Адаптированный подростковый опросник шмишека: Адаптированный подростковый вариант опросника Шмишека (12-18 лет) для определения акцентуаций характера у подростков (описание типов по а. Е. Личко).

Адаптированный подростковый вариант опросника Шмишека (12-18 лет) для определения акцентуаций характера у подростков (описание типов по а. Е. Личко).

Подростки с акцентуациями характера составляют группу повышенного риска развития расстройств психического здоровья в связи с их уязвимостью к определенным пагубным влияниям среды или психическим травмам. Ориентация на выявленный тип акцентуации характера позволит индивидуализировать целенаправленные медико-психологические воздействия.

Чрезмерное усиление, акцентуация отдельных черт характера делает индивида избирательно уязвимым в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Являясь крайними вариантами нормы, акцентуации характера выступают как важный фактор преморбидного фона при эндогенных психических заболеваниях и как фактор, повышающий риск развития нервно- психических расстройств.

Описание типов акцентуации характера по А.Е. Личко.

Основные признаки.

Почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение. С раннего детства подвижность, общительность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, легкости общения и быстрота усвоения учебного материала.

Провоцирующие факторы, “ слабое место”.

Ограничение возможности контактирования с окружающими по его собственному выбору. Попытки строгого направления деятельности подростка и выбора его контактов. Строго регламентированный режим. Неблагоприятным типом воспитания является доминирующая гиперпротекция с жестким контролем, которая усиливает подростковую реакцию эмансипации. В то же время воспитание по типу эмоционального отвержения провоцирует появление поведенческих нарушений.

Форма проявления дезадаптации.

С первых лет обучения в школе неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Прогулы, конфликты с родителями и учителями.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.

У данного типа выражена реакция эмансипации, проявляющаяся в конфликтах с родителями и учителями и особенно усиливающаяся при гиперопеке и авторитарном стиле обращения с подростком. Выражена реакция группирования, причем в группе часто подростки этого типа становятся лидерами. Увлечения нестойки, часто меняются. Данному типу свойственно раннее начало половой жизни вследствие рано созревающего полового влечения, возможны беспорядочные сексуальные связи.

Делинквентное поведение проявляется в форме мелких асоциальных поступков и правонарушений, обычно для показа сверстникам своей смелости. Как следствие реакции эмансипации для избегания излишнего контроля и для самоутверждения могут случаться побеги, чаще в форме самовольных отлучек. Имеется склонность к алкоголизации, частые выпивки в группе с целью развлечения. Истинный алкоголизм в подростковом возрасте не формируется.

Индивидуально-дифференцированный подход.

Подростки этого типа легко идут на контакт вследствие своей общительности. Влияние на подростка может оказать педагог, который сам является самостоятельной личностью и проявляет к подростку уважение, интерес, благожелательность. Рекомендуется обеспечить возможность широких контактов, хорошо действует помещение в группу молодежи, немного старшей по возрасту.

Среда должна быть разнообразной, о богатыми возможностями для проявления собственной активности подростка. Учеба или трудовая деятельность должна осуществляться в коллективе, с возможностями смены обстановки, характер труда – не монотонный, разнообразный со сменой деятельности.

Акцентуации характера и тип межличностных отношений подростков


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Студент Королев В.

Научный руководитель

кандидат социол. наук,

доцент Зиборова Е.И.
РФ, г. Белгород,

Федеральное государственное

автономное образовательное

высшего образования «Белгородский

государственный национальный

исследовательский университет»


Акцентуации характера и тип межличностных отношений подростков
В современном российском обществе проблема межличностных отношений подростков с акцентуацией характера становится весьма значимой, так как идёт активная перестройка всех сфер общества, остро ощущается потребность в людях, умеющих создавать психологический климат в коллективе, способных аналитически мыслить, умеющих слушать и говорить с людьми.
Многогранность межличностных отношений превращает их в объект комплексного изучения: взаимоотношения между людьми носит избирательный характер, которые определяются потребностями человека. Современные исследования показывают необходимость изучения влияния акцентуаций характера на тип межличностных отношений подростков для выстраивания конструктивного поведения в дальнейшей жизни человека.

В отечественной психологии выделяется задача, заключающаяся в исследовании доминирования различных качеств личности, которые формируются и проявляются в конкретной деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности.

Исследования проблемы взаимосвязи акцентуаций характера и типа межличностных отношений в подростковых группах имеет большое значение. Изучение их взаимосвязи способствует повышению качества обучения и воспитания, и эффективности системы образования в целом. Здесь можно отметить динамику развития межличностных отношений и личностных качеств, включающих в себя социометрическую структуру, эмоциональную сплочённость и ценностно-ориентационное единство в их взаимосвязи.

Огромное социализирующее и воспитательное воздействие на личность подростка оказывает сама подростковая среда, особенности подростковой группы, в которую входит человек, особенности групп. В подростковой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на формирование акцентуаций характера подростка, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Так и акцентуации характера оказывают влияние на стиль общения, на успешность обучения и социализации подростка. 

