Женщина феминистка: «Да здравствует равноправная женщина СССР!»: как родился, жил и умер советский феминизм

Содержание

«Да здравствует равноправная женщина СССР!»: как родился, жил и умер советский феминизм

Правда, что в СССР у женщин были все права? А что равноправие женщинам дали большевики? Рассказываем, как марксисты (и марксистки!) хотели создать новый справедливый мир, почему потерпели неудачу и был ли в Советской России феминизм.

Марксистский феминизм и «Новая женщина»: как коммунисты хотели решить женский вопрос

Философ Август Бебель в работе «Женщина и социализм» писал, что в капиталистическом обществе женщина угнетена дважды: она подчиняется капиталу как рабочий и мужу как жена. Такое положение Бебель считает прямым следствием капитализма: система просто рассчитана на угнетение одних другими на основании того, у кого оказалось больше ресурсов.

Следовательно, марксисты считали, что отдельное решение «женского вопроса» не требуется: если уничтожить частную собственность, исчезнет повод для любой дискриминации. И во многом поэтому, как считали теоретики, женщины должны включиться в борьбу за социальную справедливость.

Важной фигурой в марксистском феминизме была Александра Коллонтай. При этом Коллонтай не считала себя феминисткой: в ее понимании феминизм был буржуазным течением, которое борется с последствиями угнетения, а не с его причиной. По ее мнению, при капитализме равенство было невозможно.

В 1913 году Коллонтай пишет программную статью «Новая женщина», в которой излагает свой взгляд на то, какой должна быть эмансипированная гражданка. «Новая женщина» умеет контролировать свои эмоции и обладает самодисциплиной. Ее интересы выходят за рамки семейных и любовных переживаний. Это полноценная личность со своими мечтами и увлечениями, которая активно вовлечена в общественную жизнь и обладает такой же сексуальной свободой, как и мужчина.

«Но по мере того, как женщина все чаще и чаще вовлекается в круговорот социальной жизни, как и она является действующей пружинкой в механизме народного хозяйства, горизонт ее раздвигается, стенки ее дома, заменявшего для нее мир, падают, и она сама бессознательно впитывает, усваивает ранее совершенно чуждые и непонятные ей интересы…»

С точки зрения марксистов, буржуазная семья — экономическая сделка, и поэтому в таком браке не может быть равных, гармоничных отношений. Владимир Ленин в статье «Великий почин» (1919) пишет, что главный враг женщины — домашнее хозяйство, которое ничего не производит, не оплачивается и не приносит пользы обществу. Коллонтай в статье «Семья и коммунистическое государство» (1918) пишет, что брак — «товарищеский сердечный союз двух свободных и самостоятельных членов коммунистического общества», а женщина должна быть свободна от быта.

«Страна победившего социализма» и феминизма: первые годы советской власти

В вопросах равноправия полов молодое Советское государство было самым прогрессивным в мире. Первая советская Конституция 1918 года законодательно закрепляла равенство мужчин и женщин, в 1919 году был создан Отдел по работе среди женщин — Женотдел ЦК ВКП (б), а в 1920-м Советская Россия стала первой страной, легализовавшей аборты. В 1926 году браком стал считаться только гражданский союз, а не церковный. Также предусматривалась простая процедура развода лишь по желанию одного из супругов — в таком случае второго, не явившегося в ЗАГС, уведомляли о расторжении брака по почте.

Образ «новой женщины» становится пропагандистским штампом в культуре и, в частности, в прессе. Идеологами женского движения выступали убежденные марксистки: Александра Коллонтай, Надежда Крупская, Инесса Арманд, Людмила Сталь. Их Женотдел развернул полноценную систему печати для женщин, а ведущим журналом становится «Коммунистка». Женские издания рисовали образ сильной, устремленной в будущее труженицы, которая активно вовлекается в общественную жизнь и осваивает «мужское» производство. Согласно пропаганде, только приобретя экономическую независимость, женщины могли достичь равноправия и «освободиться от кухонного рабства». Так государство, потерявшее рабочие руки в ходе Первой мировой и Гражданской войн, привлекало новые силы.

«Освобождение» нашло отражение в концепции «Нового быта»: идее отказа от частной квартиры как буржуазного пережитка и переустройства домашней рутины. Предполагалось, что советский человек будет свободен от стирки, уборки, приготовления пищи и воспитания детей — при коммунизме все это будет делать за него государство. Эти идеи частично воплотились в жизнь — в 1920-е годы шло строительство домов-коммун с системой общих столовых, прачечных, библиотек, яслей и т. д. Например, московские Дом на набережной и Дом Наркомфина.

Коллонтай продолжала настаивать на том, чтобы «избавиться от буржуазного собственничества» и отказаться от традиционных сексуальных отношений. В статье «Свободу Эросу!» она пишет, что чувства слишком «многострунны», и разные виды любви можно испытывать к разным партнерам одновременно. Однако такие взгляды Коллонтай часто критиковались.

Тем не менее подобный свободолюбивый социальный эксперимент нашел отражение в фильме «Третья Мещанская» (1927). По сюжету молодой печатник Владимир приезжает погостить к своему фронтовому товарищу Николаю в Москву и оказывается неравнодушен к его жене Людмиле. Девушка, соскучившаяся по ласке, отвечает ему взаимностью. Все герои запутываются в своих чувствах и решают жить втроем. В итоге Людмила беременеет, но, так и не выяснив, от кого, бросает обоих мужей и уезжает из Москвы.

Несмотря на громкие лозунги в прессе и яркие картины в кино, вовлечение женщин в экономику происходило довольно медленно. А после возвращения мужчин с Гражданской войны женщины и вовсе столкнулись с безработицей. Освоение «мужских» профессий тоже проходило не так активно, как на это рассчитывали, — количество женщин от общего числа учащихся в школах фабрично-заводского ученичества в 1926 году составляло 31% и заметно увеличилось только после массовой индустриализации в 1939 году.

Феминизм в советской России пробивался в законодательство не «снизу», как, например, в западных странах, а «сверху». В решении «женского вопроса» власть руководствовалась не интересами самих женщин, а скорее государственными нуждами. По мнению исследователей, насаждение равенства «сверху» было преждевременным: несмотря на прогрессивное законодательство, по факту женщины все еще зарабатывали меньше мужчин, были менее образованны и больше заняты домашним хозяйством. И они далеко не всегда осознавали свое положение.

