Методика «Автопортрет» как метод диагностики взаимоотношений у детей больных ДЦП // Психология телесности: теоретические и практические исследования
Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследований ситуации ребенка, больного детским церебральным параличом, и его взаимоотношений в семье с помощью методики «Автопортрет».
Рубрика издания: Измерения психологического аспекта телесности
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Тимофеева И.В. Методика «Автопортрет» как метод диагностики взаимоотношений у детей больных ДЦП // Психология телесности: теоретические и практические исследования.
Фрагмент статьи
Сохранение здоровья и ощущения благополучия возможно лишь при достаточной адаптированности к социальной и природной среде, при непрерывно протекающих процессах адаптации.
В раннем детстве у человека возникает «чувство неполноценности». Он пытается найти средства, чтобы избавиться от этого чувства и не допустить разоблачения своей несостоятельности. Таким средством является бессознательное продуцирование самим индивидом невротических симптомов, помогающих ему добиться своих целей: уклониться от принятия важных для него, но чреватых риском решений, избегать ситуаций, которые могли бы заставить его еще более усомниться в своих силах, привлечь к себе внимание, сохранить и даже повысить самооценку («чего бы только я не добился, если бы не болезнь»). С другой стороны, ему обязательно надо самоутвердиться, подчинить остальных своей воле, обрести над ними власть и тем самым компенсировать чувство неполноценности [1].
Полный текст
Чувство благополучия весьма значимо для всего внутреннего (субъективного) мира личности. Не случайно понятие благополучия выступает центральным в определении здоровья, данным ВОЗ.
Сохранение здоровья и ощущения благополучия возможно лишь при достаточной адаптированности к социальной и природной среде, при непрерывно протекающих процессах адаптации.
В раннем детстве у человека возникает «чувство неполноценности». Он пытается найти средства, чтобы избавиться от этого чувства и не допустить разоблачения своей несостоятельности. Таким средством является бессознательное продуцирование самим индивидом невротических симптомов, помогающих ему добиться своих целей: уклониться от принятия важных для него, но чреватых риском решений, избегать ситуаций, которые могли бы заставить его еще более усомниться в своих силах, привлечь к себе внимание, сохранить и даже повысить самооценку («чего бы только я не добился, если бы не болезнь»). С другой стороны, ему обязательно надо самоутвердиться, подчинить остальных своей воле, обрести над ними власть и тем самым компенсировать чувство неполноценности [1].
Хотя компенсация и сверхкомпенсация чувства неполноценности через стремление к превосходству может приносить свои неожиданные плоды, чаще всего, однако, это стремление остается неудовлетворенным, порождая все новые проблемы и резко ограничивая круг интересов личности. Поэтому, как считает Адлер, в жизни человека должны быть иные ориентиры, другой источник душевной энергии. Таким источником является присущая каждому человеку, врожденная потребность ощущать себя частицей мироздания, человечества в целом — «чувство общности».
Эмоциональная составляющая отношения к здоровью полнее всего раскрывается в доминирующем у личности настроении. Повышенное, бодрое, жизнерадостное настроение приводит к повышению жизненного тонуса и психологической устойчивости, защищает от болезней и создает основу для выздоровления у больных. С другой стороны, ощущения своего здоровья, своих душевных и физических сил, телесного благополучия являются очень важным фактором, предрасполагающим к устойчивому, радостному, работоспособному настроению. Настроение отражает особенности телесного, душевного и духовного бытия человека [4].
Телесное бытие (физическое состояние) человека всегда, так или иначе, отражено в настроении. Чувственную основу настроения образуют, согласно С. Л. Рубинштейну, органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слабо локализованные органические ощущения (интероцептивной чувствительности), которые исходят от внутренних органов. «Однако это лишь чувственный фон, который у человека редко имеет самодовлеющее значение. Скорее даже и само органическое, физическое самочувствие человека зависит, за исключением резко выраженных патологических случаев, в значительной мере от того, как складываются взаимоотношения человека с окружающим, как он осознает и расценивает происходящее в его личной и общественной жизни» [9].
