ФЕМИНИЗМ • Большая российская энциклопедия
Авторы: И. Н. Тартаковская
ФЕМИНИ́ЗМ (от лат. femina – женщина), общественное и интеллектуальное движение, направленное на достижение равных гражд., политич., социальных и личных прав для женщин, включая равные возможности в области проф. продвижения, оплаты труда и образования. Совр. сторонники Ф. выдвигают также требования равных прав в браке, справедливого распределения семейных обязанностей, защиты от сексуальных домогательств и домашнего насилия, поддерживают право женщин самостоятельно распоряжаться своей жизнью, включая принятие решений, касающихся семейной жизни, сексуальности и деторождения.
Ключевую роль в происхождении Ф. сыграли промышленная революция в Европе и индустриализация (приведшая к отделению рабочего места от дома и впервые создавшая для женщин дилемму между работой для экономич. выживания и домашними обязанностями), а также идеи Просвещения и Французской революции 18 в. о неотъемлемых правах личности, включая гражд. равенство. Хотя на заре капитализма женский труд плохо оплачивался, а женщины среднего класса и вовсе оказались запертыми в рамках семьи, пром. революция создала потенциальный базис для материальной независимости женщин – источник заработка, независимый от семьи, что сразу изменило конфигурацию гендерных отношений. Основы власти мужчины (по крайне мере, в рабочих семьях) оказались подорваны, а женщины получили возможность объединяться в борьбе за свои права как работницы и гражданки.
Условной датой возникновения европ. Ф. как идеологии принято считать публикацию книги англ. писательницы М. Уолстонкрафт «В защиту прав женщин» (1792), в которой в полемике с Ж. Ж. Руссо отстаивается право женщин на образование. Термин «Ф.» введён Ш. Фурье в 1837. Выделяют первую, вторую и третью волны феминизма.
Первая волна
Первая волна Ф. (сер. 19 – нач. 20 вв.) была направлена на борьбу за избирательные и др. гражд. и юридич. права женщин, за их эмансипацию – освобождение от правовых и социальных ограничений и массовое вовлечение в публичную сферу. Феминисток первой волны часто называли суфражистками. После того как в большинстве стран Европы и Сев. Америки женщины в течение кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. получили избират. права, феминистское движение пошло на спад.
Вторая волна
Вторая волна Ф. – зап. интеллектуальное и обществ.-политич. женское движение кон. 1960-х – 1980-х гг., гл. направлением которого стала борьба с дискриминацией по признаку пола и утверждение женской автономии, в т. ч. в области частной жизни (лозунг «Личное есть политическое», выдвинутый авторами сб. «Хроника второго года: освобождение женщин», 1970). Сильное влияние на идеологию Ф. этой волны оказала работа С. де Бовуар «Второй пол» (1949) с её тезисом «женщиной не рождаются, ею становятся», поставившим под сомнение биологич. предопределённость женской судьбы: телесность, сексуальность, репродуктивные способности, экономич. положение рассматривались причинами представления женщины как объекта, скованного границами своей природы (тела) и ситуации. Важной темой этого периода стало разоблачение мифа о «счастливой домохозяйке» как естеств. предназначении женщины, продвигавшегося в средствах массовой информации. В программной книге Б. Фридан (США) «Загадка женственности» (рус. пер. 1994) описывалось, как замкнутые в своём «уютном концлагере» женщины среднего класса страдали от невозможности нормальной самореализации, ставшей источником многочисл. неврозов. В Ф. второй волны выделяют либеральное, социалистич. (марксистское), радикальное и психоаналитич. направления, которые по-разному объясняли происхождение гендерного неравенства, но разделяли общее представление о том, что совр. общество является обществом патриархата. В отличие от Ф. первой волны, делавшего акцент на сходстве мужчин и женщин и на этом основании требовавшего для них равных прав, Ф. второй волны развивался как Ф. различий, настаивая на признании особой роли женщин в обществе. Активное продвижение идеологии Ф. в 1970–80-е гг. привело в ряде стран к принятию антидискриминационных поправок в законодательство, появлению гендерных исследований как академич. дисциплины (см. Гендерная антропология, Гендерная социология, Гендерная психология), разработке программ, направленных на поддержку женщин, во многих междунар. организациях, включая ООН. Однако политич. программа второй волны подверглась критике со стороны феминисток, не принадлежавших к белой расе и среднему классу и утверждавших, что их проблемы фактически не были восприняты и осмыслены в феминистском движении.
