Психоаналитическая теория Фрейда в свете современной психологии
Зигмунд Фрейд — величайший психолог в истории человечества. После него было много открытий в области психологии, но ни один ученый не вызвал такой негаснущий интерес, как Зигмунд Фрейд и его учение. Он осветил важные вопросы внутреннего устройства личности человека, с его конфликтами, желаниями и чувством долга, открыл область бессознательного, которое перевернуло представление о внутреннем мире человека. Он предположил, что за сознанием человека, которое управляет его поступками, лежит много бессознательных желаний, устремлений, влечений, которых он не осознает. Они могут сильно влиять на жизнь человека, даже привести к болезни. Будучи практикующим врачом, Фрейд в процессе лечения своих пациентов разработал свой метод исцеления души, который назвал психоанализом.
В нашей стране книги выдающегося психолога не издавались до начала 90-х годов двадцатого века. С началом новой эры в истории страны, идеи психоанализа уверенно вошли в современную жизнь и актуальны до сих пор.
За всю историю своей жизни Фрейд написал много научных работ. Его собрание сочинений насчитывает 26 томов. Самый важный его труд, который Фрейд написал в период с 1897 по 1899 годы — «Толкование сновидений». В этой книге автор сделал важное открытие-понятие бессознательного. Сновидения, которые видит человек, содержат код, шифр к его желаниям. Эти подсказки нужно разгадать и понять. Все, что видит во сне человек, имеет значение.
Метод толкования сновидений Фрейдом заключался в следующем: человек рассказывал содержание сна, и ученый начинал задавать вопросы об отдельных его деталях, образах, словах, и, о том, что думает об этом рассказчик. Нужно было рассказывать все, что приходит в голову, даже самые нелепые мысли.
Сам Фрейд тщательно записывал и потом анализировал свои сны. В своей книге он тщательно подвергает анализу сновидения своих пациентов, описывает психические процессы, характерные для них, а также рассматривает символы, и их трактовку с точки зрения психоанализа.
Следующая по научной значимости работа Фрейда «Тотем и табу», написанная в 1913 году. В ней автор рассматривает понятие культуры. По мнению ученого, культура, в узком смысле — система ограничений и запретов, которые вытесняют человеческие влечения в сферу бессознательного. Он пытается обратиться к истокам первобытной культуры, к ее архаическим признакам, и таким образом разгадать тайну ее происхождения. Ученый в своей работе описывает туземцев Австралии, Азии, Африки и делает поразительное открытие: наличие тотема, говорит о зарождении первобытной религии, а табу, т.е. запреты, существовали на еще первобытной стадии развития человечества. В этом труде ученый пытается применить метод психоанализа к изучению психологии первобытных народов.
Не меньший интерес представляет и работа Зигмунда Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия», которая была написана в более зрелые годы его творчества. В этой работе автор утверждает, что травмы, которые пережил человек в прошлом, остаются с ним навсегда.
Эта работа автора, дает ключ к пониманию таких важных клинических проявлений психопатологии личности, как невроз навязчивых состояний, меланхолия и депрессия. Является фундаментальным трудом по терапии травматических неврозов.
Об «отце психоанализа» написано множество биографических книг, каждая из них интересна по-своему. Одна из значимых книг о Фрейде вышла из-под пера его лечащего врача Макса Шура:
Макс Шур пишет, что случайности в нашей жизни имеют закономерный характер. По стечению необычных обстоятельств, автор, будучи студентом-медиком, начинает посещать лекции великого ученого, которые тот читал в Женеве.
Не меньший интерес вызывает и книга нашего ученого-психолога Валерия Лейбина «Зигмунд Фрейд: психопоэтический портрет»
Петр Люкимсон в своей книге «Фрейд: история болезни», попытался проанализировать биографию Фрейда с другой точки зрения, а именно как историю болезни.
У Зигмунда Фрейда было и есть много последователей. Их имена также известны, это: Анна Фрейд, Альфред Адлер, Карл Юнг, Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Салливан, Жак Лакан и другие. Остановимся на самых ярких представителях теории психоанализа после Зигмунда Фрейда.
Фрейд очень болезненно относился к тем своим последователям, которые выдвигали собственные теории. Карл Юнг, Альфред Адлер сначала были последователями теории психоанализа, но потом разработали собственные, и, отошли от своих изначальных взглядов. Это были яркие личности, которые оставили заметный след в истории психоанализа.
