Простейшая первичная форма самосознания: 3. Проявление личности в раннем возрасте

Содержание

3. Проявление личности в раннем возрасте

Этапы развития личности:Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого — некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным — и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.

год 1 мес.), в процессе которого ребенок выясняетсвойсотва предметов (например, твердость, гладкость, форму, цвет, вкус и т.п.), через предметные действия (выяснение значения предметов) к предметной деятельности (2 г.) (использование предметов по назначению:

куклу — качает, машинку — ведет, карандашом — рисует). На третьем году он не только знает назначение предмета, но и может его использовать по другому, что фактически означает начало игры.

За счет чего возможно столь быстрое развитие? Прежде всего за счет соотносящих и орудийных действий.Соотносящими действиями называют такие действия ребенка, как складывание матрешки, нанизывание колец пирамиды, закрывание коробки крышкой, складывание кубиков и тому подобные (1 год 3 мес.).Орудийные действия — это те, в которых способ действия жестко фиксирован назначением предмета (к примеру, ложкой едят, карандашом рисуют, молотком стучат и т.п.). Освоение орудийных действий возможно при помощи взрослого. Например: ребенку в 1 год и 5 месяцев купили тележку.

Он стал ее водить и при этом для него не имеет значения, в каком положении она находится — стоит ли на колесах или вверх колесами. Для ребенка в это время характерно тяготение к большому числу предметов. Через их освоение создаются условия для нового вида деятельности — игры и ее продуктивных вариантов: рисования, лепки,конструирования.Каковы же условия развития предметной деятельности ребенка.Прежде всего, это наличие игрушек: пирамидки, матрешки, вкладыши различной величины, цвета, формы, сделанные из разных материалов. Мы видим, что такие игрушки нужны ему для развития соотносящих действий.

Наряду с ними ребенок нуждается в игрушках для развития орудийных действий: куклы, машинки, наборы строительного материала и т.п. Обязательным условием является совместная игра с ребенком. Освоение орудийных действий более эффективно идет в совместной игре со взрослыми.Много или мало должно быть игрушек? Эффективное развитие ребенка достигается при небольшом числе игрушек, т.к. ребенку нужно овладеть всеми свойствами и способами обращения с каждой из них. Главная задача взрослого должна состоять в выработке у ребенка установки на поиск основных назначений игрушки.Анализ развития предметной деятельности ребенка позволяет понять причины появления новой социальной ситуации развития в раннем детском возрасте и ее содержание. Дело в том, что манипулируя с предметами и выясняя их свойства, что можно видеть еще у младенца, ребенок не в состоянии самостоятельно вскрыть назначение и способы употребления этих предметов. Именно это и составляет основное противоречие данной социальной ситуации развития. Выяснение назначения и способов употребления предметов возможно только с участием взрослого. Именно поэтому социальная ситуация развития в раннем детстве -это взаимодействие: «ребенок — предмет — взрослый». Без взрослого ребенок не в состоянии овладеть человеческими способами употребления предметами. Основной мотив деятельности ребенка заключается в предмете. И потому предметная деятельность, выступающая в этом возрасте в качестве ведущей, как раз и направлена на усвоение ребенком с помощью взрослого способов действия с предметами.

Советы родителям по развитию предпосылок самосознания у детей раннего возраста

 

 

 

 

 

 

 

Советы родителям по развитию предпосылок самосознания у детей раннего возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самосознание – относительно устойчивая, более или менее осознанная система знаний о самом себе. Самосознание является «ядром личности». От того, насколько развито самосознание, во многом зависит его дальнейшее психическое развитие, возможность его личностного самоопределения, самореализации в мире.

Ранний возраст вносит существенный вклад в становление личности. Именно в раннем возрасте начинает формироваться самосознание, развитие которого происходит на протяжении всей жизни человека.

 

Чаще всего в жизни становление знаний о себе происходит, как правило, стихийно, без специальных условий со стороны взрослых. Основным недостатком таких знаний является то, что они неполные и отрывочные, иногда и неверные. Поэтому, начиная уже с раннего возраста, взрослые должны помочь ребенку сформировать основные знания о самом себе. Для того чтобы целенаправленно формировать самосознание у детей, нам надо определить его основные компоненты, т.е. что должен знать ребенок о самом себе.

В самосознание ребенка раннего возраста входят следующие компоненты:

— имя человека,

— образ своего тела,

— зрительный образ своего отражения в зеркале,

— половая роль,

— притязание на признание.

Имя человека

    В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Имя – личное название человека, даваемое ему при рождении. Поэтому это самое первое знание в структуре самосознания. С помощью имени ребенок выделяет себя как персону, оно отличает ребенка от других. Любое обращение к ребенку (или поощрение, или порицание) должно начинаться с имени ребенка.

