Как повысить самооценку подростка: 5 советов для повышения самооценки подростка

Как помочь подростку стать увереннее в себе

28 марта Жизнь

Помогите ему сейчас, чтобы снизить риск депрессии и зависимостей в более позднем возрасте.

Ия Зорина

Автор Лайфхакера, атлет, КМС

Почему подростки страдают от неуверенности в себе

Подростковый период начинается примерно в 10–12 лет и продолжается до совершеннолетия.

В это время в жизни молодых людей происходят значительные изменения: меняются тело и мышление, возрастают ответственность, самостоятельность и уровень стресса. Но хоть тинейджеры уже во многом напоминают взрослых, их мозг ещё недостаточно развит.

Так, в книге «Биология добра и зла: Как наука объясняет наши поступки» нейробиолог Роберт Сапольски рассказывает, что у подростков в полной мере сформирована лимбическая система, ответственная за эмоции. А вот лобная кора — структура, способная обуздать накал страстей с помощью рациональных суждений, ещё только на подходе.

Из‑за этих особенностей тинейджеры переживают всё гораздо острее, чем дети и взрослые. Они более восприимчивы к выражению эмоций на лицах, им сложнее справиться со своими чувствами и найти разумное объяснение поступков.

Более того, в этот период могут проявиться все нерешённые психологические проблемы прошлых лет.

Ксения Несютина

Детский психолог

Подростковый возраст — это финальная сборка личности, во время которой могут активизироваться все непрожитые психологические кризисы и травмы. Например, в 12–13 лет ребёнок может стать непослушным и упрямым, как трёхлетка, устраивать истерики из‑за ерунды, проявлять агрессию.

Даже уверенные в себе дети рискуют превратиться в тревожных подростков. А уж если родители не позаботились о самооценке ребёнка, гормональные бури юности могут и вовсе выбить его из колеи.

Почему важно помогать подросткам развивать уверенность в себе

Неудачи вроде безответной любви или провала на соревнованиях могут сильно ударить по уверенности в себе и подорвать самооценку. А ещё — заставить пессимистично смотреть на себя, собственные возможности и мир вокруг.

В то же время развитие уверенности, напротив, поможет пройти через сложный период с минимальными потерями.

Вот на что способен уверенный в себе подросток:

  • Совершить смелый поступок, чтобы добиться своих целей. Например, пойти на прослушивание или сделать первые шаги в отношениях.
  • Принимать важные решения, опираясь на свой опыт и желания, а не на чужое мнение.
  • Выстраивать здоровые дружеские и романтические отношения, не страдать от одиночества.
  • Говорить «нет», несмотря на давление сверстников. Например, отказаться от приёма запрещённых веществ или участия в рискованной затее.
  • Не стать жертвой буллинга, сохранить самоуважение, даже попав в общество недружелюбно настроенных сверстников.
  • Хорошо справляться со стрессом.

Как помочь подростку развить уверенность в себе

Есть несколько способов — все они требуют от родителей чуткости и последовательности.

Перестаньте оценивать и проявите интерес

Если родители интересуются своим ребёнком, они пытаются понять, какой он, что чувствует, что любит, к чему имеет склонность. В таком случае подростку не объявят, что его увлечение — бессмысленное и «лучше бы он делом занимался», не выскажутся в презрительной манере о его стиле в одежде или музыке, которая ему нравится.

Если же родители привыкли оценивать ребёнка, они не замечают, какой он на самом деле, и не интересуются им. В голове взрослого человека уже есть готовый образ, какими должны быть дети, и любые несоответствия ему наказываются критикой.

Ребёнок постоянно слышит: «Ты не такой, у тебя не получается, ты делаешь не так, как надо». Понятно, что настоящий человек не похож на образ в голове его матери или отца, и такие сравнения сильно подрывают самооценку, мешая познавать себя.

Ксения Несютина

Люди с хрупкой самооценкой сильно зависят от мнения других. Им кажется, что окружающие постоянно их оценивают. Они и сами не умеют искренне интересоваться людьми, а лишь выставляют им баллы, как привыкли с детства.

Чтобы защитить своего подростка от такой жизни, не пытайтесь подогнать его под образ, выстроенный в вашей голове. Откажитесь от мыслей о том, каким он должен быть, и попытайтесь увидеть, кто он есть на самом деле.

