Простить и забыть: Простить — не значит забыть

Простить — не значит забыть

Можно ли взять и простить? — Психолог и психотерапевт Марина Филоник о механизме прощения

«Простить не значит забыть; простить это значит с состраданием, с болью в душе сказать: когда придет Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи» (митрополит Антоний Сурожский).

Кто-то кричит в отчаянии: «Я никогда этого не прощу!», кто-то почти плачет: «Я так хочу простить, но у меня не получается», а кто-то искренне убежден, что всех простил, особенно, например, потому что сегодня прощеное воскресенье, а сам ходит и излучает обиженность, мучает этим других и свято верит в свое прощение. Невозможно найти человека, который бы никогда в своей жизни не обижался и не обижал. Мы несем в себе много ран и боли, с годами их количество обычно не уменьшается.

Ты же христианин!

На исповеди человек слышит: «Сначала прости, а потом приходи», «Ты же христианин, как ты можешь идти к Богу, если ты не простил брата» и  попадает в крайне незавидное положение. Потому что простить волевым актом невозможно. Простить бывает очень трудно – и это важная правда. Годами и десятилетиями порой не получается, и это при условии, что человек очень хочет простить, сам страдает от своей обиды, не желает ее в себе, а она все равно не уходит.

Если вы честны с собой и осознаете, что с вами происходит, то вы точно знаете – когда болит, сколько себе ни говори «прощаю», легче не становится. А может быть становится еще тяжелее! Усиливается внутренний конфликт между требованием простить и реальной невозможностью это сделать – я должен, а раз я не могу, то кто я после этого!

К обиде добавляется чувство вины, в худших случаях доводящее человека до отчаяния, переживания невозможности обратиться к Богу – «сначала прости, а потом приходи».

Прощение – это не акт, а процесс, причем часто процесс длительный. И важно, пребываем ли мы в этом процессе или мы в застое? Варимся в своих переживаниях, в желании отомстить, наказать, восстановить справедливость, или все-таки находимся на пути к прощению, все-таки хотим освободиться?

Не могу простить – что делать?

Рассмотрим пять важных условий прощения, своего рода подсказок на этом пути, иногда они могут рассматриваться как этапы. Существуют и другие аспекты прощения, в данной статье рассматриваются лишь некоторые из них.

ПЕРВОЕ: честность и осознанность. Правда в том, что я обижаюсь

Митрополит Антоний Сурожский писал о том, что

«Простить – это не значит забыть», простить – это значит посмотреть на человека, как он есть, в его грехе, в его невыносимости, и сказать: «Я тебя понесу, как крест, я тебя донесу до Царства Божия, хочешь ты того или нет, добрый ты или злой – возьму тебя на свои плечи и принесу Господу и скажу: Господи, я этого человека нес всю свою жизнь, потому что мне было жалко, если бы он погиб. Теперь Ты его прости, ради моего прощения».

Для нас здесь важна мысль: простить – не значит забыть.

«Забыть» может оказаться своего рода обманом, потому что иногда правда в том, что другой на самом деле сделал зло.

Иногда важно не стараться забыть об этом, а наоборот, помнить, какая у человека слабость, грех, в ком что неладно, и не искушать его этим, а оберегать его, не подвергать соблазну, давая поводы сделать что-то нехорошее, зная его слабое место.

Может быть, это высокая планка, но в этих словах есть послание, очень весомое для темы прощения: нам не надо заставлять себя думать, будто обидчик – распрекрасный человек. Наше прощение вообще не зависит от его хорошести или плохости. Простим мы или нет – зависит от нас.

В молитве «Отче Наш» мы говорим: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Ключевое слово для нашей темы сейчас – «должникам» – означает, что я признаю, что мне сделано зло, что мне очень больно, что у меня, может быть, много гнева на обидчика и жалости к себе. Я не закрываю глаза, не говорю, что все хорошо, и ты ничего не сделал, ты вообще святой. Это будет неправдой.

Итак, важно видеть правду о другом, но еще важнее честный и осознанный взгляд на себя. Для начала нужно осознать, что я обижаюсь, смочь себе в этом признаться. Если мы свою обиду не видим, это блокирует движение на пути прощения.