Третья волна
Третья волна (с кон. 1980-х – нач. 1990-х гг.) связана с процессами глобализации и транснационализации и включает в себя постколониальный, конструктивистский, постмодернистский и др. направления Ф. На этом этапе делается акцент на разном культурном и социальном содержании понятия «женственность» в разных обществах и признаётся разнообразие теоретич. моделей феминизма.
Феминизм в России
В России женское движение зародилось во 2-й пол. 19 в. Как и в странах Запада, у его истоков стояли жительницы столичных городов, представительницы обеспеченных слоёв. Пути обретения гражд. прав первые рос. феминистки видели в образовании и свободном выборе профессии, в числе первоочередных задач стояла борьба за открытие женских образоват. курсов. Начиная с 1905 происходит радикализация женского движения, созданный в 1905 всерос. «Союз равноправия женщин» выдвинул требования уравнения женщин всех социальных слоёв с мужчинами в политич. и гражд. правах, допущения женщин во все области обществ. и служебной деятельности, совместного обучения женщин с мужчинами. 19.3.1917 перед резиденцией Врем. правительства в С.-Петербурге состоялась 40-тысячная демонстрация женщин, требовавшая предоставления им равных с мужчинами избират. прав.
После Окт. революции 1917 равноправие женщин было закреплено законодательно, принят целый пакет законов, направленный на их эмансипацию в частной жизни и массовое привлечение к трудовой деятельности. Однако феминистские и женские организации оказались под контролем коммунистич. партии и вскоре либо прекратили своё существование, либо их деятельность была сведена к чисто формальным функциям. В кон. 1920-х гг. было объявлено об окончат. решении «женского вопроса» в России. Возрождение Ф. произошло лишь во 2-й пол. 1970-х гг. в рамках правозащитного движения (подготовленный в 1979 самиздатовский альм. «Женщины и Россия», практически на выходе арестованный КГБ; неск. номеров ж. «Мария», вышедших в 1981–82). Возникшие в кон. 1980-х гг. независимые женские группы открыто поставили под сомнение «опыт решения женского вопроса в СССР», в марте 1991 в подмосковной Дубне состоялся Первый независимый женский форум, а в 1992 – Второй независимый женский форум, объединивший более 70 организаций. В 1990-е гг. осн. целью феминистского движения в России было самоопределение движения в контексте гражданского общества. Ныне, однако, лишь небольшое число женских организаций в России в явной форме связывает себя с феминизмом.
Женский блог: феминистка — не чертовка с рогами
- Елена Павленко
- Для BBC News Украина
Автор фото, Униан
Я считаю, что большинство украинских женщин на самом деле разделяют базовые принципы феминизма.
Мы стремимся достойно зарабатывать, иметь защиту от домашнего насилия и распределять домашние обязанности со своими мужьями.
- «Женщиной становятся»: как развивался украинский феминизм
- «»Не поздравляйте меня»: 8 марта и соцсети
- Трюдо признался, что воспитывает своих детей феминистами
Но, несмотря на это, многие женщины все еще враждебно относятся к феминисткам.
Поздравляю, ты — феминистка!
Автор фото, Unsplash / Pete Bellis
Несколько месяцев назад мы сидели со знакомой в кафе и обсуждали акцию #metoo, которая немало нашумела в соцсетях.
Воспоминания о подростковых впечатлениях от навязчивых ухаживаний в общественном транспорте перешли на разговоры о работе и семейных обстоятельствх (знакомая жаловалась на мужа, который даже тарелку за собой не хочет помыть).
И здесь прозвучала эта сакраментальная фраза.
— Нет, я, конечно же, не феминистка, но…
И далее она озвучила несколько основных феминистских постулатов.
Оказалось, что она — за равную оплату труда, и была бы совсем не против, если бы муж хоть иногда готовил ужин, а еще ее бесит, когда коллеги шутят про блондинок за рулем.
Но страшное слово «феминистка» ее пугало. У феминизма как общественного движения не очень хороший имидж в Украине.
Поэтому я считаю нужным «на пальцах» объяснить, что феминистки — это не какие-то чертовки с рогами, мечтающие загнать всех мужчин в гетто.
Феминистки — это большинство из нас.
Право на достойную зарплату
Автор фото, Unsplash / Charlz Gutiérrez De Piñeres
Равная оплата труда — это то, с чего начинался феминизм в середине XIX века. Прошло 150 лет, а воз и ныне там.
