Основные методы саморегуляции психических и физических заболеваний
Основные методы
саморегуляции
психических и
физических
заболеваний.
Выполнил студент группы 2К4 Бобров Артём
В широком смысле психическая саморегуляция
рассматривается как один из уровней регуляции активности
живых систем, для которого характерно использование
психических средств отражения и моделирования реальности.
Таким образом, психическая саморегуляция включает
управление поведением или деятельностью субъекта и
саморегуляцию его наличного состояния.
Существуют и более узкие трактовки данного явления:
«Психической саморегуляцией называется воздействие
человека на самого себя с помощью слов и соответствующих
мысленных образов» (А. В. Алексеев).
«Под психической саморегуляцией мы понимаем психическое
самовоздействие для целенаправленной регуляции
всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций
и состояний» (Л. П. Гримак, В. М. Звоников, А. И.
Скрыпников).
Определение саморегуляции
Существует множество методов ПСР, которые
делятся на 4 основных класса:
нервно-мышечная релаксация,
аутогенная тренировка,
идеомоторная тренировка,
сенсорная репродукция образов.
Задачами применения данных методов являются:
снятие проявлений стрессовых состояний,
уменьшение степени эмоциональной
напряжённости деятельности,
предотвращение их нежелательных последствий,
усиление мобилизации ресурсов.
Методы
Главными особенностями всех методов являются:
Выделение состояния человека в качестве объекта
воздействия. При этом учитываются воздействия на
основные уровни проявления его функционального
состояния: физиологический, психологический и
поведенческий.
Направленность на формирование адекватных
внутренних средств, позволяющих человеку
осуществить специальную деятельность по изменению
своего состояния.
Доминирование активной установки субъекта на
изменение (регуляцию) своего состояния.
Обучение навыкам ПСР должно быть организовано в
виде последовательных этапов овладения
соответствующими внутренними навыками, что
составляет основное содержание тренингов.
Общая характеристика методов
В зарубежной психологии эта методика используется под названием
«progressive relaxation», поэтому она носит и другое название —
прогрессивная релаксация. Создание этого класса методов связано с
исследованиями Э. Джекобсона, который в 1930-х годах установил
зависимость между повышенным тонусом скелетной мускулатуры и
негативным эмоциональным состоянием.
Метод заключается в выполнении комплекса упражнений, состоящих в
чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп мышц.
Благодаря упражнениям снимается напряжение с отдельных частей тела или
со всего тела, что вызывает уменьшение эмоционального напряжения.
Субъективно процесс физического расслабления представлен ощущениями
тепла и приятной тяжести, чувством отдыха, что вызывает психологическое
расслабление. Важно, что во время упражнений происходит фиксация на
этих ощущениях тепла, так как это препятствует появлению ощущения
непреходящей тяжести в пострелаксационный период.
Процесс обучения техники состоит из трёх стадий:
На первой вырабатываются навыки произвольного расслабления отдельных
групп мышц в состоянии покоя.
На второй происходит объединение навыков в комплексы, обеспечивающие
расслабление всего тела или отдельных его участков (сначала в состоянии
покоя, позже — при выполнении некоторых видов деятельности, причём
происходит релаксация не участвующих в деятельности мышц).
На третьей — усвоение «навыка отдыха», который позволяет расслабиться в
любых напряжённых ситуациях.
Нервно-мышечная релаксация
Один сеанс упражнений на начальной стадии
обучения техники может длиться от 40 до 18—20
минут в зависимости от количества выполнений
одного упражнения. Во время сеанса
последовательно в определённом порядке
прорабатываются мышцы частей тела:
конечностей, туловища, плеч, шеи, головы, лица.
После выполнения упражнений следует выход из
состояния релаксации.
Овладение техникой нервно-мышечной релаксации
является основой для освоения других более
сложных техник. Этот метод эффективен как
базовое средство формирования состояний
аутогенного погружения. Ещё одно его
преимущество в том, что достичь состояния
релаксации большинство субъектов могут уже на
первом сеансе.
Данная техника также состоит в последовательном
напряжении и расслаблении мышц тела, но упражнения
выполняются не реально, а мысленно. Метод основан на
экспериментально установленных фактах сходства состояния
мышечной ткани при реальном и воображаемом движении. Эти
факты указываются в исследованиях физиолога академика И.
П. Павлова; кроме того, они подтверждаются «эффектом
Карпентера»: потенциал электрической активности мышцы
при мысленном воспроизведении движения такой же, как
потенциал этой же мышцы при выполнении реального
движения. К тому же экспериментально доказано, что при
воображаемом движении возникает внутренняя обратная
связь, несущая информацию о результатах действия, как
обратная сигнализация при выполнении реального движения.
Идеомоторная тренировка может использоваться как
самостоятельный метод снижения тонуса мышц и как приём
мысленного самопрограммирования в состоянии релаксации.
Идеомоторная тренировка
Метод заключается в расслаблении с помощью представления
образов предметов и целостных ситуаций, ассоциирующихся с
отдыхом. Сенсорная репродукция образов может
использоваться как самостоятельная методика.
При одном из вариантов сеансов субъект сидит в удобной позе
и представляет себя в расслабляющей ситуации (например, на
прогулке в лесу). При этом внимание акцентируется на
правильном дыхании и приятных ощущениях (теплоты,
тяжести), возникающих в различных частях тела под
воздействием воображаемой ситуации.
