Диагностика ценностей подростков: Методики ценностных ориентаций | Методическая разработка:

Содержание

Диагностика ценностных ориентаций подростков на основе оценки ими исторических событий и личностей | Педагогический опыт | Педагогическое мастерство

Автор: Морозов Григорий Сергеевич

Организация: МБОУ «Гимназия №14 г. Йошкар-Олы»

Населенный пункт: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Современное общество переживает кризисный период в переосмыслении ценностной сферы, появляются новые ценности, происходит подмена содержания традиционных ценностей. Процесс воспитания современного поколения для школ становиться всё более сложным в таких условиях, поэтому исследования в области аксиосферы становятся актуальными. В начале исследования была сформулирована мысль о том, что даже незначительное изменение ценностной сферы общества в первую очередь будет влиять на молодое, подрастающее поколение. Одно из изменений коснулось переосмысления истории нашего Отечества. Существующие точки зрения на прошлое не всегда адекватны, а решение государства привести их к одному общему знаменателю только начинает распространяться по школам, поэтому целью исследования является определения потенциал школьного курса истории в формировании ценностных ориентаций современных учащихся, для дальнейшего построения модели ценностной сферы сообразно общепринятым и устоявшимся взглядам на прошлое нашего Отечества.

В исследовании 2018 г. приняло участие 80 обучающихся школы в с. Шойбулак с 6 по 11 класс, а итоги исследования говорят нам о том, что, несмотря на имеющиеся расхождения в оценочных суждений исторических событий или личностей, в целом основная картина прошлого у подростков формируется под влиянием школьного предмета история.

 

Современное школьное образование нацелено на формирование не только знаний у подрастающего поколения, но и воспитание человека [14]. Процесс воспитания не менее важен, а в некоторых случаях даже более чем полученные знания, потому что от того, какие ценности были сформированы у подростка, те ценности и будут проявляться в самых разнообразных жизненных ситуациях, порядок поведения в которых невозможно выучить как формулу. Личность, ценности и добродетели человека будут «говорить» за него [13].

Процессы, которые происходят в современном мире, связаны с постоянно убыстряющимся развитием технологий, постоянным изменением, а подчас и подменой ценностей и идеалов общества, что делает исследование в области ценностной сферы общества актуальным и в перспективе практикоприменимым для выявления отклонений развития личности и последующей возможной корректировки процесса воспитания.

Изменения, происходящие в обществе, активизировали среди исследователей поиск способов включения новых жизненно-важных ценностей в учебно-воспитательный процесс. Решению данной проблемы способствует как гуманизация образования, так и становление аксиологии как методологического подхода в осмыслении педагогических явлений. В развитие педагогической аксиологии внесли значительный вклад Б.М. Бим-Бад, Б.С. Брушлинский, Н.Д. Никандров, В.А. Сластёнин, В.М. Розин, М.Н. Фишер и др. [10]

Аксиология, как и её производная – педагогическая аксиология, базируются на понятии ценности, как смыслообразующего основания человеческого бытия, задающего направленность и мотивированность человеческой жизни [1].

Система ценностных ориентаций, обучающихся всегда адекватна системе ценностей общества и проходит закрепление в личности обучающихся посредством интериоризации, идентификации и интернализации. Изучению вопросов формирования ценностей личности посвящены труды Б.Г. Ананьева, И.Ф. Клименко, В. А. Петровского, В. Гурлих [11]

Одними из способов изучения ценностной сферы школьника является построение модели ценностной сферы.

Данный метод не является новым и широко используется современной наукой [7].

Использование моделирования самым тесным образом связано со всё более глубоким пониманием сущности учебно-воспитательных явлений и процессов, углублением теоретических основ.

Целью нашего исследования является определение потенциала школьного курса истории в формировании ценностных ориентаций современных учащихся, для дальнейшего построения модели ценностной сферы.

Для исследования ценностных ориентаций подростков были выбраны респонденты в возрасте от 12 до 17 лет (6-11 классы) МОБУ «Шойбулакской средней общеобразовательной школы» Республики Марий Эл.

По мнению ряда исследователей, подростковый возраст уникален из-за изменяющейся ценностной структуры личности. Формирование ценностных ориентаций, как известно, интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте – этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в обществе.

Это позволяет предположить, что кардинальные сдвиги в жизни общества должны повлечь за собой существенные изменения в ценностных ориентациях современных подростков [3; 8].

Нередко этот возраст определяется исследователями, педагогами и родителями как кризисный. Сравнивая себя со взрослым, подросток видит, что между ним и взрослым нет разницы. Но это пограничное, маргинальное состояние, своеобразная контрастность детства и зрелости затрудняет подростку усвоение взрослых ролей, вызывая целый ряд внешних и внутренних конфликтов, в процессе преодоления которых, подросток усваивает новые социальные роли и усваивает новые ценности. [8; 10].

Подростки в своей повседневности «обращены на себя», это не только подростковый эгоцентризм, но и интерес к особенностям своей личности, попытки дать оценки личностным качествам окружающим. Особенностью формирования представление о себе и других в начале подросткового периода является неточное представление о своих качествах и качествах других людей, сверстников и взрослых (неадекватные образы).

Встречая на пути негибкое поведение родителей в совокупности с личностными притязаниями на взрослость, подросток часто оказывается в центре межличностных конфликтов. Постепенно самооценка подростков становится более дифференцированной и адекватной, что приводит к нормализации отношений с окружающими [12].

В период подросткового возраста значимость в эмоциональных переживаниях значительно увеличивается, что отмечается в работах многих исследователей (Л.С. Выготский, Э. Эриксон, Х.Ремшмидт) [12]. Общение со сверстниками становится важнейшей частью жизни подростка. Школа и учение по-прежнему могут занимать достаточно большую часть жизни подростка, но ведущей деятельностью становиться общественно-полезная деятельность. Современные данные позволяют отметить также важность для психического развития ребенка-подростка и реализацию деятельности особого, доверительного, интимного общения с близкими взрослыми.

Подростки в наше время очень дифференцированы с точки зрения их социального и культурного развития. Они отличаются, друг от друга способами проведения свободного времени, увлечениями, отношением к своим обязанностям, к производственной или общественной работе, отношением к школе, родителям, иерархией ценностей, различным подходом к жизни и реакциями на определённые ситуации [3, С.52].

Как было сказано выше, школа продолжает играть значимую роль в жизни подростков, учебные предметы, уроки, вместе с процессом получения знаний, воспитывают личность, способствуют формированию ценностных ориентаций. Можем предположить, что ценностные ориентации подростков в силу неоднозначности переходного периода возраста и тех изменений в ценностной сфере общества, которые имеют быть место, не всегда соответствуют ожиданиям педагога и могут противоречить некоторым уже устоявшимся оценкам в исторической науке.

Для проведения исследования ценностных ориентаций подростков на уроках истории нами были разработаны авторские анкеты. Первый тип анкеты содержал четыре группы вопросов, направленные на определение учащимися трёх наиболее значимых на их взгляд исторических событий и личностей, сыгравших важную роль во всеобщей и отечественной истории.

