Диагностика ценностных ориентаций подростков: Методики ценностных ориентаций | Методическая разработка:

Ценностные ориентации подростков в семьях с различным стилем воспитания

Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №09 (74) Сентябрь 2022

УДК 37

Дата публикации 30.09.2022

Медведева Снежанна Анатольевна
канд.психол.наук, доцент, доцент кафедры «Психология», Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь
Медведева Юлия Александровна
студентка магистратуры, Севастопольский Государственный Университет, г. Севастополь, РФ, г. Севастополь

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте, подчёркнута роль семьи в этом процессе, описаны характерные особенности авторитарного, авторитетного, либерального, индифферентного стилей семейного воспитания. Установлены различия в ценностных ориентациях подростков в семьях с разными ведущими стилями воспитания.
Ключевые слова: ценностные ориентации, подростки, ценностно-смысловая сфера личности, ценности личности, семья, стиль семейного воспитания, различия.

Value orientations of adolescents in families with different parenting styles

Medvedeva Snezhanna Anatol’evna
Candidate of Psychol.Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
Medvedeva Yuliya Aleksandrovna
Master’s student, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia, Sevastopol

Abstract: The article presents the results of theoretical analysis and empirical research of the problem of the formation of value orientations in adolescence, emphasizes the role of the family in this process, describes the characteristic features of authoritarian, authoritative, liberal, indifferent styles of family upbringing. Differences in the value orientations of adolescents in families with different leading parenting styles have been established.
Keywords: value orientations, adolescents, the value and semantic sphere of the personality, the values of the individual, the family, the style of family upbringing, differences.

Правильная ссылка на статью

Медведева С.А., Медведева Ю.А. Ценностные ориентации подростков в семьях с различным стилем воспитания // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 09 (74). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tsennostnye-orientatsii-podrostkov-v-semyakh-s-razlichnym-stilem-vospitaniya.html (Дата обращения: 30.09.2022)

Постановка проблемы

Наблюдается противоречие между влиянием воспитания в семье на процесс формирования ценностных ориентаций у подростков и отсутствием достаточного количества материалов, направленных на их определение у подростков, воспитывающихся в семьях с различным стилем воспитания. Данное противоречие ставит необходимым проведение исследования, направленного на выявление различий в ценностных ориентациях подростков из семей с различным стилем воспитания. Что послужило основанием для выбора темы исследования.

Изучение проблем, связанных с ценностно-смысловой сферой личности, всегда занимали и продолжают занимать одно из центральных мест в психологии. На сегодняшний день в психологической литературе имеются различные подходы к определению понятия «ценность», относящихся как к общему рассмотрению данной проблемы, так и к изучению данного процесса с позиции мотивации. Достаточно широко и многосторонне изучены  составляющие  ценностных ориентаций в структуре личности, как с позиции потребностей, так и с позиции мотивов и механизмов регуляции активности. Данный вопрос нашел отражение в исследованиях как зарубежных (Э. Фромм, К.Г. Юнг, А. Маслоу, В. Франкл, З. Фрейд, К. Роджерс), так и отечественных авторов (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов и др.).

Несмотря на то, что проблема ценностных ориентаций личности давно и интенсивно изучается, в психологической науке до сегодняшнего дня наблюдается терминологическая неопределенность понятийного аппарата в данном вопросе, отсутствует единая точка зрения на содержание и структуру ценностных ориентаций, существуют различные мнения по поводу механизмов и факторов, формирующих ценностно-смысловую сферу личности.

Большинство исследователей солидарны во мнении, что индивидуальные ценности выступают одним из наиболее значимых компонентов в структуре личности, обуславливают ее направленность,  устойчивость, целостность образа «Я», активность, мировоззрение. Формируются ценности под воздействием воспитания, общества, направленности личности и образуют, объединяясь, систему ценностей.

Подростковый возраст можно назвать возрастом «второго рождения личности» [7, С.201], происходящие в данный период преобразования (новый уровень самосознания, способность к активной рефлексии, стремление проявить себя в обществе и т.д.) во многом меняют психологический портрет личности и способствуют возникновению условий для формирования ценностных ориентаций.

