Особенности психического развития младенцев и детей раннего возраста
- Главная ->
- Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат) ->
- Возрастная психология
Основные закономерности психического развития ребенка в младенчестве
Младенческий возраст — период жизни ребенка от рождения до одного года. М. в. подразделяется на 2 фазы:раннее мл-во (2-6м) и позднее (7-12 мес) Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.
Первое полугодие жизни является этапом эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления.
Во втором полугодии ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность, общение со взрослым преобразует нос ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которая «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (являющейся ведущей на следующем возрастном этапе — в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во втором полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование.
При нормальном физическом и психическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все более сложными локомоциями, учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки. Развивается моторика – позовые, локомоторные и мануальные движения (действия с предметом).
Высоким уровнем развития характеризуются сенсорные процессы: в 2 месяца присутствует константность.
Период младенчества завершается «кризисом первого года», в котором впервые проявляется личность ребенка. Появляется понимание речи и первые формы речевой активности. Ассоциативно-ситуативный х-р речи.
Основные закономерности развития ребенка в раннем возрасте 1-3года
раннее детство сензитивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи.
Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. Речь становиться полноценным средством общения.
Центр линия умств. развития – овладение речью.
-
1-1.6 года – интенс равитие поним-я, речь почти не разв, речь многозн по значению (ква-ква это и лягушка, и пруд, и вода и кошка..)
-
1.6 – 3 года – практич овл речью, быстрый рост словаря, вопросы кто это, что это.
Мышление синкретами, в комплексах.
Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции — восприятие, мышление, память, внимание.
Особенности восприятия Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет.
В этом возрасте каждая вещь для ребенка имеет либо притягивающее, либо отталкивающее значение. У него нет равнодушного или «бескорыстного» отношения к окружающим вещам. Т.е. каждая вещь имеет свою валентность.
Внимание и память непроизвольны.
Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.
Этапы развития личности:
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игнорируют
Распад прежних отношений пра-мы, ребенок приобр относит самостоятельность, свободу передвиж и автономию намерений. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время
Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают» ребенка на новый, уровень развития.
Общая схема ворастного развития младенцев
Общая схема возрастного развития ребенка раннего детства
Психология развития ребёнка от рождения до 3-х лет
Развитие ребенка до 3-х лет можно разделить на: период младенчества (новорожденность, младенчество и кризис 1 года), период раннего возраста от 1 до 3 лет (кризис 3 лет).
Период младенчества
Новорожденность – переходный этап. Кризис новорожденности. Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.
Психическая жизнь. Мозг продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений». Важные события – возникновение слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения. Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.
Примерно в 1 месяц – «комплекс оживления» – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.
Младенчество
Познавательное развитие ребенка: восприятие – к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается. Воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы, способны ориентироваться во многих параметрах объектов (движения, контрасты и т. д.). Реагируют на цвет. Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Младенец имеет целостную картину мира.
Движение и действия. Движения рук, направленные к предмету, ощупывание предмета по-являются примерно на 4 месяце жизни. В 5 – 6 месяцев хватает предмет, что требует сложных зрительно-двигательной координации – первое целенаправленное действие. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Ж. Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, но они еще не предметны (подражание взрослым).
Восприятие и действие позволяют судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления. Усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.
Память. Первым появляется узнавание. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа.
Эмоциональное развитие. В первые 3 – 4 месяца. Проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. После 3 – 4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7 – 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцем, появляется так называемый «страх расставания». К концу 1 года стремится не только к эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.
Речь. В первом полугодии формируется речевой слух. Гуление. Во втором полугодии – лепет, обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10 –20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Кризис 1 года
Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда родители не понимают его желания). Главное приобретение переходного периода – автономная речь (Выготский). У младенца своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Итог. Ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить, речь ситуативна и многозначна. Познавательное и эмоциональное развитие основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода. Становится биологически независим.
