Как зависть влияет на экономику — ECONS.ONLINE
«Зависть». Фреска из цикла «Пороки и добродетели» Джотто ди Бондоне (1267-1337), Капелла Скровеньи, Падуя, Италия.
Фото: DeAgostini | Getty Images
Кофе-брейк
Экономика
Поведенческая экономика
Зависть считается вредной эмоцией, снижающей самооценку и толкающей на неблаговидные поступки, но она же может побудить человека к саморазвитию. С точки зрения экономики зависть способна как погрузить общество в плохое равновесие, так и стать двигателем экономической активности.
28 апреля 2023 | Ирина Рябова Эконс
Зависть считается вредной эмоцией, снижающей самооценку и толкающей на неблаговидные поступки, но она же может побудить человека к саморазвитию. С точки зрения экономики зависть способна как погрузить общество в плохое равновесие, так и стать двигателем экономической активности.
28 апреля 2023 | Ирина Рябова Эконс
Каждый человек хотя бы раз в жизни ощущал беспокойство, раздражение или даже злость, наблюдая за успехами других и задаваясь вопросом, почему этот успех выпал не ему, – то есть испытывал зависть. Люди завидуют другим гораздо чаще, чем им кажется. Например, эксперименты, которые провели психологи Калифорнийского университета в Сан-Диего с участием около 2000 человек, показали, что в течение года три четверти завидовали кому-либо сами и примерно две трети – испытывали зависть по отношению к себе. Молодые респонденты чаще завидовали внешности и успехам у противоположного пола, люди постарше – профессиональным успехам и материальному благополучию.
К зависти хотя бы в небольшой степени склонен каждый человек – а иначе он просто был бы не способен жить в социуме, утверждает Гельмут Шек, социолог и психолог, автор книги «Зависть. Теория социального поведения»: «Человек стал настоящим человеком, потому что он – завистливое существо». Зависть возникает, как только два индивида начинают сравнивать себя друг с другом, и ее давление выступает как цивилизующий фактор, поскольку зависть делает возможными нормы социального контроля, необходимые для существования человеческих обществ и любых форм сотрудничества, объясняет Шек.
Зависть сформировалась в результате эволюционного отбора, чтобы облегчить конкуренцию, согласны с таким объяснением психологи Сара Хилл (Техасский христианский университет) и Дэвид Басс (Техасский университет в Остине). Во время борьбы за доступ к дефицитным ресурсам оптимальная поведенческая стратегия человека в решающей степени зависит не только от его собственных качеств и талантов, но и от качеств и талантов его конкурентов. Ключевая составляющая успешной конкуренции – стремление стать более достойным желаемых ресурсов, чем конкуренты. Сравнивая себя и конкурентов, человек осознает, на какой позиции в некоем воображаемом ренкинге он находится, и лучше продумывает стратегию для получения требуемых ресурсов, что повышает его шансы на успех.
Зависть также отражает стремление человека к справедливости, полагает психолог Роберт Лихи, директор Американского института когнитивной терапии в Нью-Йорке: людям не нравится, если другие получают то, чего не заслуживают или пользуются несправедливыми преимуществами. А британский философ и математик Бертран Рассел замечал, что зависть – та страсть, «которая выступает движущей силой при реализации демократических теорий».
Однако подобными «эволюционными» свойствами обладает не любая зависть: она бывает и конструктивной, и деструктивной.
Зависть полезная и вреднаяЗависть проистекает из сравнения между завистником и тем, кому он завидует, и может быть уменьшена за счет сокращения разрыва между ними. Этого можно достичь двумя путями: либо завидующий поднимется на уровень того, кому завидует, либо опустит его до своего собственного положения. Соответственно, можно выделить два типа зависти: благотворную и злонамеренную, рассуждают ученые из Тилбургского университета Нильс ван де Вен, Марсель Зеленберг и Рик Питерс.
Эксперименты, которые провели ван де Вен и его соавторы, подтвердили, что указанные два типа зависти переживаются людьми по-разному. Исследователи проверили, как различаются благотворная и злонамеренная зависть в нескольких культурах: в Нидерландах, где для этих двух видов зависти имеются отдельные слова (benijden для благотворной и afgunst для злонамеренной), а также в США и Испании, где любая зависть обозначается одним словом (envy и envidia соответственно).