Второй тип анкет, в отличие от первого, предназначался только для учеников старших классов (10-11 класс), которые оценивали полученные на основании результатов первого опроса, рейтинги событий и исторических личностей, с точки зрения их положительного или отрицательного влияния на ход истории.

Всего в ходе исследования проведено анкетирование 80 обучающихся МОБУ «Шойбулакская средняя общеобразовательная школа».

Общий рейтинг самых значимых событий истории расположился следующим образом: Вторая мировая война (70%), Великая Отечественная война (27,5%) Первая мировая война (26,3%) распад СССР (17,5%) Крещение Руси (15%) и полёт Ю.А. Гагарина в космос (13,8%).

Ключевыми личностями в истории подростками были признаны: Пётр I (45%), В.И.Ленин (42,5%), И.В. Сталин (20%), Наполеон I (15%) и А. Гитлер (13,8%).

Каждое событие и каждая личность имеет определённые устоявшиеся характеристики и ассоциации, которые есть в учебниках истории и собраны в «Историко-культурном стандарте».

К примеру, войны, рассматриваются как достаточно сложные и опасные социальные явления, которые уносят жизни людей, разрушают государства, приводят к экономическим кризисам. Первая мировая война в «стандарте» рассматривается как «мощный революционизирующий фактор». Крещение Руси рассматривается однозначно как положительное явление, предопределившее путь культурного развития страны. Личность Петра I рассматривается как преимущественно положительная. Личности В.И. Ленина и И.В. Сталина рассматриваются в ключе развития событий становления новой власти, И.В. Сталин предстаёт как диктатор, но с некоторыми оправданиями его жестокости. Распад СССР рассматривается как событие, которое было предопределено политикой предшествующих правителей. М.С. Горбачёв, в попытках обновить социализм, не смог взять под контроль ситуацию в стране, что привело к распаду СССР, который сам по себе был предопределён, а с другой стороны принёс кризис во всех сферах жизни общества [6].

На втором этапе исследования ученики старших классов самостоятельно давали развёрнутую ценностную оценку событий и личностей («положительная», «отрицательная», «нейтральная») по отношению к её влиянию на ход истории, аргументируя свою позицию.

Анализ оценочных высказываний учащихся позволяет утверждать, что 80% респондентов считают, что любая война — событие страшное, отрицательно повлиявшее на развитие, как нашего Отечества, так и мира в целом, что согласуется с общепринятой оценкой. При этом учащиеся 6-7 классов Великую Отечественную войну считают положительным событием, аргументируя победой СССР в войне (СССР и РФ практически идентичны в сознании подростков). В 10-11 классах лишь 11% считают Великую Отечественную войну положительным событием с точки зрения сплочения нации, большинство видят в войне- отрицательное явление.

Полёт Ю.А. Гагарина в космос считают положительным событием 87% респондентов, объясняя это великим достижением в развитии науки для всего человечества, что также общепринятая оценка. 13% считают это событие отрицательным.

Распад СССР 53% опрошенных учеников считают событием положительным, правильным. В сознании подростка восприятие распада тоталитарно-авторитарного государства оценивается положительно. 27% считают ошибкой распад СССР и оценивают это событие отрицательно. 20% респондентов старших классов не определяют это событие однозначно как отрицательное или положительное.

Крещение Руси 67% опрощенных учеников считают, безусловно, положительным событием, благоприятно повлиявшим на развитие нашего Отечества, 20% считают, что есть как положительные, так и отрицательные стороны этого события и лишь 13% относятся негативно к событию.

84% опрошенных учеников считают Петра I положительной личностью, чья деятельность, безусловно, положительно повлияла на последующее развитие Отечества. 13% — без аргументов считают Петра 1 отрицательной личностью и 3% затрудняются в оценке. В сознании учеников В.И. Ленин предстаёт преимущественно как положительная личность. 60% считают, что он сохранил границы прежнего государства, создал государство с новой идеологией и политическим строем, был настоящим лидером, спасителем Отечества. 17%- затрудняются давать какие бы то ни было характеристики В. И. Ленину, а 23% опрошенных и вовсе считают В.И. Ленина деспотом, «злодеем в истории».

90% определяют Наполеона I и А. Гитлера отрицательными личностями, пагубно повлиявшими на историю. Ученики называют А.Гитлера «самой отрицательной личностью», диктатором, преступником, развязавшим Вторую мировую войну. Наполеона I хотя и считают жестоким тираном, тем не менее, 13% видят в нём положительную личность, реформатора, оказавшего большое влияние на развитие политики и культуры Европы XIX века.

Роль личности И.В. Сталина в истории рассматривается учениками неоднозначно. 53% опрошенных, считают, что И.В. Сталин, безусловно, положительно повлиял на развитие Отечества, указывая на такие достижения, как индустриализация и победа в Великой Отечественной войне. 33% учащихся считают, что И.В. Сталин отрицательно повлиял на историю (репрессии) и 13% — сомневаются в своей оценке. Подобные оценки не совсем соответствуют общепринятым, личность И.В. Сталина для учеников остаётся противоречивой.

По итогам исследования было выяснено, что у обучающихся 6-11 классов преимущественно совпадают ценностные суждения и оценки исторических событий и личностей независимо от возраста. Существенную роль в оценочных суждениях учеников, безусловно, играет материал, изложенный в учебниках и позиция самого учителя истории, но есть достаточно влиятельный фактор со стороны других источников информации, которыми, осознанно или нет, пользуются ученики.

Таким образом, результаты, полученные в ходе исследования диагностики ценностных ориентаций подростков, позволяет сделать вывод о наличии воспитательного потенциала школьного предмета «история». Однако для более детального изучения ценностных ориентаций, обучающихся требуются неоднократное проведение исследования, и на основании полученных данных, будет возможно построить модель ценностной сферы обучающихся школы.

 

Список источников и литературы

  1. Аксиология. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2018 (последняя редакция: 16. 03.2018). URL: http://gtmarket.ru/concepts/6894 (дата обращения: 01.04.2018)
  2. Асеева И. Н. Динамика аксиосферы учащихся школы 13-14 лет // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2014. №1 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-aksiosfery-uchaschihsya-shkoly-13-14-let (дата обращения: 16.04.2018).
  3. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: дис. канд. психол. наук: 19.00.05. – М, 2013. – 195 с.
  4. Захарова О. В. Ценностные ориентации учащихся 8-9 классов // ППМБПФВС. 2009. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-uchaschihsya-8-9-klassov (дата обращения: 16.04.2018).
  5. Матейчек З. Родители и дети: Кн. для учителя: пер. с чеш. – М .: Просвщение, 1992. – 320 с.
  6. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории // Российское историческое общество URL: https://historyrussia.org/images/documents/konsepsiyafinal. pdf (дата обращения: 1.04.2018).
  7. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). –– Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.
  8. Капцов А. В. Роль ценностной сферы в развитии личности // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tsennostnoy-sfery-v-razvitii-lichnosti (дата обращения: 16.04.2018).
  9. Корчак Я. Избранные педагогические произведения / Пер. с пол. К.Э. Сенкевич. – М.: Педагогика, 1979. – 474 с.
  10. Маслов С. И., Маслова Т. А. Аксиологический подход в педагогике // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-podhod-v-pedagogike (дата обращения: 16.04.2018).
  11. Мушкирова А.Н. О формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения // Архив научных публикаций URL: http://www.rusnauka.com/Pedagog/84.html (дата обращения: 01.04.2018).
  12. Ценностные ориентации подростков // А. Я. Психология URL: http://azps.ru/handbook/c/cenn541.html (дата обращения: 01.04.2018).
  13. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. – М.: Просвещение, 1979 г. – 393 с
  14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.04.2018).