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Развитие психических функций. Сензитивный период к усвоению речи.
Речь. К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.
Восприятие. В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Элементарные формы воображения. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Восприятие аффективно окрашено – импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт.
Действия и мышление. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная Деятельность. В совместной Деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.
Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической Деятельности, поэтому, как считают отечественные психологи, оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.
Ведущая Деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий.
Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.
Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм. Не умеет сопереживать. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.
Кризис 3 лет
Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.
Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.
Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь вы-ступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.
Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая Деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.
Шкала самосознания – (SCS-R)
Содержание
Личное самосознание – это склонность к самоанализу и исследованию своего внутреннего «я» и чувств. Публичное самосознание – это осознание себя таким, каким его видят другие. Этот вид самосознания может привести к самоконтролю и социальной тревоге. И частное, и общественное самосознание рассматриваются как черты личности, относительно устойчивые во времени, но не коррелирующие друг с другом. Тот факт, что человек находится на высоте в одном измерении, не означает, что он или она высок в другом. Самосознание может сильно влиять на поведение. Помимо общественного и личного самосознания, Шкала самосознания (SCS-R) измеряет социальную тревожность. Эта пересмотренная шкала применима к более широким группам населения.
Альфа Кронбаха для частного самосознания оказалась равной 0,75, для общественного самосознания — 0,84, а для социальной тревожности — 0,79. Эти альфа-каналы выгодно отличались от исходного масштаба. Корреляция тест-ретест для частной подшкалы составила 0,76, для общественной подшкалы 0,74 и для подшкалы социальной тревожности 0,77.
Автор инструмента:
Scheier, M. F., & Carver, C. S.
Ключевые ссылки:
Мартин, А. Дж., и Дебус, Р. Л. (1999). Альтернативная факторная структура для пересмотренной шкалы самосознания. Journal of Personality Assessment, 72(2), 266-281
Шайер М.Ф. и Карвер К.С. (1985). Шкала самосознания: пересмотренная версия для использования с населением в целом. Журнал прикладной социальной психологии, 15, 687-699.
Основное использование/Цель:
Пересмотренный показатель общественного и частного самосознания
Шкала самосознания – (SCS-R)
Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы о себе, зачернив соответствующий кружок на листе для ответов IBM. для каждого из утверждений укажите, насколько каждое утверждение похоже на вас, используя следующую шкалу:
- 3 очень похоже на меня
- 2 чем-то похож на меня
- 1 немного похож на меня
- 0 совсем не похож на меня
Пожалуйста, будьте максимально честны во всем и старайтесь, чтобы ваши ответы на один вопрос не влияли на ваши ответы на другие вопросы.
- 1. Я всегда пытаюсь разобраться в себе.
- 2. Меня беспокоит мой стиль ведения дел.
- 3. Мне нужно время, чтобы преодолеть застенчивость в новых ситуациях.
- 4. Я много думаю о себе.
- 5. Меня очень волнует, как я представляю себя другим.
- 6. Я часто мечтаю о себе.
- 7. Мне тяжело работать, когда за мной наблюдают.
- 8. Я никогда не смотрю на себя пристально.
- 9. Я очень легко смущаюсь.
- 10. Я стесняюсь того, как выгляжу.
- 11. Мне легко разговаривать с незнакомцами.
- 12. Обычно я обращаю внимание на свои внутренние ощущения.
- 13. Обычно я беспокоюсь о том, чтобы произвести хорошее впечатление.
- 14. Я постоянно думаю о причинах своих действий.
- 15. Я нервничаю, когда выступаю перед группой.
- 16. Прежде чем выйти из дома, я проверяю, как выгляжу.
- 17. Иногда я отступаю (мысленно), чтобы рассмотреть себя на расстоянии.
- 18. Меня беспокоит, что обо мне думают другие люди.
- 19. Я быстро замечаю изменения в своем настроении.
- 20. Обычно я осознаю свою внешность.