Альфред Адлер — австрийский врач, психолог, создатель системы индивидуальной психологии. Родился и жил в Вене, занимался врачебной практикой. Увлекся психоанализом Фрейда, но впоследствии, разработал собственную теорию под названием «индивидуальная психология». Суть ее заключалась в том, что характер человека складывался в процессе его жизни, его жизненных стремлений, и в потребности достичь успеха, превосходства, а также самоутверждения. В отличие от психоанализа Фрейда, который базируется на бессознательном и теории сексуальности в поведении человека, Адлер ставил на первое место его жизненные сценарии, то есть социальный фактор развития.
Одна из значимых книг ученого: «Понять природу человека». Книга состоит из 10 лекций, которые читал Адлер в Народном институте Вены. По словам автора, «цель этой книги – во-первых, показать, как неверно выбранная линия поведения одного человека вносит дисгармонию в нашу общественную жизнь; во-вторых, научить отдельных людей распознавать и признавать свои ошибки и, наконец, показать им, как гармонично адаптироваться к социальной среде».
Не менее интересен последователь Зигмунда Фрейда — Карл Юнг. Сначала их связывала тесная дружба и сотрудничество, потом разрыв и создание своей системы, противоположной фрейдовской теории психоанализа.
Карл Юнг — швейцарский ученый, психиатр, создатель аналитической психологии. Различия в системы Юнга от теории психоанализа заключалось в следующем: ученый в понятие либидо, которое ввел Фрейд, вкладывал не сексуальный подтекст, а базовую жизненную энергию человека. Юнг также отвергал понятие Эдипового комплекса (сексуальное влечение мальчика к матери, и девочек к отцу), которое ввел Зигмунд Фрейд. По Юнгу, привязанность ребенка к матери обозначала лишь удовлетворение его жизненных потребностей. Если Фрейд говорил о том, что личность человека формируется в детстве, то Юнг, наоборот, говорил о том, что человек меняется на протяжении всей своей жизни, и формирование личности происходит не к пяти годам, как у Фрейда, а на протяжении многих лет.
Важное открытие, которое сделал Карл Юнг – открыл понятие коллективного бессознательного. Он вник в понятие бессознательного намного глубже, чем его первооткрыватель Зигмунд Фрейд. Юнг предположил, что у человека есть врожденный опыт, который он унаследовал от своих первобытных предков.
Нельзя обойти вниманием единственную ревностную последовательницу теории психоанализа из всех шести детей Зигмунда Фрейда, его любимую дочь Анну. Она была любимицей отца и часто сопровождала его на заседания психоаналитического общества. Именно Анна заложила основы детского психоанализа, базируясь на теории отца. Ее главные труды: «Теория и практика детского психоанализа», «Эго и механизмы защиты», «Введение в детский психоанализ. Норма и патология».
Наследниками фрейдовской школы были такие знаменитые психологи, как: Гордон Олпорт, Генри Мюррей, Эрик Эриксон. Многие ученые занимались проблемами психоанализа и в последующие десятилетия. Именно с психоанализа началась психологическая помощь людям, а именно психотерапия, а первые психоаналитики были, не кто иной, как знаменитый на весь мир Зигмунд Фрейд, его последователи: Карл Юнг, Альфред Адлер, и другие известные личности.
Читать книгу «Теория психоанализа и «эго-психология» (сборник)» онлайн полностью📖 — Зигмунда Фрейда — MyBook.
© Фрейд А. (Freud А.), правообладатели, 2018
© Перевод с немецкого, перевод с английского, 2018
© ООО «Издательство Родина», 2018
* * *
Что такое психоанализ
[1]
Введение
Мне неизвестно, насколько каждый из вас из литературы или понаслышке знаком с психоанализом. Смею все же предположить, что вам известно следующее: психоанализ является одним из методов лечения нервнобольных; и тут я сразу могу привести вам пример, показывающий, что в этой области кое-что делается по-иному или даже наоборот, чем принято в медицине. Обычно, когда больного начинают лечить новым для него методом, ему стараются внушить, что опасность не так велика, и уверить его в успехе лечения. Я думаю, это совершенно оправданно, так как тем самым мы повышаем шансы на успех. Когда же мы начинаем лечить невротика методом психоанализа, мы действуем иначе. Мы говорим ему о трудностях лечения, его продолжительности, усилиях и жертвах, связанных с ним. Что же касается успеха, то мы говорим, что не можем его гарантировать, поскольку он зависит от поведения больного, его понятливости, сговорчивости и выдержки.