 

 

Опубликовано: 01.03.2022

Диагностика ценностных ориентаций тревожных подростков

Содержание

Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии ценностных ориентаций и поведении людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании подростковой социальной группы.
Актуальность изучения ценностных ориентации молодёжи обусловила появление целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В теории Я—концепции Е.П.Белинская рассматривает проблему формирования ценностных ориентаций старших подростков в условиях быстрых социальных изменений. В целом особенности ценностных ориентаций личности связываются с перестройкой общественного сознания (Г.Л.Головных). В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях; изучаются структура и динамика ценностных ориентации личности подростковом возрасте (О.И.Зотова, В.А.Ядов), роль ценностных ориентации в механизме социальной регуляции поведения (В.С.Мерлин), взаимосвязи ценностных ориентации с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности (И.В.Дубровина., К.Д.Шафранская, Т.Г.Суханова), с профессиональной направленностью (В.С.Собкин, З.И.Файнбург).
Ценностные ориентации — сложный социально – психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру. Вершина ее — ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности.
З.И. Файнбург отмечает «чрезвычайную сложность системы ценностных ориентации личности… сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредованность всех зависимостей в этой сфере… Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре»[73]. Система ценностных ориентации не является чем-то абсолютно и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций. Активно исследуются различные характеристики структуры ценностных ориентации: иерархичность (Ю.ГСаарнийт), соотношение целей и средств (Ю.Г,Саарнийт), (М.Рокич), значимого и относительно незначимого, позитивно-негативная асимметрия (А.А.Горбатков), монотипичность — политипичность структуры ценностей, гармоничность — дисгармоничность системы ценностных ориентации, проясненность — размытость ценностей (М. Вудкок, Д.Френсис) и др.
Исследуются специфическая роль содержательно – смысловых и структурно – динамических характеристик системы ценностных ориентаций личности в их связи с особенностями личности и факторами социализации в подростковом возрасте (Е.А.Васина).
В психологии развития именно подростковый возраст характеризуется периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентации, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентации предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения (И.В.Дубровина).
Для подросткового возраста помимо традиционных ценностей социума, особое значение имеет ориентация на личностное общение, поэтому в становлении системы ценностных ориентации важную роль играет общение со сверстниками, ситуации столкновения с противоположными взглядами и мнениями. Подросток в связи с ростом самосознания начинает с любопытством присматривается к другим ценностям и правилам; стремится расширить свои социальные горизонты, познакомится с альтернативным социальным опытом, получить представление о системах ценностей, на которое ориентируются его сверстники и получить собственное видение мира. Однако подростки, имеющие склонность к проявлению состояния беспокойства, страха, тревоги, как устойчивого свойства личности, испытывают трудности в ориентировании ценностей предлагаемых социумом, это объясняется тем, что тревожность, как устойчивое эмоциональное состояние, препятствует ясности мысли, эффективности общения, предприимчивости, создают трудности в знакомстве с новыми людьми, что характеризует ограничение расширения социального опыта (Д.И.Фельдшейн).
Такие подростки отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью, у них присутствует боязнь быть отвергнутым сверстниками. Тревожность в подростковом возрасте является устойчивым личностным образованием (показатель неблагополучия личности), сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях.
По единодушному мнению многих исследователей, занимающихся проблемой ценностных ориентации, несмотря на специфику подходов к ней, далеко не все результаты можно сравнить между собой, так как различные авторы рассматривают феномен ценностных ориентации и тревожности с позиций различных психологических направлений (Е.П.Белинская, Г.Л.Головных, И.В.Дубровина, Д.И.Фельдштейн). Проблемы ценностных ориентации и тревожности могут быть решены с позиций целостного, системного подхода к изучению человеческой индивидуальности, который выражает наиболее прогрессивную тенденцию современной науки.
Актуальность теоретических исследований ценностных ориентаций личности и их практическая значимость для решения проблем возрастного развития тревожных подростков определили тему дипломной работы: Особенности ценностных ориентаций тревожных подростков.
Цель: Изучить особенности ценностных ориентацией тревожных подростков.
Объект: психологические особенности школьников подросткового возраста.
Предметом нашего исследования являются ценностные ориентации тревожных подростков.
Гипотеза: В дипломной работе мы исходили из предположения, что к особенностям ценностных ориентаций тревожных подростков относятся отличия в сочетаниях разной степени тревожности с уровнями проявлений ценностных ориентаций по всем подвидам показателей, как терминальных, так и инструментальных ценностей. Возможно, что у высокотревожных подростков уровни проявлений как инструментальных, так и терминальных ценностей свидетельствуют о недостаточной сформированности их ценностных ориентаций.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы определили следующие исследовательские задачи:
• Провести анализ теоретических исследований проблемы ценностных ориентаций и психологии тревожности подростков.
• Составить программу диагностического эксперимента по исследованию ценностных ориентаций и тревожности подростков.
• Провести количественно-качественный анализ особенностей ценностных ориентации тревожных подростков и дать психолого-педагогическую интерпретацию результаты исследования.
В процессе решения поставленных задач были использованы методы: наблюдение, беседа, экспертной оценки, анализ продуктов деятельности; а также комплекс методик:
• Методика «Шкала тревожности», разработанная по принципу «шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша;
• Методика «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина»;
• Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича,
Экспериментальная часть исследования выполнена на базе IX классов гимназии № Выборку составили 54 испытуемых 15 — 16 лет, старшего подросткового возраста.
Дипломная работа состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения. В содержании дипломной работы проанализированы 5 таблиц, иллюстрация результатов представлена 6 диаграммами, приложение содержит 11 единиц, список литературы состоит из 86 источников.

Глава 1. Теоретические основы исследования ценностных ориентаций и тревожности подростков.

1.1 Ценностные ориентации личности в системе «Я – концепции».

