«Жизненные ценности» — ТОП-7 сочинений 2022 года!
Публикуем свежие сочинения на тему «Жизненные ценности» для учеников 9 класса.
Материалы для самостоятельного написания
30.71%
Готовый вариант сочинения
64.52%
Да я здесь как-то случайно оказался
4.77%
Проголосовало: 21790
Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂
Вариант 1
2093
Вариант 2
663
Вариант 3
611
Вариант 4
476
Вариант 5
351
Вариант 6
327
Вариант 7
317
Этот рейтинг формируется на основании голосования наших читателей. Примите участие в голосовании: поставьте лайк лучшему на ваш взгляд варианту!
Вариант 1
Для каждого человека есть что-то важное в жизни, то чем он руководствуется в принятии решения. Это нечто важное, помогающее построить отношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в нас с самого детства, закладываются нашими родителями.
Так например, Альберт Лиханов, в своем труде размышляет об ответственности, закладываемой в человеке в детстве. Он объясняет, что, будучи детьми, мы зависим от наших родителей и, если мы не способны сберечь, доверенные вещи, то за рассеянность придется отвечать родителям — морально, а в некоторых случаях и материально. Очевидно, именно эту ценность важно получить в раннем возрасте, ведь другая ценность сформироваться просто не сможет!
У каждого человека есть свои жизненные ценности и я – не исключение. Для меня — это книги, из которых я больше узнаю о жизни, учусь справляться с трудностями и просто получаю удовольствие от процесса чтения.
Вариант 2
Жизненные ценности – это то, на чем строится жизнь человека: его принципы, жизненные ориентиры и убеждения. Для кого-то, самым ценным в жизни является материализм: материальный достаток и финансовое благополучие. Другие предпочтут духовные ценности: любовь к ближним, честность по отношению к окружающим, проявление доброты. От выбора ценностей зависит многое: отношение с людьми, осуществление права выбора, принятие важнейших решений в жизни человека.
Проиллюстрировать свою точку зрения хочется на примере сыновей Тараса Бульбы из одноименной повести Николая Гоголя. Андрий предал отца, землю, в которой родился и свой народ. Остап — полная противоположность Андрия. Он остался преданным своей родине до самой смерти. Жизненные ценности этого молодого человека восхищают.
Каким ценностям отдать предпочтения — личное дело каждого. Они помогают человеку комфортно существовать в обществе, принимая правильные решения.
Вариант 3
То, во что мы верим, что дороже всего на свете, то без чего теряем свои цели, ориентиры и даже, самого себя — есть жизненные ценности. Каждый человек обладает чем-то, чем он дорожит — его личными ценностями жизни. Этот человек к чему-то стремится, на кого-то ровняется, ищет пример для подражания.
Поразмышляем о жизненных ценностях на примере мальчика из произведения Яковлева. Он стоит под окнами музыкального училища в ожидании девочки Дианы. Она — будущая скрипачка, а он – жить не может без ее игры на скрипке. В какой-то момент к нему подходит круглолицая девчонка, она зовет нашего героя в свой дом, чтобы попить чай и послушать её ноктюрн. Мальчишка соглашается и следует за этой девочкой. По пути он осознает, что это не он идет с этой девчонкой, да и ее футляр с виолончелью слишком тяжел для него. Попрощавшись, он бежит от свой новой знакомой к себе, к тому мальчику, который ждет свою скрипку под окном. Для него важна только Диана, пусть равнодушная, но его Диана. Он сохранил верность себе, так как в этом кроются его истинные жизненные ценности.
Моя главная ценность в жизни — это здоровый образ жизни. Однажды, когда я пришел на тренировку в спорт клуб я заметил, что из кармана моего товарища выглядывает пачка сигарет. Весь мир тогда рухнул. Я понял, что с этим человеком и его новыми ценностями, мне не по пути.
Вариант 4
Жизненные ценности: что же это такое? Важнейшие вещи и события, вполне, можно считать такими ценностями. Для каждого человека — это что-то своё, ценное лично для него. Кто-то ставит во главу угла получение образования, а кто-то приобретение жилья.
Например, в тексте Токаревой описывается проблема отцов и детей. Оксана невежлива со своей матерью и груба с ней. Ее папа винит во всем себя — это он не сформировал ценностей дочери. Он чувствует, что пришло время для «работы над ошибками» — борьбы за дочь.
Итак, наши приоритеты в жизни влияют не только на нас, но и на окружающих. Правильная расстановка приоритетов делает жизнь проще.
Вариант 5
Добиться успеха. Для кого-то – это самое ценное в жизни. Для меня нет ничего дороже семьи и друзей. Доверие в семье – дорогого стоит, а верные друзья, к сожалению – большая редкость. Как бы ни печально это звучало, но нимало ребят моего возраста часто забывают о том, чем они обязаны своим родителям: жизнью, здоровьем, образованием и всем тем, что у них есть. О чем я мечтаю? Скорее стать взрослым образованным человеком, способным работать и помогать семье. Родители достойны уважения и нашей поддержки.
Уверенность в друзьях — одна из ценностей моей жизни. Они никогда не подводили меня, значит я смогу положиться на них и в будущем!
Вариант 6
Вы когда-нибудь задумывались над значением словосочетания «жизненные ценности»? Говоря проще – это наши жизненные приоритеты. Их отсутствие лишает нашу жизнь всякого смысла. Каждый из нас вкладывает что-то свое в это понятие. Дети могут связывать ценности со своей свободой. Родители, для которых мы всегда остаемся детьми, ценность – это осознание того, что их чадо повзрослело. Они радуются, когда нам нужна их помощь и в те моменты, когда наши родители могут формировать в нас личность.