Вспоминается одна женщина, которая когда-то сказала удивительную вещь: «Мне тут недавно сказали, что, оказывается, обижаться грех – ну, и я теперь не обижаюсь». Это говорит человек, с которым близким безумно тяжело рядом, потому что она буквально кожей излучает обиду, но совершенно этого не признает. Не признает искренне.

Неосознавание своих чувств, особенно обиды, ведет к широкому вееру психосоматических заболеваний, потому что когда не переживает душа, вместо нее начинает переживать тело. В сознании проблемы нет – для души наступает застой, тупик, потому что ничего невозможно сделать. Вытесненные чувства уходят в тело и в бессознательное и оттуда продолжают давать о себе знать.

Как научиться осознавать свою обиду? Если обида свежая, то можно остановиться, сделать «стоп-кадр»: «Так, что со мной сейчас происходит? Я обижаюсь. Я злюсь. На кого? По какому поводу? Что именно меня раздражает? Что именно меня обижает?» Это не означает, что надо тут же бежать к обидчику для разбирательств, но важно честно все с собой проговорить.

Верующий человек может проговорить свои чувства или свое непонимание чувств перед лицом Бога. Только не нужно лицемерно читать благообразные молитвы из молитвослова о прощении и неосуждении, если сердце полно в этот момент как раз гневом и осуждением.

Лучше попытаться максимально честно предстать перед Богом таким, какой ты есть сейчас: «Господи, Ты видишь, как сейчас меня наполняет гнев и злость, обида и возмущение. Ты видишь, что я порой даже убить готов был бы этого человека. Но я этого в себе не хочу. И сделать ничего не могу. Ты Сам приди и сделай что-нибудь, потому что я уже просто ничего не могу».

Чем честнее, тем лучше. Господь любит искренних (в русском переводе) сердцем (Пс. 50, 6), не надо думать, что стыдно и неприлично с такими вещами идти к Богу. А с чем еще идти? Всегда только с благодарностью и миром в душе? Но без Него мы ничего не можем – это очень важно признать. Именно в немощи нам особенно нужен Тот, кто может нас преобразить.

В жизни владыки Антония был такой случай: он в детстве обиделся на кого-то, пришел к священнику и говорит: «Я не могу его простить – как мне молиться? что делать?». Священник ответил: «Не читай пока эти слова: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Хороший пример честности в молитве, о которой мы сейчас говорим.

Отдельный непростой вопрос, надо ли говорить о своих чувствах обидчику. Есть разные обстоятельства. Обидчик может сам быть обидчивым, может ничего не услышать, не понять. «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч., 9, 8). Если вы решились, говорите, только придя в себя, то есть в спокойном, мирном состоянии, не обвиняя, о себе, о своих чувствах. Если вы в аффекте, в ненависти, кулаки сжимаются и т.п., то лучше пока молчать.

ВТОРОЕ: желание простить. Я НЕ помойка. Помойка У меня, и я ее в себе не хочу

В приведенном выше варианте обращения к Богу были слова «я этого в себе не хочу», и это очень важный аспект любого покаяния, в т.ч. на пути к прощению.

Сначала происходит обнаружение в себе некоего зла (я обижаюсь, я хочу отомстить и т. п.). Затем важно отделение его от себя, разотождествление человека и поступка, человека и его чувств (я не равно грех, моя сущность не сводится к этой обиде, обида есть у меня). И затем желание от этого освободиться (я этого в себе не хочу). Без этих трех составляющих трудно двинуться дальше.

Если вы обнаружили, что НЕ хотите простить, не стоит пугаться, лучше спокойно отделить себя от своего переживания, осознать, что я – не равно моя обида, не равно мой грех. Мое непрощение – это не моя сущность. Если у меня есть непрощение, это не означает, что я – человек непрощающий, я – такая ходячая обида. Каких только помоек нет у меня, но я – не помойка, я – драгоценнейший ребенок Бога (идентичность имеет существеннейшее значение для обидчивости и прощения).