Участников экспериментов попросили вспомнить и описать ситуации, когда они испытывали зависть, а также оценить, какие ощущения, мысли и действия эти ситуации вызывали. Во всех случаях выделялись два паттерна переживаний, даже если в языке зависть обозначалась одним словом, а не двумя. Те, кто переживал злонамеренную зависть, испытывали к тем, кому завидуют, холодность и выражали желание причинить им вред, жаловались на них и надеялись, что в будущем те совершат ошибку. Те, кто испытывал благотворную зависть, чувствовали себя более воодушевленными, чтобы приложить усилия и добиться подобных достижений и для себя, а также чаще хвалили тех, кому завидуют.
Зависть – явление, которого все боятся, по крайней мере, подсознательно, как особо опасную эмоцию, поскольку она подразумевает враждебность и агрессию, способную уничтожить отдельных людей и даже целые общества, описывал Джордж Фостер, профессор антропологии Калифорнийского университета в Беркли. Люди довольно успешно подавляют и отрицают эту эмоцию и во всех культурах находят средства (часто символические), чтобы справиться со страхом перед последствиями зависти. В частности, культура часто предписывает стратегию уклончивого поведения: когда человек боится зависти окружающих, он сначала пытается скрыть свой успех, затем прибегает к отрицанию того, что у других есть причина ему завидовать (так, в Египте владельцы автомобилей вешают на радиатор старый ботинок, «отмечая» ненадежность машины).
Злонамеренная зависть вредна не только для тех, кому завидуют, но и для самих завистников. «Если вы завистливый человек, вам трудно оценить множество хороших вещей, которые есть в мире, потому что вы слишком заняты беспокойством о том, как они отражаются на вас», – объясняет Ричард Смит, профессор психологии в Университете Кентукки. Исследования подтверждают его мнение. Так, оказалось, что зависть в прямом смысле может причинять боль завистливому человеку, показало исследование, проведенное учеными из Национального института радиологических наук Японии с коллегами-медиками Токийского и Кембриджского университетов.
В ходе исследования авторы сканировали мозг студентов, которым предложили прочитать рассказ о нескольких друзьях, успехам которых можно было позавидовать. Чтение об успехах конкурентов активировало у участников эксперимента ту часть мозга, которая обрабатывает физическую боль. Злорадство по отношению к потерпевшему неудачу объекту зависти тоже нашло нейрокогнитивное объяснение: когда студентам сообщали о неприятностях, возникших у вызвавших зависть друзей, это активировало область мозга, связанную с вознаграждением (приятными чувствами и ощущениями).
Для самооценки человека важны его позиция в статусной иерархии и возможность получения вознаграждения, поэтому зависть может мотивировать людей улучшать свое положение сравнительно с другими, утверждают психологи Калифорнийского университета в Сан-Диего Николь Хеннингер и Кристин Харрис. При этом есть минимум два фактора, которые могут повлиять на то, направит ли завистливый человек свои усилия на агрессию по отношению к конкурентам или же на саморазвитие, перечисляют они.
Во-первых, это зависит от того, воспринимает ли человек ситуацию как игру с нулевой суммой, т.
Очень немногие экономисты будут оспаривать тот факт, что на удовольствие, которое люди испытывают от потребления, влияет уровень потребления окружающих, отмечает в своем эссе 1990 г. Абхиджит Банерджи, профессор MIT, лауреат Нобелевской премии по экономике 2019 г. Тем не менее экономисты уделяли такой экстерналии, как зависть, очень мало внимания, указывает он. Этому есть несколько объяснений, которые в основе своей неверны, рассуждал Банерджи.
Во-первых, существует убеждение, что зависть иррациональна – поэтому экономисты не рассматривают ее серьезно, однако консенсуса относительно иррациональности зависти нет. Во-вторых, считается, что зависть не вызывает искажений в экономике, однако полностью исключить это невозможно. В-третьих, утверждение, что зависть не ставит вопросы перед политиками, также неправильно: например, прогрессивное налогообложение действует в противоположном направлении, чем рост зависти, размышлял Банерджи.