Для человека заболевание, кроме объективно обнаруживаемых изменений и вытекающих из них ощущений, связано с целым рядом переживаний. Л.С. Выготский постулировал, что болезнь не является негативным (противоположным) вариантом здоровья и представляет собой специфическое новообразование, развивающееся в соответствии с внутренними закономерностями нарушенной функции.
Детский церебральный паралич (ДЦП), как известно, выявляется у 5-7% всех детей, причем из каждых ста случаев ДЦП тридцать возникают во внутриутробном периоде, 60 – в момент родов и 10 – после рождения. Известно, что ребенок в первое время жизни не воспринимает себя отдельно от матери, он не разграничивает внутренний и внешний мир, Я и не-Я. Можно сказать, что в функционально-психологическом отношении с позиций психоанализа он представляет собой своеобразное продолжение своей матери, находясь в симбиозе с ней. Это самый главный инструмент взаимодействия новорожденного с окружающей средой. Мать воспринимается как часть собственного тела, само тело не имеет ясных границ, ребенок не в состоянии воспринимать свои функции иначе как общим и неспецифическим образом. Мать и ребенок образуют психосоматическое единство. Задача этой диады, где главными функциями выступают питание и уход, создание постнатального климата, в котором ребенок находится под защитой материнской опеки. Опека осуществляется с помощью тесного эмоционального и телесного контакта матери и ребенка, при котором ребенок имеет возможность постепенно выделить себя из симбиоза, воспринять свои потребности и соматические функции, чтобы обрести чувство и сознание собственного тела.
Так, R. Spitz в своих исследованиях госпитализма показал, что дети, в самом раннем возрасте лишенные достаточно эмоционально насыщенного телесного контакта с матерью или другим воспитывающим лицом, после «критического периода» в возрасте шести месяцев вступают в необратимый процесс соматической деструкции. Данный автор видит в этом проявление инстинкта разрушения, высвобождающегося в результате отсутствия любящего объекта. Таким образом, можно предполагать, что развитие основных соматических функций и типов реагирования связано с предпосылкой жизненно важного эмоционально-телесного взаимодействия матери и ребенка в раннем симбиозе. В процессе такого симбиоза ребенок интериоризирует (присваивает) установки и поведение матери по отношению к нему, развивая тем самым соматическое Я. Поэтому, с одной стороны, возникает чувство Я в смысле восприятия собственного соматического существования, с другой – предпосылка для формирования активной коммуникации, т.е. развитие и дифференцирование функций Я.
В работах Г. Аммон указывается на прямую зависимость психологических проблем матери и ребенка. «Мать, которая не смогла найти и развить собственную идентичность в своей семье, имеет нереалистично завышенный образ идеальной матери и идеального ребенка… Такая мать воспринимает собственного ребенка дефектным. Защищаясь от этого, мать навязывает ребенку свое собственное бессознательное требование совершенства, по большей части в форме жесткого контроля всех его жизненных проявлений, в особенности соматических функций. На протест ребенка против этого насилия, оставляющего его потребности неудовлетворенными, мать реагирует непониманием и враждебностью. Лишь соматическое заболевание ребенка позволяет матери подтвердить свое бессознательное идеальное представление о себе как о совершенной матери и наградить за это ребенка действительным вниманием и заботой», — пишет Г.Аммон. При этом, как указывает данная исследовательница, психосоматическое заболевание имеет двойную функцию. С одной стороны, оно дает матери возможность избежать собственного конфликта амбивалентного отношения к ребенку и предоставляет ту форму общения, которая созвучна ее бессознательным опасениям и страхам. С другой стороны, ослабление контроля с позиции матери дает ребенку возможность получить свободу маневра для развития функций своего Я.