В подростковом возрасте предпочтения и интересы становятся более устойчивыми, растет интерес к проблемам взаимоотношений с окружающими, к вопросам мировоззрения, морали, религии, этики и т.д. Формирующийся круг интересов, в конечном счете, составляет психологическую базу ценностных ориентаций подростка [12].

Как отмечают исследователи, наиболее важными факторами, оказывающими влияние на формирование ценностных ориентаций личности подростка, являются семья, школа, саморазвитие и СМИ (средства массовой коммуникации) [8]. Такая значимость обусловлена тем, что в семье протекает первый адаптационный период социальной жизни личности, которые формируют характер, нормы, социальные качества. Полученные в школе знания являются той ценностью, которая обеспечивает подростку возможность расширить  сознание и занять  место среди сверстников.  Саморазвитие дает возможность  утвердиться в обществе, воплотить в жизнь мечты, сознательно преодолевать препятствия;   влияние СМИ обусловлено тем, что получая информацию, подростки не только расширяют собственные познавательные возможности, но и увеличивают творческий потенциал.

Таким образом, одним из факторов, оказывающих влияние на  формирование ценностных ориентаций личности подростка, является семья. Семья приобщает ребенка к ценностям культуры, в ней происходит усвоение социальных ролей, духовное и нравственное развитие личности ребенка. На психологическое и личностное развитие ребенка оказывают влияние многие семейные факторы, в частности типы и стили семейного воспитания [11]. 

Стиль воспитания определяется исходя из многих личностных факторов родителей: пол, возраст, темперамент, особенности характера, религия, принадлежность к национальной культуре, социальное положение в обществе, профессия и вид деятельности,  уровень культуры, система ценностей родителей [3]. Следовательно, использование определенных стилей воспитания  несет в себе глубокий смысл, который заключается в передаче последующему поколению жизненных, общественных и личностных целей.

В психологии проблема стилей воспитания в семье рассматривалась многими авторами, на сегодняшний день описано множество подходов к систематизации стилей семейного воспитания и их характеристик. Наиболее распространенной в психологии является классификация Д. Баумринд, которая выделяет следующие стили: авторитарный, либеральный, авторитетный, индифферентный.

Рассмотрим характеристику каждого из данных стилей и дадим описание типологических особенностей личности, которые формируются у подростков.

1. Авторитарный стиль характеризуется жестким контролем со стороны родителей, подавлением инициативы ребенка, контролем за его действиями. В рамках воспитания используются повышение голоса,  физические наказания, принуждения, запреты. Родители строго следят за исполнением домашних и учебных обязанностей ребенка, пресекают самостоятельность. Главной задачей родители считают воспитание послушного и исполнительного ребенка.

Подростки, воспитывающиеся в таком стиле, могут быть спокойными и исполнительными в присутствии родителей, а при отсутствии их контроля становятся неуправляемыми [5]. С возрастом проявляется нетерпимость к требованиям авторитарных родителей, что приводит к частым конфликтам. Наиболее активные и сильные подростки проявляют сопротивление, агрессивность, могут уходить из дома. Подростки робкие и неуверенные в себе, имеющие заниженную самооценку, адаптируются и проявляют полное подчинение требованиям авторитарных родителей, оставляя попытки к проявлению самостоятельности.

2. Либеральный стиль проявляется в том, что детско-родительские отношения строятся по принципу вседозволенности и низкой дисциплины, родители не способны или не желают руководить, направлять, им сложно установить границы дозволенного поведения детей. Зачастую родителями поощряется раскованное и неуместное поведение детей. Дети в данных отношениях не понимают понятий «надо», «нельзя», используют капризы для достижения своих интересов, в общении с окружающими часто вступают в конфликт, не способны на уступки, не могут следовать правилам, эгоистичны.

Воспитанные в режиме вседозволенности подростки наиболее подвержены психологическим проблемам, депрессиям, фобиям [5]. У них недостаточно сформирован самоконтроль и контроль своего поведения, что препятствует формированию самоуважения, самооценки и чувства собственного достоинства. Они трудно противостоят жизненным трудностям, плохо адаптируются в среде сверстников, часто вступают в конфликты.

