Нетрадиционные формы работы классного руководителя с «трудными» подростками.
Нетрадиционные формы работы классного руководителя с «трудными» подростками.
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.
Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих «трудных» подростков, можно выделить следующие:
· отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
· незнание их интересов и потребностей;
· политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
· усиление влияния псевдокультуры;
· неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
· отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
· чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
· сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
· «эпидемия» разводов;
· потеря эмоциональных контактов с детьми.
Педагогическая запущенность – это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так: виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей, то ответ будет отрицательный; виновато общество, не предоставляющие возможностей для нормального функционирования социальных институтов.
Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.
К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.
Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже трудный. У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду.
Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.
Большую часть жизни в период с 7 до 17 лет ребенок проводит в школе. Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.
«Трудный» подросток, как правило, живет в «трудной» семье. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза и лишь когда с ребенком случается беда, мы обращаем внимание на уклад семьи, на ее мораль.
Педагогически несостоятельные семьи, не справляющихся с воспитанием детей, характеризуются наиболее типичными педагогическими стилями воспитания.
Попустительски-снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «Мы сами такими же были. Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, трудно поддаются перевоспитанию.
Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын растет «бандитом» и прочее. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.
Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.
Жестко-авторитарный стиль характерен родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием – физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.
Увещевательный стиль, который в противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний.
Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.
Воспитание по типу «кумир семьи» часто возникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.
Непоследовательный стиль – когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения воспитателя, психолога.
Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания. Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Взаимное отчуждение, враждебность, беспомощность родителей в таких случаях порою доходит до того, что они сами обращаются за помощью в милицию, комиссию по делам несовершеннолетних, просят, чтобы их сына, дочь отправили в спецПТУ, в спецшколу. В ряде случаев эта мера, действительно, оказывается оправданной, поскольку дома исчерпаны вес средства, и перестройка отношений, не произошедшая своевременно, практически уже становится невозможной вследствие обостренности конфликтов и взаимной неприязни.
Классный руководитель должен тесно работать прежде всего с семьёй «трудного» подростка и с самим ребёнком.
Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся.
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
Традиционные формы работы с родителями.
Родительские собрания.
Общешкольные и общественные конференции.
Индивидуальные консультации педагога.
Посещение на дому.
Нетрадиционные формы работы с родителями.
Тематические консультации.
Родительские чтения.
Родительские вечера.
Тематические консультации. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решить лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение. Для того, чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по вопросам, которые их волнуют.
Примерная тематика консультаций для родителей.
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Плохая память ребенка. Как ее развить?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Наказания детей. Какими им быть?
Тревожность детей. К чему она может привести?
Застенчивый ребенок. Пути преодоления.
Грубость и непонимание в семье.
Талантливый ребенок в семье.
Друзья детей – друзья дома или враги?
Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Особенности работы педагога с неблагополучной семьей.
В своей работе с неблагополучной семьей педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка.
Система работы классного руководителя с «трудными» учащимися
На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.
Так, изучение причин трудновоспитуемости желательно проводить по следующей схеме:
· что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких причин;
· какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;
· с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности;
· были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.
После изучения трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания.
Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе классного руководителя по формированию убеждений, перекручивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.
На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.
На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.
Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.
ПАМЯТКА КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ
Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учебе, выполнении общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать их в воспитательных целях.
Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершенный поступок, ничего к нему не прибавляя.
Осуждая подростка за поступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника. Можно сказать: «Ты плохо поступил, ты совершил хулиганский поступок», но не надо говорить: «Ты плохой мальчик, ты хулиган».
Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах типа: бездельник, лодырь, хам, негодяй. Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет процесс общения с ним.
Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в проведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.
Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать, «не заметить
Как эффективно работать с трудными подростками? – Учительская газета
Ответ на этот вопрос в СВАО социальные педагоги искали на окружной конференции «Организация воспитательно-профилактической работы в образовательных учреждениях и взаимодействие с органами и службами профилактики правонарушений», которая прошла в Центре детско-юношеского творчества «Бибирево».
Светлана БРОННИКОВА, главный специалист Северо-Восточного окружного управления образования:
– Мы, родители, педагоги, несущие ответственность за подростков, хотим видеть, что молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. Однако некоторые из них оказываются жертвами вредных привычек и установок, обусловленных отрицательным влиянием сверстников и отсутствием навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни. Подростковые модели негативного поведения часто тянут за собой такие проблемы, как низкая успеваемость в школе, ложь, воровство, употребление алкоголя, наркомания. Но предупредить болезнь гораздо легче, чем ее лечить. Этим обусловлены важность и актуальность работы школы как первичного звена воспитательно-профилактической работы.