Это очень важное различение. Потому что только тогда можно честно сказать Богу: «вот моя помойка, вот я Тебе ее тащу сейчас. Смотри. Но это – не я. Потому что правда моя в том, что я этого не хочу. Все мое существо сопротивляется. Я не хочу обижаться, но меня мучает эта моя помойка, а я ее таскаю и бросить не могу. Ты уже что-нибудь с ней сделай!»

Эта важная установка, когда мы понимаем, что обида – не моя сущность, помогает сделать шаг к освобождению. И в психологическом, и в духовном плане – тоже, потому что не моя обида идет встречаться с Богом, а я, как личность, несу эту свою корзинку, урну – на молитву, на исповедь.

Это спасает от отчаяния, когда человек опускает руки: «Я – помойка, нет мне прощения! Я – такой-сякой!» Но это неправда. Помойка не ходит молиться. Ты, как личность, пойдешь и понесешь свою помойку, молясь об избавлении.

Все мы знаем: «не судите, да не судимы будете». Но никто не думает о том, что не судите и себя в том числе! Ведь как я себя сужу, я так буду и ближнего судить. Если я – помойка, а он еще хуже моего… Порочный круг. Поэтому особенно важно уважительное, ценностное отношению к себе. А как я отношусь к себе, так же и к другим и к Богу – но это тема отдельного разговора.

ТРЕТЬЕ: попытка понять другого. Увидеть дальше своего носа

Третий шаг: старание понять другого, децентрация. Чтобы выйти из круга обиды к прощению, необходимо хотя бы на короткое время оторваться от своих переживаний и подумать, почему же другой так поступил. В обиде мы очень зациклены на себе: я – бедный и несчастный, все против меня, какой же я страдалец, как мир несправедлив и т.п.

Чувство обиды сильно концентрирует человека на себе. И очень трудно бывает выйти за пределы своего обиженного состояния и посмотреть на другого, особенно на того, кто вот такие гадости мне делает.

Важное положение, разработанное одной из психотерапевтических школ, довольно успешно работающих с переживанием обиды, звучит следующим образом: за каждой обидой стоит убеждение, что другой может и должен вести себя иначе.

Но если мы попробуем всерьез задуматься о том, почему человек поступил так, а не иначе, подумаем о том, а что с ним было в тот конкретный момент, и будем честными, мы, скорее всего, придем к сомнению, действительно ли человек мог поступить иначе? Поступить так, как мы от него ожидали, исходя из своих собственных о нем представлений, а не из реальных его возможностей?

Как он себя чувствовал в тот конкретный момент, когда обидел нас? Может быть, этому что-то предшествовало? Может, он был объят аффектом, его охватил гнев, и поэтому он стал кричать? Что им двигало? Какая была мотивация? Сознательное желание причинить мне зло или…

Если, например, он говорил в гневе, то каждый, кто сам хотя бы раз говорил в гневе, знает, как сложно бывает остановиться. Недаром есть такое выражение: человека несет. Даже лингвистически получается так, что здесь субъекта не остается (пассивный залог). Мы сами в этом состоянии делаем такое, за что нам потом становится стыдно. И важно бывает обратиться к своему опыту, потому что если мы вспомним о себе похожие моменты, то сможем лучше понимать наших обидчиков.

Если удается осознать, что на самом деле другой не мог повести себя иначе (хотя обычно нам кажется, что, конечно, мог), то почти процентов на 90 обиды уходят. Но учесть мотивы и обстоятельства другого человека, когда нам самим плохо, да еще по его вине – очень сложно.

Вроде очевидно, что если человек не может, то он и не должен. Но мы часто даже не интересуемся, может он или нет. Мы сразу требуем: ты должен, ты не делаешь – я на тебя обижаюсь. Или наоборот, ты делаешь что-то плохое, а должен был делать что-то хорошее – я на тебя обижаюсь. Полезно вспомнить, что мы тоже часто не можем того, чего ждут от нас другие.