Обратившись к проблеме бессознательных механизмов взаимодействия в диаде «мать — ребенок» Г.Аммон обратила внимание на процессы формирования отношений данной диады с другими группами, в первую очередь, с семьей, в которую вошел ребенок. Мать здесь выступает посредником, представляя ребенку внешнюю группу, а окружению – потребности ребенка. Ведь ребенок не только формируется группой, он и сам меняет ее жизненную ситуацию, в которую входит при рождении, уже до рождения влияя на поведение и фантазии членов семьи. Как считает данный исследователь, именно динамика межличностных отношений матери и ребенка в рамках первичной группы (семьи) ответственна за генез психосоматических заболеваний. Так, в проведенных ею исследованиях было установлено, что в симптоматическом поведении ребенка всегда проявляется бессознательный конфликт матери в ее отношениях с ребенком, самой собой и лицами ближнего окружения, который вытесняется и матерью, и семьей. «Психосоматическое заболевание ребенка проявляется всегда, — пишет Г.Аммон, — когда ребенок использовался матерью как инструмент в борьбе со своими неразрешенными конфликтами… Но также и тогда, когда мать воспринимает притязания ребенка на эмоциональное внимание как угрозу собственной личности и эмоционально уходила в себя» [2].
Попытки исследовать ситуацию ребенка, больного ДЦП и его взаимоотношений с семьей были осуществлены нами с помощью методики «Автопортрет». Выборку исследования составили 90 детей и подростков, имеющих нарушения интеллектуальной сферы (группа № 1) и 216 детей и подростков без нарушений (группа № 2), страдающих ДЦП. Половая принадлежность распределилась следующим образом: 70% мальчиков и 30% девочек, что соответствует в целом половому распределению мальчиков и девочек в генеральной совокупности.
Методика «Автопортрет» (К.Маховер) это проективный рисуночный тест, применяющийся с целью диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самоотношение, самооценка, актуальное состояние, невротические состояния тревожности, страха, агрессивности). По определению К. Маховер, автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.
В процессе интерпретации схемы тела можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.
Обработка результатов теста «Автопортрет» проводилась с помощью контент-анализа – подсчета повторяемости изучаемых явлений. Методика выделяет критерии признаков тревожности, агрессивности, депрессивного состояния и наличия страхов; нами подсчитывались частота встречаемости указанных критериев. Считается, что такие «критерии перечисленных признаков отражают существенные стороны содержания, результаты анализа становятся в достаточной мере объективными» [6].
Существует несколько возможных интерпретаций результатов данного теста. В соответствии с целями и задачами нашего исследования мы использовали следующие трактовки. Общая социально обусловленная система значений дает представление о социальном поведении человека: это общественно принятые моторные и физические проявления негативных и позитивных эмоций, установок, контактность, экстра- и интровертированность. Психосоматическая корреляция телесной экспрессии может исходить из собственного специфического опыта индивида, основанного на эмоциональных особенностях, присущих ему лично [5]. Для нашего исследования особое значение имели подобные проекции в соответствии с базовыми личностными особенностями пациентов с ДЦП, способами телесного и эмоционального выражения расстройства. Характер интерпретаций в рамках психосоматического подхода базируется на группировании признаков: тело (центр и средоточие всех побуждений, конфликтов, душевных переживаний), голова и части лица (локализации Я и социальные черты), различные части тела (способ выражения душевных конфликтов и возможностей к адаптации), одежда (отношение к себе и внешние границы), структурные и формальные аспекты, связанные с детализацией рисунка, комментариями, использованием символики. Проекция внутренних конфликтов дает наглядное представление о наличии и динамике депрессивного состояния, страхов, уровня тревожности и агрессивности подростков и детей экспериментальной и контрольной групп.