Специалисты школ работают со всеми учащимися и их семьями, в том числе и благополучными. Их задача – сопровождение одаренных детей и детей с психофизическими особенностями в развитии, профориентация, подготовка к семейной жизни. Многим из учащихся требуется квалифицированная социально-педагогическая помощь для профилактики негативных состояний. Это проблемы детей из неполных семей и семей, где родители находятся в состоянии развода либо вступили в повторный брак, проблемы детей в подростковый период, проблемы их взаимоотношений в коллективе сверстников.
В решении проблем, поставленных перед коллективами и социальными педагогами образовательных учреждений, важное место занимает взаимодействие с органами и службами профилактики: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, здравоохранения, службой занятости, которые принимают участие в пределах своей компетенции в профилактической работе в соответствии со ст. 12 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Сотрудничество с органами внутренних дел с введением школьных инспекторов стало более эффективным, так как многие вопросы стало возможным решать оперативно, на месте, предупреждая критические ситуации. Инспектора немедленно откликаются на возникающие ситуации, проводят профилактическую работу, участие инспектора в родительских собраниях, педагогических советах дает возможность показать заинтересованность в жизни детей, осведомленность о процессах, происходящих в школьном детском коллективе, реальную возможность оказать помощь в сложной жизненной ситуации. Об улучшении обстановки свидетельствует статистика общественно опасных деяний, совершенных в образовательных учреждениях, количество которых за 2009 год снизилось на 33,5%. Установлено успешное взаимодействие с подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД по профилактике правонарушений: проведение индивидуальной работы, лекций, выступления на родительских собраниях, педсоветах, участие в работе школьных советов по профилактике.
В рамках работы по исполнению законодательства, направленного на борьбу с безнадзорностью и преступностью несовершеннолетних, Северо-Восточное окружное управление образования осуществляет системную и комплексную работу. Информация о несовершеннолетних, длительное время не посещающих образовательные учреждения без уважительной причины, а также систематически пропускающих занятия, своевременно передается в территориальные ОВД, КДН и ЗП районов. Идет совместная работа по возвращению детей в образовательные учреждения. В каждой школе работают социальные педагоги, психологи, советы профилактики, которые рассматривают вопросы посещаемости и успеваемости учащихся, стоящих на внутришкольном учете и учете в ОДН, КДН и ЗП районов. Для работы с этой категорией детей привлекается родительская общественность, идет индивидуальная работа с учащимися и их семьями, школьные психологи и психолого-медико-социальные центры оказывают им помощь. Специалисты управления образования, администрация школ обращаются в КДН по вопросам организации контроля за предоставлением несовершеннолетним условий содержания, воспитания, образования, охраны здоровья; принимают участие в работе комиссий при рассмотрении материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния, длительно не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия без уважительной причины, о переводе учащегося на другую форму обучения и других вопросов.
В округе развивается сеть школ, проводящих консалтинговую и экспериментальную работу по различным направлениям, в том числе по работе с трудными подростками. С 1 сентября 2009 года в работе сетевой городской экспериментальной площадки «Развитие профилактического ресурса антинаркотической деятельности образовательных учреждений на основе межпрофессионального взаимодействия и социального партнерства субъектов профилактики» принимают участие образовательные учреждения №№1446, 1464, 1486, 1490, 1783.
Большие трудности представляет организация профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в свободное время. Главное – научить подростков правильно распоряжаться свободным временем, так как они обычно не умеют этого делать. Воспитательно-профилактический процесс проходит значительно успешнее, если он опирается на знание их интересов и потребностей в сфере досуга, строится с учетом возрастных особенностей. В каждой школе в учебном плане предусмотрены часы на дополнительное образование детей во второй половине дня. В школах полного дня, ЦО, школах здоровья количество часов увеличено. Особое внимание уделяется организации занятости подростков «группы риска». Наиболее привлекательны для них занятия в спортивных секциях, объединениях технического творчества. В среднем от 74 до 89% учащихся охвачены дополнительным образованием в школах. Цель работы – 100-процентый охват подростков занятиями в секциях и объединениях.
