Зигмунд фрейд о снах – Зигмунд Фрейд. Секреты сновидений

Зигмунд Фрейд. Секреты сновидений

Зигмунд Фрейд

Корни современной научной традиции изучения сновидений лежат, прежде всего, в трудах автора психоаналитического метода Зигмунда Фрейда (1856–1939) (рис. 3.1).

Фрейд предполагал, что сновидения символизируют бессознательные потребности и беспокойства человека. Представьте себе человека, выросшего вне общества. На первый взгляд, это дикарь, практически животное. Однако это создание полностью свободно от внутренних предрассудков и комплексов, оно руководствуется естественными желаниями и потребностями. Общество же (родители, педагоги, окружающие), воспитывая очередного своего члена, с самого раннего детства учит его подавлять многие желания, которые считаются неприличными или ущемляют интересы других людей. Со временем человек воспринимает вложенное в него обществом как единственно правильную норму и якобы забывает о врожденных желаниях, то есть подавляет их. Механизм такого подавления называется цензурой. Однако желания не исчезают бесследно, а остаются глубоко в подсознании и затем ищут выход в виде нервных расстройств, комплексов и страхов. Одним из проявлений этих желаний являются сновидения. Таким образом, они в завуалированной форме (так как даже во сне цензура не отключена полностью и пытается подавлять желания) отражают глубинную, бессознательную суть человека.

Рис. 3.1. З. Фрейд

Большинство врачей придерживались той позиции, что побудителями сновидения являются исключительно чувственные и телесные раздражения, либо приходящие к спящему извне, либо случайно возникающие в нем самом. Сновидения рассматривались как «телесный, во всех случаях бесполезный и во многих болезненный процесс». Все особенности сновидений объяснялись бессвязной и вызванной физиологическими раздражениями работой отдельных органов или групп клеток погруженного в сон мозга.

З. Фрейд не поддерживал такую позицию и писал в своей работе «О сновидении»: «…Ближе к истине стоит не взгляд врачей, а взгляд профанов, наполовину окутанный еще и предрассудками». Автор не отстаивал древних методов толкования снов, а пытался выделить отдельные закономерности в их интерпретации, общие для большинства людей черты. Он не считал возможным составление универсального сонника, который подошел бы каждому. Разгадка сна – дело индивидуальное. В основу работы со сновидениями Фрейд положил метод свободных ассоциаций. Не отрицая необходимости исследования явного содержания сна, все же основную информацию он видел в мыслях, лежащих за ним.

«На вопрос о том, может ли быть истолковано каждое сновидение, следует ответить отрицательно. Не нужно забывать того, что при толковании приходится бороться с психическими силами, повинными в искажении сновидения. Ввиду этого – просто вопрос соотношения сил: может ли субъект преодолеть внутреннее сопротивление своим интеллектуальным интересом, своей способностью к самообладанию, своими психическими познаниями и своей опытностью в толковании сновидений. До некоторой степени это возможно всегда: почти всегда субъекту удается убедиться в том, что сновидение – осмысленный феномен, – а также в большинстве случаев догадаться о сущности этого смысла. Очень часто последующее сновидение дает возможность констатировать правильность и продолжить толкование предыдущего. Целый ряд сновидений, продолжающихся несколько недель или месяцев, покоится часто на одном базисе; все они должны быть подвергнуты толкованию сообща. В следующих друг за другом сновидениях можно нередко подметить, как центральным пунктом одного служит то, на что в другом имеется лишь неясное указание, и наоборот, – так что оба таких сновидения дополняют друг друга и в толковании…»

ПРИМЕЧАНИЕ

У читателей, познакомившихся с программой-сонником, прилагаемой к данной книге на CD, может возникнуть вопрос: «Что за материалы названы сонником Фрейда, если сам он никогда не составлял подобных вещей?». Вообще это условное название. Сонник составлен на основе некоторых психоаналитических интерпретаций и потому назван в честь «отца психоанализа» З. Фрейда. Таким же образом обстоят дела с любыми «сонниками Фрейда», которые вы можете найти в Интернете или в виде печатных изданий.

Степан Апраксин

Приведенный сон описан в 1908 году М. Поповым. Молодой офицер князь Василий Владимирович Долгорукий неожиданно умер. Внезапная смерть князя сильно поразила его друга Степана Степановича Апраксина. В первую же ночь после трагедии ему приснился сон: к нему пришел в гости покойный друг. Оба знали, что принадлежат уже к разным мирам, но это не помешало им общаться. Умерший князь пообещал своему другу долгую жизнь и сообщил, что в следующий раз он посетит его за три дня до смерти. Прошло сорок лет, и за все эти годы В. Долгорукий действительно ни разу не приснился С. Апраксину. Однако однажды князь посетил старого друга во сне, и через три дня тот умер.