3. Индифферентный стиль. Детско-родительские отношения построены на глубоком безразличии со стороны  родителей к личности ребенка. Родители не интересуются развитием, интересами и внутренним миром ребенка. Такой стиль воспитания чаще всего встречается в неблагоприятных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками. У подростков, воспитывающихся в индифферентном стиле, формируется неуверенность в себе, отсутствие стремления к общению, агрессия к окружающим,  проблемы с социализацией [5].

4. Авторитетный стиль. Этому стилю присуще: поощрение родителями инициатив ребенка, оказание помощи и поддержки, учет потребностей и интересов. Родители проявляют любовь и заботу, часто общаются на интересующие ребенка темы, позволяют детям участвовать в обсуждении семейных проблем, учитывая при принятии решений их мнение, поощряют проявления самостоятельности и ответственности детей. Одновременно с этим в семье есть четкие правила поведения, твердость и последовательность в исполнении дисциплины. Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители дают подростку возможность взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия. Между детьми и родителями устанавливается оптимальный уровень общения и понимания, они внимательны по отношению друг к другу, проявляют эмоциональную поддержку.

Воспитанные в подобных семьях подростки прислушиваются к советам родителей, дисциплинированы, любознательны, самостоятельны, способны нести ответственностью за себя и близких [5]. Чаще всего они имеют адекватную самооценку, независимость, стойкость к негативному влиянию сверстников, хорошо налаживают контакты.

По утверждению многих психологов (Т. В. Венза [1], Г.И. Захарова [4], Л.Ф. Обухова [10] и другие) авторитетный стиль воспитания наиболее эффективен, поскольку способствует более гармоничному формированию ценностно-смысловых ориентаций личности подростка, которые способствуют лучшей адаптации подростка в обществе.

Для того, чтобы определить соотношение между стилем семейного воспитания и ценностными ориентациями подростков, было организовано эмпирическое исследование.  Базой для исследования стала ГБОУ СОШ № 39 г. Севастополя. В исследовании приняли участие 80 испытуемых, среди них 40 подростков в возрасте 14-16 лет (20 девочек и 20 мальчиков) и 40 родителей (35 матерей и 5 отцов).  Молодые люди были информированы о целях и содержании исследования и гарантии анонимности результатов.

Диагностический комплекс включал в себя следующие методики: опросник «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степановой в модификации И.И. Махониной; «Диагностика ценностных ориентаций школьников (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина). Для подтверждения достоверности различий ценностных ориентаций подростков в группах с различны стилем воспитания мы провели сравнительный анализ с помощью критерия Крускалла-Уоллиса.

Организованное исследование предполагало несколько шагов. В первую очередь нами проведена диагностика родителей подростков, направленная на определение ведущих стратегий семейного воспитания. Исследование родителей осуществлялось с помощью    методики «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова в модификации И. И. Махониной. Результаты отображены в таблице 1. 

Таблица 1. Распределение результатов диагностики родителей по методике «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова

Стиль воспитания

Распределение по стилям воспитания

Кол-во человек

%

Авторитарный

8

20

Авторитетный

15

37,5

Либеральный

10

25

Индифферентный

7

17,5

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в семьях, воспитывающих подростков, преобладает авторитетный стиль воспитания (37,5%), вторым по распространенности стилем воспитания, ­ стал либеральный (25%), следующим – авторитарный стиль воспитания (20 %), а наименее характерен индифферентный стиль воспитания (17,5%).

Следующим этапом было проведено исследование ценностных ориентаций подростков с помощью методики «Диагностика ценностных ориентаций школьников (В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина)».

Далее опишем значимость ценностей подростков и степень их выраженности в зависимости от стиля семейного воспитания (таблица 2).