Возможно проведение серьезной психологической работы с собой, не обязательно с психологом, когда можно взять какую-то свою обиду и попытаться вглядеться в другого, в того, на кого вы обижаетесь, разобраться с тем, насколько он действительно мог по-другому или должен был поступить по-другому. Сначала бывает очень трудно отойти от убеждения, что другой мог поступить иначе.

Важна кропотливая честность и обращение к своему опыту, когда нам кажется, что мы могли бы иначе. Чаще всего мы сильно преувеличиваем свои возможности, из-за чего впадаем в ложное чувство вины, однако невротическая вина – это не тема данной статьи.

ЧЕТВЕРТОЕ: прощение в контексте вечности. «Не осуди его, Господи!»

На одной из приходских выездных конференций одна из катехизаторов говорила в своем докладе: «прощение естественно, если задуматься о смерти». Конечно, есть правда нашей боли, есть какая-то порой невыносимость, невозможность выдерживать другого человека, столько он зла причинил.

Но если удается задуматься более глубоко, поместить свой взгляд в контекст вечности – не в контекст наших с ним отношений сейчас, а в контекст вечности, когда и он, и я придем к Богу, то …что тогда? Неужели я на пороге вечности скажу Богу: «Ты знаешь, он вот все это мне сделал – Ты там это учти, пожалуйста»? Что будет с моим сердцем, когда мы окажемся на этом рубеже?

Это такие материи, о которых, конечно, непросто говорить, но в то же время это всерьез важно в нашей теме. Тут открывается особая бытийная правда, если мы можем так посмотреть на тех людей, которые нас обижают.

Здесь может помочь и воспоминание: а было ли у меня что-то хорошее, связанное с этим человеком? Ведь мы чаще всего обижаемся на людей самых близких, на тех, кто нам особенно дорог, и есть свои причины, почему так происходит. Мы обижаемся на тех, кого очень любим, и иногда бывает полезно просто переключение внимания с зацикливания на гадостях на воспоминание чего-то хорошего, что связано с этим человеком.

Такая логика расширения поля зрения очень важна. Потому что в состоянии обиды происходит сильное сужение взгляда. В обиде есть такая зашоренность, человек видит, по сути, только себя и свою боль, а другого как зло. И важно раскрыть глаза, расширить свой взгляд и вспомнить, что да, есть плохое, но вообще-то есть и хорошее.

Из этой расширенной логики легче понять, почему человек так себя вел, что он — не однозначное зло ходячее, так же, как и я – не помойка ходячая. И может быть, такой взгляд еще здесь, в этом мире, поможет нам когда-нибудь, вслед за вл. Антонием, сказать: «Не осуди его, Господи!»

ПЯТОЕ: попытка посмотреть на человека глазами Бога. Встреча с Любовью

Продолжая логику размышлений в духовной плоскости, можно предложить попытаться посмотреть и на обидчика, и на себя – глазами Бога. На практике сделать это бывает непросто, потому что образ Бога у нас нередко серьезно искажен, часто ему приписываются родительские черты: властность, строгость, отстраненность, безразличие. Нередко на терапии, например, можно услышать от клиента: если маме до меня не было дела, и она никогда мной не интересовалась, то Богу уж тем более до меня нет дела.

Здесь мы касаемся важной и трудной темы: искажения образа Бога в нас самих. Часто бывает так: как ко мне родители относились, так, я считаю, относится ко мне Бог. Поэтому это еще большой вопрос, чьими глазами я буду смотреть. Поэтому в некотором смысле можно сказать, что не всем этот «метод» подходит. Ведь если у меня сильное искажение представлений о Боге, то я не буду ничьими глазами смотреть.

Очевидно, что никто из нас не может сказать, что имеет истинное знание Бога, подлинный Его образ. Но мы призваны к Нему приближаться, Его узнавать. Можно попробовать: в практике молитвенных размышлений, в частности, перед крестом, вспоминая о Христе, Который говорил с креста о прощении, можно попытаться посмотреть на тех, кто нас обидел…

Великая Пятница. Его распинают. Он висит на кресте. Живой Человек. Гвозди в руках и ногах, но еще живо дыхание в груди. Над ним глумятся, издеваются, делят Его одежду. Говорят: если Ты Бог, сойди с креста. Если я стою рядом, то что со мной? Что с моей обидой? Войдя в молитвенное предстояние перед Ним, можно задуматься: как Господь смотрит сейчас на меня, когда я мучаюсь со своей обидой, со своей невозможностью простить и прихожу к Его кресту? Как Он смотрит на моего обидчика? Как Он смотрит на нас вместе? Чего Он хочет для нас, для меня, для него?