Рассмотрим результаты теста «Автопортрет», представленные в таблице 1. Как было указано выше, «здоровый симбиоз», обеспечивающий нормальное психическое развитие ребенку, заканчивается максимум к 3 годам [2]. В более позднем возрасте симбиоз с матерью препятствует удовлетворению потребности ребенка в автономии, различению границ Я — не Я, укреплению Эго, способствует формированию беспомощности и связанной с ней тревожности. Происхождение тревоги у подростков с ДЦП можно объяснить, используя в качестве методологической основы теорию O. Ранка. На протяжении всей жизни человек испытывает нормальную тревогу при «отделении» от других, ее преодоление ведет к большей независимости и построению взаимоотношений на более высоком уровне. С точки зрения O. Ранка, тревога представлена в двух формах: как боязнь жизни, т. е. тревога при движении к своей неповторимости, автономии, и боязнь смерти, т.е. тревога потери своей личности, возникающая, когда человек «застревает» в ситуации зависимых, симбиотических отношений [8].
Ребенок с ДЦП испытывает тревогу, связанную как с отделением, так и с поглощением. Симбиотические отношения иллюзорно дают возможность преодолеть беспомощность, но усиливают тревогу. У подростков с ДЦП можно говорить о невротической тревоге, т.к. она неадекватна объективной опасности, включает в себя вытеснение, подростки ограничивают свои действия и сужают поле сознания с помощью невротических защитных механизмов, в том числе и такого как «развитие симптома».
Психологическое состояние детей после проведенного теста «Автопортрет»
Таблица 1
Критерии признаков | Дети с нарушением интеллекта | Дети без нарушения интеллекта |
| n=90 | n=216 |
1. Агрессивность Сильный нажим |
30% |
15% |
Жирный контур рисунка | 36% | 17% |
Ноги расставлены | 33% | 22% |
Выделены ноздри, рот | 23% | 18% |
Руки большие, подчеркнутые | 25% | 10% |
Наличие оружия, др. подобных предметов | 0% | 2% |
Глаза – пустые глазницы | 24% | 15% |
Длинные острые пальцы | 20,5% | 11% |
2. Депрессивность Очень маленькие рисунки |
8% |
4% |
3. Фиксация на своей проблеме Стирание фигур(ы) без улучшения качества |
2,5% |
3% |
4. Трудности адаптации в социуме Отсутствие частей тела у фигур |
8% |
13,2% |
5.Отставание в интеллектуальном развитии или стрессовые состояния Рисование простым карандашом |
20,5% |
8,5% |
6. Преобладание цвета — Зеленый — Желтый — Красный — Коричневый — Черный |
5% 8% 25,5% 2,5% 20,5% |
6,5% 12% 14% 11% 3% |
7. Заниженная самооценка — Расположение фигур в нижней части рисунка — Рисунок очень маленький — Руки за спиной или отсутствие руки, ноги — Непропорциональные руки, ноги |
8% 5% 2,5% 33% |
3% 3% 5% 17% |
8. Враждебность в семье — Руки раскинуты в стороны — Пальцы длинные, подчеркнутые |
25,5% 20.5% |
17% 10% |
9. Тревожность — Много стираний — Интенсивно затушеванные волосы — Выделение отдельных частей тела: туловище голова руки ноги |
0% 5%
18% 20% 22% 2,5% |
3% 8,5%
10% 26% 39% 46% |
Наличие тревожности как актуального эмоционального состояния личности детей и подростков с ДЦП выражается в выделении головы, рук и ног, причем чаще эти части тела выделяются пациентами без нарушений интеллекта. Большинство испытуемых рисует только голову, что диагностируется как хроническая фрустрация основных базовых потребностей личности.