Научите правильно относиться к успехам и неудачам

Многие убеждения о себе подростки черпают из семьи. Поэтому очень важно правильно реагировать на поведение детей, особенно в моменты, когда у них что‑то не получается.

Чтобы помочь подростку сформировать правильное отношение к происходящему и проще переживать неудачи, сделайте следующее:

  1. Откажитесь от критики. Перестаньте винить и ругать за провалы и неудачи. Это не добавит уверенности и не повысит мотивацию.
  2. Дайте понять, что ошибки — это не смертельно. Расскажите, что поражения и промахи — нормальная часть жизни. Нужно только понять, что пошло не так, и в следующий раз учесть этот опыт.
  3. Поощряйте старания не меньше, чем победы. Объясните, что есть множество факторов и обстоятельств, неподвластных человеку, и учесть их все невозможно. Поэтому поражения всегда будут, полностью защититься от них не получится, и это нормально.
  4. Научите относиться к себе с любовью и состраданием. Объясните, что вне зависимости от обстоятельств важно обходиться без жёсткой критики и оскорблений в свой адрес. Если подросток ругает себя за провал, попросите его представить, что бы он сказал в такой же ситуации своему лучшему другу. Разве он назвал бы его тупицей и неудачником?

Помогайте развивать новые навыки и умения

Самооценка — это не какая‑то стабильная вещь или неизменный рейтинг. Если подросток знает, что он хорош в какой‑то сфере, например смешно шутит или отлично рисует, блестяще решает примеры или хорошо бегает, это может стать базой для развития уверенности в себе.

Ксения Несютина

Люди нередко обесценивают собственные навыки и достижения. Признают свои способности бесполезной ерундой или считают, что так могут абсолютно все. Если вы замечаете, что подросток что‑то делает хорошо и получает от этого удовольствие, — говорите ему об этом.

Отмечайте хорошее, даже если это какие‑то незначительные на первый взгляд бытовые вещи: «Кажется, тебе нравится петь», «Ты такой счастливый, когда приходишь с прогулки», «Какие классные фигуры ты нарисовал, что это?».

Благодаря вашим комментариям подросток учится понимать, что ему нравится, что получается хорошо. Ваша задача — помочь ему заметить это и развить свои таланты.

Поощряйте его пробовать разные спортивные секции, заниматься искусством, осваивать языки, программирование или что‑то другое — всё, что его заинтересует. Успехи в избранном деле помогут подростку обрести уверенность в своих способностях, сформируют более позитивный взгляд на себя.

Ещё один хороший вариант — помощь другим. Предложите подростку поучаствовать в волонтёрской деятельности, позаботиться о братьях и сёстрах, сделать что‑то полезное для родителей. Когда человек видит, что может принести пользу, он начинает ценить себя больше.

Станьте хорошим примером

Несмотря на то, что подростки много времени проводят со сверстниками и нередко заводят себе кумиров среди знаменитостей, родители всё же имеют на них огромное влияние.

Если вы учите ребёнка верить в свои силы и относиться к себе с любовью и состраданием, но при этом сами ругаете себя на чём свет стоит за любую оплошность, он с большой вероятностью скопирует то, что видит.

Станьте для подростка моделью положительного поведения. Не скрывайте свои ошибки, провалы и переживания и тревоги. Покажите, как вы с ними справляетесь. Например, расскажите о том, как переживаете перед серьёзной встречей, но хорошо готовитесь, чтобы выступить блестяще.

Если вы расстроены и подавлены, объясните, как вы с этим справляетесь: как принимаете свои сильные и слабые стороны, стараетесь относиться к себе бережно, с любовью и состраданием.

Какие психологические техники можно попробовать

На сайте Positive Psychology предложили пять конкретных психологических техник, которые могут помочь подростку укрепить самооценку и уверенность в себе.

Аффирмации

Аффирмация — это короткое позитивное утверждение, которое работает как небольшое самовнушение и может хорошо сказаться на самооценке.