Основное внимание при анализе сновидений Фрейд уделял свободным ассоциациям с отдельными фрагментами или сновидением целиком. Ученый выделил основные спрятанные в подсознании элементы, с которыми определенным образом связаны детские инфантильные желания большинства людей. Это, например, человеческое тело в целом или определенные его части, родители, процесс рождения, смерть, нагота, мастурбация и т. п. Данные элементы «кодируются» во сне, представая в виде иных предметов. Родители зачастую изображаются другими важными, представительными людьми, дети – мелкими зверями, насекомыми, паразитами. Рождение всегда связано с водой – спасением из воды, купанием и др. Смерть подменяется во сне отъездом, нагота – вниманием к одежде, ее особым характером.

К символам мужского достоинства Фрейд причислял любые подобные по виду или выполняемым функциям предметы. В список входят палки, зонты, шесты, оружие (кинжалы, ружья и пушки), водопроводные краны и фонтаны, карандаши. Возбуждение мужского полового органа ассоциировалось со взлетом самолетов и аэростатов.

В соответствии с данной концепцией женская сущность находит отражение во всех полых предметах. Сюда вошли шахты, пещеры, бутылки и коробки. Детородная функция женского организма связывалась с печью и яблоней. По той же схеме в качестве символов женского начала рассматривались улитки и раковины. Нетрудно догадаться, что изображениями яблок, персиков, да и вообще практически любых фруктов подчеркивается красота пленительных частей тела женщины. Достаточно любопытна трактовка увиденных во сне игр: они символизируют мастурбацию. К этой же серии относятся скатывания, соскальзывания, обрывание веток и выпадение зуба.

Последователи Фрейда связали мастурбацию с ездой на велосипеде (Р. Гринсон), зашиванием рвущейся материи и одновременным испытанием чувства стыда (К. Хорни), переходом моста, который вдруг разламывается в центре, скользким склоном и соскальзыванием с него.

Врывающийся в дом преступник, влетающие или вползающие внутрь чего-либо животные или насекомые, поезд, движущийся через тоннель, – все это символы близости между мужчиной и женщиной. Езда верхом и скольжение на коньках также обозначают, по мнению последователей Фрейда, половой акт.

Вы не задумывались, почему дети так неохотно просыпаются? Правильно, потому что им снятся красивые сны. Именно во время сновидений самые заветные желания детей становятся «явью». Путешествие в страну грез с каким-нибудь сказочным персонажем становится для малыша незабываемым событием. Ведь вместе с кумиром покоряются страны, побеждаются злодеи, восстанавливается добро и справедливость. Во сне ребенок может почувствовать себя по-настоящему сильным и всемогущим. Импульс этим ночным грезам дают впечатления от книг, кино или мультфильмов.

Эллиас Хоу

В 1845 году американец Эллиас Хоу разработал челночный стежок и получил патент на швейную машину, которая работала со скоростью 300 стежков в минуту. Любопытно, что добиться успеха Эллиасу помогло сновидение. Ему приснилось, будто он взбирается на дерево в Африке, а вокруг пляшут аборигены с копьями, на концах которых видны отверстия. Когда Хоу проснулся, он уже знал, как решить проблему: отверстие для нити следовало разместить не на тупом конце иглы, а на острие.

Детское мировосприятие отражается и в сновидениях взрослых людей. Напомню такую деталь. Многим ли из вас приходилось видеть, как вы, скажем, пьете? Это устранение потребности с целью как можно дольше задержать течение сновидения. Ночные грезы также предвещают реальные события. Человеку снится обычная жизнь: как он просыпается, совершает утренний туалет, отправляется на работу или учебу. Часто такие видения посещают впечатлительных людей. Боязнь опоздать на какое-нибудь очень важное мероприятие или долгожданное событие (допустим, на концерт любимого исполнителя) является одним из поводов. Такие сновидения нередки для путешественников. Во сне они укладывают чемоданы, отправляются в аэропорт, на вокзал и даже видят прибытие на новое место. Подобные сны являются как бы предвосхищением исполнения заветного желания. Конечно, иногда четкие параллели между сюжетом сновидений и мечтой человека провести непросто, ибо желания проявляются в скрытой, завуалированной форме. З. Фрейд все же поставил знак равенства между мотивом сновидения и реальными желаниями. По его трактовке, в этом и заключается истинный смысл снов. То, что нам снится, нужно рассматривать в качестве целостного образа и считать выражением совместной работы мыслей и образов. В качестве одного из примеров приводилось изменение времени действия картинки сна: будущие события замещаются сюжетом, который протекает как бы в настоящем времени, здесь и сейчас.

У фрейдовской теории сновидений о желаниях была масса противников. Дело в том, что часто нам снятся весьма неприятные события, что, скорее, является каким-то протестом, недовольством, но никак не связано с исполнением заветной мечты. В ответ психоаналитик объяснял, что отталкивающее и вызывающее отвращение – лишь завуалированная форма приятного и желаемого. Возможно, в этом толковании есть своя доля истины.

