нужны?

14.07.2015

Защитных механизмов человеческого «Я» по Фрейду много, поэтому мы ограничимся в нашей статье только самыми знаменитыми и часто встречающимися из них.

Что такое защитные механизмы и зачем они нужны?

Защитные механизмы оберегают человеческое «Я» от «перегрева» и «передозировки правды» о самом себе. Парадоксально, но человеческое сообщество, его успешное функционирование стоит на лжи.

Не удивляйтесь, вспомните сколько раз вы, дорогой читатель, обманывали своих родственников (далеких и близких), коллег по работе, свою вторую половину и многих других. В этом нет ничего страшного, ибо «все лгут». Кто-то по-крупному, а кто-то предпочитает мелкую ложь, но сути дела это не меняет.

Но, оказывается, что люди не только обманывают друг друга, но они врут и сами себе, причем наиболее изощренно и изобретательно, а защитные механизмы, открытые З.Фрейдом, потворствуют им в этом не слишком-то привлекательном деле. Итак, рассмотрим способы обмана человеком самого себя, т.е. защитные механизмы эго.

Сублимация

Для З.Фрейда человек – это естественный гедонист: он постоянно и при любых условиях желает только одного – удовольствия. Вернее, человек жаждет удовлетворения, и, конечно, раз уж мы говорим о Фрейде, человек, прежде всего, хочет удовлетворения сексуального, но это не всегда возможно. Поэтому человек интуитивно, бессознательно ищет иные каналы насыщения своих желаний.

Например, если подросток не может удовлетворить напрямую своих сексуальных желаний, то он начинает писать стихи о прекрасной даме или заниматься спортом. Таким образом, сублимация позволяет пустить энергию инстинктов по другим каналам и окольным путем достичь удовлетворения. В этом случае хорошо и человеку, и обществу. Так как первый снимает накопившееся напряжение тем способом, который одобряет второе.

Рационализация

Этот защитный механизм был известен задолго до того, как З.Фрейд появился на земле, только назывался он тогда не слишком научно, а именно «оправдание». Классический пример в этом смысле басня Эзопа «Лисица и виноград».

Как-то лисица увидела спелый виноград. Она и так к нему подойдет и эдак. Никак ей его не достать. Заканчивается все ее словами: «А виноград-то совсем еще зеленый» (У И.А. Крылова, конечно, все поэтичнее).

Так и мы, люди, склонны оправдывать свои неудачи, списывая их на внешние обстоятельства. Таким образом, рационализация – это способ уйти от ответственности и избежать связанных с этим тревог. Ведь если человек не виноват в своих неудачах, то ему не надо думать, меняться, т.е. он может оставаться таким, как он есть.

Реактивное образование

Еще один защитный механизм, которым сейчас активно пользуются повсеместно, научно его не определяя. Суть его сводится к тому, что человек маскирует свои истинные мотивы под противоположные. Например, юноша любит футбол, но он хромой и не может в него играть. Поэтому он начинает публично критиковать этот вид спорта, как бы обесценивая его в своих глазах. Разумеется, он совершенно не осознает того, что глубоко внутри себя он страстный футбольный болельщик. Его влечение в самой популярной игре с мячом прячется в бессознательные пласты психики и там благополучно покоится.

Полезны ли защитные механизмы?

Да, если речь идет о функционировании психики, и нет, если говорить о саморазвитии человека. Из всех представленных здесь механизмов, только сублимация открывает в человеке новые грани и делает его поистине одухотворенным существом.

Рационализация же и реактивное образование заинтересованы только в том, чтобы психика функционировала в обычном режиме. Им дела нет до самосовершенствования, поэтому они помогают человеку лгать самому себе.  

Рейтинг статьи: 3587 просмотров

Автор: психолог Валентин Мануковский



Защитные механизмы: психологические приемы, которые мы используем, чтобы справиться с тревогой

  1. Фрейдистская психология

Исследование механизмов психологической защиты, которые мы используем, чтобы справляться с тревожными ситуациями.