 Обращение к ребенку по имени придает личную адресованность воздействиям взрослого, употребление его ласковых форм демонстрирует малышу положительное отношение к нему. Небрежное отношение к имени ребенка (обесценивание имени, обращение к нему по фамилии) лишает его уверенности в себе, снижает чувство доверия к взрослому. Примерно в полтора-два с половиной года ребенок называет себя своим собственным именем — так, как к ней обращаются окружающие, а в конце третьего года появляются личные местоимения, прежде всего

«я» и «ты».

Для развития самосознания по данному компоненту существуют следующие игровые приемы:

Игра «Кто спрятался?»

Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: яркий платок.

Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

Игра «Вот Я!»

Цель: продолжать учить выделять себя, употреблять личное местоимение «Я», подражать действиям взрослого.

Оборудование: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. «Сейчас я спрячусь. Вот так, — говорит он и присаживается за спинкой стула. — Я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как Я». Дети повторяют движения. Затем взрослый выглядывает из-за стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2 -3 раза.

Образ своего тела

Образ своего тела развивается у ребенка в связи с физическим овладением своим телом, а также с развитием общих познавательных интересов. Внимание ребенка обращается на то, что все люди имеют руки, ноги, глаза, рот . т.д. Взрослый называет части тела ребенка  и элементарно знакомит его со строением человека. Ребенок запоминает названия частей тела и по просьбе взрослого их показывает.

Для развития данного компонента самосознания существуют следующие приемы:

Игра

Есть два глаза у тебя, и два уха тоже.

Две руки, две ноги – на мои похожи.

Голова одна видна, шея – одна тоже.

Нос один и рот один – на мои похожи.

Два мизинца на руках – на мои похожи.

Два мизинца на ногах — на мои похожи.

 

Игра «Испечем оладушки»

Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, познакомить ребенка со своими руками, их функциональным назначением.

Ход игры: взрослый предлагает «испечь оладушки»: демонстрирует ребенку хлопки ладонями рук, проговаривая потешку:

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки,

Испечем оладушки

Мы для нашей бабушки.

Затем взрослый просит раскрыть ладошки, при этом говорит: «Молодец, Аня, испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»

Если ребенок не может выполнить задание самостоятельно, используются совместные действия.

Игра «Топни ножкой»

Цель: формировать у ребенка эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нужно топнуть ногой, и проговаривает потешку:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Топни, Катя, ножкой,

Топ — топ -топ!

Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не может это сделать самостоятельно, действует вместе с ним.

Зрительный образ своего отражения в зеркале

Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. В начале 2 г. дети, пользуясь зеркалом, рассматривают пуговицы, карманы на своей одежде, с интересом наблюдают за изменениями отражения. На вопрос «Кто в зеркале?» еще не может ответить «Я», а отвечает «Катя», «Ваня». И лишь в 2 года 10 месяцев начинает давать отражению свое имя. Постепенно ребенок убеждается, что он сам там и есть. Разнообразными становятся игры перед зеркалом: дети подпрыгивают перед зеркалом, весело при этом, смеясь, с удовольствием меняют свой внешний вид: одевают платок, причесываются и др.. С помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе в настоящем – здесь, сейчас, в данный момент.

Игра «Кто это?»

Цель: учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.

Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

Ход игры: ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!» (взрослый с помощью жеста показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя (и на взрослого). Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то взрослый берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.

Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2—3 раза. В дальнейшем взрослый побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить «Я».

Половая роль

         Становление половой идентичности осуществляется в раннем детстве. К 1,5 – 2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так. Затем в соответствии с знанием о своем поле, он соотносит себя с родителей своего пола, имитирует его поведение и обучается ему. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие. Отождествление себя с другими представителями своего пола, развивается где-то к трем годам, в процессе того, как ребенок учиться осознавать себя как будущую мужчину или женщину. «Я — мальчик» или «Я — девочка» становятся знанием и убеждением ребенка. Чувства собственной половой принадлежности в норме уже становятся устойчивыми у ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте. В 3 года

Дидактическая игра «Кто что носит?»

Цель : Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Материал: куклы мужского и женского пола с одеждой.

Задание: Разобраться, какая одежда нужна куклам — Кате и Пете.

 Ход игры.

Воспитатель по ошибке прикладывает юбку к фигурке мальчика или завязывает ему бант. Дети должны исправить ошибку и выбрать одежду для кукол самостоятельно.

Притязание на признание

После того, как  ребенок осознает свое «я»,  появляется первичная самооценка — «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена (что в норме правильно).

После  возникновения эмоционального отношения к самому себе как хорошему, у ребенка возникает стремление соответствовать требованиям взрослых, быть признанным.

