Подростковая любовь — советы родителям и влюбленным подросткам
Подростковая любовь – это самое раннее переживание романтических чувств, вызванное изменениями гормонального фона и перестройкой социального взаимодействия. Данные ощущения самые яркие и заставляют совершать довольно рискованные поступки и не верить старшим о мимолетности ощущений. Такое происходит за счет отсутствия переживаний романтического опыта, восприятия происходящего как чего-то волшебного, вечного и единственного.
Критика к происходящему снижена, ведь у подростка отсутствуют практические навыки в переживании любовных чувств, выборе подходящего партнера и общей оценки ситуации.
Истории подростковой любви часто имеют печальный конец именно потому, что призваны предоставить определенный жизненный и душевный опыт, провести инициацию зрелости душевного мира, и только малый процент пар способен пронести зародившееся первое чувство через всю оставшуюся жизнь.
Проблемы подростковой любви возникают из-за того, что люди еще не определились в собственной личности, жизненном пути, но уже пытаются сделать окончательный выбор спутника – в итоге дорожки могут разойтись столь далеко, что можно обнаружить рядом с собой абсолютно чужого, незнакомого, а порой и неприятного человека.
Смысл подростковой влюбленности сводится к познанию своих новых физиологических реакций и погружением в мир удовольствий. Вместе с новыми возможностями, предоставляемыми половым созреванием, подростковый возраст также дарит больше свободы, а радость ночных прогулок, первых алкогольных вечеринок и самостоятельных путешествий, разделенная с кем-то усиливается во много раз. Если же подобный новый образ жизни разделяет спутник противоположного пола, то ощущение самостоятельности и взрослости переполняет.
Психология подростковой любви схожа с эпидемией, когда вслед за первой образовавшейся парой буквально за неделю появляются еще несколько, а потом и все классы и соседние дворы разбиваются на влюбленных. Связан подобный эффект с сильным стремлением к подражанию у подростков – они копируют взрослых, любимых исполнителей, героев фильмов, а если присмотреться к самим гуляющим подросткам, то можно заметить малый процент индивидуальностей, обычно вся группа выглядит и носит одно и то же.
Подростковая влюбленность является проявлением собственной привлекательности и многие только ждут, пока спадет запрет от сверстников и дружить с противоположным полом станет круто, а не зазорно. В то же время, есть пары, создающиеся по принципу нахождения в теме социальных позиций – когда человек понимает, что сейчас модно начать с кем-то встречаться просто ради поддержания своего имиджа (очень схоже с тем, как в детстве требовали игрушку, которая есть у всех).
Однако разница причин отношений или просто появления чувства влюбленности, а также вне зависимости от окончания (романтической свадьбой или несчастьем и полугодовой депрессией), именно подростковая любовь помогает научиться многим базовым и крайне необходимым вещам. В таких отношениях развивается умение слушать партнера, замечать чужие желания и предоставлять им свободу; развиваются коммуникативные навыки, а именно возможность углублять беседу, развивать ее интерес и строить диалог, так, чтобы другой человек мог раскрыться и стать ближе.
Признаки влюбленности подростка
Весь переходный возраст является довольно кризисным периодом: изменяется поведение, вкусы, предпочтения и эмоциональные реакции. Можно понять обеспокоенность родителей происходящим и немного помочь им разобраться, с чем конкретно связаны появившиеся изменения. Возможно, не стоит сразу бить тревогу об употреблении наркотиков, когда чрезмерно прекрасное настроение вызвано повышенным уровнем эндорфинов от переживания первой любви.
Обычно, влюбившись, все стараются проводить больше времени со своей пассией, поэтому то, что меняется в поведении подростка – это время, проводимое вне дома вечером. Романтика скверов и парков с фонарями, возможность спрятаться, помогает молодым пережить смущение первых проявлений чувств и погрузиться в атмосферу, наблюдаемую ранее на романтических экранах.
Поскольку родительский контроль все еще присутствует, и у молодых людей нет возможности проводить вместе сутки напролет, то заполнить голод эмоционального общения во время домашнего пребывания они могут телефонными разговорами и переписками. Даже те, кто обычно избегал разговоров по телефону, начинают усиленно пользоваться им, ведь слышать голос любимого человека очень хочется. В ход идут видео-вызовы и постоянные переписки, то есть подросток и так проводящий много времени в гаджетах начинает зависать там еще больше, только игрушки сменяются усиленным использованием других программ.
Влюбленные подростки могут слать друг другу фотографии практически каждого своего шага и нового открытия (утренняя чашка кофе, прочитанная цитата, птичка, севшая на соседнее окно). Они начинают смотреть вместе фильмы, включая конференцию и находясь каждый у себя дома – возможности современных средств связи позволяют обходить запреты родителей, находясь в постоянном и комфортном общении со своим любимым. Единственной яркой разницей будет то, что теперь на мобильном появится блокировка, а чтобы поговорить, подросток будет уходить в другую комнату. Это не связано с криминальными тайнами или чем-то запретным, просто существует большая эмоциональная потребность сохранить интимность первого чувства.
Могут увеличиться просьбы о карманных деньгах, причем независимо от пола. Мальчики будут тратить все свои сбережения на милые подарочки, цветы, угощения, а девочки будут покупать себе новые платья и украшения, чтобы казаться еще красивее. Не всегда уместно полностью удовлетворять возрастание материальных потребностей подростка, можно показать ему способы самостоятельного зарабатывания денег.
Эксперименты и повышенное внимание к своей внешности – это внешняя потребность во внимании и желание нравиться. За счет отсутствия опыта и совпадения вкусов, подросток не всегда может осуществлять это гармонично. Безусловно, гигиена поддерживается на высоком уровне, все выглаживается и выстирывается, но и пирсинг делается чрезмерный, и волосы выкрашиваются в кислотные цвета.
Изменяется эмоциональная сфера – человек становится более ранимым, тонко чувствующим и не зависящим от окружающих факторов. Так, если отношения складываются взаимно, то счастливую эйфорию никто не сможет омрачить, а вот если влюбленность без ответа, то и горю не будет предела. Легкая ранимость приводит к быстрому душевному закрытию от всех, поэтому привычная критика о том, что пассия недостойна страдающего, может вызвать не облегчение, а только отвернуть человека и заставить больше не раскрывать свои переживания.