В рамках разработки и реализации программы «Школьные бригады безопасности» ведется работа в Центре диагностики и консультирования «Участие», ДЮЦ «Северный», проводится постоянно действующий семинар в рамках эксперимента «Экспертиза образовательной среды», продолжена работа по формированию в школьных библиотеках информационных блоков с подборками газетных и журнальных публикаций по проблемам детства и юношества. Кабинеты и уголки профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании оснащаются методической, нормативно-правовой литературой, периодическими изданиями, видеофильмами. Ежегодная акция «Нет наркотикам!» проводится в образовательных учреждениях, районах – это конкурсы плакатов, творческих работ, спортивные соревнования.
Окружная комиссия по соблюдению прав несовершеннолетних на получение общего среднего образования координирует деятельность подведомственных общеобразовательных учреждений для обеспечения права на получение детьми общего образования, выполнения Закона РФ «Об образовании». Одним из решений проблемы неуспешности ребенка стал перевод на другую форму обучения для создания наиболее оптимальных условий обучения с учетом социальных факторов и личностных особенностей ребенка. За летний период в комиссию по вопросу изменения формы обучения обратились 125 человек. Из них 6 несовершеннолетних получили разрешение на продолжение обучения в вечерних сменных школах, 119 – на получение общего образования в учреждениях среднего профессионального образования. С 1 сентября по 1 января 2010 года 29 учащимся разрешено изменить форму обучения.
Для решения задач, стоящих перед нами, нужно активно привлекать родительскую общественность к работе советов по профилактике для решения проблем безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в подростковой среде, своевременно информировать органы и службы профилактики о несовершеннолетних «группы риска» для оперативного принятия мер предупреждающего характера, широко привлекать школьных инспекторов к общешкольным мероприятиям не только профилактической, но и культурно-массовой направленности, развивать сеть объединений дополнительного образования, занимающихся организацией свободного времени детей и подростков, повышать роль органов ученического самоуправления в воспитательно-профилактической работе.
Оксана КУЛИШ, заместитель директора школы №757 по учебно-воспитательной работе:
– Трудновоспитуемость – реальность, с которой по разным причинам в своей жизни сталкиваются каждый учитель, воспитатель, многие родители. К категории «трудных» относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. «Трудность» детей проявляется в различных формах – это непринятие социальных норм и правил, сквернословие, употребление психоактивных веществ (спиртных напитков, токсических и психотропных веществ, наркотических средств), совершение правонарушений. Однако следует заметить, что такие дети во многом трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических). Каждый ребенок труден по-своему, но наша задача – помочь каждому трудному ребенку. И оттого, насколько своевременно выявлены конкретные проблемы каждого трудного ребенка или подростка, насколько адекватна предлагаемая нами помощь, зависит его благополучие в будущем.
Работа с трудными подростками в нашей школе проводится системно в условиях эффективного взаимодействия различных служб – учебной и учебно-методической, психологической, социальной, воспитательной, правовой, медицинской.
Изначально работа нашего педагогического коллектива с трудными подростками и семьями направлена на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, изучение трудных учащихся проводится во всех возрастных категориях. В начале года заместитель директора по социальным вопросам, основываясь на результатах опроса классных руководителей, составляет список трудных учащихся, стоящих на внутришкольном учете, корректирует списки учащихся и семей «зоны риска». Одновременно социальный педагог и школьный психолог проводят психолого-педагогическую диагностику (социометрия), предоставляют общую характеристику особенностей личности конкретного трудного подростка. В этом документе каждый подросток характеризуется с точки зрения его успеваемости, общественно-трудовой активности, положения в классном коллективе, интереса и его склонностей. Получив полную информацию о подростке и его семье, зам. директора по социальным вопросам составляет программу работы с трудными учащимися.
Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды, складывающейся в отношениях, в которой формируется личность. Недостатки семейного воспитания, углубленные недостатками школьного воспитания, несогласованность позиции школы и семьи в итоге становятся ядром конфликтной ситуации. Поэтому одну из важнейших задач в работе с трудными подростками мы видим во включении подростков в систему общественно значимых отношений, которое предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного и школьного обучения и воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого.
