Церебрастенический синдром у подростков: Церебрастенический синдром (ЦАС) у детей — лечение в Москве

Подростки с церебрастеническими явлениями

Основой плохой обучаемости неред­ко является церебрастенический синдром — утомляемость (причем наиболее высокая при выполнении учебных заданий), не очень высокая и неус­тойчивая работоспособность, трудность концентрации про­извольного внимания.

Обследование при помощи тестов интеллекта показывает, что умственное развитие или не­значительно отстает от возрастной нормы, или находится в пределах низкой нормы. В учебе эта особенность умственного развития проявляется в виде трудностей в усвоении не только родного и иностран­ного языков и литературы, но и других предметов, требую­щих развитого понятийного мышления. Отчетливо видны трудности усвоения понятий.

Среди личностных особенностей на первый план вы­ступает низкая самооценка, неуверенность в себе, нередко маскируемая различными защитами (от избегания неуспе­ха до агрессивного и вызывающего поведения).

Такое от­ношение к себе имеет истоки в раннем детстве, когда родители, видя некоторое отставание в развитии своего ребен­ка, относились к нему как к «не тако­му», и подкрепляется многими событиями дальнейшей жизни. Это повы­шает вероятность отхода подростка от школы и примыка­ния к делинквентным группировкам. Если у подростка имеется акцентуация характера по психастеническому типу, церебрастенический синдром может стать фактором риска психопатического формирования личности. Это делает не­обходимой серьезную психопрофилактическую работу с такими подростками.

Однако у них имеются некоторые особенности, кото­рые помогают в коррекционно-развивающей работе. Во-первых, у них зачастую есть любимый школьный предмет или внешкольное занятие (в спортивной секции, кружке, музыкальной школе и т. д.), которое обладает для них осо­бой значимостью, а успехи в этом деле являются источни­ком положительного отношения к себе.

В диагностической работе с такими подростками важно найти, какой это предмет или занятие. Несомнен­ную пользу могут принести коррекционные занятия, подобные тем, что предложены К. М. Гуревичем и соавто­рами (Гуревич К. М. и др., 1990). Естественно, что это нужно сочетать с созданием для него успеха в учебе по тому или иному предмету.

Необходимо развивать у подростка и позитивное само­отношение и уверенность в себе. Для этого очень полезны занятия по типу группового тренинга, направленные на фор­мирование уверенности в себе и навыков самопознания (При­хожан А. М., 1993).

Осуществляя психологическую помощь подросткам, которым трудно учиться, важно работать и с их родителя­ми. Работа с родителями включает диагностику их образа ребенка и помощь в преодолении негативного отношения к нему.

Под «трудными» семьями здесь имеются в виду семьи, где социальная ситуация развития ребенка непредсказуема, и чревата неприятными неожиданностями.

Ребенок растет, не будучи уверен в том, что сможет получить поддержку и помощь родителей, когда ему это потребуется.

Примером подобных семей являются такие, где кто-то из взрослых страдает алкоголизмом. Однако к таким семьям можно отнести и те, где один из членов семьи страдает хроническим (например, психическим) заболеванием, отражающимся на жизни всех близких, и те, где взрослые постоянно конфликтуют между собой, не стесняясь в выражении своих негативных чувств друг к другу. Эти семьи могут быть внешне довольно благополучными, но в них детям недостает уверенности в том, что они любимы родителями и нужны им

У детей, растущих в таких семьях, возможно появление целого ряда личностных черт, которые становятся заметными в подростковом возрасте. Для них характерна низкая самооценка, они испытывают чувство вины, действуя в своих интересах, даже при том, что не задевают интересов других людей. Чувство стыда у них также гипертрофировано. Сама способность распознавать и выражать собственные чувства, а также понимать чувства других людей у них снижена.

Дети из трудных семей, делая многое в своей семье по чувству долга, становясь взрослыми, бывают или чересчур ответственны или напротив, весьма безответственны. Из-за непредсказуемости семейной ситуации они очень болезненно реагируют на неподконтрольные внезапные изменения в жизни, чувствуют потребность, чтобы их контролировали и контролировать других. С этим связаны и их трудности планирования собственной деятель­ности — они склонны откладывать на потом дела, требую­щие выполнения к определенному сроку.

В отношениях с другими людьми они также имеют проблемы. Это прояв­ляется, например, в том, что им недостает искренности в отношениях со сверстниками. Вынужденные скрывать многое из своей семейной жизни, они усваивают привычку к так называемой

автома­тической лжи, когда ложь не служит достижению каких-либо выгод, а говорится как бы по инерции в тех случаях, когда за правду никто не стал бы осуждать. Не желая оби­деть или потерять друзей, они поддерживают дружеские от­ношения даже с теми, кто их предал. В этом отчетливо про­является страх отвержения и потери отношений с другими.