Если родители позволяют себе рыться в вещах подростка (что вскоре всплывет и доверие будет утрачено окончательно), то они могут найти контрацептивы. Некоторых это пугает, поскольку родители оказываются не готовы к признанию таких проявлений взрослости, но это говорит о заботе и как раз логическом подходе к ситуации.
Советы влюбленным подросткам
Взрослые помнят себя и свои переживания от подростковой любви, поэтому будут пытаться уберечь подростка от всех негативных проявлений, однако делать это будут не совсем качественными методами. Правда в том, что это первое чувство ничем не остановить – оно самое яркое и свежее, именно его променяют на все возможности и имеющиеся перспективы.
Влюбленным подросткам, оставшимся без поддержки в своем выборе, рекомендуется выбрать нейтральную позицию – не стоит конфликтовать, но и чрезмерно посвящать семью в свои переживания также не стоит. Нужно стараться, чтобы не страдали другие части жизни, пока вы развиваете свои отношения. То есть выделяйте время для учебы и друзей (вы можете делать это вместе), помогайте дома (например, устраивайте в субботу родительский день).
Чем больше вы сможете создать успеха в самых разнообразных частях своей жизни, тем меньше будут переживания и упреки со стороны взрослых, ведь боятся они не столько неправильности вашего выбора, сколько потерянных возможностей. Да и самим вам дальше будет легче – пока все влюбленные парочки провалят экзамены, вы поступите в выбранное заведение и заложить дальнейший фундамент для крепких отношений.
Что же касается части самого взаимодействия с партнером, то лучше всего не спешить погружаться в его мир полностью, теряя свою индивидуальность. Помните, о том, что гормональные всплески порой играют злую шутку и человек, удовлетворяющий в постели, может оказаться тем, кто подставит в других жизненных ситуациях.
Пока механизм распознавания собственных реакций не выработан, лучше немного притормаживать и давать себе время подумать. Тащите свою пассию во все места, где вам нравится, посвящайте в занятия, без которых вы не можете – если это ваш человек, то подобное времяпровождение только укрепит отношения.
И не стесняйтесь спрашивать мнение окружающих и значимых для вас людей – если уже десятый знакомый говорит об одном и том же негативном качестве, которое вы не может разглядеть в избраннике, возможно, стоит попытаться смотреть внимательнее, а не ссориться с десятым другом.
Несчастная любовь подростков
Помочь подростку пережить несчастную любовь могут друзья, родители, и даже книги. То, как будет проходить данный этап, во многом определяет дальнейшее развитие личной жизни человека, возможность выбирать партнера, противостоять недостойному обращению и вообще готовность строить какие-либо отношения. Некоторые обжигаются настолько сильно, а потом, замыкаясь в себе, не дают выхода чувствам, что так и живут без полноценных отношений. Естественно у этих людей есть романы и возможно даже душевные привязанности, но всё проходит трагично, не принося душевной наполненности, в чем-то повторяя неудачный подростковый опыт.
Помочь пережить подростковую любовь могут именно родители – они способны предоставить поддержку и сгладить возможные негативные последствия.
Если ребенок сам пришел поделиться случившейся трагедией, то основное что можно сделать – это выслушать, не критикуя никого в этой ситуации. Даже того, кто заставил вашего ребенка сейчас так сильно плакать – этот человек настолько значим и все еще любим, что любые негативные отзывы в его сторону могут заставить подростка замолчать. Вы сразу заметите холодок и отсутствие слез в вашем присутствии – с этого момента будет сделан выбор о самостоятельном переживании, ведь так менее больно, чем когда один значимый человек порицает другого.
Снисходительно относитесь к капризам и некоторым нарушениям принятых норм впервые дни эмоционального потрясения. Девочке вполне можно купить новое платье, если она его очень хочет – так повышается самооценка, а мальчикам можно позволить прогулять несколько уроков на спортивной площадке – так выплескивается агрессия и боль.
Родителям важно в этой ситуации быть за ребенка, за его внутренние переживания, являющиеся более важными сейчас, чем социальные условности – так сохраняется доверительный контакт. Как бы не зашкаливал уровень переживания, нельзя залезать в переписки, подслушивать разговоры и начинать следить за ребенком – лучше задавать прямые вопросы или показывать свою постоянную готовность прийти на помощь и поддержать принятое решение.
Насторожиться следует, если после несчастной подростковой любви начинают возникать суицидальные мысли и высказывания – некоторые из них только демонстративные и проявляются когда необходимо привлечь к себе внимание, другие произносятся из-за потери жизненных ориентиров на фоне яркости переживаемых эмоций. Только тихая подготовка с равнодушным отношением к окружающей реальности является тревожным сигналом и возможной помощи специалиста, все остальные варианты решаются переключением внимания и новыми впечатлениями.
Как вести себя родителям
Родителей влюбленность их ребенка пугает не меньше, чем самого юного романтика, поэтому многие пытаются все вернуть обратно, игнорируя законы развития психики. Именно тут кроется главная ошибка – непринятие. Чем больше сопротивление наступившим личностным изменениям, тем больше в итоге пропасть между родителями и подростком. Никакие запреты и игнорирование не остановят наступившее чувство влюбленности, но вот легко вырабатывают у подростка ощущение своей непонятности и одиночества. Критика и авторитарные требования, касающиеся увлечений и времяпровождения, вызывают молчание и противостояние. Если родители сильно перегнут диктаторскую линию поведения, то в итоге ребенок может даже уйти из дома, придя к выводу, что находиться среди чужих людей не имеет смысла.
Вместо осуждения и высказывания своих опасений, родителям рекомендуется задавать вопросы. О том, чем именно привлекает этот человек или что у них общего, как к нему относятся друзья, в чем его успехи и слабости. Заметив, что родители также проявляют интерес к объекту симпатии, подросток начнет активнее делиться переживаниями. Лучше, если внимание будет проявлять того же пола, что и ребенок – тут возможны различные секреты, советы и передача опыта, и возможность обойти моменты, вызывающие стеснение и стыд.
Приглашайте того, кто нравится вашему ребенку в гости, дайте понять, что ваш дом открыт для его присутствия. Они все равно будут встречаться, так пусть это будет лучше уютная и теплая квартира, чем темные подъезды или холодные улицы. Кроме того подобная позиция позволит установить хорошие отношения сразу со всей парой – вы сможете самостоятельно оценить пассию своего ребенка и задать интересующие вопросы, а не проводить самостоятельное расследование, изучая профили в соцсетях.