На занятиях по медицине вы привыкли к наглядности. Вы видите анатомический препарат, осадок при химической реакции, сокращение мышцы при раздражении нервов. Позднее вам показывают больного, симптомы его недуга, последствия болезненного процесса, а во многих случаях и возбудителей болезни в чистом виде. Изучая хирургию, вы присутствуете при хирургических вмешательствах для оказания помощи больному и можете сами провести операцию. В той же психиатрии осмотр больного дает вам множество фактов, свидетельствующих об изменениях в мимике, о характере речи и поведении, которые весьма впечатляют. Таким образом, преподаватель в медицине играет роль гида экскурсовода, сопровождающего вас по музею, в то время как вы сами вступаете в непосредственный контакт с объектами и благодаря собственному восприятию убеждаетесь в существовании новых для нас явлений.
В психоанализе, к сожалению, все обстоит совсем по-другому. При аналитическом лечении не происходит ничего, кроме обмена словами между пациентом и врачом. Пациент говорит, рассказывает о прошлых переживаниях и нынешних впечатлениях, жалуется, признается в своих желаниях и чувствах. Врач же слушает, стараясь управлять ходом мыслей больного, кое о чем напоминает ему, удерживает его внимание в определенном направлении, дает объяснения и наблюдает за реакциями приятия или неприятия, которые он таким образом вызывает у больного. Необразованные родственники наших больных, которым импонирует лишь явное и ощутимое, а больше всего действия, какие можно увидеть разве что в кинематографе, никогда не упустят случая усомниться: «Как это можно вылечить болезнь одними разговорами?» Это, конечно, столь же недальновидно, сколь и непоследовательно. Ведь те же самые люди убеждены, что больные «только выдумывают» свои симптомы. Когда то слова были колдовством, слово и теперь во многом сохранило свою прежнюю чудодейственную силу. Словами один человек может осчастливить другого или повергнуть его в отчаяние, словами учитель передает свои знания ученикам, словами оратор увлекает слушателей и способствует определению их суждений и решений. Слова вызывают аффекты и являются общепризнанным средством воздействия людей друг на друга. Не будем же недооценивать использование слова в психотерапии и будем довольны, если сможем услышать слова, которыми обмениваются аналитик и его пациент.
Но даже и этого нам не дано. Беседа, в которой и заключается психоаналитическое лечение, не допускает присутствия посторонних; ее нельзя продемонстрировать. Можно, конечно, на лекции по психиатрии показать учащимся неврастеника или истерика. Тот, пожалуй, расскажет о своих жалобах и симптомах, но не больше того. Сведения, нужные психоаналитику, он может дать лишь при условии особого расположения к врачу; однако он тут же замолчит, как только заметит хоть одного свидетеля, индифферентного к нему. Ведь эти сведения имеют отношение к самому интимному в его душевной жизни, ко всему тому, что он, как лицо социально самостоятельное, вынужден скрывать от других, а также к тому, в чем он как цельная личность не хочет признаться даже самому себе.
Таким образом, беседу врача, лечащего методом психоанализа, нельзя услышать непосредственно. Вы можете только узнать о ней и познакомитесь с психоанализом в буквальном смысле слова лишь понаслышке. К собственному взгляду на психоанализ вам придется прийти в необычных условиях, поскольку сведения о нем вы получаете как бы из вторых рук. Во многом это зависит от того доверия, с которым вы относитесь к посреднику.
Представьте себе теперь, что вы присутствуете на лекции не по психиатрии, а по истории, и лектор рассказывает вам о жизни и военных подвигах Александра Македонского. На каком основании вы верите в достоверность его сообщений? Сначала кажется, что здесь еще сложнее, чем в психоанализе, ведь профессор истории не был участником походов Александра так же, как и вы; психоаналитик, по крайней мере, сообщает вам о том, в чем он сам играл какую-то роль. Но тут наступает черед тому, что заставляет нас поверить историку. Он может сослаться на свидетельства древних писателей, которые или сами были современниками Александра, или по времени жили ближе к этим событиям, т. е. на книги Диодора, Плутарха, Арриана и др.; он покажет вам изображения сохранившихся монет и статуй царя, фотографию помпейской мозаики битвы при Иссе. Однако, строго говоря, все эти документы доказывают только то, что уже более ранние поколения верили в существование Александра и в реальность его подвигов, и вот с этого и могла бы начаться ваша критика. Тогда вы обнаружите, что не все сведения об Александре достоверны и не все подробности можно проверить, но я не могу предположить, чтобы вы покинули лекционный зал, сомневаясь в реальности личности Александра Македонского.
