Как включить мозги на 100 процентов: идеальный распорядок дня от нейробиолога • Статьи на сайте издательства БОМБОРА

Как заставить работать мозг на 100 процентов в любом возрасте

Чемпионат.com

Развенчиваем мифы о том, что цифры в паспорте могут стать помехой для изучения нового.

© Чемпионат.com

Долгое время существовала гипотеза, что, включаясь в какую-либо работу, мы задействуем только 10% мозга. Остальная часть нашего сознания остаётся в покое, что не позволяет в должной мере развиваться и добиваться успехов.

Видео дня

Подобную теорию охотно освещают в СМИ, пишут книги и снимают художественные фильмы. Яркий тому пример – кинокартина «Люси». Фильм Люка Бессона рассказывает о том, что мозг можно прокачать до небывалых высот и научиться сверхспособностям. Для этого стоит всего лишь включить в работу все его функции.

Но фильм относится к жанру фэнтези, и не всё в нём соответствует реальным когнитивным возможностям. Об этом говорят сейчас многие нейробиологи и нейрофизиологи. Первым, кто опроверг миф о том, что мы не должным образом используем свой ум, стал профессор психологии из Университета Саймона Фрейзера Барри Бейерштейн.

В своём исследовании повреждённого мозга учёный смог доказать это. Он сделал выводы, что все области сознания взаимосвязаны и не смогут функционировать без потерь при различных нарушениях. Сканирование также показало, что любая деятельность человека приводит в активность все доли гипофиза. Даже когда мы спим, все области мозга продолжают работать.

Ещё один миф утверждает, что с годами становится сложнее заставить функционировать свой мозг быстро и продуктивно. Подобная теория также подверглась корректировке. Нейрофизиологи доказали, что возраст лишь отчасти снижает когнитивные способности.

Подтверждением теории является исследование Джорджтаунского университета, проведённого в 2021 году. В нём приняли участие 702 человека в возрасте от 58 до 98 лет. Учёные тестировали реакцию мозга на три основных процесса: реагирование на новую информацию, перемещение внимания на объект и возможность концентрации, не отвлекаясь на внешние обстоятельства.

Результат показал, что скорость восприятия информации действительно снижалась у испытуемых в возрасте, по сравнению с более молодыми участниками, но вот две другие функции оставались на уровне или в некоторых случаях улучшались.

Эти данные связали с тем, что c возрастом накапливается опыт, который помогает более эффективно изучать и запоминать новую информацию. А также полученные ранее знания позволяют выборочно концентрироваться на определённых объектах.

Не стоит бояться, что ваш мозг недостаточно развит и время для его прокачки ушло. Не нужно искать отговорок для развития умственных способностей. Практика будет полезна в любом возрасте и при любых обстоятельствах.

Методы для улучшения работы мозга

Решение кроссвордов

Один из способов, который способен улучшить работу мозга, — решение кроссвордов, судоку и других головоломок. Подобные занятия стимулируют мозг и поддерживают его активность, улучшают память и когнитивные функции. Сюда же можно добавить игры по запоминанию с карточками, по типу «Мемори».

Чтение

Помимо получения новых знаний, чтение помогает развивать креативное мышление, активирует воображение и тренирует память. В идеале читать лучше бумажные варианты книг, чтобы снизить напряжение для глаз.

Изучение иностранных языков

Во время процесса познания другого языка происходит создание новых нейронных связей, что благотворно влияет на эффективность работы мозга. Необязательно углубляться в лексические и грамматические правила. Полезно будет уделять даже 5-10 минут в день запоминанию новых слов и словосочетаний. Можно попробовать изучать сразу несколько иностранных языков.

Медитация и сон

Для результативности и продуктивности важно также давать мозгу отдыхать и расслабляться. Не стоит пренебрегать этим важным пунктом. Находясь в постоянном напряжении, когнитивные способности могут снижаться. Поэтому важно делать перерывы и на время отключать мозг от напряжённых процессов. Медитация — отличный способ перезагрузить сознание.

Для сна не забывайте выделять 7-8 часов. Именно этот промежуток времени необходим для полноценного восстановления когнитивных функций. Для детей это время увеличивается до 10 часов.