Все, что позволено родителям – это задавать нужные вопросы, заставляющие задуматься самого подростка о том, что происходит, куда это ведет и что он получает в итоге. Невозможно всех уберечь от ошибок и душевной боли, потому в ситуации, когда все идет под откос, родителям важно морально готовиться, удерживать доверительный контакт и быть в ресурсе оказать поддержку.
Не вмешивайтесь и не пытайтесь расстроить отношения случайно или чужими руками – подростки крайне чувствительны к таким манипуляциям и из духа противоречия могут только сильнее вцепиться в неподходящего человека. Лучше повышайте постоянно самооценку своего ребенка, чтобы этот уровень позволял выбирать достойных и не вестись на манипуляции.
Помните о том, что это еще отношения не совсем взрослых людей, и вы являетесь главным, потому предоставляйте больше свободы, например, отпуская подольше погулять, но никогда не отступайте от установленных границ. Не позволяйте сдвигать время прихода домой без предварительной договоренности. Так же вы имеете право требовать выполнения порученных домашних обязанностей и связанных с учебой заданий – это будет даваться все сложнее, но главное соблюдать границу. Сейчас вы – это единственный человек, думающий о будущем, сам подросток полностью поглощен любовью и готов бросить ради нее всю свою жизнь и планы.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Подростковая любовь | Советы психолога
Немногие сегодня знают, что такое подростковая любовь, как она вызвана и стоит ли к ней серьезно относиться. Ведь в большинстве случаев подростковая любовь, непостоянна и часто к созданию серьезных и долгих отношений она не приводит. Конечно, подростковая любовь в основном самая первая и запоминающаяся и есть некоторые случаи, когда из такой любви создавались счастливые семьи.
В статье вы узнаете, что такое подростковая любовь, как ее создать, чем она вызвана и как к ней относится. Ведь для каждой любви есть свои причины, но все они связаны с одной основной, о которой написано ниже в статье. Главное просто научиться любить и тогда вас также полюбят и неважно в раннем возрасте или уже во взрослой жизни.
Подростковая любовь непостояннаПо статистике подростковая любовь непостоянна, и есть только редкие случаи, когда из такой любви создавались долгие и длительные отношения. Эта любовь не постоянна, потому что это первый опыт, впечатления, знания, подростки хотят почувствовать новых ощущений, им кажется, что смена партнерш и партнеров, позволяет ощущать большее наслаждение.
Все проходили через подростковую любовь, страдая, обучаясь, набираясь опыта. Все прошли через осознание того, что нужно создавать отношения с одним человеком, а не тратить жизнь на поиски новых ощущений в смене партнеров. Рано или поздно человек это осознает и создает успешные и счастливые отношения с одним человеком. Узнайте: как сохранить отношения на расстоянии.
Подростковая любовь – это просто опытНикто не будет спорить, что подростковая любовь самая прекрасная и запоминающаяся, но на самом деле это всего лишь опыт и знания, которые разумнее брать из чужого опыта и знаний. Ведь давно всем известно, что лучше не тратить время на поиски пары в раннем возрасте, что лучше заниматься собой, развиваться, получать образование и зарабатывать деньги.
Ранняя подростковая любовь, ни к чему хорошему не приводит, так как молодые люди еще не прочно стоят на ногах и вряд ли без помощи родителей смогут обеспечивать себя и свою семью. Вот почему нужно не спешить с поиском пары и наслаждаться, меняя партнеров, а развиваться, чтобы просто стоять на ногах и чтобы было меньше проблем в семейной жизни.
Подростковая любовь не имеет смыслаЕсли проанализировать, то подростковая любовь, не имеет никакого смысла, кроме временного удовольствия, наслаждения и опыта. Но зачем тратить время на тот опыт, через который давно все уже прошли, который изучен и проверен. Разумнее не тратить жизнь на это, а заняться собой.
Подростковая любовь не имеет смысла потому, что у нее нет продолжения – создания семьи. Для семейной жизни нужно решать много проблем, в основном это финансовые проблемы, о которых не преподают в школе и не все родители имеют в этом успех, чтобы учить свои детей финансам.
Также важно чтобы люди создающие семью, имели достаточно знаний, откровенности, в чем им мешает возраст и другое воспитание. В основном подростки неосознанно встречаются. Раньше, чем решение основных проблем. Вот почему подростки не могут продлить свои отношения на долгий период, а создание брака создает еще больше проблем в основном для родителей подростков, так как сами еще не могут обеспечивать себя и будущую семью.
Конечно подростковая любовь, кажется более романтичной и красивой, но стоит ли тратить время, когда вы сами еще не понимаете, зачем вам все это и какое продолжение имеют ваши отношения. Конечно, если вы развиваетесь, обучаетесь и начинаете подниматься в жизни, то конечно можно просто встречаться и дружить, пока вы не станете состоятельнее чтобы обеспечить себя, семью и решать основные проблемы.
Развиваться нужно не только в финансовом плане, но и в других сферах, например психология, которая позволит быстрее и без конфликтов решать семейные проблемы, которых не избежать никому.
Поэтому подростковая любовь остается просто первым опытом, первой любовью, знаниями, впечатлениями и наслаждениями. Но те, кто не тратит время на поиски пары в раннем возрасте, а развивается, достигает в жизни большего и находит ту девушку или парня, с которым живут счастливо и долго, имея уже меньше проблем и трудностей.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
psyh—olog.ru
Post Views: 23
Подростковые романы и отношения: 9-18 лет
О подростковых и подростковых романах и отношениях
Романтические отношения являются важной вехой в развитии .
Эти отношения сопровождаются всеми другими изменениями, происходящими в подростковом возрасте – физическими, социальными и эмоциональными. Они связаны с тем, как подростки и подростки исследуют образ тела, независимость, конфиденциальность и идентичность. Для некоторых молодых людей эти отношения могут также включать изучение пола и сексуальной ориентации.
Подростки могут проводить много времени, думая о романтических отношениях. И эти отношения могут принести много эмоциональных взлетов и падений для вашего ребенка, а иногда и для всей семьи. Но они ведут вашего ребенка к более глубокой способности заботиться, делиться и развивать интимные отношения в будущем.
Когда начинаются подростковые и подростковые романы и отношения
Не существует «подходящего» возраста для начала отношений. Но изменений часто происходят в этом возрасте :
- В возрасте 9-11 лет ваш ребенок может начать проявлять большую независимость от вашей семьи и больший интерес к друзьям.