Постоянная ссылка Распечатать |


Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Каталожные номера
  1. North, AC, Hargreaves, D.J. и МакКендрик, Дж. (1999). Влияние музыки в магазине на выбор вин. Журнал прикладной психологии . 84 (2). 271-276.
  2. Миллиман, Р.Э. (1982). Использование фоновой музыки для воздействия на поведение покупателей супермаркетов. Маркетинговый журнал . 46 (3). 86-91.
  3. Ялч, Р.Ф. и Спангенберг, Э. Р. (2000). Влияние музыки в розничной торговле на реальное и предполагаемое время покупок. Журнал бизнес-исследований
    . 49 (2). 139-147.
  4. Арени, К. С. и Ким, Д. (1993). Влияние фоновой музыки на покупательское поведение: классическая музыка против сорока лучших в винном магазине. Достижения в исследованиях потребителей . 20 . 336-340.
  5. Джейкоб, К., Геген, Н., Булбри, Г. и Сами, С. (2009). «Любовь витает в воздухе»: соответствие фоновой музыки и товаров в цветочном магазине. International Review of Retail, Distribution and Consumer Research . 19 (1). 75-79.
  6. Келларис, Дж.Дж. и Райс, Р.К. (2006). Влияние темпа, громкости и пола слушателя на реакцию на музыку. Психология и маркетинг . 10 (1). 15-29.
  7. Спангенберг, Э.Р., Грохманн, Б. и Спротт, Д.Э. (2005). Это начинает выглядеть (и пахнуть) во многом как Рождество: интерактивные эффекты окружающего запаха и музыки в розничной обстановке.
    Журнал бизнес-исследований . 58 (11). 1583-89 гг..
Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты своего эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Вы зациклились?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

Руководства по самопомощи

Интерпретация ваших снов

Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.

Как читать язык тела

Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.

Как победить стресс и успешно сдать экзамены

Если вы один из многих людей, испытывающих стресс во время сдачи экзаменов, у нас есть для вас несколько советов, которые помогут вам преодолеть это и по-настоящему сконцентрироваться на получении хороших оценок.

Подписаться Мир Психолога

Защитные механизмы: Ид против Суперэго

Венский невролог девятнадцатого века Зигмунд Фрейд считал, что человеческая психика состоит из трех основных компонентов (ид, эго и суперэго), которые постоянно находятся в конфликте друг с другом.

Ид — это бессознательный, примитивный и инстинктивный компонент, содержащий все побуждения и импульсы, включая либидо. Либидо, по Фрейду, — это обобщенная сексуальная энергия, которая используется для всего, от инстинктов выживания до оценки искусства. Оно также упрямо, поскольку оно реагирует только на то, что Фрейд называл принципом удовольствия (если это приятно, делай это), и ни на что другое.

Эго  — это «та часть Ид, которая была изменена под прямым влиянием внешнего мира». Эго — единственный сознательный компонент. Это то, что человек осознает, когда думает о себе, и это то, что он обычно пытается проецировать на других. Эго развивается, чтобы стать посредником между нереалистичным Ид и внешним реальным миром. Это компонент принятия решений личности.

В идеале эго действует по разуму, тогда как Ид хаотично и неразумно. Эго действует в соответствии с принципом реальности, вырабатывая реалистичные способы удовлетворения требований Ид, часто компрометируя или откладывая удовлетворение, чтобы избежать негативных последствий общества. Эго учитывает социальные реалии и нормы, этикет и правила, решая, как себя вести.

Суперэго — это часть бессознательного, которая является моральным голосом (то есть поступать правильно) и источником самокритики. Оно в какой-то степени отражает моральные ценности общества, и человек иногда осознает свою мораль и этику, но суперэго содержит огромное количество кодов или запретов, которые издаются в основном бессознательно в виде команд или «не » заявления. Функция Суперэго состоит в том, чтобы контролировать импульсы Ид, особенно те, которые запрещены обществом, такие как секс и агрессия. У него также есть функция убеждать эго обратиться к моралистическим целям, а не просто к реалистическим, и стремиться к совершенству.

Фрейд и его последователи считали, что психопатология может возникнуть в результате отделения нежелательных чувств и воспоминаний от сознания. Опираясь на работы своих предшественников и наставников, Фрейд разработал психоанализ как «лечение разговорами» для людей, страдающих «психоневрозом».

Цель психоанализа заключалась в том, чтобы «сделать бессознательное сознательным» или привести подавленные воспоминания и бессознательные чувства, желания и мотивы в осознание, где их можно было бы интегрировать с остальной частью психической жизни. Для этого Фрейд применил технику, называемую свободными ассоциациями, когда пациенты ложились на кушетку лицом в сторону от психоаналитика и обсуждали все, что приходило им на ум.

Кроме того, к бессознательному материалу можно получить доступ через невербальное поведение и паттерны переноса/контрпереноса, возникающие в отношениях между пациентом и терапевтом. Кроме того, он считал, что сны управляются бессознательными процессами, которые можно анализировать и интерпретировать.