С тех пор интерес экономистов к зависти возрос. Например, исследователи выяснили, что зависть оказывает заметное влияние на принятие экономических решений, может способствовать банкротству компаний, препятствовать инновациям и приводить к значительным потерям благосостояния. Последнее проистекает из факта, отмеченного Банерджи: полезность, которую индивид получает от личного потребления, зависит не от абсолютного уровня этого потребления, а от относительного – в сравнении с другими. Неравенство порождает «гонку вооружений» в расходах, ориентированных на позиционные товары – те, которые для относительного потребления важнее. Результатом становится отвлечение ресурсов от непозиционных товаров, что приводит к снижению благосостояния.
Зависть движет демонстративным потреблением, которое описал еще в конце XIX века экономист и социолог Торстейн Веблен в работе «Теория праздного класса». Названный его именем эффект Веблена возникает, когда товары или услуги (как правило, дорогостоящие) приобретаются, чтобы произвести впечатление на окружающих и продемонстрировать им свое богатство и высокий социальный статус либо компенсировать отсутствие таковых. Веблен выделял два мотива для демонстративного потребления. Первый – «денежное соперничество»: оно возникает, когда представитель низшего класса потребляет демонстративно, чтобы его воспринимали как представителя более высокого класса. Второй – «завистническое сопоставление»: оно заставляет представителей более высокого класса демонстративно потреблять дорогие товары, чтобы подчеркивать свое отличие от представителей низших слоев.
Зависть и дискриминацияОбладатель какого-либо предмета может получать удовольствие от своего обладания им только в том случае, если другие тоже очень хотят получить этот предмет, но не могут. Подобная «исключительность» объясняет не только демонстративное потребление или классические монополии, но и такие явления, как дискриминация, социальное расслоение, популизм, национализм, протекционизм: все они основаны на исключении кого-либо – из рынков, институтов или базовых прав. Как писал в своем «Рассуждении о происхождении неравенства» Жан-Жак Руссо, одни люди ценят блага, которыми пользуются, лишь постольку, поскольку другие этих благ лишены, – и поэтому первые заинтересованы в том, чтобы лишения у вторых сохранялись.
Как показало одно из исследований, ближайшие соседи тех, кто выиграл большие суммы в лотерею, увеличивают расходы и больше берут в долг – чтобы «не отстать» в потреблении от получивших выигрыш соседей, которые купили себе новую машину или сделали дорогостоящий ремонт.
Стремление «жить не хуже соседей» получило название эффекта «равнения на Джонсов», по названию американского комикса начала XX века. Люди постоянно «равняются на Джонсов», сопоставляя свой уровень потребления «с соседским» – например, неким средним уровнем потребления в обществе.
Этим могут объясняться некоторые макроэкономические феномены: например, постоянная норма сбережений. Согласно доминировавшей в середине прошлого века экономической теории Джона Мейнарда Кейнса, склонность к потреблению убывает по мере роста дохода – то есть чем больше доход, тем большую его часть человек сберегает. Из этого следовало, что по мере экономического роста средняя норма сбережений в экономике должна расти. Однако факт, что богатые сберегают больше, подтверждается на микроуровне, т.е. уровне отдельных домохозяйств, но не подтверждается на макроуровне – уровне всей экономики: норма сбережений стремится к постоянству.
В качестве объяснения этого были выдвинуты две гипотезы. Гипотеза перманентного дохода, предложенная Милтоном Фридманом, нобелевским лауреатом и одним из влиятельнейших экономистов ХХ века, предполагает, что люди поддерживают норму потребления постоянной в течение жизни, исходя из не только текущих, но и будущих доходов, и с учетом этого оптимизируют потребление и сбережения на всем жизненном горизонте. Из этого следовало, в частности, что в трудоспособном возрасте люди формируют сбережения, чтобы потом их потратить для поддержания нормы своего потребления, когда они перестанут работать и их доход сократится. Американский экономист Джеймс Дьюзенберри выдвинул альтернативную гипотезу относительного дохода, согласно которой люди заботятся не только об абсолютном уровне своего потребления, но и об относительном (в сравнении с другими). Эта гипотеза «примиряла» эмпирические наблюдения и противоречащие им макроданные: с одной стороны, склонность человека к сбережениям возрастает по мере его продвижения вверх в распределении доходов, с другой – совокупные сбережения не зависят от совокупных доходов.