Эта черта, а также низкая самооценка и неуверенность в себе, защиты, маскирующие такую самооценку, болезненное реагирование на внезапные изменения ситуации придают подросткам из трудных семей невротические черты и делают более вероят­ным возникновение у них неврозов.

Психологическая помощь таким подросткам требует большого мастерства и такта. Как средство работы с ними полезен групповой личностный тренинг, направленный на работу с перечисленными проблемами. Важнейшими эле­ментами тренинга является развитие способности распо­знавать и выражать свои чувства, формирование уверен­ности в себе, преодоление гипертрофированных чувств вины и стыда.

Групповая работа должна дать подросткам чувство того, что они поняты и приняты группой сверстников и не одиноки перед своими пробле­мами.

Это даст важные предпосылки психологического благополучия в будущем.

Головные боли напряженного типа у детей и подростков

Все статьи

Головная боль напряженного типа (ГБН) — легкая или умеренная, повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа — от 30 минут до нескольких дней, но менее недели.

ГБН может сопровождаться свето-, звукобоязнью, не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна (прерывания сна), которые часто сегодня встречаются в детской и подростковой практике.

Боль при ГБН описывается как постоянная,давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становится диффузной и описывается как ощущение сжатия обручем, симптом «шлема, каски».

Боль обычно бывает двусторонней, диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течении дня может попеременно переходить с одной стороны на другую. Стойкая односторонняя головная боль (гемикрания) связана с повышенной чувствительностью перикраниальных мышц.

Обычно боль появляется днем (после 2-3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке.Преходящие неврологические синдромы не характерны.Часто головная боль напряженного типа сочетается с церебрастеническим синдромом.Одним из основных признаков является так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговая травма, нейроинфекции.

Для этих детей характерна общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях; наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижения  фона настроения даже при незначительных физических нагрузках. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, готовность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность. Не всегда у ребенка с ГБН сразу удается выявить хроническую психотравмирующую ситуацию, но если она обнаружена (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе), то лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации. Наиболее эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными вариантами психотерапии и релаксации, психотерапия, применение релаксационных техник и биологической обратной связи.

Все статьи

Наши врачи

Все специалисты

Самойлова Ольга Борисовна

Заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности, врач невролог, кандидат медицинских наук, высшая категория

Гениатов Вадим Рустэмович

Врач-невролог

Попова Анастасия Сергеевна

Врач — невролог

Мустафина Диляра Вахитовна

Врач-невролог

Зайко Мария Федоровна

Врач невролог

Речкалова Ольга Петровна

Врач невролог

Дробинина Ольга Александровна

Врач невролог, первая категория

Тележинская Ирина Михайловна

Врач детский невролог

Кочетова Людмила Алексеевна

Врач невролог, высшая категория

Оришич Юлия Петровна

Врач невролог, кандидат медицинских наук, высшая категория

Кузнецова Ольга Юрьевна

Врач функциональной диагностики, высшая категория

Макодзеба Ольга Александровна

Врач невролог, эпилептолог, нейрофизиолог, врач интегративной медицины, высшая категория

Заряда Анна Андреевна

Врач невролог

Ларина Татьяна Анатольевна

Врач невролог

Детский инсульт | Типы, причины, симптомы и лечение

Большинство людей считают, что инсульт случается с пожилыми людьми. Но инсульт может случиться с кем угодно, включая подростков, детей, новорожденных и даже еще не родившихся младенцев. На самом деле инсульт входит в десятку основных причин детской смертности.

Что такое детский инсульт?

Инсульт возникает, когда приток крови к части мозга прекращается из-за тромба (ишемический инсульт) или из-за разрыва кровеносного сосуда (геморрагический инсульт). Кровь переносит кислород и другие питательные вещества к клеткам и органам тела. Когда они не могут достичь мозга более трех минут, клетки мозга начинают умирать. Клетки головного мозга продолжают умирать до тех пор, пока они лишены кислорода.

В настоящее время не существует лечения для восстановления отмерших клеток мозга. Своевременная диагностика, лечение и реабилитационная терапия могут спасти жизнь ребенка и свести к минимуму длительную инвалидность.

Детский инсульт

Детский инсульт чаще всего встречается в течение первого года жизни, но может произойти в любое время в детстве или подростковом возрасте. Каждый год около 11 из 100 000 детей в возрасте от рождения до 18 лет переносят инсульт. Мальчики и афроамериканские дети подвержены более высокому риску инсульта, чем другие группы детей.

