Профилактика девиантного поведения | ГБОУ СОШ №562
В число ключевых проблем, стоящих перед современным обществом, входит вопрос о профилактике социальных девиаций среди несовершеннолетних. Особую тревогу вызывает количественный рост проявлений девиантного поведения у подрастающего поколения.
Под девиантным поведением подростков понимается совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, фобиями, зависимостями.
Профилактика девиантного поведения является одной из важнейших задач в современной школе. В нашей школе этому вопросу уделяется большое внимание. Можно выделить основные направления системы профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних в школе:
- Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями.
- Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.
- Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение. Если значимые другие представляют угрозу его позитивной социализации необходимо переориентировать ребёнка на окружение с позитивной направленностью, создавая ему ситуацию успеха в новом для него окружении.
- Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т.п.).
- Организация допрофессиональной подготовки подростков, что предполагает поддержку личности и семьи ребёнка в создании нормальных условий взаимодействия с социальным окружением, подготовку подростка к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой деятельности.
Полезная информация
Телефоны оказания помощи в трудной жизненной ситуации
Детский телефон доверия для подростков: 8-800-2000-122
Детский кризисный центр
Телефон доверия для детей и подростков
8(812) 371-61-10, 8(812) 371-61-13 (круглосуточно)
Экстренная психологическая помощь семьям
в трудных жизненных ситуациях
8(812) 344-08-06
Управление собственной безопасности 8(812) 451-02-02
Городской консультативно-диагностический
центр для детей «Ювента»
8(812) 251-00-33 (круглосуточно)
РОО Служба социально-юридической
помощи пострадавшим от насилия «Александра»
320-67-24
РОО «Институт недискриминационных гендерных отношений»
Кризисный центр
ОГИБДД
Телефон доверия 8(812) 335-43-80
Наркологический телефон доверия:
8(812) 714-42-10
Телефон доверия для взрослых, детей и подростков:
8(812) 476-71-04
Памятка для родителей (законных представителей) обучающихся от социального педагога в pdf
Роль семьи в профилактике девиантного поведения у подростков в docx
Комендантский час для детей в docx
Молодёжный психологический центр «КВАРТИРА. ru»
Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних
Нормативно-правовые документы
- Выписка из УК РФ
- ФЗ 120 от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об основах системы профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних»
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020)
- «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге «(с изменениями на 27 февраля 2020 года) (редакция, действующая с 15 марта 2020 года)
- Изменения в Закон Санкт-Петербурга «Об ограничении на территории Санкт-Петербурга розничной продажи несовершеннолетним электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»
- Закон Санкт-Петербурга от 16.03.2018 N 126-25 «Об отдельных вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге»
Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних», 2021 год — ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»
15-17 декабря 2021 года Министерством просвещения Российской Федерации проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних», цель которой – обсуждение ключевых проблем и задач развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающей комплекс социальных, правовых, психолого-педагогических, медико-социальных, воспитательных, в том числе правовоспитательных, и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, предупреждение и коррекцию девиантного поведения детей и подростков с учетом современных научных методов, ресурсов и возможностей, повышение компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики.
Оператор конференции – федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей».
В этом году конференция проходила в очном и дистанционном форматах. Всего в мероприятиях конференции приняли участие более 2 500 специалистов из 85 субъектов Российской Федерации. Среди участников Конференции: представители Администрации Президента Российской Федерации; Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка; федеральных органов исполнительной власти; Генеральной прокуратуры Российской Федерации; Следственного комитета Российской Федерации; Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»; органов и учреждений системы профилактики субъектов Российской Федерации; науки, общественности, экспертного сообщества.
На пленарных докладах обсуждались пути реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, проблемные вопросы реализации федеральными органами исполнительной власти мероприятий по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних до 2025 года, современные тренды проектирования в области профилактики асоциального поведения детей и подростков.
В ходе работы секций «Безопасность детства. Социальные практики помощи ребенку и его семье», «Личность и социум. Профилактика асоциального поведения детей и подростков», «Ценность здоровья. Позитивная профилактика зависимого поведения», «Медиативные практики. Пространство конструктивного взаимодействия» был представлен опыт профилактической деятельности Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Карелия, Республики Коми, Республики Мордовия, Республики Саха (Якутия), Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Республики Хакасия, Чувашской Республики, Забайкальского края, Краснодарского края, Красноярского края, Пермского края, Астраханской, Вологодской, Иркутской, Калужской, Кемеровской, Курской, Курганской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Мурманской, Омской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской, Ульяновской, Челябинской областей,
г. Москвы, г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийского автономного округа.