Таким образом, жизненные ценности могут и должны менять в соответствии этапами нашей жизни, но их связь с близкими людьми — нерушима.
Вариант 7
Жизненные ценности – это система ценностей, формирующая характер личности, ее цели и дальнейшую жизнь. У каждого свои ценности: для одних важны чувство и эмоции, для других — важную роль играет самопознание, а третьих – захватывает материализм. Все это формируется в раннем детстве. Ключевую роль в становлении личности играют наши родители, общество, а также духовное наследие: книги, кино, театр, музыка.
В доказательство своих слов хочу привести пример из текста А. Я. Алексина. Родители волновались за своего ребенка только по тому, что их сын был поздними. Каждый его поступок восхищал отца и мать. Безграничная любовь и опека зародили в личности эгоизм, его самооценка взлетела до небес, однако, мальчишка этим не доволен. Для него самое важное — эта объективная оценка его талантов и самостоятельности.
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
Исследовательская работа по теме: «Жизненные ценности современной молодежи»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Архангельской области
«Каргопольский индустриальный техникум»
(ГАПОУ АО «Каргопольский индустриальный техникум»)
Исследовательская конференция
среди обучающихся
«Молодость. Прогресс. Культура»
Тема: Жизненные ценности современной молодежи
Выполнила:
Согрина Валерия Сергеевна
обучающаяся 316 группы, 1 курс
по профессии «Продавец, контролер – кассир»
Руководитель:
Кожевникова Анна Сергеевна,
мастер производственного обучения
Каргополь
2019 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое изучение жизненных ценностей молодежи………. 5
1.1 Определение понятий «ценность», «жизненные ценности», «жизненные ориентиры»……………………………………….…………………………….5
1.2 Особенности молодежи как социально-психологической группы…..…7
Глава 2. Практическое изучение жизненных ценностей молодежи…………9
2.1 Описание и результаты практического исследования………………….9
Заключение …………………………………………………………………….13
Список использованной литературы .…………………………………….15
Приложение ……………………………….………………………………….. 16
Введение
В социальной структуре общества особое место занимает молодежь. Этой возрастной категории присущи ярко выраженные черты поведения, образа жизни, мышления и мироощущения. От того, каким образом сформируются определенная жизненная позиция молодого человека, его ценностные ориентации, цели, собственные взгляды на окружающую действительность, безусловно, будет зависеть его будущее. На основе ценностей, которые принимает человек, складываются его жизненные приоритеты. Какими будут эти приоритеты – зависит от него.
Жизненные ценности очень важны, потому что они формируют наши отношения, поведение, решения и нас самих. Поэтому, не определив своих жизненных ценностей, невозможно сделать жизнь такой, как мы хотим, потому что для нее просто не будет фундамента. Иногда вопрос ценностей упускают, потому что, кажется, что на него очень трудно ответить. И даже самый решительный человек может не сразу определить, что для него важно, а что второстепенно.
Независимо от времени молодежь остается главным резервом процветания государства, и какие у нее будут ценности, от этого будет зависеть дальнейшая судьба страны. Данная тема считается актуальной, так как обладает большой значимостью в условиях современного мира.
Объект исследования — молодежь в возрасте от 16 до 24 лет (обучающиеся Каргопольского индустриального техникума).
Предмет – жизненные ценности молодежи в современном обществе.
Цель – рассмотреть теоретические аспекты по данной теме и выяснить, какие жизненные ценности являются приоритетными для современной молодежи.
Для достижения сформулированной цели определим следующие задачи:
1) Рассмотреть определения понятий «Ценность», «Жизненные ценности», «Жизненные ориентиры».
2) Охарактеризовать молодёжь как социальную группу, выявить её особенности.
3) Провести социологическое исследование среди обучающихся Каргопольского индустриального техникума.
4) Обработать полученные анкетные данные и представить полученные результаты;
Гипотеза исследования: мы предположили, что для современной молодежи, а в частности для обучающихся Каргопольского индустриального техникума, приоритетной жизненной ценностью является семья.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы;
2) эмпирические: опрос путем анкетирования;
3) математические и статистические: регистрация, шкалирование, ранжирование.
База исследования: ГАПОУ АО «Каргопольский индустриальный техникум». Испытуемые: обучающиеся техникума – 42 человека.
Глава1. Теоретическое изучение жизненных ценностей современной молодежи
1.1 Определение понятий «ценность», «жизненные ценности», «жизненные ориентиры»
Прежде чем мы поговорим о понятии жизненных ценностей непременно нужно выяснить, что же такое ценность вообще.
Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность.
Система ценностей подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Сейчас, как и в прошлом, существуют и признаются такие вечные ценности, как любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, стремление к добру и справедливости, уважение к старшим. Но эти ценности в последнее время начали уступать стремлению человека к абсолютному комфорту, материальному богатству, эгоизму, стремлению к власти. Большинство современных благ и услуг направлены на удовлетворение сегодняшних потребностей и это уже стало прижившейся в обществе нормой. Молодой человек, достигнувший сознательного возраста, сталкивается с проблемами выбора собственных жизненных принципов и приоритетов.