«Парадокс Истерлина»В середине 1970-х американский экономист Ричард Истерлин показал, что рост среднедушевого дохода страны не связан с ростом удовлетворенности жизнью ее граждан. «Парадокс Истерлина» заключался в том, что люди достаточно быстро адаптируются к более высокому уровню жизни и он становится социальной нормой.
Рационализировать гипотезу относительного дохода может зависть: зависть можно посчитать математически и ввести в модель экономического роста, рассказал на XXIV Ясинской (Апрельской) конференции ВШЭ Кирилл Борисов, профессор экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге, представивший доклад «Экономический рост и распределение в моделях с завистью».
Функция потребления в разработанной им модели представлена как разность теоретического потребления индивида и среднего потребления в его поколении, умноженного на коэффициент зависти. «Приятность, которую получает индивид от потребления, зависит не от абсолютного уровня его потребления, а от того, как этот уровень соотносится со средним уровнем потребления в его поколении», – цитирует Кириллова университетский портал HSE Daily.
В «экономике с завистью» есть два типа равновесия (см. врез ниже). Если уровень зависти в обществе невелик, то в динамике доходы потребителей выравниваются. Но если уровень зависти высок, это приводит к поляризации общества, и в экономике возникает плохое равновесие, в котором население делится на два класса – бедных и богатых, причем богатыми окажутся только те потребители, которые имели самые высокие начальные сбережения. Таким образом, слишком высокий уровень зависти в обществе может приводить к росту неравенства, заключает Борисов.
Хорошее и плохое равновесиеРавновесие можно назвать «хорошим», если каждая сторона получает в результате реализации своей стратегии максимальный выигрыш, и «плохим», когда никто из участников не выигрывает ничего или кто-то из них либо все вместе проигрывают. Равновесие Нэша – ключевое понятие теории игр – складывается тогда, когда ни один из игроков не получает выгоды от изменения собственной стратегии, если остальные игроки ничего не меняют. В результате система может «застрять» в плохом равновесии, поскольку каждый участник предпочитает сохранять сложившийся статус-кво.
Люди, действующие на основе зависти, вредят не только тем, кому завидуют, но и обществу в целом, показало исследование экономистов Филипа Гроссмана (Университет Монаша, Австралия) и Маны Комаи (Государственный университет Сент-Клауда, США). Ограниченные ресурсы расходуются впустую на попытки причинить вред другим из зависти и на попытки защититься от такого вреда. В результате это препятствует росту благосостояния и замедляет рост экономики.
Ученые провели эксперимент – многораундовую игру, в которой игроки могли инвестировать и аккумулировать средства, а также тратить их на «завистливые атаки» на других игроков и покупать «страховку», защищающую от потерь на случай подобных нападений. К финальному раунду фактический доход игроков оказался почти на 20%, т.е. на одну пятую, меньше потенциального – такого, каким он был бы, если бы игроки не тратились на «завистливые атаки» и на защиту от них. Примечательно, что страх перед завистью оказался обременительнее самой зависти, подчеркивают исследователи: в целом ресурсы, затрачиваемые на защиту от «атак», были вдвое больше, чем траты на сами «атаки».
Экономическое равновесие, когда все «равняются на Джонсов», соответствует современной развитой экономике, в которой подражание является важным двигателем экономической активности, рассуждает Борис Гершман, доцент экономики Американского университета в Вашингтоне.
Противоположность – плохое равновесие, в котором более обеспеченные индивиды будут меньше инвестировать, чтобы предотвратить деструктивную зависть со стороны менее обеспеченных. Если инвестиционные возможности ограничены, права собственности плохо защищены, то общество, вероятно, будет находиться в этом плохом равновесии – «равновесии страха», в котором ожидание «наказания» со стороны завистников препятствует производительным инвестициям и замедляет прогресс.
Ирина Рябова
Редактор Econs. online
Самое популярное
Глобальная трансформация
Крах Silicon Valley Bank: выводы для регулирования
Почему люди остаются бедными
Как зависть влияет на экономику
«Ловушка нестабильности»: экономические потрясения и конфликты
Топ-10 фильмов о финансах и экономике
Ирина Рябова
Редактор Econs. online
#потребление
#демонстративное потребление
#неравенство
#благосостояние
#экономический рост
Самое популярное
Глобальная трансформация
Крах Silicon Valley Bank: выводы для регулирования
Почему люди остаются бедными
Как зависть влияет на экономику
«Ловушка нестабильности»: экономические потрясения и конфликты
Топ-10 фильмов о финансах и экономике
Читайте также
Выигравшие в лотерею повышают риск банкротства своих соседей
26 июня 2019 | Ирина Рябова
Ближайшие соседи тех, кто выиграл денежный приз, чаще сталкиваются с финансовыми трудностями, увеличивая расходы и суммы кредита на демонстративное потребление. Чем больше приз, чем выше риск банкротства у соседей.