Как советские женщины столкнулись с двойной нагрузкой под соусом равноправия

Уже ко второй половине 20-х годов становится ясно, что ресурсов на то, чтобы строить «Новый быт», у государства недостаточно. Первая мировая и Гражданская войны, коллективизация, голод и репрессии привели к демографическому спаду: рождаемость снизилась почти в два раза. А поскольку государство не может взять на себя бытовые обязанности, нужно вернуть их обратно — в семью.

При Иосифе Сталине во всех сферах жизни начинается консервативный поворот, и на смену «свободной любви» приходит «крепкая советская семья». В 1936 году сталинская конституция торжественно провозглашает: «В СССР решена задача огромной исторической важности — впервые в истории на деле обеспечено подлинное равноправие женщин». Параллельно выходит постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов…». За 6 лет до этого, в 1930 году, был упразднен Женотдел ЦК ВКП (б) и закрыт ведущий журнал «Коммунистка» — приказом сверху стало считаться, что женский вопрос в стране решен.

В прессе штампы «новая женщина», «труженица» и «работница» сменяются «воспитательницей нашей молодежи» и «матерью». По мнению исследователей, при внешней декларации равенства и свободы к 1930-м годам сложилась особая гендерная система в виде советского патриархата. По отношению к женщинам государство занимает патерналистскую роль: за материнский труд оно окружает их заботой и покровительством, беря на себя роль «мужа». Только теперь женщина должна быть не только матерью — но и активным участником производства.

При Сталине государство стало требовать от женщин всего и сразу. Ответственная советская гражданка должна быть не только успешной карьеристкой и труженицей, но и самоотверженной матерью и женой. При этом материнство расценивалось не как личный выбор, а как долг каждой женщины перед государством.

Такой женский образ активно внедрялся через массовую культуру — особенно через развитый кинематограф. Например, в фильме «Женщина» (1932) четыре героини проходят ряд испытаний, чтобы занять место в обществе наравне с мужчиной. Две из них — Машка и Анька — мечтают стать трактористками. Трактор в сталинском кинематографе часто будет символом индустриализации и будущего. Женщинам приходится отстаивать право на работу перед семьей и патриархальной деревней. Муж Машки даже демонстративно сжигает перед ней учебник по механике со словами: «Знай свое дело бабское — хозяйство да роды!» А вдова Ульяна создает колхозные ясли, чтобы Машка и Анька могли спокойно работать.

Если 20-е в кинематографе были праздником чувственности и внутренней свободы, в 30-е становится ясно, что «в СССР секса нет» (хотя крылатая фраза родилась только в 80-е). Женщина на экране — это не женщина, а «товарищ». Например, в фильме «Член правительства» (1939) чем дальше главная героиня Александра продвигается по карьерной лестнице, тем более строгими становятся ее костюмы, а характер — более «мужским». А в фильме «Трактористы» (1939) Марьяна, бригадир женской тракторной бригады, оценивает своего жениха не по личным качествам, а по трудовой удали. Личные отношения становятся не местом для любви, а партийным заданием.

Как война повлияла на положение советских женщин

Вторая мировая война значительно сказалась на численности населения. В 1946 году женщины составляли 56,4%, а мужчины — 43,6%. Такая диспропорция сохранялась и в 1950-х годах. За время войны участие женщин в тяжелой промышленности выросло до 56%, в легкой — до 90%. При этом правительство стремилось стимулировать рождаемость: в 1944-м было введено звание «Мать-героиня», которое давали за рождение десяти детей, увеличивались социальные выплаты и поддержка матерей-одиночек, была ужесточена процедура разводов — появились знаменитые народные суды, где решение о разводе обсуждалось на общем собрании. А также именно в годы войны был введен налог на бездетность. Репродуктивное и трудовое давление на женщин только усиливалось.

Гендерная исследовательница Элла Россман в предисловии к книге «Феминистский самиздат. 40 лет спустя» пишет, что военный период сильно повлиял на отношения полов. Женщинам пришлось переосмыслить свою роль в обществе и столкнуться с беспрецедентным уровнем сексуализированного насилия — как со стороны немецких, так и со стороны советских солдат. Изнасилования — часть любой большой военной кампании.

Некоторые исследователи считают, что положение тружениц в тылу в 40–50-х годах можно назвать эксплуатацией. Государство использовало женщин, чтобы заткнуть брешь, оказавшуюся на месте мужчин, при этом заставляло их рожать. Советская власть полагалась на самоотверженность женщин, их полную самоотдачу и лояльность во имя высокой цели, игнорируя их усталость. Таким образом оно компенсировало пробелы в здравоохранении, в сфере услуг и рынке товаров, которые могли бы облегчить участь работающих матерей.

После войны девочки воспитывались с установкой, что самое главное для них — это семья или общественная польза, а ценность их состоит в «родильной» или «общественной» функции. При этом их внутренний мир считался не таким важным. Ценность мужчин самих по себе при этом возрастала в разы, поскольку их стало намного меньше.

Таким образом, именно в этот период в обществе особенно закрепляется миф о «суперженщине», которая успевает все. При номенклатурном равенстве, как отмечают исследователи, сохранялся гендерный разрыв в оплате труда: женщины получали в среднем меньше, чем мужчины, занимали более низкие должности, не могли осваивать многие профессии и сталкивались с дискриминацией при приеме на работу. Тем не менее подобные притеснения трактовались как «забота» государства о своих гражданках.

Агрессивная пронаталистская политика не принесла особых результатов: всплеска рождаемости не последовало, а женщины продолжали прерывать беременность, только делали это подпольно. В 1955 году, уже после смерти Сталина, женщинам вернули право на аборт, заменив политику запрещения политикой разъяснения. Однако средств контрацепции практически не было, и в СССР сложилась «абортная контрацептивная культура» — когда прерывание беременности стало единственным способом предохранения. К середине 60-х число абортов в стране достигало 7 миллионов в год.

«Кто глава вашей семьи?» Кризис гендерных ролей в эпоху застоя

Исследователи Анна Темкина и Елена Здравомыслова считают 1960–80-е годы периодом довольно стабильной государственной гендерной политики. Сохранялись меры поддержки матерей, доступность абортов, система детских садов и продленок. В 1965 году 8 марта, прежде «день восстания работниц против кухонного рабства», становится выходным и начинается трансформироваться в «праздник весны и женственности». Иногда вводились отдельные консервативные меры — например, список запрещенных профессий в 1974 году.