Пока ребенок мал, он открыто призывает взрослых «Смотри, как я ем! Смотри, как я делаю!» При этом он ожидает восхищения. Взрослый не должен обмануть ожидания малыша «Ты молодец! ты хорошо делаешь!» Соответственно взрослый предъявляет к ребенку определенные требования и, чтобы быть признанным, ребенок стремится выполнить эти требования. Ему важно, чтобы его любили, были к нему добры, не пренебрегали им. Похвала взрослых вызывает у детей чувство гордости, дети пытаются заслужить положительную оценку.  Несколько позднее, если действия ребенка не оправдывают ожиданий взрослого, то ребенок начинает испытывать чувство стыда при неодобряемых взрослым поступках.

Если у взрослых и ребенка положительные взаимоотношения, то ребенок легко вступает в контакт с другими детьми и взрослыми. Если взрослый отчужденно относится к ребенку, то он

замыкается в себе,  становится неуверенным, или агрессивным.

 

 

 

Таким образом, к концу раннего возраста у ребенка должно быть сформировано достаточное представление о себе. Позиция «Я сам» — есть главное личностное достижение данного возраста.

Первичные Я, Отверженные Я и Противоположные Я


Самоосознание в модели Голосового Диалога включает в себя распознавание Я, из которых вы состоите, и того, как эти Я действуют в вас. Эти «я» включают первичное и отвергнутое «я», причем оба типа «я» влияют на ваши мысли, чувства и поведение. По мере того, как вы становитесь более самосознательными, вы можете брать на себя ответственность и делать выбор с большей осознанностью.



Первичные Я

Ваше первичное «я» — это «я» или группа «я», с которыми вы себя отождествляете, которых вы называете «я» . У большинства людей есть несколько первичных «я», но если вы не проделали какую-то работу по самосознанию, чтобы отделить их друг от друга, вы, вероятно, ощущаете свои первичные «я» как одну однородную сущность — как одно «я».

Некоторые общие первичные Я включают Рациональный Разум, Угодник, Ответственный Родитель, Романтик, Лидер, Достигающий, Перфекционист, Хранитель, Авантюрист, Художник, Учитель и Бунтарь.

Вы можете быть одним основным «я» на работе и другим дома, или вы можете быть одним или двумя основными «я» все время. То, как «я» «сконфигурировано» в нас, уникально для каждого из нас.

Ваше основное «я» развилось в детстве, чтобы защитить вас и обеспечить ваше выживание.

Он делает потрясающую работу (вы живы!), но он ограничен по своей природе. По своим восприятиям, способностям, типу энергии, правилам и ценностям. И поэтому вы ограничены по своей природе.

Отвергнутые «я»

Отвергнутые «я» – это те части вас, которые неприемлемы в вашей семье и/или культуре, и поэтому с течением времени вы подавляете их , чтобы они не включались в ваше представление о том, кто вы есть. Они формируют то, что вы можете назвать своим «теневым я».

Отвержение себя отличается от того, как вы видите себя и представляете себя другим. Когда вы сталкиваетесь с ними в других людях, вы обычно осуждаете их или восхищаетесь ими и считаете, что они в чем-то лучше вас.

Когда появляется отверженное «я»

Иногда наше отверженное «я» появляется. Когда это происходит, в зависимости от того, дает ли возникающее «я» положительный или отрицательный опыт, вы либо критикуете себя за это (когда активируется ваш Внутренний Критик), либо вам хочется чаще быть таким, как это «я».

Например, если обычно вы ведете себя тихо и сдержанно, вы можете время от времени, может быть, после нескольких чрезмерных выпивок, дать волю своему внутреннему тусовщику, который вызывающе танцует и флиртует со всеми.

Если бы такой пример позволил вам хорошо провести время, без смущения или унижения после вечеринки, возможно, вам хотелось бы чаще быть таким общительным.

Но если бы вы переступили какую-то границу, что привело к серьезным последствиям, таким как потеря работы или разрыв отношений, вы, вероятно, стали бы критиковать себя за свое поведение и постарались бы быть еще более сдержанным и осторожным в будущем, тем самым сильнее отрекаясь от своего внутреннего тусовщика.

Интеграция отрекшихся от себя: на пути к целостности

Многие люди напрасно страдают, полагая, что они должны быть только одним конкретным типом личности или что они являются только одним конкретным я. И поэтому они пытаются подавить противоречивые мысли, чувства и точки зрения других своих «я».

Проблема в том, что когда вы подавляете части себя, со временем эти части искажаются и становятся более экстремальными. И поэтому, когда они появляются, они делают это с большой интенсивностью, часто сбивая вас с ног.

И как бы вы ни старались подавить свое отвергнутое «я», вы все равно будете встречать его в своих отношениях. Любые отношения приведут вас лицом к лицу с вашим отвергнутым «я» — вы увидите их в своем партнере, в своих коллегах и друзьях, в членах своей семьи и детях, даже в своих домашних животных.

Лучше признать, что вы отреклись от себя, встретиться с ними лицом к лицу и принять их, а затем интегрировать их. У каждого «я» есть место в душе. У каждого «я» есть цель и ценность.