Украинка зарабатывает на 27% меньше украинца. По данным Госстата, в течение первой половины 2017 года работник-мужчина в Украине в среднем зарабатывал 7779 грн в месяц, а женщина — только 6243 грн.
Но почему существует такая несправедливость? Сторонники патриархата говорят, что мы сами не хотим работать больше, а стремимся уделять время семье.
Посмотрим на цифры. По данным Бюро гендерных стратегий и бюджетирования, которые ссылаются на исследования Госстата за 2016 год, средний рабочий день мужчины длится 7 часов 48 минут, а женщины — 8 часов 39 минут.
Я не знаю ни одного человека — мужчины или женщины, — который, будучи в здравом уме, выбрал бы такой вариант: работать больше и зарабатывать меньше.
Просто женщинам гораздо труднее найти работу. Если вы женщина, то, наверное, как и я, хоть раз слышали от работодателя вопросы типа: «А когда в декрет?».
Их можно понять. Дети в Украине — это, в основном, забота женщин. Если бы у нас, как в Швеции, декретный отпуск обязательно делили между отцом и матерью, такие вопросы просто не возникали бы, и женщин охотно назначали бы на высокие должности.
А так получается, что женщины, отчаявшись в возможности найти нормальную зарплату, соглашаются на худшие условия.
В декабре прошлого года в своем аккаунте в Twitter министр юстиции Павел Петренко привел такие цифры: 3 млн детей воспитываются в неполных семьях, в основном — материнских. 600 тысяч из них не всегда получают алименты вовремя.
Сейчас невозможно посчитать точно, сколько именно детей воспитывают только матери, сколько — только отцы, а сколько — бабушки с дедушками, потому что последняя перепись населения в Украине проводилась в 2001 году. Тогда материнских семей насчитывалось 76,3% от всех неполных, родительских — 2%, другие же дети из неполных семей воспитывались с другими родственниками.
Поэтому нет ничего необычного, что женщина, которой нечем кормить своего ребенка, согласится на любую зарплату и условия труда.
Если вас такая ситуация возмущает, поздравляю, вы — феминистка.
Право на отдых
Автор фото, Unsplash / Nick Karvounis
Чтобы получить достойную зарплату, нужно постоянно развиваться в своей профессии и приобретать новые знания, учить языки, читать профессиональную литературу. Но есть ли у женщин время на это?
По данным того же исследования Всемирного банка, украинка ежедневно тратит почти 5 часов на неоплачиваемый труд — приготовление пищи, уборку, уход за детьми.
Мужчины уделяют домашним делам всего полтора часа ежедневно.
После работы часть мужчин садятся за ноутбук играть в танки, а женщина встает к плите.
Если вы считаете это несправедливым, поздравляю: вы — феминистка!
Все мои знакомые замужние женщины с детьми очень мало спят — менее шести часов в сутки. О каком повышении квалификации здесь может идти речь?
Представьте, сколько бы мы успевали, если бы наши мужчины взяли на себя, например, уборку?
Право на жизнь
Автор фото, Unsplash / Fernando Brasil
Эксперты Института демографии и социальных исследований в работе «Экономические последствия насилия в отношении женщин в Украине в 2017 году» по заказу Фонда народонаселения ООН, отмечают, что в Украине в прошлом году 600 женщин погибли от последствий гендерно-обусловленного насилия (это не прямой подсчет, а статистическая оценка , полученная с помощью специальных вычислений).
В том же исследовании приводятся и такие данные: более миллиона украинок страдают от домашнего насилия в той или иной форме, но только 10% из них обращаются в полицию.
И вовсе не потому, что им просто нравятся пинки. Жертве домашнего насилия просто некуда идти.
После визита полицейских несчастная женщина остается в тех же условиях один на один с насильником, либо должна где-то искать спасения. А в Исландии, например, насильника принудительно отселяют от жертвы.
Если вам не нравятся побои, и вы не считаете, что женщины и дети сами виноваты в том, что их бьют, если вы поддерживаете создание приютов для жертв семейного насилия и реальных наказаний для насильников — поздравляю: вы — феминистка.
Итак, если вы, как и Конституция Украины, считаете, что у людей «не может быть привилегий или ограничений по признакам пола», то вы — феминистка или профеминистка.