Человек самим своим существованием выделен из окружающего мира. Это вынуждает его дифференцированно относится к фактам своего бытия. Человека интересует не просто истина, которая представляла бы объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения потребностей. Индивид дифференцирует факты своей жизни по их значимости, даёт им оценку, реализует ценностное отношение к миру. Всё, что имеет для человека определенную значимость, личностный или общественный смысл, является для него ценностью.
Понятие «ценность» является центральным в аксиологии (теория ценностей), которая исследует природу ценностей, их место в реальности, структуру ценностного мира, рассматривает взаимосвязи различных ценностей между собой, их отражение в структуре личности.
Общеизвестно, что термин «аксиология» (теория ценностей) в 1902 году введен в научный тезаурус П. Лапи и стал активно использоваться в философии, социологии и психологии. Сформировалась теория в начале нашего столетия как определенное направление на основе неокантианских учений (В.Виндельбанд, Г.Риккерт), она получила затем широкое распространение в трудах ряда немецких и американских ученых (М.Шелер, Н.Гартман, Д.Дьюи, Р.Б.Перри, С.Пеппер Лишь в 60-е годы в отечественной науке были определены место и роль теории ценностей в марксизме — который выдвинул на первый план ценности общественного порядка; ее значение для развития комплекса наук о человеке и обществе, обозначились перспективы ее развития в единстве гносеологического, социологического и педагогического аспектов (В.П.Тугаринов, 1987). В исследованиях философов С.Ф.Анисимова, А.Г.Здравомыслова, Л.П.Буевой, Ю.А.Замошкина, М.С.Кагана, Л.П.Фомина, В.Момова, В.Н.Сагатовского, И.Т.Фролова и других оформился категориальный аппарат, который включает понятия «ценность», «ценностное отношение», «оценка», «ценностные ориентации».
Научная необходимость этих категории возникает тогда, когда встает вопрос о личности и окружающей ее материальной и духовной сфере, а шире — о соотношении деятельности субъекта (будь то личность, группа, класс, нация) в тех объективных условиях, в которых он действует. Решая проблему «субъект-объект», можно идти от второго к первому и, наоборот, от первого ко второму. Движение от объекта к субъекту означает рассмотрение субъективного как отражение объективного, а в качестве критерия правильности этого отражения выступает степень его соответствия отраженному. Это научный подход. При движении же от субъекта к объекту, во главу угла ставится уже не само отражение, а реакция субъекта на отраженное и, следовательно, степень соответствия объекта потребностям и целям субъекта. Это ценностный подход.
Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: (1) значимость (Л.М.Архангельский, И.Т Фролов, Н.Ф.Наумова.) и (2) вторичный, производный от человеческого бытия характер (Л.М.Архангельский., А.Г.Здравомыслов., В.А.Ядов, С.Л.Рубинштейн)
Кроме того, можно выделить особенности исследование ценностей в рамках различных наук. Так для философского исследования характерны: (1) глобальность, а также (2) рассмотрение ценностей в различных контекстах: историческом, культурном; в то время как для социального и особенно социально-психологического исследования характерным можно назвать: (1) стремление строго развести понятия “ценность”, “потребность”, “цель”, “норма”, “ценностные ориентации” и т. п., (2) попытки классификации ценностей по различным основаниям (Л.Б.Косова, И.М.Попова, Н.И.Лапин, М. Рокич, Ш.Шварц), (3) выделение структуры ценностей личности.
Содержание понятия «ценность» большинство ученых характеризует через выделение характеристик, свойственных так или иначе формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Утверждается, что возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, способами удовлетворить определенные потребности общества, человека. С другой — ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления человеком, обществом. Подчеркивается, что ценность — это форма проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров от предметной к социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Только тогда, когда мы рассматриваем общественное бытие человека в аспекте объект-субъектного отношения, мы можем зафиксировать явление ценности [30;84- 85].
Ценности над индивидуальны, они могут осознаваться и не осознаваться, либо осознаваться неадекватно. Но любой вариант осознания ценностей как субъективно желательного выступает в форме оценки, которая состоит не в достижении соответствия познания действительному положению вещей, а является осознанием вещей и их свойств как необходимых и важных для человека. Ценности отражают реальную связь субъекта с потребностями и интересами, устремлениями, целями и идеалами субъекта. Поэтому можно говорить о ценностных суждениях с точки зрения их истинности и ложности.
В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности, этот компонент структуры личности, с позиций ученых, «представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы» [25;195-198].
Значительная роль в формировании ценностей принадлежит нормам, которые придают потребностям человека социальную форму. Под нормой понимается общепризнанное правило, образец действия или поведения. Нормы выступают как одна из форм осознания потребностей, и поэтому относятся к сфере ценностей. Но между нормами и ценностями существует некоторое функциональное различие: ценности, поскольку, они порождены потребностями, определяют цели деятельности, а нормы относятся к средствам достижения цели.
Ценность — значимость для жизни людей природных и культурных предметов, явлений, мыслей, и поступков, выявляющаяся в процессе преобразования человеком мира и самого себя. В ценностях выражается отношение человека к действительности с точки зрения или должного, подчас еще не осуществленного, но деланного, важного, нужного или нежеланного, неважного, ненужного. Всякая ценность имеет смысл только в сравнении с другой противостоящей ей. Люди стремятся к добру потому, что есть зло, защищают истину потому, что есть ложь, восхищаются прекрасным потому, что есть безобразное. Так как на их основе осуществляется выработка жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образа будущего, перспективы развития личности. Следовательно, ценности регулируют не только настоящее состояние личности, но и будущее ее состояние; они определяют не только принципы ее жизни, но и ее цели, задачи, идеалы. Ценности, выступающие как представления личности о «должном», мобилизуют жизненные силы и способности личности на достижение определенной цели.
Таким образом, ценности — это ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи человеку не от природы, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. Под ценностями понимаются, во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственной характеристики общественных институтов, во-вторых ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, — моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.
Ценностность характеризуется взаимосвязью отражения наиболее значимой и обобщенной сферы действительности, стороны жизни субъекта и выделения, осознания и утверждения себя, своего Я через отношение к данной сфере.
Обращение к разработке понятия «ценностность» в психологии обусловлено необходимостью преодолеть определенные недостатки и трудности, связанные с использованием и диагностикой направленности, ценностей и ценностных ориентации [48;47-49].
Начиная с 60-х годов в отечественной психологии Н.И.Непомнящая под руководством А.Р.Лурия разрабатывала основное содержание понятия «ценностность». Понятие ценностности в определенном смысле пересекается с понятием направленности и ценностных ориентации.
Понятие «направленность» введено С. Л. Рубинштейном, который указал, что при психологическом изучении человека очень важно понять, чего он хочет от жизни [63;82-87]. В исследованиях Л.И.Божович [10] и ее коллег Т.Е.Конниковой, Л.С.Славиной [32], В.Э.Чудновского [80], понятие направленности получило развитие и конкретную разработку. Направленность связывается с изучением доминирующего мотива. Исследователи направленности исходят из следующих положений:
• Развитие мотивационной сферы выражается не только в формировании новых потребностей и мотивов, но и в том, что потребности и мотивы вступают в сложное взаимодействие друг с другом, выстраиваясь в определенную иерархическую структуру.
В психологической литературе можно обнаружить в основном два принципиально разных подхода к решению вопроса о доминирующих мотивах поведения.
Один подход — поиски изначально присущих человеческой природе основных потребностей (одной или нескольких), из которых затем выводится все разнообразие человеческой мотивации. Другой подход — отрицание изначальной заданности специфических человеческих потребностей и поиски социально-психологических механизмов возникновения доминирующих мотивов.
Первый подход характерен для большинства западных теорий личности и мотивации (Мак Дауголл, З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, Г.Салливен, Э. Фромм, К. Р. Роджерс и многие другие). Второй, основанный на марксистском понимании личности как продукта социального развития, был характерен для советской психологии.
• Иерархическое строение мотивационной сферы предполагает существование более или менее устойчиво доминирующих мотивов поведения, которые подчиняют себе все остальные мотивы и потребности субъекта.
• Относительно постоянное доминирование определенных мотивов создает направленность личности, которая выражается не только в целенаправленности поведения, но и в целенаправленности всей жизни субъекта, придавая ей определенный смысл.
Направленность личности, понимаемая как результат сложившейся иерархии мотивов, выражается в устойчивом доминировании одних мотивов над другими.
Доминирующие мотивы, или направленность, были разделены на три группы.
1. Мотивы общественные – альтруистические, коллективистические, гуманистические, связанные с заботой о других людях, с любовью к ним, с чувством долга перед обществом и т. п. ….