Основными социально-психологическими регуляторами процесса жизнедеятельности человека и одновременно показателями его положения в обществе выступают жизненные ценности и ориентиры. Они определяют тип сознания человека, характер его деятельности, специфику его проблем, потребностей и интересов.
Понять, что значат ценности и ориентиры в жизни людей — очень важно. В зависимости от воспитания и индивидуальных особенностей, каждый человек выбирает для себя ценности, которые считает приоритетными. Реализация значимых для человека приоритетов очень важна для его признания и самоутверждения.
Виды ценностей могут быть самыми разными: объективными, виртуальными, несуществующими в природе (мечты, идеалы), фантастическими. Но в любом случае они обретают статус ценностей при потенциальном или наличном существовании человека, т. е. того, кто способен ценить.
Специфический признак существования ценности – значимость. Значимость – это синоним ценности, но только в том случае, если это положительная значимость. Значения могут быть и отрицательными.
Ценности играют колоссальную, больше того – определяющую роль в жизни людей. Они обладают функциями ориентиров, образуют сложный мир смыслов и символов, составляют основу индивидуальных или коллективных суждений и поступков. В них есть регулятивные и нормативные компоненты.
Жизненные ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для человечества в целом; это ценности, которые образуют цели, мотивы и направленность деятельности людей, о чем они мечтают и к чему они стремятся, достижение чего образует смысл их жизни. Ценности отражают отношение человека к действительности – фактам и событиям, происходящим в жизни, к другим людям и к самому себе. На основе ценностей, которые люди принимают, строятся человеческие отношения, выдвигаются цели деятельности и определяются приоритеты.
На формирование жизненных ориентиров оказывают влияние определенный интеллектуальный уровень развития личности и сила воли. Формирование ориентиров в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни человека и определяется теми жизненными отношениями, в которых он находится.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для каждого из нас жизненные ценности являются основополагающим ориентиром и мотивирующим фактором к достижению поставленных целей.
1.2 Особенности молодёжи как социально-психологической группы.
Молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.
Возрастные границы этой социальной группы достаточно сглажены. К молодёжи чаще всего относят людей в возрасте от 16 до 30 лет. Это период достижения экономической независимости, формирования чувства ответственности за совершенные поступки, выбора профессии и своего места в жизни, становления самосознания и формирования социального статуса личности, выработки мировоззрения и устойчивой системы ценностей, выбора спутника жизни и создания семьи.
Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления.
У молодёжи есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость — это переходное состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, готовой отвечать за свои поступки, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Находясь на переходной стадии взросления, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – этап социализации. Насколько успешно пройдет этот этап в жизни подростка зависит главным образом от него самого.
Подтвердить это может следующее размышление американского психолога Эрика Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением отпустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».
Изучив теоретические аспекты по данной теме мы переходим к практической части.
Глава 2. Практическое изучение жизненных ценностей молодежи
2.1 Описание и результаты практического исследования
В соответствии с практической задачей работы, нам нужно выявить, какие жизненные ценности находятся в приоритете у современной молодежи. В самом начале исследования мы предположили, что этой ценностью является семья.
С помощью анкетирования мы провели опрос (см. Приложение №1). Задавая обучающимся следующие вопросы, при этом, мы предложили выбрать по одному варианту ответа, но они не смогли определиться и предпочли несколько. Результаты анкетирования были следующими (см. Приложение №2):
1.Что является для вас наиболее важной жизненной ценностью?
Из всех предложенных вариантов на первом месте оказалась семья, ее отметили 25 человек, что говорит об этой ценности, как о самой крепкой и важной для нашего молодого населения. Почти равное количество набрали: профессия, карьера, друзья, здоровье – 14-15 человек. На третьем месте оказалась любовь – 12 человек. Следующими, немаловажными ценностями были образование, развлечения, отдых и деньги. И на последнем месте власть, саморазвитие и духовное просвещение, дети, слава, уважение окружающих.
2. Как вы считаете, существует ли проблема формирования жизненных ценностей молодежи в современном обществе? Большинство, а именно 37 человек ответили положительно, а остальные 5 человек считают, что проблемы в этом нет.
3. Стоит отметить, что когда нами был задан такой вопрос «Как, по Вашему мнению, должны прививаться жизненные ориентиры»? то 38 человек считают, что жизненные ориентиры прививаются через воспитание в семье, так как именно семья учит каким-то моральным, духовным ценностям, прививает определённый образ жизни.
4. Является ли семья главной ценностью в жизни человека? Также 38 человек ответили на этот вопрос с положительной точки зрения.
5. На вопрос: «Как вы считаете, какую роль играет семья в процессе воспитания подростка?» — обучающиеся в количестве 34 человека отметили ответ «огромную», 5 человек – «сравнительно небольшую», 1- «совсем не играет» и 2 опрошенных затруднились ответить.
6.Мы так же задали респондентам вопрос «Считаете ли вы важным для современного человека саморазвитие и духовное просвещение?» и выяснилось, что 26 человек считают просвещение необходимым, что не может не радовать, ведь это означает что молодежь стремится к самосовершенствованию, хочет повысить свой культурный уровень, 13 человек считают это важным, но, к сожалению 3 опрошенных не нуждаются в просвещении.
7.Когда респондентам был задан вопрос «Как вы предпочитаете отдыхать?» выяснилось, что равное количество голосов (15) было отдано отдыху на природе и в кругу семьи. 11 человек предпочитают отдыхать в барах и ресторанах. За рубежом 3 человека. Здесь мы также видим, что молодые люди больше предпочитают отдыхать с семьёй.