Анализ результатов проведения методики «Автопортрет» позволил выявить агрессивность пациентов с ДЦП, которая тесно коррелирует с тревожностью, причем связь обратно-пропорциональная (r = -0,47 при р <0,0006). Сильный нажим и контур рисунка отмечается у 17,% испытуемых без нарушений интеллекта и у 36% детей с нарушениями интеллектуальной сферы. Данная обратная корреляционная зависимость свидетельствует, что у этих пациентов при повышении уровня тревожности понижается уровень агрессивности. Реализация агрессивных тенденций истощает организм человека, поэтому большинство соматических жалоб таких пациентов связано с астеничностью. Испытуемые демонстрируют следующую картину наличия депрессивных состояний и фиксирования на своей проблеме: очень маленькие руки, стирание без улучшения, рисование простым карандашом. У большинства детей с нарушениями интеллекта выявлено предпочтение красного и черного цветов в рисунке, что трактуется как страх активности, что позволяет предполагать какие-то воспитательные меры со стороны семьи, связанные с запретом активности таких детей. Данное предположение подтверждается выявленными проявлениями враждебности в семье у каждого четвертого пациента с нарушениями интеллекта и у 17% детей без нарушений интеллектуальной сферы.
Наше исследование позволило выявить психологическое состояние у детей и подростков с ДЦП: во-первых, «неотработанные» отношения с родителями: симбиоз с матерями и невозможность отца оказать поддержку подросткам обоих полов в индивидуации, как следствие — неудовлетворенная потребность в индивидуальной любви; во-вторых, переживания подростка в связи агрессивностью, враждебностью, конфликтностью, проявляющимися в семье, и, как следствие, амбивалентные потребности демонстрировать себя — скрывать свое Я, потребность в социальных ролях — отказе от социальных ролей, что требует серьезного пересмотра всей системы реабилитации таких пациентов.
Литература
- Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А Адлер. — СПб.: Питер, 2003. — 256с.
- Амон, Г. Психосоматическая терапия [Текст] / Г. Аммон. — СПб.: Речь. 2000.- 338 с.
- Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 1956. – 356 с.
- Куликов, Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности [Текст] / Л.В. Куликов // Психология здоровья /Ред. Г.С.Никифоров. СПб., Изд-во СПбГУ, 2000. С. 405-442.
- Маховер, К. Проективный рисунок человека [Текст] / К. Маховер. – М., 2006. – 158 с.
- Носс, И.Н. Введение в практику психологического исследования [Текст] / И. Н. Носс, Н. В. Васина. – М., 2004. — 348 с.
- Психология здоровья [Текст] / Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.Н. Гурвич и др.; под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 504 с.
- Rank O. Das Trauma der Geburt. Wien, 1924.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — Питер, 2000. – 720 с.
- Шпиц, Р.А. Психоанализ раннего детского возраста [Текст] / Р.А. Шпиц. — М. : СПб.: 2001.- 159 с.
Тимофеева Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Физическая реабилитация» ГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры» (Екатеринбургский филиал), e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
Всего: 18568
В прошлом месяце: 184
В текущем месяце: 88
Скачиваний
Всего: 1258
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 8
4.1.2. Методика «Автопортрет»
Е.С.Романова и С.Ф.Потемкина в своей книге по проективным методикам предлагают вниманию читателей тест «Автопортрет», который вполне может быть использован и для диагностики личности старшеклассника. Здесь так же, как и в авторском варианте, предлагаются две интерпретации этого теста: Р.Бернса (США) и их собственную, оригинальную.
По определению, автопортрет — это изображение человека, созданного им самим. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также, по каким типологическим признакам можно его различать.
Автопортрет имеет несколько линий развития, равно как и вершины его художественного воплощения. Обобщая разнообразие форм автопортретов в живописи, можно выделить следующие:
изображение лица как центрального; очень часто это графическое изображение;
изображение портрета в интерьере, дополняющем и оттеняющем портрет;
изображение одновременно нескольких автопортретов, различающихся по возрасту, характеризующих различные возрастные этапы жизненного пути;
286
автопортрет—метафора — становится распространенным в последнее время, являясь ареной для всякого рода психологических экспериментов, рассчитанных на самое изощренное воображение зрителя. Например, изображение молодой женщины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балансирующей на подвешенном в воздухе канате;
сюжетный автопортрет, выполненный в обычной, вполне реальной ситуации, т.е. в кругу близких друзей, где автор беседует, ест, пьет, прогуливается и т.д.;
исключительная ситуация, но вполне реальная, при которой изображается участие в каком-либо важном событии, происходящем в действительности;
изображение вымышленной, фантастической ситуации, в которой автор никогда не был, и все это происходило без него.