Құрметті оқырман! Файлдарды күтпестен жүктеу үшін біздің сайтта тіркелуге кеңес береміз! Тіркелгеннен кейін сіз біздің сайттан файлдарды жүктеп қана қоймай, сайтқа ақпарат қоса аласыз! Сайтқа қосылыңыз, өкінбейсіз! Тіркелу

Тесты на детскую лейкемию

Большинство признаков и симптомов детской лейкемии, скорее всего, вызваны другими причинами, например инфекциями. Тем не менее, важно сразу же сообщить врачу вашего ребенка о таких симптомах, чтобы можно было найти причину и при необходимости вылечить.

Будут проведены обследования и тесты для определения причины симптомов. Если обнаружена лейкемия, потребуются дополнительные анализы, чтобы выяснить тип и подтип лейкемии и решить, как ее следует лечить.

Важно как можно раньше диагностировать лейкемию у детей и определить тип лейкемии, чтобы можно было подобрать лечение, обеспечивающее наилучшие шансы на успех.

Медицинский анамнез и медицинский осмотр

Если у вашего ребенка есть признаки и симптомы, указывающие на то, что у него может быть лейкемия, врач захочет получить подробный медицинский анамнез , чтобы узнать о симптомах и о том, как долго они проявляются у вашего ребенка. Врач также может спросить о воздействии возможных факторов риска. Семейный анамнез рака, особенно лейкемии, также может иметь значение.

Во время медицинского осмотра врач проверит любые увеличенные лимфатические узлы, области кровотечения или кровоподтеки или возможные признаки инфекции. Будут тщательно осмотрены глаза, рот и кожа, и может быть проведено обследование нервной системы. Живот ребенка прощупывается на наличие признаков увеличения селезенки или печени.

Анализы для выявления лейкемии у детей

Если врач считает, что у вашего ребенка может быть лейкемия, необходимо проверить образцы крови и костного мозга, чтобы убедиться в этом. Врач вашего ребенка может направить вас к детский онколог , врач, специализирующийся на детских онкологических заболеваниях (включая лейкемию), для проведения некоторых из этих тестов. Если обнаружена лейкемия, могут быть проведены и другие типы тестов, которые помогут определить лечение.

Анализы крови

Первыми анализами для выявления лейкемии являются анализы крови. Образцы крови обычно берут из вены на руке, но у младенцев и детей младшего возраста их можно брать из других вен (например, из стопы или кожи головы) или из «пальцевой палочки».

Анализы крови и мазки крови — обычные тесты, проводимые на этих образцах. Полный анализ крови (CBC) проводится для определения количества клеток крови каждого типа в крови. Для мазка крови небольшой образец крови наносится на предметное стекло и изучается под микроскопом. Аномальное количество клеток крови и изменения внешнего вида этих клеток могут вызвать у врача подозрение на лейкемию.

У большинства детей с лейкемией слишком много лейкоцитов и недостаточно эритроцитов и/или тромбоцитов. Многие из лейкоцитов в крови будут бластирует , ранний тип клеток крови, обычно обнаруживаемый только в костном мозге. Несмотря на то, что эти результаты могут заставить врача заподозрить лейкемию у ребенка, обычно болезнь нельзя диагностировать точно, не изучив образец клеток костного мозга.

Аспирация костного мозга и биопсия

Аспирация костного мозга и биопсия костного мозга обычно проводятся одновременно. Образцы обычно берут из задней части тазовых (тазобедренных) костей, но иногда их можно брать из передней части тазовых костей или из других костей.

Перед исследованием кожу над тазовой костью очищают и обезболивают путем введения местного анестетика или нанесения обезболивающего крема. В большинстве случаев ребенку также дают другие лекарства, чтобы вызвать сонливость или даже заснуть во время тестов.

  • Для аспирации костного мозга тонкая полая игла затем вводится в кость, а шприц используется для отсасывания (аспирации) небольшого количества жидкого костного мозга.
  • A биопсия костного мозга обычно делается сразу после аспирации. Небольшой кусочек кости и костного мозга удаляют с помощью иглы немного большего размера, которую вводят в кость. После того, как биопсия будет сделана, на место будет оказано давление, чтобы остановить кровотечение.

Затем образцы костного мозга отправляются в лабораторию для тестирования.

Анализы костного мозга используются для диагностики лейкемии, но их также можно повторить позже, чтобы выяснить, поддается ли лейкемия лечению.

Люмбальная пункция (спинномозговая пункция)

Этот тест используется для поиска лейкозных клеток в спинномозговой жидкости (ЦСЖ), жидкости, омывающей головной и спинной мозг.

Для этого теста врач сначала наносит обезболивающий крем на область в нижней части спины над позвоночником. Врач обычно также дает ребенку лекарство, чтобы он заснул во время процедуры. Затем между костями позвоночника вводят маленькую полую иглу, чтобы вывести часть жидкости, которую затем отправляют в лабораторию для анализа.

У детей, у которых уже диагностирована лейкемия, люмбальные пункции также могут использоваться для введения химиотерапевтических препаратов в спинномозговую жидкость, чтобы попытаться предотвратить или вылечить распространение лейкемии на спинной и головной мозг. (Это известно как интратекальная химиотерапия .)

Биопсия лимфатических узлов

Этот тип биопсии важен для диагностики лимфом, но он редко требуется детям с лейкемией.

Во время этой процедуры хирург разрезает кожу, чтобы полностью удалить лимфатический узел (эксцизионная биопсия). Если узел находится вблизи поверхности кожи, это простая операция. Но сложнее, если узел находится внутри груди или живота. Чаще всего ребенку потребуется общая анестезия (когда ребенок спит).

Лабораторные тесты для диагностики и классификации лейкемии

Все образцы крови, костного мозга и другие образцы отправляются в лабораторию для дальнейшего тестирования.

Микроскопические исследования

Все взятые образцы (кровь, костный мозг, ткань лимфатических узлов или спинномозговая жидкость) исследуются под микроскопом. Образцы могут подвергаться воздействию химических пятен (красителей), которые могут вызвать изменение цвета некоторых типов лейкозных клеток.

Врачи изучают размер, форму и характер окрашивания клеток крови в образцах, чтобы классифицировать их по определенным типам.