Каждое «я» также имеет ограничения и способность приводить к негативным последствиям, если оно играет слишком большую роль в вашей психике — даже те «я», которые вы можете считать положительными и полезными, такие как Ответственное «Я» или Доставляющее удовольствие «Я».

Уровни отказа от самоотверженности

Мне много раз задавали следующие вопросы:

«Почему, когда некоторые люди описывают себя определенным образом, например, как самоотдача), вы обнаружите, что часто они на самом деле противоположны?»

И «Почему некоторые люди осознают, что они регулярно выражают свое отвергнутое «я»?»

Как могут возникнуть такие ситуации, если первичное «я» человека предназначено для управления его психикой?

Для этого есть несколько причин, и они связаны с тем фактом, что существуют разные уровни отречения от противоположностей первичным я.

Некоторые противоположные «я» не отвергаются человеком в целом, но только тогда, когда более первичное «я» пары противоположностей находится во главе. Потому что, пока вы идентифицируете себя с основным я, вы не сможете выразить отверженное я этого конкретного основного я. Вам нужно некоторое отделение от основного «я», чтобы выразить свое отвергнутое «я», что и означает наличие Осознающего Эго — способность сидеть между противоположными «я».

Но если другое первичное «я» берет верх — а помните, что у большинства из нас есть несколько – тогда появляется возможность проявить себя отвергнутому изначальному «я». Принятие власти другим первичным «я» может произойти в разных ситуациях в обычный день.

Например, если ваше основное «я» дает в природе, то вы будете отдавать большую часть времени. Предположим, что эта самоотдача преобладает, когда вы находитесь с семьей и друзьями, и поэтому, когда вы находитесь с семьей и друзьями, вы всегда будете готовы помочь людям, независимо от того, что еще может произойти с вами. Но когда вы идете на работу, даже несмотря на то, что это отдающее «я» присутствует как часть вас, другие «я» — такие как рациональный ум и ответственный работник — становятся доминирующими «я» в вашей психике.

Итак, вы на работе, рациональны и трудолюбивы, и коллега просит вас об услуге. Вы смотрите на них, быстро подсчитываете, сколько времени у вас осталось на проект, и говорите «нет», возвращаясь к своей работе. Ваш коллега уходит, и вы вдруг чувствуете себя ужасно из-за того, что отказали ему. Это потому, что ваше дающее «я» снова стало вашим основным «я».

Быть недающим — это всего лишь отвергнутое «я» дающего «я». Поэтому, когда рациональное и трудолюбивое «я» берет верх, они не отказываются от неотдачи. Они даже не думают в таких терминах. Таким образом, вы можете не давать в таких ситуациях.

Пример, который я описал выше, показывает, как это работает, когда человек не осознает себя и не происходит процесса Осознающего Эго. Когда вы начнете лучше осознавать себя, а затем отделитесь от своих первичных «я» и интегрируете отвергнутые «я», тогда вы сможете замечать, когда первичное «я» берет верх, и у вас появляется возможность выбирать по-другому.

Упражнение на самосознание:

Осознайте выражение противоположных «я»

  1. Подумайте, какое основное «я» склонно доминировать в вас. Напишите, кто это я.
  2. В большинстве ситуаций ты такой же? Или бывают ситуации, когда это конкретное основное «я» не доминирует? Запишите эти ситуации.
  3. В таких ситуациях вы когда-нибудь проявляли поведение или отношение, противоположное поведению вашего доминирующего основного я? Запишите это.
  4. Теперь рассмотрите их с точки зрения вашего доминирующего основного «я». Запишите мысли, которые приходят к вам.

Ваше изначальное «я» может осуждать вас или даже отрицать. Это нормально. Первичные «я» обычно не любят, когда их противоположности выражаются, и осуждают их; вот почему они отрекаются от них, когда они у власти (имейте в виду, что для отречения в первую очередь была веская причина, и цените за это свое основное «я»).

Когда вы все лучше понимаете, с какими «я» вы себя отождествляете, и как эти «я» влияют на ваши мысли, чувства и поведение, у вас появляется возможность иметь больший выбор того, как вы воспринимаете жизнь.


Моя электронная книга для расширения сознания Кто ты? дает вам обзор 44 я, предоставляя инструмент для достижения большего понимания и осознания видов «я», которые могут быть для вас первичными и отрицаемыми.

Доступно от  Amazon, Apple Books, Barnes & Noble, Kobo, Smashwords

Моя книга о взаимоотношениях  Идеальные отношения показывает вам, как развивать более глубокое самосознание через ваши отношения, особенно в отношениях с вашим партнером.

Доступен на Amazon, Apple Books, Barnes & Noble, Kobo, Smashwords

Если вы нашли это ценным, поделитесь им!

Встретьтесь с собой

Это руководство познакомит вас с 44 личностями. По мере того, как вы узнаете их, вы обнаружите, какие «я» в вас первичны, а какие отвергнуты, и как все они влияют на ваш жизненный опыт.