Интерпретация I. Тест «Автопортрет» адаптирован Р.Бернсом (США, Институт человеческого развития, Г.Сиэтл), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, — пишет Р.Бернс, — но вы не можете это сделать на работе. Все это отразится в вашем рисунке».
Р. Бернс трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете следующим образом.
Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии, или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.
Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.
Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.
Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.
Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполага-
287
ют амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.
Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.
Интерпретация II (интегративно-оценочная). Тест разработан для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней.
Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.
Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10×15 см.
Инструкция: «Нарисуйте свой портрет».
При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.
1. Эстетическое изображение — выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно различить лиц, обладающих «рукой художника». Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.
2. Схематическое изображение — в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И.П.Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.
3. Реалистическое изображение — выполненное с более тщательными подробностями, т.е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.
4. Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т.д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.
5. «Автопортрет в интерьере» — изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д.
288
По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.
6. Эмоциональный автопортрет — человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п.
7. Изображение позы или движения — человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т.п.
8. Изображение автопортрета со спины — вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т.д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.
Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала.
Способы обработки данного теста могут быть самые различные — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией.
Для обработки этого теста разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.
Обработка теста «Автопортрет» Выделенный признак
1. Изображение в виде одного лица
2. « в виде бюста
3. « в полный рост
4. « профиля
5. « анфас
6. Схематическое изображение
7. Реалистическое »
8. Метаморфозное »
9. Автопортрет в интерьере
10 Е. И. Рогов, кн. 1
289
10. Более одного изображения (2, 3 и т.д.)
11. Автопортрет на фоне пейзажа
12. « в декоративной рамке
13. « в эмоциональном состоянии
14. « в виде литературного персонажа
15. « выполненный в виде движущегося изображения
16. « с предметом в руках
17. Размер изображения, см2
18. Высота изображения, см
19. Степень сходства изображения с оригиналом по шкале (1, 2, 3)
20. Степень нажима, толщины линий (1, 2, 3)
21. Наличие штриховки (1, 2, 3)
22. Эмоциональная выразительность изображения (1, 2, 3)
23. Степень прорисовки лица
24. Наличие глаз
» носа
» рта
» бровей
» ресниц и т. д.
На основании схемы обработки сравнивают индивидуальные и групповые данные выполнения теста, а также сопоставляют полученные данные по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.).
Пример описания изображений с использованием выделенных признаков: портрет относится к группе реалистических изображений, в котором присутствуют все элементы лица, прическа, одежда с рисунком. Портрет выполнен в виде бюста, заключен в декоративную рамку. Размер портрета свидетельствует о благоприятном физическом состоянии, что подчеркивает наличие румянца на щеках. Его оригинал обладает выраженной общительностью, интересом к человеку и некоторой демонстративностью (об этом свидетельствует наличие декоративной рамки и особенности прорисовки лица). Степень нажима и штриховки показывают незначительное внутреннее напряжения.
В табл. 4.2 приведено процентное соотношение выделенных при обработке признаков по группе в 500 человек (взрослых испытуемых — мужчин и женщин).
Из таблицы видно, что наибольший процент приходится на реалистическое изображение лица анфас (31%) и реалистическое изображение в виде бюста (15 %), наименьший процент — на
290
сюжетное изображение (2%), а также портрет в интерьере (4%). Метафорическое изображение встречается у 10%.