Ваша позиция определится главным образом двумя соображениями: во-первых, вряд ли у лектора есть какие то мыслимые мотивы, побудившие выдавать за реальное то, что он сам не считает таковым, и, во-вторых, все доступные исторические книги рисуют события примерно одинаково.
Если вы затем обратитесь к изучению древних источников, вы обратите внимание на те же обстоятельства, на возможные побудительные мотивы посредников и на сходство различных свидетельств. Результаты вашего исследования наверняка успокоят вас насчет Александра, однако они, вероятно, будут другими, если речь зайдет о таких личностях, как Моисей или Нимрод.
* * *
Теперь вы вправе задать вопрос: если у психоанализа нет никаких объективных подтверждений и нет возможности его продемонстрировать, то как же его вообще можно изучить и убедиться в правоте его положений? Действительно, изучение психоанализа дело нелегкое, и лишь немногие по-настоящему овладевают им, однако приемлемый путь, естественно, существует. Психоанализом овладевают прежде всего на самом себе, при изучении своей личности. Это не совсем то, что называется самонаблюдением, но в крайнем случае психоанализ можно рассматривать как один из его видов. Есть целый ряд распространенных и общеизвестных психических явлений, которые при некотором овладении техникой изучения самого себя могут стать предметами анализа. Это дает возможность убедиться в реальности процессов, описываемых в психоанализе, и в правильности их понимания. Правда, успешность продвижения по этому пути имеет свои пределы. Гораздо большего можно достичь, если тебя обследует опытный психоаналитик, если на собственном я испытываешь действие анализа и можешь от другого перенять тончайшую технику этого метода. Конечно, этот прекрасный путь доступен лишь каждому отдельно, а не всем сразу.
С другой стороны, двумя своими положениями анализ оскорбляет весь мир и вызывает к себе его неприязнь; одно из них наталкивается на интеллектуальные, другое – на морально эстетические предрассудки.
Согласно первому коробящему утверждению психоанализа, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Вспомните, что мы, наоборот, привыкли идентифицировать психическое и сознательное. Именно сознание считается у нас основной характерной чертой психического, а психология – наукой о содержании сознания. Да, это тождество кажется настолько само собой разумеющимся, что возражение против него представляется нам очевидной бессмыслицей, и все же психоанализ не может не возражать, он не может признать идентичность сознательного и психического.
Согласно его определению, психическое представляет собой процессы чувствования, мышления, желания, и это определение допускает существование бессознательного мышления и бессознательного желания. Но данное утверждение сразу же роняет его в глазах всех приверженцев трезвой научности и заставляет подозревать, что психоанализ – фантастическое тайное учение, которое бродит в потемках, желая ловить рыбу в мутной воде. Вам же, уважаемые слушатели, пока еще непонятно, по какому праву столь абстрактное положение, как «психическое есть сознательное», я считаю предрассудком, вы, может быть, также не догадываетесь, что могло привести к отрицанию бессознательного, если таковое существует, и какие преимущества давало такое отрицание. Вопрос о том, тождественно ли психическое сознательному или же оно гораздо шире, может показаться пустой игрой слов, но смею вас заверить, что признание существования бессознательных психических процессов ведет к совершенно новой ориентации в мире и науке.
Вы даже не подозреваете, какая тесная связь существует между этим первым смелым утверждением психоанализа и вторым, о котором речь пойдет ниже. Это второе положение, которое психоанализ считает одним из своих достижений, утверждает, что влечения, которые можно назвать сексуальными в узком и широком смыслах слова, играют невероятно большую и до сих пор непризнанную роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Более того, эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать.
По собственному опыту знаю, что неприятие этого результата психоаналитического исследования является главным источником сопротивления, с которым оно сталкивается. Хотите знать, как мы это себе объясняем? Мы считаем, что культура была создана под влиянием жизненной необходимости за счет удовлетворения влечений, и она по большей части постоянно воссоздается благодаря тому, что отдельная личность, вступая в человеческое общество, снова жертвует удовлетворением своих влечений в пользу общества. Среди этих влечений значительную роль играют сексуальные; при этом они сублимируются, т. е. отклоняются от своих сексуальных целей, и направляются на цели социально более высокие, уже не сексуальные.
