Особенности работы с «трудными» подростками | Материал на тему:
Особенности работы с «трудными» подростками
Период взросления у некоторых подростков проявляется в изменениях поведенческого типа: грубость со взрослыми, падение авторитета мнений родителей и учителей, недостатки в поведении, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю. Именно в этом периоде чаще всего появляются так называемые «трудные» подростки.
Зная и учитывая специфику взаимодействия с педагогически запущенными подростками или подростками асоциального поведения, опытные классные руководители организуют процесс перевоспитания.
На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании, и пр.
Так, изучение причин трудновоспитуемости желательно проводить по следующей схеме:
• что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких причин;
• какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;
• с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности;
• были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.
После изучения «трудного» школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания.
Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе классного руководителя по формированию убеждений, переучивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера — с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.
На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Показателями воспитанности являются прежде всего конкретные действия каждого учащегося, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллективу, самому себе.
На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.
Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция — это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные и групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Корректирование завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценками переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.
Таким образом, индивидуальный подход — это важнейший принцип воспитания и обучения подростков и молодежи. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование методики с учетом общего, типичного и своеобразного в личности каждого ученика в целях обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учеников в данном классе, от верного определения уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического опыта учителя.
Воспитательная работа с трудными подростками
Содержание:
стр.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Особенности работы воспитателя с трудными подростками.
1.1 Причины появления трудных подростков…………………………………5
1.2 Типология трудных подростков и особенности воспитательной работы с каждым типом……………………………………………………………….
Глава II Особенности воспитательной работы с трудными подростками.
2.1 Различные методики работы воспитателя с трудными подростками……10
2.2 Анализ проведенных методик. Выводы……………………………………19
Рекомендации………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение.
Подростки характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностью во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания своей вседозволенности до ущербности), углублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлением грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами деликвентного поведения).
Для них характерны отклонения в общении со взрослыми, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате своей ценности и ценности другого человека.
Так называемые трудные дети есть в любом из возрастов. Это дети, педагогически запущенные в результате неправильного воспитания в семье или нездоровых отношений в ней. Не случайно В.А.Сухомлинский, подчеркивая причину появления трудных детей именно в отрицательном влиянии микросреды, говорил: «Причины, в силу которых ребенок становиться трудным, неуспевающим, отстающим, в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства».
Однако наиболее рельефно типичнее особенности трудного ребенка проявляются в подростковом возрасте, не случайно этот возраст также часто называют трудным.
Исходя из вышеуказанного, данная тема является весьма актуальной в наши дни.
Тема исследования: Особенности воспитательной работы с трудными подростками.
Цель исследования: Изучить особенности воспитательной работы с трудными подростками.
Гипотеза исследования: каждый ребенок обладает такими качествами личности, сформированными в семье, школе, в процессе общения со сверстниками, которые и определяют его поведение в обществе. У педагогически запущенных детей, в результате кризисного состояния семьи и низкого уровня обучения и воспитания, доминируют те качества личности, которые и определяют его негативное отношение к обществу. Определенные качества личности, возможно скорректировать при помощи специальных методов воспитательной работы.
Предметом данной работы является воспитательная работа с трудными подростками, объектом – трудный подросток.
Задачи исследования:
1. выявить причины появления педагогически запущенных детей;
2. определить типизацию трудных подростков и особенности воспитательной работы с детьми каждого типа;
3. рассмотреть различные методики воспитательной работы с трудными подростками;
4. проанализировать степень воздействия методик на трудных подростков.
Глава I: Особенности работы воспитателя с трудными подростками.
1.1 Причины появления трудных подростков.
Термином «трудный подросток» в сложившейся педагогической практике обозначают подростка, требующего коррекции его личности. К трудным относятся и непослушные, капризные, упрямые дети, проявляющие сопротивление требованиям, советам взрослых. Выяснение реальных причин подобных отклонений, внимание к потребностям и интересам ребенка при одновременной требовательности к нему и включение в коллективные формы деятельности является основным путем предупреждения и преодоления капризов, упрямств, непослушания.
Некоторые подростки отличаются озорством, недисциплинированностью, грубостью. К ним особенно необходим индивидуальный подход и прежде всего установление истоков их недисциплинированности. Работа с этими подростками предполагает целенаправленную организацию их активности, инициативы, уважение достоинства, прав на определенную самостоятельность.