Часто техника сенсорной репродукции образов используется в
группе с методиками визуализации и медитации. Техника
визуализации по своим принципам и механизмам более сходна
с идеомоторной тренировкой. Медитация, напротив, более
сходна с методом сенсорной репродукции образов: она также
характеризуется расслаблением посредством концентрации
мысли на образе объекта или явления либо на образе самого
себя и своего внутреннего мира, и в ней тоже внимание
акцентируется на правильном дыхании. Однако при медитации
человек осуществляет более глубокое аутогенное погружение,
и в этом состоянии его уровень внушаемости резко повышается.
Сенсорная репродукция образов
Метод основан на обучении возможностям самовнушения, или
аутосуггестии. Самовнушение в данном случае осуществляется
через вербальные формулировки — самоприказы. В ходе
обучения происходит формирование связей между
самоприказами (например, «Я дышу ровно и спокойно») и
психофизиологическими процессами в организме. Субъект,
прошедший некоторый курс тренировок, может с помощью
определённых формул самовнушения вызвать нужные
ощущения в теле.
С помощью формул после выхода из аутогенного погружения
можно вызывать как состояние расслабления, так и состояние
активизации, в зависимости от цели. Обычно применяется
фиксированный набор формул, но он может быть
индивидуально изменён. Часто навыки, приобретённые в ходе
обучения нервно-мышечной релаксации, являются хорошей
базой для занятий аутогенной тренировкой. Метод может
использоваться как аутотренинг и как гетеротренинг: в первом
случае формулы являются «указаниями самому себе», во
втором — психолог принимает участие в воздействии.
Аутогенная тренировка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Существуют разные варианты метода аутогенной тренировки:
Классический вариант аутогенной тренировки (методика И. Г. Шульца). Система
представлена шестью стандартными упражнениями АТ, направленными на мышцы,
кровеносные сосуды, сердце, дыхание, брюшные органы, голову. В ходе упражнения
происходит фиксация внимания на определённой области тела или органе, повторение
формулы (например, «Моя правая рука тяжёлая») и представление желаемых ощущений.
Через несколько месяцев тренировки пациент может с помощью определённой фразы вызвать
нужное ощущение.
Модификация классического варианта аутогенной тренировки в форме самовоздействия. Эта
техника приведена А. И. Некрасовым. В данном варианте тренировки изменены 6
направлений воздействия: тяжесть, тепло, дыхание, сердце, живот, лоб. Для каждого
направления применяются по несколько формул, каждая из которых повторяется по
несколько раз.
Модификация классического варианта Л. Д. Гиссена. Данный вариант предусматривает две
части упражнений: успокаивающая и мобилизационная. Успокаивающая часть содержит 5
групп по 10 формул в каждой, первая группа — вводная. Мобилизационная часть содержит 2
группы: формулы активизации и формулы тонизации.
Аутоофтальмотренинг — методика, разработанная Л. П. Гримаком и А. А. Исраеляном. Она
направлена на устранение дефектов зрения, находящихся на ранней стадии развития, и
позволяет отсрочить развитие хронического зрительного утомления. Методика подразумевает
выполнение особых упражнений, формирующих зрительные образы, работая с которыми,
человек улучшает зрительные функции. По Л. П. Гримаку, во время сеанса человек сначала
погружается в состояние покоя, потом мысленно накапливает тепло вокруг глаз, затем он
представляет себе точку, которую заставляет отдаляться и приближаться, двигаться по
разной траектории. Таким образом человек мысленно выполняет гимнастику для глаз. В
конце сеанса он выходит из состояния аутогенного погружения. При выполнении упражнений
уделяется внимание дыханию и вызываемым ощущениям.
Методика аутогенной тренировки в форме гетеротренинга. Этот вид тренировки
подразумевает некоторое участие психолога в саморегуляции пациента. Данная методика
обычно применяется во время короткого перерыва в работе. Она состоит из двух основных
частей: этапа погружения и этапа выхода из глубоких степеней аутогенного погружения.
Существует большое количество и иных модификаций аутогенной тренировки (например,
методы Свядоща, Клейнзорге-Клюмбиес (1966) и др. ).
Основные методы саморегуляции психических и физических заболеваний
Описание слайда:
Наше время особенное. Сейчас на психику, на клетки головного мозга постоянно воздействуют потоки самой разнообразной, подчас ненужной, а порой и вредной информации — это с одной стороны, а с другой — в сутках не хватает часов, чтобы по-настоящему разобраться во всем, что врывается к нам в мозг по каналам органов восприятия. Во всем том, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем, что чувствуем, переживаем, о чем не можем не думать. Наше время и вся наша жизнь отличается нестабильностью, неуверенностью в завтрашнем дне. Вот почему многие находятся в состоянии почти непрекращающегося и весьма своеобразного психофизического напряжения. За что, в конце концов, приходится расплачиваться. В первую очередь здоровьем. Обширная статистика неумолимо констатирует довольно печальное положение — около половины всех случаев смерти в экономически развитых странах вызваны заболеваниями сердца и кровеносных сосудов.
Эмоциональная саморегуляция: важность, проблемы и стратегии
Эмоциональная саморегуляция относится к способности человека управлять своими эмоциями и импульсами. Это важная часть общего психического и физического благополучия.
Эмоциональная саморегуляция — это навык, которому люди учатся и развивают в детстве, юности и во взрослой жизни.
Сильные эмоции полезны для здоровья. Научиться обрабатывать эмоции и реагировать соответствующим поведением необходимо для благополучия человека. Отсутствие эмоциональной саморегуляции может увековечить негативные эмоции. Это также может иметь социальные последствия, такие как разрушение отношений с другими людьми.
В этой статье мы рассмотрим эмоциональную саморегуляцию и рассмотрим, как она развивается, почему это важно и когда обращаться за помощью.
Когда люди испытывают сильные эмоции, такие как гнев, разочарование или тревога, они испытывают физическую и умственную реакцию.