Правильная аффирмация:

  • Короткая, конкретная и начинается с «Я».
  • Содержит только утвердительные фразы, без частицы «не». Например, вместо того чтобы говорить «Я не боюсь самовыражаться», можно сказать «Я уверенно делюсь своим мнением».
  • Формулируется в настоящем времени.
  • Содержит слово, описывающее ощущение.
  • Касается человека и его поведения, а не других людей. Например, не «Меня с интересом слушают» а «Я рассказываю увлекательно».

Помогите подростку составить список целей, которых он хочет добиться. Пусть напишет их на листе и повесит на видном месте.

Ориентируясь на намеченные цели, помогите ребёнку составить несколько аффирмаций и скажите, что их нужно будет повторять несколько раз в день. Например, сразу после пробуждения и перед сном, а также на перемене в школе или в другое конкретно заданное время дня.

Попросите тинейджера пофантазировать — представить, что он уже достиг своих целей. Пусть попробует описать, какие эмоции он испытывает во время этого упражнения.

Также научите ребёнка отслеживать прогресс. Например, в конце каждой недели или месяца отмечайте на листе, чего удалось добиться.

Список уверенности в себе

Этот инструмент поможет исследовать свои чувства и подготовиться к испытаниям.

Для начала попросите подростка вспомнить ситуацию, в которой он чувствовал себя уверенно. Используйте следующие вопросы:

  1. Что это за ситуация?
  2. Что ты говорил себе в тот момент? Какие мысли у тебя возникали?
  3. Какие ощущения были в теле? Что ты чувствовал?
  4. Что ты делал в итоге?

Затем попросите вспомнить какой‑нибудь случай, когда подросток чувствовал себя неловко, был смущён или расстроен. Используйте те же четыре вопроса.

Вместе проанализируйте два получившихся списка и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие положительные моменты из первой ситуации можно использовать, чтобы в сложный момент напомнить себе о своих сильных сторонах?
  2. Что можно сделать, чтобы чувствовать себя более уверенно? Например, создать визуализацию своих ощущений из первой ситуации.
  3. Что можно сделать по‑другому в следующий раз, когда снова возникнет неуверенность? Какие действия придадут сил?

Это упражнение поможет подростку понять, что даже в сложной ситуации своими чувствами и действиями можно управлять.

Сильные стороны

Это упражнение поможет обнаружить сильные стороны. Предложите подростку:

  1. Вспомнить случай, когда он был на высоте. Например, с блеском решил какую‑то проблему или сделал что‑то, чем до сих пор гордится. Пусть запишет эту историю.
  2. Выделить сильные качества, которые он проявил в тот момент. Пусть подросток постарается живо воссоздать свой опыт в сознании и напишет, каков был его вклад в ту историю и что он испытывал в процессе.
  3. Перечитать написанное и подчеркнуть или выделить цветом слова и фразы, связанные с его личными сильными сторонами.

Мои победы

Этот инструмент особенно хорош для творческих людей. Предложите подростку создать коллаж из рамок и вписать в них сильные стороны, достижения или качества, которые он в себе ценит.

Можете сделать такой проект на бумаге, используя краски и фломастеры, или составить его в программе для дизайна с помощью готовых шаблонов и картинок.

Вы можете вместе выбрать конкретную тему для коллажа. Например, предложите подростку написать причины, по которым он — хороший друг, сын или дочь, ученик и личность в целом.

Что надо успеть до того, как ты умрёшь

Это упражнение помогает выделить значимые цели, связанные с персональными ценностями. Можете выполнять его вместе со своим ребёнком — это будет полезно для обоих.

Чем чётче подросток будет понимать, к чему он стремится, тем больше усилий сможет приложить для достижения желаемого. Это, в свою очередь, поможет ему заметить свой успех, который станет фундаментом для уверенности в себе.

  1. Разделите лист на три колонки или сделайте электронную таблицу.
  2. Попросите подростка записать в первую колонку то, чего он хотел бы добиться до того, как умрёт. Чтобы избежать слишком больших и сложных целей, поставьте условие — это должно быть выполнимо за один год.
  3. Пусть ребёнок пропишет во второй колонке личную мотивацию для каждой из поставленных целей. Почему это важно для него? Как это поможет ему наполнить жизнь смыслом?
  4. В третьей колонке попросите подростка определить значимость всех пунктов из второго столбца. Пусть использует шкалу от 0 до 10, где 0 — вообще не значимые вещи, а 10 — чрезвычайно важные.