Это очень интимные размышления, которые могут происходить глубоко в сердце, в месте таинственной встречи со взглядом Любви. Такой взгляд помогает перенести наши обиды совсем в иное измерение.

***

Если подводить итоги данного небольшого размышления, можно сказать: прощение – это процесс. Главное – начать с самых маленьких шагов, не ожидая от себя сразу больших результатов. Не стоит думать, что если у нас есть схема из пяти условий, мы нашли рецепт прощения. Если наши обиды длятся годами и десятилетиями, не получится освободиться от них за месяц-другой.

Стоит настроиться на серьезную и длительную работу, честность с собой и с Богом. И, как знать, может быть, сам этот процесс принесет плоды, которых мы не ожидаем, как это часто бывает, когда Бог дает нам даже больше, чем мы порой смели хотеть.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Простить — не значит забыть

На протяжении всей жизни мы ”собираем» обиды на разных людей: родителей, друзей, коллег и даже случайных знакомых.

А когда нас кто-то обижает, мы начинаем держать обиду в своем сердце. Вынимаем её ночью, прокручиваем в голове сцены, как вы наказываете обидчика. Но к чему все это ведет? К неврозу, раздражительности, ощущению несправедливости мира и постоянному ощущению себя жертвой.

И когда нам говорят простить и забыть, мы чувствуем, что должны просто закрыть глаза на то, что с нами сделали, и продолжать жить так, как будто ничего не произошло.

Но это не так. Начнем с того, что люди делятся на 2 категории: те, кто действительно хотел вас обидеть, и те, кто сделал это случайно, кто не хотел, чтобы вы себя так чувствовали.

Посмотрите на ситуацию со стороны, возможно, стоит обсудить её с тем, на кого вы обижены. Выясните, действительно ли они хотели причинить вам вред.

Иногда бывает так, что человек действительно хотел сделать вам плохо, но это происходит только от собственного несчастья. Счастливые люди не хотят причинять кому-то боль нарочно.

И вы должны решить для себя, хотите ли вы продолжать нести это бремя в себе. Ведь другие люди живут, радуются новому дню и даже не знают, насколько тебе плохо.

Простить — не значит забыть и продолжать дружить. Простить это отпустить груз обиды, сделать выводы о человеке, но не забыть. Нельзя позволять людям влиять на вашу жизнь. Не нужно плакать в подушку по ночам. А если вы отпустите и вам больше не нужно будет держать обиду в себе, то рано или поздно она забудется сама собой, и этот человек потеряет над вами контроль.

Предлагаю сделать 2 практики.

Первая практика

Просто представьте себе обидчика, скажите ему вслух всё, что вы о нем думаете, скажите ему, как плохо вы себя чувствуете, как это влияет на вас, и пусть обида уйдет. Пожелайте человеку всего наилучшего, поймите, как вы поступите в следующий раз в подобной ситуации. Но не держите в себе этот негатив — он не стоит испорченной жизни.
Обида отнимает у нас много энергии и счастливые моменты, тихие ночи и дает только неуверенность в себе.

Вторая практика

Закройте глаза и представьте стул. На нём сидит человек . А теперь начинайте говорить всё, что вы думаете об этом человеке, рассказывать о своей боли. Вы не поверите, но эта практика настолько мощная, что вскоре вы можете заплакать или, наоборот, пнуть ногой стул, закричать…
Позвольте обидчику ответить, возможно он расскажет вам о причинах своего поступка. Поговорите с ним.

Заканчивайте, когда почувствуете облегчение. И оно обязательно придет. При необходимости повторите упражнение.

Постарайтесь проработать все ваши обиды на людей и ваша жизнь изменится.