О каком я ты?

Доступно на Amazon, Apple Books, Barnes & Noble, Kobo, Smashwords

10 простых способов улучшить самосознание [с примерами]

Улучшение самосознания может показаться сложной задачей, отчасти потому, что кажется такой абстрактной концепцией .

Но вот в чем дело:

Самосознание — это навык, который каждый может улучшить с помощью правильных инструментов и небольшой практики.

В этом руководстве я кратко объясню, что такое самосознание, почему оно важно, а затем пошагово проведу вас через несколько моих любимых упражнений и техник, которые помогут вам лучше осознать себя.

На самом деле, это те же техники, которые я использую со своими клиентами как психолог.

Приступим!

Содержание

Не стесняйтесь сразу переходить к любому разделу, используя следующие ссылки:

  • Что такое самосознание?
  • Каковы преимущества самосознания?
  • 10 примеров того, как улучшить самосознание
    1. Обратите внимание на то, что вас беспокоит в других людях
    2. Медитируйте на свой разум
    3. Читать качественную художественную литературу
    4. Определите свой эмоциональный криптонит
    5. Нарисуйте график своей жизни
    6. Спросите об отзыве (и примите его хорошо)
    7. Совершите небольшое путешествие
    8. Изучение нового навыка
    9. Выявление когнитивных искажений
    10. Уделите время разъяснению своих ценностей
  • Резюме и ключевые выводы

Что такое самосознание?

Самосознание — это привычка обращать внимание на то, как вы думаете, чувствуете и ведете себя.

Более конкретно, самоосознание заключается в наблюдении:

  • Образцов мышления. Как вы склонны думать и объяснять, что с вами происходит? Каков ваш внутренний диалог? Каких ожиданий вы придерживаетесь в определенных условиях или с определенными людьми? Каковы ваши основные убеждения, которые влияют на ваше мышление?
  • Модели эмоций. Насколько хорошо вы понимаете свое настроение и эмоции? Вы наблюдаете и пытаетесь понять свои эмоции или реагируете на них импульсивно? Рассматриваете ли вы трудные эмоции как врагов, которых следует избегать или от которых нужно избавиться, или как посланников, пытающихся вам что-то сказать?
  • Модели поведения. Вы понимаете, почему вы склонны вести себя одинаково в определенных ситуациях? Есть ли у вас ощущение, какие типы событий срабатывают для вас? Чтобы вы поняли, что мотивирует ваше поведение или ведет к самосаботажу?

Иными словами, самосознание означает научиться проявлять любопытство к собственному разуму.


Каковы преимущества самосознания?

Трудно переоценить преимущества самосознания, поэтому я просто перечислю несколько наиболее распространенных положительных эффектов, которые дает повышение самосознания:

  • Улучшение отношений. Трудно просить о том, чего вы хотите и в чем нуждаетесь в отношениях, или устанавливать здоровые границы, если вы сами не очень ясно представляете себе это. Например, насколько хорошо вы знаете свои личные ценности? Часто лучший способ улучшить любые отношения — это попытаться стать более самосознательными.
  • Более спокойное настроение. То, как вы постоянно чувствуете себя эмоционально, зависит от того, как вы думаете. Например, если у вас есть привычка к хроническому беспокойству, вы, скорее всего, будете чувствовать тревогу все время. Но когда вы улучшаете свое самосознание, вы учитесь понимать взаимосвязь между вашим мышлением и вашим настроением. Это значительно облегчает эффективное регулирование ваших эмоций и балансировку настроения.
  • Более ясное мышление и лучшее принятие решений. Плохое принятие решений часто происходит из-за запутанного мышления и необузданных эмоциональных реакций. Когда вы лучше осознаете свои привычки мышления и чувств, нам будет легче различать краткосрочные импульсы или желания и долгосрочные ценности и цели.
  • Повышенная производительность. Самая частая причина прокрастинации и низкой продуктивности — не отсутствие усилий или обязательств… Это вмешательство с нашей стороны. Когда нам трудно добраться до работы, обычно это происходит потому, что на каком-то уровне нам мешают наши собственные мысли, эмоции или привычки. Улучшение самосознания может помочь устранить многие из этих скрытых препятствий на пути к продуктивности.

10 примеров того, как улучшить самосознание

Как психолог, я постоянно работаю с клиентами над повышением самосознания во многих сферах жизни. Вот 10 моих любимых техник и стратегий, которые помогут вам стать более самосознательными.

1. Обратите внимание на то, что вас беспокоит в других людях

Часто то, что больше всего раздражает нас в других людях, является отражением некоторых качеств, которые нам не нравятся в себе.

У всех нас есть качества, которыми мы не гордимся:

  • Например, склонность слишком часто лгать или искажать правду.
  • Или, может быть, вы избегаете конфликтов, как чумы, и изо всех сил пытаетесь установить границы.