Все сновидения Фрейд разделил на три категории.

1. Сновидения вполне осмысленные, понятные, которые можно объяснить с точки зрения повседневной жизни без особых затруднений. Таких сновидений довольно много. Часто они кажутся не заслуживающими особого внимания, так как в них отсутствует что-либо странное и необычное.

2. Сновидения, которые, будучи связными и ясными по смыслу, все-таки выглядят странными и не совсем обычными (сложно связать этот смысл с реальной жизнью).

3. Сновидения, лишенные смысла и непонятные, то есть бессвязные и спутанные.

Сны первой категории являются незамаскированными исполнениями желаний. Ситуация во сне выглядит как какое-либо желание, знакомое сознанию и оставшееся не выполненным наяву.

В сновидениях второй и третьей категорий ситуация изображает исполненным какое-нибудь скрытое желание, но представлено оно в неузнаваемом виде, так как вытеснено цензурой и чуждо сознанию. Лишь толкование с помощью психоанализа может обнаружить это желание. Таким образом, странные и непонятные сны – это замаскированные исполнения вытесненных желаний.

Уместна отсылка к народным толкованиям снов, которые рассматривают вещие сновидения как предсказания будущего. В снах действительно проявляется будущее, но не реальное, а которое спящий желает.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Зигмунд Фрейд — pro-сон

Теория сновидений Зигмунда Фрейда

 представляет собой приложение идей и методов психоанализак проблеме сновидения.впервые была представлена им в книге «Толкование сновидений» (1900), вновь изложена в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916—1917) и частично пересмотрена и дополнена в «Продолжении лекций по введению в психоанализ» (1933).

  Основные положения теории сновидений Фрейда:

  • Сновидение-  это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание бессознательного — вытесненные желания.
  • Функция сновидений — оберегать сон. Сновидение — это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.
  • Сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку; замену символами.
Фундаментальное положение:

Первое предположение, которое возникает в ответ на вопрос о происхождении сновидений, состоит в том, что сновидение — реакция души на внешние или соматические раздражители, которые действуют на спящего. Однако непонятно, почему они (например, звуки, которые слышит спящий) обычно сами не возникают в сновидении, а проявляются в совсем другом обличии. Кроме того, в сновидении присутствуют и другие элементы. Поскольку внешние и соматические раздражители не могут объяснить всего в сновидении, Фрейд выдвигает следующее фундаментальное положение: сознательное сновидение — это «искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного». То есть кроме соматических раздражителей, есть ещё и имеющие психическую, хотя и бессознательную природу, которые воздействуют на спящего человека, порождая в его сознании сновидения.

 Скрытое сновидение

Бессознательные психические раздражители (скрытое сновидение) делятся на две группы.

Часть скрытого сновидения — это дневные впечатления (воспринимаемые образы, обдумываемые мысли, переживания), которые человек днём, в бодрствующем состоянии,

sites.google.com

Фрейд о снах

Прежде всего, сновидение служит продолжением бодрствования. Наши сновидения стоят всегда в связи с представлениями, имевшими место незадолго до того в сознании. Такое наблюдение найдет всегда нить, которой сновидение связано с переживаниями предыдущего дня.

Вот что пишет Фрейд в своей книге «Толкование сновидений»: «Прежде всего бросается в глаза то, что в содержании сновидений имеется материал, за которым по пробуждении человек отрицает принадлежность к своему кругу знаний и переживаний. Он вспоминает, что это снилось ему, но не помнит, что когда-либо пережил это. Он остается потом в неизвестности из какого источника черпало сновидение; им овладевает искушение уверовать в самостоятельную творческую способность сновидения; но неожиданно, иногда спустя долгое время, новое переживание мнимо утерянное воспоминание на более ранее переживание и находит тем самым источник сновидения. Приходится сознаваться тогда, что в сновидениях человек знал и вспомнил нечто, чего не помнил в бодрственном состоянии… На мой взгляд, каждый, интересующийся сновидениями, должен будет признать самым заурядным явлением, что сновидение дает доказательство познаний и воспоминаний, которыми, по-видимому, не обладает субъект в бодрственном состоянии. В психоаналитических работах с невротиками я почти каждый день имею случай разъяснять пациентам на основании их сновидений, что они превосходно знают различного рода цитаты, циничные выражения и т. п., и пользуются ими во сне, хотя в бодрственном состоянии они ими забываются.

Фрейд выделяет четыре основных источника сновидений:

1. Внешнее (объективное) чувственное раздражение.

2. Внутреннее (субъективное) чувственное раздражение.

3. Внутреннее (органическое) физическое раздражение. (Благодаря сновидениям мы можем узнать о начинающейся болезни, неприятные ощущения, вызванные внутренним физическим раздражение, могут отразиться во сне.)