В некоторых случаях организм увеличивает выработку гормонов стресса, что приводит к увеличению частоты сердечных сокращений, артериального давления, температуры и частоты дыхания.
Люди могут чувствовать вспыльчивость, вспышки гнева, перепады настроения или отрицательные эмоции.
Эмоциональная саморегуляция — это приобретенный навык применения сознательного мышления к событиям, вызывающим сильные эмоции. Когда люди этим занимаются, они адаптируют свое поведение следующим образом:
- Они замечают усиление эмоциональной реакции.
- Они учитывают последствия любого ответа.
- Они выбирают ответы, ведущие к положительному результату или цели, несмотря на то, что могут испытывать негативные эмоции.
Если у человека отсутствуют навыки эмоциональной саморегуляции, он может выразить это:
- чрезмерная реакция на ситуации
- эмоциональные всплески и быстрая реакция
- длительные негативные эмоции
- перепады настроения
Читайте о том, как контролировать гнев здесь.
Саморегуляция является важной частью развития детей и подростков, и исследования показывают, что способность регулировать эмоции положительно влияет на благополучие человека.
Дети развивают эмоциональную саморегуляцию под руководством опекунов и сверстников.
Очень маленьким детям трудно справляться со своими эмоциями. Например, они могут закатывать истерики, когда что-то идет не так. Если взрослые помогают им назвать свои чувства и рационализировать их, дети постепенно учатся самостоятельно оценивать ситуации и делать более разумный выбор поведения.
Человек может научиться навыкам саморегуляции, но он должен регулярно практиковаться, чтобы эти навыки стали второй натурой. Для молодых людей с задержкой развития вмешательство и коучинг могут помочь им развить навыки саморегуляции.
Некоторые взрослые также испытывают трудности с саморегуляцией своих эмоций. Терапия может быть ценным способом улучшить самосознание, что приведет к лучшему регулированию эмоций.
Определенные ежедневные практики могут помочь человеку контролировать свои эмоции, в том числе:
- общение с друзьями
- упражнения
- медитация
- получение терапии
- ведение дневника
- получение достаточного количества сна
- решение любой личной болезни
- внимание к негативным мыслям, которые следуют за сильными эмоциями
- практика осознанности
Время от времени люди не могут совладать со своими эмоциями. Это нормально. Однако у некоторых людей эмоции постоянно истощают и подавляют, что приводит к нездоровым стратегиям выживания, таким как злоупотребление психоактивными веществами или членовредительство.
Эмоциональная дисрегуляция возникает, когда человек интерпретирует эмоции или события таким образом, что чувствует себя подавленным. Они могут воспринимать ситуацию так, что это не отражает реальность, что вызывает вполне реальный набор чувств.
Эмоции начинают захлестывать, и естественной реакцией будет сделать все возможное, чтобы успокоить негативные чувства. Во многих случаях это приводит к негативному или саморазрушительному поведению.
Этот цикл может повторяться со временем, пока человек не предпримет согласованных усилий, чтобы разорвать его с помощью саморегулирующихся мыслей и поведения.
Узнайте больше об эмоциональной дисрегуляции здесь.
Люди по-разному справляются с эмоциями. Некоторые из них, такие как злоупотребление психоактивными веществами, переутомление и вспышки гнева, нездоровы.
В исследовании 2016 года сравнивались три стратегии эмоциональной саморегуляции, которые подробно описаны ниже.
Когнитивная переоценкаЭто происходит, когда человек решает отступить от эмоционально вызывающей ситуации и переформулировать ее таким образом, чтобы изменить ее эмоциональное воздействие.
Когнитивная переоценка происходит до того, как человек заряжается эмоциями. В ходе исследования люди, использовавшие эту стратегию, испытывали больше положительных эмоций, чем те, кто этого не делал.
ВнимательностьЭто практика сознательного обращения внимания на свои мысли и чувства, их узнавания и принятия. Регулярная практика осознанности может изменить то, как человек относится к своим чувствам и эмоциям и реагирует на них. В ходе исследования люди, которые практиковали осознанность, демонстрировали меньше негативных эмоций, чем те, кто этого не делал.
Подавление эмоцийЭта стратегия предполагает, что человек держит свои эмоции при себе и старается не выражать их. Они могут делать это, чтобы избежать чувства осуждения или других социальных последствий.
В исследовании люди, которые использовали подавление эмоций, испытывали меньше положительных и больше отрицательных эмоций, чем те, кто этого не делал, что позволяет предположить, что это не является здоровой стратегией эмоциональной саморегуляции. Сдерживая эмоции внутри себя, все еще ощущая их воздействие, в долгосрочной перспективе это может привести к еще большей боли.
Если человек чувствует, что у него нездоровая реакция на эмоции или что он занимается саморазрушающим поведением, он может в первую очередь обратиться за помощью к врачу. Врач может направить их к терапевту или другому специалисту, обученному помогать людям развивать самосознание и регулирование эмоций.
Национальный институт психического здоровья предоставляет рекомендации по поиску терапевта или другой поддержки психического здоровья.
Эмоциональная саморегуляция — это приобретаемый навык, который требует времени, практики и усилий. Для молодых людей с ограниченными возможностями обучения это может потребовать еще большей концентрации и внимания.
Чтобы улучшить эмоциональную саморегуляцию, человек может сосредоточиться на:
- заботе о физических потребностях, оставаясь отдохнувшим, сытым, увлажненным и в хорошей физической форме
- участие в мероприятиях, которые обеспечивают чувство достижения и роста
- помните, что изменить мысли легче, чем изменить чувства
Эмоциональная саморегуляция — это когнитивный навык, который развивается в детстве, в подростковом возрасте и далее.