Иными словами — вы нормальный человек, который разделяет ценности современной евроатлантической цивилизации и стремится жить по законам и нормам XXI века, а не Средневековья.
Следите за нашими новостями в Twitter и Telegram
Феминизм: путь к достижению прав для всех женщин и девочек
В Womankind Worldwide наша феминистская позиция не подлежит обсуждению. Мы понимаем, что феминистский подход является ключом к созданию более справедливого и равноправного мира для женщин и девочек. Благодаря феминистскому подходу женщины и девочки могут восстановить свою власть и реализовать свои права.
Мы не извиняемся за необходимость думать и действовать как феминистки и смотреть на мир через призму феминизма.
Наше определение феминизмаВокруг феминизма существует множество заблуждений, поэтому мы хотим поговорить о том, что он означает для нас как организации, стремящейся к глобальной социальной справедливости. А также изучить, что это может означать для людей, стремящихся к большему чувству личной самореализации и самореализации.
Наше определение феминизма является всеобъемлющим:
Феминизм — это путь к достижению гендерного равенства и прав женщин. Он открыт для людей любого пола и из всех слоев общества.
Феминизм — это коллективное и активное преобразование систем угнетения, чтобы женщины, мужчины и гендерно неконформные люди обладали равной властью, ресурсами и правами.
Мы понимаем, что все женщины по-разному переживают угнетение. Мы действуем солидарно с женщинами во всем их разнообразии, чтобы каждый голос был услышан, и у каждого был выбор в отношении своего будущего.
Что мы можем извлечь из этого? Феминизм — это путь. Это линза, через которую можно смотреть на мир. Он также постоянно развивается, поэтому мы все находимся в пути и учимся чему-то по пути. Не бывает «идеальных» феминисток, мы можем прийти такими, какие мы есть, с готовностью учиться и расти, и поэтому мы добры друг к другу.
Зачем нужен феминизм?Феминизм — это прежде всего равенство. Дело не в том, что женщины хотят быть лучше мужчин. Речь идет о равных правах, равном достоинстве и равном доступе к ресурсам и контроле над ними. Речь идет о равном выборе для нашего будущего.
Это еще и мощность. Власть женщин во всем мире подрывается системами, убеждениями и взглядами, благоприятствующими мужчинам: женщины меньше зарабатывают, владеют меньшим количеством земли и имеют меньше политического голоса. Женщины составляют лишь каждый четвертый человек, занимающий политические посты в мире.
Женщины тоже несоразмерно страдают. Пандемия Covid-19 резко облегчила ситуацию, поскольку женщины составляют более 70% мирового персонала здравоохранения, подвергая их большему риску, а также сталкиваясь с всплеском домашнего насилия во время карантина.
В то время как Covid-19 ухудшил положение женщин, скрытая пандемия насилия в отношении женщин и девочек существовала задолго до глобального кризиса в области здравоохранения. Суровая правда заключается в том, что женщины и девочки ежедневно сталкиваются со значительным уровнем насилия во всем мире, причем каждая третья женщина подвергается насилию в течение своей жизни. Оскорбительные отношения, принудительный брак, калечащие операции на женских половых органах, сексуальные домогательства: это ужасный список и для многих жестокая реальность.
Инклюзивное и интерсекциональноеНо гендер — это лишь часть сложной картины. В Womankind мы понимаем, что не все женщины в равной степени сталкиваются с дискриминацией. Перекрывающиеся сферы неблагополучия, вызванные дискриминацией по признаку расы, бедности, инвалидности, сексуальности, религии и т. д., означают, что многие женщины сталкиваются с «сексизмом плюс». Гендер — это лишь одна из сфер, в которой они испытывают негативные последствия власти. Например, женщины с инвалидностью в 2-4 раза чаще подвергаются домашнему насилию, чем женщины без инвалидности. Это причина того, что наш феминизм по своей сути интерсекционален. Чтобы гарантировать, что все женщины и девочки могут заявить о своих правах, мы должны решить многочисленные проблемы, с которыми женщины сталкиваются с дискриминацией.
СОКУЛУХЛЕ ПРОШЛА ОБУЧЕНИЕ ЧЕМПИОНА СООБЩЕСТВА WOMEN’S ACTION GROUP от партнера Womankind. Возвращение властиЗадача восстановления власти женщин лежит в основе любого практического феминизма. Речь идет о признании систем, которые ведут к порабощению женщин и девочек, и о совместной работе над тем, чтобы эти системы больше не существовали. Речь идет о смене власти, чтобы все женщины и девочки могли свободно отстаивать свои права.