Параллельно с кризисом коммунистических идей советское общество переживало и кризис гендерных ролей. Женщины были активно вовлечены в экономику и ощущали себя членами «коллектива», однако домашний труд и воспитание детей так и оставались их негласными обязанностями. Освободиться от такой нагрузки было невозможно, поскольку на одну зарплату советская семья выжить не могла. В советском обществе также сохранился бытовой сексизм, который мешал женщинам продвигаться по службе: в высших эшелонах власти женщин было очень мало.

Кроме того, как отмечает Россман, на советских женщин еще накладывалась «третья ноша» — постоянная потребность в уходе за собой. И хотя в СССР не было таких жестких стандартов красоты, как, например, в США, от женщин все равно ожидалось, что они будут ухоженными и привлекательными — стоит вспомнить, как в «Служебном романе» (1977) Верочка учит Людмилу Прокофьевну «быть женщиной». В условиях перегруженности на работе и в быту, дефицита средств гигиены, косметики и одежды соответствовать всем стандартам было непросто.

Параллельно с этим мужчины столкнулись с кризисом маскулинности. Для поколения 50–60-х идеал мужественности был вполне понятным: это герои Великой Отечественной войны, сильные духом, «отважные летчики и моряки». К 70-м образ теряет актуальность, а нового советская пропаганда не предлагала. Поэтому кинематограф 70–80-х пестрит образами инфантильных, потерянных мужчин и уставших женщин: «Служебный роман» (1977), «Афоня» (1975), «Любовь и голуби» (1985), «Москва слезам не верит» (1979).

В 1979 году в «Литературной газете» состоялась любопытная дискуссия между авторами на тему кризиса семейных отношений. Лариса Кузнецова в статье «Кто глава вашей семьи?» рассуждает о том, что при переписи населения люди не знали, что отвечать на этот вопрос. В попытках понять, как так получилось, она пишет, что в послевоенный период женщинам пришлось взвалить и работу, и хозяйство на себя, чтобы просто выжить. И что советские женщины, может, и рады были бы положиться на мужчин — только мужчины не вызывают доверия.

В одном из последующих выпусков газеты Владимир Война отвечает Ларисе в статье «Да убоится муж…». Он считает, что в советском обществе власть давно в руках жен и тещ: и зарплатой управляют они, и в доме главные они, а мужчинам ничего не остается, кроме как сидеть у телевизора, чтобы не слушать бесконечные вопли и претензии. А из семьи мужчины уходят, по его мнению, потому что не в силах терпеть такое унижение. И в том, что мужчины «обмельчали», виноваты женщины, которые забыли о своей «слабости».

Как советские феминистки 70-х пытались говорить о проблемах в обществе

В 1979 году в Ленинграде вышел первый номер феминистского самиздата «Женщина и Россия» — альманах из статей, зарисовок из жизни и стихов советских феминисток. Его основала журналистка и диссидентка Татьяна Мамонова. Также к ней присоединились журналистка Татьяна Горичева, писательницы Наталья Малаховская и Юлия Вознесенская и другие литературные деятельницы.

В альманахе авторки делятся болью, которая накопилась у советских женщин. Они пишут об акушерском насилии в роддомах и абортариях, бытовом сексизме, безотцовщине и безразличии мужчин к детям, о жестоких женских тюрьмах, о бытовой усталости и о том, как с треском провалилась советская эмансипация. Например, Малаховская в статье «Материнская семья» подробно расписывает, почему с нагрузкой, с которой сталкивается женщина, практически невозможно справиться. Мамонова описывает свой опыт родов и абортов и говорит о жестокости врачей. А Вознесенская рассказывает о жизни в женской колонии и милицейском насилии. По словам Горичевой, для своего времени их альманах был почти экстремистским: до сих пор о проблемах женщин так никто не говорил.

«Мужчине нет дела до твоих метаний, он отделен от тебя толстой стеклянной стеной, которая надежно защищает его от шума, изредка тобой создаваемого Иногда доносится из‑за стеклянной стены до него твой голос (когда ты кричишь слишком громко): „измените мир! сделайте мир справедливым!“ — но мужчине незачем менять мир. Такое устройство ему удобно и выгодно. Он лучше устроит новую войну, которая истребит твоих детей».

Татьяна Мамонова в статье «Роды человеческие»

Как пишет Анна Нижник в предисловии к переизданию альманаха, феминистское диссидентское движение чувствовало себя очень одиноко: с одной стороны их преследовало КГБ, с другой — отталкивало сообщество диссидентов-мужчин, считая, что женские проблемы не заслуживают такого внимания. Однако отмечает, что выпуск получил большое признание у французских феминисток.

Деятельность Мамоновой, Горичевой, Малаховской и других авторок альманаха привлекла внимание КГБ. Их вызывали на «профилактические беседы», проводили обыски, прослушивали телефонные разговоры. Тем не менее журналистки не прекратили работу — продолжением «Женщины и России» стал журнал «Мария», также выходивший в самиздате. Редакция проводила конференции и устраивала женский клуб, а также выступала против войны в Афганистане. Однако журнал также продержался недолго: в 1980 году Малаховская, Горичева и Мамонова эмигрировали из страны. Татьяна Мамонова продолжала свою активистскую деятельность во Франции.

Что в итоге

В эпоху перестройки государство теряет контроль над частной жизнью граждан и возможность устанавливать эталонные представления о мужчинах и женщинах. Появляется место для дискуссии, а также публикуются многие неизданные ранее материалы. Однако вплоть до распада СССР гендерный порядок остается без изменений. По мнению Россман, провальный проект эмансипации — одна из причин, по которой современные российские женщины настороженно относятся к идее равноправия.

ВЗГЛЯД / Каждая женщина – феминистка :: Автор Татьяна Сухарева

Не каждая это осознает, и не каждая готова признаться. Перед тем как большинство прочитавших название будет рвать на себе рубаху и кричать: «Я не феминистка», ответьте, пожалуйста, на простейшие вопросы.

Возможность работать хотелось бы иметь, не правда ли?

1. Допускаю, что вы не хотите получать высшее образование или высшее техническое образование или хотите с ним повременить (сначала создать семью, родить или погулять). Но устроит ли вас, что вам будет запрещено получать образование только на основании того, что вы женщина?

2. Понимаю, что вы ненавидите политику (и не без оснований), считаете ее грязным делом и ни на какие выборы не ходите и уж тем более никуда не баллотируетесь. Но устроит ли вас, что вас полностью лишат избирательных прав только на основании того, что вы женщина? Что вы не сможете проголосовать даже единственный раз в жизни, когда это будет для вас важно, только на основании того, что вы женщина?