Экономика исключения
28 августа 2020 | Ирина Рябова
Человек придает дополнительную ценность товарам или услугам, которые не могут приобрести другие люди. Этот же механизм препятствует развитию торговли, поддерживает неравенство и создает предпосылки для экономического разобщения.
Как деньги влияют на счастье
16 июля 2021 | Ольга Кувшинова, Ирина Рябова, Власта Демьяненко
Вопрос о том, приносят ли деньги счастье, перестал быть философским и стал предметом научного анализа. Исследования счастья обществ и индивидов обнаруживают схожие тенденции и все новые подробности того, как доход влияет на удовлетворенность жизнью.
Бывает не только «черная»: психологи назвали 7 способов, как перестать завидовать
- Образ жизни
Зависть принято относить к негативным чувствам. Однако это не совсем так, у нее есть и другая сторона. Но как она будет действовать на человека — на пользу или во вред — зависит только от него самого.
21 апреля 20231
- Источник:
- IStockphoto
Если начать описывать зависть, скорее всего, мы будем говорить про злость, разочарование, обиду, досаду, несправедливость. По словам психолога Валерия Гута, в этом ключе она на самом деле действует разрушающе:
вызывает чувство неполноценности;
рушит самооценку;
заставляет разрывать отношения, чтобы скрыть свою «ущербность»;
приводит к апатии, депрессии;
может стать причиной проблем со здоровьем.
«Нам с детства говорят: „Зависть — это плохое чувство“, напоминая, что даже в Библии его относят к грехам. В детском возрасте в нашем подсознании откладывается, что завидовать — плохо, неправильно и стыдно. Поэтому, став взрослыми, мы часто прячем это чувство где-то глубоко внутри, мысленно ругаем себя и не разрешаем завидовать. В это время зависть никуда не уходит. Она медленно разрушает нашу уверенность в себе и способствует накоплению внутренней злобы по отношению к другим людям», — объясняет Валерий Гут.
Интересно
Психолог рассказал о результатах двух исследований американских ученых, которые проводились в 2015 году. Так, они показали, что чаще всего завидуют молодые люди. При этом зависть они испытывают, как правило, к человеку такого же возраста и пола.
Психолог онлайн-платформы «Грань.рф» Юлия Кузнецова напоминает, что зависть часто идет рука об руку с агрессией, которая часто остается неосознаваемой, подавленной. А такая агрессия может накапливаться и приводить к эмоциональным нарушениям, доставлять человеку много страданий.
«В зависимости от личностных особенностей человека агрессия может быть направлена как на окружающих, так и на самого человека», — добавляет психолог.
Но есть и хорошее
По словам Валерия Гута, как любое отрицательное чувство для нашей психики, зависть тоже важна. Как страх, например, помогает избегать неприятностей, так зависть способна показать человеку, чего же он хочет на самом деле.
«По мнению ученых, именно зависть помогала нашим предкам социально развиваться и совершенствоваться. Поэтому завидовать — для человека абсолютно нормально и естественно. Это как лакмусовая бумажка, которая будет подсвечивать наши желания и мечты», — говорит наш эксперт.
Читайте также
Как перестать завидовать: 8 правил
Валерий Гут советует попробовать поменять свое отношение к зависти, чтобы начать использовать ее как мотиватор для изменений в собственной жизни.
«Когда человек начинает испытывать зависть, важно не провалиться в это чувство, а разобраться в истинных причинах, которые его вызывают. Не нужно успех другого связывать с собственной неспособностью или тем, что «мне там уже ничего не светит». Успеха, богатства и удачи хватит на всех и всегда. Это не штучный товар, который выдают где-то в порядке живой очереди. Советский и российский психолог Евгений Ильин писал, что «у человека не возникает неосуществимых желаний. Наше сознание рационально, и если мы чему-то завидуем (читай: этого хотим), значит, у нас есть для этого ресурс», — объясняет психолог.