Какие виды инсульта бывают у детей?

Основными видами инсульта (у детей и взрослых) являются:

  • Ишемический инсульт
  • Транзиторная ишемическая атака (ТИА)
  • Геморрагический инсульт

Ишемический инсульт — наиболее распространенный вид детского инсульта. Это происходит, когда сгусток крови застревает в артерии, ведущей к мозгу. В некоторых случаях тромб может застрять в поврежденной или суженной артерии. Иногда сгустки образуются где-то еще в организме, например, в сердце, и попадают в мозг. Нарушения свертывания крови могут увеличить вероятность ишемического инсульта.

Транзиторная ишемическая атака , или ТИА, возникает, когда приток крови к мозгу блокируется лишь на короткое время – обычно не более чем на пять минут. Иногда называемый «мини-инсульт», ТИА:

  • Неотложная медицинская помощь, как и при обширном инсульте
  • Обычно вызывается тромбами (не кровоизлиянием)
  • Предупреждающий знак будущего инсульта. Более трети людей с ТИА переносят серьезный инсульт в течение одного года, если не получают лечения.

При первом появлении симптомов невозможно определить, вызваны ли они ТИА или обширным инсультом. Если это ТИА, врач вашего ребенка может установить причину и принять меры, чтобы предотвратить развитие серьезного инсульта.

Геморрагический инсульт гораздо реже встречается у детей. Это происходит, когда кровеносный сосуд в мозгу разрывается. Кровь просачивается в мозг и течет в области, куда она не должна попадать. Нарастает давление, что препятствует притоку крови к пораженному участку мозга. Иногда по мере скопления крови в тканях головного мозга образуется тромб.

Что вызывает инсульт у младенцев и детей?

У взрослых основными факторами риска инсульта являются уплотнение артерий, высокий уровень холестерина и диабет. У детей они очень разные.

Ишемические инсульты и ТИА обычно связаны с:

  • Недостаток кислорода во время родов
  • Порок сердца, присутствующий при рождении
  • Заболевания крови, такие как серповидно-клеточная анемия
  • Повреждение кровеносного сосуда головного мозга
  • Нарушения свертывания крови
  • Обезвоживание
  • Генетические нарушения
  • Инфекция, такая как менингит или ветряная оспа
  • Проблемы, возникшие во время беременности матери, такие как гестационный диабет или высокое кровяное давление у матери (они могут вызвать ишемический инсульт до или после рождения)

Геморрагический инсульт может быть связан с:

  • Разрыв кровеносного сосуда в результате травмы головы
  • Артериовенозная мальформация, представляющая собой сплетение аномальных кровеносных сосудов, соединяющих артерии и вены в головном мозге
  • Аневризма, представляющая собой выпячивание или ослабление стенки артерии
  • У детей раннего возраста, преждевременные роды или низкая масса тела при рождении

Медицинские тесты могут подтвердить, что произошел инсульт, но не всегда могут выявить причину инсульта. Примерно в одной трети всех детских инсультов врачи не могут установить причину.

Каковы симптомы детского инсульта?

Некоторые симптомы инсульта у детей схожи с симптомами инсульта у взрослых. К ним относятся слабость на одной стороне тела и трудности в общении. Другие симптомы, такие как судороги, тошнота и рвота, чаще встречаются у детей.

У новорожденных и младенцев, перенесших инсульт, часто встречаются следующие симптомы:

  • Судороги. Ребенок может смотреть в пространство, или одна рука или нога могут сильно трястись.
  • Экстремальная сонливость
  • Склонность использовать только одну сторону тела

Наиболее распространенные симптомы инсульта у детей и подростков включают:

  • Слабость, онемение или паралич одной стороны тела
  • Трудно говорить или понимать других
  • Затуманенное или двоение в глазах
  • Головокружение или потеря равновесия или координации

Менее распространенные симптомы инсульта у детей и подростков включают:

  • Сильные головные боли, возможно, с рвотой
  • Экстремальная сонливость
  • Скованность или ограничение движения в руках и ногах
  • Изъятия
  • Проблемы с глотанием
  • Потеря памяти и трудности с концентрацией внимания
  • Внезапное изменение настроения или поведения

Важность раннего распознавания

Не всегда легко определить, что у ребенка любого возраста случился инсульт. Это особенно верно для младенцев, поскольку их симптомы могут быть неочевидными, и они не могут сообщить о своих симптомах. В некоторых случаях родители не знают, что у их ребенка случился инсульт, до тех пор, пока спустя несколько месяцев они не заметят задержки в развитии или другие проблемы.