4. Чисто психические источники раздражения. (Посредством сновидений можно определить, что человека мучает какое-либо нервное расстройство.) Особенно часто в случаях выздоровления от душевных болезней наблюдается, что при совершенно здоровом состоянии днем, сновидения носят характер психоза. Относительно изменения, которое претерпевает сновидение при душевной болезни, до сих пор известно мало достоверного. Напротив него, внутреннее сродство между сновидением и душевным расстройством, проявляющееся в полном совпадении обоих явлений, снискало себе уже давно внимание ученых.

Очень интересны рассуждения Фрейда о типических сновидениях, касающихся экзаменов, которые, наверняка, снились большинству людей: «Каждый, кому приходилось держать экзаменов на аттестат зрелости, жалуется на упорство, с которым его преследует сновидение, будто он провалился на экзамене, остался на второй год в последнем классе и т.д. Для обладателя академического диплома это типическое сновидение заменяется другим: ему сниться, будто он держит экзамены и даже во сне восстает против них, говоря, что он уже давно практикует, состоит приват-доцентом или находится на службе. Все это — неизгладимые воспоминания о наказаниях, которые мы претерпевали в детстве за совершенный проступки и которые пробудились вновь в нашей душе в связи с двумя узловыми пунктами наших учебных занятий.

«Боязнь экзаменов» у невротиков подкрепляется этим детским страхом. Мы вышли из детского возраста и нас не касаются уже больше родители, воспитатели и учителя: неумолимая причинная связь жизни взяла на себя наше дальнейшее воспитание, и нам снятся гимназические или университетские экзамены каждый раз, когда мы боимся, что какое-нибудь дело нам не удастся, потому что мы в чем-нибудь провинились, не сделали так, как нужно, — всякий раз, как мы чувствуем на себе гнет ответственности». Фрейд говорит также, что «ощущение страха связанно именно с выражением утешения», т. е. подсознание утешает тебя, говоря что все будет хорошо (ведь сняться зачастую те экзамены, которые уже сданы).

По поводу содержания сновидений Фрейд говорил следующее: «Сновидение — полноценное психическое явление. Оно — осуществление желания. Оно может быть включено в общую цепь понятных нам душевных явлений бодрственной жизни. Оно построено при помощи чрезвычайно сложной интеллектуальной деятельности».
Сновидения маленьких детей представляет собою очень часто явные осуществление желаний и поэтому в противоположность сновидениям взрослых почти совершенно не интересны. Они не содержат никаких трудно разрешимых загадок, но, безусловно, чрезвычайно ценны, как доказательство того, что сновидение по самой своей сущности представляет собой осуществление желания.

Но этот смысл (осуществление желания) распространяется не только на детские сновидения, но и на сновидения взрослых, как больных, так и здоровых. Страдающему физическими и душевными болезнями сновидение открывает то, что недоступно ему в действительности: хорошее самочувствие и счастье; так и душевнобольному рисуются светлые картины счастья, величия и богатства. Мнимое обладание благами и мнимое осуществление желаний, неспособность осуществлять которые служили психическим базисом безумия, образуют зачастую главное содержание сновидения. Женщина, потерявшая дорогого ей ребенка, полна материнских радостей, человек, переживавший разорение, считает себя страшно богатым; обманутая девушка чувствует нежную любовь.

Книги Фрейда

Фрейд издаётся и сегодня, книг достаточно много, в том числе и о снах.

Смотрите книги в каталогах:

www.ozon.ru/person/238158/

www.labirint.ru/authors/13880/

«Толкование сновидений» — это одна из главных работ австрийского ученого Зигмунда Фрейда, в которой он впервые разъяснил такое ключевое понятие психоанализа, как бессознательное. «Толкование сновидений» вместе с работами «Психопатология обыденной жизни» и «Остроумие и его отношение к бессознательному» образуют трилогию, иллюстрирующую проявления бессознательного в повседневной жизни людей.

Самые яркие произведения Фрейда о снах: «Толкование сновидений», «Тотем и табу», «Психопатология обыденной жизни», в свое время шокировавшие общественность и многими встреченные враждебно. Выйдя за рамки привычной его современникам медицинской психологии. Фрейд дерзко приписал всему человечеству скандальные мысли и побуждения. Впрочем, споры вокруг психоанализа не утихают и сегодня.

Как признался Фрейд в одном из интервью, «я ученый по необходимости, а не по призванию. В действительности я прирожденный художник-беллетрист».

www.librero.ru

Читать Толкование сновидений — Фрейд Зигмунд — Страница 1

Зигмунд Фрейд

Толкование сновидений

I

Данте да Майяно – к стихотворцам

Не откажи, премудрый, сделай милость, на этот сон вниманье обрати.

Узнай, что мне красавица приснилась – та, что у сердца в пребольшой чести.