8. Большинство обучающихся (25) проводят свободное от занятий время с друзьями, 15 человек предпочитают общение в интернете, 12 – слушают музыку, 8 – занимаются спортом и 1 из опрошенных посещает библиотеку. Следует отметить что респонденты выбирали не по одному варианту.
9.После заданного респондентам вопроса «Что по вашему мнению каждый должен оставить после своей жизни?» выяснилось, что большинство опрошенных считают важным оставить после себя здоровое потомство (таких 34 человека) — это очень радостная перспектива для нашей страны, ведь будущее за нашими детьми, огромное денежное состояние хотят после себя оставить 6 опрошенных, а вклад в науку 2 человека. Один из обучающихся выбрал свой вариант, где считает, что после своей жизни оставлять ему нечего.
10. Кто, на ваш взгляд, виноват в возникающих проблемах современной молодежи? 22 респондента считают виноватыми самих молодых людей, 15 – общество, которое окружает молодого человека, 5- окружающий мир и всего 4 человека видят виновными в этом семью.
11. Для решения проблем молодые люди чаще всего обращаются к друзьям и к родителям, один опрошенный обратится к педагогу и один в службу поддержки.
12. И на последний вопрос, который раскроет нам жизненные цели современной молодежи, опрошенные ответили следующим образом, при этом отметив несколько вариантов. 21 голос был отдан за желание иметь хорошую семью, что положительно влияет на нашу исследовательскую работу. На втором месте обучающиеся видят цель жить в достатке и быть здоровым, на третьем – открыть свой бизнес и иметь хороших друзей. И не радует только то, что совсем немногие хотят получить хорошее образование.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Семья для молодежи стоит на первом месте среди остальных предложенных ценностей.
2.Проблема формирования жизненных ценностей молодежи в современном обществе все — таки существует.
3.В большей степени на формирование жизненных ценностей молодежи влияет воспитание в семье.
4.Если же говорить о том, является ли семья важнейшей жизненной ценностью, то большинство голосов согласились с этим.
5.Семья играет огромную роль в процессе воспитания подростка.
6.Современная молодежь считает необходимым духовное просвещение и саморазвитие, и лишь 3 человека из опрошенных готовы спокойно жить и без этого.
7. Отдых у современной молодежи приоритетнее на природе и в кругу семьи.
8. Свободное от занятий время подростки проводят с друзьями, в общении.
9. Подавляющее большинство молодых людей считает что будущее нашей страны за здоровым обществом и стремится оставить после себя здоровое крепкое потомство.
10. Виновных в возникающих проблемах современной молодежи подростки считают самих себя и общество которое окружает их.
11.Для решения проблем чаще обращаются к друзьям и родственникам.
12.И в итоге наиболее важной жизненной целью современная молодежь считает создание хорошей семьи, ведь самое главное, что даёт семья человеку – это повышение жизненной силы.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что на основе нашего исследования, гипотеза является верной. Семья у молодежи, а в частности для обучающихся Каргопольского индустриального техникума, занимает первое место в иерархии жизненных ценностей. Ответы наших респондентов совпали с нашими предположениями. Современная молодежь ценит взаимопонимание и хорошие отношения в семье. И это радует.
Анализируя литературу по данной теме, мы выяснили, что период формирования жизненных ценностей у подрастающего поколения, это важный момент в жизни молодежи. Формирование этих ценностей, жизненных целей и установок является актуальным направлением и с каждым днем приобретает всё большую значимость.
Жизненные ценности помогают личному росту, созданию комфортной жизненной атмосферы, формированию творческого мышления и т.д. Все эти блага добиваются человеком с помощью сформированной иерархии ценностей, где все выстроено по порядку значимости для молодого человека. У одних на первом месте семья, другие стремятся к успешности в работе, третьи предпочитают личную жизнь ставить на первое место в своей жизни. У некоторых людей преобладает интерес в духовном совершенствовании, а не в материальном обеспеченности. В общем, жизненные ценности – это цели и приоритеты, которые, распоряжаются жизнью человека, определяют его содержание. Также одним из выбора основных направлений считается уровень развития их сознания.
Таким образом, в ходе работы были выполнены следующие задачи: рассмотрены понятия «ценность», «жизненные ориентиры» и «жизненные ценности», охарактеризована молодёжь, как социальная группа, выявлены её особенности, проанализированы основные факторы, влияющие на формирование и специфику ценностей и ориентиров молодого поколения, проведено социологическое исследование среди обучающихся техникума, проведен анализ данных, полученных в результате социологического исследования, выявлены наиболее распространённые жизненные ценности молодёжи, сделаны обобщающие выводы.
Считаем, что цель исследовательской работы достигнута, задачи выполнены. Наша гипотеза нашла свое подтверждение. Работая над темой «Жизненные ценности современной молодежи», мы значительно расширили и углубили теоретические знания по проблеме формирования жизненных приоритетов, приобрели некоторый опыт практического изучения ценностей у обучающихся Каргопольского индустриального техникума. Надеемся, что содержание работы будет использоваться в практической деятельности педагогов, социальных работников, психологов, родителей и других лиц, участвующих в процессе социализации личности.