Важно знать признаки и симптомы инсульта и как можно быстрее обратиться за помощью.

В большинстве случаев инсульт у детей проявляется внезапно. Если у вашего ребенка появились симптомы инсульта, примите следующие меры:

  • Набрать 911.
  • Положите ребенка горизонтально.
  • Не давайте ребенку еду и питье.
  • Запросите оценку инсульта у своего педиатра или обратитесь в Cincinnati Children’s.

Какие анализы будут сдавать мой ребенок?

Ряд тестов может помочь врачам определить, перенес ли ваш ребенок инсульт, понять степень повреждения головного мозга и составить план лечения.

  • Компьютерная томография (КТ) помогает подтвердить наличие геморрагического инсульта, а в некоторых случаях ишемического инсульта.
  • Компьютерная томографическая ангиография> (КТА) использует контрастное вещество (краситель) для обнаружения закупорки или выявления основной причины инсульта.
  • Эхокардиография (ЭХО) и электрокардиография (ЭКГ или ЭКГ) могут помочь выявить причины инсульта, связанные с сердцем.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ) использует магниты, радиоволны и компьютерные технологии для получения изображений головного мозга и выявления наличия инсульта.
  • Магнитно-резонансная ангиография (MRA) и магнитно-резонансная венография (MRV) используют магниты, радиоволны и контрастное вещество для создания изображений артерий (MRA) и вен (MRV).
  • УЗИ черепа использует высокочастотные звуковые волны для получения информации о состоянии артерий.
  • Анализы крови могут помочь выявить нарушения свертываемости крови, инфекцию, анемию и другие отклонения.

Если обследование подтвердит, что имел место инсульт, медицинская бригада может назначить дополнительные анализы для определения причины инсульта или выявления других заболеваний, которые могут иметь место.

  • Анализы крови иногда могут выявить основные медицинские проблемы, такие как инфекции, высокий уровень глюкозы в крови и нарушения свертываемости крови.
  • Электрокардиография (ЭКГ или ЭКГ) используется при наличии или подозрении на проблемы с сердцем
  • Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) может помочь оценить судорожную активность и осложнения судорог в головном мозге
  • Неврологические тесты могут выявить, как инсульт мог повлиять на способность ребенка двигаться, говорить, глотать и т. д.

Что такое лечение детского инсульта?

Лечение инсульта у детей проходит в два этапа: начальная помощь и долгосрочная терапия.

Первоначальный уход

Немедленное лечение инсульта может спасти жизнь ребенка. При ишемическом инсульте у ребенка целью является восстановление притока крови к мозгу. Как правило, это включает использование лекарств для разжижения крови и предотвращения образования новых сгустков.

При геморрагическом инсульте у ребенка основное внимание уделяется остановке кровоизлияния в головной мозг. Ребенку с ишемическим или геморрагическим инсультом может потребоваться экстренная операция, чтобы уменьшить давление на мозг, вызванное инсультом.

После того, как состояние ребенка стабилизируется, медицинская бригада больницы будет способствовать выздоровлению, обеспечивая ребенку комфортные условия, гидратацию и тишину. Другие ранние методы лечения могут использоваться для лечения основных заболеваний. В том числе:

  • Антибиотикотерапия для лечения инфекций
  • Противосудорожный препарат
  • Переливание крови детям с серповидноклеточной анемией
  • Лечение любых сердечно-сосудистых заболеваний
Длительная терапия

Когда состояние ребенка стабилизируется, можно начинать реабилитационную терапию. Целью лечения является восстановление как можно большего количества утраченных функций, устранение основных причин инсульта и предотвращение инсульта в будущем. Физиотерапия, трудотерапия и логопедия могут начинаться во время пребывания в больнице и могут продолжаться в течение недель, месяцев или даже лет после инсульта.

Каковы перспективы моего ребенка?

Отдаленные перспективы ребенка после инсульта зависят от многих факторов, в том числе от типа, размера и локализации инсульта. В целом, однако, дети обычно лучше восстанавливаются после инсульта, чем взрослые. Это связано с тем, что их мозг лучше приспособлен к реорганизации и восстановлению после инсульта. Например, выжившие клетки мозга могут научиться выполнять некоторые функции умерших клеток.