Правильное питание

Другие органы в нашем теле также влияют на мозг. От того, сколько и какого качества питательные вещества поступят в организм, будет влиять способность эффективно трудиться и генерировать идеи. Сбалансированный рацион, наполненный необходимыми элементами, способен зарядить энергией и тело, и мозг.

Как влияют физические нагрузки на мозговую деятельность?

Занятия спортом являются также одним из важных способов улучшить работу мозга и памяти, увеличить концентрацию.

Кроме того, физические упражнения способствуют выработке эндорфинов, отвечающих за хорошее настроение. Таким образом, регулярные занятия улучшают сон, снимают тревожность и нервозность. Человек больше концентрируется на решении задач и меньше отвлекается на внешние раздражители.

Наука, Саймон Фрейзер, Люк Бессон

1Чемпионат.com: главные новости

российский нейробиолог — о работе памяти и воспитании гениев — РТ на русском

Изучение нейронных процессов значительно влияет на современные технологии. Об этом в интервью RT сообщила и. о. начальника лаборатории нейронаук НИЦ «Курчатовский институт» Ольга Ивашкина. Она рассказала, как работают механизмы нашей памяти, чем мозг мужчины отличается от мозга женщины и почему нейронауки находятся в тренде. Также, по словам специалиста, в будущем можно будет лечить психологические расстройства избирательным стиранием памяти, а с дальнейшим развитием технологий возможно даже создание цифровых копий личности.

— Как устроена память и можно ли ей как-то управлять с помощью технологий?

— Память кодируется специальными группами клеток мозга — нейронов. Нейроны в этих группах работают сообща, запоминают различные факты, формируют различные воспоминания. Используя трансгенные технологии, можно метить нейроны и искусственно влиять на них. Мы включаем в ДНК лабораторных мышей светочувствительные белки из водорослей или бактерий, чтобы управлять активностью определенных нейронных групп.

Например, когда грызун чего-то боится, мы помечаем его клетки, активные при ассоциации окружающей среды с неприятными ощущениями. Дальше в безопасном для животного месте воздействуем на нейроны при помощи света, искусственно вызываем связанные с предыдущей ситуацией воспоминания и наблюдаем реакцию страха.

  • На мышах можно исследовать разные формы памяти
  • Reuters

Мы в прямом смысле слова заглядываем в мозг нашим мышам. Когда конкретный нейрон становится активен, он светится ярче, это происходит с помощью специальных сенсорных флуоресцентных (светящихся) белков. С помощью микроскопа видим, что происходит с клетками мозга, ищем закономерности — где клетки расположены, как соотносятся друг с другом. Если мы чему-то обучили животное, то смотрим на активность нейронов, когда «просим» животное вспомнить об этом через день или через месяц (что для мыши уже достаточно большой срок). Если мышь забывает о чём-то, то мы видим, что могут, к примеру, подключаться другие, «лишние» нейроны.

— Какие перспективы это открывает в исследованиях человека?

— Мы можем исследовать разные формы памяти. Например, травматическую память, когда у человека может развиться посттравматическое стрессовое расстройство в результате, например, участия в военных действиях или каких-то чрезвычайных ситуациях. На мышах тоже можно моделировать травматическую память. Мы изучаем её устройство и ищем способ избирательно стереть, не затронув другие воспоминания. В дальнейшем это можно будет применить в терапии посттравматического стрессового расстройства у людей. Это только один из примеров.

— А как этот процесс происходит, как можно стереть память?

— В мозге постоянно стирается лишняя информация. Если я спрошу, что вы ели три недели назад на завтрак в субботу, то вы, скорее всего, не сможете сразу ответить, потому что эта информация для вас не очень важна. Мы постоянно что-то запоминаем и забываем — это физиологически нормальные процессы. Также можно разрушать формирующие память нейронные сети искусственно с помощью света или фармакологических агентов. Сеть не будет целостной, воспоминание сотрётся полностью или не будет воспроизводиться.

  • Ольга Ивашкина руководит лабораторией нейронаук Курчатовского института
  • © НИЦ «Курчатовский институт»

— Можно ли, наоборот, увеличить объём памяти?

— На мышиной модели мы можем актуализировать какие-то конкретные воспоминания, которые забылись. Но изменить объём памяти, существенно его увеличить, подключить к мозгу условную флэшку — таких технологий пока не существует.

