ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
IV заочная Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием студентов и аспирантов «Молодежь – будущее России» > Профилактика девиантного поведения молодежи >
Чуприна Марина Васильевна Социально-педагогическая беседа представляет собой совместную работу педагога и подростка над проблемой на основе словесного общения[2, с.28]. На рисунке 1 представлена технология проведения социально-педагогической беседы, которая состоит из четырех этапов: планирование беседы, ее реализация, анализ и мониторинг. Рассмотрим содержание каждого из этапов более подробно. Предварительное планирование беседы обоснованно необходимостью заранее и тщательно продумать ход беседы, представив ее в форме конкретного плана, сформулировав цель и задачи, подлежащие выяснению, наметив способы решения проблемы. Цель должна быть конкретной и достижимой, одновременно актуальной для подростка. Содержание каждой беседы должно освещать разные стороны его жизни. Взаимодействие с подростком должно быть в системе, то есть каждая последующая беседа должна являться продолжением предыдущей. Следует отметить, что непосредственный результат социально-педагогической беседы наблюдается не всегда, он может быть отсрочен во времени и быть неожиданным. В этой ситуации значим процесс доброжелательного гуманного взаимодействия. Успешность беседы зависит от того, сможет ли педагог установить личный контакт с подростком[1, с.160; 5, с.124]. Так, в беседе недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение к подростку, тем более упреки, устрашения или ультиматумы в его адрес. Важно учитывать личностные и возрастные особенности подростка, его жизненный опыт, ценностные установки, его взаимоотношения с социумом и достижения[4, с.41]. Основная цель начала беседы — подготовка подростка к тому, чтобы он выслушал доводы и предложения. Информация, передаваемая в беседе, должна быть интересной по форме и содержанию, это позволит постоянно удерживать внимание подростка. В процессе беседы необходимо сделать акценты на том, какие он должен осуществить действия, какую тактику поведения выработать в данной ситуации. При этом следует избегать выражения личного предубеждения, торопиться с выводами. Побуждать подростка к активному участию в разговоре можно с помощью суждений, которые сближают взгляды по рассматриваемой ситуации. Затем — перейти к менее очевидным фактам, придав им форму вопроса, и, следовательно, в значительной степени смягчив их категоричность. В такой форме подросток легче объективно воспримет эти факты. Можно задавать вопросы в риторической форме либо предлагать ему подумать, чтобы он сам попытался найти ответ. Рисунок 1. Технология проведения социально-педагогической беседы При обсуждении способов решения проблемы категорическое неприятие информации обусловливают потребность в аргументировании предлагаемых высказываний. Цель аргументации — заполнить пробелы, допущенные при передаче информации, и максимально изменить в желаемом направлении негативное отношение подростка к суждениям педагога. Для этого следует продемонстрировать хорошее владение информацией о способах решения проблемы. Сначала необходимо перечислить преимущества, а затем недостатки предложений. Сразу после предъявления аргумента желательно обратиться к подростку с вопросом: «Что ты думаешь об этом …?». Использование этого приема усиливает позицию педагога, так как подросток начинает мыслить рационально, а не эмоционально. Чтобы добиться как можно большей убедительности, необходимо заранее сформулировать выводы и предложения к решению проблемы [3, с.31]. На этапе контраргументации происходит нейтрализация замечаний и опровержение доводов. В ответ на приведенные аргументы подросток выражает свою точку зрения, устраняя замечания по аргументам. Последний этап беседы — подведение итогов и принятие решения. Главное — добиться принятия такого решения, в котором отражена цель беседы. В завершении беседы важно чтобы подросток следовал принятому решению. Заключительный этап беседы — анализ результатов и их соотнесение с поставленной целью. Самоанализ проведенной беседы позволяет педагогу оценить успешность достигнутых результатов, проследить динамику в решении воспитательных задач в работе с подростком. Так как воспитательная беседа обладает такими характеристиками как цикличность и системность, то необходимо вести мониторинг. Постоянное отслеживание изменений в процессе социально-педагогической работы с подростком позволяет сравнивать состояние проблемы в начале процесса с промежуточными результатами, что позволяет увидеть динамику и оценить эффективность работы. Литература: 1. Василькова Ю.В. Лекции По социальной педагогике. Теория и история [Текст] / Ю.В. Василькова. – М.: Перспектива, 2006. – 736с. 2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ» 2005. – 448с. 3. Крылова Т., Струкова М. Работа социального педагога с семьей группы риска [Текст] / Т. Крылова, М. Струкова // Социальная педагогика. – 2009. — № 2. – С. 31-45. 4. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания [Текст] / А.В. Мудрик. – М., 1984. – 235с. 5. Филонов Л.Б. Технология установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации/ Проблемы, методика и опыт реабилитации детей и подростков в современных условиях [Текст] / Л.Б. Филонов. – М., 1994. – 250с. |
Профилактическая беседа с подростками
Профилактическая беседа с подростками 7-9классов «Преступление и подросток»
Классный руководитель Телешева В.А
Ход проведения беседы.