Исследованиями особенностей подросткового возраста в отечественной возрастной психологии занимались Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, Т. В. Драгунова, И. В.Дубровина, И. С. Кон, А. М.Прихожан, Н. Н. Толстых, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др. Изучением проблемы личностных характеристик подростков с различными акцентуациями характера занимался целый ряд зарубежных специалистов К.

Бушман, Р.Доллард, Дж. Гин, Э. Кречмером, Э.Фромм, У. Шелдон и т.д. и отечественных психологов С.А. Беличева, И.В. Дубровина, П.Б. Ганнушкин, Т.В. Иванова, А.Е. Личко, К. Леонгард, А.Н. Прихожан Г.Е. Сухарева и др.

Разработку и экспериментальное решение проблем межличностного общения на стыке философии и общей психологии проводил Б.Ф. Ломов, в области общей и социальной психологии Г.М. Андреева и А.В. Петровский, общей психологии, психолингвистики — А.А. Леонтьев, социальной и дифференциальной психологии — А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, межличностное восприятие исследовали А.А. Бодалев, Г. А Ковалев и др.

В нашем исследовании использовались следующие методики: адаптированный подростковый опросник Н. Шмишека «Акцентуации характера»; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Для статистической обработки данных применялся корреляционный анализ с использованием критерия Спирмена, МРА (множественный регрессионный анализ) и сравнительный анализ с помощью программного пакета «SPSS Statistics».

В исследовании приняли участие 47 подростков в возрасте 14,5 лет МОУ «Шелаевская средняя общеобразовательная школа» Белгородской области.

Исследования влияния акцентуаций характера на тип межличностных отношений показали, что у 57,3% испытуемых наблюдаются высокие показатели по гипертимному типу, у 51,3% испытуемых высокие показатели такого типа акцентуаций характера, как циклоидный и у 50,7% подростков высокие показатели по показателям эпилептоидной акцентуации характера.

Рис. 1. Распределение подростков по степени выраженности отдельных показателей акцентуаций характера в целом по выборке; %


Таким образом, среди акцентуированных подростков представлены все основные типы акцентуаций. У большинства подростков ярко выражен гипертимный тип.

По результатам исследования типа межличностных отношений, мы можем сделать вывод о том, что подростки имеют высокий уровень такого типа межличностных отношений, как альтруистический, который выражается средним показателем – 10,8. Эгоистичный тип межличностных отношений выражен средним показателем – 9,8, дружелюбный тип межличностных отношений выражен средним показателем – 9,7.

Рис. 2.2.2 Выраженность показателей типов межличностных отношений

по методике Т. Лири, баллы

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет расширить и уточнить представление о межличностных отношениях подросткового возраста.

Практическая значимость заключается в том, что полученные в ней данные позволяют определить пути оптимизации проблемы межличностных отношений в социуме.

Скачать 40,65 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций и психологического центра по работе с мотивацией и психическим состоянием условно осужденных // Психология и право — 2017.

Том. 7, нет. 4

Реферат

В статье рассматриваются изменения мотивации и психических состояний лиц, находящихся на испытательном и условно-досрочном освобождении в возрасте от 18 до 35 лет, у которых основной повод осуждения – грабежи, грабежи, употребление психоактивных веществ. Выбранная аудитория преимущественно мужчины. Описано психологическое исследование личности условно-досрочно освобожденных граждан на основе тестов: ВЫБОР Люшера, Тест-опросник Г. Шмишек и К. Леонгард (методика акцентуации характера и темперамента), Невротические черты личности (НЛ) модификации Л. И. Вассермана, Б. В. Иовлева. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусматривает дальнейшее развитие альтернатив лишению свободы. В связи с этим предполагается придание деятельности уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) социальной направленности, обеспечение ресоциализации осужденных в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества. Наиболее остро сегодня стоит вопрос социально-психологической и воспитательной работы с осужденными. Вовлечение общественности, реабилитационных центров и иных организаций в процесс социальной адаптации и реабилитации осужденных отвечает духу времени и востребованности основных положений концепции развития УИС Российской Федерации до 2020 года. для УИИ одновременно с внедрением инновационных технологий в области социально-психологической и воспитательной работы с осужденными, а также с повышением уровня профессиональной подготовки их сотрудников.

Ключевые слова: мотивация, психическое здоровье, условно-досрочное освобождение, уголовно-исполнительная инспекция, психологический центр.

Рубрика журнала: Пенитенциарная психология и уголовно-исполнительная практика

Тип статьи: научная статья

DOI: https://doi. org/10.17759/psylaw.2017070402

Для цитирования: Николаев Е.В., Стручкова В.Н. Взаимодействие уголовно-исполнительной инспекции и психологического центра по работе с мотивацией и психическим состоянием условно осужденных [Электронный ресурс]. Психология и право = Психология и право, 2017. Том. 7, нет. 4, стр. 10–19. DOI: 10.17759/psylaw.2017070402. (на рус., реферат на англ.)