Определенную группу составляют дети, поведение которых характеризуется отсутствием желания и привычки к трудовому усилию – ленью. Родителям и учителям необходимо подмечать и поощрять проявляющиеся стремления, усилия такого ребенка, побуждая в нем потребность трудиться, приучая находить радость в разнообразной деятельности.
Выделяются и подростки, для которых наиболее характерным отрицательным качеством является лживость. Борясь против такого недостатка, следует различать фантазирование и сознательное искажение истины. Ложь может быть следствием страха перед наказанием, стремление, стремление скрыть неблаговидный поступок, желание самоутвердиться. Необходима кропотливая работа, чтобы, во-первых, выяснить причины детской лжи, во-вторых, создать обстановку правдивости, взаимного уважения, доверия.
У части подростков из-за длительного неудовлетворения какой-либо существенной потребности возникают аффективной формы поведения: или заносчивость, агрессивность, повышенная обидчивость, легкая ранимость. В результате возникают своеобразные конфликты между уровнем притязаний и фактическим положением ребенка в коллективе. Требуется своевременное вмешательство взрослых в целях разрешения внутреннего конфликта и предупреждения развития у детей аффектных форм поведения. При этом работа с трудными подростками обуславливает необходимость особенно корректного индивидуального подхода, предполагающего внимательное, доброжелательное отношение к ребенку, опору на его положительные качества, подчеркнутое доверие к его нравственным силам.
Наиболее сложна воспитательная работа с глубоко педагогически запущенными детьми. Их характеризуют преимущественно импульсивное поведение, отрицательное, в том числе не свойственные возрасту, потребности, искаженное представление о дружбе, товариществе, долге. У таких подростков нередко деформированы духовные, познавательные, эстетические потребности.
Попытки выправить «трудновоспитуемость» подростков лишь путем словесных воздействий бесплодны. Добиться результата можно лишь путем вовлечения трудных подростков в разнообразную деятельность, вызывающую у них интерес и напряжение всех сил.
Изучение совершенных подростками правонарушений показывает, что у значительной части детей эти проступки явились следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых. Причинами конфликтной ситуации, ведущей к нравственной деформации личности подростков, являются в основном недостатки семейного воспитания, усугубляемые плохой воспитательной работой в школе. Характерно, что для подавляющего большинства семей подростков – правонарушителей типичны стяжательство, собственническая психология, неуважение к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, создающие ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин появления трудных детей.
Именно неблагополучные взаимоотношения в семье делают положение подростков исключительно тяжелым. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. И хулиганство, грубость подростков возникают часто как своеобразная форма самозащиты от посягательств на их личность со стороны родителей, не обладающих педагогическим тактом, на считающихся с детьми – школьниками. Многие родители или не умеют правильно воспитывать детей, или не могут из-за целого ряда причин.
Недостатки семейного воспитания исправлять должна школа. К сожалению, эти недостатки иногда ущемляются педагогическим формализмом ряда учителей, прибегающих к педагогике запретов – нельзя бегать, нельзя шуметь и т.п. Упрощенно понимаемый порядок лишает подростков свободной ориентации, возможности непринужденной и активной деятельности.
Отношение некоторых педагогов с трудными подростками характеризуется стремлением пресечь плохое поведение, а не устранить порождающие его причины. Если взрослый видит в трудном ребенке только отрицательные черты и качества, не умеет, а подчас и не желает понять сложные душевные переживания подростка, то у него возникают своеволие, грубость и другие формы протеста.
Конфликтные отношения с педагогами усугубляются тем, что трудные подростки, как правило, не дружат и с товарищами по классу часто потому, что из-за второгодничества они уже в 4-5 классах фактически оказываются вне коллектива своих сверстников.
Социальная ситуация развития трудного подростка такова, что он оказывается и вне коллектива семьи, и вне коллектива школы. Выпадая из семейного и школьного коллектива, он, характерной особенностью которого является стремление к общению, к признанию его самостоятельности и взрослости, попадает в «уличную» группу подростков, в микроклимате которой возникают определенные возможности для повышения самооценки, для компенсации негативной оценки школьного и семейного коллективов.
1.2 Типология трудных подростков и особенности воспитательной работы с каждым типом.