С густым венком в руках она явилась, желая в дар венок преподнести,

И вдруг на мне рубашка очутилась с ее плеча – я убежден почти.

Тут я пришел в такое состоянье, что начал даму страстно обнимать, ей в удовольствие – по всем приметам.

Я целовал ее. Храню молчанье о прочем, как поклялся ей. И мать покойная моя была при этом.

II

Данте Алигьери – к Данте да Майяно

Передо мной достойный ум явив, Способны вы постичь виденье сами,

Но, как могу, откликнусь на призыв, изложенный изящными словами.

В подарке знак любви предположив к прекраснейшей и благородной даме,

Любви, чей не всегда исход счастлив, надеюсь я – сойдусь во мненьях с вами.

Рубашка дамы означать должна, как я считаю, как считаем оба, что вас в ответ возлюбит и она.

А то, что эта странная особа с покойницей была, а не одна, должно бы означать любовь до гроба.

Данте Алигьери «Малые произведения»

Предисловие

К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно «открыл» для себя основное положение теории сновидений (сновидение – осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата – 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке – доля шутки, остальное – правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко.

Он считал, что книга «Толкование сновидений» была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений «занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики» (Фрейд 3. Введение в психоанализ, – М. Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.

Впервые «Толкование сновидений» было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников – Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в «Пяти лекциях об истории психоанализа» (в 1989 г. они опубликованы под названием «О психоанализе», ранее включались в «Хрестоматию по истории зарубежной психологии»), небольшая работа «О сновидении» («Психология сна») и, наконец, пятая – пятнадцатая лекции во «Введении в психоанализ».

В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений, что отражено в третьем разделе «Лекций», который никогда не был прочитан аудитории: автор был слишком стар и болен. Одна из его лекций – «Пересмотр теории сновидений» – дает немного дополнительных сведений о теории сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным в своей теории, а что – второстепенным. Содержание второй лекции – «Сновидение и оккультизм» – достаточно далеко от собственно проблемы сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу астрологии, пророчеств, гаданий – всего того, что входит в моду в наши дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя, безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма.

Главными особенностями «Толкования сновидений» являются последовательность и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу следует читать внимательно, «от корки до корки», иначе «прервется мысль связующая нить» и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации, которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное, детализированное изложение как бы воспроизводит процесс психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими обобщениями, но в большей степени – с материалом, послужившим источником для обобщений. В этом плане «Толкование» не имеет аналогов.

Robert Kastor Ручка, чернила, 1925

Автограф З. Фрейда на рисунке:

«There is no medicine against death, and against error no rule has been found»

«Нет никакого лекарства против смерти, и против ошибки никакое правило не было найдено»

Введение

Делая попытку толкования сновидений, я не переступаю, на мой взгляд, замкнутого круга невропатологических интересов. Сновидение в психологическом анализе служит первым звеном в ряду психических феноменов, из которых дальнейшие – истерические фобии, навязчивые мысли и бредовые идеи должны интересовать врача по практическим соображениям. На такое практическое значение сновидение – как мы увидим – претендовать не может. Но тем значительнее его теоретическая ценность в качестве парадигмы. [1] Кто не умеет объяснить себе возникновение сновидений, тот напрасно будет стараться понять различного рода фобии, навязчивые мысли, бредовые идеи с той целью, чтобы оказать на них терапевтическое воздействие.

Эта тесная взаимозависимость, которой обязана своею важностью разбираемая тема, является, однако, причиною и недостатков предлагаемой работы. Проблемы, имеющиеся в нашем изложении в столь обильном количестве, соответствуют стольким же точкам соприкосновения, в которых проблема образования сновидений входит в более общие проблемы психопатологии, которые не освещаются тут и которым будут посвящены дальнейшие исследования, поскольку позволят время и силы.

Своеобразие материала, с которым приходилось оперировать для толкования сновидений, чрезвычайно затрудняло мою работу. Из изложения само собою будет ясно, почему все сновидения, описанные в литературе или собранные от неизвестных лиц, совершенно не пригодны для моих целей. У меня был только выбор между собственными сновидениями и сновидениями моих пациентов, пользующихся психоаналитическим лечением. Использование последних затруднялось тем, что эти сновидения осложнялись привхождением невротических элементов. С сообщением же собственных была неразрывно связана необходимость раскрывать перед чужим взором больше интимных подробностей моей личной жизни, чем мне бы хотелось и чем вообще должен открывать их автор, – не поэт, а естествоиспытатель. Это было неприятно, но неизбежно. И я примирился с этим, лишь бы не отказываться вообще от аргументации своих психологических выводов. Я не мог, конечно, противостоять искушению при помощи различного рода сокращений и пропусков скрывать наиболее интимные подробности; но это всегда служило во вред данному примеру как доказательному аргументу. Я могу надеяться только, что читатели моей книги поймут мое затруднительное положение и будут ко мне снисходительны, и далее, что все лица, которые так или иначе затрагиваются в этих сновидениях, не откажутся предоставить, по крайней мере, этой сфере полную свободу мысли.

online-knigi.com

Теория снов Зигмунда Фрейда — МедПросвита

24 июля 1895 года- эту дату Фрейд сохранил и увековечил целенаправленно, так как в этот день он постиг тайну толкования сновидений.