Таблица 2. Распределение результатов диагностики ценностных ориентаций по степени выраженности (уровням, в %) у подростков, воспитывающихся в семьях с различными стилями воспитания

Шкалы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Авторитарный стиль

Познание

5

62,5

3

37,5

0

0

Я-ценность

0

0

3

37,5

5

62,5

Другой-ценность

5

62,5

1

12,5

2

25

Общественно полезная деятельность

2

25

2

25

3

37,5

Ответственность

7

87,5

1

12,5

0

0

Авторитетный стиль

Познание

4

26,7

6

40

5

33,3

Я-ценность

4

26,7

7

46,7

4

26,7

Другой-ценность

8

53,3

4

26,7

3

20

Общественно полезная деятельность

6

40

5

33,3

4

26,7

Ответственность

8

53,3

5

33,3

2

13,3

Либеральный стиль

Познание

0

0

6

60

4

40

Я-ценность

6

60

4

40

0

0

Другой-ценность

0

0

4

40

6

60

Общественно полезная деятельность

0

0

2

20

8

80

Ответственность

0

0

5

50

5

50

Индифферентный стиль

Познание

0

0

3

42,9

4

57,1

Я-ценность

2

28,5

3

42,9

2

28,5

Другой-ценность

1

14,3

2

28,5

4

57,1

Общественно полезная деятельность

0

0

5

71,4

2

28,5

Ответственность

0

0

0

0

7

100

Анализ результатов показывает, что в группах подростков с различными стилями воспитания присутствуют различия в уровнях проявлений ценностных ориентаций по разным шкалам.

Наглядно данные изображены на рис. 1

Рисунок 1. Результаты диагностики ценностных ориентаций  по степени выраженности (уровням, в %) у  подростков в семьях с авторитарным стилем воспитания

Среди подростков, которые воспитываются в семьях с преобладанием авторитарного стиля воспитания, наиболее выраженными ориентациями можно считать «познание» (высокие у 62,5%), «Другой-ценность» — высокий уровень у 62,5%, «ответственность» — у 87,5% на высоком уровне. Это говорит о том, что подростки данной группы стремятся ориентироваться на ценности познания, стремятся к получению знаний, проявляют творческий подход к выполнению задачи, готовы прилагать усилия в познавательной деятельности. Подросткам при данном стиле воспитания характерно нести ответственность за то, что случается с ними в жизни, потребность в обосновании и объяснении совершаемых действий, стремление производить анализ поступков, считая его важным началом. Также им свойственно ценностное отношение к личности окружающих, стремление воспринимать другого человека как индивидуальность, проявлять доброжелательность, уважительность. Менее развиты у данной группы подростков такие ценности, как «Я-ценность» (низкие показатели у 62,5%) и общественно полезная деятельность (37,5% низких результатов). Следовательно, они не ориентированы на себя, на определение степени самовосприятия, характера образа «Я»; не стремятся принимать участие в общественной деятельности и не считают ее важной.

Рисунок 2. Результаты диагностики ценностных ориентаций  по степени выраженности (уровням, в %) у подростков в семьях с авторитетным стилем воспитания

В группе подростков из семей с преобладанием авторитетного стиля семейного воспитания выше других такие ценности, как ««Другой-ценность» (высокие у 53,3%), «ответственность» (53,3% высоких показателей), «Общественно полезная деятельность» (высокие показатели у 40%). Это говорит о том, что подросткам данной группы характерно ориентироваться на ответственность за свои поступки, уважать и воспринимать мнение и личность окружающих. В качестве ценностной ориентации для них выступает общественная деятельность, в которой они стремятся принять активное участие. Менее значимы для них ценности «познания» (у 33,3% на низком уровне), что свидетельствует об их неготовности к познанию и эмоциональному восприятию процесса познания, отсутствии стремления к получению знаний, неготовности прилагать усилия в познавательной деятельности.

Рисунок 3. Результаты диагностики ценностных ориентаций по степени выраженности (уровням, в %) у подростков в семьях с либеральным стилем воспитания

Подростки, которые проживают и воспитываются в семье с преобладанием либерального стиля воспитания на первом месте имеют такие ценности, как «Я-ценность», которая на высоком уровне находится у 60% подростков в данной группе. Они ориентированы на выявление отношения к себе, на характер образа «Я». Обладают высокой уверенностью в собственных силах, верят в свои достижения и успехи. Наименьшее значение имеют ценности, связанные с общественно полезной деятельностью (80% низких показателей) и «Другой-ценность» (низкие показатели у 60%). Это говорит о неприятии таких ценностей, как общественная деятельность, отсутствии стремления принять участие в ней, а также на отсутствии стремления и необходимости воспринимать другого человека как индивидуальность, как личность.