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться — плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы учащихся: резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне.)
К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Давайте с вами вспомним некоторые понятия, в этом нам поможет инспектор ПДН Медведева Н.П.
-Кто же считается подростком?
Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток. Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека — совершенное преступление.
-Что называется преступлением?
Преступление — запрещенное Уголовным Кодексом РФ деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом. Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповыепреступления — совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. Соучастие — групповое преступление, совершенное умышленно.
-Что такое правонарушение?
Правонарушение-нарушение права, действующих законов, преступление.
-Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?
(кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ)
— Так вот за все эти правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение.
В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет (ст. УК РФ)
-Что такое ответственность?
Ответственность— необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.
— Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)
: Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Социальный педагог: Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.
Задания для учащихся.
1 Разбор ситуации:
№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
№2.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
№4.Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А – административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У – уголовная.
Д – дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник (Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Испортили мебель в учебном заведении. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).
Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.
А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).
Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…
Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.
А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?
Правильно:
1.Нарушение правил дорожного движения
2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т. е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.
3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т. д.).
4.Незаконная продажа.
5.Злостное неповиновение.
А теперь поговорим о ваших правах.
1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают). Вы правы. Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.
2. Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают). Да. В этом случае вы можете пойти в отделение милиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.
3. А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).
Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.
Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.
Предположим, вас привели в отделение милиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой. Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).
Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!
Вас могут заключить под стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.
Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников милиции вы можете обжаловать!
Социальный педагог: А теперь еще раз ознакомимся списком преступлений, за которые осуждаются подростки 14-16 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу РФ .
Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:
совершение убийства; умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование; разбой, грабеж, кража, вымогательство; угон и приведение в негодность транспорта; вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах; умышленное уничтожение и похищение чужого имущества; хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ; терроризм, захват заложника.
Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ:
штраф; обязательные работы; лишение свободы на определенный срок; исправительные работы; арест; лишение права заниматься определенной деятельностью.
К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред.
Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому и
Медведева н.П:
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!
Телешева В.А: Мы должны соблюдать законы нашей страны. И, прежде всего, это надо вам, ребята. Надо быть патриотами. И тогда Отечество наше будет еще крепче, потому что будущее ее — сегодняшняя молодежь. А это – залог признания могущества России всеми странами мира.
Благодарим за внимание!
Советы по организации трудного разговора с подростком
Каждой семье приходится сталкиваться с проблемами, и для родителей подростков эти проблемы могут стать сложными и непосильными. По мере взросления молодые люди приобретают собственный взгляд на мир и вырабатывают собственный стиль общения. Поскольку подростки все еще учатся выражать себя и находить свою независимость, разговоры на эти каверзные темы могут легко выйти из-под контроля. Иногда они перерастают в гнев и разочарование, или ваш подросток может просто избегать разговоров.
Сложный, но важный разговор может предотвратить развитие других проблем в будущем. Важно отметить, что если семьи смогут развить навыки эффективного общения на одну тему, вы или ваш подросток сможете обрести уверенность, чтобы открыто рассказать о других важных вопросах.
Несколько причин, почему эти разговоры могут быть такими сложными:
- Ваш подросток может вообще не захотеть говорить.
- Вашему подростку трудно понять вашу точку зрения.
- Разговоры с подростком быстро теряют фокус и перерастают в конфликт.
- Вы или ваш подросток боитесь выразить то, что вы действительно чувствуете.