Учитывая, что у большинства трудных детей отсутствуют желание учиться, мотивация на учебу в целом и на самостоятельное выполнение какой-либо учебной деятельности, что сопровождается большими пробелами в знаниях, администрация школы пристальное внимание обращает на посещение уроков учащимися, использование учителем методов и технологий вовлечения трудных учащихся в учебный процесс, оказание помощи трудным учащимся при выполнении домашнего задания, занятость подростков во внеурочное время. Вся работа ведется в тесной связи с родителями учеников, можно сказать, «на телефоне». В случаях, требующих пристального внимания и контроля, для отдельного учащегося заводится дисциплинарный дневник. Сегодня внедряется в практику работы учителей общение с родителями через Интернет. Некоторые классные коллективы в нашей школе имеют собственные сайты. Через них классные руководители и преподаватели имеют возможность осуществлять непосредственную интерактивную связь с родителями учащихся, сообщать им о возникающих трудностях в поведении и обучении детей. У родителей в свою очередь появляется возможность своевременно реагировать на замечания, а школьные специалисты также регулярно проводят индивидуальные беседы с детьми, склонными к правонарушениям и самовольным уходам с уроков.
На уроках при работе с трудными учениками учителя стремятся в первую очередь делать акцент на мотивацию и проявление познавательной активности учащегося. Для этого учителя используют:
– адаптивные технологии развивающего обучения (технология Капустина, ООТ, технологии деятельностного подхода и др. ). Они позволяют учителю через взаимодействие в паре, группе или в коллективе социализировать мышление трудного подростка и культивировать в нем образцы правильного поведения;
– нестандартные формы проведения уроков: урок-игра, урок-путешествие, уроки с использованием мультимедийных презентаций, видеоуроки, уроки с представлением проектов как результата групповой работы;
– представление для выполнения занимательных заданий и заданий, имеющих практическую направленность;
– создание ситуации успеха на уроке, помощь в составлении учеником «Портфолио достижений».
Учитывая, что усвоение программного материала по различным предметам вызывает затруднения у большинства трудных подростков в связи со слабым развитием мышления и памяти, отсутствием навыков учебной деятельности, большое значение в приобретении знаний имеют дополнительные занятия. Посещая учебные занятия во второй половине дня, подросток имеет возможность прослушать более подробное объяснение непонятого материала, многократно его повторить, отработать алгоритм выполнения той ли иной задачи или упражнения. Дополнительные занятия также должны способствовать снятию «синдрома неудачника» у трудного подростка.
Одним из важнейших принципов работы с трудными подростками стала опора на положительные качества. Для взрослого человека (родителя или учителя) недопустимо категорическое осуждение, высказывание окончательно мрачных прогнозов относительно трудного подростка. Поэтому в плане работы школы для развития педагогической компетентности в области работы с трудными учащимися были проведены тематические педсоветы «Особенности психологического развития подростков», «Обязанности и права члена педагогического коллектива», «Использование новых педагогических технологий как средство развития мотивации к обучению». В рамках работы Школы молодого педагога было проведено тематическое занятие «Проблемы дисциплины на уроке». Умение видеть положительное в поведении ребенка, опираться и развивать это хорошее должно лежать в основе любой педагогической деятельности, особенно в работе с трудновоспитуемыми учениками.
Большое значение в деле социализации трудных подростков, формировании их будущих жизненных устремлений имеет работа по профориентации. В нашей школе работает профориентационный кабинет, оформлен стенд с адресами средних профессиональных заведений СВАО. Для ребят 8-10-х классов мы организуем встречи с представителями различных профтехучилищ, колледжей. В рамках профориентационной работы для учеников 8-10-х классов есть элективный курс «Я и мой профессиональный выбор», рассчитанный на 17 часов. Занятия проводит школьный психолог, итоговая работа ребят – формирование ими собственного портфолио с результатами психологического тестирования и анкетирования, а также рекомендациями по развитию личности. Следует отметить, что практически все учащиеся с интересом посещают занятия этого элективного курса, участвуют в акции «Профессиональный выбор», организованной силами центра «Ориентир».
Немаловажным направлением в деле восстановления социального статуса трудновоспитуемого подростка в коллективе сверстников стало вовлечение трудных подростков в общественно значимую деятельность – субботники, проведение общешкольных традиционных праздников (праздничные концерты, Новый год, День города, Масленица), участие в спортивных соревнованиях по футболу, теннису, волейболу и баскетболу, посещение экскурсий и музеев. Большую роль в приобщении подростков к общественной деятельности играют мероприятия военно-патриотического характера, в частности, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, смотры строя и песни.