Рисунок 4. Результаты диагностики  ценностных ориентаций  по степени выраженности (уровням, в %) у подростков в семьях с индифферентным  стилем воспитания

В группе с индифферентным стилем воспитания значимыми для подростков являются «Я-ценность» (28,5%), которая проявляется в стремлении к самопознанию и самовосприятию.  Наименьшую значимость имеют ценности ответственности (у 100% на низком уровне) и «Другой-ценность», которая на низких показателях у 57,1%, познание 57,1%.

Для подтверждения достоверности различий в уровнях проявления ценностных ориентаций подростков в группах с различным стилем воспитания был проведен сравнительный анализ с помощью критерия Крускалла-Уоллиса.

Таблица 3. Показатели статистической значимости различий в уровнях проявлений ценностных ориентациях подростков в зависимости от стилей семейного воспитания

Шкалы

Значение Н

Познание

16. 8501**

Я-ценность

13.6458**

Другой-ценность

12.1621*

Общественно полезная деятельность

11.885*

Ответственность

21.492**

Где ** различия достоверны на уровне значимости р=0,01

Где * различия достоверны на уровне значимости р=0,05.

 

По результатам математического анализа было определено, что существуют значимые различия в уровнях проявлений ценностных ориентациях подростков в зависимости от стилей семейного воспитания по всем шкалам: «Познание», «Я-ценность», «Другой-ценность», «Общественно полезная деятельность», «Ответственность».

Вывод: среди подростков, которые воспитываются в семьях с преобладанием авторитарного стиля воспитания, наиболее выраженными ориентациями можно считать «познание», «Другой-ценность», «ответственность». Менее характерны «Я-ценность». В группе с преобладанием авторитетного стиля выше других такие ценности, как ««Другой-ценность», «ответственность», «Общественно полезная деятельность». Менее значимы ценности «познания». Подростки, которые проживают и воспитываются в семье с преобладанием либерального стиля воспитания на первом месте имеют такие ценности, как «Я-ценность». Наименьшее значение имеют ценности, связанные с общественно полезной деятельностью и «Другой-ценность». В группе с индифферентным стилем воспитания значимыми является «Я-ценность», Наименьшую значимость имеют ценности ответственности и «Другой-ценность». Определены различия между ориентацией подростков в зависимости от стиля семейного воспитания: в семьях с преобладанием авторитарного и авторитетного стиля воспитания ценности ориентированы в первую очередь на окружающих; в семьях с либеральным и индифферентным стилем воспитания для подростков значимыми являются ценности, направленные на себя.

Следовательно, в результате исследования и анализа данных можно говорить о том, что ценностные ориентации подростков отличаются в зависимости от преобладающего стиля воспитания в семье.


Список литературы

1. Венза, Т. В. Развитие личности ребенка в контексте детско-родительских отношений / Т. В. Венза, // Вестник ЧГПУ. – 2015. – № 3. – С. 39-47.
2. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социологические исследования.- 2018.- №1.- С. 96-105.
3. Гахова А. С., Каткова Е. Н. Исследование моделей семейного воспитания в отражении младших подростков //Амурский научный вестник. – 2021. – №. 2. – С. 4-13.
4. Захарова, Г.И. Семейное консультирование: психология семейных и детско-родительских отношений. / Г.И. Захарова. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2013. – 83 с.
5. Карнацкая Н. В. Влияние семьи на социализацию подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 8 (август). – С. 61–70. –
6. Киприянова, Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности / Е.В. Киприянова // Обществознание в школе. — 1999.- № 2.- С. 50–52.
7. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
8. Мантрова М. С., Степаненко Н. А. К вопросу изучения ценностных ориентаций подростков из благополучных и неблагополучных семей //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – №. 1 (18).
9. Неговора М. В. Самосознание подростков с различным стилем семейного воспитания // Современные парадигмы развития цифровой экономики в исследованиях молодых ученых. – 2020. – С. 409-415.
10. Обухова, Л.Ф. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития / Л.Ф. Обухова. – М., 2015. – 290 с.
11. Танирбергенова А. Ш., Картбаева Ж. Ж., Мурадили Н. Проблема влияния семейного вопитания на становление личности подростка // Символ науки. 2017. №1.
12. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Рослякова С. В. Ценностные ориентации современных городских подростков // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №1 (167).