- В возрасте 10–14 лет ваш ребенок может начать испытывать влечение к другим.
- В возрасте 15-19 лет романтические отношения могут стать центральным элементом социальной жизни подростков.
Также часто дети не проявляют интереса к романтическим отношениям до позднего подросткового возраста или до 20 лет. Некоторые молодые люди предпочитают сосредоточиться на учебе, спорте или других интересах.
Для подростков ЛГБТК+ на начало отношений могут влиять другие факторы. Подросткам ЛГБТК+ может быть трудно «открыться», или они могут чувствовать, что им нужно притворяться натуралами, чтобы соответствовать. Они также могут беспокоиться о предрассудках, дискриминации или издевательствах.
Первые увлечения
До того, как ваш ребенок начнет отношения, у него может быть одно или несколько увлечений.
Влюбленность в личность – это когда ваш ребенок находит человека, которым он восхищается и на которого хочет быть похожим.
Романтическая влюбленность — начало романтических чувств. Речь идет о том, что ваш ребенок представляет другого человека совершенным или идеальным. Это может многое рассказать вам о том, что ваш ребенок находит привлекательным в людях.
Романтические увлечения, как правило, длятся недолго, потому что идеалы часто рушатся, когда ваш ребенок лучше узнает другого человека. Но сильные чувства вашего ребенка реальны, поэтому лучше относиться к увлечениям серьезно и не высмеивать их.
Ранние доподростковые и подростковые отношения
Младшие подростки обычно тусуются группами. Они могут встретиться с кем-то особенным среди друзей, а затем постепенно проводить больше времени с этим человеком наедине. В эти годы отношения могут длиться всего несколько недель или месяцев.
Если ваш ребенок хочет пойти куда-нибудь наедине с кем-то особенным, поговорите об этом с ребенком, и вы сможете понять, готов ли он . Ваш ребенок хочет партнера только потому, что это делают его друзья? Ваш ребенок думает, что это единственный способ выйти на улицу и повеселиться? Или ваш ребенок хочет провести время, чтобы узнать кого-то получше?
Если интересующий вашего ребенка человек старше или младше, стоит упомянуть, что люди разного возраста могут хотеть разных вещей от отношений.
Самым влиятельным образцом для подражания для подростков являются взрослые. Вы можете быть положительным образцом для подражания в уважительных отношениях и дружбе, относясь к своему партнеру, друзьям и семье с заботой и уважением. Уважительно говоря о людях любого пола и сексуальной ориентации, вы также даете ребенку понять, что считаете всех равными и ценными.
Влечение к представителям своего пола и отношения для подростков и подростков
Для некоторых молодых людей сексуальное развитие в подростковом возрасте будет включать в себя влечение к представителям своего пола, опыт и отношения. У других молодых людей может развиться бисексуальное влечение.
Некоторые дети предподросткового возраста и подростки могут совершенно ясно понимать, что они чувствуют и кто их привлекает. Другие могут чувствовать себя сбитыми с толку, если их чувства и привлекательность кажутся отличными от того, что испытывают их друзья или что они видят в средствах массовой информации.
В любом случае, положительный и непредвзятый ответ — хороший первый шаг. Если вы считаете, что вам трудно сохранять спокойствие и позитивный настрой, возможно, вы и ваш ребенок сможете поговорить о своих чувствах с другим взрослым, которому вы доверяете.
Сексуальность развивается со временем. Исследование и экспериментирование с сексуальностью — это нормально и обычно. Если вы принимаете своего ребенка таким, какой он есть сейчас, это хорошо для его самопринятия и общего благополучия. Ваша поддержка может помочь вашему ребенку пройти этот период исследования и самопознания.
Секс и отношения между подростками
Если ваш ребенок состоит в отношениях, у него могут возникнуть вопросы о сексе и интимных отношениях.
Не все подростковые отношения включают секс, но большинство подростков будут экспериментировать с сексуальным поведением на каком-то этапе . Вот почему вашему ребенку нужна четкая информация о согласии, контрацепции, безопасном сексе и инфекциях, передающихся половым путем (ИППП).
Это также может быть вашим шансом поговорить о том, как справиться с нежелательным сексуальным давлением и давлением со стороны сверстников. Если вы дадите ребенку понять, что готовы его выслушать, он с большей вероятностью обратится к вам с вопросами и опасениями.
Разговор с подростками и подростками о романтике, отношениях и сексе
Хорошо, если поощряет разговоры в семье о чувствах, дружбе и семейных отношениях . Это может помочь вашему ребенку чувствовать себя более комфортно, делясь с вами своими чувствами, когда он начинает испытывать романтический интерес к другим. И эти разговоры могут также поднять другие важные темы, такие как доброжелательное отношение к другим людям, доброжелательное расставание и уважение границ других людей.
В некотором смысле разговоры о романтических и/или сексуальных подростковых отношениях подобны разговорам о дружбе или походу на вечеринку . В зависимости от ваших ценностей и семейных правил вам и вашему ребенку может потребоваться обсудить поведение, основные правила и последствия нарушения правил. Например, вы можете поговорить о том, сколько времени ваш ребенок проводит со своим партнером по сравнению с тем, сколько времени он тратит на учебу, или о том, нормально ли, что его партнер остается на ночь.
Вы также можете договориться о том, что должен делать ваш ребенок, если он чувствует себя в опасности или ему угрожает опасность.
Молодым людям также полезно разговаривать со своими друзьями. Тем не менее, им все еще нужна ваша поддержка, поэтому важно поддерживать открытые линии связи.
Некоторые разговоры об отношениях могут быть трудными, особенно если вы чувствуете, что ваш ребенок не готов к отношениям. В нашей статье о сложных разговорах есть советы.
Если вы и ваш ребенок можете комфортно и открыто обсуждать секс, сексуальность и отношения, это может фактически отсрочить начало сексуальной активности вашего ребенка. Это также может означать, что у вашего ребенка будет более безопасная сексуальная активность, когда он действительно начнет.
Переживание разрывов в подростковых отношениях
Расставания и разбитые сердца являются частью подростковых отношений. Что еще хуже, подростковые расставания могут разыгрываться публично — может быть, в школе или в социальных сетях.
Вы можете ожидать, что ваш ребенок будет грустным и эмоциональным, если их отношения закончатся. В то время это могло показаться не так, но это часть обучения тому, как справляться с трудными решениями и разочарованиями. Вашему ребенку может понадобиться время и пространство, плечо, чтобы поплакать, и ухо, которое готово выслушать. Вашему ребенку также может понадобиться отвлечение.