Следует отметить, что трудновоспитуемость детей и подростков проявляется не только в низкой успеваемости, плохом поведении, агрессивности, мелких правонарушениях, но и в таких социальных пороках, как курение и алкоголизм, поэтому для предупреждения привычки к курению, влечения к алкоголю и токсическим средствам для учащихся 7-8-х классов силами центра «Дети улиц» был проведен цикл лекций по профилактике курения. Большое впечатление на учеников 9-х классов произвело посещение в библиотеке №110 выставки восковых фигур с последующим просмотром видеофильма о губительном воздействии наркотиков на организм человека, которые также были организованы центром «Дети улиц». Наши ученики в этом году принимали участие в интерактивных играх «Шкала времени» и «ВИЧ-СПИД», врачи наркологического диспансера №13 провели в старших классах беседы и лекции, Институт гигиены организовал для учеников 8-9-х классов лекции на темы «Общая гигиена учащихся», «Обо мне».
В качестве еще одного из звеньев системы комплексной работы с трудными детьми и подростками в школе в 2003 году был создан совет по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который вошли директор школы Л.Фролова, представители администрации школы, педагогического коллектива, родительской общественности, а также сотрудники отделения внутренних дел. В заседаниях в случае необходимости принимают участие сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних. В своей работе совет использует разнообразные формы как профилактического, так и коррекционного характера, проводит правовую просветительскую работу. Главной содержательной стороной этого вида деятельности стало разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей учащихся, детей и родителей, проведение встреч с инспектором ОДН ОВД «Бабушкинский», лекции с участием работников органов правопорядка на темы «Международная конвенция ООН «О правах детей», «Право и ответственность школьников», школьные дни правовых знаний. В школе также работает кружок правовых знаний. Работу в этом кружке возглавляет судья федерального значения М.Каменская. Во время занятий кружка затрагиваются вопросы, связанные с правами и обязанностями несовершеннолетних, разбираются конкретные жизненные ситуации и возможные выходы из них. Приглашение на индивидуальное собеседование (первичное или повторное) подростков и их родителей также стало еще одной формой работы совета.
Известно, что неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей (равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи) создают ту неблагоприятную микросреду, которая становится одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков. Поэтому задачу профилактики и реабилитации трудных детей мы понимаем не только как работу с учащимися, но и как работу с родителями для создания благоприятной среды в семье. Как показывает практика, положение подростков в неблагополучных семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основной метод наказания подростков, дополняющий оскорбления, брань и угрозы, – телесные наказания. Поэтому на заседания совета приглашаются родители из социально неблагополучных семей. Совет имеет право, защищая ребенка и напоминая родителям о конституционных обязанностях, посещать неблагополучные семьи для анализа ситуации и при необходимости направлять информацию о неблагополучных семьях в органы опеки и попечительства управы района и ПДН ОВД по месту жительства, ходатайствовать о принятии мер административного воздействия.
Подводя итоги, отмечу, что, несмотря на всю выстроенную в школе систему работы по профилактике правонарушений учащимися, главным в нашей практике остается вера в доброе начало в ребенке, проявление понимания и терпимость к его поведению, интерес к его судьбе. Ведь еще А.Сухомлинский призывал всех нас быть творцами нравственных достоинств ребенка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребенке все хорошее. Никогда нельзя спешить с разоблачением отрицательных, предосудительных поступков ребенка, выставлять его перед коллективом со всеми его недостатками. Пусть ребенок проявит внутренние духовные силы для преодоления своих недостатков, пусть коллектив видит в нем прежде всего хорошее.
Жанна ЧИГАРЬКОВА, директор ДЮЦ «Северный»:
– Дети в любом возрасте должны видеть внимание и заботу взрослых. Но, к сожалению, многие дети остаются один на один со своими проблемами.
Быстрый рост информационных технологий, развитие технических средств, формирование определенного культурного пространства со «своими правилами игры» подчас приводят к тому, что родители и дети в прямом смысле слова разговаривают на разных языках.
Такие факты, как рост беспризорности, проявления жестокости, суицид среди подростков, призывают нас, взрослых, принимать экстренные меры, чтобы построить «мост взаимопонимания» между самыми родными и близкими людьми.
Из общения с родителями и детьми, а также на основании полученных результатов опросов и диагностики детско-родительских отношений, проведенной совместно с психологами, обнаружились такие проблемы:
– недостаточный уровень, а в некоторых случаях и полное отсутствие взаимодействия в семьях между родителями и детьми;
– низкий уровень коммуникативных навыков не только у детей, а также и у ряда родителей;
– неразвитость социального интеллекта у родителей (то есть «способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере и в семье»).
Стало очевидным, что родителям и детям не хватает общего дела (на основе общности интересов всех членов семьи), которое по меньшей мере послужило бы основой партнерских отношений, а в дальнейшем способствовало сплочению семьи. Именно эти принципы легли в основу новой воспитательной системы, реализуемой педагогами ДЮЦ «Северный».