Необходимо отметить, что отношение трудных подростков к физическому труду весьма своеобразно. Многие из них мотивируют нежелание учиться стремлением работать. Они хотят зарабатывать, чувствовать себя самостоятельными людьми. Но желание работать не равнозначно трудолюбию. Последним педагогически запущенные подростки, как правило, не обладают. Большинство трудных подростков, несмотря на высказываемое желание работать, не любят физической работы и предпочитают ей бесцельное время препровождение. Поэтому одним из первоначальных этапов построение воспитательных воздействий, имеющей целью формирование нормальных нравственных качеств личности трудного подростка, является не только создание соответствующей обстановки и подчеркнуто доброжелательного отношения взрослых, но и, как говорилось выше, включение таких подростков в целенаправленно организованные многообразные виды деятельности как дома, так и в школе, в интернате.
Типизация трудных подростков:
1. Первую группу трудных подростков характеризуют устойчивый комплекс общественно-отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, система откровенно антиобщественных взглядов. У подростков этой группы извращены представления о товариществе, смелости, весьма ослаблено чувство стыда. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны.
2. Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, низменными устремлениями, стремящиеся подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, которые отличаются устойчивым комплексом аморальных потребностей и откровенно антиобщественной направленностью отношений и взглядов.
3. Для третьей группы трудных подростков характерен конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Подростки этой группы осознают недостойность совершаемых поступков. Однако имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не стали убеждением.
4. Четвертую группу составляют подростки со слабо деформированными потребностями. Их характеризуют безволие, легкая внушаемость, легкомысленность, неустойчивость, неверие в свои силы.
5. В пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушений случайно. Они безвольны и поддаются различным влияниям.
Ключом к перевоспитанию подростков первой группы является опора на такие качества их личности, как энергичность, упорство в достижении цели, стремление к престижу.
Для подростков второй группы особое значение приобретает само изменение обстановки и стереотипных форм реагирования на нее. Подчеркнутое доверие к ним, включение в организационно-общественную работу, обыгрывание их трудовых свершений, вовлечение не только в исполнительскую, но и прежде всего в организаторскую деятельность, вырабатывающую умение и командовать, и подчиняться, обеспечивают относительно быстрое вхождение этих подростков в систему общественно значимого труда.
Для третьей группы подростков важен ритм и напряженность трудовых дел, вовлечение их в поисковые работы, труд «разведчиков» трудовых дел. Здесь имеется возможность проявить себя, занять значимое место в коллективе.
Вхождению в систему общественно полезной трудовой деятельности подростков четвертой группы активно способствует пробуждение интереса к жизни, положительных переживаний, нахождение жизненных перспектив. Организация скользящего графика постоянных работ, систематический контроль и регулярное подведение итогов труда, темпы коллективной деятельности, личная ответственность перед коллективом, включенным в соревнование, создают условия для занятия подростков этой и следующей группы разнообразной трудовой деятельностью.
Глава II Особенности воспитательной работы с трудными подростками.
2.1 Различные методики работы воспитателя с трудными подростками
В этом подразделе будут рассмотрены пять тем для работы с подростками над их проблемами, в которые входят 10 упражнений. Предложенные темы применяются в работе психолога, социального педагога, воспитателя социально-педагогических учреждений. Упражнения подобраны таким образом, что не требуют больших материальных затрат, доступны подросткам с разным уровнем психического и интеллектуального развития, могут проводиться как в группе, так и индивидуально.
Чем могут помочь школы для трудных подростков
Обновлено 2 октября 2020 г.
В некоторых случаях школы для трудных подростков могут быть более «эффективными» в том смысле, что они снижают рецидивизм (вероятность повторения правонарушения), и имеют более положительную тенденцию для молодых людей, которые заканчивают среднюю школу и продолжают учиться в колледже. Почему это так? Вот несколько причин:
Семейная среда – Цель школ для трудных подростков состоит в том, чтобы в конечном итоге вернуть подростка в его дом и его сообщество. Есть что-то положительное в попытке помочь им в теплой семейной обстановке, а не в суровых условиях содержания под стражей несовершеннолетних. Подростки с большей вероятностью будут чувствовать себя достаточно безопасно, чтобы открыться, а не защищаться. Они начинают видеть себя в более здоровом свете, а не начинают навешивать на себя негативные ярлыки.
Система поддержки – В школах для трудных подростков молодые люди могут наслаждаться благоприятной средой, где люди хотят, чтобы они добились успеха и победили в своих испытаниях. Людей учат работать с трудными подростками, поэтому они лучше других понимают, с какими трудностями сталкиваются эти подростки. Тип системы поддержки, с которой подростки будут работать в этих школах, обычно не является тем, с чем они смогут работать в обычной школе.
Надежда – Молодые люди могут снова начать надеяться, когда они находятся в среде, которая позволяет им увидеть себя в лучшем свете. Они могут снова начать ставить цели и чувствовать себя счастливыми, когда достигают этих целей. Когда молодые люди начинают привыкать к этому чувству надежды, все становится возможным.