Список используемой литературы
1. Афанасьева, Ю.Л. Кошарная, Г.Б.; «Ценностные ориентации современной российской молодежи» http://cyberleninka.ru
2. Вдовиченко, В.П. «Ценностные ориентации современной молодежи» http://schoollibrary.
ioso.ru3. Живага, А.Ю. Особенности профессиональных ориентаций студенческой молодежи/[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01003541708
4. Лисовский, В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи. Социологическое исследование. 2000
5. Свертков, И.А. Политическая социализация молодежи в условиях трансформации России (конец XX- начало XXI века) // И. А. Свертков: Воронеж – 2010.
6. Соколов, А. В. /Социология молодежи/ / [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/355/958/1216/010. SOKOLOV. pdf
7.«Российская молодежь: Ценности и ценностные ориентации (социологический анализ)». Статья основана на коллективном докладе «Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета». http://hdirussia.ru
8. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций молодежи. http://www.allsocio.ru/asocs-739-2.html
9. Социально-психологическая характеристика студенчества // [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.studmed.ru/view/referat-socialno-psihologicheskaya-harakteristika-studenchestva_eb169acc546. html#2
Основные ценности и кодекс этики социальной работы — Школа социальной работы Университета Буффало
В первой версии этического кодекса NASW, опубликованного в 1960 г., говорится, что социальные работники «посвящены служению на благо человечества» и должны «способствовать благополучию всех без дискриминации». Эти основные принципы актуальны и сегодня, но с тех пор Кодекс превратился из одностраничного документа в надежное руководство по профессиональному поведению, в котором излагаются основные ценности, этические принципы и этические стандарты, которыми руководствуются социальные работники и их профессия.
Самые последние поправки к этическому кодексу были опубликованы в начале 2018 года. Эти изменения в первую очередь касаются достижений в области технологий, произошедших за последние 20 лет, и их последствий для этической практики, включая новые формы общения и построения отношений.
Ниже приводится описание шести основных ценностей, на которых основан этический кодекс, и связанных с ними широких этических принципов, которыми социальные работники должны руководствоваться в своей работе. Это перефразировано из Кодекса этики NASW. Вы можете найти этот и текущий полный кодекс этики на веб-сайте NASW.
Шесть основных ценностей профессии социального работника
- Служение
- Социальная справедливость
- Достоинство и ценность человека
- Важность человеческих отношений
- Честность3 900
Этические принципы, основанные на социальной работе основные ценности
Служба
Этический принцип: служить нуждающимся и работать над решением социальных проблем.
Социальная справедливость
Этический принцип: Бросьте вызов социальной несправедливости и работайте над социальными изменениями от имени уязвимых и угнетенных людей.
Достоинство и ценность человека
Этический принцип: уважать каждого человека и помнить о культурном и этническом разнообразии.
Важность человеческих отношений
Этический принцип: Признавать и ценить важность человеческих отношений и работать над укреплением этих отношений для повышения благосостояния отдельных лиц и сообществ.
Честность
Этический принцип: заслуживайте доверия и придерживайтесь миссии, ценностей, этических принципов и стандартов профессии.
Компетентность
Этический принцип: Практика в областях компетенции, постоянное развитие профессиональных знаний и опыта, а также внесение вклада в профессиональные знания.
Что такое социальная работа и чем занимаются социальные работники?
Перечень основных навыков и качеств социальных работников
Получите нашу электронную книгу «Руководство по социальной работе для начинающих»!
Запрос информации о наших программах
Принципы биоэтики | Департамент биоэтики и гуманитарных наук Университета Вашингтона
Автор : Томас Р. Маккормик, доктор мин., почетный старший преподаватель кафедры биоэтики и гуманитарных наук Медицинского факультета Вашингтонского университета
Место принципов в биоэтике
Этические выборы, как незначительные, так и серьезные, стоят перед нами каждый день при оказании медицинской помощи людям с различными ценностями, живущим в плюралистическом и мультикультурном обществе. Перед лицом такого разнообразия, где мы можем найти руководство по нравственным действиям, когда возникает путаница или конфликт по поводу того, что следует делать? Такие руководящие принципы должны быть широко приемлемыми среди религиозных и нерелигиозных людей, а также для людей, принадлежащих к разным культурам. Из-за множества переменных, которые существуют в контексте клинических случаев, а также из-за того, что в здравоохранении существует несколько этических принципов, которые кажутся применимыми во многих ситуациях, эти принципы не считаются абсолютными, а служат мощным руководством к действию в клинической практике. лекарство. Некоторые принципы медицинской этики использовались веками. Например, в IV веке до н. э. Гиппократ, врач-философ, призывал врачей «помогать и не навредить» («Эпидемии», 1780). Точно так же соображения уважения к личности и справедливости присутствовали в развитии обществ с самых ранних времен. Однако конкретно в отношении этических решений в медицине в 1979 Том Бошам и Джеймс Чайлдресс опубликовали первое издание «Принципов биомедицинской этики», теперь уже седьмое издание (2013 г.), популяризируя использование принципализма в усилиях по решению этических проблем в клинической медицине. В том же году в отчете Бельмонта (1979) три принципа уважения к людям, благодеяния и справедливости были определены в качестве руководящих принципов ответственных исследований с использованием людей. Таким образом, как в клинической медицине, так и в научных исследованиях обычно считается, что эти принципы могут быть применены даже в уникальных обстоятельствах, чтобы обеспечить руководство в обнаружении наших моральных обязанностей в этой ситуации.
Как принципы «применяются» к определенному случаю?