Мы считаем, что система дополнительного образования как нельзя лучше подходит для создания такой детско-взрослой общности. Сверхзадача, стоящая перед педагогом в данном случае, состоит в том, чтобы помочь родителям установить партнерские отношения с детьми, мотивировать их на реализацию общего ДЕЛА, то есть эмоционально зажечь всех участников проекта и затем поддерживать в них дух сотворчества, соучастия, сопереживания и радости от процесса и достигнутого результата. Именно это и будет способствовать формированию семейных ценностей и укреплению основ семьи, а значит, поможет детям чувствовать себя не «лишними», а равноправными участниками общества.
Как показывает опыт работы педагогов Центра «Северный», наиболее активное сотрудничество возникает в группах родителей дошкольного и младшего школьного возраста. Референтные группы родителей детей среднего возраста уже не так многочисленны. Устойчивый интерес родителей к занятиям детей проявляется лишь в том случае, если ребенок участвует в конкурсах, соревнованиях, принимает участие в концертной деятельности. Ну а родителей детей и подростков 13-18 лет мы видим только на родительских собраниях, да и то, к сожалению, не всех. Конечно, я сейчас говорю об основной массе воспитанников.
Проанализировав результаты социологических исследований, мы пришли к выводу, что необходимо найти новые формы деятельности, объединяющие родителей и детей, особенно подросткового возраста. Одной из форм такого взаимодействия мы считаем создание клубов при различных объединениях. Так, при нашем центре создан и успешно действует гольф-клуб. Конечно, в силу специфики этого вида спорта клуб немногочисленный. Но силами энтузиастов мы регулярно проводим открытые мастер-классы, соревнования, как на улице, так и в помещении, которые собирают много людей, в прямом смысле слова «не проходящих мимо». Потому что пройти мимо красивых зеленых газонов и лунок разнообразной конструкции практически невозможно. И вот уже и взрослые, и дети с азартом гоняют мяч по полигону.
Основной профиль деятельности нашего центра – туристско-краеведческая направленность. Поэтому, конечно, мы стараемся заинтересовать родителей и в этом направлении, начиная с семейных викторин по истории Москвы, государства и заканчивая серьезными исследовательскими работами по программе «Отечество» в номинации «Моя родословная», совместными экологическими и краеведческими проектами. Наш центр в течение всего года проводит соревнования по программе «Школа безопасности», на которые приезжают команды со всего округа. В среднем каждый месяц в соревнованиях участвуют около 200 детей. Учитывая специфику разных этапов, которые связаны с действиями в экстремальных условиях, в первую очередь в эту программу вовлекаются активные, динамичные, бесстрашные ребята, которые в школах порой становятся неформальными лидерами. И конечно, детям нашего округа повезло, что в нашем центре работают молодые, творческие, активные инструктора детско-юношеского туризма. «Всемогущий» инструктор, который несет свой рюкзак и еще помогает другим, который по невидимым горным тропинкам выводит группу к самому синему морю и который вечером у костра поет «как умеют любить сердца», и есть тот объединяющий стержень, тот первый камень в основании новых, партнерских, взаимоотношений взрослый – ребенок. Потому что педагог дополнительного образования – это не экзаменатор, не надсмотрщик, устанавливающий свои правила игры, а талантливый, творческий человек, идущий РЯДОМ!
Одним из направлений работы с трудными подростками стала спортивная работа: в нашем центре работают объединения 10 направлений – от футбола до гольфа. Наши футболисты и хоккеисты, а это в основном подростки 12-17 лет, – призеры окружных соревнований. Совместно с муниципалитетом мы постоянно проводим спортивные соревнования, конкурсы, привлекаем для этого молодежные организации, родителей, комиссию по делам несовершеннолетних, чтобы поднять в районе престиж здорового образа жизни. По состоянию на 31. 12.2009 г. в нашем районе на учете в КДН и ЗП состояли 17 несовершеннолетних и 12 неблагополучных семей (в которых 24 ребенка), 10 детей из них занимаются в различных секциях и объединениях, в том числе и в нашем центре. Вратарь сборной по футболу в составе команды района занял 3-е место в городских соревнованиях. Педагог дополнительного образования – тренер по футболу с этого года включен в состав комиссии по делам несовершеннолетних, что помогает напрямую привлекать детей в спортивные секции.