3. Пусть, если бы у вас была бы возможность, вы бы никогда не работали. Может быть, вам бы понравилось покупать дорогие шубы, ездить на крутых машинах и на яхте, притом чтобы это оплатил кто-то еще. Но вряд ли вас устроит запрет работать только на основании того, что вы женщина, не так ли? На всякий случай, возможность работать хотелось бы иметь, не правда ли?

4. Вам не бывает обидно, когда водитель такси, который везет вас на вокзал или в аэропорт, посреди дороги начинает кричать: «Да какой урод разрешил бабам права выдавать? Баба за рулем – обезьяна с гранатой».

Можно задать еще много подобных вопросов.

Когда девочка рождается, у нее нет в мозгах стереотипов о том, что мужчины главнее, ценнее, что главой семьи должен быть муж, что удел мужчины – руководить, а женщин – обслуживать и рожать. Ее мозги еще не промыты. Промывание мозгов начинается позже, в процессе социализации. 

Патриархальными СМИ упорно внедряется в общественное сознание установка о том, что феминистки – это этакие страшные монстры, без семьи, обделенные мужским вниманием (а что может быть страшнее, чем быть обделенной мужским вниманием? Да уж лучше атомная бомба на голову пусть упадет).

Акции феминисток в защиту прав женщин замалчиваются, а вырванные из контекста слова и действия феминисток, которые вызовут скорее негативную реакцию, активно тиражируются СМИ.

Негативное мнение о феминизме обязательно подчеркнут мнением «авторитетов». И, конечно, патриарха, который называет феминизм «опасным явлением», так как он пропагандирует свободу женщин вне брака. И протоиреев вроде Смирнова и Чаплина. А уж не соглашаться с мнением патриарха – это вообще страшный грех, за который, как только подумаешь, будешь отправлена в ад жариться на сковородке.

В таких условиях мало кто из женщин открыто назовет себя феминисткой. Когда я баллотировалась в Мосгордуму, мне советовали в штабе: «Не вздумайте назвать себя феминисткой, вся кампания тогда пойдет псу под хвост».

Многие женщины имеют искаженное представление о феминизме.

Главное возражение – я мужчин люблю. Вот именно что любишь, а не выдали тебя замуж за того, который посватался к твоему отцу без всякой там любви. И именно мужчин, которых ты вольна менять и которых у тебя может быть много.

Еще одно популярное возражение – это феминистки виноваты, что мужчины перестали за нами ухаживать, что перед нами никто не открывает дверь и мы сами вынуждены таскать тяжелые сумки.

Постойте, постойте, а при чем тут феминистки? Это патриархат так избаловал мужчин, что они считают себя ценными и безо всяких там мелочей в виде ухаживаний. А эти самые тяжелые сумки вы для кого набираете? Неужели для одной себя?

Помню, как на первой работе пожилая женщина заходила в лифт с двумя тяжеленными сумками. «Куда опять столько набрала?» – следовал традиционный вопрос. «Мужиков кормить», – был не менее традиционный ответ. Мужиков – это значит мужа и двух взрослых сыновей.

Хотелось бы порекомендовать женщинам, которые начитались и наслушались негативной информации о феминизме, почитать пару-тройку книг самих феминисток. К примеру, очень интересная работа «Второй пол» Симоны де Бовуар. Или зайти в сообщества феминисток. Хуже от этого не будет. И феминисткой не станете, не бойтесь. Просто у вас будет две точки зрения, а не одна. А лишние знания не повредят.

А если вы просто боитесь назвать себя феминисткой, проведите простой эксперимент. Скажите мужчине: «Я – феминистка». И проследите за реакцией.

По своему опыту могу сказать, что мужчины начинают осторожнее подбирать слова, которые могут быть расценены как мизогинные, извиняться за мат и за некстати вылетевшие фразы про «обезьян с гранатами». От этого вам станет хуже? Вряд ли.

Международный женский день 2023: 35 феминистских икон, которые мы любим сегодня

Международный женский день 2023 уже наступил, и если вы когда-нибудь чувствовали, что вам нужен бегущий список исключительных феминистских икон, чтобы поднять вас, вы попали в нужное место .

Мы собрали 30 современных феминисток, которые ежедневно вдохновляют нас своими делами, словами и наследием. От новаторских легенд, которые уже давно борются за основные свободы, до восходящих звезд, которые знакомят с движением совершенно новое поколение, эти лидеры прокладывают путь вперед для женщин и девочек во всем мире.

1. Лиззо

За годы, прошедшие после ее прорывного выступления на Гластонбери в 2019 году, Лиззо говорила обо всем, от стыда за тело до институционального расизма в музыкальной индустрии. Она хладнокровно продемонстрировала, как легко быть союзником небинарных людей, поправив папарацци, когда они неверно определили пол Деми Ловато, и призвала людей во всем мире полюбить себя.

Кевин Мазур

2. Микаэла Коэл

Микаэла сделала себе имя благодаря получившему признание критиков сериалу BBC Three, Chewing Gum , а также снявшись в главных ролях в Black Mirror и Top Boy . В 2020 году она выпустила лучшее телешоу года: Я могу уничтожить тебя , в котором, частично основанном на собственном опыте Микаэлы, рассказывается о молодой женщине, пережившей последствия изнасилования.

Как будто четырех премий BAFTA было недостаточно, Микаэла отказалась от сделки на 1 миллион долларов с Netflix, в результате которой она потеряла бы авторские права на свою работу, заявив в программе Women’s Hour на BBC Radio 4: «На этом этапе трудно сказать людям: Доверяйте своей интуиции и следуйте своим инстинктам», потому что это не всегда очень полезное предложение, но это то, что я сделал в той ситуации, и я очень рад, что сделал».

Джефф Кравиц

Самый популярный

3. Зара Султана

В то время, когда процветает недоверие к политикам, Зара Султана — член парламента от Южного Ковентри — неоднократно использовала ее платформа для выступления против исламофобии, насилия в отношении женщин и нехватки продовольствия.

Дэвид М. Бенетт

4. Меган Маркл, герцогиня Сассекская

В 2020 году Меган Маркл и ее муж, принц Гарри, отказались от королевских обязанностей, заявив, что терпят расизм со стороны королевской семьи и британцев. нажимать. При этом она показала миру (особенно молодым девушкам и женщинам) другую версию счастливой жизни, которую мы привыкли ожидать от принцесс. С тех пор она запустила 40×40, кампанию, в которой людей во всем мире просят потратить 40 минут своего времени на наставничество женщин, возвращающихся на работу.