— Какие открытия удалось сделать исследователям мозга за последние десятилетия, насколько удалось продвинуться?

— Существенно продвинулись в понимании устройства мозга. Определено, что нейроны собираются в группы, которые связаны с различными функциями. В теории об этом было известно с 1960—1970-х годов, но экспериментально подтвердилось только сейчас.

Кроме того, мы довольно полно знаем молекулярные составляющие мозга, знаем гены, которые работают в нейронах, и можем на них прицельно влиять.

— Есть ли различия мозга мужчин и женщин, у представителей разных национальностей и рас?

— Это миф, потому что различия не подтверждаются статистически. Мозг мужчины больше, потому что и мужчины в среднем больше женщин. Но ведь и мозг кита больше, чем мозг мужчины, это ничего не значит. Но базовые принципы, которые дают возможность учиться, запоминать, которые обеспечивают когнитивные возможности, — они абсолютно одинаковые в мозге мужчин, женщин, людей разных национальностей и рас. Различия начинаются, когда, например, детей разных полов начинают учить по-разному. Конечно, есть культурные особенности и есть специфические различия. Например, определённые структуры в мозге женщин, которые обеспечивают регуляцию гормонального фона при беременности и рождении ребенка. Но в целом мы очень похожи, фактически одинаковые.

— Существует теория, что и таланта, и гениальности не существует, что всего можно добиться тренировкой.

Правда ли это?

— Это правда лишь отчасти. С одной стороны, обучение, тренировки очень важны. С другой стороны, у двух разных людей есть врождённые отличия. Несмотря на одинаковый базовый принцип строения мозга, могут различаться мощность связей между полушариями или одной области мозга по сравнению с другими. Не всё объясняется тренировками, часть кодируется генетически — является результатом комбинации генов родителей. Поэтому, например, одному человеку проще запоминать прочитанное, а другому услышанное.

  • Гениальность может быть результатом комбинации генов родителей
  • Gettyimages.ru
  • © Imgorthand

— Ещё один расхожий миф: мы используем только 10% мозга. Это так?

— Важно, какие задачи мы решаем, но тем не менее покрытие полное — мозг мы используем на 100%. С другой стороны, полные его возможности нам до сих пор неизвестны. Гипермнемоники, например, обладают уникальной памятью, помнят каждую секунду прожитого дня. При этом мозг таких людей похож на мозг обычного человека.

Также по теме

«Ответственность каждого учёного»: нобелевский лауреат по химии — о популяризации науки, ГМО и глобальном потеплении

Пищевые продукты, содержащие генетически модифицированные организмы (ГМО), безопасны для здоровья. Такой точки зрения придерживается…

— Можно как-то сделать свой мозг более эффективным?

— Можно сделать его более разнообразным, более пластичным. Необходимо спать достаточное количество времени, получать достаточное количество нужных веществ. Хорошая идея — пробовать новые разные вещи. Когда мы попадаем в какие-то новые ситуации и получаем новый опыт, в мозге происходит формирование новых связей, новых когнитивных групп. В дальнейшем, при решении новых задач, у нас будет большее пространство возможностей, потому что мы и наш мозг привыкли мыслить широко.

— Правда ли, что древние люди были умнее нас, потому что им ежедневно приходилось решать большое количество задач, от которых зависела жизнь?

— Напрямую ответ на этот вопрос можно получить только экспериментально, но нам этот доступ закрыт. Поэтому это всё спекуляции. Древние люди были адаптированы к окружавшим их условиям, а мы приспособлены к нашей среде. Нельзя однозначно утверждать, что кто-то умнее.

— Есть ли какие-то эволюционные изменения в мозге современного человека?

— Да, произошло увеличение различных областей мозга, связанных с усложнением речи и социализацией. Например, у нас есть очень большая область, которая занята распознаванием лиц и эмоций. Поэтому мы постоянно видим смайлики в блинах или облаках. Изменение размеров областей мозга возможно и в рамках жизни одного человека. Известны исследования лондонских таксистов в то время, когда не было навигаторов. Оказалось, что гиппокамп, структура, связанная с кодированием пространства, у таксистов занимает в мозге больше места, чем у других людей.

— А что происходит с мозгом в процессе старения?