Активное слушание поможет вам понять потребности вашего ребенка. Но если ваш ребенок кажется грустным или даже подавленным в течение более чем нескольких недель после расставания, возможно, стоит получить совет от медицинского работника, например, от вашего врача общей практики.
Дополнительная помощь в отношениях с подростками
Многие люди и службы могут помочь вам с поддержкой и информацией — лично, через Интернет или по телефону. Вы можете позвонить:
- вашему семейному врачу
- школьному консультанту
- ваш местный общественный медицинский центр
- Родительская линия в вашем штате или территории
- Альянс планирования семьи Австралия
- Отношения Австралия
- PFLAG – Родители, семья и друзья лесбиянок и геев.
Отношения для подростков и подростков с ограниченными возможностями
Подростки и подростки с ограниченными возможностями проявляют такой же интерес и нуждаются в информации о романтике, отношениях и близости, как и другие подростки. Показатели сексуальной активности молодых людей с инвалидностью такие же, как и у других подростков.
Убедитесь, что половое воспитание вашего ребенка соответствует его уровню развития дома и в школе. Ваш медицинский работник, ресурсы местного сообщества и соответствующие группы поддержки должны быть в состоянии дать вам помощь или совет.
Влюбленные подростки | BPS
Исполнитель жалобного хита 1950-х годов напевает: «Каждую ночь я спрашиваю звезды наверху, почему я должен быть влюбленным подростком?», когда он оплакивает взлеты и падения своего романа, одна минута сверху мира, в следующую минуту в глубочайшей трясине уныния. Такая тоска!
Что-нибудь изменилось? В современных поп-песнях молодые люди до сих пор поют о своих увлечениях, безответной любви и романтических разрывах; о чувстве неловкости, неуверенности, отчаяния, подавленности, радости и вдохновения, хотя в наши дни сексуальные образы гораздо более очевидны.
Посмотрим, что известно. Проведенное в США Национальное лонгитюдное исследование здоровья подростков (Add Health), в котором приняли участие тысячи школьников 7-12 классов, показало, что более 80% детей в возрасте 14 лет и старше были или были в романтических отношениях. отношения, в том числе небольшое количество (2–3 процента) в однополых отношениях (Carver et al., 2003; Grieger et al., 2014). Многие из этих отношений были краткосрочными, особенно среди младших подростков, но значительная их часть длилась год и более.
Нормативный характер подростковых романтических отношений означает, что те молодые люди, у которых нет девушки или парня, могут чувствовать себя напряженными или «другими» (Scanlan et al., 2012). Учитывая, что подростковый возраст — это время, когда существует большое давление, чтобы соответствовать нормам сверстников, молодые люди, которые не вступают в романтические отношения, могут чувствовать себя одинокими и отставать от своих сверстников. Например, на интернет-сайте girlsaskguys.com анонимная молодая женщина спрашивает: «У меня никогда не было ни парня, ни девушки.
На другом сайте советов (quora.com) этот молодой человек точно так же спрашивает, почему он другой:
Мне 21 год, и у меня никогда не было девушки. Большинство моих друзей находятся в отношениях. Я чувствую себя немного подавленным и что у меня никогда не будет девушки. Что я должен делать? В прошлом я попросил пару девушек, которые мне нравятся, пойти со мной на свидание, и они отказались.
Конечно, не каждого молодого человека интересуют романтические отношения. Некоторые чувствуют, что они не готовы, некоторые хотят сосредоточиться на учебе или спорте, других больше соблазняет культура случайного секса временных «связей». Тем не менее, большинство подростков начинают свою сексуальную жизнь в контексте романтических отношений, и, как правило, участие в романтических отношениях в подростковом возрасте является целесообразным и здоровым с точки зрения развития (Collins et al. , 2009).).
Что происходит, когда подростки влюбляются?
Влюбленность — это эмоциональный переворот в любом возрасте, но подросткам справляться с чувствами, вероятно, еще труднее. Подростковые тела и мозг созревают со скоростью, невиданной с младенчества. Происходит всплеск роста, развитие вторичных половых признаков, и молодые люди меняют внешний вид от ребенка к взрослому. Физическая неловкость часто является результатом асинхронности роста; молодые люди могут чувствовать смущение и застенчивость из-за сексуализации своего тела или своей предполагаемой неадекватности с точки зрения часто нереалистичных идеалов тела. Кроме того, мозг подростка был описан как «незавершенная работа», при этом некоторые области созревают быстрее, чем другие, что приводит к потенциальному несоответствию между физическим, эмоциональным и когнитивным развитием. Например, могут быть несоответствия между внешностью взрослого человека, усилением полового влечения и развитием мозга, необходимым для зрелого принятия решений и саморегуляции поведения и эмоций. Область «исполнительного функционирования» мозга — префронтальная кора — является одной из последних областей мозга, которые полностью созревают, обычно в возрасте около двадцати лет (Petanjek et al., 2011). Таким образом, подростковый возраст становится временем ослабления контроля префронтальной коры, с повышенной вероятностью принятия рискованных решений и неверных суждений, особенно в среде, описываемой как «чувствительная к вознаграждению», где велик соблазн немедленных приятных переживаний, например, в романтические и сексуальные ситуации (Braams et al., 2015; Suleiman & Harden, 2016).
Гормональные изменения, вызванные развитием мозга и тела, сильно влияют на сильное чувство сексуального влечения и влюбленности. Тестостерон и эстроген — мужские и женские половые гормоны — связаны с усилением полового влечения, а гормоны окситоцин и вазопрессин участвуют в привязанности и привязанности. В период полового созревания объем этих циркулирующих половых гормонов в организме резко возрастает. У девочек яичники увеличивают выработку эстрогена в шесть раз, а у мальчиков яички производят в 20 раз больше тестостерона.
У обоих полов в крови циркулируют мужские и женские гормоны, но в подростковом возрасте уровень тестостерона у мальчика становится на 20–60 % выше, чем у девочки, а уровень эстрогена — на 20–30 % выше, чем у девочки. Эти гормоны сильно влияют на настроение и либидо. Молодые люди гормонально «подготовлены» к сексуальному влечению к другим, но, особенно в раннем подростковом возрасте, они не привыкли к чувствам, связанным с быстрым повышением и колебаниями уровня гормонов. Высокие концентрации определенных гормонов для данного возраста или быстрые колебания уровней гормонов могут вызывать более негативное настроение и большую изменчивость настроения (Buchanan et al., 19).92). Эмоции, связанные с «влюбленностью» или «вожделением», скорее всего, сбивают с толку и сбивают с толку, а некоторых даже подавляют (Temple-Smith et al., 2016).