По словам Валерия Гута, чтобы не стать завистливым человеком, важно придерживаться некоторых правил. Они помогут сохранить ваше психологическое здоровье и чувствовать себя сильной и самодостаточной личностью.
1. Примите: за себя и свою жизнь ответственны только вы сами
Вместо того чтобы постоянно сравнивать себя с другими и заниматься саморазрушением, лучше энергию зависти направить в русло саморазвития и самосовершенствования.
2. Держите фокус на себя, а не на других
Если вам что-то не нравится в другом человеке или вы завидуете чему-то, что есть у него, а не у вас, нужно разбираться в себе и собственных проекциях.
3. Любите себя и заботьтесь о себе
В каждом человеке есть свои достоинства, что-то уникальное и идентичное. Просто нужно каждый раз напоминать себе об этом и радовать себя в моменте тем, что приносит истинное удовольствие.
4. Занимайтесь тем, что доставляет радость
Это может быть спорт, какое-то хобби или небольшое увлечение. У человека, который занят собой, нет ни времени, ни желания распылять свою энергию на зависть и злость по отношению к другим.
5. Развивайте эмоциональный интеллект
Когда человек понимает эмоции свои и окружающих, разбирается в них, ему легче удерживать контроль над собственной жизнью. И даже отрицательные чувства не смогут сбить на пути к собственным мечтам и целям.
Читайте также
Юлия Кузнецова называет еще два способа противостоять зависти.
6. Отслеживайте моменты, когда чувствуете зависть
Определите, что это за ситуации, что происходит вокруг, кто вас окружает. Какие еще эмоции приходят? Какие мысли в голове? Как вы реагируете поведенчески?
Можно завести нечто вроде дневника, куда вы сможете все это записывать. На основании нескольких таких записей можно выделить искомый проблемный паттерн реагирования и выстроить план его изменения.
7. Не ругайте себя за зависть
И не пытайтесь с ней бороться насильно. Попробуйте воспринять ее не как проблему, а именно как сигнал. Часто осознанная борьба с нашими эмоциями только усиливает их.
Автор текста:Анастасия Романова
Зависть вредит не только нам, но и окружающим
Чувство зависти — неприятное занятие: мы чувствуем, что нам чего-то не хватает, и это часто заставляет нас чувствовать себя хуже других людей. Но негативные последствия зависти могут выходить за рамки того, как мы чувствуем влияние на наши отношения с другими людьми. На самом деле есть основания полагать, что негативный опыт зависти может снизить готовность людей помогать другим и, возможно, даже сделать людей более склонными к причинению вреда другим.
Мы с коллегами провели два исследования, в ходе которых люди вспоминали определенные воспоминания из своей жизни и писали об этом. Некоторым людям сказали написать о времени, когда они чувствовали зависть, а некоторым людям сказали написать о времени, когда они были благодарны. Мы выбрали благодарность в качестве эмоции сравнения, поскольку она противоположна зависти; тогда как мы чувствуем зависть, когда у нас нет того, что мы хотим, мы чувствуем благодарность за то, что у нас есть, и эта положительная эмоция часто распространяется на других. Мы также попросили некоторых людей написать на нейтральную тему, например, о походе в продуктовый магазин или о том, что было в комнате вокруг них, чтобы мы также могли сравнить отрицательные и положительные эмоции зависти и благодарности с нейтральным опытом.
В первом исследовании мы обнаружили, что участники, испытывающие зависть, с меньшей вероятностью помогут незнакомцу. Мы создали ситуацию, когда исследователь, изображающий из себя другого участника, уронил канистру с карандашами рядом с нашим участником, чтобы мы могли записать, насколько участник помог поднять карандаши, если вообще помог. Несмотря на то, что карандаши были брошены прямо рядом с нашими участниками, завистники реже помогали, а также брали меньше карандашей, даже когда помогали!
Во втором исследовании мы создали ситуацию, когда участники имели возможность поручить задачу другому человеку, полагая, что другой человек должен выполнить задачу за короткое время, чтобы получить вознаграждение. Таким образом, мы могли измерить склонность участников причинять вред другим людям по сложности головоломок, которые они давали другому человеку; более сложные головоломки уменьшили бы шансы другого человека хорошо выступить и получить награду. Оказалось, что завистливые участники чаще задавали сложные задачи другому человеку. Они с большей вероятностью признавались в этом, потому что хотели снизить шансы человека на получение вознаграждения.