- 21. Я знаю, как работает мой разум, когда я решаю проблему.
- 22. Большие компании меня нервируют.
Процедуры подсчета баллов:
1. Пункты 8 и 11 обратного кода.
2. Вычислительные субшкалы:
- a. Для подшкалы личного самосознания: сумма 17, 19, и 21. п.п. 1, 4′ 6, 8, 12, 14,
- б. Для подшкалы «Общественное самосознание»: Сумма и 20. пункты 2, 5, 10, 13, 16, 18,
- в. Для подшкалы социальной тревожности: суммируйте пункты 3, 7′, 9′, 11, 15 и 22.
Шайер, М.Ф., и Карвер, К.С. (1985). Шкала самосознания: пересмотренная версия для использования \•d. й генеральной совокупности. Журнал прикладной социальной психологии, 15, 687-699.
Подписаться по электронной почте
ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ СВОЮ ЭЛЕКТРОННУЮ ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ, ЧТОБЫ МЫ МОЖЕМ ПРИСЫЛАТЬ ВАМ БЕСПЛАТНО ВЕСЫ КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ
Адрес электронной почты
Как не осуждать, помогая другим
Первой работой социального работника Зандера Кейга после получения MSW была работа в сфере здравоохранения для бездомных ветеранов в Департаменте по делам ветеранов. Кейг общался с бездомными людьми, когда работал в городском парке в Сан-Диего, но он знал, что должен научиться работать с ними как врач.
«Получить эту информацию о травме, эту базовую линзу, позволяющую взглянуть на то, почему люди находятся в затруднительном положении, в котором они находятся, и почему они могут бороться или сопротивляться, принимая во внимание все эти вещи, это будет действительно полезно». сказал Кейг, LCSW, который является социальным работником года Национальной ассоциации социальных работников 2020 года.
Кейг благодарит VA за предоставление обучающих программ, в том числе через Управление по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрическими услугами (SAMHSA), которое предлагает ресурсы по работе с бездомными с точки зрения информации о травмах.
Распознавание обстоятельств другого человека или взгляд на мир через его призму является частью самосознания. Самосознание позволяет любому, кто оказывает помощь, делать это непредвзято, признавая уникальную ситуацию каждого человека.
Что такое самосознание?
Merriam-Webster определяет самосознание как «осознание собственной личности или индивидуальности». Самосознание также является основной областью компетенции социально-эмоционального обучения (SEL). По данным Collaborative for Academic, Social and Emotional Learning (CASEL), навыки SEL могут дать людям возможность помогать другим процветать.
«Вы не можете установить подлинную, аутентичную связь, если вы осуждаете, критично относитесь и у вас есть предубеждения».
—Мэри Пендер Грин
Социальные работники и другие лица, помогающие профессиям, извлекают пользу из самосознания, потому что «есть множество точек зрения, которые мы собираемся привнести в наше образование и извлечь из него пользу», — сказал Кейг.
«В зависимости от того, в какую школу вы ходите и какие у вас преподаватели, может возникнуть конфликт между вашим мировоззрением и линзой, через которую вас учат смотреть на своих клиентов».
По словам Кейга, на перспективы могут влиять:
Жизненный опыт: Культурное происхождение, религия и отношения.
Текущая ситуация: Финансовые обязательства, здоровье и семейные обязанности.
Учебное заведение/программа: Ценности университета, учебная программа и принадлежность.
Учителя/наставники/руководители: Философия, методы практики и ожидания.
Коллеги : Личности, политика и интересы.
Чтобы быть лучшими помощниками, клиницисты должны понимать, что формирует их собственное отношение и поведение, потому что «частью знания того, откуда пришли другие люди, является также достаточно твердое понимание того, откуда мы пришли», — сказал Кейг.
Почему самосознание важно при оказании помощи?