В следующий раз, когда вы не захотите отпускать негатив, подумайте:

  • Что даст мне это чувство?
  • Улучшатся ли отношения?
  • Станет ли моя жизнь ярче и радостнее?
  • Станет ли мой путь более духовным?
  • Принесет ли это мне хоть какое-то развитие?
Если вы не можете самостоятельно справится с накопившимися обидами, то вам стоит обратиться к специалисту, который может стать уверенным человеком и отпустить прошлое, которое мешает идти дальше.

Гипнолог Анна Прокопова
https://annaprokopova.ru/


Действительно ли сильный человек не будет ни за кем бегать?

Думаю, многие не раз слышали и сами говорили фразы из разряда: «Не бегай за ним», «Сильный и самодостаточный ни за кем бегать не будет», «Не ты за ней должен бегать, а она за тобой» и так далее. Если сейчас вы думаете над тем,. ..

Жить, а не выживать!

Жить можно по-разному: кто-то просто плывет по течению, считая, что от нас мало что зависит и все уже предрешено, для кого-то наоборот, вся жизнь – борьба со всем и вся, он всегда и везде доказывает свою, только ему ведомую…

Кто мы и кто нас окружает

В нашем мире существует 3 категории людей: Люди «ничего страшного», форма жизни которых постоянное самооправдание и полная безответственность. У них на все есть собственные отговорки и причины, почему он что-то не сделал. Они…

Мифы об идеальных отношениях

Каждый из нас мечтает об идеальных отношениях, строя в голове грандиозные планы и составляя для себя негласные правила. Однако, люди все разные, и представления об отношениях иногда могут не совпадать. Существует несколько…

Время перемен! 30 вещей, которые нужно прекратить с собой делать в Новом году

Как сказала Мария Робинсон, «Никому не дано вернуться в прошлое, чтобы изменить его, зато каждый может начать все сначала, чтобы создать новый финал». Нет ничего вернее. Но прежде всего вам нужно прекратить делать то, что может…

Как простить и забыть: 4 совета, как по-настоящему отпустить ситуацию

«Слабый никогда не сможет простить. Прощение — это свойство сильных», — писал Махатма Ганди. Наверное, потому, что прощать — это тяжелая работа, особенно когда какие-то поступки кажутся не достойными прощения. Но трудная работа по прощению и забыванию того стоит: исследования показали, что прощение, помимо других преимуществ, может улучшить психосоциальное и психологическое благополучие и уменьшить паранойю, возникающую в результате негативного межличностного опыта.

Прощение может даже дать некоторую степень душевного спокойствия прощающему. Как? Потому что прощение заключается не в том, чтобы заставить других людей чувствовать себя лучше из-за их проступков. Речь идет об облегчении бремени, которое их проступки оставили на вас. И этот эффект осветления не просто метафора.

Одно исследование в рамках продолжающегося исследования Фелипе Де Бригара, доцента Университета Дьюка, попросило участников «вспомнить событие, в котором кто-то другой причинил им эмоциональный или физический вред за последние 10 лет». После этого участников случайным образом разделили на две категории — прощать или не прощать. Результаты показали, что, хотя ни одна из групп не отличалась «в физических или эмоциональных деталях прошлых проступков… те, кто был в группе прощения, как правило, переживали воспоминания с меньшей интенсивностью и меньше размышляли об этих событиях». Дополнительное исследование показало, что, глядя на влияние травмирующих воспоминаний, те, кто прощал обидчика, с меньшей вероятностью считали этот опыт «центральным для своей личности» или позволяли ему влиять на свою жизнь.

Итак, вы готовы посветлеть? В своей основополагающей книге « Прощение — это выбор » Роберт Энрайт, доктор философии, соучредитель Международного института прощения и профессор Университета Висконсин-Мэдисон, делит процесс прощения на четыре этапа:

1. Раскройте.

Будьте честны с собой в том, что касается вашего гнева и обиды, и оцените весь ущерб, причиненный несправедливостью в вашей жизни. Если родители заставляли вас чувствовать себя неадекватными в детстве, страдает ли ваша самооценка? Вы ищете любви и признания нездоровыми способами?