В влюбленность вовлечены не только половые гормоны. Ортиг и его коллеги (2010) использовали томографию мозга, чтобы показать, что, когда человек влюбляется, 12 областей мозга работают в тандеме, высвобождая химические вещества, вызывающие эйфорию, такие как дофамин, адреналин и серотонин. Адреналин — это гормон стресса, вызывающий потливость, учащенное сердцебиение и сухость во рту — всего один взгляд на новую любовь может вызвать эти телесные ощущения. Дофамин стимулирует желание и приятные ощущения и был описан как гормон «хорошего самочувствия» с эффектами, подобными кокаину. Фишер и др. (2006) обнаружили повышенный уровень дофамина в мозгу недавно влюбленных пар. Кроме того, Marazziti и Canale (2004) исследовали уровни серотонина в крови влюбленных пар и людей с обсессивно-компульсивными расстройствами. Обнаружение того, что уровни серотонина были одинаково повышены в двух группах, привело этих исследователей к выводу, что уровень серотонина связан с теми постоянными мыслями о любимом человеке, которые являются частью «влюбленности».
Другой иллюстрацией того, как проявляются некоторые из этих эффектов, является исследование Бранд и его коллег (2007), в котором недавно «влюбившиеся» подростки сравнивались с контрольной группой, у которой не было партнера. Группа «влюбленных» набрала больше баллов, чем контрольная группа, по гипомании, состоянию настроения (с сопутствующими мыслями и поведением), при котором эмоции более лабильны: эйфория в одну минуту, отчаяние в следующую. Записи в дневниках подростков-любовников показали, что у них было более позитивное утреннее и вечернее настроение, чем у контрольной группы, более короткое время сна, но более качественный сон, меньшая дневная сонливость и лучшая концентрация в течение дня.
Чтобы влюбиться, нужно привыкнуть ко всем этим различным эмоциям, перепадам настроения, потребностям и желаниям. Тем не менее благодаря своим романтическим отношениям у подростков есть потенциал для психологического роста, поскольку они узнают о себе и других людях, приобретают опыт управления этими чувствами и развивают навыки близости. Они также сталкиваются с новыми рисками и проблемами. Эти положительные и отрицательные аспекты подростковых романтических отношений обсуждаются ниже.
Психосоциальное развитие
Теоретик развития продолжительности жизни Эрик Эриксон (1968) рассматривал увлечения и юношеские романы как важные факторы, способствующие самопониманию подростков и формированию личности. Он описал подростковое «влюбление» как форму саморазвития, а не истинную близость. Подростки, становясь более самосознательными по мере развития своих когнитивных способностей, могут опробовать свою «взрослую» идентичность с романтическими партнерами и, получая обратную связь от ответов и поведения партнеров, постепенно прояснять представление о себе. Бесконечные разговоры (а теперь и текстовые сообщения), которые часто сопровождают подростковые романы, — это способ экспериментировать с различными формами «я» и проверять их влияние на другого человека.
Романтические отношения подростков — как краткосрочные, так и долгосрочные — не только способствуют развитию личности, но и могут обеспечить положительный опыт изучения себя, например, посредством влияния на самооценку и представления о привлекательности и самооценке, а также повышения статуса в обществе. группа сверстников (Zimmer-Gembeck et al., 2001; 2004). Они могут помочь молодым людям пересмотреть и развить более зрелые и менее эмоционально зависимые отношения со своими родителями в качестве предпосылки для самостоятельной жизни. Когда между партнерами царят добрая воля и теплота, романтические отношения создают безопасную среду для изучения сексуальности и сексуальной ориентации и экспериментирования с ними (Collins et al., 2009).). Подростковые романтические отношения в некотором смысле являются тренировочной площадкой для взрослой близости, предоставляя возможность научиться управлять сильными эмоциями, улаживать конфликты, сообщать о потребностях и реагировать на потребности партнера (Scanlan et al., 2012).
Трудности и проблемы
С другой стороны, романтические отношения иногда могут привести к нездоровым последствиям. Молодые люди могут стать слишком замкнутыми, когда они объединяются в пары, отрезая себя от друзей и сетей поддержки способами, которые не способствуют оптимальному развитию. Формирование идентичности может быть поставлено под угрозу, если подросток закрывает возможности для развития через партнерство, в котором делается нездоровый жизненный выбор, или из-за раннего незапланированного родительства.
Подростки могут подвергаться оскорбительному и насильственному взаимодействию или нежелательной или принудительной сексуальной активности в рамках своих романтических отношений (Mulford & Giordano, 2008). Агрессия между романтическими партнерами является обычным явлением, причем мальчики чаще, чем девочки, сообщают о насилии. Обзор Collins et al. (2009) показывает, что, в зависимости от выборки, от 10 до 48 процентов подростков испытывают физическую агрессию, а от 25 до 50 процентов сообщают о психологической агрессии со стороны своего романтического партнера, включая ругань, оскорбления и угрожал. В наши дни агрессия и издевательства также происходят в Интернете, например, известно, что мстительные бывшие партнеры делятся личными фотографиями или информацией в социальных сетях, вызывая смущение, унижение или что-то еще похуже для жертвы. Некоторые подростки, кажется, принимают такие ситуации более, чем это нормально, например, интерпретируя ревность и чрезмерное собственническое поведение как отражение любви.
Сексуальное принуждение в романтических отношениях встречается довольно часто. Национальный опрос более 2000 австралийских учащихся 10, 11 и 12 классов средней школы показал, что четверть из тех, кто был сексуально активен, имели нежелательный секс (Mitchell et al., 2014). Причины, по которым они не хотели заниматься сексом, включали в себя то, что они были слишком пьяны, чтобы сказать «нет» (49 процентов), напуганы (28 процентов) или оказывались под давлением партнера (53 процента). Исследование, проведенное в США, в котором приняли участие более 750 студенток, показало, что почти 50 % из них имели по крайней мере один опыт нежелательного секса, 70 % — в ходе случайных «свиданий» и 57 % — в серьезных романтических отношениях (Garcia et al. ., 2012). Сожаления о сексе также не редкость среди подростков (например, Skinner et al. , 2008).