— При старении происходит снижение интенсивности обмена веществ, хуже синтезируются необходимые вещества, нейроны дольше складываются в когнитивные группы. Конкретные скорости старения у разных людей могут различаться. Но общий тренд такой — мозг стареет вместе со всем организмом.

— В этом году было опубликовано исследование, где с помощью стволовых клеток пожилым крысам вернули возможность восстанавливать свои нейроны. Можно ли с помощью подобных технологий лечить заболевания, связанные с мозгом?

— Да, есть идеи использовать эти технологи для лечения, например, инсультов. Если инсульт обширный, то часть нейронов отмирает. Эксперименты на животных показывают, что можно эту ситуацию исправить. Пока только у мышей, но в дальнейшем это можно будет перенести и на людей.

— На какие науки и технологии сейчас оказывает больше влияние нейрофизиология?

— Нейрофизиология и нейробиология постоянно используют достижения всех наук, обратное влияние тоже есть. Смежные области — медицина, генетика, молекулярная биология, различные физические, оптические, математические методы, искусственный интеллект и связанные с ним исследования.

  • Смежные области для нейронаук — медицина, генетика, молекулярная биология, исследования искусственного интеллекта
  • Gettyimages.ru
  • © Adam Gault

— Изучение мозга в тренде среди популяризаторов науки. С чем связана мода на мозг, если можно так сказать?

Также по теме

«Эволюция создала эмоции»: американский психолог — о возможностях человеческого мозга, сновидениях и науке

Оптимизм и надежда на лучшее могут привести к позитивным изменениям в жизни человека, в то время как пессимистичный настрой, наоборот,…

— Да, изучение нейронных процессов находится в тренде. У всех больших стран есть программы по исследованию мозга. Это связано с тем, что наука оказалась готова к этим исследованиям. К тому же всем нам важно понять, как мы устроены, можно ли как-то на это влиять. Количество исследований в области нейробиологии очень велико и растёт экспоненциально, поэтому растёт интерес к этому направлению, подтягиваются популяризаторы науки.

— Хочется поговорить о «цифровом бессмертии», что это такое — фантастика или наше скорое будущее?

— На данный момент это фантастика, пока нет технологий, которые бы позволили нам скопировать куда-то личность, чтобы она дальше жила в цифровом мире. С другой стороны, мне кажется, что это будущее, хотя и неблизкое. Однажды нам удастся понять, что именно в нашем мозге делает нас нами, и каким-то образом перенести это на электронные носители. Но мы с вами, скорее всего, этого не застанем, как ни грустно это звучит.

Полную версию интервью смотрите на сайте RTД.

Как увеличить объем мозга с 5% до 40%

Однажды я выступал с речью, это было недавно, в прошлом году, и я рассказывал свою историю. После того, как я сошла со сцены, ко мне подошел этот парень, который оказался главой Гарвардского института мозга. Он также был спикером на мероприятии.

Он говорит: « Бо, извини меня, ммм… ты знаешь, почему ты смог достичь такого уровня, которого ты смог достичь в, казалось бы, совершенно разных дисциплинах, таких как безопасность в футболе, драматургия и разговоры о сцена и писательство? Это совершенно не связанные между собой дисциплины. ”  Он продолжает: Знаете ли вы, почему вы смогли достичь высшего уровня в различных дисциплинах?

Я сказал: « Ммм… нет, я даже не знаю почему. У меня есть идея, но почему бы тебе не сказать мне.

И он продолжает: » Это потому, что ты используешь слова «Лучший». Вы используете слова «Лучший» во всех своих снах.

Итак, в моей жизни было четыре сна. Я хотел быть лучшим защитником в мире, когда мне было девять лет, и это случилось. Я хотел быть лучшим артистом на сцене в мире. Это произошло. Я хотел быть лучшим драматургом в мире. Это случилось с 9 0007 The New York Times  называет мою пьесу самой мощной пьесой последнего десятилетия.

Итак, эти вещи произошли, а затем, когда я захотел стать лучшим оратором, публичным оратором в мире, это начало происходить.

Он сказал: « Поскольку вы используете слова «Лучший», ваш мозг точно знает, что делать с этой информацией ». Он сказал мне, что если бы я сказал: « Эй, я хочу быть посредственным охранником, », мой мозг не знал бы, что делать с этой информацией, поэтому ничего бы не сделал. Если бы я сказал: « Я хочу быть хорошим артистом на сцене, ” мой  мозг не знал бы, что делать с этой информацией, поэтому он ничего не делает и бездействует.