Ссылки

  1. Борсученко С. А. Условное выявление и (или) «система испытаний»?: монография [Пробация и (или) «тест-система»?: монография]. — Москва: Изд. РПА Минюста России, 2011. — С. 17-28.
  2. Дьяконова С.В. О правовой природе условного осуждения. характер условного осуждения]. Российский следователь [Русский следователь], 2007. №1. 7, 35 с. (на рус., реферат на англ.).
  3. Ольховик Н. В. Ресоциализация осужденных без изоляции от общества и деятельность уголовно-исполнительных инспекций по Ресоциализация осужденных без изоляции от общества и деятельность уголовно-исполнительных инспекций по предотвращение преступлений]. Вестник Томского государственного университета. Право [Вестник Томского государственного университета. Справа], 2013. №1. 1 (7), — С. 68-74. (на рус., реферат на англ.).
  4. Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. Работа с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 20.04.2000).
  5. Проведение социально-психологических тренировок с осужденными «Проведение социально-психологического тренинга с осужденными». Методическое Пособие для начальников отряда, воспитателей, психологов исправительных учреждений [Методическое пособие для начальников отрядов, воспитателей, психологи исправительных учреждений. – Москва: Изд. ФСИН России, 2005.
  6. Приказ МВД РФ от 01.07.1997 N 403 (ред. от 16.09.2002) «Об утверждении Инструкции о порядке выполнения указаний в виде исправительных работ, лишения права заниматься определенными должностями или заниматься определенной деятельностью и осуществлением контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.08.1997 N 1368) [Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 01.07.1997 N 403 (в редакции от 16.09.2002) «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения взысканий в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также контролировать поведение условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин с малолетние дети, отбывающие наказание с опозданием» (на учете Минюст 08.05.1997 N 1368)].
  7. Стюарт Я. и Джойнс В. Современный транзактный анализ. трансакционный анализ]. СПб.: Изд. Социально -психологический центр, 1996. 332 с.
  8. Федеральный закон от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 16.10.2017) «Основные права осужденных» [Федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в редакции от 16.10.1997 г.). 2017) «Основные права осужденных». Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации Статья 12. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации Федерация. Статья 12.].
  9. Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) «Обстоятельства, отягчающие назначение» [Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в редакции от 29.07.2017) (в ред. и дополнена, вступила в силу 26.08.2017) «Обстоятельства отягчающих наказание».  Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации Федерации. Статья 63. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Статья 63.].
  10. Цветкова Н.А., Колесникова Н.Е. Технологии социально-психологической работы с осужденными, отбывающими наказания без изоляции от общество: учебно-методическое пособие: нормативный документ
    Технологии социально-психологической работы с осужденными, отбывающими наказание без изоляции от общества: учебно-методическое пособие: нормативная документ]. Москва: Изд. Столичный бизнес, 2011. 260 с.

Егор Владимирович Николаев, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Технического института (филиала) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет». М. К. Аммосова» в г. Нерюнгри, Республика Саха, г. Нерюнгри, Россия, e-mail: [email protected]

Стручкова Вера Николаевна, педагог-психолог, филиал Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» в МО «Нерюнгринский район», г. Нерюнгри, Республика Республика Саха (Якутия), Нерюнгри, Россия, e-mail: [email protected]

Метрики

просмотров

Итого: 3236
Предыдущий месяц: 7
Текущий месяц: 2

Загрузки

Всего: 488
Предыдущий месяц: 0
Текущий месяц: 0

ᐉ Maddi`s Hardiness Survey – пройти онлайн-тест Maddi’s Hardiness Test

ᐉ Maddi’s Hardiness Survey – пройти Maddi’s Hardiness Test онлайн

7 отзывов

Maddi’s Hardiness Survey

Этот тест выносливости является разновидностью теста выносливости и основывается на теории американского психолога Сальваторе Мэдди, который представил общественности понятие жизнестойкости в своей работе, опубликованной в 1984.

Что такое выносливость?

Характеристика выносливости личности обозначает меру способности человека противостоять стрессовой ситуации, сохраняя при этом внутреннее равновесие и не снижая своей продуктивности. Эта концепция была выделена в ходе исследования психологических факторов, способствующих успешному преодолению стресса и уменьшению (или даже предупреждению) негативных реакций на стрессовые ситуации.

Жизнестойкость формируется в детском и подростковом возрасте, хотя теоретически возможно ее развитие и в более позднем возрасте.

Понятие жизнестойкости тесно связано с оптимизмом, религиозностью, а также особенностями теста «Большая пятерка», однако их следует рассматривать отдельно и не путать при составлении психологического профиля личности.

Прикладной аспект жизнестойкости обусловлен той ролью, которую эта личностная переменная играет в успешности преодоления человеком стрессовых ситуаций, прежде всего в профессиональной деятельности.

Добавить комментарий