Благодаря моделированию со стороны опекунов и сверстников люди учатся осознанно управлять своими эмоциями. Человек с хорошей эмоциональной саморегуляцией может признать сильную эмоцию и выбрать способ реагирования, который будет иметь наименьшие негативные последствия.
Отсутствие навыков эмоциональной саморегуляции может привести к негативным эмоциям, социально неприемлемому поведению и саморазрушительному поведению.
Подростки и взрослые с плохой регуляцией эмоций могут улучшить свои навыки с помощью усилий, практики и повторения. Исследования пришли к выводу, что когнитивная переоценка и внимательность являются двумя полезными стратегиями эмоциональной саморегуляции.
Эмоциональная регуляция у детей | Полное руководство
Эмоциональная регуляция — это не навык, с которым мы рождаемся. Настроение малышей может качаться как маятник. Помочь нашим детям самостоятельно регулировать широкий спектр эмоций — одна из самых важных задач родителей.
В этой статье мы рассмотрим, как развивается эмоциональная саморегуляция и как мы можем помочь нашим детям приобрести этот важнейший навык.
Что такое эмоциональная регуляция
Эмоциональная регуляция или саморегуляция — это способность отслеживать и модулировать эмоции, которые человек испытывает, когда они у вас возникают, а также то, как вы их испытываете и выражаете.
Обучение саморегуляции является ключевой вехой в развитии ребенка, основы которого закладываются в самые ранние годы жизни.
Способность ребенка регулировать свое эмоциональное состояние и эмоциональные реакции влияет на его семью, сверстников, успеваемость, долгосрочное психическое здоровье и его способность процветать в сложном мире.
Отношения с семьей и сверстниками
Ребенок с плохими навыками регулирования эмоций постоянно закатывает истерики и создает напряжение в отношениях между родителями и детьми. Это может повлиять на климат всей семьи, включая братьев и сестер или всех вокруг них, и привести к негативной спирали.
Точно так же и в дружбе: у детей, которые не могут контролировать свои сильные чувства, меньше социальных навыков. Им труднее заводить или сохранять друзей. Неспособность самостоятельно регулировать сильные эмоции может привести к таким чертам, как гнев, замкнутость, тревога или агрессивное поведение.
Все это может привести к дальнейшим негативным последствиям: дети, которых отвергают сверстники, подвергаются повышенному риску отсева из школы, правонарушений, злоупотребления психоактивными веществами и проблем с асоциальным поведением 1 . Те, кто замкнуты и отвергнуты сверстниками, также чаще подвергаются издевательствам 2 .
Успеваемость и успех
Напротив, хорошая эмоциональная регуляция у детей не только положительно влияет на отношения, но также является сильным предиктором академических достижений и успехов 3 .
Эффективное управление эмоциями позволяет учащемуся сосредоточиться на работе во время тестов и экзаменов, а не на тревоге.
Учащиеся, способные к саморегуляции, также обладают лучшим вниманием и способностями к решению проблем, и они лучше справляются с задачами, связанными с отсроченным удовлетворением, запретами и долгосрочными целями.
Этот эффект сохраняется на протяжении всей жизни. Взрослый, который не может справиться с эмоциональной регуляцией, получает меньше удовлетворения от работы, психического здоровья или общего благополучия 4 .
Устойчивость и психическое здоровье
В то же время дети, которые научились регулировать свои эмоции, также могут лучше справляться с травмами или неблагоприятными событиями и восстанавливаться после них: они более устойчивы к фрустрации и более устойчивы.
Многие клинические расстройства у детей тесно связаны с эмоциональной регуляцией или, скорее, с ее отсутствием.
Например, эмоциональная дисрегуляция у детей связана с поведенческими расстройствами, такими как оппозиционно-вызывающее расстройство, и может подвергнуть ребенка значительному риску развития эмоциональных расстройств, таких как тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения и клиническая депрессия5. Ребенок также более восприимчив к развитию психопатологии в будущем 5 .
Учитывая все это, неудивительно, что эксперты считают навыки регулирования эмоций или навыки саморегуляции важными для развития детей.
Взгляните на это видео из Центра развития ребенка при Гарвардском университете.
Как развивается эмоциональная регуляция у детей
Так как же дети развивают эти критически важные навыки? И как мы, родители, можем им помочь?
Чтобы ответить на эти вопросы, давайте начнем с изучения того, что означает эмоциональная регуляция для детей.
Примечание. Для саморегуляции нам необходимо замечать, отслеживать и распознавать различные чувства, а также соответствующим образом адаптировать их к каждой ситуации.
Это не всегда означает уменьшение отрицательных эмоций и усиление положительных. Простое подавление негативных чувств и принуждение себя не выражать их — плохой процесс саморегуляции.
Некоторым детям легче научиться эмоциональной регуляции, чем другим?
Если кажется, что некоторым детям труднее овладеть навыками эмоциональной регуляции, в то время как у других это получается естественным образом, вы не выдумываете.
Исследователи обнаружили, что темперамент некоторых детей врожденно более способен к саморегуляции, чем у других 6 .
Генетика важна, но среда, в которой растет ребенок, не менее важна, если не больше.
Способность к саморегуляции не высечена на камне: все дети могут научиться управлять своими чувствами в соответствующей среде.
Исследование в румынском детском доме иллюстрирует важность окружающей среды. В ходе исследования некоторые дети-сироты были случайным образом распределены в приемные семьи с высококачественным уходом, в то время как другие остались в приюте. У усыновленных детей наблюдалось значительное улучшение эмоциональной регуляции по сравнению с теми, кто остался 9.0155 7 .