Эта конструкция, однако, весьма неустойчива, сексуальные влечения подавляются с трудом, и каждому, кому предстоит включиться в создание культурных ценностей, грозит опасность, что его сексуальные влечения не допустят такого их применения. Общество не знает более страшной угрозы для своей культуры, чем высвобождение сексуальных влечений и их возврат к изначальным целям.
Что такое теории Зигмунда Фрейда? Объяснение теорий Зигмунда Фрейда
Изображение предоставлено: OpenStax
В этой статье
Кем был Зигмунд Фрейд?
Основные труды Зигмунда Фрейда
Структура человеческого разума Фрейда
Подборка ключевых теорий Фрейда
- 9 0002 Критика теорий Фрейда
Значение Фрейда
Кем был Зигмунд Фрейд?
Есть определенные личности, чьи имена занимают столь важное место в популярном понимании их области, что кажется, будто они обозначают ее целиком. Зигмунд Фрейд — одно из таких имен. Фрейд родился в 1856 году в Австрийской империи и был неврологом, особенно интересовавшимся невропатологией. Благодаря своей терапевтической практике и своим теоретическим работам Фрейд был движущей силой появления психоанализа, метода понимания человеческого разума и его недугов, который оказал и в определенном смысле продолжает оказывать глубокое влияние на широкий круг деятельности, выходящей за рамки психического здоровья.
Основные труды Зигмунда Фрейда
За свою пятидесятилетнюю карьеру Фрейд написал более дюжины книг и сотни эссе и статей. Давайте быстро взглянем на четыре текста, которые выделяются как особо значимые в его обширном творчестве.
В «Толкование сновидений» (1899 г.), одной из своих самых ранних книг, Фрейд представил идею, благодаря которой он остается наиболее известным: бессознательный ум, зона умственной деятельности за пределами нашего сознательного доступа, к которой он верил. держал ключ к пониманию широкого круга психических заболеваний. Фрейд утверждал, что сны открывают уникальное окно в бессознательное, и исследовал эту неизведанную территорию, разделив сны на явное содержание (поверхностные детали и сюжетная линия сна) и латентное содержание (психологическое значение сна).
В следующей крупной работе Фрейда, Психопатология повседневной жизни (1901), он продолжал исследовать бессознательную психическую деятельность, обращая внимание на вытесненные воспоминания и то, что мы узнали как оговорки по Фрейду. Оговорка по Фрейду — это случайность в речи, действии или воспоминании, которая, по мнению Фрейда, раскрывает содержание бессознательного. Например, если подросток уехал в лагерь и спрашивает: «Папа приедет?» вместо «придет ли Дэнни?» Фрейд мог бы утверждать, что эта оговорка указывает на то, что они бессознательно желают, чтобы с ними был их отец, а не их друг Дэнни.
В Будущее иллюзии (1927), короткой, но насыщенной книге, Фрейд перевел свое внимание с личности на более широкую социальную динамику, поскольку он применил свои психоаналитические теории к религии. Хотя он в конечном итоге отвергает организованную религию как социально вредную иллюзию, Будущее иллюзии в основном касается понимания того, почему религия остается таким устойчивым институтом.
Фрейд вернется к религии и другим масштабным социальным силам в одной из своих самых популярных книг, Цивилизация и ее недовольство (1930). Здесь он начинает с того места, на котором остановился Будущее иллюзии , исследуя религию через «океаническое чувство», индивидуальное стремление к ощущению целостности с миром, которое, по мнению Фрейда, восходит к самым ранним моментам жизни. . Затем он переходит к более подробному рассмотрению напряженности, существующей между другими желаниями человека и цивилизацией, частью которой они являются.
Структура человеческого разума Фрейда
Если вы когда-либо обвиняли в чем-то бессознательное желание, вы должны благодарить за это Фрейда. Как упоминалось выше, Фрейд предположил, что в уме существуют сознательный и бессознательный миры. Сознательный разум является домом для повседневной умственной деятельности, которую мы обычно просто называем «мышлением». Напротив, бессознательный разум (и его менее обсуждаемый сосед, предсознательный разум) являются местом огромной умственной деятельности, недоступной для нас. Далее он разделил пред- и бессознательный разум на id , эго и суперэго . Ид представляет наши самые основные побуждения, мотивированные удовольствием; суперэго — это наша совесть; а эго является посредником между нашими примитивными желаниями и нашими идеалами. Ид подобен ребенку, не беспокоящемуся о последствиях и движимом удовольствием; Суперэго — это ангел на нашем плече, наш моральный компас.