Структура и дисциплина – Школы для трудных подростков могут предложить благоприятную среду, но они также предлагают структуру и дисциплину, которые так необходимы, чтобы помочь проблемным подросткам встать на правильный путь. В этих школах используются методы, которые уменьшают вероятность того, что подростки сбегут, гарантируют, что у них нет доступа к запрещенным веществам, заставляют их сосредоточиться на своих целях и заставляют их взаимодействовать с людьми и развивать жизненные навыки, которые они не могли строить раньше.
В отличие от большинства традиционных школ-интернатов, нетрадиционные школы для проблемных подростков имеют скользящий график приема. Они принимают студентов круглый год, по мере их поступления. Они также бывают разных форм, таких как терапевтические школы-интернаты, лагеря в дикой природе, школы военного образца и другие. Разные типы школ по-разному подходят к проблемам трудных подростков.
Родителям лучше проконсультироваться со своим семейным врачом или терапевтом, чтобы они порекомендовали, какая школа лучше всего подойдет их подростку.
Что делать с подростковым самоповреждением: как распознать и помочь
26 апреля 2023 г. Комментариев нет
Обновлено 26 апреля 2023 г. Что делать, если вы подозреваете, что ваш подросток режет себя Более трети подростков в США сообщили о том, что они занимаются
Подробнее »
Найдите подходящую терапевтическую школу-интернат для вашего подростка: полное руководство
27 марта 2023 г. Нет комментариев
Обновлено 29 марта 2023 г. Что такое лечебная школа-интернат? Альтернативная школа-интернат, которая помогает подросткам с эмоциональными, когнитивными и поведенческими проблемами
Подробнее »
Подросток разыгрывает? Как помочь, не навредив отношениям
24 февраля 2023 г. Комментариев нет
Обновлено 25 февраля 2023 г. Вы, наверное, слышали фразу «отыгрывать» во время разговоров о конфликте между родителями и подростками. Например, «Эйден какое-то время разыгрывал
Подробнее »
Как вести себя со сложными подростками в школьной среде
Действующие учителя быстро может ограничить любую потенциальную потерю производительности во время уроков и часто лучше всего подходит для того, чтобы добраться до корня проблемы, прежде чем она обострится. Тем не менее, это Также важно распознавать причины проблемного поведения, поскольку знание этого может определить, как им управлять.
Существует множество причины, по которым поведение ученика может быть сложным, от лежащих в его основе проблемы со здоровьем, влияющие на поведение, людям с трудностями в обучении или состояния, такие как аутизм и СДВГ. Кроме того, тревога, связанная с смена школы или проблемы в домашнем окружении также могут побудить ученика быть разрушительным.
Если учителя в состоянии распознать некоторые из этих признаков или знать, чего ожидать, решение некоторых проблем поведения становится проще.
Способствовать позитивному окружениюКак учитель, вы может иметь большое значение в создании желаемой среды обучения. Многие школы сотрудники часто стараются сообщить ученикам о желаемых моделях поведения и заранее определить, что приемлемо, а что нет. Один из способов сделать это — говорить о хорошем поведении и побуждать учеников перечислять примеры, прежде чем работая над креативными плакатами и другими лозунгами, которые затем могут украсить классные стены. Это помогает усилить положительный посыл и позволяет учащимся чувствовать себя вовлеченным в создание безопасного пространства для обучения. В качестве альтернативы вы можно было бы попытаться создать кодекс поведения класса, в котором излагались бы правила поведения и запреты поведения в классе.
Крайне важно для учителям всегда хорошо общаться – это нужно делать вежливо, с инструкции подаются четко и ясно. Это снижает потенциал для любых недоразумений и помогает ученикам понять, что именно ожидается от их. Будьте авторитетны в разговоре и старайтесь, чтобы тон был максимально нейтральным. возможный. Большинство учителей стараются не кричать и даже могут учеников в конце урока, чтобы спокойно поболтать с ними о их поведение. Часто это гораздо эффективнее, поскольку ученик чувствует, что его уважают, и у него нет публики, перед которой можно было бы выступать.
Каждая школа должна иметь поведенческую политику и это важно знать перед началом работы. В нем будет изложено, как справляться с определенными типами поведения и что ожидания, предоставляя вам прочную основу для работы. Некоторый разрушительные ученики могут выполнять простые инструкции, чтобы прекратить то, чем они занимаются.