Специалистам по оказанию помощи необходимо поддерживать связь со своими клиентами. Эти связи строятся на способности общаться. «Для успеха социальных работников самосознание является наиболее важным элементом, потому что, не зная, что вы чувствуете, абсолютно невозможно обращаться к чувствам других людей», — сказала Мэри Пендер Грин, LCSW-R, CGP, президент и главный исполнительный директор MPG Consulting в Нью-Йорке.
«Вы не можете установить подлинную, достоверную связь, если вы осуждаете, критично относитесь и у вас есть предубеждения», — сказал Пендер Грин, добавив, что социальные работники и другие помощники, обладающие самосознанием, с меньшей вероятностью причинят вред другим из-за стереотипного мышления.
Однако она предупредила, что может быть опасность чрезмерного упрощения потребности в профессиональном самосознании, которое должно быть сосредоточено на человеке, нуждающемся в помощи, а не на его этнической или культурной принадлежности.
«Мне не нравится идея говорить «культурная компетентность», потому что, по сути, это группирует людей и говорит, что все в одной группе одинаковы», — сказала она. «Речь идет о том, чтобы быть осведомленным и связанным с человеком перед вами».
Как развить самосознание
Чтобы развивать самосознание и культурную чувствительность, профессионалы должны намеренно исследовать свои взгляды и предположения, сказал Кейг. Чтобы облегчить свое развитие в этой области, они могут рассмотреть следующие вопросы и то, к чему они относятся:
Каких предположений я придерживаюсь о том, как устроен мир?
Определяет основы мировоззрения.
Верю ли я в материальный мир, основанный на научных открытиях, или в духовный мир, существующий вне науки?
Открыт ли я для альтернативных предположений?
Определяет способность принимать другие мировоззрения.
Могу ли я согласиться с тем, что у людей разные точки зрения?
Какие факты лежат в основе этих предположений?
Облегчает понимание того, как могут существовать разные взгляды.
Могу ли я помочь кому-то, если у него другая точка зрения?
Могу ли я оспорить свои предположения?
Помогает понять, что на людей влияют различные факторы.
Рассмотрены ли все возможные решения?
Могу ли я развеять свои заблуждения?
Облегчает общение с другими.
Могу ли я избежать осуждения, чтобы построить с кем-то доверительные отношения?
Могу ли я гибко принимать различные точки зрения?
Позволяет мне быть гибким.
Какое решение самое эффективное?
Могу ли я пересмотреть свое мировоззрение, чтобы оно лучше соответствовало реальности?
Позволяет мне понять свои ограничения и установить границы.
Что такое достижимое решение?
Что я могу получить от терапии?
Определяет предвзятость.
Какие у меня бессознательные предубеждения и стереотипы?
«Если наша цель состоит в том, чтобы работать с людьми в их окружении, относиться к каждому человеку с достоинством и с учетом травмы, и мы даже не можем обойти некоторые из этих основных вопросов ценности, мы мы будем ожидать, что наши клиенты и наши пациенты будут соответствовать нашим ожиданиям в отношении их жизни, а это лишает их свободы воли», — сказал Кейг.
Пендер Грин сказал, что людям помогающих профессий будет полезно изучить ресурсы, чтобы узнать все, что они могут, для развития навыков самосознания.
Как социальные работники могут улучшить самосознание
Поскольку социальные работники помогают решать проблемы других людей, им приходится учитывать и предвидеть все факторы, влияющие на возможные решения.
В дополнение к перспективам и их влиянию на самосознание социальные работники также должны учитывать:
ЭТИКА
Этический кодекс NASW и конкретные правила на рабочем месте.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
Права на конфиденциальность и какие среды (группы поддержки и т. д.) могут на них повлиять.
ЗАКОНЫ
Правила рекламы услуг, практики телемедицины, лицензирования.
Кейг и Пендер Грин рекомендуют социальным работникам находить поддержку у коллег, присоединяясь к профессиональным группам и организациям и активно ища отзывы от других.