Зигмунд Фрейд считал, что сознание использует защитные механизмы, чтобы защитить себя от беспокоящих и тревожных чувств и фантазий. Эти защитные механизмы были более четко определены и проанализированы дочерью Фрейда, Анной Фрейд, в двадцатом веке.

Анна определила защитные механизмы как «бессознательные ресурсы, используемые эго» для уменьшения внутреннего стресса. То есть люди неосознанно (т. е. вне осознания) используют защитные механизмы для устранения напряженности между своим Ид и Супер-Эго. Она создала 10 основных защитных механизмов, но с тех пор число механизмов было увеличено более поздними психоаналитиками.

Психодинамическая терапия используется клиницистами, чтобы помочь пациентам и клиентам сориентироваться в их собственных бессознательных процессах. Распознавая и идентифицируя эти процессы, пациенты и клиенты улучшают свое самосознание и получают новое понимание собственного поведения. Эти идеи могут быть полезны при различных расстройствах психического здоровья, включая депрессию, тревогу, расстройства пищевого поведения и расстройства личности.

Глубокое понимание защитных механизмов может облегчить прогресс в лечении. Например, признание наличия защитных механизмов во время сеанса может помочь поддерживать соответствующие терапевтические и профессиональные отношения.

Здесь мы определяем основные механизмы защиты. В зависимости от контекста и степени тяжести защитные механизмы могут быть либо неадаптивными (незрелыми), либо адаптивными (зрелыми).

Отыгрыш:  Развитие пагубного поведения, которое отвлекает внимание и энергию от других факторов стресса.
Пример:  Истерики или вспышки гнева.

Избегание:  Отвержение неприятных мыслей или чувств или избегание людей, мест или ситуаций, связанных с неприятными мыслями или чувствами.
Пример: Избегание места дорожно-транспортного происшествия с травмой или полный отказ от вождения после дорожно-транспортного происшествия с травмой.

Конверсия,   Соматизация : Развитие физических симптомов, которые нельзя объяснить патофизиологией или физической травмой.
Пример:  Испытываете головную боль во время очень сложного и вызывающего тревогу экзамена.

Отрицание:  Отвержение внешней реальности и вместо этого сосредоточение внимания на внутренних объяснениях или заблуждениях и, таким образом, избегание неудобной реальности ситуации.
Пример:  Недавно потерять любимого человека и не очень-то верить в то, что это правда.

Идентификация, интроекция:  Интернализация или воспроизведение поведения, наблюдаемого у других, без сознательного осознания этого процесса.
Примеры:  Ребенок, развивающий поведение своих родителей. Ребенок, который ведет себя как его или ее любимый модный идол, кинозвезда или супергерой.

Проекция:  Приписывание собственных неадекватных внутренних импульсов кому-то другому.
Пример:  Когда вам не очень нравится быть рядом с кем-то, и вы говорите людям: «Я знаю, что я ей не нравлюсь. Я просто знаю это. Она не хочет тусоваться со мной».

Регрессия: Адаптация поведения к более ранним уровням психосоциального развития.
Пример:  7-летний ребенок, который снова начинает мочиться в постель, узнав, что его мама уезжает в командировку на месяц.

Подавление, диссоциация:  Подсознательное блокирование нежелательных идей или импульсов. Отделение от собственного опыта (т. е. внетелесного опыта).
Пример:  Забывание травматического опыта, несмотря на то, что он был в сознании во время травматического опыта. Во время физического нападения, чувствуя себя оторванным от тела и наблюдая на расстоянии.

Расщепление:  Неспособность примирить как положительные, так и отрицательные качества в единое понимание человека или ситуации, что приводит к мышлению по принципу «все или ничего». Расщепление обычно связано с пограничным расстройством личности.
Пример:  Доктор Джонс проводит с пациентом дополнительные 5 минут, потому что клиника опаздывала на 5 минут, поэтому пациент говорит: «Доктор Джонс». Джонс, ты лучший врач во всем мире, но медсестры и другой персонал здесь самые худшие!»

Ожидание:  Направление усилий на решение проблем до их возникновения. Этот защитный механизм может присутствовать у тех, кто готовится к важному собеседованию при приеме на работу, отрабатывая ответы на самые сложные вопросы.