Тейлор Хилл

Самые популярные

5. Ванесса Накате

9 0002 Угандийский климатический активист провел несколько месяцев в качестве одинокого протестующего возле парламента Уганды после того, как был обеспокоен температуры в стране. Выступая вместе с Гретой Тунберг на мероприятии Youth5Climate в Милане в 2021 году, Ванесса отметила: «Африка является самым низким источником выбросов CO2 на всех континентах, за исключением Антарктиды», добавив: их средства к существованию».

В интервью с Анджелиной Джоли для журнала Time Ванесса назвала обеление и спасение белых в рамках движения за климатическую справедливость, заявив: «Каждый климатический активист должен выступать за расовую справедливость, потому что, если ваша климатическая справедливость не затрагивает наиболее пострадавшие сообщества , то это вовсе не справедливость».

Mondadori Portfolio

6. Минди Калинг

Минди Калинг давно выступает за права женщин и представительство Южной Азии в индустрии развлечений. Ее последний комедийно-драматический сериал, Never Have I Ever, , в котором рассказывается история взросления индийско-американской девочки-подростка в первом поколении, получил высокую оценку за изображение подростковой жизни с точки зрения Минди. В интервью The New York Times она сказала: «Для всех нас в комнате писателей, особенно для тех из нас, кто был детьми иммигрантов, которые составляли большую часть моих сотрудников, речь шла о том, чтобы поделиться этими историями о чувствах». другой’.»

Стефани Кинан

Самые популярные

7. Эван Рэйчел Вуд

то, что произошло, никогда не видело никого обвиненным в том, что они сделали. Неудивительно, что многие жертвы сексуальных посягательств и изнасилований предпочитают не говорить об этом. Тем не менее, Эван Рэйчел Вуд — одна из женщин, оспаривающих это повествование, после того как она открылась мощным заявлением о якобы изнасиловании и жестоком обращении со стороны своего бывшего партнера Мэрилина Мэнсона, сказав: «Я поддерживаю многих жертв, которые больше не будут тихий. »

Мэрилин Мэнсон отверг обвинения.

Вера Андерсон

8. Дон Батлер

В качестве члена парламента от Brent Central Дон Батлер проводила кампании по целому ряду вопросов, от реформирования полиции до повышения осведомленности о тестировании на ВИЧ. В период с 2017 по 2020 год она также занимала пост теневого министра по делам женщин и равноправию лейбористской партии и ранее была первой избранной чернокожей женщиной-министром в правительстве Великобритании.

Дэвид М. Бенетт

Самые популярные

9. Лана Кондор

В Всем парням, которых я любила раньше , Лана Кондор была одной из первых американок азиатского происхождения, сыгравших главную роль в романтическая комедия для молодых взрослых. С тех пор она использовала свою платформу, чтобы говорить о важности азиатско-американского представительства, рассказывая Бюсту: «Количество молодых азиатско-американских женщин и мам, которые подошли ко мне и сказали, что чувствуют себя замеченными, и они так гордятся быть представленный был чрезвычайно трогательным».

Родриго Варела

10. Манро Бергдорф

Постоянно находясь в авангарде британской активности, Манро Бергдорф является британской моделью, которая также возглавляла кампании красоты, основанные на гендерной изменчивости. Она сильная и откровенная феминистка, не боящаяся называть нашу несправедливость или лицемерие там, где она их видит, или отстаивать то, во что верит.

  • 11. Александрия Окасио-Кортес

    Александрия Окасио-Кортез стала чем-то вроде феминистской иконы в политике США, используя свое положение (она была избрана в Конгресс в январе 2019 года), чтобы бросить вызов существующему положению, искать коррупцию и , да, защищать женщин и меньшинства. Она была одета в суфражистку в белом на адресе Трампа о положении в профсоюзе и привела на свидание активистку-феминистку Ану Марию Арчиллу, обе они носили значки с надписью: «Женщины с хорошим поведением редко делают историю». тоже

    Getty Images

    12. Анджела Дэвис

    Задолго до того, как Диор сказал нам: «Мы все должны быть феминистками», оригинальной феминистской футболкой была «Свободная Анджела» — часть культурно-массового движения за освобождение политической активистки и преподавателя университета. Анджела Дэвис после незаконного заключения в начале 1970-х годов. С тех пор она была активным борцом как за гражданские права, так и за феминистские движения, не боясь бросить вызов всем, от ФБР до президента США. Она по-прежнему известна своей неутомимой активностью, которая продолжается и по сей день.

    Getty Images

    Самые популярные

    13. Фиби Уоллер-Бридж 900 03

    Автор Killing Eve и Fleabag представил некоторых из лучших женщин, которых мы когда-либо видели. давно видели по телевизору: кровожадный, непохожий, ранимый, сильный, хрупкий и блестящий. Ее откровенно феминистская позиция проявляется во всех ее работах, когда она анализирует, что значит быть феминисткой, рассматривает вопросы от порнографии и образа тела до грязных и красивых тонкостей женской дружбы. Долго может продолжаться ее господство над нашими экранами.

    Getty Images

    14. Роксана Гей

    Роксана, одна из лучших и ярких представительниц современного феминизма, часто публикуется в New York Times и является автором нескольких книг, в том числе сборника эссе «Плохая феминистка » и ее мощные воспоминания об образе тела: Голод . Она откровенна в своей деятельности, а ее работа посвящена феминистским и расовым проблемам, что сделало ее своевременным борцом за права женщин и бодипозитив.

    Getty Images

    Самые популярные

    15. Лаверн Кокс

    У Лаверн Кокс много новинок: она первая открыто трансгендерная женщина, номинированная на премию «Эмми» в актерская категория, первая, кто выиграл дневную премию «Эмми» и появился на обложке журналов Time и Cosmopolitan. Помимо своих потрясающих актерских навыков, она, конечно же, является ведущей фигурой в трансгендерном сообществе и часто находится на передовой, борясь за проблемы ЛГБТКИА+ и гендерное равенство.

    Getty Images

    16. Эмма Радукану

    В 2021 году Эмма Радукану ворвалась на наши телеэкраны, став самой молодой британкой, дошедшей до 1/8 финала Уимблдона. Затем она поразила всех нас своей победой (да, выиграла ) US Open и BBC Sports Personality of the Year — первая женщина, получившая награду за 15 лет. Ее героизм принес ей приглашение на Met Gala 2021, где она с ног до головы блистала в Chanel. Мы упоминали, что ей всего 19 лет?