← Предыдущая статьяПроектная деятельность как средство гендерного воспитания в системе дошкольных образовательных учреждений

Следующая статья →Об инклюзивной культуре субъектов современного дошкольного образовательного процесса

Расскажите о нас своим друзьям:

Диагностика и развитие ценностно-смысловой сферы подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ГКОУ КК специальная (коррекционная) школа-интернат с. Ковалёвского « Диагностика и развитие ценностно-смысловой сферы подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ». 2018-2019 уч.год

Составитель: педагог-психолог Ракита Ольга Сергеевна

Словарь

Подросток — в психологии и педагогике принято под подростковым возрастом понимать возраст от 11 (12)до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту учащихся 5- 8 классов. Этот период называют переходным от детства к взрослой жизни(юности). Протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых Подростковый возраст называют затянувшимся кризисом.

Под нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) понимают глубокое недоразвитие познавательной (интеллектуальной) деятельности, возникающее на основе тяжелого органического поражения головного мозга.

Диагностика  – способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования.  

Развитие – это изменение, связанное с переходом от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России под редакцией А. Кондакова (ФГОС второго поколения):

Развитие личности – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление

ценностно-смысловой сферы личности , освоение человеком способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Развитие человека происходит под влиянием различных факторов, т.е. движущих причин совершающегося изменения.

Ценностно-смысловые ориентации — это система личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям. Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного.

Диагностика

Диагностика даёт очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективации (например, плохо осознаваемые переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.).Основными методами диагностики ценностно-смысловой сферы являются:

  • наблюдение;
  • интервью, беседа;
  • диагностические игры;
  • психологическое тестирование.

Метод наблюдения.  

Это старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры.

Виды наблюдения:

  • В зависимости от ситуации наблюдения могут быть  полевыми  (естественными для жизни наблюдаемого условия),  лабораторными  (объект наблюдается в искусственных условиях) и  спровоцированными  в естественных условиях.
  • В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть  открытым  и  скрыты м (например, через стекло Гезелла),  наблюдением со стороны  и  включенным  (исследователь является членом группы, полноправным ее участником).

Беседа, интервью.

Беседа – это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.

Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). По форме оно бывает 

свободным  (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе),  стандартизированным  (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов) и  частично стандартизированным  (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

Диагностические игры. Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором диагностируемый проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

Психологическое тестирование — исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов. Тесты – это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Проективные методики Опросники Тесты

Проективные методики

Тест «Рисунок несуществующего животного» (М. З. Друкаревич)

«Дом – Дерево – Человек» (Дж.Бук)

Тест «Рисунок человека» (К. Маховер)

«Человек под дождём» (серия из 3-х рисунков) (Е.Романова, Т. Сытько)

Рисунок дерева (К.Косп)

Рисуночный тест «Слон»

Завершение суждения

Мои праздники

Методика «Если бы ты был волшебником

Методика «Заданная сказочная ситуация».

Методика «Мой герой»

Цветовой тест Люшера

Рисуночный тест «Я и группа»

Тесты, опросники Тест изучения ценностных ориентаций (Ю. Н. Семенко) Анкета исследования ценностных ориентаций (Л.Н. Мурзич, А.В. Тарасова) «Положительные и отрицательные качества» (Д. А. Тулинов) Смысло-жизненные ориентации» адаптирован Д.А.Леонтьевым, СЖО Диагностика нравственной мотивации

Развитие ценностно-смысловой сферы подростков

Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ, культурных явлений, которые служат средством удовлетворения потребностей личности.