Перед беседой
Планируйте заранее
Прежде чем завести каверзную беседу с подростком, подумайте о том, чего вы хотели бы достичь и что хотели бы сказать. Это может помочь вам лучше выражать свои мысли, а также поддерживать разговор в нужном русле.
В зависимости от вашего стиля общения и того, о чем вы говорите, это может помочь вам разбить чат на несколько разных тем, которые вы можете обсудить в отдельных беседах. Вот один из примеров того, как это может работать:
- Проведите беседу, в которой вы просто задаете подростку вопросы, чтобы понять, как он относится к тому, о чем вы хотите поговорить.
- Ваш второй разговор может состояться, когда вы расскажете им о своих чувствах по этому поводу.
- После этого вы можете подумать о способах решения проблемы и поговорить об этом в третьем разговоре.
- Это работает, потому что чем больше времени у людей есть, чтобы подумать над определенной темой, тем более комфортно они обычно чувствуют себя, говоря об этом.
Дайте подростку время подумать об этом
Дайте подростку общее представление о том, что вы хотели бы с ним обсудить, и спросите, когда будет подходящее время для разговора. Когда люди чувствуют, что их «ставят в тупик», они часто не могут ясно мыслить — и это может привести к напряжению и обострению эмоций.
Выберите хорошее место для беседы
Разговоры, скорее всего, пройдут хорошо, если они будут проходить в нейтральном месте, где вас и вашего подростка никто не подслушает. Некоторые люди говорят более открыто, когда им не нужно смотреть собеседнику в глаза, в то время как другие предпочитают более интимную обстановку. Предпочтения у всех разные, поэтому постарайтесь вспомнить места, где у вас были приятные разговоры в прошлом. Вот несколько примеров хороших мест для общения:
- во время прогулки
- в машине
- в гостиной или на кухне, пока никого нет дома.
Письменный чат
Некоторые семьи обнаружили, что переписка друг с другом по электронной почте или письмами может быть полезна для обсуждения более серьезных тем. Эта стратегия дает каждому человеку время, чтобы организовать свои мысли и выразить себя полностью и в своем собственном темпе. Это также может быть полезно для людей, которым сложно вербальное общение. Одна вещь, которую следует учитывать, если вы выберете этот метод, заключается в том, что вам обоим будет не хватать визуальных сигналов о том, что чувствует другой, таких как язык тела и тон голоса друг друга. По этой причине может быть полезно организовать последующую беседу лицом к лицу после того, как каждый из вас прочитает, что хочет сказать другой.
Во время разговора
Используйте активное слушание
Активное слушание может быть довольно сложной концепцией, потому что оно включает в себя очень много разных навыков. Но по своей сути активное слушание простое: это просто означает, что вы говорите таким образом, что понимаете, что на самом деле говорит другой человек, и чувствуете, что он вас слышит.
Вот несколько навыков, которые являются частью активного слушания:
Терпение : Когда подростки обсуждают с родителями деликатные вопросы, самая большая проблема, с которой они сталкиваются, заключается в том, что иногда они не могут выразить свои мысли. Если ваш подросток рассказывает вам о проблеме, с которой он сталкивается, прежде чем дать ему совет или выразить свою точку зрения, сначала убедитесь, что вы полностью изучили его точку зрения.
Задавайте вопросы : Лучший способ узнать точку зрения подростка — просто задать ему вопрос. Если вы слышите о проблеме, с которой столкнулся ваш подросток, вот несколько хороших вопросов, которые можно задать:
- Как давно вы себя так чувствуете?
- Что, по вашему мнению, вызвало эту проблему?
- Что вы чувствуете, когда решаете эту проблему?
Уточнение значения : Никто не может точно передать свои чувства, поэтому случается недопонимание. Иногда легко сделать неправильные выводы из того, что сказал ваш подросток. Может быть полезно уточнить или «повторить» то, что они сказали, чтобы убедиться, что вы все поняли.
Воздержание от приговора : Подростки могут не делиться определенной информацией со своими родителями и опекунами, потому что боятся осуждения. Иногда суждение является преднамеренным, а иногда оно может быть непреднамеренным.
Знайте, когда взять перерыв
Если разговор идет не в том направлении, обычно лучше сделать передышку и переоценить ситуацию. Вот несколько признаков того, что вам, возможно, нужно дать подростку немного свободы:
- Ваш разговор становится напряженным и эмоциональным.