    Дэвид М. Бенетт

    Самый популярный

    17. Малала Юсуфзай 9 0003

    Храбрый — слово, часто приписываемое активистам, но нигде оно не кажется более подходящим, чем при обсуждении Малалы, которая буквально чуть не умерла за свое дело. Застреленная талибами в 2012 году по дороге домой из школы, Малала стала международной сенсацией за то, что мужественно продолжала свою борьбу за женское образование, часто запрещаемое талибами, в ее родном Пакистане, несмотря на такие реальные угрозы. После выздоровления она продолжает свою борьбу и по сей день, основав фонд Малала, который поддерживает женское образование во всем мире.

    Getty Images

    18. Тарана Берк

    Тарана Берк, пожизненная активистка и общественный деятель, наконец-то получила заслуженное признание, когда ее движение #MeToo стало невероятно вирусным после скандала с Вайнштейном. Она была названа одним из людей года по версии журнала Time в 2017 году, и мир осознал ее неутомимую феминистскую организацию и поддержку жертв сексуального насилия. В настоящее время она является старшим директором организации «Девочки за гендерное равенство».

    Getty Images

    Самые популярные

    19. Лена Уэйтхе

    9 0002 Одна из самых ярких молодых пионеров Голливуда, Лена стала первой афроамериканкой, получившей премию «Эмми» за писательство; для шоу Netflix Master of None . Она отвечает за создание и продюсирование некоторых из самых захватывающих и разнообразных шоу и фильмов, от «Дорогие белые люди » до «Чи 9». 0020 . Она активистка за права геев и выступает за представительство в СМИ, говоря, что ее работа на экране важна: «Я не знаю, видели ли мы раньше… лесбиянку в бейсболке по телевизору».

    Getty Images

    20. Серена Уильямс

    Серена Уильямс — величайшая теннисистка нашего поколения, а также одна из самых гордых феминисток. Властная и не стесняющаяся призывать к сексизму всякий раз, когда она его видит, она так же откровенна в отношении материнства, как и в отношении турниров Большого шлема. В 2018 году она, как известно, высказалась о расизме в индустрии здравоохранения, который мог иметь опасные для жизни последствия после того, как ее опасения по поводу легочной эмболии были отклонены после рождения дочери Алексис Олимпия.

    Getty Images

    Самые популярные

    21. София Жирау

    9 0002 София Жирау вошла в историю в 2022 году, став первой моделью нижнего белья Victoria’s Secret с синдромом Дауна. Она поделилась невероятной новостью в Instagram, написав: «Однажды я мечтала об этом, я работала над этим, и сегодня мечта сбылась. Наконец-то я могу раскрыть вам свой большой секрет. Я первая модель Victoria’s Secret с синдромом Дауна. !”

    EVA MARIE UZCATEGUI

    22. Элис Вонг

    Элис Вонг — писательница и активистка в области инвалидности, которая основала проект Disability Visibility Project, который «посвящен созданию, обмену и популяризации медиа и культуры инвалидов». В последнее десятилетие она работала в Национальном совете США по делам инвалидов, который консультирует президента и Конгресс по вопросам, касающимся людей с ограниченными возможностями. Она также редактировала антологию эссе людей с ограниченными возможностями, .Видимость инвалидности: истории от первого лица из двадцать первого века . 23. Зендая

    Трудовая этика Зендаи действительно отличается. Только за последний год она снялась в фильмах Дюна, Человек-Паук: Нет пути домой , Малкольм и Мари и Эйфория . Она также была ярким примером современного феминизма, говоря Seventeen: «[Феминизм должен охватывать] женщин, которые похожи на вас, женщин, которые не похожи на вас, женщин, чей опыт отличается от вашего. Это означает чернокожих женщин, это означает трансгендерных женщин, это означает всех женщин».0003

    Она добавила: «Если я когда-нибудь стану режиссером, я знаю, что главными героями моих фильмов всегда будут чернокожие женщины».

    Пул

    24. Хантер Шафер

    Несомненно, одна из главных звезд сериала HBO Euphoria , Хантер Шафер высказался о роли трансгендерных женщин в Голливуде, заявив британскому Vogue: женщины, у которых есть миры внутри себя, которые заслуживают того, чтобы быть частью мира кинопроизводства, и мы очень способны сыграть любую актерскую роль».

    Джефф Кравиц

    Самый популярный

    25. Роуз Матафео

    Роуз Матафео играет главную роль в сериале Starstruck, об обычной (но очень смешной) женщине. который оказывается в отношениях с известным актером.

    В своем интервью журналу GLAMOUR Роуз рассказала об ограниченных ролях, доступных женщинам, сказав: «Есть что-то мощное в том, чтобы видеть женщин на экране с хорошими репликами […] Я действительно думаю, что это странно угрожающая вещь — когда женщины смешнее мужчин. . Например, я нахожу большинство женщин более забавными, чем мужчины, но я не думаю, что большинство мужчин так считают. И мне нравится, что я могу воплотить в жизнь персонажа, который не стыдится быть забавным».

    Дэвид М. Бенетт

    26. Кеке Палмер

    Помимо проведения Met Gala 2021 (и создания нового тренда TikTok), Кеке Палмер была преданным сторонником расовой справедливости и расширения прав и возможностей женщин. Она использовала свой вступительный монолог на VMA в 2020 году, чтобы бросить вызов жестокости полиции в США, сказав: «Хватит. То, что мы только что видели в Кеноше, штат Висконсин, [где темнокожий мужчина по имени Джейкоб Блэк был застрелен и серьезно ранен полицейским], является еще одним разрушительным напоминанием о том, что мы не можем остановиться, что мы никогда не потерпим жестокости полиции или любой несправедливости. , мы должны продолжать борьбу, чтобы покончить с системным расизмом».

    Димитриос Камбурис

    Самые популярные

    27. Памела Андерсон 9 0003

    Защитная деятельность Памелы Андерсон насчитывает десятилетия, в том числе повышение осведомленности о жестоком обращении с животными и правах коренных народов. Хотя ее феминизм, возможно, не соответствует ожиданиям других (ранее она описывала движение #MeToo как «слишком много»), она последовательно сопротивлялась предположению, что не интересуется политикой, говоря:

    «Я активист, и я делаю это не для себя […] Я делаю это для животных и людей, которые уязвимы и не могут говорить сами за себя. У меня никогда не было намерения получить признание за что-либо из этого, и люди просто замечают».