Исследования и опыт говорят нам, что изменения происходят наиболее эффективно, когда женщины работают вместе, предпринимая коллективные действия через женские движения. Движения позволяют женщинам обмениваться опытом, организовываться и мобилизоваться, а также иметь коллективный голос, который является эффективным для достижения социальных изменений, будь то отмена сексистских и дискриминационных законов, оспаривание негативных социальных норм и практики или обеспечение улучшенного доступа к услугам. Мы работаем с нашими партнерами над укреплением женских движений, чтобы они могли выступать за перемены на национальном, региональном и международном уровнях.
Освещение женской власти и лидерстваНаша тема Международного женского дня 2021 — «Женская сила и лидерство».
К сожалению, слишком часто женщины не участвуют в процессе принятия решений, и их голоса замалчиваются. Но мы знаем, что, когда женщины работают вместе, они могут отстаивать права женщин и укреплять свои сообщества, создавая более справедливый мир и более устойчивое будущее для всех. В этом году мы хотим обратить внимание на силу женщин, особенно когда они объединяются для коллективных действий. Один из способов сделать это — привлечь внимание партнеров, которые работают над обеспечением участия и лидерства женщин. Посмотрите, что означают власть и лидерство во всем мире.
Индивидуальные действия, коллективное воздействиеИтак, какое место вы занимаете? Что ты можешь сделать? В этом году мы просим вас стать сознательной феминисткой и присоединиться к нам в этом путешествии. Будьте открыты, чтобы учиться и слушать женщин. Будьте готовы изменить свою точку зрения и увидеть мир более ясно через призму феминизма.
Отличное место для начала — играть в Феминистское Бинго!
Феминистское бинго добавляет современный феминистский взгляд к классическому бинго. Это веселая и интерактивная социальная игра, которая побуждает всех нас задуматься и укрепить нашу феминистскую практику, заполняя квадраты и линии и получая по пути награды за благополучие.
Игра продлится 25 дней, начиная с понедельника, 1 марта, и приурочена к Месяцу женской истории и Международному женскому дню в понедельник, 8 марта.
Каждый день вы будете получать новый номер и новое задание, которое заставит вас задуматься и ощутить более глубокий феминизм. Каждое действие может показаться маленьким, но вместе они приводят к большим изменениям. И это хорошо для всех нас. Вместе мы изменим власть. Вместе мы изменим мир.
5 вещей, которые нужно знать, чтобы сделать свой феминизм транс-инклюзивным
Подготовлено Фонд HRC
В сотрудничестве с Ресурсной группой HRC по трансгендерам, союзникам и гендерно-экспансивным сотрудникам и Ресурсной группой по выявлению женщин +
Большинство людей понимают под феминизмом просто «защиту прав женщин на основе равенства полов».
Вот некоторые вещи, которые вы должны знать, чтобы сделать свой феминизм транс-инклюзивным:
1. Транс-женщины — это женщины.
Когда мы говорим женщины, это слово всегда включает трансгендерных женщин. В этом нет никаких «если», «и» или «но». Гендерная идентичность женщины — это ее сокровенное представление о том, что она женщина. Гендерная идентичность транс-женщины не определяет и не ограничивает ее женственность, она просто описывает ее путь к женственности.
«Увидь меня так, как ты видишь своего члена семьи. Увидь меня, как ты видишь своего новорожденного ребенка. Увидь меня, как ты видишь себя.»
2. Трансфобия оскорбительна и вредна.
Многие политики, разработанные для трансгендерных женщин и девочек, от «счетов за туалет» до законодательства против трансгендерных видов спорта, являются суперинвазивными для всех. Счета за туалет, законопроекты, которые направлены на то, чтобы запретить трансгендерам пользоваться туалетами своего пола, требуют от женщин — всех женщин — доказать свою женственность. В одном примере цис-женщину притесняли и велели покинуть туалет Walmart, потому что ее спутали с транс-женщиной. Эта политика оскорбительна и смущает всех, особенно женщин, которые не демонстрируют женственность «традиционным» способом. Законопроекты против транс-спорта, законопроекты, которые направлены на то, чтобы запретить транс-женщинам и девочкам играть в спортивных командах, соответствующих их гендерной идентичности, также требуют от всех женщин доказать свою женственность. Многие законопроекты, которые были услышаны по всей стране, выходят за рамки инвазивных и вредных, а некоторые даже заходят так далеко, что заставляют детей сдавать медицинские заключения с доказательством их гениталий.