Таблица 4.2
Соотношение выделяемых признаков изображения в тесте «Автопортрет» (из 500 человек)
№ п/п | Выделяемый признак | Частота встречаемости признака, % |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Схематическое изображение в полный рост Схематическое изображение в виде лица Реалистическое изображение лица анфас Реалистическое изображение в полный рост Реалистическое изображение в полный рост с предметом Портрет в интерьере Сюжетное изображение Метафорическое изображение Реалистическое изображение в виде бюста Реалистическое изображение в профиль | 5 5 31 12 9 4 2 10 15 7 |
Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:
перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт;
органический рисунок — на фоне изображения живой природы, в окружении растений, животных и т. д. — мыслительный интроверт;
гаптический рисунок — изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни «болит зуб», «болит голова» и т.д. — сенсорный интроверт;
эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне — сенсорный экстраверт;
декоративный рисунок — изображение портрета в явно приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора — сенсорный экстраверт;
имажинарный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном изображении — эмоциональный интроверт;
ритмический рисунок — изображение, в котором подчеркивается движение, т.е. изображение движущегося человека — идущего, бегущего по лестнице и т.д. — интуитивный экстраверт.
291
структурный рисунок — изображение себя «как есть»: голова, руки, ноги и т. д., может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изображение в полный рост — интуитивный интроверт.
Обобщенные данные о рисунках представлены в табл. 4.3.
Таблица 4.3
Соотношение индивидуально-типологических особенностей но тесту «Автопортрет» (из 500 человек)
Вид изображения | Психологический тип | Соотношение |
(по Г.Риду) | (по К.Юнгу) | особенностей изображения, % |
Перечисляющий | Мыслительный экстраверт | 2,4 |
Органический | Мыслительный интроверт | 30,3 |
Эмфатический | Ощущающий экстраверт | 3,2 |
Гаптический | Ощущающий энтраверт | 2,2 |
Декоративный | Чувствующий экстраверт | 8,8 |
Имажинарный | Чувствующий интроверт | 13,2 |
Ритмический | Интуитивный экстраверт | 20,8 |
Структурный | Интуитивный интроверт | 19,1 |
Данные таблицы позволяют судить о доминировании того или иного типа изображения в обследуемой группе.
Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения. Однако уже на этом предварительном этапе можно воспользоваться весьма авторитетной психологической типологией К.Юнга.
АВТОПОРТРЕТЫ ПОДРОСТКОВ: ВВЕДЕНИЕ
Автопортрет — это утверждение
себя. Подростковый возраст – это возраст, в котором формируется взрослая личность. Я не могу придумать лучшего совпадения.
Я люблю подростков, наверное, потому, что я до сих пор чувствую себя
подростком. Чувство неуверенности в том, кто вы есть, чувство неловкости,
уязвимости и неуклюжести в жизни и чувство частой ярости против системы.
Швейцарский художник Урс Лути однажды сказал, что «незащищенность делает вас молодыми», что дает
смысл этих неприятных ощущений. Незащищенность необходима для творчества,
это означает, что вы открыты для перемен, открыты для глубокого восприятия вещей — из внутреннего или внешнего мира — и превращаете свои потребности в произведения искусства.
В прошлом году я имел большое удовольствие преподавать мой метод автопортрета
двум группам подростков в школе Рудольфа Штайнера
в Милане. Они следовали за моим полным семинаром: три месяца и двенадцать 90 005 автопортретных упражнений.
Мои ученики-подростки интуитивно поняли
глубокий смысл автопортрета и использовали его, чтобы сказать то, что
нужно было сказать, не заботясь о том, что скажут или подумают другие. Их
работ взрываются свободой, эмоциональной интенсивностью или сдержанностью и решимостью
утвердить свое существование. У них мало жизненного опыта, но они
работали над самыми важными человеческими проблемами. Желание и сексуальность, невозможность
выразить бурю эмоций, экзистенциальную тревогу и желание умереть,
механизмы взаимоотношений, исследование своего внутреннего Я, утверждение себя,
выражение своей творческой индивидуальности, пластичность эго.