- Вы отвлекаетесь от того, о чем хотели поговорить, по незначительным вопросам, что бесполезно.
- Ты говоришь об одном и том же снова и снова, и кажется, что это не продвигается.
После разговора
Поразмышляйте над своим разговором.
- Была ли у вас возможность выразить то, что вы действительно чувствуете?
- Дали ли вы своему подростку возможность открыться и поговорить с вами начистоту?
- Докопались ли вы до сути обсуждаемых вопросов, а не просто замалчивали их?
- Ваш подросток чувствовал, что вы можете его осуждать, даже если вы этого не хотели?
Открытое и честное общение с подростком требует времени — это не мгновенный процесс.
Если все пошло не так
Если вы попытались откровенно и честно поговорить с подростком, вы сделали позитивный шаг к улучшению отношений с ним, даже если все пошло не так, как вы ожидали. Если они не слишком открывались и не общались с вами открыто, вы, по крайней мере, дали им пищу для размышлений. По мере того, как подростки растут и развиваются их коммуникативные навыки, эти ситуации могут меняться, и всегда стоит попробовать второй, третий или даже четвертый раз поговорить о важном.
7 советов и мифов для родителей по работе с трудными подростками
Этот сценарий кажется вам знакомым? Марисе 12 с половиной лет. Она стала капризной и раздражительной, хочет проводить больше времени в одиночестве в своей комнате, но тратит все это время на общение с друзьями в социальных сетях. У нее мало времени на семью. Она «согласится» поужинать со своей матерью, отцом и младшим братом, но уйдет в свою комнату, как только закончит есть, но до того, как еда закончится.
Она отпускает неприятные комментарии без видимой причины. На вопросы, которые родители намереваются назвать невинными, Мариса закатывает глаза, показывает родителю палец и уходит. Регулярно Мариса жалуется, что ее родители слишком контролируют ее и не дают ей никакой свободы.
Ее родители чувствуют себя беспомощными — они пытались рассуждать и быть более доступными, чтобы поговорить или помочь, но это либо не имело никакого эффекта, либо породило очередную дозу злобы. Мариса обычно взаимодействует с ними, как если бы они были больны чумой или проказой, резко отворачиваясь при любой попытке обнять или поцеловать ее.
Напряжение доводит всех до предела; мелкие проблемы преувеличиваются и превращаются в аргументы. Ее мать и отец спорят о том, что следует делать (большее и более сильное наказание против большего и лучшего понимания). Кроме того, есть беспокойство по поводу пренебрежения Дэвидом, ее 9-летний брат, которому уделяется меньше внимания и который все это видит.
Если что-то из этого отражает ситуацию в вашем доме, не отчаивайтесь. Многое можно сделать с поведением и отношением вашего подростка — ни одно из них не является удивительным, но каждое должно быть реализовано определенным образом. Однако, чтобы добраться до них, важно сначала понять неправильные представления о поведении и отношении подростка, которые часто мешают нам как родителям быть эффективными.
3 мифа о подростковом отношении
1. Ваш подросток ведет себя преднамеренно.
Это может быть слабым утешением, но ваша дочь-подросток не может контролировать плохое отношение. Она не манипулирует вами намеренно и не проводит все это время в своей комнате, придумывая новые способы досадить вам. На самом деле, она тоже жертва всевозможных биологических и психологических изменений, над которыми у нее мало контроля. Она проходит через американские горки подросткового возраста, и вы путешествуете вместе с ней.
Важным примером того, что происходит, являются обширные изменения мозга: более быстрое развитие областей и функций мозга, которые повышают импульсивность, склонность к риску и подверженность влиянию сверстников. Те области структуры и функционирования мозга, которые, как нам хотелось бы, должны быть хорошо развиты, такие как самоконтроль, сдерживание себя и принятие рациональных решений, активизируются медленнее и не будут более полно развиты до более позднего подросткового возраста. Подростки могут по-разному переживать эти изменения. Но родителям важно знать, что их подростки не могут просто включить или выключить их в зависимости от того, что мы говорим или делаем.
2. Рассуждение с подростком поможет.
Лучшее понимание того, что происходит с подростком, вряд ли изменит его поведение и отношение. Это касается не только подростков. Разум редко убеждает кого-либо делать то, что, как мы знаем, мы должны делать — например, заниматься спортом или избегать фаст-фуда. Еще меньше шансов работать с вашим подростком, учитывая все эти изменения в развитии.