См. также: Как совместная регуляция перерастает в саморегуляцию у детей
Почему жизненный опыт детства важен для обучения навыкам саморегуляции
Когда дети рождаются, их мозг еще недостаточно развит. Мы можем представить себе развитие их мозга как строительство дома.
Архитектурный чертеж может придать дому форму, но результат будет сильно различаться, если дом сделан из соломы, дерева или кирпича.
Точно так же генетика определяет основной план развития мозга ребенка, но их жизненный опыт, как и строительные материалы дома, может сильно повлиять на результат 8,9 .
И точно так же, как легче воздействовать на дом на этапе строительства, чем переделывать его позже, человеческий мозг может лучше или легче усваивать некоторые навыки в определенные периоды жизни. Эти оптимальные времена называются чувствительными периодами или критическими периодами.
После того, как чувствительный период обучения навыку прошел, происходит постепенное снижение способности стать мастером.
Новый навык по-прежнему можно приобрести, но это займет больше времени, иначе человек с меньшей вероятностью овладеет им.
Например, исследования показывают, что чувствительный период для изучения второго языка и того, чтобы стать по-настоящему двуязычным, обычно приходится на период до полового созревания 10 .
В румынском эксперименте с сиротами сироты, усыновленные приемными семьями в возрасте до двух лет, развили навыки эмоциональной регуляции, сравнимые с детьми, которых никогда не помещали в детские учреждения.
Таким образом, считается, что чувствительный период эмоциональной саморегуляции у детей наступает до двухлетнего возраста. Важность жизненного опыта в раннем детстве невозможно переоценить, что доказано наукой.
Однако это не означает, что, достигнув этого возраста, дети упускают возможность научиться саморегуляции. Это только означает, что это будет сложнее и потребует больше времени и терпения.
Так что лучше сделать правильно с первого раза, когда дети еще маленькие, чем потом исправлять.
Если ваш ребенок подрос, не отчаивайтесь. Никогда не поздно начать помогать детям учиться саморегуляции. Что вам нужно, так это начать прямо сейчас – чем раньше, тем лучше.
С другой стороны, это также не означает, что процесс обучения саморегуляции заканчивается к двум годам — это далеко не так. Мозг ребенка не заканчивает развиваться до середины двадцатых годов.
Роль родителей в оказании помощи детям в приобретении навыков регулирования эмоций
Наш мозг регулирует две части нашей нервной системы.
Во-первых, это аварийная система или система быстрого реагирования — «педаль газа». Его основная задача — активировать реакцию организма «бей или беги».
Думайте об этом как о педали газа в автомобиле. При активации эта система позволяет нашему телу двигаться быстрее, ускоряя частоту сердечных сокращений, прекращая пищеварение и повышая уровень сахара в крови для быстрой энергии.
Когда младенец или ребенок сильно нервничает, эта система работает на полную мощность, а эмоции достигают «высокой скорости». Иногда эту реакцию называют эмоциональный мозг (или нижний мозг ) берет на себя управление.
Во-вторых, есть успокаивающая или расхолаживающая часть мозга — «тормоз». Эта система активируется медленнее, но когда это происходит, она замедляет частоту сердечных сокращений, улучшает пищеварение и сохраняет энергию.
Способность младенцев регулировать эмоции связана с созреванием их тормозной системы.
Эта успокаивающая часть нашей нервной системы может противодействовать эффекту «высокой скорости», создаваемому системой «бей или беги», и имеет решающее значение для контроля функций нашего организма и эмоционального благополучия. Эта успокаивающая система регулируется когнитивный мозг (или верхний мозг ).
Когда эти системы работают в равновесии, наши тела работают правильно, и мы контролируем свои эмоции.
Но когда системы выходят из равновесия, нам нужно использовать наши методы саморегуляции, чтобы вернуть их в здоровое состояние.
Поскольку реакция «бей или беги» имеет решающее значение для выживания человека, не случайно «педаль газа» развивается еще до рождения. Каждый родитель знает, что новорожденные вполне способны достаточно взволноваться, чтобы предупредить родителей о своих потребностях или предполагаемой опасности плачем.
Однако «тормозная» система не так хорошо развита при рождении. Младенцы имеют некоторые ограниченные возможности саморегуляции, такие как сосание пальца, избегание зрительного восприятия и уход в себя. Но они могут успокоиться только до определенного момента, особенно если они очень взволнованы или если то, что их расстраивает, не прекращается.
Что еще хуже, «педаль газа» может вызвать выброс гормона стресса, чтобы подавить «тормоз».
Когда дети безудержно плачут, они ведут эмоциональную машину без тормозов! Мы, родители, должны помочь им регулировать свои эмоции . Их нервная система еще не справляется с задачей в одиночку.
См. также: Сдерживание эмоций
Как помочь ребенку регулировать свои эмоции
Хотя многие факторы, в том числе учителя, школа, соседство, сверстники, культура и генетика, могут влиять на способность ребенка регулировать, родители и семейная игра центральную роль.
Давайте рассмотрим следующие основные факторы, влияющие на способность детей к саморегуляции своих эмоций.
1. Родители, моделирующие навыки регулирования эмоций
Моделирование уже давно признано важнейшим механизмом обучения детей. Дети наблюдают за каждым движением своих родителей, усваивая, а затем подражая их поведению.
Собственная способность их родителей практиковать саморегуляцию является одной из первых моделей, связанных с эмоциями, которую видят дети.
Дети учатся «правильной» реакции в различных ситуациях. Они наблюдают, как родители контролируют и борются с сильными эмоциями и импульсами 11 .