Но если вы не знаете, как изменить эти вещи (или не верите, что это возможно), легко в конечном итоге игнорировать их или жить в отрицании. И хотя невежество может ощущаться как блаженство, на самом деле это не так. Не в долгосрочной перспективе.

Итак, всякий раз, когда кто-то делает что-то, что кажется вам особенно раздражающим или раздражающим, спросите себя:

Может ли это быть отражением чего-то во мне, что мне не нравится? Я делаю какую-то версию этого?

2.

Медитируйте на свой ум

Вы, наверное, слышали о медитации осознанности. Это простая практика концентрации внимания на дыхании или другом физическом ощущении. Затем, если вы заметите, что ваш разум блуждает по другим мыслям, мягко возвращайте внимание к точке сосредоточения.

Хотя медитация осознанности доказала свою эффективность во всем, от потери веса до избавления от депрессии, на самом деле она может быть мощным способом повысить уровень самосознания.

В частности, медитация осознанности — один из лучших способов узнать больше о том, как работают ваши мысли и эмоции. Когда вы практикуете наблюдение и наблюдение за своими мыслями, не привязываясь к ним и не думая о них, вы начинаете усваивать мощную идею:

Вы — это не ваши мысли .

Слишком часто нам не хватает самосознания, потому что мы на самом деле слишком много думаем — слишком много думаем. Мы легко теряемся в своих мыслях, предполагая, что они верны или достойны внимания просто потому, что наш разум решил бросить их нам.

Регулярная практика осознанности откроет вам глаза на то, как работает мыслящий ум, и на то, насколько больше вы можете получить, чем просто содержание своих мыслей.

Узнайте больше: Как начать практику осознанности: краткое руководство для начинающих

3. Читайте качественную художественную литературу

Часто говорят, что великие писатели — великие наблюдатели за окружающим миром. И именно эта способность замечать тонкие детали и черты жизни позволяет им так трогательно воссоздавать ее в своих работах.

Но самые лучшие писатели являются опытными наблюдателями, в частности, человеческой природы. Их работа — замечать мельчайшие детали мыслей, эмоций, желаний и действий, которые большинство из нас упускают из виду в суматохе повседневной жизни.

И хотя большинство из нас, вероятно, не призваны быть авторами и проницательными наблюдателями человеческой природы в профессиональном плане, мы все можем кое-что узнать о себе, научившись быть внимательным, как писатель.

Тщательно описывая людей, хорошая художественная литература учит нас думать о людях внимательно и с сочувствием. И чем лучше мы научимся наблюдать за другими, тем больше вероятность того, что мы будем смотреть на себя так же.

Так что выделите как-нибудь 30 минут и составьте список хорошей художественной литературы, которую вы давно хотели прочитать, или попросите друга порекомендовать несколько его любимых книг.

Узнайте больше: Как стать активным читателем

4. Определите свой эмоциональный криптонит

Никому не нравится испытывать грусть, тревогу, стыд или любые другие тяжелые эмоции. Это и понятно, ведь им плохо — иногда очень больно!

И хотя все мы отталкиваемся от болезненных эмоций, у каждого из нас есть одна особая эмоция, которую мы особенно не любим и стараемся избегать.

В своей клинической практике я часто вижу, что люди делают все, чтобы не чувствовать грусти. Они пойдут на экстраординарные — иногда даже вредные — меры, чтобы отвлечь себя или заглушить конкретное чувство грусти, даже если это означает усиление других болезненных эмоций, таких как тревога, стыд и вина.

Например:

  • Совсем недавно у меня была клиентка, которая обнаружила, что одной из причин, по которой она боролась с социальной тревогой, было то, что она постоянно беспокоилась о том, что люди осуждают ее. В частности, она беспокоилась о том, что они могут сказать, что она слишком много выпила, и осуждать ее за это.
  • Когда я спросил ее о ее пьянстве, мы в конце концов обнаружили, что, хотя пьянство причиняло ей много стыда и беспокойства, для нее оно того стоило, потому что это был единственный известный ей способ отвлечься от печали в ее жизни.
  • Таким образом, несмотря на то, что тревога была очевидной эмоцией, с которой она боролась, она в конце концов достаточно осознала себя, чтобы понять, что печаль была эмоцией, лежащей в основе ее борьбы.

У всех нас есть определенные эмоции, которые нам особенно не нравятся — наш эмоциональный криптонит . И чаще всего это означает, что мы очень стараемся избегать этой эмоции.

Проблема в том, что если мы настолько боимся эмоции, что готовы сделать что угодно, чтобы избежать ее, это может привести к довольно негативным последствиям в долгосрочной перспективе (например, к злоупотреблению психоактивными веществами).