Тем не менее, быть благоразумным с подростком – это замечательно. Это демонстрирует им способ мышления, разрешения конфликтов и решения проблем, и это может иметь долгосрочные последствия для того, как ваш будущий взрослый будет относиться к жизни. Кроме того, это не обостряет напряжение между вами и вашим подростком, тем самым разрушая отношения. Легко (и важно) обнять и сказать «я люблю тебя», когда все хорошо. Быть рассудительным и заботливым в период кризиса немного сложнее, но не менее важно.
3. Наказание изменит поведение и отношение, от которых вы хотите избавиться.
Естественная реакция для нас — показать подростку, что трудное поведение, которое нам не нравится, имеет последствия, и преподать урок. Наказание подростков также может помочь нам справиться с разочарованием, что ничто другое не работает. Но наказание, от мягкого (непродолжительный тайм-аут, кратковременная потеря привилегий) до более сурового (выговоры, крики, огромные потери привилегий, побои), вряд ли внесет какие-либо изменения в их поведение или отношение в краткосрочной или долгосрочной перспективе. . В случае с подростками наказание может усугубить ситуацию. Подростки могут просто еще больше изолировать себя и проводить еще меньше времени с семьей и в присутствии родителей. Это снизит шансы на положительное влияние.
4 совета, как улучшить отношение подростков
1. Обращайте внимание на хорошие времена.
Бывают моменты, когда подросток просто регулярно или мило разговаривает, может быть, по пути к еде или после нее, или во время любых повседневных дел по дому. Вы можете уменьшить плохое поведение и отношение, обращая внимание (систематически) на эти положительные моменты. Это увеличит долю времени в доме, когда есть разумное и цивилизованное поведение. Попробуйте «поймать» подростка на разумности. В частности, подойдите к подростку сразу после обычного разговора или комментария и тихо скажите что-то вроде: «Мне так приятно с тобой поговорить» или «Спасибо, что так мило поговорил». Если вы можете погладить своего подростка, это невербальное дополнение прекрасно, но если ваш подросток избегает вас, просто дайте пять или поднимите большой палец вверх в знак одобрения. Важно не кричать об этом внимании или похвале на всю комнату. Это может смутить их. Сделайте это быстро и тихо (достаточно одного предложения) и сразу же вернитесь к тому, что вы делали. Попробуйте это в течение примерно трех недель, один или два раза в день, и к тому времени вы должны увидеть явные изменения в их поведении и отношении.
2. Смягчайте любые наказания.
Если вы чувствуете, что у вас есть наказание для подростка и вы не можете оставить все как есть, используйте очень мягкое наказание. Наверное, потеря привилегии (телевизор, смартфон, планшет, выход в свет) — самый разумный подход к подросткам. Но оно должно быть кратким — на одну ночь или на один день. Больше не значит лучше или эффективнее и может привести к более серьезным побочным эффектам (бегство, избегание, более сильные эмоциональные реакции). Наказание само по себе не приведет к желаемым вами изменениям. Но если вы сочетаете очень мягкое наказание с гораздо большим вниманием к положительному поведению, это может помочь, а не вызвать еще большее бегство и избегание вас.
3. Найдите способ пойти на компромисс
Подростки часто чувствуют, что у них совсем нет свободы и что родители слишком их контролируют. Не трудитесь спорить об этом; здесь важно восприятие несвободы. Подумайте о вещах, в которых вы можете пойти на компромисс, чтобы предоставить немного больше выбора и свободы. И то, и другое, вероятно, улучшит общее сотрудничество вашего подростка. Возможно, вы сможете быть более гибкими в прическе, одежде или еде. Задача состоит в том, чтобы выбрать некоторые вещи, которым вы сказали «нет» или «абсолютно нет» в прошлом. Родители часто переживают по поводу «скользкой дорожки» — если я тут немного дам, это не закончится. Вероятно, верно обратное. Если вы сможете показать свою способность идти на компромисс и дать подростку немного больше свободы, вы будете более эффективны в тех областях, в которых не можете пойти на компромисс. В качестве руководства родители должны идти на компромисс в вещах, которые вряд ли будут постоянными.