Фрейд считал, что неврозы возникают, если кто-то неуравновешен — если его Ид или Супер-Эго имеют слишком большой контроль. Он считал, что эго работает над восстановлением баланса между ид и суперэго, используя ряд различных защитных механизмов. Они действуют бессознательно, защищая нас от необходимости испытывать сознательный дискомфорт из-за конфликта между нашим Ид и Супер-Эго.
Хотя Фрейд определил множество защитных механизмов, вот несколько ключевых из них, с которыми вы, возможно, сталкивались раньше:
Отрицание : отказ принять реальность желает, чтобы у обвинителя действительно есть
Рационализация : использование приемлемо звучащих причин для оправдания чего-либо вместо признания реальных, менее приемлемых причин
Регрессия : использование копинг-стратегий на менее зрелых стадиях развития
Сублимация : использование социально приемлемых каналов для перенаправления неприемлемых желаний
Обратите внимание, что не все защитные механизмы созданы равными, и они сильно зависят от контекста . В то время как отрицание обычно не очень конструктивно (вы не можете вечно жить в мире фантазий), сублимация иногда может быть вполне здоровой (кто-то чувствует побуждение к измене и сублимирует эти сексуальные побуждения в упражнения, становясь здоровее, сохраняя отношения, которые они заботиться о).
Подборка ключевых теорий Фрейда
Разговорная терапия
Первые попытки Фрейда заняться разговорной терапией были предприняты во время работы со своим коллегой Йозефом Брейером, венским врачом и пациенткой Брейера, известной под псевдонимом Анна О. Брейера с симптомами «истерии». Хотя диагноз «истерия» больше не считался приемлемым, в то время он был общим термином для многих болезней, от которых страдали женщины (одна из которых носила явно сексистский подтекст). Доктор Брейер и Анна О. обнаружили, что простой разговор о тревожных событиях в жизни Анны помог облегчить ее симптомы. Анна О. назвала это явление «лечением разговором».
Хотя сам Фрейд никогда не разговаривал с Анной О., он нашел работу Брейера увлекательной и вместе с ним написал книгу под названием « Исследования истерии » (1895). Фрейд продвигал результаты работы Брейера дальше и утверждал, что симптомы Анны О. были вызваны сексуальным насилием, которое она подавляла в детстве. Доктор Брейер не согласился с Фрейдом, и пара распалась, и Фрейд с головой погрузился в развитие разговорной терапии и анализа бессознательного.
Психосексуальное развитие
Фрейд рассматривал личность через призму развития. Он сосредоточился на опыте раннего детства и теоретизировал о том, как этот опыт формирует нашу взрослую личность. Он разделил развитие на пять психосексуальных стадий: оральная , анальная , фаллическая , латентная и генитальная стадии. Он считал, что если в эти периоды о нас не позаботятся должным образом, мы можем зациклиться на сцене. Классический вопрос терапевтической беседы — «расскажи мне о своей матери» — был попыткой выяснить, на каком этапе твоя мать могла подвести тебя.
Для Фрейда оральная стадия длилась от младенчества до одного года. На этом этапе ребенка необходимо отучить от груди. У взрослого, чье отлучение от груди пошло не так, вы можете увидеть пристрастие к курению или еде — оральную фиксацию.
Анальная стадия , в возрасте от одного до трех лет, посвящена приучению к туалету. Если у ребенка возникают проблемы на этом этапе, взрослый может быть анально сдерживающим (слишком аккуратным и скованным) или анально экспульсивным (грязным и склонным к вспышкам). Кто знал, что приучение к туалету может повлиять на чистоту вашего дома во взрослом возрасте?
В возрасте от трех до шести лет мы находимся на фаллической стадии . Здесь дети узнают о разнице между женским и мужским телом. У маленьких мальчиков развивается Эдипов комплекс, при котором они испытывают влечение к своим матерям и ревность к отцам. Эта ревность сочетается с появлением страха кастрации, возникающего из-за страха, что отец отомстит, кастрировав своего сына, лишив его недавно обнаруженного отличия. Если маленький мальчик не разрешит свой Эдипов комплекс, идентифицируя себя с отцом (как способ косвенно возжелать свою мать), он может оказаться честолюбивым и тщеславным.