В конце упражнения у вашего подростка будет список значимых жизненных целей — первая ступенька на пути к уверенности к себе.

Читайте также 🧐

  • Как помочь подростку выбрать профессию, если мы не знаем, каким будет рынок труда через 3–5 лет
  • Как похудеть подростку и не испортить при этом здоровье
  • Что происходит с мозгом подростков

«Как помочь подростку с заниженной самооценкой» • Дорога к дому

В наше время родители часто сталкиваются с проблемой низкой самооценки своего ребёнка, особенно это касается девочек подростков. Как родителям разобраться откуда возникает эта проблема берётся, а главное – как помочь подростку повысить самооценку? Ответы на эти вопросы Вы найдете в статье психолога проекта «Выбери жизнь» Фонда «Дорога к дому» Виктории Никитиной.

 

Источник фото

Подростковый возраст — очень сложный и важный период развития личности, период ее становления. Меняется не только тело ребенка, меняются все психологические составляющие личности, закладываются новые системы ценностей, приоритетов, целей. Этот процесс преобразования сопровождается активным поиском, наполненным экспериментами, успехами и ошибками.

В этот период родителям особенно важно создать условия подростку для формирования полноценной, социально-активной личности с адекватной самооценкой.

Особенно обостряется чувство заниженной самооценки в подростковом возрасте на фоне развития выдуманных комплексов и недостатков. Если вовремя не объяснить сыну или дочери, как правильно оценить свои данные и возможности, то негативный отпечаток может остаться на всю жизнь. В такой период родители должны быть особенно внимательными, чтобы вовремя распознать проблему и помочь избавиться ребенку от внутренних комплексов.

Если самооценка подростка занижена – это приводит к неуверенности в себе, робости, невозможности реализовать свои способности. Такая оценка проявляется в высказываниях вида: «У меня это никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что…» и т. п.

Причины заниженной самооценки у подростков

· неблагополучные родители или другие лица, которые играют влиятельную роль в их жизни

· стрессовые жизненные события

· травма или оскорбления

· плохая успеваемость в школе

· плохое отношение со стороны сверстников

· одиночество

· отсутствие возможности присоединиться к референтной группе;

· постоянная критика

· завышенные требования и т.д.

 

Источник фото

Подростку необходимо иметь положительное представление о себе. Это является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Если у ребенка отрицательная самооценка, то он способен находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия.

Правила при общении с подростком, которые помогут поднять их самооценку:

  1. Исключить необоснованную критику. Чтобы указать ребенку на ошибку, критика должна быть направлена именно на его поступки, а не на личность.
  2. Признание личности ребенка. Следует предоставлять детям возможность принимать самостоятельные решения, озвучивать свое мнение, иметь личные интересы.
  3. Регулярная похвала. Дети нуждаются в постоянном одобрении своих достижений, поэтому их необходимо хвалить как можно чаще — это придаст им веры в собственные силы и укрепит ощущение своей значимости в семье. В случае если у школьника что-то не получается, не стоит его ругать, лучше предложить помощь и попытаться развить его таланты в другой сфере.
  4. Помощь в самореализации. Иногда в школе дети не могут самореализоваться, так как не попадают под стереотипы данного коллектива.
    Родители должны предложить своему чаду посещать какую-либо спортивную секцию или кружок, чтобы он мог познакомиться с новыми людьми и реализоваться в другом коллективе на основе собственных интересов. При этом выбрать занятие должен сам подросток.
  5. Научить говорить «нет» при необходимости. Дети с низкой самооценкой фактически не умеют отказывать другим, так как хотят ощутить свою значимость. Но иногда их просто используют в корыстных целях, что не имеет ничего общего с уважением. Необходимо научить ребенка говорить «нет» в таких ситуациях и помочь распознать недоброжелателей, обсудив с ним конкретный случай.
  6. Оказывать поддержку и проявлять уважение. Если проблема низкой самооценки сохраняется у подростка на протяжении длительного времени, то избавиться от неуверенности поможет психолог или психотерапевт. Отсутствие своевременной корректировки поведения может стать причиной усугубления комплекса неполноценности и перерасти в депрессию или неврозы.

Добавить комментарий