Интуитивно кажется, что принципы, используемые в настоящее время в этике здравоохранения, имеют самоочевидную ценность и ясное применение. Например, представление о том, что врач «не должен причинять вред» ни одному пациенту, на первый взгляд кажется убедительным для большинства людей. Или идея о том, что врач должен разработать план ухода, предназначенный для обеспечения наибольшей «пользы» для пациента с точки зрения других конкурирующих альтернатив, кажется одновременно рациональной и самоочевидной. Кроме того, в настоящее время общепризнанно, что до реализации плана медицинского обслуживания пациенту должна быть предоставлена возможность сделать осознанный выбор в отношении своего лечения. Наконец, медицинские льготы должны распределяться справедливо, чтобы к людям с аналогичными потребностями и в аналогичных обстоятельствах относились справедливо, что является важной концепцией в свете ограниченных ресурсов, таких как твердые органы, костный мозг, дорогостоящие средства диагностики, процедуры и лекарства.
Четыре упомянутых здесь принципа не являются иерархическими, что означает, что ни один принцип обычно не «превосходит» другой. Можно возразить, что мы обязаны принимать во внимание все вышеперечисленные принципы, когда они применимы к рассматриваемому клиническому случаю. Тем не менее, когда применяются два или более принципов, мы можем обнаружить, что они противоречат друг другу. Например, рассмотрим пациента с диагнозом остро инфицированный аппендикс. Наша медицинская цель должна состоять в том, чтобы обеспечить наибольшую пользу пациенту, что является показанием к немедленной операции. С другой стороны, хирургия и общая анестезия несут некоторую степень риска для здорового пациента, и мы обязаны «не причинять вреда» пациенту. Наше рациональное исчисление подсказывает, что пациент находится в гораздо большей опасности от повреждения от разрыва аппендикса, если мы не будем действовать, чем от хирургической процедуры и анестезии, если мы быстро приступим к операции. Кроме того, мы готовы подвергнуть эту рабочую гипотезу проверке рациональным дискурсом, полагая, что другие люди, действующие на рациональной основе, с этим согласятся. Таким образом, взвешивание и уравновешивание потенциальных рисков и выгод становится важным компонентом процесса рассуждений при применении принципов.
Другими словами, несмотря на отсутствие других конкурирующих требований, мы обязаны соблюдать каждый из этих принципов (обязанность prima facie). Однако в реальной ситуации мы должны сбалансировать требования этих принципов, определив, какой из них имеет больший вес в конкретном случае. Философ-моралист У. Д. Росс утверждает, что обязанности prima facie всегда обязательны, если только они не противоречат более сильным или более строгим обязанностям. Фактический долг морального человека определяется путем взвешивания и уравновешивания всех конкурирующих prima facie обязанностей в каждом конкретном случае (Франкена, 19).73). Поскольку принципы лишены содержания, применение принципа становится в центре внимания через понимание уникальных особенностей и фактов, которые обеспечивают контекст для случая. Поэтому получение релевантных и точных фактов является важным компонентом этого подхода к принятию решений.
Каковы основные принципы медицинской этики?
Четыре общепринятых принципа медицинской этики, взятые из работы Beauchamp and Childress (2008), включают:
- Принцип уважения автономии,
- Принцип непричинения вреда,
- Принцип благодеяния и
- Принцип справедливости.
1. Уважение к автономии
Любое понятие морального принятия решений предполагает, что рациональные агенты участвуют в принятии осознанных и добровольных решений. При принятии решений в области здравоохранения наше уважение к автономии пациента, говоря простым языком, подразумевало бы, что пациент обладает способностью действовать преднамеренно, с пониманием и без контролирующих влияний, которые могли бы смягчить свободное и добровольное действие. Этот принцип является основой для практики «информированного согласия» в сделке между врачом и пациентом в отношении медицинской помощи. (См. также Информированное согласие. )Случай 1
I На первый взгляд, мы всегда должны уважать автономию пациента. Такое уважение — это не просто отношение, а способ действия, направленный на признание и даже поощрение автономных действий пациента. Автономное лицо может свободно выбирать ценности, привязанности или системы религиозных убеждений, которые ограничивают другие свободы этого лица. Например, Свидетели Иеговы верят, что принимать переливание крови неправильно. Поэтому в угрожающей жизни ситуации, когда для спасения жизни пациента требуется переливание крови, пациент должен быть об этом проинформирован. Последствия отказа от переливания крови должны быть разъяснены пациенту, которому грозит смерть от потери крови. выгода.» При правильном и сострадательном информировании конкретный пациент затем свободен выбирать, согласиться ли на переливание крови в соответствии с сильным желанием жить или отказаться от переливания крови, отдавая больший приоритет своим религиозным убеждениям о неправильности переливания крови. переливания крови, вплоть до принятия смерти как предсказуемого исхода. Этот процесс коммуникации должен быть сострадательным и уважать уникальные ценности пациента, даже если они отличаются от стандартных целей биомедицины.Обсуждение