Но когда вы говорите: « Я хочу быть лучшим охранником в мире» или «Я хочу быть лучшим артистом на сцене в мире, », ваш мозг точно знает, что делать.

Он дал мне эту статистику, он сказал: « Знаете ли вы, что среднестатистический человек использует 5 процентов своего мозга? Отличники… отличники используют 20 процентов возможностей своего мозга. Золотые медалисты Олимпийских игр используют 40 % возможностей своего мозга… потому что мастерство — это высшая форма интеллекта.

Итак, представьте, что вы выиграли серебряную или бронзовую медаль. Те люди, которые выигрывают эти медали, используют 20 % возможностей своего мозга. Это много. Они получают доступ ко многим. Но человек, стоящий на вершине подиума, на вершине коробки с золотой медалью на шее, использует на 20 % больше, чем использует возможности своего мозга.

Поскольку я использую термин « Лучший », я хочу быть Лучшим в этом, мой мозг сплачивает войска, берется за работу и воплощает ее в жизнь в течение нескольких лет или времени, независимо от дисциплины. Вот почему я использую термин « The Best » — для сплочения войск. Вот почему я использую его для вас. Я использую его для вас, потому что я хочу иметь больше доступа к вам.

Если вы хотите быть рассказчиком, оратором, докладчиком и лидером, каким я вас вижу, тогда вы должны получить доступ к 40 процентам возможностей своего мозга. В противном случае вы будете сидеть на подиуме и получать серебряную или бронзовую медаль, а меня это просто не интересует. Меня просто не волнует серебряная медаль. Мне плевать на бронзовых призеров. И самое смешное, что серебряные медалисты и бронзовые медалисты им тоже наплевать. Они этого не хотели. Я вам гарантирую, они не хотели ни бронзы, ни серебра. Они хотели золота. Они хотели Лучшего. В ту минуту, когда эти камеры выключаются, они снимают эту медаль со своей шеи, кладут ее в черный пакет в темноте и застегивают этот пакет на молнию, чтобы их больше никогда не видели. До тех пор, пока годы спустя их мама, или их жена, или их супруг не повесят эту медаль на стену. Они не хотели ни серебра, ни бронзы, и так мы созданы, и так устроено это сообщество.

Это то, что я строю, это единственное, что меня интересует. Я заинтересован в большем количестве из вас. Я заинтересован в большем доступе к вашим мозговым возможностям. Мне нужно 40 процентов твоего мозга, а не 20. Я хочу 40, чтобы твои мечты реализовались. И я делаю это эгоистично, действительно, я действительно делаю, потому что я оглядываюсь на лидерство и оглядываюсь на тех, кто на сцене, и кто стоит на подиумах, и кого я вижу по телевизору, и кто эти гуру, и кто эти так называемые лидеры-дилетанты. Я думаю, что они делают очень плохую работу, и они не отдают всего себя. Они используют 5, 6, 8 процентов возможностей своего мозга, а я хочу 40.

Когда кто-то находится на сцене, я хочу, чтобы этот человек вел меня. Когда кто-то говорит со мной и ведет меня, я хочу следовать. Ну не за кем следить. Это причина, мы должны иметь больше из вас. Вы должны включить слово « The Best » в любую свою мечту, чтобы ваш мозг сплотил войска, и мы смогли воплотить эту вещь в жизнь. Так вот, ваше самовыражение также является самой уникальной вещью, вы — одноразовое явление. Вы одноразовая сделка. Тебя никогда не повторить, НИКОГДА.

Итак, вспомните о первом человеке, оставившем отпечаток ноги на этой земле. Другая ДНК, чем у вас. Другой голос, чем вы, видел разные вещи. Только вы можете сказать, что у вас есть. Вот что я хочу, чтобы вы сделали, я хочу, чтобы вы получили к этому доступ. Я хочу, чтобы вы включали слово « Лучший » во все, что вы делаете, чтобы сплотить войска. Идите и сдайтесь тому, кто вы уже есть, а именно « Лучший », и увидимся в следующий раз.