Но что более важно, избегая эмоций, мы избегаем слушать то, что они нам говорят. Болезненные эмоции болезненны, потому что наш разум пытается привлечь наше внимание — часто по очень веской причине.

Научившись терпеть дискомфорт нашего эмоционального криптонита — чувство, которое вы больше всего боитесь испытать, — может открыть для вас богатые знания о себе и нашем мире, если мы готовы слушать.

Узнайте больше: Эмоциональный криптонит: чувство, которое вы больше всего боитесь испытать

5. Нарисуйте хронологию своей жизни

Один из самых поучительных «трюков», которые я использую как психолог, часто происходит на втором сеансе с моими клиентами.

В конце нашей первой встречи я иногда прошу их потратить 20 минут на то, чтобы нарисовать график своей жизни в качестве домашнего задания.

Инструкции достаточно просты:

  • Сядьте с чистым листом бумаги и карандашом.
  • Начиная с момента своего рождения, отметьте основные события своей жизни на временной шкале.
  • Обязательно подумайте о событиях, которые оказали особое влияние, независимо от того, кажутся ли они большими или маленькими, положительными или отрицательными.

Неизбежно, люди возвращаются и говорят ту же самую версию:

Это звучало как самое глупое упражнение, но я был потрясен тем, как много я понял о себе.

В частности, многие люди могут понять или по-новому взглянуть на особенно тревожное или трудное время, увидев этот конкретный период в контексте.

Способность думать с точки зрения развития и в контексте является ключом к самосознанию.

6. Узнайте о своих «слепых пятнах», запрашивая отзывы (и принимая их хорошо)

Вот вопрос:

Как часто вы намеренно ищете отзывы о себе?

Если вы чем-то похожи на меня — или на большинство людей, держу пари, — вряд ли часто. Это позор, потому что хорошая обратная связь — один из самых быстрых и эффективных способов расти и совершенствоваться.

В частности, несмотря на то, что многие аспекты нас самих, вероятно, нуждаются в улучшении, именно те части нас самих, которые мы не можем видеть, — наши слепые зоны — являются настоящей проблемой.

И другие люди имеют уникальную возможность замечать их и помогать нам их видеть. Если мы спросим…

Итак, как именно мы должны спросить мнение о себе?

Вот несколько советов для начала:

  • Выберите прочные отношения в своей жизни: родитель, супруг, лучший друг и т. д. Кто-то, с кем у вас достаточно хороших отношений, чтобы они были готовы указать на что-то негативное.
  • Начните с малого. Сначала спросите о чем-то, что не является слишком большим или угрожающим. Речь идет о создании у другого человека уверенности в том, что вы хорошо воспринимаете критику. Они с большей вероятностью расскажут вам о серьезных личностных проблемах, если вы покажете им, что хорошо воспринимаете критику по поводу домашних дел.
  • Хорошо воспринимайте критику. Любой ценой избегайте оборонительных действий. Ожидайте, что вы не будете чувствовать себя прекрасно в тот момент, когда кто-то укажет на недостаток. И это нормально. Это нормально чувствовать себя таким образом. Старайтесь изо всех сил просто признавать их отзывы и благодарить их за это.

7. Совершите микропутешествие

Новые места и незнакомая среда вырывают нас из рутины и заставляют лучше осознавать себя.

Когда я жил в Италии, я помню, как поначалу был потрясен тем, сколько времени люди «тратят впустую» на долгие, экстравагантные обеды— ужин за 3 часа, вы шутите!

Но после того, как я провел время в итальянской культуре и был вынужден испытать эти долгие, расслабленные трапезы, я начал ценить это альтернативное отношение к еде, которое было больше, чем просто процесс дозаправки.

И хотя я не регулярно ем трехчасовые обеды, мое отношение к еде и ее функциям изменилось в результате моих путешествий и времени, проведенного в новой обстановке.

Конечно, даже несмотря на то, что регулярные полеты на самолете в экзотические страны, вероятно, не являются жизнеспособной стратегией для большинства из нас, мы можем получить преимущества самосознания от путешествий, не отправляясь слишком далеко.

Микропутешествия — это простая идея о том, что мы все еще можем путешествовать, но в локальном масштабе.

Например, если вы живете в большом городе или пригороде, вы, вероятно, знакомы со своим районом, центром города и, возможно, с парой других мест. Но, вероятно, есть целые районы, в которых вы не проводили много времени, если вообще проводили время. Это возможность для микропутешествий.

Точно так же, хотя две недели в Таиланде могут быть для вас невозможными в данный момент, два дня в местном государственном парке, в котором вы никогда не были, могут быть.

Если вы сможете расширить свое представление о том, что такое путешествие, включив в него местные или близлежащие места, которые все еще незнакомы, вы сможете получить многие преимущества путешествий, включая повышение нашего самосознания, за небольшую часть затрат времени. или деньги.