К базовым ценностям относятся:

1. Человечность; 2. Воспитанность;

3. Образованность; 4. Терпимость; 5. Доброта; 6. Честность; 7. Трудолюбие; 8. Любовь.

Смысловая сфера — это ядро личности, определяющее ее нравственное отношение к миру. Современные дети: — в сознании доминирует смысловая сфера; — становление и развитие смысловой сферы определяется культурно-историческими условиями; -основой формирования смысловой сферы является эмоционально-личностное общение со сверстниками и взрослыми; -обладают системно-смысловым типом сознания. Ценности и смыслы непостоянны: они изменяются во времени в результате деятельности людей, как изменяются и сами люди. 

Целью занятий является развитие ценностных ориентаций подростков.

Задачи:

  • cпособствовать развитию представлений о ценностях, потребностях, интересах, собственных психологических возможностях;
  • развить внутреннюю регуляцию в когнитивном, эмоционально-волевом поведенческом уровне;
  • способствовать формированию общественно значимых мотивов выбора жизненного пути и профессии, места в мире и среди других людей;
  • способствовать развитию личности как субъекта собственной жизни, ответственности за свой свободный выбор.

Игра – сильнейшее средство социализации детей и подростков, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на самостановление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, развития умений и навыков, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные процессы, влияющие на развитие личности .

Тест-игра «Ваше поведение и ценности » Цель: помочь увидеть качества личности, определить соотношение в своем сознании ценностей, прав, воспитанности. Процедура: упражнение выполняется сидя, руки раскинуты в стороны, ладонями вверх, глаза закрыты.

Ведущий:   Вы сидите в автобусе. Входит пожилая женщина и начинает, глядя на вас, говорить примерно следующие: «Вот молодёжь пошла, никакого уважения к старикам. Ни места не уступят, ни работать не умеют.» Ваше поведение: 1. Уступить место, как только увидели пожилую женщину. 2. Сказать, вставая: «Не все такие». 3. Продолжать сидеть – бабушка сама виновата, могла бы попросить, я бы уступил, а не хамил. 4. Обратится к сидящему рядом: «Вечно им больше всех надо». 

Вот они, главные истины эти: Поздно заметили… поздно учли… Нет! Не рождаются трудные дети! Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович)

Значение и проявления ценностных ориентаций молодежи в структуре социальной компетентности

Серия: Успехи социальных, педагогических и гуманитарных исследований

Авторы

Мердеева Татьяна, Баженова Наталья

Автор, ответственный за переписку

Мердеева Татьяна

Доступна онлайн Сентябрь 2018 г.

DOI
10.2991/ictppfms-18.2018.20Как использовать DOI?
Ключевые слова
ценностные ориентации, социальная компетентность, молодежь, социальные угрозы и опасности
Реферат

Для изучения значения и проявлений ценностных ориентаций молодежи в структуре социальной компетентности и определения их влияния на поведение в ситуации социальной угрозы или опасности проводится диагностика ценностных ориентаций молодежи (студенты Биробиджанского медицинского колледжа , Биробиджанский колледж культуры и искусств) М. Рокича. Исследование также включало анализ анкет студентов для выявления их чувствительности к социальным угрозам и опасностям. Исследование показало, что среди терминальных ценностей молодежи наиболее важными оказываются здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей. Среди инструментальных ценностей первое место занимают аккуратность, воспитанность, образованность, ответственность и жизнерадостность. Эти фундаментальные ценности студентов являются частью структуры социальной компетентности современной молодежи, влияющей на ее поведение в ситуации социальной угрозы или опасности. Выполняя регулятивную функцию поведения, ценностные ориентации позволяют учащимся правильно вести себя и избегать ситуации общественной опасности или угрозы

Copyright
© 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Скачать статью (PDF)