В рамках работы конференции прошли Всероссийское совещание директоров специальных учебно-воспитательных учреждений (СУВУ), панельная дискуссия «Психологическое благополучие как основа безопасности детей и профилактики подростковой девиации» и проведенный в Общественной палате Российской Федерации круглый стол «О повышении эффективности деятельности сети организаций, обеспечивающих специальную профилактическую работу с несовершеннолетними, и внедрение современных технологий реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних. Ресурсы СУВУ», ключевой вопрос которого — внедрение современных технологий реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних, ресурсов СУВУ в профилактической работе.
Большой интерес у участников конференции вызвал открытый марафон мастер-классов: «Школа осознанных родителей как ранняя профилактика семейного неблагополучия», «Ресурсные медиативные практики в тренингах как способ профилактики отклоняющегося поведения подростков», «Давай договоримся! Развиваем навыки конструктивного диалога», «Просто дети, не трудные». Развитие отношения повышения внимания и заботы к детям с отклонениями в поведении».
По завершении мероприятия участники получили возможность внести предложения в резолюцию Всероссийской научно-практической конференции.
Всероссийская научно-практическая конференция по актуальным проблемам профилактики девиантного поведения несовершеннолетних «На защите детства: стратегии, практики, ресурсы»
Социологическое воображение как средство профилактики девиантного поведения подростков — 1700 слов
Девиантное поведение подростков по праву можно назвать одной из главных проблем ХХI века. Количество детей в возрасте от 13 до 18 лет, проявляющих аномальные модели поведения в разные периоды жизни, остается высоким на протяжении многих лет. Это можно объяснить особенностями подросткового возраста. Учитывая продолжающиеся процессы отделения от родительской семьи, подростки стремятся установить свои модели поведения. И наоборот, психика подростка остается незрелой, готовой перенять поведенческие модели групп сверстников или любых других ассоциаций, которые считаются достаточно авторитетными, чтобы принять их образцы для подражания.
Более того, для установления социальных норм обычно требуется много времени. Принимая во внимание обычный разрыв поколений между подростками и взрослыми, весьма вероятно, что подросткам обычные модели могут показаться устаревшими. Это явление может лежать в основе нежелания подростков придерживаться традиционных норм. Девиантное поведение подростков может принимать различные формы, в том числе антиобщественное поведение, акцентуации и более серьезные преступления, такие как магазинные кражи, грабежи, кражи, употребление наркотиков, нападение при отягчающих обстоятельствах или даже массовая стрельба. Некоторые из этих отклонений можно легко исправить, другие требуют серьезной работы со специалистами. Во всех случаях профилактика может быть наилучшей альтернативой, поскольку подростки молоды и могут легко поддаваться как хорошему, так и плохому влиянию.
Антиобщественное поведение обычно проявляется в нежелании придерживаться общепринятых норм, разрушении социальных институтов, стремлении удовлетворить свои насущные потребности, не считаясь с желаниями других. Акцентуация – это незначительное отклонение от ожидаемого поведения. В общении индивида с окружающими преобладает одна черта характера, преимущественно негативная. Например, можно неоднократно использовать оскорбительные или ругательные выражения в общении с учителями или родителями. При игнорировании в течение длительного периода такое поведение становится привычкой, которая вместе с некоторыми другими чертами характера однажды может привести к более серьезным неприятностям.
Подростки чаще всего начинают употреблять наркотики, когда попадают под влияние банд или наркоторговцев. Эти люди мастерски играют на потребности этой возрастной группы в признании и эксплуатируют желание подростков отличаться в своих целях. Психика подростков незрела, и они с большой вероятностью начнут употреблять наркотики из бунта против социальных норм. Здесь также играет роль обещание новых ощущений. Иногда подростки начинают употреблять наркотики под влиянием сверстников, так как потребность в признании в этом возрасте перевешивает представления о добре и зле.
Подростки, занимающиеся воровством, как правило, дети из малообеспеченных семей. Они не готовы годами ждать, пока смогут честно зарабатывать на достойную жизнь и хотят удовлетворять свои потребности здесь и сейчас. Когда дети практически весь день предоставлены сами себе, причиной может быть и недостаточный родительский контроль. Криминальное прошлое одного или обоих родителей усугубляет эту проблему, поскольку дети могут идеализировать свою мать или отца и рассматривать эти преступления как захватывающие приключения.
Стрельба, обычно в школе, и любые другие насильственные действия, как правило, являются результатом глубоких психологических проблем или психических заболеваний, которые не были вовремя распознаны. Многие из этих подростков стали жертвами издевательств в школе, из-за чего они захотели отомстить своим одноклассникам и учителям. Часто у них есть список обид, причиненных другими людьми, которым они хотят отомстить. Стремление к известности — еще одна причина агрессивного поведения в школах.