Толкование сновидений — один из трудов, который принес Зигмунду Фрейду известность. Это самый неоднозначный и сложный метод постижения внутреннего мира человека.

Расшифровка сновидений по методу, который изобрел и применял Фрейд до сих пор вызывает яростную критику многих ученых.

У нашего подсознания особый символический язык — язык образов. У каждого человека свои образы. Дать им общую характеристику практически нереально! Или все-таки возможно?

Вы решили раскрыть суть своего сновидения и обратились за помощью к специалисту. Но для того чтобы он смог расшифровать скрытые мотивы вашего сна, кроме общепринятой символики расшифровки ему прежде всего нужно узнать вас и провести с вами психоанализ. Только после этого можно действительно расшифровать ваше сновидение.

Фрейд дал не специфическую расшифровку символов, которые возникают в сновидениях, он дал принципы самой расшифровки снов.

24 июля Фрейд понял, что сны — это попытка подсознания рассказать об истинных желаниях и чувствах без цензуры.

Так что же лежит в основе толкования сновидений с позиции Зигмунда Фрейда?

Сновидения представляют собой — борьбу потребностей. При этом следует отличать сон — как сам физиологический процесс во время которого мы спим и сновидения — то, что мы наблюдаем в процессе сна.

Сон также представляет собой потребность, но дело в том, что в человеке в течении дня или определенного периода накапливаются определенные потребности, которые не дают ему спать. То есть сновидения представляют собой галлюцинаторное удовлетворение неудовлетворенных потребностей в процессе сна.

Почему же в наших сновидениях мы видим образы и картины, которые как нам кажется не связанные с нашей обычной жизнью или которые для нас вообще являются нереальными?

Все дело в том, что сновидения используют определенные механизмы и осуществляет определенную работу, чтобы перевести скрытое содержание в явное.

Скрытое — это то содержание, которое подразумевалось, а явное — это то, которое мы видим. Если работа сновидений состоит из того, чтобы перевести скрытое в явное, то работа психоаналитика в обратном. А именно перевод явного в скрытое, а точней расшифровки всего скрытого при помощи использования свободных ассоциаций.

Что лежит в механизмах расшифровки сновидений?

1.В явном содержании мы наблюдаем намного меньше информации, чем содержится в скрытом. Сновидение как бы урезает эту информацию выделяя наши намерения.

2.На наши сновидения влияет наша цензура. Цензура — это такая инстанция, которая не позволяет проникать в наши явные сновидения тем образам, которые для нас морально неприемлемы.

3.Наши сновидения используют определенные символы, чтобы изобразить определенные вещи или наши желания и стремления.

4.Перевод мыслей в зрительные образы. Во сне мы как правило не думаем, а просто наблюдаем определенную картинку, испытываем ощущения и желания. То есть в итоге все сводится к методу свободных ассоциаций.

Зигмунд Фрейд не смог в полной мере раскрыть все механизмы работы сновидений, которые без конца преломляются и искажаются в зависимости от посыла импульсов нашего подсознания. Но ему все же удалось проделать колоссальную работу в этом направлении. Он стал первым, кто заявил, что сновидения не представляют из себя какую-то целостную конструкцию, именно по этому их нужно анализировать по частям. Анализируя отдельные моменты, символы и картинки из сновидений.

Труды Зигмунда Фрейда по толкованию сновидений стали великой прочной основой, которую стали использовать его последователи. Сегодня существует множество усовершенствованных методик толкования сновидений. Но идея Зигмунда о том, что сновидения удовлетворяют накопившиеся потребности человека остаются непоколебимой.

medprosvita.com.ua

Зигмунд Фрейд о сути наших снов


О том, что представляют собой наши сны, существует множество теорий, учений, философских рассуждений и прочего. Ответ на вопрос, как реагировать на наши сны и как их толковать, в разных источниках звучит по-разному, но цель у всех мыслителей одна – хотя бы на чуть-чуть приблизится к разгадке тайн наших сновидений, к их значению для человеческой жизни, к определению возможностей, которые даёт нам умение объяснить и использовать образы из наших снов в реальности. Сегодня рассмотрим одну из самых известных теорий о толковании наших сновидений, которую в своих научных работах описал австрийский психолог, психотерапевт и невролог – Зигмунд Фрейд.