Но мы не останавливаемся на достигнутом. С этого года мы в рамках военно-патриотической работы готовим цикл мероприятий для детей «группы риска» для приобщения их к духовно-нравственным, культурным и моральным ценностям.
Конечно, мы ищем новые области, в которых интересы детей и родителей могли бы пересекаться. В век развития современных технологий такой областью стало техническое творчество. Создание макетов железных дорог, автомобилей, самолетов, военной техники, роботов – от бумажных самолетиков до радиоуправляемых моделей, обсуждение их технических характеристик, создание различных полигонов – это предмет встречи членов нашего нового клуба «RС Гараж 713». Здесь интересы родителей (в основном это папы) и детей настолько переплетаются, что уже непонятно, кому гонки по трассе приносят больше радости – папе или ребенку.
Мы, конечно, делаем только первые шаги в создании равноправной, социально значимой детско-взрослой общности. Но даже эти скромные результаты обнадеживают – общение необходимо и детям, и взрослым. И в какой бы области дополнительного образования ни развивалось сотворчество, оно поможет детям найти себя, а родителям – не потерять детей.
Типы программ проблемных подростков
Типы программ проблемных подростков
Если у вас проблемный подросток и вы хотите найти профессиональную помощь, школьные консультанты, семейные врачи или другие лица могут посоветовать вам найти программу помощи подросткам для вашего ребенок . Это нелегко сделать, и может быть очень трудно решить, какие виды программ существуют и какая из них подойдет вашему ребенку. Help Your Teen Now — это некоммерческая группа защитников интересов родителей, цель которой — помочь родителям проблемных подростков найти лучшие условия.
Прежде чем вы сможете выбрать подходящее учреждение, рекомендуется узнать больше о существующих типах проблемных подростковых программ .
Лагеря в дикой природе
Это краткосрочные терапевтические лагеря, которые работают от нескольких недель до нескольких месяцев. Как правило, в более примитивных условиях подростки удаляются из их нынешней негативной среды дома и школы и живут на открытом воздухе. Опытные лидеры, гиды и консультанты учат подростков самостоятельности, разбивают лагерь, готовят еду, выполняют работу по дому и наслаждаются красотой природы.
Пешие прогулки, скалолазание, катание на лодках, рыбалка и многое другое обычно являются частью повседневной жизни в лагере дикой природы. Эти программы отлично помогают проблемным подросткам начать работать над своими проблемами и принять решение стремиться к долгосрочным изменениям. Лагеря в дикой природе обычно не имеют академического компонента.
Учебные лагеря поведения
Подобно лагерям дикой природы, эти краткосрочные программы часто имеют военный аспект. Эти программы проводятся по структурированному графику и в чем-то напоминают военный учебный лагерь по жаргону и рейтингам. Эти программы часто включают в себя интенсивный компонент фитнеса, а также терапию и занятия.
Учебный лагерь по поведению, идеально подходящий для краткосрочных изменений, может стать хорошим стартом для проблемных подростков, которым трудно заставить себя измениться. Поведенческие учебные лагеря обычно не имеют академического компонента.
Стационарные лечебные центры
Это долгосрочные учреждения, где подростки могут получить клиническую и медицинскую помощь в связи с проблемами, требующими ее, такими как синдром дефицита внимания, расстройства пищевого поведения или злоупотребление психоактивными веществами. Стационарные лечебные центры могут быть краткосрочными или долгосрочными. В долгосрочных учреждениях есть образовательный компонент, где обученные учителя работают с подростками, чтобы не отставать от учебы.
Многие интернатные лечебные центры имеют структурированные мероприятия и компоненты для отдыха, чтобы помочь каждому подростку в изменении поведения. Терапия здесь составляет большую часть дня подростка, с групповыми и индивидуальными терапевтическими сеансами для решения проблем подростка.
Терапевтические школы-интернаты
Как и лечебные центры-интернаты, терапевтические школы-интернаты представляют собой долгосрочные учреждения помощи подросткам, которые работают как школа, с большим количеством учеников, регулярными занятиями, лицензированными учителями и многим другим. Терапия также играет большую роль, с индивидуальной и групповой терапией несколько раз в неделю.
В программах, подобных этой, предусмотрено множество внеклассных мероприятий, которые могут варьироваться от традиционных школьных клубов, таких как драма и дебаты, до более необычных, таких как верховая езда и катание на лыжах.