Другие проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди, ищущие романтических отношений или участвующие в них, включают безответную любовь и расставание. В случае безответной любви фантазии о другом могут быть интенсивными и навязчивыми, что иногда приводит к неправильному толкованию того, что чувства взаимны. В экстремальных случаях это может привести к неадекватному поведению отыгрывания, такому как агрессия и преследование (Leitz & Theriot, 2005), но чаще дистресс обращается внутрь, способствуя депрессии и низкой самооценке, иногда с риском самоуничижения. -вред.
Расставания — очень распространенная черта романтических отношений подростков, некоторые из которых длятся всего несколько недель. Среди большой выборки молодых людей в возрасте от 20 до 20 лет в Австралии и Гонконге 80 % пережили расставание (Moore et al., 2012). Последствия расставания могут быть не особенно серьезными и непродолжительными, особенно в случае краткосрочных связей. Тем не менее, некоторые подростки более уязвимы, чем другие. Несколько исследований показали романтические разрывы, связанные с депрессией, особенно среди тех, кто уже испытывал расстройства настроения (Davila, 2008; Welsh et al., 2003). В нашем исследовании 2012 года 40% участников почувствовали сильную боль после разрыва отношений, несмотря на то, что большинство этих разрывов были инициированы самими или по взаимной инициативе. Расставания были более неприятными, если они были инициированы партнером, а также среди подростков с более «прилипчивым» стилем отношений и большей склонностью к негативному настроению.
Обычно время лечит, а опыт учит. Connolly и McIsaac (2009) исследовали разрывы отношений среди канадских подростков и обнаружили, что наиболее распространенные причины прекращения отношений связаны с неудовлетворенными потребностями в принадлежности, близости, сексуальной зависимости или взаимозависимости. Другими словами, молодые люди «двигались дальше», когда их отношения не приносили удовлетворения, и в процессе, надо надеяться, узнавали больше о себе и других. Со временем и благодаря общению с другими людьми, в том числе с родителями, сверстниками и партнерами, подростки могут выработать когнитивные рамки для лучшего понимания природы интимных отношений и научиться справляться со своими взлетами и падениями. Одним из примеров является исследование Монтгомери (2005) почти 500 молодых людей в возрасте от 12 до 24 лет, в ходе которого было показано, что подростки старшего возраста менее склонны к романтической идеализации, чем младшие. Они были более реалистичны в своих ожиданиях от романтического партнера, поэтому менее склонны разочаровываться. С опытом, если все идет хорошо, любовь становится немного менее слепой.
Защитные факторы
С возрастом и зрелостью появляются более реалистичные ожидания и, надеюсь, более сильные способности делать проницательный выбор партнера, общаться и вести переговоры с партнерами и восстанавливаться после неудач в отношениях и разрывов. «Надеюсь» — ключевое слово здесь, потому что мы знаем, что людей любого возраста могут сломить их разбитые сердца и неудачные романтические решения. Тем не менее, есть некоторые защитные факторы, которые могут помочь молодым людям договориться о первых романтических отношениях и пережить расставание.
Половое воспитание в раннем возрасте имеет важное значение, в идеале оно должно исходить из дома и поддерживаться школьной программой. Немного поздновато для «разговоров» накануне первого свидания молодого человека. Образование, которое выходит за рамки сексуальной механики и делает акцент на взаимном уважении, принятии решений и значении согласия, должно помочь молодым людям противостоять издевательствам в отношениях и сексуальному принуждению. Школьные и общественные программы, направленные на обучение характеристикам здоровых романтических отношений, распознавание гендерных стереотипов, улучшение навыков управления конфликтами и общения, а также уменьшение неприятия насилия со стороны партнера, могут эффективно уменьшить насилие на свиданиях в подростковых отношениях (Foshee et al. , 1998). Кроме того, родительское моделирование уважительных взаимоотношений задает образец, к которому молодые люди должны стремиться в своих собственных взаимодействиях.
Обсуждения в семье и со сверстниками, которые нормализуют подростковые романтические отношения – и расставание – также помогают молодым людям сформулировать свои ожидания и переживания в контексте. Некоторым подросткам может потребоваться дополнительное поощрение, чтобы поддерживать связи со своими друзьями и сверстниками, а также заниматься спортом и хобби, когда они переживают бурный роман. Но важно, чтобы они поддерживали эти связи поддержки, чтобы помочь им сопротивляться видам отношений, которые являются слишком взаимозависимыми и носят навязчивый характер. Когда такие отношения распадаются, существует больший риск дистресса и депрессии. Поддержание связей с друзьями отвлекает от неприятностей и дает подросткам возможность обсудить свои романтические успехи, неудачи и надежды.
В современном мире кибербезопасность является ключевым вопросом для всех нас, но особенно для молодежи. Для подростков крайне важно просвещение по таким темам, как потенциальная опасность секстинга, сексуальные хищники в Интернете и искажение романтических отношений, изображенных на порнографических сайтах. Родительский контроль за онлайн-активностью, особенно среди детей и младших подростков, может быть желателен, и это требует, чтобы родители также были осведомлены о новых медиа – разбирались в Facebook, Instagram, Tinder и т.п. В то время как подростки нуждаются в уединении, родителям важно следить за предупреждающими признаками навязчивого и скрытного использования Интернета. Пьянящие эмоции влюбленности могут привести подростков к неразумным действиям; проблема с интернетом заключается в том, что сексты и посты в социальных сетях могут преследовать их даже после того, как отношения закончились.
Подводя итоги, можно сказать, что романтические отношения подростков со всеми их взлетами и падениями способны стимулировать рост, повышать уверенность в себе и приносить пользу здоровью, которые учат молодых людей тому, как давать и брать близость. Они также предоставляют ловушки для молодых игроков. И хотя мы не можем (и не должны) оградить находящихся под нашей опекой подростков от всех обид и разочарований, которые подбрасывает жизнь, существуют защитные факторы, ограничивающие вероятность серьезного вреда от токсичных партнерских отношений или болезненных расставаний. Бдительное, доброе и уважительное воспитание, крепкие дружеские связи и половое воспитание, ориентированное на отношения, могут сыграть свою роль в том, чтобы помочь подросткам насладиться своими романтическими приключениями и извлечь из них уроки.