При анализе вышеуказанного случая у врача была обязанность prima facie уважать автономный выбор пациента, а также обязанность prima facie избегать причинения вреда и оказывать медицинскую помощь. В этом случае, руководствуясь общественной практикой и положениями закона о свободном исповедании религии, врач уделял больше внимания уважению автономии пациента, чем другим обязанностям. Однако некоторые специалисты по этике утверждают, что в отношении выбора пациента не получать кровь принцип непричинения вреда также применяется и должен интерпретироваться в свете системы представлений пациента о природе вреда, в данном случае духовного вреда. Напротив, в экстренной ситуации, если речь идет о десятилетнем ребенке, а родители отказывают в разрешении на переливание крови для спасения жизни, в штате Вашингтон и других штатах также существует юридическое преимущество для отмены пожелания родителей путем обращения к судье суда по делам несовершеннолетних, который уполномочен государством защищать жизнь своих граждан, особенно несовершеннолетних, до достижения ими совершеннолетия и может самостоятельно делать такой выбор. Таким образом, в случае с уязвимым несовершеннолетним ребенком принцип предотвращения причинения вреда смертью и принцип предоставления медицинской помощи, которая может вернуть ребенку здоровье и жизнь, будут иметь приоритет над автономией родителей ребенка, поскольку суррогатные лица, принимающие решения (McCormick, 2008). (См. Принятие решений родителями)2. Принцип непричинения вреда
Принцип непричинения вреда требует от нас, чтобы мы не причиняли намеренно вреда или вреда пациенту ни действиями, ни бездействием. Говоря простым языком, мы считаем небрежным, если кто-то подвергает другого неосторожному или необоснованному риску причинения вреда. Предоставление надлежащего стандарта медицинской помощи, который позволяет избежать или свести к минимуму риск причинения вреда, поддерживается не только нашими общепринятыми моральными убеждениями, но и законами общества (см. Закон и Медицинская этика). Этот принцип подтверждает необходимость медицинской компетентности. Понятно, что возможны врачебные ошибки; однако этот принцип формулирует фундаментальное обязательство со стороны медицинских работников защищать своих пациентов от вреда.Случай 2
В процессе ухода за больными бывают ситуации, когда некоторый вред кажется неизбежным, и мы обычно морально обязаны выбирать меньшее из двух зол, хотя меньшее из зол может быть определено по обстоятельствам. Например, большинство было бы готово испытать некоторую боль, если бы рассматриваемая процедура продлила жизнь. Однако в других случаях, например, когда пациент умирает от болезненной карциномы кишечника, пациент может отказаться от сердечно-легочной реанимации в случае остановки сердца или дыхания или отказаться от технологий поддержания жизни, таких как диализ. или респиратор. Причина такого выбора основана на убеждении больного, что длительное проживание с болезненным и изнуряющим состоянием хуже смерти, больший вред. В этом случае также важно отметить, что это определение было сделано пациентом, который один является авторитетом в интерпретации «большего» или «меньшего» вреда для себя. (См. Отказ от поддерживающего жизнь лечения).Обсуждение
Существует еще одна категория случаев, которая сбивает с толку, поскольку одно действие может иметь два эффекта, один из которых считается хорошим, а другой — плохим. Как наш долг перед принципом непричинения вреда направляет нас в таких случаях? Формальное название принципа, регулирующего эту категорию дел, обычно называется принципом двойного действия. Типичным примером может быть вопрос о том, как лучше всего лечить беременную женщину, у которой впервые диагностирован рак матки. Обычное лечение, удаление матки, считается лечением, спасающим жизнь. Однако эта процедура приведет к гибели плода. Какое действие морально допустимо или каков наш долг? При этом утверждается, что женщина имеет право на самозащиту, а действие гистерэктомии направлено на защиту и сохранение ее жизни. Предсказуемым непредвиденным последствием (хотя и нежелательным) является смерть плода. Есть четыре условия, которые обычно применяются к принципу двойного эффекта:- Характер действия. Само действие не должно быть изначально неправильным; это должен быть хороший или хотя бы морально нейтральный поступок.
- Намерение агента. Агент намеревается получить только хороший эффект, а не плохой эффект, хотя он и предвидится.
- Различие между средствами и эффектами. Плохой эффект не должен быть средством хорошего эффекта,
- Соразмерность между хорошим эффектом и плохим эффектом. Хороший эффект должен перевесить дозволенное зло, другими словами, плохой эффект.
(Beauchamp & Childress, 1994, p. 207)
Читатель может применить эти четыре критерия к приведенному выше случаю и обнаружить, что принцип двойного эффекта применим и четыре условия не нарушаются предписанным планом лечения.
3. Принцип благодеяния
Обычное значение этого принципа состоит в том, что поставщики медицинских услуг обязаны приносить пользу пациенту, а также предпринимать позитивные шаги для предотвращения и устранения вреда от пациента . Эти обязанности рассматриваются как рациональные и самоочевидные и широко признаются как надлежащие цели медицины. Этот принцип лежит в основе медицинской помощи, подразумевая, что страдающий проситель (пациент) может вступить в отношения с тем, кого общество признало компетентным для оказания медицинской помощи, полагая, что главная цель врача — помочь. Цель обеспечения блага может быть применена как к отдельным больным, так и к благу общества в целом. Например, хорошее здоровье конкретного пациента является подходящей целью медицины, а профилактика болезней с помощью исследований и применения вакцин является той же целью, распространенной на население в целом.Иногда считают, что непричинение вреда — это постоянная обязанность, то есть никогда не следует причинять вред другому человеку, тогда как благодеяние — это ограниченная обязанность. Врач обязан добиваться пользы любого или всех своих пациентов, однако врач также может выбирать, кого допускать к своей практике, и не имеет строгой обязанности приносить пользу пациентам, не признанным в группе. Эта обязанность усложняется, если два пациента обращаются за лечением одновременно. Можно использовать некоторые критерии срочности или какой-то принцип «первым пришел — первым обслужен», чтобы решить, кому следует помочь в данный момент.