    Майкл Безджян

    28. Эшли Грэм

    Эшли Грэм – одна из самых известных моделей всех времен. И все же каким-то образом у нее все еще есть достаточно времени, чтобы бросить вызов вредным нарративам о телесном образе. В своем интервью журналу GLAMOUR она сказала: «Вы должны, если у вас нет бодипозитива внутри себя, возможно, подумать об этом с точки зрения принятия тела. Помните, что это ваше единственное тело, которое вам дано. Относитесь к нему хорошо, говорите с ним по-доброму и помните, что молодые люди вокруг вас смотрят».

    Фотоархив CBS

    Самые популярные

    29. Айслинг Би

    Актер и комик заставлял людей смеяться долгие годы своими ролями в This Way Up , Living С собой и Дом, милый дом один . Она выступает за устойчивую моду, осуждала сексизм в комедиях и не обращала внимания на сексистские заголовки. Одним словом, мы любим ее.

    Samir Hussein

    30. Ким Кардашьян

    Ким Кардашьян была уволена и недооценена с тех пор, как она впервые появилась на наших экранах в Идти в ногу с кардашцами . С тех пор она зарекомендовала себя как лицо Balenciaga, запустила несколько успешных бизнесов и навсегда изменила культуру знаменитостей.

    Готэм

    Самые популярные

    31. Ким Кэттролл

    Наиболее известна как задира, электростанция Саманта Джонс в сериале «Секс в большом городе », за который она получила пять номинаций на премию «Эмми» и четыре номинации на премию «Золотой глобус», выиграв «Золотой глобус» 2002 года за лучшую женскую роль второго плана (ничего страшного) — Ким До сих пор у Кэтролла была неплохая карьера. И вдобавок ко всем своим обязательствам на красной ковровой дорожке и звонкам на съемочную площадку, актрисе удалось найти время для поддержки благотворительных организаций, включая AIDS LIFE, Clothing Off Our Back и Comic Relief, а также получить две почетные степени и позаботиться о наставничестве. молодые актрисы, надеющиеся добиться успеха.

    Джейми МакКарти

    32. Чарли Крэггс

    Обозреватель журнала Glamour UK , мы не смогли бы составить список феминистских икон без неподражаемой Чарли Крэггс. Удостоенная наград транс-активистка, ставшая актрисой, озвучила Клео Проктор в «Доктор Кто» и «голос сообщества» согласно Vogue . В 2017 году запустил проект Nail Transphobia, используя его для изменения отношения людей к трансгендерам, по одному маникюру за раз. Она была номером один на The Guardian в списке новых радикалов 2016 года и указан как один из самых влиятельных ЛГБТИ-людей в Великобритании согласно The Independent. Мы уверены, что не только мы вдохновлены ее радикальным и влиятельным голосом в борьбе за равенство.

    Джо Махер

    Самые популярные

    33. Джасинда Арден

    Бывший премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Арден является образцом того, как именно должен вести себя лидер (кашель, кхм, наше нынешнее правительство). За шесть лет своей работы она внедрила флагманский семейный пакет (который увеличил оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 26 недель и ввел еженедельную универсальную выплату BestStart для семей с низким и средним уровнем дохода с маленькими детьми), запустила пилотную программу школьных обедов для помощь в сокращении детской бедности, помощь в предоставлении бесплатных средств гигиены во время менструации в школах и устойчивое повышение национальной минимальной заработной платы. И это только верхушка айсберга. Когда она ушла в отставку в начале этого года, Арден процитировала: «Я человек; политики — люди. Мы отдаем все, что можем, пока можем. А потом пора. А мне пора». И рассказала, как ей не терпелось увидеть, как ее сын пойдет в школу и «наконец-то» женится на своем давнем партнере. Потеря мира — это приобретение ее семьи.

    Фил Уолтер

    34. Рэй

    Рэйчел Агата Кин, профессионально известная как Рэй, британская певица и автор песен. Она прославилась после того, как снялась в синглах By Your Side Джонаса Блю, You Don’t Know Me Джакса и Bed Джоэла Корри и Дэвида Гетты, которые помогли ей заработать платину. статус сертификатов BPI. Помимо своей музыки, Рэй также написала треки для других артистов, включая Бейонсе, Little Mix, John Legend и Ellie Goulding, а в 2019 годуона была награждена премией BMI в знак признания ее новаторского мастерства, творческого видения и влияния на будущее музыки. В довершение всего, она была номинирована на четыре премии Brit Awards, две премии Ivor Novello Awards и вошла в шорт-лист опроса BBC Sound of… в 2017 году, заняв третье место.

    Самые популярные

    Бурак Чинги

    35. Джамила Джамиль 905 50 Джамила Джамиль, активный борец за психическое здоровье и обмен сообщениями с изображением токсичного тела, прославилась, когда начала выступать на T4, и с тех пор использовала свою платформу, чтобы выступать от имени тех, чей голос не всегда слышен из-за шума, а иногда даже тех, кто это делает, включая Меган Маркл, которую она похвалила за то, что она была голосом для других женщин, когда герцогиня впервые начала получать онлайн. ненавидеть. За свою медийную карьеру Джамиль также вошла в историю радио, став первой сольной ведущей 9-го радио.0019 Чарт-шоу BBC Radio.  

    Эмма Макинтайр

    Вы можете ознакомиться с другими материалами GLAMOUR’S, посвященными Международному женскому дню , здесь .

    61% американок считают себя феминистками; многие считают, что этот термин расширяет возможности, поляризует

    Активистка участвует в Женском марше 20 января 2018 г. в Лос-Анджелесе, Калифорния. (Сара Моррис/Getty Images)

    С первых дней движения за права женщин в США термин «феминистка» был источником многочисленных споров. Даже в 2020 году – через 100 лет после прохождения 19Поправка, которая предоставила женщинам право голоса. Согласно новому опросу Pew Research Center, американцы расходятся во мнениях относительно того, насколько хорошо этот термин описывает их и как они видят движение.