Ключевым элементом является то, выглядят ли клетки зрелыми (как нормальные клетки крови) или незрелыми (отсутствуют признаки нормальных клеток крови). Наиболее незрелые клетки называются бластами . Наличие слишком большого количества бластов в образце, особенно в крови, является типичным признаком лейкемии.

Важной характеристикой образца костного мозга является его клеточность . Нормальный костный мозг содержит определенное количество кроветворных клеток и жировых клеток. Костный мозг со слишком большим количеством кроветворных клеток считается гиперклеточный . Если обнаруживается слишком мало кроветворных клеток, костный мозг называется гипоцеллюлярным .

Проточная цитометрия и иммуногистохимия

Эти тесты используются для классификации лейкозных клеток на основе определенных белков в клетках или на них (известное как иммунофенотипирование ). Этот вид тестирования очень полезен для определения точного типа и подтипа лейкемии. Чаще всего это делается на клетках костного мозга, но также может быть сделано на клетках крови, лимфатических узлов и других жидкостей организма.

Как для проточной цитометрии, так и для иммуногистохимии образцы клеток обрабатывают антителами, представляющими собой белки, которые прикрепляются к некоторым другим белкам на клетках. Для иммуногистохимии клетки затем исследуют под микроскопом, чтобы увидеть, прилипли ли к ним антитела (что означает, что они содержат эти белки), а для проточной цитометрии используется специальный аппарат.

Проточная цитометрия также может использоваться для оценки количества ДНК в лейкозных клетках. Это важно знать, особенно при ВСЕХ, потому что клетки с большим количеством ДНК, чем обычно ( индекс ДНК 1,16 или выше) часто более чувствительны к химиотерапии, и эти лейкозы имеют лучший прогноз (прогноз).

Проточная цитометрия также может использоваться для измерения ответа на лечение и наличия минимальной остаточной болезни (МОБ) при некоторых типах лейкозов. (См. «Прогностические факторы при детской лейкемии».)

Хромосомные тесты

Эти тесты исследуют хромосомы (длинные нити ДНК) внутри клеток. Нормальные клетки человека имеют 23 пары хромосом, каждая из которых имеет определенный размер и определенным образом выглядит под микроскопом. Но при некоторых видах лейкемии клетки имеют хромосомные изменения.

Например, иногда 2 хромосомы меняют местами часть своей ДНК, так что часть одной хромосомы присоединяется к части другой хромосомы. Это изменение, называемое транслокацией , обычно можно увидеть под микроскопом. Возможны и другие типы хромосомных изменений. Распознавание этих изменений может помочь идентифицировать определенные подтипы острых лейкозов и определить прогноз (перспективы).

Иногда лейкозные клетки имеют аномальное число хромосом (вместо обычных 46) – в них могут отсутствовать некоторые хромосомы или иметь лишние копии некоторых. Это также может повлиять на мировоззрение ребенка. Например, при ВСЕХ химиотерапия с большей вероятностью будет работать, если клетки имеют более 50 хромосом, и с меньшей вероятностью сработает, если клетки содержат менее 46 хромосом.

Обнаружение этих типов хромосомных изменений с помощью лабораторных анализов может быть очень полезным для прогнозирования состояния ребенка и реакции на лечение.

Цитогенетика: Для этого теста клетки лейкемии выращивают в лабораторной чашке, а хромосомы исследуют под микроскопом для выявления любых изменений, включая отсутствующие или лишние хромосомы. (Подсчет числа хромосом с помощью цитогенетики дает информацию, аналогичную измерению индекса ДНК с помощью проточной цитометрии, как описано выше.)

Цитогенетическое тестирование обычно занимает от 2 до 3 недель, потому что лейкозные клетки должны расти в лабораторных чашках в течение нескольких недель, прежде чем их хромосомы будут готовы для изучения.

Не все хромосомные изменения можно увидеть под микроскопом. Другие лабораторные тесты часто могут помочь обнаружить эти изменения.

Флуоресцентная гибридизация in situ (FISH): Это еще один способ взглянуть на хромосомы и гены. Он использует специальные флуоресцентные красители, которые прикрепляются только к определенным частям определенных хромосом. FISH может обнаружить большинство хромосомных изменений (таких как транслокации), которые видны под микроскопом в стандартных цитогенетических тестах, а также некоторые изменения, которые слишком малы, чтобы их можно было увидеть при обычном цитогенетическом тестировании.

FISH можно использовать для поиска специфических изменений в хромосомах. Его можно использовать на образцах крови или костного мозга. Он очень точен и обычно может дать результаты в течение нескольких дней.

Полимеразная цепная реакция (ПЦР): Это очень чувствительный тест, который также может обнаружить некоторые хромосомные и генные изменения, которые слишком малы, чтобы их можно было увидеть под микроскопом, даже если в образце очень мало лейкозных клеток. Этот тест может быть очень полезен при поиске небольшого количества лейкозных клеток (минимальная остаточная болезнь или MRD), которые могут быть не обнаружены другими тестами во время и после лечения.

Другие молекулярные и генетические тесты: Более новые типы лабораторных тестов, иногда называемые тестами секвенирования следующего поколения (NGS) , также могут быть проведены на образцах для поиска специфических генных изменений в клетках лейкемии.

Другие анализы крови

Детям, больным лейкемией, будут проводиться анализы для измерения определенных химических веществ в крови, чтобы проверить, насколько хорошо работают их системы организма.

Эти тесты не используются для диагностики лейкемии, но у детей, о которых уже известно, что они больны, они могут помочь обнаружить повреждение печени, почек или других органов, вызванное распространением лейкозных клеток или некоторыми химиотерапевтическими препаратами. Также часто проводятся тесты для измерения уровня важных минералов в крови, а также для проверки правильности свертывания крови.

Детей также можно проверить на инфекции крови. У детей с лейкемией важно быстро диагностировать и лечить инфекции, потому что их ослабленная иммунная система может способствовать распространению инфекции.

Визуализирующие обследования

Визуализирующие обследования используют рентгеновские лучи, звуковые волны, магнитные поля или радиоактивные частицы для получения изображений внутренней части тела. Лейкемия обычно не образует опухоли, поэтому визуализирующие тесты не так полезны, как при других видах рака. Но если лейкемия подозревается или была диагностирована, врач вашего ребенка может назначить некоторые из этих тестов, чтобы лучше понять степень заболевания или выявить другие проблемы, такие как инфекции. Дополнительные сведения см. в разделе Тесты изображений.

Рентген грудной клетки

Рентген грудной клетки может помочь обнаружить увеличение вилочковой железы или лимфатических узлов в грудной клетке. Если результат теста ненормальный, может быть проведена компьютерная томография (КТ) грудной клетки, чтобы получить более детальное изображение.

Рентген грудной клетки также может помочь выявить пневмонию, если у вашего ребенка может быть инфекция легких.

Компьютерная томография (КТ)

Компьютерная томография обычно не требуется для детей с лейкемией, но может быть проведена, если врач подозревает, что лейкемия растет в лимфатических узлах грудной клетки или в таких органах, как селезенка или печень . Его также иногда используют для осмотра головного и спинного мозга, но для этого также можно использовать МРТ.