8. Изучите новый навык

Точно так же, как путешествие заставляет нас стать более самосознательными, бросая нас в новые ситуации, изучение чего-то нового повышает самосознание, заставляя нас думать и действовать по-новому.

Став взрослыми, мы все привыкаем к своим привычкам, в значительной степени потому, что в конечном итоге делаем одно и то же снова и снова.

И хотя это приводит к определенному комфорту, это также способствует узости ума…

Когда вы делаете только то, в чем вы уже хороши, легко впасть в заблуждение безопасности, что вы знаете, как все работает.

Противоядие — это то, что иногда называют Разум новичка . Идея ума новичков заключается в том, что для того, чтобы узнавать что-то новое, ум должен быть гибким и смотреть на вещи по-новому — как ребенок.

Это означает, что если вы хотите развить в себе гибкость и свежесть, а также то, как вы видите вещи (т. е. самосознание), вы должны изо всех сил стараться быть новичком. И один из лучших способов сделать это — освоить новый навык.

Независимо от того, говорите ли вы на мандаринском языке или учитесь жонглировать, овладение новым навыком является мощным упражнением в умственной гибкости и самосознании.

9. Выявление когнитивных искажений

Когнитивные искажения — это неточные мысли и убеждения, которые искажают то, как мы видим вещи, в том числе самих себя, и обычно приводят к чрезмерно болезненным эмоциям и настроениям.

Подумайте об этом так: точно так же, как все мы можем приобрести бесполезные физические привычки (например, грызть ногти, перекусывать поздно ночью и т. д.), у всех нас есть определенные психические привычки, которые не приносят нам никакой пользы.

Например: Всякий раз, когда во время вождения случается что-то неприятное — меня подрезают, кто-то занимает место для парковки, которое я хотел — сценарий по умолчанию, который прокручивается в моей голове, звучит так: Что за придурок! По какой-то причине у меня выработалась ментальная привычка обзывать других водителей каждый раз, когда я расстраиваюсь на дороге.

Это проблема, потому что хотя другие водители иногда ошибаются, я тоже иногда ошибаюсь. Но если моя реакция по умолчанию состоит в том, чтобы всегда экстернализировать и обвинять других людей, я упускаю возможность увидеть свое собственное поведение и исправить себя.

Если каждый раз, когда меня подрезают, я говорю себе, что человек, который меня подрезает, — придурок и должен быть более внимательным водителем, я могу упустить тот факт, что постоянно еду на полосе обгона слишком медленно, потому что говорю моей жене и не очень знаю, как я вожу.

Дело в том, что основным источником отсутствия самосознания являются неверные мыслительные привычки и разговоры с самим собой. Если вы научитесь распознавать эти паттерны ошибочного мышления, вы сможете лучше осознать себя и, возможно, в конечном итоге тоже почувствуете себя лучше.

Узнайте больше: Когнитивная реструктуризация: полное руководство по изменению негативного мышления

10.

Найдите время, чтобы прояснить свои ценности

Вот несколько пугающий вопрос:

Как часто находите ли вы время, чтобы сознательно обдумать свое ценности и идеалы?

Если вы похожи на большинство из нас, повседневная занятость имеет тенденцию вовлекать вас в постоянный поток деятельности, не оставляя времени на размышления, особенно на размышления о ваших личных ценностях.

Так что же удивительного в том, что вам трудно достичь своих целей и найти удовлетворение, когда вы не тратите время на размышления о том, как бы это выглядело?

Более того, неудивительно, что мы в конечном итоге преследуем искусственные цели, которые культура и общество считают важными (красивая машина, большой дом, аккуратная талия, школы Лиги плюща для наших детей и т. д.), но на самом деле это не так. обязательно найти действительно значимые и важные.

Особая форма самосознания включает в себя осознание и ясность в отношении вещей, которые действительно важны для нас:

  • Почему я здесь?
  • К чему я призван?
  • Что делает жизнь полноценной, которой я могу по-настоящему гордиться?

Это большие вопросы. И хотя они звучат пугающе, это, вероятно, потому, что мы просто не тратим много времени на их рассмотрение.

Вот простой способ начать работу:

  • Откройте свой календарь и найдите 30-минутный интервал времени один раз в месяц (мне нравится 16:30 в последнюю пятницу каждого месяца).
  • Настройте повторяющуюся ежемесячную встречу в календаре на это время и назовите ее Уточнение ценностей .
  • Каждый месяц в это время берите лист бумаги и просто проводите мозговой штурм с идеями и мыслями, связанными с вопросом о личных ценностях и о том, чего вы действительно хотите.

Нет правильного или неправильного способа сделать это. Важно то, что вы даете себе возможность подумать об этом.

Вы будете поражены тем, что появится!

Подробнее: 7 способов обнаружить и прояснить свои личные ценности .

Но это не так.

Самосознание — это просто привычка обращать внимание на собственный разум — наши мысли, эмоции и поведение.

Добавить комментарий