Наше исследование было одним из первых, в котором экспериментально изучались поведенческие эффекты зависти, и выявилось влияние этой негативной эмоции не только на человека, который испытывает зависть, но и на окружающих. Зависть может негативно повлиять на то, как мы относимся к другим и как мы к ним относимся, предполагая, что эта эмоция имеет гораздо большее влияние, чем считалось ранее.
Для дальнейшего чтения
Behler, A.M.C., Wall, C.S.J., Bos, A., & Green, JD (2020). Помочь или не помочь?: Оценка влияния зависти на просоциальное и антиобщественное поведение. Бюллетень личности и социальной психологии, 46 (7), 1156-1168.
Анна Мария С. Белер — доцент Университета штата Северная Каролина. Она изучает, как такие эмоции, как зависть, ностальгия и сочувствие, влияют на наши отношения и поведение.
Плохое может быть хорошим: когда добрая и злонамеренная зависть мотивирует стремление к цели | Журнал потребительских исследований
Фильтр поиска панели навигации Journal of Consumer ResearchЭтот выпускПоведенческая экономика и нейроэкономикаБизнес и менеджментКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Journal of Consumer ResearchЭтот выпускПоведенческая экономика и нейроэкономикаБизнес и менеджментКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Журнальная статья
Получить доступ Энтони Салерно,Энтони Салерно
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
пабмед
Google Scholar
Джулиано Ларан,Джулиано Ларан
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
пабмед
Google Scholar
Крис ЯнишевскиКрис Янишевски
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
пабмед
Google Scholar
Journal of Consumer Research , том 46, выпуск 2, август 2019 г. , страницы 388–405, https://doi.org/10.1093/jcr/ucy077
Опубликовано:
19 декабря 2018 г.
Фильтр поиска панели навигации Journal of Consumer ResearchЭтот выпускПоведенческая экономика и нейроэкономикаБизнес и менеджментКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Journal of Consumer ResearchЭтот выпускПоведенческая экономика и нейроэкономикаБизнес и менеджментКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Доброжелательная и злонамеренная зависть являются следствием неблагоприятного восходящего сравнения с другим человеком (т. е. отрицательного несоответствия между собой и другими). Доброкачественная (злонамеренная) зависть возникает, когда люди считают, что человек, которому завидуют, заслуживает (не заслуживает) своего преимущества. Предыдущие исследования показали, что доброкачественная зависть побуждает человека устранять несоответствие между собой и другими посредством самосовершенствования, тогда как злонамеренная зависть этого не делает. Это исследование показывает, что оба типа зависти, а не только доброкачественная зависть, могут мотивировать к самосовершенствованию при условии, что возможности для этого возникают за пределами области, вызывающей зависть. Доброжелательная зависть увеличивает доступность веры в то, что усилия определяют, будут ли вознаграждены люди; следовательно, это мотивирует стремление к цели, ориентированное на процесс, и использование продуктов, которые подчеркивают самосовершенствование, зависящее от усилий. Злобная зависть увеличивает доступность убеждения, что усилия не определяют, будут ли вознаграждены люди; следовательно, это мотивирует стремление к достижению цели, ориентированное на результат, и использование продуктов, которые делают упор на независимое от усилий самосовершенствование. Обсуждаются последствия и возможные расширения в областях зависти, самосознательных эмоций и целей.
застенчивая эмоция, доброкачественная зависть, злонамеренная зависть, стремление к цели, самосовершенствование
© Автор(ы), 2018. Опубликовано Oxford University Press от имени Journal of Consumer Research, Inc. Все права защищены. Для получения разрешений обращайтесь по электронной почте: [email protected]
Раздел выпуска:
Статьи Редактор: Даррен В. Даль,Даррен В. Даль
редактор
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
пабмед
Google Scholar
Линда Л ПрайсЛинда Л Прайс
редактор
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
пабмед
Google Scholar
Помощник редактора: Кейт Ламбертон
Кейт Ламбертон
Ассоциированный редактор
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
пабмед
Google Scholar
В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.
Скачать все слайды
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.