Повреждение головного мозга, возникающее во время инсульта, может вызвать ряд других проблем, которые могут повлиять на ребенка на протяжении всей жизни, в том числе:

  • Слабость или паралич одной стороны тела
  • Нарушение развития
  • Трудности с общением, проблемы с глотанием
  • Проблемы со зрением и слухом
  • Потеря контроля над эмоциями и изменения настроения
  • Когнитивные изменения или проблемы с памятью, суждением, концентрацией внимания и решением проблем
  • Нарушения обучаемости, в том числе плохие навыки внимания

Шестьдесят процентов детей, переживших инсульт, будут иметь постоянные неврологические проблемы, от легких до серьезных. Дети часто получают трудотерапию и физиотерапию в течение десятилетий , чтобы помочь им освоить функциональные навыки повседневной жизни и увеличить подвижность, если они испытывают двигательные трудности. Специальные образовательные программы могут учитывать различия в обучении и поведении.

У некоторых детей, перенесших инсульт, возникают сложные медицинские проблемы, требующие пожизненного ухода. Они могут включать:

  • Церебральный паралич
  • Эпилепсия
  • Сердечные заболевания

Детям может потребоваться посещение нескольких специалистов, которые могут работать вместе для обеспечения скоординированного ухода. Скоординированный подход к уходу может помочь ребенку полностью раскрыть свой потенциал.

Можно ли предотвратить инсульт?

Иногда инсульт является первым признаком медицинской проблемы. Этот тип инсульта нельзя предотвратить. Но меры по предотвращению инсульта возможны, когда:

  • У ребенка имеется заболевание, повышающее риск инсульта (например, серповидно-клеточная анемия или заболевание артерий).
  • Ребенок уже перенес инсульт (примерно каждый пятый ребенок, перенесший инсульт, перенесет еще один).

Медицинская бригада вашего ребенка обсудит с вами важные шаги по минимизации риска инсульта у вашего ребенка. Эти шаги могут включать:

  • Лечение основных заболеваний
  • Прием антитромботических препаратов для предотвращения образования или роста тромбов
  • Обследование на диабет, гипертонию и дислипидемию (аномальные уровни жиров в крови)
  • Поддержание здоровых привычек, таких как соблюдение сбалансированной диеты, регулярные физические упражнения, предотвращение обезвоживания и отказ от курения

Инсульт и цереброваскулярный центр | Бостонская детская больница

Слушать

Добро пожаловать в Центр инсульта и цереброваскулярной патологии Бостонской детской больницы. Наша цель — обеспечить наилучший уход при инсульте и состояниях, связанных с инсультом, помогая каждому ребенку выздороветь как можно быстрее и полнее.

Мы наблюдаем детей всех возрастов — от новорожденных до подростков — с различными инсультами и состояниями, связанными с инсультом. К ним относятся артериальные и венозные инсульты, ишемические и геморрагические инсульты, а также инсульты, вызванные конкретными фоновыми состояниями, такими как врожденный порок сердца, серповидно-клеточная анемия, болезнь моямоя и другие заболевания кровеносных сосудов. Инсульт может поразить все части головного и спинного мозга ребенка.

Наш подход к педиатрическому инсульту

Являясь единственным многопрофильным педиатрическим центром инсульта на северо-востоке США, наша команда включает детских неврологов, гематологов, нейрохирургов, нейрорадиологов, интервенционных нейрорадиологов, врачей неотложной медицины, физиотерапевтов и эрготерапевтов, логопедов, нейропсихологов и врачи физической и реабилитационной медицины.

Эта разносторонняя команда специалистов занимается уходом за детьми с инсультом, нетравматическим кровоизлиянием в головной мозг и другими цереброваскулярными заболеваниями. Мы наблюдаем за детьми на всех стадиях инсульта, начиная с неотложной помощи в отделении неотложной помощи и заканчивая долгосрочным наблюдением, реабилитацией и планированием образовательных потребностей каждого ребенка.

Вместе мы предлагаем:

  • экспресс-обследование, включая расширенную нейровизуализацию, для быстрого определения того, произошел ли инсульт и какие части головного или спинного мозга могут быть поражены
  • доступ к терапии, назначаемой на самых ранних стадиях инсульта и предназначенной для устранения закупорки кровеносных сосудов головного мозга
  • долгосрочная междисциплинарная помощь для предотвращения повторных инсультов
  • ресурсов, которые помогут детям и родителям справиться с последствиями инсульта дома и в школе

Инсультная бригада также тесно сотрудничает с Центром цереброваскулярной хирургии и вмешательств, который лечит аномалии кровеносных сосудов головного и спинного мозга, которые могут привести к инсульту, а также с Программой тромбоза и антикоагуляции для лечения наших пациентов, нуждающихся в антикоагулянтной терапии.

Добавить комментарий