Компенсация:  Сосредоточение внимания на достижениях в одной сфере жизни, чтобы отвлечь внимание от неадекватности или страха неадекватности в другой сфере жизни.
Пример:  Учащийся, который получает плохие оценки в своем табеле успеваемости, а затем посвящает больше времени и усилий внеклассным кружкам и мероприятиям.

Перемещение:  Перенос эмоционального бремени или эмоциональной реакции с одного объекта на другой.
Пример:  Родитель рассердился на коллегу, пришел домой и начал кричать на своих детей.

Юмор:  Уменьшение или борьба с негативными эмоциями, связанными с ситуацией, с помощью комедии.
Пример:  Кто-то, кого вы не знаете, начинает беспорядочно кричать на вас на улице, и вы смеетесь над этим.

Интеллектуализация:  Развитие паттернов чрезмерного мышления или чрезмерного анализа, которые могут увеличивать дистанцию ​​от своих эмоций.
Пример:  Объяснение нейробиологии боли при чувстве физической или эмоциональной боли.

Изоляция аффекта:  Избегание переживания эмоции, связанной с человеком, идеей или ситуацией.
Пример:  Видеть труп друга, но не проявлять никаких эмоций.

Рационализация:  Оправдание своего поведения попытками рационального объяснения.
Пример:  Сообщить людям, что вы не сдали экзамен, потому что он был сложнее, чем в предыдущие годы.

Формирование реакции: Замена первоначального импульса к ситуации или идее противоположным импульсом.
Пример:  Пироман становится пожарным.

Отмена: Действие «формирование реакции». Отыгрывать противоположное неприемлемому поведению.
Пример:  Пироман тушит пожар.

Сублимация:  Преобразование беспокойства или эмоций в занятия, которые социальные или культурные нормы считают более полезными.
Пример:  Парень, который любит драться с другими людьми в барах, становится бойцом ММА, чтобы удовлетворить свое желание драться.

Подавление:  Сознательный выбор блокировки нежелательных идей или импульсов, в отличие от подавления, подсознательный процесс.
Пример:  Попытка забыть, что ваш щенок умер.

Сексуализация:  Связывание сексуальных аспектов с определенными людьми, местами, объектами или идеями. Сексуализация может относиться к развитию сексуальной идентичности в целом. В качестве альтернативы сексуализация может относиться к развитию определенных фетишей или сексуальных отсылок к условно несексуальным сущностям.

Пассивно-агрессивный : Бессознательная пассивная враждебность.
Пример:  Раздраженная продавщица в магазине говорит вам, что она занята, сидя в своем телефоне и просматривая Instagram.

Шизоидная фантазия:  Создание внутреннего убежища в своем воображении, чтобы избежать неудобных ситуаций.

Распознавание защитных механизмов, которые может использовать клиент, пациент или поставщик медицинских услуг, может помочь лучше понять клиента/пациента. Это также может помочь семье и команде по уходу облегчить подход, ориентированный на пациента.

Психодинамическая терапия — это разновидность разговорной терапии, которая может вовлечь пациента в заботу о себе путем достижения большего осознания собственных паттернов механизмов психологической защиты. Некоторые метаанализы показали, что психодинамическая терапия имеет равную эффективность по сравнению с когнитивно-поведенческой терапией и фармакотерапией при лечении расстройств настроения от легкой до умеренной степени.

  1. Калигор, Э. , Кернберг О.Ф., Йоман, Ф.Э., (2007) Руководство по динамической психотерапии при патологии личности высокого уровня, American Psychiatric Press, 2007
  2. Gabbard, GO (2004) Долгосрочная психодинамическая психотерапия: основной текст. Вашингтон, округ Колумбия, American Psychiatric Publishing, Inc. 2004
  3. Габбард, Г. О. (2005): Психодинамическая психиатрия в клинической практике. 4-е издание. Вашингтон, округ Колумбия, American Psychiatric Publishing, Inc., 2005.
  4. Люборский Л., Критс-Кристоф П. (1990) Понимание-перенос: метод основной темы конфликтных отношений. Нью-Йорк: Основные книги.
  5. Феррандо Дж., Стивен и др. (2008) Обзор психиатрии. 3-е издание. Образовательные системы тестирования и оценки, Inc.
  6. Vaillant G, Bond M, Vaillant C (1986) Эмпирически подтвержденная иерархия защитных механизмов. Архив общей психиатрии 43: 786–94.
  7. Бордин Э. (1976) Обобщаемость психоаналитической концепции рабочего альянса. Психотерапия: теория, исследования и практика 16: 252–60.

Добавить комментарий