Исследования показывают, что дети родителей, которые борются с эмоциональной регуляцией, с большей вероятностью в конечном итоге будут иметь дисрегуляцию 12 .
Если родитель реагирует, кричит или вопит всякий раз, когда что-то идет не так, ребенок учится реагировать и плохо себя вести, когда что-то идет не так, как надо.
Если родитель спокоен и критически относится к решению проблем, ребенок с большей вероятностью будет сохранять спокойствие и искать решения, а не обвинять. Чем младше ребенок, тем сильнее этот эффект подражания 13 .
И помимо активного наблюдения, дети также учатся через эмоциональное заражение – когда дети бессознательно ощущают эмоции своих родителей и реагируют аналогичными чувствами 14 .
Например, когда родители хмурятся, повышают голос или делают злые жесты, дети тоже злятся. Когда родители повышают голос, дети также увеличивают его громкость.
Родительское моделирование — лучший способ научить детей саморегуляции. Эмоциональная регуляция у детей происходит от эмоциональной регуляции у родителей.
Упражнения или инструменты по регулированию эмоций, предназначенные для детей, следует использовать только в качестве дополнения или в крайнем случае для детей, у которых нет хорошего образца для подражания, у которого можно учиться. Их не следует использовать в качестве замены хорошего родительского моделирования.
По мере взросления ребенка влияние сверстников начинает присоединяться к влиянию родителей: дети старшего возраста учатся саморегуляции, наблюдая за сверстниками и подражая им.
Однако качество отношений между родителями и подростками по-прежнему играет значительную роль в саморегуляции подростка 15 .
Чтобы помочь детям научиться эффективному контролю над эмоциями, родители могут
- поработать над тем, чтобы самостоятельно принять более эффективные стратегии эмоциональной регуляции
- модель положительных эмоций и адаптивная регуляция эмоций для детей
- познакомить детей с позитивной средой и с людьми с хорошей саморегуляцией
2. Родители, применяющие отзывчивый, теплый и принимающий стиль воспитания
Чуткий, теплый и принимающий стиль воспитания может помочь детям в социально-эмоциональном развитии и контроле поведения.
Когда родители отзывчивы, их дети ассоциируют их с комфортом и избавлением от стресса.
Исследования показывают, что дети, чьи родители реагируют на их плач, перестают плакать при виде или звуке родителя — они ожидают, что их возьмут на руки.
Если родитель не доводит до конца ожидаемый комфорт, младенец возвращается в состояние дистресса 16 . Дети отзывчивых родителей, как правило, имеют в своем распоряжении более широкий спектр регулирующих навыков.
Вера родителей в управление эмоциями также важна.
Те, кто замечают, принимают, сопереживают и одобряют негативные чувства своих детей, как правило, оказывают на них положительное влияние. Они могут научить детей эмоциональному пониманию, обучая их словесному выражению своих чувств и поощряя их к решению проблем.
Но если родители пренебрежительно или неодобрительно относятся к эмоциональным выражениям, особенно негативным, у детей склонны к развитию деструктивные методы эмоциональной регуляции 17 .
Этим родителям обычно неудобно выражать эмоции, и они склонны учить детей подавлять свои чувства.
Родители, которые негативно реагируют или наказывают детей за их эмоции, могут вызвать у них еще большее возбуждение, еще больше активизируя их нервную систему «бей или беги» и затрудняя их успокоение
Когда это происходит, может показаться, что ребенок ведет себя более непокорно, хотя на самом деле его система чрезмерно стимулируется. Говоря ребенку в разгар истерики, чтобы он «успокоился», или угрожая последствиями, вы можете стимулировать его системы до такой степени, что у него буквально случится нервный срыв.
Эти дети, по сути, имеют более слабые навыки саморегуляции, чтобы успокоить более напряженную систему. Карательные методы воспитания контрпродуктивны в обучении эмоциональной регуляции.
Некоторые родители стараются не замечать негативных эмоций. Им кажется, что если вы этого не видите, значит, этого не существует или оно в конце концов исчезнет.
К сожалению, эмоции так не работают. Дети, чьи родители игнорируют эмоции и не говорят о них с поддержкой, менее способны хорошо управлять своими эмоциями 19 .
Чтобы эффективно научить детей саморегуляции, родители могут использовать следующий подход к воспитанию:
- проявлять теплоту, принятие и отзывчивость к эмоциональным потребностям своего ребенка
- говорить об эмоциях
- принять, поддержать и проявить сочувствие, чтобы подтвердить свои негативные чувства,
- наберись терпения
- не игнорировать, не отвергать, не поощрять, не наказывать и не реагировать негативно на эмоции своего ребенка, особенно на негативные
3.
Формирование положительного эмоционального климата в семьеОбщий «климат» семьи является хорошим показателем способности ребенка к саморегуляции 20 .
Факторы, влияющие на эмоциональный климат, включают отношения родителей, их характеры, стиль воспитания, отношения между родителями и детьми, отношения между братьями и сестрами и представления семьи о выражении чувств.
Когда эмоциональный климат положительный, отзывчивый и последовательный, дети чувствуют себя принятыми и в безопасности.
Когда эмоциональный климат негативный, навязчивый или непредсказуемый, дети становятся более реактивными и неуверенными.
Родители, которые ежедневно выражают положительные эмоции, создают позитивный климат.
Родители, которые чрезмерно или постоянно выражают отрицательные эмоции, такие как грусть, гнев, враждебность или критика, способствуют созданию негативной ситуации и ухудшению саморегуляции у детей.
Одной из наиболее частых причин негативного семейного климата являются супружеские конфликты. Дети из этих семей учатся неконструктивным способам управления межличностными конфликтами и эмоциями. У этих детей меньше шансов развить социальную компетентность 21 .