«Толкование снов по Фрейду»

Посвятив свою жизнь практической психологии и изучению поведения индивидов, Зигмунд Фрейд затронул самые различные сферы жизнедеятельности человека, сделав определённые выводы, главным из которых является то, что любое невротическое состояние личности образуется посредством взаимодействия, как сознательных, так и бессознательных процессов. Важно отметить, что данный вывод практически напрямую касается и наших сновидений.

Проведя немалую работу, в 90-х годах 19 столетия Фрейд вплотную подошёл к изучению человеческих сновидений, их особенностей и причин возникновения, после чего вывел свою уникальную теорию и отобразил её в серии книг, главной из которых стала «Толкование снов по Фрейду», вышедшая в 1900 году.

В основе научных работ Фрейда лежала теория психоанализа, который в состоянии провести самостоятельно каждый человек для выявления взаимодействия сновидческих образов со своей реальностью.

Теория самостоятельного психоанализа сновидений

Как настоящий учёный, Зигмунд Фрейд подходил к решению поставленного вопроса о сновидениях с разных точек зрения. Он учёл мнения многих философов и мыслителей, но, как ни странно, главенствующей и самой близкой к его теории стало мнение любителей и неизвестных теоретиков, которые склонялись в своих рассуждениях к толкованию каждого отдельного образа или символа.

Теория Фрейда очень близка к этому. Она заключается в изучении и глубоком анализе каждого появившегося во сне образа, символа, ситуации и прочего. По мнению австрийского невролога, путём подробного психоанализа человек в состоянии выявить самые тонкие связи между образами в своих сновидениях и определить причину их возникновения. Чтобы доказать это, в своих научных работах Фрейд подробно анализирует свои сновидения и наглядно показывает, каким образом могут складываться связи, и как один образ может подменять другой, отображая реальность. При этом в каждом сновидении могут переплетаться, как последние события вашей жизни, так и события, которые происходили с вами достаточно давно.

Описывая свою теорию, Зигмунд Фрейд отмечает, что любое сновидение строится на двух основных и естественных для природы человека влечениях: сексуальном (стремление продолжить род, инстинкт самосохранения, любовь к жизни) и влечении к смерти (порядок вещей, круговорот жизни в природе, стремление к покою и равновесию).

Уникальность теории Фрейда

В своей теории Фрейд придерживается мнения, что случайные ассоциации человека, которые вызывают у него те или иные образы сновидения, не являются случайными. Именно поэтому, после пробуждения, человек должен заглянуть глубоко в себя и проанализировать, какую первую ассоциацию вызывает у него то, что он увидел во сне.

При этом Зигмунд Фрейд отмечает три основные составляющие, которые должен учитывать человек при самостоятельном психоанализе:

— Не все образы во сне являются ключевыми. Таких образов не много. То есть, не старайтесь при толковании рассмотреть каждый образ или символ, каждую ситуацию, так как многие из них являются просто фоном или связующим элементом для всего остального.

— Огромное количество всех образов и символов базируется на сексуальных потребностях человека, его мыслях и фантазиях.

— В любом сновидении есть моменты, которые, так или иначе, останутся недопонятыми.

Уникальностью теории Фрейда можно назвать тот факт, что толкование сновидения подбирается индивидуально для каждого сновидца. Вернее сказать, сам сновидец толкует своё сновидение, опираясь исключительно на свои ощущения, ассоциации, эмоции и чувства, а значит, получает максимально точный для себя ответ.

Сонник Фрейда

Теория Зигмунда Фрейда о толковании наших сновидений является одной из самых практичных и включает в себя обязательное сопоставление между снами и эмоциями, пережитыми в реальности. Приняв во внимание его учение, его мысли и предположения, безусловно, можно научиться, намного лучше понимать себя и свои сны.

sonan.ru

Фрейд: толкование снов | Astrostar.ru

Зигмунд Фрейд – известный всем австрийский психиатр, психолог и невролог. Он стал основателем психоаналитической школы, которая изучала терапевтическое направление в психологии. Согласно постулирующей теории школы, появление невротических расстройств индивида связано с многокомплексным взаимоотношением сознательных и бессознательных процессов.

В начале девяностых прошлого века годов Зигмунд Фрейд занялся изучением сновидений. Сновидения по Фрейду – это осуществленные желания. Данное положение теории снов он вывел в 1895 году, в маленьком венском ресторанчике. Книга «Толкование снов по Фрейду» была, как он считал, рубежом его творчества. Теория сновидений представляет собой поворотный пункт в истории психоанализа, ведь именно благодаря ей психоанализ смог перейти к глубинной психологии. Сновидения по Фрейду занимали главенствующее место во всем собрании психоаналитических теорий.