ПЭТ/КТ: Некоторые аппараты сочетают КТ с позитронно-эмиссионной томографией (ПЭТ), которая может предоставить больше информации о любых аномальных областях, которые появляются на КТ.

Магнитно-резонансная томография (МРТ)

МРТ, как и компьютерная томография, дает подробные изображения мягких тканей тела. Наиболее полезно исследовать головной и спинной мозг, поэтому, скорее всего, это будет сделано, если у врача есть основания полагать, что лейкемия могла распространиться туда (например, если у ребенка наблюдаются такие симптомы, как головные боли, судороги или рвота). Этот тест не подвергает ребенка воздействию радиации.

Ультразвук

Ультразвук можно использовать для осмотра лимфатических узлов вблизи поверхности тела или для поиска увеличенных органов внутри брюшной полости, таких как почки, печень и селезенка. (Его нельзя использовать для осмотра органов или лимфатических узлов в грудной клетке, потому что ребра блокируют звуковые волны.)

Это довольно простой тест, и в нем не используется радиация.

10 важных анализов крови для детей | Блог

10 важных анализов крови для детей

Анализы крови позволяют врачам узнать, что происходит в организме вашего ребенка. Будь то общее состояние здоровья или профилактика серьезных заболеваний, важные анализы крови для детей являются важными диагностическими инструментами. Несмотря на то, что у детей сильная иммунная система, они по-прежнему подвержены множеству инфекций и заболеваний. Иногда анализы крови также полезны для выявления врожденных и наследственных заболеваний. Важно понимать важные анализы крови для детей, чтобы обеспечить эффективный уход за вашим ребенком. Хотя растущих детей избегают рутинных обследований, в некоторых ситуациях педиатр может назначить несколько тестов.

Когда детям необходим анализ крови?

Педиатр вашего ребенка назначает анализы для поиска признаков, указывающих на основные проблемы. Многие симптомы вызваны признаками, которые нелегко обнаружить при общем медицинском осмотре. Важные анализы крови для детей помогают врачу более внимательно изучить и выявить проблемы на ранней стадии. Вот распространенные причины, по которым назначаются тесты:

  • Для выявления отклонений в количестве эритроцитов и лейкоцитов и тромбоцитов.
  • Для поиска биологических химических веществ, которые вызывают аллергию .
  • Измерение уровня продуктов выделения, таких как мочевина, чтобы убедиться, что почки вашего ребенка функционируют должным образом.
  • Оценка количества электролитов и ферментов для обеспечения эффективной работы печени ребенка.
  • Оценка кислотно-щелочного баланса ребенка и измерение насыщения крови кислородом, углекислым газом и азотом.
  • Скрининг на активные инфекции

Важные анализы крови для детей и их лабораторные значения

Вот некоторые из наиболее важных анализов крови для детей, рекомендованных педиатрами. Мы также предоставляем важные лабораторные данные для этих тестов для справки. Читайте дальше, чтобы узнать больше.

Общий анализ крови

При полном подсчете клеток крови контролируются такие параметры, как количество эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и соотношение клеток крови к плазме (гематокрит). Эти тесты довольно рутинны, а также являются одними из самых важных анализов крови для детей. Общий анализ крови необходим для подтверждения определенных диагнозов, скрининга основных заболеваний, а также выявления наследственных заболеваний. Важные лабораторные значения для общего анализа крови:

  • Эритроциты

Новорожденные: 4,2 до 5,5 миллионов клеток/MCL

6 месяцев — 2 года: 4,1 до 5 миллионов клеток/MCL

2 года — 12 лет: 4 до 4,9 млн. Клетки/MCL

12 — 18 лет: 4,2 до 5,3 миллиона клеток/MCL

  • Белые кровяные клетки

Новорожденные: 6800 до 13300/MCL

6 месяцев — 2 года: 6200 до 14000 к 14000 клетки. /мкл

2 года — 12 лет: 5300 до 11200 ячейки/MCL

12 — 18 лет: 4500 до 10000 клеток/MCL

  • Тромболки

Новорожденные: 164 000-151000/MCL

111111111111111111111111111111111111111111119. 6 месяцев — 2 года: 219 000 до 365 000 ячейки/ MCL

2 года — 12 лет: 204 000 до 369 000 клетки/ MCL

12 — 18 лет: 165 000 до 335 000 клетки/ MCL

  • Hematocrit.

Newborns: 43.4% to 56.1% 

6 months — 2 years: 30.9% to 37.2%  

2 years — 12 years: 31.7% to 39.6%

12 — 18 лет: от 34,0% до 43,2%

Тест на группу крови

Клетки крови каждого человека имеют на своей поверхности специфические маркеры, называемые антигенами. Эти антигены подразделяются на четыре различных типа по системе групп крови АВО. Различными антигенами являются A, B, AB и O. На основе этих антигенов у всех людей есть четыре группы крови. Другим важным антигеном, который помогает классифицировать группы крови, является антиген Rh. Ребенок либо резус-положительный, либо резус-отрицательный в зависимости от его наличия. Почти 80% населения являются резус-положительными, а остальная часть не имеет антигена. Определение группы крови — один из самых важных анализов крови для детей, который помогает: 

  • Будущие медицинские записи.
  • Поиск потенциальных кровных родственников.
  • При переливании крови.
  • Обеспечение безопасности матери и ребенка в случае несовпадения резус-антигена.

Тесты на сахар в крови

Уровень глюкозы в крови является важным маркером диабета и важным анализом крови как для детей, так и для взрослых. Большинство детей, страдающих этим заболеванием, страдают сахарным диабетом 1 типа. Это состояние вызвано разрушением инсулин-продуцирующих альфа-клеток в поджелудочной железе иммунной системой. Хотя до конца не понятно, почему это происходит, считается, что за это ответственен наследственный и генетический компонент. Недостаток инсулина приводит к тому, что в крови присутствует больше глюкозы, вместо того, чтобы втягиваться в клетки для использования в качестве энергии. Это вызывает долгосрочные осложнения и смягчается периодическими инъекциями инсулина.

Совсем недавно у нескольких детей диагностировали диабет 2 типа. Это состояние обычно наблюдается у тучных, нездоровых людей и взрослых среднего возраста из-за явления, называемого резистентностью к инсулину. Что-то, что происходит из-за того, что клетки становятся устойчивыми к инсулину, вырабатывается недостаточное количество инсулина и по причинам, связанным с окружающей средой. Считается, что это увеличение заболеваемости сахарным диабетом 2 типа с ранним началом связано с нездоровым образом жизни, вредными привычками и снижением физической активности. Педиатр вашего ребенка может назначить тесты на уровень сахара в крови для вашего ребенка в случае подозрения на диабет. Важные лабораторные значения для этого теста:

  • Превосходные младенцы: 20 — 80 мг/дл
  • Все время <180 мг/дл

Анализы крови на аллергию  

Хотя кожные пробы являются предпочтительной формой проверки на аллергию, анализы крови используются у младенцев и детей младшего возраста. Аллергологические пробы с образцами крови также являются одним из важнейших анализов крови при подозрении педиатра на серьезные аллергические реакции. Анализы крови на аллергию вращаются вокруг двух основных компонентов:

  • Обнаружение вызывающих аллергию химических веществ в крови, называемых антителами. Антитело, называемое иммуноглобулином Е или IgE, связано с аллергическими реакциями.
  • Обнаружение увеличения количества специфических лейкоцитов, вызывающих аллергию, таких как эозинофилы.