Без каких-либо представлений о фотографии, с
своими маленькими компактными камерами или мобильными телефонами, эти
молодые девушки и юноши
позволили своей интуиции говорить. Я хотел освободить их творческую силу от любых правил
и попросил их выразить эмоции, сфотографировать их отношения и
их видение мира.
Каждый из них следовал своему собственному
внутреннему процессу. Некоторые какое-то время вообще не делали никаких снимков, и внезапно
произвел потрясающую работу. Я сказал им, что упражнения полезны, чтобы стимулировать их творческую силу и следовать их интуиции и идеям, даже если они отличаются от упражнений, которые я предложил. Художественный процесс естественен, инстинктивен для человека, независимо от его возраста, культуры и технических способностей.
Для каждого из них я написал текст, поставив
в слова, которые я читаю на их фотографиях, потому что я считаю важным, чтобы
эти значения были поняты взрослыми. Даже слова, которые я поставил в запятые
, написаны мной, потому что они, вероятно, никогда не сказали бы этого миру
. Тексты также были адресованы им. Я хотел сказать: «Это нормально, что
говорит это, вы вольны говорить то, что чувствуете, как бы тяжело это ни было». Каждому из
я дал символ, своего рода миссию, которую я чувствовал, заключенную в их работе,
, чтобы у них был какой-то идеал для работы и отклика. Я показал им
своих текстов, и они одобрили.
Их работы были выставлены на выставке «Я
— ПОДРОСТОК, фотографические автопортреты поколения» в Fabbrica
del Vapore в Милане, июнь 2008 г. Многие люди пришли и просили принять участие в семинаре. Выставка доступна для показа в любом месте.
Пожалуйста, свяжитесь со мной, если вы хотите организовать его вместе с семинаром для
подростков в вашем районе.
В этом блоге я буду размещать свои работы и
текст, который я написал для каждой из них.
Урок фотографии для подростков: Автопортрет | Онлайн класс | Подарки
Онлайн-классы•
Искусство•
Фотография•
Подходит для детейОнлайн-классы
•
Искусство•
Фотография•
Подходит для детейУстали от одних и тех же старых селфи? Хотите оживить свой Instagram оригинальными и интересными снимками? Тогда попробуйте этот урок фотографии для подростков в качестве забавного занятия дома, которое вдохновит вас на творчество.
Хотите верьте, хотите нет, но селфи — это искусство! Автопортреты годами висят на стенах галерей. Теперь вы можете делать невероятные фотографии себя на любую цифровую камеру, включая смартфон.
Этот класс поможет вам сделать шаг вперед, прицелиться и выстрелить, а также поможет вам исследовать мир уникальных и завораживающих селфи. С несколькими важными правилами и камерой в кармане вы узнаете все о лучшем исполнении автопортрета. Все, не выходя из собственного дома.
В этом классе селфи вы узнаете:
- Как контролировать экспозицию вашего лица
- Найти «Правильное» освещение
- , чтобы найти и изменить ваши изображения
- , чтобы ударить правую позу и выбрать ваше выражение
 
- Полностью заряженный цифровой фотоаппарат. Подойдет любая камера смартфона, моста, зеркалки и т.д.
Подходящий для детей от 12 до 14 лет. Сопровождение взрослых не требуется.
Это также было бы прекрасный подарок для нее, подарок для мамы, подарок на годовщину или подарок на день рождения.
ClassBento делает пожертвования при каждом бронировании
The Photo Academy 27 тысяч подписчиков 4 тысячи лайков
Приключение началось в далеком 2008 году. Два энтузиаста фотографии встретились на форуме и захотели поделиться своим замечательным творческим опытом, поэтому они решили продвигать курсы фотографии. Проект превратился в два веб-сайта, журнал с советами и занятиями с уважаемыми и преданными своему делу учителями фотографии.
Один из веб-сайтов вырос и стал ФОТОАКАДЕМИИ с командой из более чем 300 обучающих фотографов, присутствующих в 60 городах и 20 странах.