В 1900 году книга «Толкование снов по Фрейду» впервые вышла в печать. Уже к моменту публикации первого издания теория сновидений была практически полностью сформулирована и завершена. В последующих изданиях Фрейд лишь вносил поправки и корректировки. Над четвертым и последующими изданиями Зигмунд Фрейд работал вместе со своим лучшим учеником – Отто Ранком, который составлял примечания к публикациям, списки литературы, а к шестой главе книги «Толкования снов по Фрейду» он даже приложил несколько статей личного написания. Проблему сновидений Фрейд затрагивает неоднократно, возвращаясь к ней периодически. «Пять лекций об истории психоанализа», «Психология сна» и «Введение в психоанализ»  — эти упрощенные, популярные изложения взглядов Зигмунда Фрейда как нельзя лучше передавали общие концепции и подход к изучению сновидений.

В последние годы своей жизни Фрейд вновь возвращается к изучению сновидений. Работа «Пересмотр теории сновидений» является собранием дополнительной информации о сновидениях и дает понять, что автор считал основным в своей теории, а что для него было второстепенным. «Сновидение и оккультизм» достаточно отдаленно касается проблем сна, но дает четкое понятие об отношении Зигмунда Фрейда к гаданиям, пророчествам и астрологии.

Толкование снов по Фрейду заключается в анализе отдельных элементов, слов и образов сновидения. Сновидец должен сосредоточиться на том, что ему приходит в голову, когда он думает об определенном элементе сна. Человек должен быть честен самим с собой, сообщать все, даже самые нелепые мысли, которые возникают у него в голове и касаются сна. Объяснить этот метод можно тем, что психологические процессы детерминированы, то есть если определенный предмет у человека вызывает какие-то случайные ассоциации, они не могут быть случайными. По Фрейду биологической основой сна является отдых, когда человеческий организм, уставший за день, расслабляется. Психологическая основа сна заключается в утрате интереса ко всему происходящему во внешнем мире. Сновидения по Фрейду – это возможность отстраниться всего земного.

Толкование снов по Фрейду имеет несколько основных особенностей:

  1. Количество предметов, которые изображены во снах символически, достаточно невелико.
  2. Большая часть символов, изображаемых в сновидениях, носят сексуальный характер.
  3. Каждое сновидение содержит недопонятый момент.

Согласно методу свободных ассоциаций, который Зигмунд Фрейд выбрал для исследования сновидений, все сны человека поддаются принципу удовольствия. Это объясняется тем, что люди, прежде всего, стремятся получить от жизни удовольствие, в то время как неудовольствие вызывает только негативные, отрицательные эмоции. Сновидения по Фрейду можно трактовать с точки зрения нескольких видов влечения, основополагающие среди которых сексуальное. Эрос (сексуальное влечение) включает в себя не только привычное для нас в этом понимании половое влечение, но и стремление жить и продолжать свой род. Иной тип влечения по Фрейду – это влечение к смерти, которое объясняется стремлением живых организмов возвращаться в безжизненное состояние, как бы нелепо это не звучало для любого здравомыслящего человека. В своих работах Зигмунд Фрейд отмечает, что момент появления сексуально влечения ребенка совпадает с его появлением на свет, несмотря на то, что половую принадлежность он осознает только в подростковом возрасте.

Подробно изучив постулаты Фрейда, можно прийти к выводу, что он тесно связывает между собой сновидения и эмоции пережитые наяву. Толкование снов по Фрейду  — это полностью индивидуальный процесс, ведь каждый человек испытывает уникальные, неповторимые ощущения и эмоции. Зигмунд был убежден, что все ассоциации, не получившие достойного внимания в состоянии бодрствования, человек видит во сне в виде каких либо символов и образов. Сновидения по Фрейду несут в себе некую смысловую нагрузку, которую очень часто бывает достаточно сложно проанализировать. Человек для того, чтобы расшифровать свой сон, должен обладать развитой фантазией и уметь творчески мыслить.

Этап символизации снов считается самым важным и самым сложным. По Фрейду человек в процессе сна исполняет свои желания, сексуальные мечты не являются исключением. Например, если во сне вы видите, как вы едите сочный, вкусный ананас, это означает, что вы любите полностью брать удовольствие от секса, но игнорируете желания партнера.

Все сны-желания Фрейд делил на несколько видов. К первому виду относятся желания, которые носят инфантильный характер, то есть это желание незамаскированного типа (ярко выраженные сексуальные сцены). Такие сновидения чаще всего видят подростки. Ко второму виду он отнес желания в замаскированном виде, а к третьему – плохо замаскированные желания, которые человек пытается вытеснить на подсознательном уровне. К вытесненным снам-желаниям относятся кошмары. Например, если юной девушке снится, как на нее нападает маньяк-убийца, это может означать, что ее желание поскорее начать жить половой жизнью, было подавлено со стороны родителей, и желание трансформировалось в сон.

Сонник Зигмунда Фрейда представляет собой один из самых интересных и оригинальных существующих на сегодняшний день сонников мира. Уникальность его состоит в том, что каждый человек сможет истолковать свой сон, тщательно проанализировав свои проблемы, тайные желания и фобии.

www.astrostar.ru

Добавить комментарий