Для создания позитивного семейного климата родители могут:
- выражать неподдельные положительные эмоции
- обратиться за помощью, чтобы лучше справляться с семейными конфликтами или негативными личностями в семье
- работа над улучшением детско-родительских отношений и отношений между братьями и сестрами
4. Обучение взрослых навыкам и методам саморегуляции
До сих пор мы говорили о трех различных способах, которыми родители могут помочь своим детям в саморегуляции. Если кажется, что родители должны делать больше, чем дети, чтобы регулировать их эмоций, вы правы.
Маленькие дети полагаются на взрослых, чтобы научиться саморегуляции. По мере взросления исполнительные функции детей школьного возраста будут играть все большую роль 22 . Родители могут начать обучать детей методам самопомощи.
Согласно модели процесса регуляции эмоций, предложенной Джеймсом Гроссом и его коллегами, существует пять стадий генерации эмоций 23 . Различные стратегии саморегуляции могут применяться на разных этапах для регулирования эмоций людей.
Этап 1: Выбор ситуации . Это относится к приближению или избеганию кого-либо или некоторых ситуаций в зависимости от их вероятного эмоционального воздействия.
Этап 2: Модификация ситуации – Изменение окружающей среды для изменения ее эмоционального воздействия.
Стадия 3: Развертывание внимания — Перенаправление внимания в данной ситуации для воздействия на свои эмоции.
Стадия 4: Когнитивное изменение – Оценка ситуации для изменения ее эмоционального значения.
Стадия 5: Модуляция реакции – Влияние на эмоциональные склонности и реакции, когда они возникают.
Для детей большинство стратегий совладания связаны с последними тремя стадиями, потому что они менее способны избегать или изменять окружающую среду. Они также склонны не понимать связи между ситуацией и эмоциями 24 .
Вот список приемов, которым родители могут научить детей старшего возраста:
- Этап 3: Перенаправьте внимание (например, смотрите, вот красный кролик!)
- Стадия 4: Переоценка путем переосмысления ситуации 25 (например, мы можем превратить это в ракету )
- Стадия 5: Навыки совладания (например, биологическая обратная связь 26 , счет до 10, глубокое дыхание и дыхательные упражнения)
5. Забота о себе
Для детей старшего возраста, особенно подростков и подростков, забота о себе в повседневной жизни важна для укрепления их внутренних ресурсов для регулирования эмоций. Мероприятия, повышающие заботу о себе, включают:
- Упражнения, такие как бег, плавание и другие аэробные нагрузки
- Практика осознанности 27 например, медитация и йога
- Адекватный сон и хорошая гигиена сна
- Релаксационные процедуры, такие как прослушивание музыки
Заключительные мысли об эмоциональной регуляции у детей
Если информация о помощи детям в развитии саморегуляции кажется тяжелой, так и есть. Это напоминание о том, что наша работа как родителей имеет первостепенное значение для формирования будущего наших детей.
Однако никто из нас не может обеспечить идеальный дом, генетику или моделирование. Ожидание совершенства от себя может на самом деле усилить напряжение и негатив.
Что нам нужно делать, так это продолжать работать над своими эмоциональными мышцами и стремиться создать благоприятную среду. И никогда не поздно начать.
Так что сделайте несколько глубоких вдохов, примите себя и свою семью такими, какие вы есть в этом процессе, и погрузитесь в дело. Это того стоит.
У вашего ребенка проблемы с истерикой
Истерики бывают не только у малышей. У детей школьного возраста тоже могут быть проблемы с самоконтролем. (Даже у взрослых иногда случаются истерики!)
Если вам нужны советы и реальный пошаговый план, наша программа «Успокоить истерики» — отличное место для начала.
В нем приведены шаги, необходимые для успокоения истерик малышей, обучения их саморегуляции и содействия развитию их мозга.
В этом руководстве по истерике для малышей вы найдете три основных способа избежать нервного срыва, стратегии для родителей, чтобы сохранять спокойствие, и лучший способ справиться с ударами.
Как только вы узнаете, как научить детей эмоциональной регуляции, вы окажетесь на пути к счастливой и мирной семье.
Ссылки
1.
Parker JG, Asher SR. Отношения со сверстниками и более поздняя личная адаптация: подвержены ли риску дети, которых плохо принимают? Психологический бюллетень . Опубликовано в Интернете 1987: 357-389. дои: 10.1037/0033-2909.102.3.357
2.
Перри Д.Г., Кусел С.Дж., Перри Л.С. Жертвы агрессии сверстников. Психология развития . Опубликовано в Интернете 1988: 807-814. дои: 10.1037/0012-1649.24.6.807
3.
Грациано П.А., Ривис Р.Д., Кин С.П., Калкинс С.Д. Роль регуляции эмоций в ранней успеваемости детей. Журнал школьной психологии . Опубликовано в Интернете в феврале 2007 г .: 3–19. doi:10.1016/j.jsp.2006.09.002
4.
Кот С, Морган Л.М. Продольный анализ связи между регулированием эмоций, удовлетворенностью работой и намерениями бросить работу. J Organiz Behav . Опубликовано в Интернете 19 ноября 2002 г .: 947–962. дои: 10.1002/job.174
5.
Бакхолдт К.Е., Парра Г.Р., Джоб-Шилдс Л. Передача эмоциональной дисрегуляции между поколениями посредством родительской инвалидации эмоций: последствия интернализирующего и экстернализирующего поведения подростков. Детский семейный конный завод J . Опубликовано в сети 25 июня 2013 г.: 324-332. дои: 10.1007/s10826-013-9768-4
6.