Обычно проводимые анализы крови для выявления аллергии у детей:

  • Иммуноферментный анализ (ИФА): Обнаруживает IgE и другие вызывающие аллергию антитела в крови ребенка.
  • Радиоаллергосорбентный анализ (РАСТ): Этот тест также выявляет вызывающие аллергию антитела в крови. Однако использование теста уменьшилось с введением ELISA.
  • Общее количество лейкоцитов (ТСХ): Этот тест определяет количество лейкоцитов в крови. Тест также уточняет конкретное количество различных лейкоцитов, что дает врачу представление о природе аллергии.

Метаболическая панель

Этот тест дает педиатру вашего ребенка полное представление о том, как организм вашего ребенка функционирует на самых тонких уровнях. Тест ищет определенные химические вещества, ферменты и электролиты, которые определяют нормальное функционирование. Метаболические панели являются одними из самых важных анализов крови для детей, поскольку они являются прямыми маркерами функции печени и почек. Тесты также дают представление о кислотно-щелочном балансе организма и буферных системах крови, которые поддерживают необходимый уровень солей на оптимальном уровне. Вот важные лабораторные значения для этого теста:

  • Натрий: 136 — 144 MEQ/ L
  • калий: 3,7 — 5,2 мг.
  • Глюкоза в крови: <100 мг/дл (пост)
  • Диоксид углерода: 23 — 29 ммоль/л
  • Кровяная моче Креатинин: 0,8–1,2 мг/дл
  • щелочная фосфатаза (ALP): 44 — 147 IU/ L
  • Alanineminotransferase (ALT): 7 — 40 IU/ L
  • ASPARTATE / L
  • Билирубин: 0,3 — 1,9 мг/ дл
  • альбумин: 3,5 — 5,4 г/ дл
  • . тест показывает искаженные или разные значения, врач вашего ребенка может назначить дополнительные тесты для выявления основного заболевания.

    Детский липидный профиль

    До недавнего времени считалось, что определение липидов у детей не требуется. Однако с ростом нездорового образа жизни, ожирения и диет с высоким содержанием сахара даже дети в настоящее время считаются подверженными риску высокого уровня холестерина. Холестерины, обычно называемые жирами, находятся в организме и выполняют несколько функций. Однако некоторые его виды могут повышать риск сердечных заболеваний и осложнять нормальную жизнь. Липидный профиль измеряет количество липопротеинов высокой плотности (хороший холестерин), липопротеинов низкой плотности (плохой холестерин), общего холестерина и триглицеридов (свободно присутствующих жиров) в крови. Эти тесты помогают врачам определить потенциальный риск холестерина для здоровья вашего ребенка. Тест обычно избегают у детей в возрасте до двух лет и подростков половозрелого возраста из-за колебаний уровня липидов. Дети других возрастных групп пригодны для тестирования. Вот нормальные значения теста:

    • Total Cholesterol: <170 mg/dL
    • LDL Cholesterol: <110 mg/dL
    • HDL Cholesterol: 45 mg/dL or higher 
    • Triglycerides: <100 mg/dL

    Тест на гемоглобин

    Гемоглобин представляет собой белок, присутствующий на поверхности эритроцитов, который переносит кислород к различным частям тела. Белок содержит железо, а металл необходим для производства этого белка в организме. Определение уровня гемоглобина является важным анализом крови для детей, поскольку оно позволяет врачам узнать, есть ли у вашего ребенка железодефицитная анемия. Если ваш ребенок страдает от хронической слабости, у него бледные ногти или бледное обесцвечивание кожи, врач может порекомендовать этот тест. Анализ гемоглобина вместе с уровнями гематокрита из общего анализа крови помогает педиатру оценить уровень железа в организме вашего ребенка. Важные лабораторные показатели для этого теста: 

    • от 0,5 до 5 лет: 11 г/ дл или выше
    • от 6 до 12 лет: 11,5 г/ дл или выше
    • 12–18 лет: 12 г/ дл или выше
    12 г/ дл или выше
1111111111112.

Проверка на отравление тяжелыми металлами

Такие металлы, как свинец и кадмий, когда-то использовались в пигментах, добавляемых в краски и другие предметы, такие как цветные карандаши. Использование этих металлов в пигментах было запрещено после 70-х годов, однако некоторые дети все еще склонны быть восприимчивыми из-за окружающей среды, в которой они живут. Если вы живете в районе, подверженном загрязнению тяжелыми металлами, или живете в доме который был построен и украшен давным-давно, ваш врач может порекомендовать этот тест. Независимо от риска, этот тест является чрезвычайно важным анализом крови для детей, поскольку отравление тяжелыми металлами может вызвать серьезные проблемы, такие как задержка роста, дефекты роста и даже может быть опасным для жизни.

Тест включает в себя сбор образца крови и взаимодействие его с определенным химическим веществом, которое связывается с тяжелыми металлами. Если обнаружено, что образец вступает в реакцию с химическим реагентом, то выявляется отравление тяжелыми металлами. Кроме того, можно заказать такие тесты, как исследование мочи, на случай, если врач вашего ребенка захочет более тщательно оценить ситуацию.

Скрининг на туберкулез

Скрининговые тесты на туберкулез — это важные анализы крови для детей, у которых может быть нарушена иммунная система, или для тех, кто контактировал с инфицированным человеком. Анализы крови на туберкулез обычно назначают после кожных проб, но иногда педиатры назначают только анализы крови. Анализы крови на туберкулез просто позволяют узнать, заражен ли ваш ребенок бактериями туберкулеза, а не активна ли болезнь.

После анализов крови на туберкулез требуется дальнейшее тестирование, чтобы определить, есть ли у вашего ребенка активная туберкулезная инфекция. Анализ крови на туберкулез называется анализом высвобождения гамма-интерферона или IGRA. Тест включает в себя определение выработки организмом интерферона-гамма, важного химического вещества, выделяемого иммунной системой для борьбы с бактериями туберкулеза. Существуют различные варианты тестирования, и существует надежная методология лечения туберкулеза после его выявления.

ВИЧ и другие заболевания, передающиеся половым путем

ВИЧ — это вирус, который может передаваться детям от инфицированной матери через плаценту. Тот же путь передачи применим и к множеству других заболеваний, передающихся половым путем, таких как сифилис, хламидиоз, гепатит В, гонорея, ВПЧ и герпес. У детей проявляются специфические признаки, указывающие на плацентарные заболевания или заболевания, передающиеся половым путем. Это может привести к тому, что ваш врач назначит анализы для выявления этих заболеваний, чтобы обеспечить своевременное лечение заболевания. Хотя некоторым это может показаться странным, тестирование на ЗППП и ВИЧ является одним из самых важных анализов крови для детей, чтобы обеспечить им всестороннюю медицинскую помощь.

Добавить комментарий