    Как мы это сделали

    Исследовательский центр Пью провел это исследование, чтобы понять взгляды американцев на феминизм в связи со 100-летием предоставления женщинам права голоса. Для этого анализа мы опросили 3143 взрослых американцев в марте и апреле 2020 года, включая избыточную выборку чернокожих и латиноамериканцев. Опрошенные взрослые являются членами KnowledgePanel Ipsos Public Affairs, группы онлайн-опросов, которая набирается путем случайной выборки адресов проживания, номеров стационарных и мобильных телефонов по всей стране. KnowledgePanel предоставляет доступ в Интернет для тех, у кого его нет, и, при необходимости, устройство для доступа в Интернет, когда они присоединяются к панели. Чтобы результаты этого опроса отражали сбалансированный срез населения страны, данные взвешиваются, чтобы соответствовать взрослому населению США по полу, возрасту, образованию, расе, этнической принадлежности и другим категориям. Опрос проводился на английском и испанском языках.

    Вот вопросы, используемые для этого отчета, а также ответы и его методология.

    Примерно шесть из десяти современных женщин в США говорят, что термин «феминистка» описывает их очень хорошо (19%) или отчасти (42%). Но, согласно опросу, степень, в которой женщины считают себя феминистками, существенно различается в зависимости от возраста, образования и политической партии.

    Большинство женщин всех возрастных групп говорят, что слово «феминистка» описывает их хотя бы в какой-то степени хорошо, но люди в возрасте от 50 до 64 лет реже всего говорят, что это описывает их очень хорошо . Только 12% в этой возрастной группе говорят об этом по сравнению с 27% женщин в возрасте от 18 до 29 лет, 19% женщин в возрасте от 30 до 49 лет и 20% женщин в возрасте 65 лет и старше.

    Около семи из десяти женщин со степенью не ниже бакалавра (72%) говорят, что термин «феминистка» описывает их очень или в некоторой степени хорошо, по сравнению с 56% женщин с более низким уровнем образования.

    Между женщинами также существуют резкие партийные разногласия. Три четверти женщин-демократов и сторонников демократов говорят, что термин «феминистка» описывает их очень или в некоторой степени хорошо, по сравнению с 42% женщин-республиканцев и сторонников республиканцев.

    Среди женщин-демократов те, у кого есть степень бакалавра или выше, чаще, чем менее образованные, говорят, что феминистки хорошо описывают их. На самом деле, 37% говорят, что этот термин описывает их очень хорошо. Среди женщин-республиканцев те, у кого есть хотя бы степень бакалавра, не чаще, чем менее образованные, считают себя феминистками.

    Женщины не единственные, кто идентифицирует себя с термином феминистка. Четверо из десяти мужчин в Соединенных Штатах говорят, что этот термин хотя бы в какой-то степени хорошо их описывает. Мужчины-демократы более чем в два раза чаще, чем их коллеги-республиканцы, говорят, что феминистки хорошо описывают их (54% против 26%). И, как и женщины, мужчины со степенью бакалавра или выше чаще, чем менее образованные, говорят, что этот термин описывает их хотя бы в какой-то степени хорошо (46% против 37%).

    Большинство американцев говорят, что феминизм расширяет возможности, но многие также считают его поляризующим

    В целом общественность считает, что феминистское движение способствовало продвижению прав женщин в США: 22% говорят, что оно сделало очень много, а 48% считают, что это сделано изрядно. Но общественность неоднозначно относится к тому, как выглядит феминизм сегодня. Большинство американцев (64%) говорят, что феминизм расширяет возможности, а 42% считают его инклюзивным. В то же время 45% говорят, что он противоречивый, а 30% говорят, что он устарел.

    Примечательно, что многие из тех, кто идентифицирует себя как феминистка, критически относятся к феминистскому движению. Например, 43% взрослых, которые говорят, что феминизм описывает их очень или в некоторой степени хорошо, также говорят, что феминизм поляризационный, а 45% не назвали бы его инклюзивным.

    Женщины чаще, чем мужчины, ассоциируют феминизм с положительными качествами, такими как расширение возможностей и инклюзивность, в то время как мужчины чаще, чем женщины, считают феминизм поляризующим и устаревшим. Тем не менее, шесть из десяти мужчин говорят, что феминизм расширяет их возможности.

    Среди женщин существуют некоторые ключевые различия по демографическим группам. Женщины моложе 50 лет чаще, чем их коллеги постарше, говорят, что феминизм расширяет возможности (73% против 63%). Женщины моложе 30 лет выделяются тем, что чаще всего говорят, что феминизм инклюзивен (56% так считают), и реже всего говорят, что он устарел (только 17% считают, что это так).

    Женщины с высшим образованием имеют несколько иные взгляды на феминизм, чем менее образованные женщины. Те, у кого есть степень бакалавра или более высокий уровень образования, с большей вероятностью говорят, что феминизм расширяет возможности (76% против 64% тех, кто имеет какое-либо высшее образование или ниже) и инклюзивен (54% против 41%). рассматривать его как поляризующий (50% против 34%).

    Во взглядах на феминизм также существуют большие партийные пробелы. В то время как 76% демократов говорят, что феминизм расширяет возможности, только 49% республиканцев говорят то же самое. Точно так же демократы чаще, чем республиканцы, считают феминизм инклюзивным (51% против 32%). Со своей стороны, республиканцы чаще, чем их коллеги-демократы, говорят, что феминизм поляризует (51% против 40%), и примерно в два раза чаще говорят, что он устарел (42% против 20%).

    Эти партизанские паттерны одинаково проявляются среди женщин и мужчин. Женщины-демократы гораздо чаще, чем женщины-республиканцы, считают феминизм расширением прав и возможностей (77% против 56%) и инклюзивностью (53% против 36%). Женщины-республиканцы в два раза чаще, чем женщины-демократы, говорят, что феминизм устарел (36% против 18%).

    Существуют также расовые и этнические различия в том, как люди относятся к феминизму. Белые взрослые чаще, чем черные и латиноамериканские взрослые, связывают феминизм с негативными характеристиками. Примерно половина взрослых белых (49%) говорят, что феминизм вызывает поляризацию, по сравнению с 34% чернокожих и 36% взрослых латиноамериканцев. Точно так же, в то время как около трети (32%) белых говорят, что феминизм устарел, примерно каждый четвертый взрослый чернокожий (24%) и латиноамериканец (26%) говорит то же самое. При учете как расы, так и пола сохраняются аналогичные закономерности.

    Примечание. Вот вопросы, использованные в этом отчете, а также ответы, а также его методология.

    ИСПРАВЛЕНИЕ (10 марта 2021 г.): исправлены подзаголовки в диаграммах «Женщины чаще, чем мужчины, приписывают положительные характеристики феминизму» и «Женщины-демократы чаще, чем женщины-республиканцы, положительно относятся к феминизму».

  • Добавить комментарий