2. Решить простить и забыть.

Вы должны принять сознательное решение простить своих «обидчиков», как их называет Энрайт, и отказаться от любого мстительного поведения с вашей стороны. Если, например, коллега однажды украл идею, и с тех пор вы отказываете ему в кредитах на другие проекты, пришло время изменить тактику. Энрайт говорит, что негатив и гнев, за которые вы цепляетесь, не принесут вам никакой пользы в долгосрочной перспективе.

3. Работа.

Требуется усилие, чтобы понять и сопереживать тому, кто причинил вам боль. Энрайт предлагает задать себе несколько вопросов: Какой была жизнь этого человека в детстве? Какие психологические раны они лелеют? Какое дополнительное давление или стресс испытывал человек, когда обидел вас? Затем подумайте о небольшом подарке, который вы могли бы преподнести этому человеку. Это может быть улыбка, рукопожатие, ответный телефонный звонок или просто больше терпимости в следующий раз, когда вы будете с ними. Однако помните, что прощение и примирение — это не одно и то же. Например, если вы были или находитесь в оскорбительных отношениях любого рода, ваше прощение может и должно прийти издалека.

4. Откройте для себя.

Найдите смысл и цель в том, через что вы прошли, призывает Энрайт. Как вы можете помочь другим людям, которые могут пострадать? Например, если вы стали жертвой расовых предубеждений, вы можете решить стать более активным в борьбе за гражданские права. В эмоциональном облегчении отпускания, говорит Энрайт, вы можете обнаружить «парадокс прощения: когда мы дарим другим дары милосердия, щедрости и нравственной любви, мы сами исцеляемся».

Эта статья первоначально была опубликована в февральском номере журнала SUCCESS за 2017 г. и была обновлена. Фото Лореанто/Shutterstock

Сможете ли вы простить и забыть? I Psych Central

Прощение — важный навык, но можете ли вы также забыть то, что вы прощаете, и должны ли вы?

Все мы слышали поговорку «прости и забудь», когда кто-то обидел нас. Идея состоит в том, что это сохранит мир, сохранит отношения и сохранит спокойствие ума.

Звучит хорошо, но можно ли так — простить обиду и потом забыть о ней? И это лучшее действие?

Поскольку этот совет раздавался веками, вы можете подумать, что он основан на глубокой мудрости, и его должно быть легко выполнить.

Мудрость? Да, частично. Легкий? Нет, определенно нет.

Эту пословицу, с которой мы все так хорошо знакомы, можно было бы правильнее сформулировать так: «Прости, но не забудь».

Умение прощать кого-то может быть важным жизненным навыком. Это может спасти дружбу, восстановить веру в наших детей и сохранить романтические отношения.

Исследование 2015 года предполагает, что существует два типа прощения:

  • прощение по решению : принятие сознательного решения отпустить обидные чувства, такие как гнев и негодование, оставить их в прошлом и двигаться вперед без последствия, которые эти чувства могут принести
  • эмоциональное прощение : замена негативных эмоций по отношению к человеку, который обидел вас, на позитивные, такие как сочувствие, сострадание или сочувствие нет прощения.

    Исследование 2021 года также предполагает, что забыть легче с эмоциональным прощением, чем с прощением по решению или без прощения.

    Но разве для того, чтобы простить кого-то, нужно забыть о том, что он сделал? Не обязательно.

    «Простить и забыть» означает, что вы продвинулись дальше и больше не думаете о наступлении. Но простить обиду бывает непросто.

    Исследование 2011 года предполагает, что прощение может дать человеку разрешение продолжить обиду. В некоторых случаях люди, причинившие другим боль, могут манипулировать процессом прощения.

    Когда «забыть» то, что было прощено, сложно, уроки на собственном опыте могут помочь некоторым людям справиться, если они столкнутся с таким поведением в будущем.

    Тем не менее, «простить и забыть» не всегда возможно в любой ситуации. В то время как некоторые могут учиться на своем опыте, другие могут простить, чтобы отпустить прошлое и признать, что то, что произошло, не было их ошибкой и что никакое поведение не могло изменить это.