В конце концов, антифеминистская идеология хочет контролировать женские тела, в том числе тела трансгендерных женщин.
3. Трансинклюзивность означает интерсекциональность.
Интерсекциональность — это термин, придуманный Кимберле Креншоу, темнокожим американским юристом, борцом за гражданские права и ведущим исследователем критической расовой теории, для описания сложного, кумулятивного способа, которым последствия множественных форм дискриминации (таких как расизм, сексизм и классизм) сочетаются, перекрываются или пересекаются, особенно в опыте маргинализированных лиц или групп. Он также часто используется для обозначения того, как мы сохраняем несколько пересекающихся идентичностей одновременно (например, будучи нигерийско-американским человеком во втором поколении, небинарным человеком).
Феминизм должен учитывать все уникальные и специфические способы маргинализации женщин. Это включает в себя расу, пол, сексуальность и многое другое. Расизм порождает трансфобию, которая затем порождает сексизм и так далее и тому подобное.
Важно указать, каким образом трансфобные идеи уходят корнями в расизм. Если кто-то не соответствует шаблону «традиционной женственности» (т. е. белый, худой и т. д.), он становится другим, и его женственность ставится под сомнение. Чаще всего пол цветных женщин делегитимизируется. Это уходит вглубь веков. Возможно, вы помните, что узнали о ныне печально известной речи Соджорнер Трут под названием «Разве я не женщина». Благодаря этому она утверждает, что с ней обращаются меньше, чем потому, что она черная, и то, как с ней обращаются, конкретно нацелено на ее женственность.
Сегодня цветным женщинам в спорте постоянно приходится доказывать свою женственность. Многие элитные спортсмены, такие как Дути Чанд и Кастер Семеня, были вынуждены предоставить доказательства своей женственности путем инвазивного исследования своих хромосом и уровня тестостерона. Эта борьба не только против трансфобии — она против расизма, сексизма и всех пересечений.
4. Трансгендерные женщины — лидеры феминисток.
Чернокожие и коричневые транс-женщины были и остаются в центре большей части движения за социальную справедливость. Слишком часто чернокожих и коричневых трансгендерных женщин, которые разожгли сегодняшнее движение за равенство ЛГБТК+ и феминизм, игнорировали, а их истории стирали. А в тех случаях, когда в средствах массовой информации говорят о чернокожих и коричневых транс-женщинах, обычно речь идет об их смерти или потоках дезинформации, которые лишают нас нашего достоинства.
5. Ключевое значение имеет сосредоточение внимания на наиболее маргинализированных группах.
В своей основополагающей работе о лесбийском феминизме чернокожих организация Combahee River Collective заявила: «Если бы чернокожие женщины были свободны, это означало бы, что все остальные должны быть свободны, поскольку наша свобода требует разрушения всех систем угнетения. ” Их анализ учит нас тому, что сосредоточение самых маргинальных голосов является необходимой частью любой освободительной работы.
Коллектив реки КомбахиЕсли бы черные женщины были свободны, это означало бы, что все остальные должны быть свободны, поскольку наша свобода требует разрушения всех систем угнетения.
Ваш феминизм должен быть всеобъемлющим везде и каждый день. Феминизм, когда он инклюзивный и интерсекциональный, полезен для всех, включая женщин, представителей других маргинализированных полов и мужчин. Феминизм хорош для всех — и поэтому мы все должны быть феминистками.
Как сказала писательница Али Э.: «Проще говоря: транс-женщины должны быть включены в феминистскую коалицию, потому что мы разделяем некоторый опыт женоненавистничества с цис-женщинами, потому что мы разделяем освободительные цели с феминизмом и потому что наше исключение делает феминизм слабее».
Борьба с антитранс-законодательством
Скажите законодателям штатов прекратить нападать на трансгендерное сообщество НЕМЕДЛЕННО! Ваша подпись будет означать, что мы не отступим, когда эти законодатели придут за нашим сообществом.
Добавьте свое имя
Кампания за права человека сообщает о новостях, событиях и ресурсах Фонд кампании за права человека которые представляют интерес для широкой общественности и продвигают нашу общую миссию для поддержки ЛГБТК+ сообщества.