Все вышеперечисленные факторы играют роль в формировании ненормальных моделей поведения. Поттер подробно изучил причины преступной деятельности среди подростков и молодежи. Согласно его выводам, некоторые факторы риска повышают вероятность того, что подростки совершат преступления. Эти факторы включают давление со стороны сверстников, недостаточный родительский контроль, низкий доход семьи и непростую семейную жизнь. Среди прочего, низкий уровень образования, прогулы, школьная дезорганизация и исключение из школы (Поттер 28-43). Таким образом, становится ясно, что образование играет жизненно важную роль в закреплении моделей поведения подростков.
Многие утверждают, что школа должна давать знания и способствовать развитию критического мышления, необходимого для определения своего места в обществе. Давно установлено, что люди, мыслящие критически, реже попадают под влияние банд или наркоторговцев, чем не мыслящие. Кроме того, они чаще выбирают профессии и образ жизни в соответствии со своими интересами. В то время как довольные люди обычно способствуют процветанию общества, неудовлетворенность и разочарование часто приводят к отклонениям и преступлениям.
Со временем было принято несколько подходов к решению проблемы девиантного поведения подростков. Применение дисциплинарного социального контроля, включающего в себя наблюдение, нормализацию и обследование, разработанное Фуко, остается одним из наиболее распространенных методов решения проблемы (Фуко 60). Фуко понимал слежку как средство, с помощью которого правительство могло видеть деятельность граждан, а нормализацию — как процесс установления определенных норм и ранжирования индивидуальной деятельности в зависимости от выполнения этих норм. Экзамен рассматривался как сочетание нормализации и наблюдения, с помощью которого правительство могло видеть работу человека. Фуко утверждал, что цель социального контроля состоит в том, чтобы сделать граждан послушными. (Фуко 60-68). Описанный метод предполагает исправление через наблюдение и наказание.
Еще два метода социального контроля включают использование санкций, позитивных или негативных, для изменения поведения человека, а также новые пенологические стратегии социального контроля, разработанные Фили и Саймоном. Новые пенологические стратегии предлагают разделить людей с девиантным поведением на группы в соответствии с уровнем угрозы, которую они могут представлять для общества. Правонарушители могут быть помещены под наблюдение или на испытательный срок в зависимости от уровня риска, который они представляют (Фили и Саймон 181-190). Эти методы также основаны на наблюдении и поощрении или наказании.
В то время как вышеописанные методы могут быть эффективными для некоторых групп, в других можно наблюдать повторение аномальных паттернов в течение длительного периода, несмотря на меры, принимаемые правительством или обществом. Проблема вышеперечисленных подходов в том, что они не учитывают стремление подростков отличаться от других и врожденный протест этого возрастного периода. Вместо того, чтобы во что бы то ни стало подводить подростков к нормам конформизма и подавлять их протестные настроения, использование социологического воображения позволяет им работать над этими чувствами и извлекать из них пользу.
Впервые понятие социологического воображения было введено американским социологом Ч. Райтом Миллсом в его книге «Социологическое воображение ». Миллс определяет это как «качество разума, которое помогает [людям] использовать информацию и развивать причину для достижения ясного обобщения того, что происходит в мире, и того, что может происходить внутри них самих» (8). Понятие теперь используется для обозначения взаимодействия личности и общества на всех уровнях; не является исключением и рассмотрение преступной деятельности отдельных лиц и их девиантного поведения в сообществе.
Применение социологического воображения к отклонениям подростков имеет много преимуществ по сравнению с дисциплинарным социальным контролем или санкциями. Понятие социологического воображения предполагает, что не только общество формирует нормы или ценности человека, но и этот процесс является взаимным (Mills 12). Таким образом, индивид может передать свои ценности обществу, конвенциональные нормы под этим влиянием могут начать меняться. Естественно, для изменения этих норм обычно требуется желание не одного человека, но они не являются устойчивыми. Социальные нормы постоянно меняются. Столкнувшись с таким подходом, подростки склонны задумываться о своем месте в обществе не только в контексте соответствия сложившимся моделям поведения, за нарушение которых последует наказание. Подростки больше думают о том, чтобы внести свой вклад в текущие социальные изменения или цели, изменив те или иные нормы.