    Предостережение

    Концепция «простить и забыть» может быть сложной и деликатной темой для обсуждения, особенно для переживших жестокое обращение или травму.

    Неправильное представление об этой теме может привести к:

    • длительное или продолжение жестокого обращения
    • чувство вины и стыда
    • чувство беспомощности
    • ревиктимизация
    • изоляция и социальное дистанцирование

    Если вы пережили жестокое обращение или травму и хотите обсудить, как эта концепция подходит к твоему ситуации, подумайте о том, чтобы обратиться к специалисту в области психического здоровья.

    Они могут помочь вам в дальнейших шагах, связанных с вами и вашими уникальными обстоятельствами.

    Было ли это полезно?

    Если ты не забудешь, сможешь ли ты действительно простить? Может быть трудно по-настоящему простить кого-то, когда вы знаете, как они причинили вам боль.

    Но никто не говорил, что прощать легко.

    Это может быть чрезвычайно тяжело. Прощение может быть не только для вас, но и для человека, которому вы его даете.

    Прощение может помочь избавиться от эмоционального багажа, такого как тревога, гнев и боль. В исследовании 2019 года отмечается, что несколько исследований связывают прощение с более низким уровнем депрессии и тревоги.

    Он также отмечает, что прощение может даже улучшить физическое здоровье и уменьшить боль, в то время как непрощение может увеличить частоту сердечных сокращений и кровяное давление.

    Исследование почти 1000 женщин в возрасте от 18 до 40 лет показало, что те, кто эмоционально прощал обиду, считали человека менее ответственным за обиду, чем те, кто решил простить.

    Практика прощения может улучшить ваше эмоциональное здоровье и общее счастье, согласно обзору 2016 года.

    Если вам все еще трудно прощать, особенно когда вы не можете забыть, возможно, есть веские причины продолжать попытки.

    • Прощение имеет решающее значение для нашего эмоционального благополучия. Отказываясь прощать кого-то, вы можете удерживать весь гнев и боль, которые могли быть вызваны его действиями. Это может привести к эмоциональным и физическим потерям. Согласно исследованию 2016 года, практика прощения может помочь уменьшить стресс, тревогу и вероятность депрессии.
    • Мы не забываем — мы учимся. Каждый опыт учит нас чему-то, даже самый болезненный. Забывание означает, что вы отказываетесь от урока и роста, который может из него получиться. Вместо этого подумайте об использовании его, чтобы лучше подготовиться к будущему.
    • Прощение укрепляет отношения. Благодаря тому, что произошло, все отношения могут стать глубже и процветать. Исследование 2011 года предполагает, что прощение вашего партнера может иметь решающее значение для поддержания здоровых романтических отношений. Прощение может побудить вас стать более приверженным тому, чтобы не допускать разногласий и болезненных конфликтов в будущем.
    • Прощение положительно влияет на ваше физическое здоровье. Вы когда-нибудь слышали фразу «Быть ​​съеденным изнутри»? Удерживание обиды и гнева действительно может создать проблемы в вашем теле. Эти гнойные ощущения могут повысить кровяное давление и воспаление, что может привести к проблемам с сердцем.

    Уверены, но не знаете, с чего начать? Ты не один.

    Если вам трудно понять, как начать процесс, воспользуйтесь следующими советами:

    • Определите и сформулируйте то, что вы хотели бы простить. Слишком часто обиды и обиды переплетаются и переплетаются. Они могут даже не исходить из одного и того же источника. Чтобы начать процесс, постарайтесь конкретизировать то, что вы хотели бы простить.
    • Пойми прощение. Прощение — это процесс, требующий усилий и терпения.
    • Признать прощение. Попытайтесь подумать о том, что прощение принесет вам, а не им.
    • Забудь о забывчивости. Забыть невозможно, да и не нужно.
    • Найдите перспективу. Для этого может потребоваться установить некоторую дистанцию ​​между вами и кем-то еще, поговорить с другом или членом семьи или даже обратиться за консультацией.

Добавить комментарий