Случай 3
В здравоохранении существует один яркий пример, когда принцип благодеяния имеет приоритет над принципом уважения автономии пациента. Этот пример взят из Emergency Medicine. Когда пациент становится недееспособным из-за серьезного несчастного случая или болезни, мы предполагаем, что разумный человек хотел бы, чтобы с ним обращались агрессивно, и мы спешим оказать благотворное вмешательство, остановив кровотечение, залечивая сломанные или накладывая швы на раненых.Обсуждение
В этой культуре, когда врач действует из доброжелательного духа, предоставляя благотворное лечение, которое, по мнению врача, отвечает интересам пациента, не консультируясь с пациентом или игнорируя пожелания пациента, это считается «патерналистским». Наиболее яркий случай оправданного патернализма наблюдается при лечении суицидальных больных, которые представляют явную и непосредственную опасность для самих себя. Здесь долг благодеяния требует, чтобы врач вмешался от имени спасения жизни пациента или помещения пациента в защитную среду, полагая, что пациент скомпрометирован и не может действовать в своих интересах в данный момент. Как всегда, факты дела чрезвычайно важны для того, чтобы сделать вывод о том, что автономия пациента скомпрометирована.4. Принцип справедливости
Справедливость в здравоохранении обычно определяется как форма справедливости, или, как однажды сказал Аристотель, «давать каждому то, что ему положено». Это подразумевает справедливое распределение благ в обществе и требует, чтобы мы рассмотрели роль прав. Вопрос о справедливости распределения также, по-видимому, зависит от того факта, что некоторых товаров и услуг не хватает, их не хватает, поэтому необходимо определить какие-то справедливые способы распределения ограниченных ресурсов.Обычно считается, что равные люди должны иметь право на равное обращение. Это подтверждается приложением Medicare, которое доступно для всех лиц старше 65 лет. Эта категория лиц одинакова по одному фактору — возрасту, но выбранные критерии ничего не говорят о нужде или других заслуживающих внимания признаках лиц этой категории. На самом деле наше общество использует множество факторов в качестве критериев распределительной справедливости, в том числе следующие:
- Каждому поровну
- Каждому человеку по необходимости
- Каждому человеку по трудозатратам
- Каждому лицу по взносу
- Каждому по заслугам
- Каждому лицу по свободному обмену
(Beauchamp & Childress, 1994, стр. 330)
John Rawls (1999) и другие утверждают, что многие проявления неравенства, с которыми мы сталкиваемся, являются результатом «естественной лотереи» или «социальной лотереи», в которой пострадавший не виноват, поэтому общество должно помочь даже на игровом поле, предоставив ресурсы, чтобы помочь преодолеть неблагоприятную ситуацию. Одним из наиболее дискуссионных вопросов в современном здравоохранении является вопрос о том, «кто имеет право на охрану здоровья?» Или, другими словами, возможно, как общество, мы хотим быть благодетельными и справедливыми и обеспечивать достойный минимальный уровень медицинского обслуживания для всех граждан, независимо от их платежеспособности. Medicaid также является программой, предназначенной для финансирования медицинского обслуживания людей, находящихся на уровне бедности. Тем не менее, во время рецессии тысячи семей, живущих за чертой бедности, были исключены из списков Medicaid в качестве маневра для экономии средств. Принцип справедливости является сильной мотивацией к реформе нашей системы здравоохранения, чтобы учитывались потребности всего населения. Требования принципа справедливости должны применяться у постели больного, а также систематически в законах и политике общества, регулирующих доступ населения к медицинской помощи. В этой области еще предстоит проделать большую работу.
Резюме и критический анализ
Четыре принципа, действующие в настоящее время в этике здравоохранения, имели долгую историю в общей морали нашего общества еще до того, как за последние сорок с лишним лет они стали широко популярными в качестве руководства по нравственным действиям в медицинской этике благодаря работе специалисты по этике, такие как Бошан и Чайлдресс. Перед лицом морально неоднозначных ситуаций в здравоохранении нюансы их использования уточнялись в бесчисленных приложениях. Некоторые биоэтики, такие как Бернар Герт и его коллеги (1997), утверждают, что, за исключением непричинения вреда, эти принципы несовершенны как руководство к моральным действиям, поскольку они настолько неконкретны, что кажется, что они просто напоминают лицу, принимающему решение, о соображениях, которые следует принять во внимание. Действительно, Бошан и Чайлдресс не заявляют, что принципизм представляет собой общую моральную теорию, а скорее подтверждают полезность этих принципов для размышлений над моральными проблемами и для продвижения к этическому решению. Герт также утверждает, что принципизм не различает моральные правила и моральные идеалы и, как упоминалось ранее, что не существует согласованного метода разрешения конфликтов, когда два разных принципа противоречат друг другу в отношении того, что следует делать. Он утверждает, что его собственный подход, общая мораль, апеллирующие к рациональному размышлению и открытые для прозрачности и публичности, являются более полезным подходом (Gert, Culver & Clouser, 19).97). Кроме того, биоэтик Альберт Йонсен и его коллеги (2010) утверждают в своей работе, что для строгого применения этих принципов в клинических ситуациях их применимость должна начинаться с контекста данного случая. (См. Инструменты биоэтики).
Эта статья предназначена для краткого введения в использование этических принципов в этике здравоохранения. Изучающие клиническую этику найдут дополнительную информацию и более глубокий анализ в предложенной ниже литературе.
Каталожные номера
Бошан Т.