А маленькие девочки? Конечно, они также осознают разницу между мужским и женским телом, и для Фрейда их реакция была столь же сложной. В отличие от мальчиков, которые переживают, что у них отнимут что-то , девочки переживают, что что-то уже было . Эта «зависть к пенису», как назвал ее Фрейд, приводит к тому, что молодые девушки злятся на своих матерей за то, что они не снабдили их пенисом, что приводит к длинному ряду тревог, которые обычно разрешаются только через замужество или материнство. Младший коллега Фрейда, Карл Юнг, исследовал эту динамику более подробно, в конце концов назвав ее комплексом Электры (термин, который сам Фрейд отверг).
С шести лет до полового созревания мы отдыхаем от психосексуального безумия, когда входим в латентный период . В это время дети работают над отношениями со сверстниками и гендерными ролями и ненадолго забывают о сексе.
Наконец, от полового созревания до взрослой жизни, мы оказываемся на стадии гениталий . В этот период Фрейд считал, что наши кровосмесительные желания в отношении наших родителей вновь возникают, и мы берем эти побуждения и направляем их вовне на более подходящие цели (. .. людей нашего возраста, которые напоминают нам о наших родителях). На этом этапе, если вы успешно прошли другие этапы, вы хорошо приспособленный взрослый. Фу!
Критика теорий Фрейда
В медицинских и научных кругах теории Фрейда, как правило, не выдержали испытания временем. Одна из самых больших проблем работы Фрейда заключается в том, что ее невозможно опровергнуть — невозможно доказать, что она ошибочна. При использовании научного метода ваши гипотезы должны быть фальсифицируемыми. Иначе как их проверить? Рассмотрим Эдипов комплекс: Фрейд утверждает, что ребенок бессознательно желает свою мать. Как мы могли бы доказать или опровергнуть такое бессознательное желание? По самой своей природе бессознательное желание скрыто. Мы не можем просто спросить ребенка, потому что, даже если он противоречит теории, Фрейд сказал бы, что он просто не осознает своего скрытого желания. Мы не можем измерить его объективно, поэтому невозможно сказать, присутствует ли это предполагаемое бессознательное желание у ребенка или нет.
Еще одна часто встречающаяся критика связана с тем, что Фрейд разработал свои теории на основе небольшого числа тематических исследований. Мало того, почти все его пациенты в рамках этой небольшой выборки были представителями венской буржуазии, которую мы сегодня назвали бы высшим средним классом. , однородные исследовательские популяции.
Фрейд также подвергался критике за игнорирование сил культуры и обучения в некоторых теориях, поскольку он уделял большое внимание раннему детству, биологии и бессознательным влечениям. Несмотря на этот узкий личный и социальный контекст, Фрейд регулярно делал широкие выводы, предназначенные для применения ко всему человечеству, на основе материала, полученного в результате его анализа. Если сравнивать его с современными медицинскими и научными стандартами, его доказательства могут показаться недостаточными и не поддающимися обобщению.
Наконец, Фрейда критиковали за продвижение сексистских идей о женщинах. В его трудах есть указания на то, что он, как и многие в его время, считал женщин менее способными, более пассивными и в целом уступающими мужчинам. Фрейд был против женской эмансипации, и некоторые из его идей, такие как его теория зависти к пенису, показывают, что он был человеком XIX века, когда дело касалось прав женщин.
Важность Фрейда
Хотя его работа была предметом резкой критики со всех сторон — предыдущий раздел едва касался поверхности — наследие Фрейда остается значительным как в области психологии, так и за ее пределами. Его новаторский взгляд на разум, рассмотрение бессознательного и использование разговорной терапии оказали длительное влияние на то, как сегодня выглядят терапия и психология. Работу многих ведущих психологов 20-го века, в том числе Карла Юнга, Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Мелани Кляйн и Карен Хорни, невозможно представить без фундамента, заложенного его работой (даже если во многих случаях фундамент, который он заложил, был явно отклонен). Но можно утверждать, что его наследие было еще большим за пределами психологии, поскольку его психоаналитический метод — процесс копания под поверхностью, чтобы найти скрытые значения — оказал глубокое влияние на ряд мыслителей и общественных интеллектуалов века, включая Вальтера Беньямина. , Мишель Фуко, Жак Деррида, Герберт Маркузе, Франц Фанон и Сьюзен Зонтаг.