Познакомьтесь с автором
«Прошло много времени с моего подросткового возраста, но, как и многие люди, я никогда не забуду пьянящие эмоции первой любви, неловкие вещи, которые я сделал, и ошибки, которые я сделал. Мир сильно изменился с «моего времени», но из более чем 40 лет исследований подросткового опыта (а также того, что я была матерью, мачехой и бабушкой для подростков) я вижу, что многое осталось прежним. Есть больше свободы и терпимости к юношеским романтическим и сексуальным экспериментам, но риск принятия неверных решений сохраняется. Некоторые из них являются новыми, например, стать жертвой сексуального хищника или увидеть «порно-месть» в Интернете. Некоторые из них стары, как история, например, сожаление о сексе или незапланированная беременность. Родители, учителя и консультанты молодых людей могут предложить более эффективную поддержку, если они ознакомятся с последними исследованиями подростковых романов, в том числе о роли развития мозга, социальных установок и онлайн-культуры. В недавней книге «Сексуальность в подростковом возрасте: цифровое поколение» (2016, Тейлор и Фрэнсис) мы с соавторами подробно рассматриваем эти вопросы».
Сьюзан Мур
— заслуженный профессор психологии Технологического университета Суинберна в Мельбурне, Австралия
[email protected]
Ссылки
Браамс, Б.Р., ван Дайвенворде, А.К.К., Пепер, Дж.С. и Кроун, Э.А. (2015). Продольные изменения в склонности подростков к риску. Журнал неврологии, 35, 7226–7238.
Brand, S., Luethi, M., von Planta, A. et al. (2007). Романтическая любовь, гипомания и характер сна у подростков. Журнал здоровья подростков, 41 (1), 69–76.
Бьюкенен, К.М., Экклс, Дж.С. и Беккер, Дж. Б. (1992). Являются ли подростки жертвами бушующих гормонов: данные об активирующем влиянии гормонов на настроение и поведение в подростковом возрасте. Психологический бюллетень, 111 (1), 62–107.
Карвер, К., Джойнер, К. и Удри, Дж. Р. (2003). Национальные оценки подростковых романтических отношений. В П. Флоршейме (ред.) Романтические отношения и сексуальное поведение подростков: теория, исследования и практические последствия (стр. 23–56). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
Коллинз, В.А., Уэльс, Д.П. и Фурман, В. (2009). Подростковые романтические отношения. Ежегодный обзор психологии, 60, 631.
Коннолли, Дж. и МакИсаак, К. (2009). Подростки объясняют романтические растворения: перспектива развития. Журнал подросткового возраста, 32 (5), 1209–1223.
Давила, Дж. (2008). Депрессивные симптомы и подростковый роман. Развитие ребенка и личность, 2(1), 26–31.
Эриксон, Э. (1968). Идентичность, молодость и кризис. Нью-Йорк: Нортон.
Фишер, Х.Е., Арон, А. и Браун, Л. Л. (2006). Романтическая любовь: система мозга млекопитающих для выбора партнера. Философские труды Королевского общества B: биологические науки, 361 (1476), 2173–2186.
Фоши В.А., Бауман К.Е., Арриага Х.Б. и другие. (1998). Оценка безопасных свиданий, программа предотвращения насилия на свиданиях для подростков. Американский журнал общественного здравоохранения, 88 (1), 45–50.
Гарсия, Дж. Р., Рейбер, К., Мэсси, С. и Мерриуэзер, А. (2012). Культура сексуальных связей: обзор. Обзор общей психологии, 16 (2), 161–176.
Григер, Л.Д., Кусуноки, Ю. и Хардинг, Д.Дж. (2014). Социальные контексты подростковых романтических отношений. Фокус, 31(1), 15–17.
Лейтц, Массачусетс и Териот, М.Т. (2005). Преследование подростков: обзор. Журнал доказательной социальной работы, 2(3), 97–112.
Мараццити, Д. и Канале, Д. (2004). Гормональные изменения при влюбленности. Психонейроэндокринология 29, 931–936.
Митчелл, А., Патрик, К., Хейвуд, В. и др. (2014). Пятое национальное исследование австралийских учащихся средних школ и сексуального здоровья, 2013 г. Серия монографий ARCSHS № 97. Австралийский исследовательский центр в области секса, здоровья и общества, Университет Ла Троб, Мельбурн, Австралия.
Монтгомери, MJ (2005). Психосоциальная близость и идентичность: от раннего подросткового возраста до взрослой жизни. Журнал исследований подростков, 20 (3), 346–374.
Мур, С., Леунг, К., Карнилович, В. и Лунг, К.Л. (2012). Характеристики и предикторы романтических отношений в позднем подростковом и юношеском возрасте в Гонконге и Австралии. Австралийский психолог, 47 (2), 108–117. Насилие на свиданиях: более пристальный взгляд на романтические отношения подростков. Журнал Национального института юстиции, № 261, стр. 34–40. Доступно на сайте www.nij.gov/journals/261
Ortigue, S., Bianchi-Demicheli, F., Patel, N. et al. (2010). Нейровизуализация любви: метаанализ фМРТ свидетельствует о новых перспективах в сексуальной медицине. Журнал сексуальной медицины, 7, 3541–3552.
Петанек З., Иудаш М., Шимич Г. и др. (2011). Чрезвычайная неотения синаптических шипиков в префронтальной коре человека. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки, 108 (32), 13281–13286.
Сканлан, Ф., Бейли, А. и Паркер, А. (2012). Подростковые романтические отношения – почему они важны? И следует ли их поощрять или избегать? Headspace, Исследовательский центр здоровья молодежи Orygen: Государственный департамент здравоохранения и старения Австралии. Получено 6 февраля 2016 г. с сайта tinyurl.com/h6s6prg.
Skinner, S.R., Smith, J., Fenwick, J. et al. (2008). Восприятие и опыт первого полового акта у австралийских девочек-подростков. Журнал здоровья подростков, 43(6), 593–599.
Сулейман, А.Б. и Харден, К.П. (2016). Важность сексуального и романтического развития в понимании нейробиологии развития подросткового возраста. Когнитивная неврология развития, 7, 145–147.
Темпл-Смит, М., Мур, С. и Розенталь, Д. (2016). Сексуальность в подростковом возрасте: цифровое поколение. Лондон: Рутледж.
Валлийский, Д.П., Грелло, К.П. и Харпер, М.С. (2003). Когда любовь причиняет боль: депрессия и подростковые романтические отношения.