Название тома
Материалы Международной конференции по теории и практике формирования личности в современном обществе (ICTPPFMS 2018)
Серия
Достижения в области социальных, образовательных и гуманитарных исследований
Дата публикации
Сентябрь 2018 г.
ISBN
10.2991/ictppfms-18.2018.20
ISSN 9001 6
2352-5398
DOI
10.2991/ictppfms-18.2018.20How использовать DOI?
Copyright
© 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Цитировать эту статью AU — Мердеева Татьяна AU — Баженова Наталья КГ — 2018/09 ДА — 2018/09 ТИ — Значение и проявления ценностных ориентаций молодежи в структуре социальной компетентности BT — Материалы Международной конференции по теории и практике формирования личности в современном обществе (ICTPPFMS 2018) ПБ — Атлантис Пресс СП — 106 ЭП — 111 СН — 2352-5398 УР — https://doi.org/10.2991/ictppfms-18.2018.20 ДО — 10.2991/ictppfms-18.2018.20 ID — Татьяна2018/09 Скорая помощь —

скачать .рископировать в буфер обмена

Речевая диагностика ориентировочных особенностей личности подростков

Журнальная статья Открытый доступ

Фомина Наталья; Орлов Владимир

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена важнейшей психолингвистической проблеме определения особенностей направленности личности подростков с помощью речевой диагностики.

Авторы, опираясь на научную концепцию Н.А. Фоминой комплексного исследования личностных проявлений в речевой деятельности, обосновывают возможность речевой диагностики индивидуально-психологических особенностей языковой личности.

Обосновывают выбор в качестве предмета речевой диагностики установок личности, которые, являясь проявлениями направленности как системообразующего компонента в структуре личности и ее деятельности, отражают смыслообразующие ценностные ориентации и устремления личности. человека для достижения поставленных жизненных целей.

 Сложность формирования жизненных ориентиров в современном индивидуалистическом обществе потребления, подмена подлинных человеческих смыслов и ценностей жизни эрзац-смыслами; отмечается распространение, в том числе с помощью средств массовой информации, среди современной молодежи асоциальных установок на легкую, комфортную жизнь, получение удовольствий различными способами, в том числе в процессе употребления психоактивных веществ и алкоголя.

Подчеркнута сложность осознанного выбора жизненных целей, формирования правильных ориентаций и установок в подростковом возрасте – периоде противоречивого и кризисного перехода во взрослую жизнь, существенно определяющего дальнейшее развитие и успешность социализации личности.

Приведены данные о нарастании в раннем подростковом возрасте, чаще всего групповой, пивной, алкоголизации, способной быстро привести к физической и психической зависимости от алкоголя и деструкции личности, которая, к сожалению, стала популярным символом взросления и неформального показано объединение в молодежной среде.

 Также в статье представлены результаты речевой диагностики формирования у современных подростков установок на употребление алкоголя, показывающие уровень их ответственности за свои действия и поступки; знание алкогольных напитков, оценка их употребления и понимание их вреда, а также опыт употребления, стремление и готовность к этому и доказывание того, что речь может быть надежным средством диагностики черт личности.

Предварительный просмотр

Файлы (585,7 КБ)

Имя Размер
Фомина Н., Орлов В..pdf
md5:635d867785ae243bd699d96df811bb1c
585,7 КБ Скачать

Цитаты

Индексировано в

Дата публикации:
27 ноября 2017 г.
DOI:
Знак Зенодо DOI
ДОИ
 10. 5281/zenodo.1088406 
Уценка
 [![DOI](https://zenodo.org/badge/DOI/10.5281/zenodo.1088406.svg)](https://doi.org/10.5281/zenodo.1088406) 
реструктурированный текст
 .. изображение:: https://zenodo.org/badge/DOI/10.5281/zenodo.1088406.svg
   : цель: https://doi.org/10.5281/zenodo.1088406 
HTML
 DOI  
URL изображения
 https://zenodo.org/badge/DOI/10.5281/zenodo.1088406.svg 
Целевой URL-адрес
 https://doi.org/10.5281/zenodo.1088406 
Ключевое слово(а):
речь языковая личность направленность личности алкогольные настройки подростки незаконченные предложения тексты-ассоциации блок ответственности блок когнитивной оценки желание и готовность к употреблению алкоголя
Опубликовано в:
ПСИХОЛИНГВИСТИКА: 22 с.

Добавить комментарий