Узнайте об отмеченных наградами курсах Outlier For-CreditOutlier (от соучредителя MasterClass) собрал лучших в мире преподавателей, дизайнеров игр и кинематографистов для создания будущего онлайн-колледжа.
Ознакомьтесь с этими курсами по теме:
В чем ошибался Фрейд
Давайте углубимся в теорию Фрейда, чтобы лучше понять, что хорошего, что плохого, а что безобразного стоит за Зигмундом Фрейдом…
ПОДЕЛИТЬСЯ
Дженнет МакКарди
6 июля 2021
Фрейд? Это не тот парень, который сказал, что мы все хотим заняться сексом с родителями? Да… Зигмунд Фрейд, возможно, был самым влиятельным человеком, коснувшимся области психологии, однако наши разговоры вокруг него часто сосредотачиваются на его более диких и необоснованных теориях. Я хочу использовать следующие несколько статей, чтобы по-настоящему погрузиться в теорию Фрейда, чтобы лучше понять хорошее, плохое и безобразное, стоящее за Зигмундом Фрейдом. В этой статье начнем с уродливого.
Наиболее часто опровергаемой работой Фрейда является его теория психосексуального развития. В этих рамках Фрейд постулировал, что все мысли и эмоции коренятся во врожденных сексуальных импульсах. Он заявил, что развитие проходило в несколько стадий: оральную, анальную, фаллическую и латентную стадии. Более того, подавление или неправильное развитие на любой из этих стадий может привести к набору патологических симптомов в более позднем возрасте (Encyclopedia.com, 2021; Stanford, 2021). В научном сообществе, чтобы быть теорией, она должна быть фальсифицируемой (или проверяемой). Сегодня эта «теория» в целом дискредитирована, поскольку ее нельзя проверить эмпирически (Lantz, 2021; University of Tennessee, 2021).
В то время как его теории и взгляды соответствовали викторианской эпохе того времени, современные исследования подчеркивают невероятно сексистский характер большей части теории Фрейда. Большая часть его работ обвиняла матерей в проблемах своих детей и утверждала, что женственность уступает мужественности. Тем не менее, он обучал и поддерживал свою дочь Анну, которая впоследствии стала психоаналитиком, и выступал против представления о том, что истерия — это женский феномен (Tasca et al, 2012). Кроме того, в своих более поздних работах он признал, что не понимает женской сексуальности (The Washington Post, 1986; Закин, 2011).
Как и у всех людей, у Фрейда были как положительные, так и отрицательные стороны, которые он мог внести в общество. Хотя мы часто вспоминаем его в негативном свете, я считаю, что было бы благоразумно принять во внимание контекст того времени. Присоединяйтесь к нам в нашей следующей статье, в которой мы рассмотрим положительные стороны наследия Фрейда!
Источники:
- Детская сексуальность Зигмунда Фрейда и роль в генезисе неврозов взрослых и в психологии нормальных взрослых. (2021). Стэнфорд.эду. https://ccrma.stanford.edu/~pj97/SigmundF.htm
- Детская сексуальность | Энциклопедия.com. (2021). Энциклопедия.com. https://www.encyclopedia.com/social-sciences/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/infantile-sexuality
- Ланц, С.Э., и Рэй, С. (2021, 7 февраля). Теория развития Фрейда. Них.гов; Издательство StatPearls. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK557526/
- Фрейд, Зигмунд | Интернет-энциклопедия философии. (2021). Utm.edu. https://iep.utm.edu/freud/#H7
- Эволюция взглядов Фрейда на женщин. (1986, 28 мая). Вашингтон Пост; Вашингтон Пост. https://www.washingtonpost.com/archive/lifestyle/wellness/1986/05/28/the-evolution-of-freuds-view-of-women/6f83049c-2180-4f6b-a6bf-5a91e3f87461/
- Таска, К., Рапетти, М., Карта, М.Г., и Фадда, Б. (2012). Женщины и истерия в истории психического здоровья. Клиническая практика и эпидемиология психического здоровья, 8(1), 110–119. https://doi.org/10.2174/1745017 8010110
- Закин, Э. (2011). Психоаналитический феминизм (Стэнфордская философская энциклопедия). Стэнфорд.эду. https://plato.