Все, что вам нужно знать о мифе о 10 процентах мозга, за 60 секунд

Новый фильм Люка Бессона «Люси» со Скарлетт Йоханссон в главной роли выходит завтра в прокат по всей стране. Он основан на бессмертном мифе о том, что мы используем только 10 процентов нашего мозга. Персонажу Йоханссон имплантированы лекарства, которые позволяют ей получить доступ к 100 процентам возможностей ее мозга. Впоследствии она получает возможность мгновенно выучить китайский язык, избивать плохих парней и бросать машины силой мысли (среди других новых талантов). Морган Фриман играет нейробиолога профессора Нормана, который построил свою карьеру на заявлении о 10 процентах. «Подсчитано, что большинство людей используют только 10 процентов возможностей мозга, — говорит он, — представьте, если бы мы могли получить доступ к 100 процентам».

Так получилось, что я написал книгу о мифах о мозге («Великие мифы о мозге»; выйдет в ноябре этого года). Я решил использовать то, что узнал, чтобы дать вам 60-секундное объяснение мифа о 10 процентах.

Великие мифы о мозге , Кристиан Джарретт, был опубликован в 2014 году. Купить на Amazon.

Откуда взялся миф?

Точно никто не знает. Популярная теория гласит, что журналист Лоуэлл Томас помог распространить миф в своем предисловии к блокбастеру Дейла Карнеги по самопомощи 9.0007 Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей . Томас неверно процитировал блестящего американского психолога Уильяма Джеймса, сказавшего, что средний человек специально «развивает только 10 процентов своих скрытых умственных способностей». На самом деле Джеймс более расплывчато говорил о нашей «скрытой психической энергии». Другие утверждали, что Эйнштейн приписывал свою интеллектуальную одаренность способности использовать более 10 процентов своего мозга, но это само по себе миф. Другой возможный источник мифа о 10 процентах — открытие, сделанное нейрохирургом Уайлдером Пенфилдом в XIX веке.30 секунд «молчаливой коры» — областей мозга, которые, казалось, не функционировали, когда он стимулировал их электричеством. Сегодня мы знаем, что эти области функциональны.

Является ли «Люси» первым фильмом, в основе которого лежит миф о 10 процентах?

Нет, фильм «Безграничные» 2011 года с Брэдли Купером в главной роли был основан на той же идее, за исключением того, что точная цифра была установлена ​​на уровне 20 процентов. Персонаж Купера принимает таблетку, которая позволяет ему получить доступ ко всем 100 процентам. И фильм 1991 года «Защищая свою жизнь» (спасибо «Голосу в пустыне» за то, что отметили это в комментариях), и «Полет навигатора» (1986) включают утверждения о том, что большинство из нас использует лишь часть своего мозга. Этот миф также упоминается в сериале «Герои», чтобы объяснить, почему некоторые люди обладают особыми способностями.

Неужели кто-то еще верит в этот миф?

Видимо да. Например, в 2012 году опрос школьных учителей в Великобритании и Нидерландах показал, что 48% и 46% соответственно поддерживают этот миф. В прошлом году опрос, проведенный в США Фондом исследований болезни Паркинсона Майкла Дж. Фокса, показал, что 65 процентов людей верят в этот миф.

Есть ли хоть какая-то правда в мифе?

Конечно, идея о том, что мы используем только 10 процентов нервной материи, не соответствует действительности. Современные томограммы мозга показывают, что активность распространяется по всему органу, даже когда мы отдыхаем. Незначительное повреждение мозга может иметь разрушительные последствия — не то, что можно было бы ожидать, если бы у нас было 90 процентов резервных мощностей. Также рассмотрим ситуацию, когда нервная ткань, представляющая конечность, становится избыточной из-за потери этой конечности. Очень быстро соседние области задействуют эту ткань для выполнения новых функций, например, для представления других частей тела. Это показывает, с какой готовностью мозг использует всю доступную нервную ткань.

Так почему же этот миф продолжает существовать?

Для многих людей миф о 10 процентах кажется и правдоподобным, и привлекательным, потому что они видят его с точки зрения человеческого потенциала. Многие из нас считают, что могли бы достичь гораздо большего — изучения языков, музыкальных инструментов, спортивных навыков, — если бы только старались. Легко увидеть, как это трансформируется в упрощенную идею о том, что мы используем только 10 процентов возможностей или потенциала нашего мозга.

Добавить комментарий