Шоре А.Н. Регулирование аффектов и происхождение Я . 1-е изд. Рутледж; 2015.
7.
Маклафлин К.А., Шеридан М.А., Тибу Ф., Фокс Н. А., Зеана Ч., Нельсон К.А. III. Причинно-следственное влияние среды раннего ухода на развитие систем реагирования на стресс у детей. Proc Natl Acad Sci USA . Опубликовано в сети 20 апреля 2015 г.: 5637-5642. doi:10.1073/pnas.1423363112
8.
Саарни К., Кампос Дж. Дж., Камрас Л. А., Уитерингтон Д. Эмоциональное развитие: действие, общение и понимание. Справочник по детской психологии . Опубликовано в Интернете 1 июня 2007 г. doi: 10.1002/9780470147658.chpsy0305
9.
Fox SE, Левитт П., Нельсон III, Калифорния. Как время и качество раннего опыта влияют на развитие архитектуры мозга. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете в январе 2010 г .: 28–40. doi:10.1111/j.1467-8624.2009.01380.x
10.
Johnson JS, Newport EL. Эффекты критического периода в изучении второго языка: влияние состояния созревания на овладение английским как вторым языком. Когнитивная психология . Опубликовано в Интернете, январь 1989 г . : 60–99. дои: 10.1016/0010-0285(89)
-011.
Бун Тим, Рейли Энтони Дж., Сашкин М. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Альберт Бандура Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice-Hall, 1977. 247 стр., в бумажном переплете. Групповые и организационные исследования . Опубликовано в Интернете, сентябрь 1977 г .: 384–385. дои: 10.1177/105960117700200317
12.
Каррер С., Боуи Б.Х. Как родитель, как ребенок: дисрегуляция эмоций родителей и детей. Архив психиатрического ухода . Опубликовано в Интернете в июне 2012 г.: e23-e30. doi:10.1016/j.apnu.2011.12.008
13.
Парк РД. Прогресс, парадигмы и нерешенные проблемы: комментарий к последним достижениям в нашем понимании детских эмоций. Merrill-Palmer Quarterly . 1994;40(1):157-169.
14.
Хэтфилд Э., Качиоппо Дж.Т., Рэпсон Р.Л. Эмоциональное заражение. Curr Dir Psychol Sci . Опубликовано онлайн 19 июня93:96-100. дои: 10. 1111/1467-8721.ep10770953
15.
Фарли Дж. П., Ким-Спун Дж. Развитие подростковой саморегуляции: обзор роли родителей, сверстников, друзей и романтических отношений. Журнал подростков . Опубликовано в Интернете в июне 2014 г .: 433–440. doi:10.1016/j.adolescence.2014.03.009
16.
Троник ЭЗ. Эмоции и эмоциональная коммуникация у младенцев. Американский психолог . Опубликовано в сети 1989:112-119. дои: 10.1037/0003-066x.44.2.112
17.
Лункенхаймер Э.С., Шилдс А.М., Кортина К.С. Коучинг родительских эмоций и отвержение в семейном взаимодействии. Социальное развитие . Опубликовано в Интернете, май 2007 г .: 232–248. doi:10.1111/j.1467-9507.2007.00382.x
18.
Айзенберг Н., Камберленд А., Спинрад Т. Родительская социализация эмоций. Психологический запрос . 1998;9(4):241-273. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16865170
19.
Айзенберг Н. , Камберленд А., Спинрад Т. Родительская социализация эмоций. Психологический запрос . 1998;9(4):241-273. дои: 10.1207/s15327965pli0904_1
20.
Моррис А.С., Силк Дж.С., Стейнберг Л., Майерс С.С., Робинсон Л.Р. Роль семейного контекста в развитии регуляции эмоций. Социальное развитие . Опубликовано в Интернете, май 2007 г .: 361–388. doi:10.1111/j.1467-9507.2007.00389.x
21.
Петридес К.В., Сангаро Ю., Фернхэм А., Фредериксон Н. Эмоциональный интеллект и отношения детей со сверстниками в школе. Социальное развитие . Опубликовано в Интернете в августе 2006 г .: 537–547. doi:10.1111/j.1467-9507.2006.00355.x
22.
Ротбарт М.К., Шиз Б.Е., Руэда М.Р., Познер М.И. Развитие механизмов саморегуляции в молодости. Обзор эмоций . Опубликовано в Интернете в апреле 2011 г.: 207-213. дои: 10.1177/1754073910387943
23.
Гросс Дж.Дж. Возникающая область регулирования эмоций: комплексный обзор. Обзор общей психологии . Опубликовано в Интернете в сентябре 1998 г .: 271–299. дои: 10.1037/1089-2680.2.3.271
24.
Harris PL. Понимание детьми связи между ситуацией и эмоциями. Журнал экспериментальной детской психологии . Опубликовано в Интернете, декабрь 1983 г .: 490–509. дои: 10.1016/0022-0965(83)
-6
25.
Голдин П.Р., Макрей К., Рамел В., Гросс Дж.Дж. Нейронные основы регуляции эмоций: переоценка и подавление негативных эмоций. Биологическая психиатрия . Опубликовано в Интернете в марте 2008 г .: 577–586. doi:10.1016/j.biopsych.2007.05.031
26.
Дэвидсон Р.Дж., Шварц Г.Э. Паттерны церебральной латерализации во время сердечной биологической обратной связи по сравнению с саморегуляцией эмоций: половые различия. Психофизиология . Опубликовано в сети 19 января76:62-68. doi:10.1111/j.1469-8986.1976.tb03339.x
27.
Фельдман Г., Хейс А., Кумар С.