Позвольте нам помочь
Help Your Teen Now предлагает обширные ресурсы, призванные помочь таким родителям, как вы, выбрать лучшее учреждение для нужд вашего подростка . Мы готовы поговорить с вами о том, что происходит с вашим ребенком, и предложить варианты того, что вы можете сделать для своего подростка. Вам не нужно начинать поиск центра помощи подросткам самостоятельно — позвольте Help Your Teen Now стать вашим партнером в поиске подходящего места, чтобы помочь вашему ребенку выздороветь.
Как вести себя с трудным подростком: наши лучшие советы
Главы
1. Как вы ведете себя с трудным подростком?
2. Какой самый трудный возраст для подростка?
3. Почему подростки становятся трудными?
4. Как помочь подростку, который не хочет помощи?
5. Как наказать непокорного подростка?
Все мы когда-то были подростками, и мы все можем общаться. Однако для некоторых этот период является самой трудной частью родительской жизни. Некоторые родители проходят через это, но большинство из нас беспокоятся о том, как лучше всего справиться с этим этапом в жизни наших детей, и вынуждены признать тот факт, что у нас может быть трудный подросток!
Читайте дальше, чтобы узнать, что мы предлагаем вам, чтобы пройти через этот период жизни вашего подростка.
Как справиться с трудным подростком?
В современной жизни родители часто чувствуют себя виноватыми. Тем более, если у вас трудный подросток.
Вы можете часто задавать себе следующие вопросы, чтобы объяснить поведение вашего подростка: «Это потому, что я работаю родителем неполный рабочий день?» или «Это потому, что я мать-одиночка? Это потому, что я слишком много работаю?»
Первое, что нужно сделать, это перестать смотреть на себя и начать смотреть на них. Как бы они ни испытывали ваше терпение и не раздвигали границы, постарайтесь не злиться 😡. Слушайте их, будьте рядом с ними и позволяйте им совершать ошибки. Мы все так учимся, не так ли?
Помните, что ваши подростки все еще дети, и они все еще учатся, поэтому подавайте пример. Вы не можете ожидать, что они извинятся, если вы никогда не извинитесь перед ними! И вы не можете ожидать, что они будут проводить время без своих мобильных телефонов, если вы этого не сделаете.
Какой самый трудный возраст для подростка?
Самый трудный возраст с точки зрения воспитания – это когда ребенку около 14 лет или середина подросткового возраста.
Это возраст, когда они хуже реагируют на наказания и больше смущаются. Вероятно, это будет из-за того, что вы сделали. Не обижайтесь, просто постарайтесь ограничить такие ситуации. Мы знаем, что это тяжело! 😊
Это также время, когда они более склонны к риску. Исследования показывают, что они больше рискуют, когда находятся со своими друзьями. Попытайтесь научить их тому, каким должен быть хороший друг: веселым, внимательным, поддерживающим и беспроблемным. Если всегда есть проблемы с дружбой, это, вероятно, не очень хорошо! 😟
Почему подростки становятся трудными?
Первое, что нужно сделать, это понять, что подростки мыслят иначе, чем их родители. На самом деле лобная кора их мозга еще не полностью сформирована.
Это часть мозга, которая помогает нам принимать решения, управлять своими эмоциями и поведением. Так что часть этого биологическая.
Другая причина может быть социальной. Какие внешние факторы вызывают у них затруднения? Над ними издеваются? Могут ли у них быть тревога, депрессия или другие проблемы с психическим здоровьем? Есть ли у них хорошие образцы для подражания и люди, которым они могут доверять? Хорошо ли они едят 😋, хорошо спят 🛌и регулярно занимаются спортом?🏃
Как помочь подростку, который не хочет помощи?
Мы думаем, что самое сложное в отношениях с трудным подростком — это когда ему не нужна твоя помощь.
- Постарайтесь набраться терпения и дайте им понять, что, когда они будут готовы к разговору, вы всегда рядом. Держите линии связи открытыми, даже если они односторонние.
- Предоставьте им информацию о ресурсах, которые они могут использовать, если захотят связаться с кем-то еще. Существует множество служб охраны психического здоровья и телефонных линий помощи, если это проблема.
- Моделируйте хорошие дружеские отношения. Следите за людьми, с которыми они общаются в школе и за ее пределами.
- Не скрывайте свои эмоции. Вот почему они могут скрывать свое от вас!
Как наказать непослушного подростка?
Существует множество типов родителей и множество способов дисциплинировать вашего подростка. Мы думаем, что излишняя строгость по отношению к трудному подростку может привести к разочарованию из-за отсутствия свободы. Это может заставить их бунтовать и ломать любые границы, которые ставятся на их пути.