В своей статье «Изучение культур, рефлексивность и творческий подрыв» Джеймс описывает эксперимент, который он провел в двух группах студентов бакалавриата. Студенты первой группы изучали социологическое воображение, а студенты второй — нет. После месяца обучения была проведена серия тестов, чтобы выяснить, обладают ли студенты высоким уровнем критического мышления. Результаты показали, что студенты первой группы имели гораздо более высокий уровень критического мышления и социальной осведомленности, чем студенты второй группы (Matthews et al. 39).-55). Таким образом, обучение социологическому воображению помогало учащимся воспринимать вещи с долей сомнения, что является прочной основой для выработки собственного мнения по различным предметам. Кроме того, есть вероятность, что если эти молодые люди решат внести свой вклад в изменение общепринятых норм, они сделают это на основе консенсуса и компромисса, а не на лжи и насилии.
В этой статье утверждается, что обучение подростков социологическому воображению улучшит их модели поведения и предотвратит многие случаи злоупотребления наркотиками, насилия, грабежей, незаконных покупок и других преступлений. Поскольку критическое мышление предполагает понимание социальных норм и места человека в обществе, оно также усилит желание подростков работать над изменением моделей социального взаимодействия, которые им не нравятся, вместо того, чтобы радикально их разрушать.
Основанием для этой гипотезы является тот факт, что социологическое воображение помогает строить собственные ожидания этой возрастной группы, позволяя им быть разными. Она удовлетворяет их потребность в зрелости, признавая их полноценными участниками системы социального взаимодействия. Включая подростков в изменяющуюся социальную среду и позволяя им обдумывать изменения, которые впоследствии могут быть приняты обществом, социологическое воображение удовлетворяет потребность подростков в признании, которая в противном случае может быть удовлетворена преступной деятельностью.
Методы исследования, использованные в данной работе для проверки данной гипотезы, представляют собой сравнительные методы и тематические исследования в сочетании с количественным анализом. Количество подростков, проявляющих девиантное поведение до и после изучения социологического воображения, будет измеряться и сравниваться в разных областях. Таким образом, будет видно, как меняются модели поведения за счет развития критического мышления и осознания своего положения в обществе. Я также попытаюсь проследить связь между изучением социологического воображения подростков и совершенствованием моделей их поведения, анализируя статистику и случаи, доступные для моего исследования.
Сбор статистических данных о ряде подростков, знакомых с социологическим воображением до того, как у них развились аномальные модели поведения, также принесет пользу моему исследованию. Сравнение этого числа с числом подростков, не знакомых с социологическим воображением, у которых позднее развились аномальные модели поведения, поможет увидеть, может ли преподавание этой дисциплины быть полезным для профилактики девиаций среди подростков.
Фили, Малкольм М. и Джонатан Саймон. «Новая пенология: заметки о новой стратегии исправлений и ее последствиях». Преступность, неравенство и государство . Рутледж, 2020, стр. 181-190.
Фуко, Мишель. Власть: основные произведения Мишеля Фуко 1954-1984 гг. . Penguin UK, 2019.
Джеймс, Дэвид. «Обучение культурам, рефлексивности и творческой подрывной деятельности», Преподавание с использованием социологического воображения в высшем и дополнительном образовании: контексты, педагогика, размышления , под редакцией Мэтьюза и др. , Springer, 2018.
Миллс, К. Райт. Социологическое воображение. Oxford University Press, 2000.
Поттер, Гэри. «Организованная преступность и социологическое воображение». Исследования в области критической криминологии в честь Уильяма Дж. Чамблисса. Брилл, 2019, стр. 28-43.
Психолого-педагогическая деятельность, направленная на профилактику девиантного поведения подростков — Психология и право — 2011. Том. 1, нет. 4
Психология и право
2011. Том. 1, нет. 4
ISSN: 2222-5196 (онлайн)
‘; для (var i = 0; i
3784
Реферат
В статье обобщены академические и исследовательские знания по проблемам возрастных особенностей развития личности подростков, рассмотрены основные подходы к определению девиантного поведения, исходящие из разных способов понимания нормы: социологического, биологического и психологического.
Ключевые слова: профилактика, подростковый период развития, девиантное поведение, смысложизненные представления, ценностные ориентации, фактор риска, социализация.
Рубрика журнала: Ювенальная психология
Для цитирования: Шемякина О. О. Психолого-педагогическая деятельность, направленная на профилактику девиантного поведения подростков [Электронный ресурс]. Психология и право = Психология и право, 2011. Том. 1, нет. 4 (на рус., реферат на англ.)
Ссылки
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997.
- Гилинский Я.И.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
- Зайченко Н.Ю. Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций ситуации в образовательной среде. Учеб.-метод. пособие. М., 2007.
- Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. М., 2004.
- Клейберг Ю.А . Психология девиантного поведения. М., 2001.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж. 1996.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст.