Как повысить самооценку: советы психолога
Самооценка начинает формироваться довольно рано, как правило, до трех лет. Она сильно влияет на то, как сложится дальнейшая жизнь человека, будет ли он успешным, продуктивным, позитивным. Как повлиять на этот процесс, рассказала психолог семейного центра «Гелиос» Олеся Перцева.
ShutterStockКак формируется самооценка
Формирование самооценки начинается в детском возрасте, приблизительно до трех лет. На этот процесс влияют многие факторы:
· отношение родителей, воспитателей и педагогов,
· положение среди сверстников,
· собственный опыт переживания удач или неудач.
Самооценку можно разделить на внутреннюю и внешнюю. «Внутренняя самооценка — это глубинное, чаще неосознанное, истинное отношение к себе. Внешняя самооценка — это то, что человек демонстрирует окружающим», — отмечает специалист.
Когда у человека высокая внутренняя самооценка он адекватно воспринимает и оценивает себя, свои силы и способности, ему нет необходимости завышать планку с целью компенсации внутреннего недовольства собой. Он с легкостью берется за любое дело, которое для него изначально достижимо, не ждет одобрения от других, не боится быть отверженным окружающими. И что самое главное, такой человек позволяет себе быть таким, какой он есть.
Если человек мотивирован на успех, то он ставит перед собой положительные цели. Взявшись за любое дело, он рассчитывает на успех, и сама работа вызывает позитив.
Совсем иначе себя ведет человек с низкой самооценкой: неуверенно взявшись за работу и боясь критики со стороны, особенно в делах, сопряженных с возможностью неудач, получает в основном эмоции отрицательные.
Разрушительные крайности
Самооценка играет важнейшую роль в поведении. Так, человек, обладающий завышенной самооценкой, склонен переоценивать себя, свои способности и возможности. В результате он нередко сталкивается с противостоянием окружающих. Неадекватное самомнение, излишнее подчеркивание своих достоинств, высокомерие, пренебрежение по отношению к другим становятся неиссякаемым источником негатива.
Завышенная самооценка способствует развитию и такой черты характера, как обидчивость, и, как следствие, нетерпимости даже к малейшим замечаниям, либо полной невосприимчивости к критике. Часто возникающие конфликты с окружающими на фоне несовпадения реальности с собственными ожиданиями также могут осложнить взаимоотношения не только в сфере работы или учебы, но и в личной жизни.
Обладатели чрезмерно низкой самооценки также не могут избежать появления трудностей. Представление о себе как о некрасивом, несчастном, менее достойном успеха в основном присуще людям с тревожным характером, что только сильнее способно закрепить комплекс неполноценности. Сформировавшаяся таким образом заниженная самооценка влечет за собой излишнюю зависимость от других, замкнутость, несамостоятельность, а порой заискивание и искаженное восприятие окружающих.
Десять способов повысить самооценку:
· Посмотрите на себя в зеркале и скажите себе, что вы отныне принимаете себя таким, какой вы есть. Вы любите себя именно такого, каким на данный момент являетесь, со всеми вашими сильными и слабыми сторонами. Поверьте в себя и в свою внутреннюю силу.
· Перестаньте винить себя и оправдываться. Если вы сделали что-то неправильно и вас в этом обвиняют, просто признайте это как факт. К чему лишние эмоции и оправдания? Да, виноват, да, исправлюсь. Не загоняйте себя в чувство вины и не ищите оправданий — это все в прошлом.
· Больше общайтесь с позитивно настроенными и уверенными в себе людьми, которые не пытаются на вас давить или делать «ниже». Выберите или пересмотрите свой круг общения, так как от этого напрямую зависит ваша самооценка и уверенность в себе. Говорят: «С кем поведешься — от того и наберешься».
· Будьте терпеливым с самим собой. Меняя себя и внедряя в свою жизнь новую позитивную модель поведения, мы хотим немедленного вознаграждения за свои действия, но следует учитывать, что в материальном мире следствие отделено от причины каким-то количеством времени, и не всегда воздаяние приходит сразу.
· Планируйте свое будущее. Ставьте себе реальные, вполне достижимые цели, распишите реальные шаги по их достижению и регулярно воплощайте их в жизнь — это эффективный способ достижения успеха и обретения уверенности в себе.
· Прекратите жалеть себя и других. Если мы жалеем, значит, соглашаемся: человек не может справиться с проблемой, жизнь несправедлива и в следующий раз жертвой могу стать я. Если можете помочь человеку — помогите, но не настраивайтесь на негативную волну сочувствия и жалости, потому что сделаете хуже и себе, и другим.
· Любите свои недостатки и беды. Любые трудности и проблемы делают нас сильнее, если мы их преодолеваем, а не сопротивляемся. Сопротивление ситуации лишь усиливает ее, потому что мы не пытаемся принять ее, а отталкиваем.
· Доводите все дела до конца, так как незаконченные дела снижают самооценку и уверенность в себе, напоминают нам о поражении и слабости. Никогда не бросайте дела на полпути — тогда вам будет не в чем себя упрекнуть. Это замечательный способ постепенного повышения уверенности в себе.
· Преодолевайте свои страхи. Страхи — это самый главный разрушитель вашей уверенности в себе. Старайтесь чаще совершать поступки, но обходитесь без глупостей, никому не нужного геройства и неоправданного риска. Может оказаться, что преодоление страхов — это наилучший способ добиться успеха.
· Помогайте людям, приносите пользу обществу и настраивайте других на позитивную волну. Это придаст вам уверенности в себе.
Успешный «Star’t»
На консультацию к психологу в семейный центр «Гелиос» пришла 15‑летняя Екатерина. По ее словам, ей крайне проблематично заводить новые знакомства, обращаться за помощью к взрослым.
Уже в ходе первой встречи стало очевидным, что круг проблем гораздо шире, так как в основе трудностей лежит низкий уровень внутренней самооценки. Поэтому для разработки оптимально эффективной коррекционной программы Екатерине были заданы дополнительные вопросы, касающиеся и других сфер ее жизни.
Выяснилось, что Катя негативно относится к себе, своему внешнему виду, стилю в одежде, низко оценивает свои способности и с трудом представляет свое будущее после окончания школы.
После нескольких встреч с психологом девочка рассказала об успехах, которых достигла, выполняя домашние задания. Спустя месяц Катя поделилась своими положительными эмоциями от поездки, а также изъявила желание посещать клубы для подростков «Star’t».
Если вы чувствуете, что вам следует поработать над укреплением собственной ценности, уверенности в себе, вы можете обратиться в один из столичных семейных центров, где психологи и специалисты проконсультируют и помогут.
4 совета психолога как повысить самооценку ребенку
самооценка
психология
29.08.2021
Наталья Смелова
Тьютор, наставник программы «Система выбор» MAXIMUM EDUCATION
В этой статье:
Мы говорим “самооценка”, и на ум приходят слова “высокая” или “низкая”, “заниженная” или “завышенная”. Кажется, что самооценка — это то, с чем человек рождается и живет всю жизнь, а советы о том, как поднять самооценку и уверенность ребенку, не очень-то работают.
На самом деле, вопрос: “Как поднять самооценку ребенку?” — совсем не пустой. Подростковый возраст — один из самых чувствительных. Именно сейчас стоит уделить большое внимание самооценке, чтобы ребенка в будущем не волновали проблемы душевного здоровья. Да, корректировать самооценку можно и позже — этим занимаются клиенты психологов, — но это будет более трудоемкая работа. Лучше и проще сделать ее сейчас.
Как понять, что у ребенка низкая самооценка?
Главный признак низкой самооценки — тревожность и неуверенное восприятие самого себя. Подростку трудно отвечать на вопросы о том, какой он, что ему нравится, какие у него сильные и слабые черты, что ему в себе нравится, а что — нет. Если быть предельно корректным, то это не низкая, а неглубокая самооценка. Но в результате человек чувствует себя неуверенно в самых разных жизненных ситуациях.
Типичные фразы подростка, у которого проблемы с самооценкой
Заниженная самооценка подростка проявляется в речи и в ситуациях, когда ему приходится оценить себя или столкнуться с оценкой других людей.
- Если отмечают его успех: Мне просто повезло. Просто остальные выступили еще хуже. Да ничего особенного.
- Если благодарят: Да я ничего не сделал. Да мне нетрудно. Забей. Отстать.
- Если делают комплимент: Да вот у меня (и обращает внимание на недостатки своей внешности: прыщи, живот и т.п.)
- Если предлагают попробовать что-то сложное: Все равно не получится. Я не умею. Я не смогу.
Иногда возникает ощущение, что ребенок кокетничает и напрашивается на похвалу. Но на самом деле, он просто не чувствует себя достойным признания и уже думает о том, как все поймут, что он на самом деле не так хорош. В этом случае нужно задуматься о том, как повысить самооценку ребенку, а не стыдить его.
Самоощущение подростка с низкой самооценкой
Последствия такой самооценки, как бы мы ее ни назвали, осложняют жизнь подростку.
- Подросток чувствует, что у него ничего не получится. Страх перед неудачей либо делает его пассивным, либо вынуждает тратить очень много сил на скромные попытки преодолеть трудности.
- Подростки, которые не уверены в себе, часто испытывают всю гамму негативных чувств: грусть, подавленность, тревогу, вину, стыд, внутренний ступор или гнев. При этом, испытав радость, они тут же испытывают страх: раз ты не достоин счастья, то оно скоро закончится и окажется обманом.
- Дети с заниженной самооценкой не могут постоять за себя и отстаивать свое мнение. В результате очень часто делают не то, что считают нужным и правильным. Им трудно отказать другим людям, даже если их вовлекают во что-то против воли и их интересов. Возникает внутренний конфликт, который приводит к тяжелым переживаниям.
- Им сложно бороться с трудностями и использовать возможности и шансы, которые подбрасывает судьба. Вступить в контакт с человеком, который может помочь, — слишком сложная задача для человека, который из-за низкой самооценки не считает себя достаточно значимым для того, чтобы на него обратили внимание.
- Неуверенные в себе дети не умеют принимать поддержку, потому что не считают, что им “положено”. В итоге они могут оттолкнуть потенциального друга, подозревая его в неискренности.
Все это вместе делает подростка довольно трудным в общении. Зацикленность на собственных страхах быть отверженным мешает ему присмотреться к другим людям, учитывать их интересы. В результате они часто попадают впросак, и в итоге их самооценка и уверенность падают еще ниже.
Винить ребенка в том, что он так видит себя и свое место в мире — неправильно. Разберемся в том, как повысить самооценку и уверенность в себе, чтобы взгляд подростка на собственную значимость изменился.
Уверены ли в себе напористые и агрессивные дети?
Однако если у вас сложилось впечатление, что дети, которым необходимо поднять самооценку, всегда выглядят как забитые тихони, то это не так. Главный признак неуверенного в себе подростка — тревожность. А проявляться она может как в замкнутости, так и в агрессивном и даже девиантном поведении.
Очень часто агрессивные дети, которые обижают других, а также доставляют много проблем объекту влюбленности, как раз люди с заниженной самооценкой. Они уверены в том, что их не будут любить, бросят, потому что они очень плохие. В результате они постоянно проверяют окружающих на прочность, нарываются на конфликты и проблемы.
- С одной стороны, это позволяет им чувствовать хоть какой-то контроль за ситуацией. Вот, обидел человека, а он на меня разозлился и не хочет дружить. Я справился.
- С другой стороны, тревожность и страх остаться в одиночестве от конфликтов становится еще сильней и признаки девиантного поведения повторяются.
Разумеется, такие подростки не чувствуют себя хорошо и спокойно. Даже когда кажется, что они стремятся к лидерству и добиваются его, они чувствуют себя глубоко несчастными. Им также необходимо помочь почувствовать себя значимым и выработать адекватную самооценку и уверенность в отношениях с людьми.
Низкая самооценка ребенка и учеба
Дети с заниженной самооценкой могут быть как двоечниками, так и отличниками. Отличник, которому не хватает уверенности в себе, серьезная проблема для себя самого. Взрослые видят, как он убивается по учебе, борется за оценки. Но проблема в том, что такой ребенок не получает удовольствия от учебы и всю свою энергию направляет на то, чтобы не показаться глупым или некомпетентным, потерять расположение родителей и учителей. В глубине души он уверен, что всех обманывает и скоро правда раскроется.
В итоге ребенок не стремится узнавать новое. Он получает знания лишь формально, ради оценки и похвалы, а что ему нравится в жизни — не знает. Такой ребенок сильно страдает из-за оценок или критики. Он не понимает, почему некоторые учителя ставят ему не пять, когда он убивался над докладом всю ночь. Комментарии типа: “Ты не понимаешь предмет,” — сильно травмируют ребенка, но он искренне не понимает, почему кому-то из детей ставят неплохие оценки и хвалят оригинальные идеи. Ребенок с заниженной самооценкой будет думать, что все дело в личной симпатии или антипатии учителя.
Мы будем говорить о самооценке как о наличии устойчивой опоры на себя, о понимании себя, своего потенциала, зон развития и роста; о навыке сравнивать себя с собой вчерашним в доброжелательном ключе; об адаптации в обществе — достаточном понимании себя и других, чтобы устанавливать отношения и связи. Тогда становится понятно, как действовать, когда вслух ребенок говорит, что не может, не умеет, не справляется. И наше стремление повысить самооценку ребенку превратится в конкретные шаги.
Главные причины проблем с самооценкой у детей
Причины низкой самооценки у ребенка:
- У ребенка нет возможности изучать себя, не сравнивая с другими. Такую возможность дают занятия «для себя», которые он делает просто потому, что ему нравится. Если у ребенка совсем нет времени на хобби или бесполезные с точки зрения окружающих занятия, ему сложно разбираться в себе.
- Ребенка постоянно с кем-то сравнивают, “кто лучше”, а он не склонен конкурировать с людьми. Если ребенок настроен на сотрудничество, он тратит слишком много нервных сил на выживание в конкурентной среде. Необходимо разобраться в том, что мотивирует ребенка, чтобы стало понятно, как сформировать необходимую для поднятия самооценки среду.
- У ребенка нет возможности соревноваться, а он по натуре конкурентен. Ему сложно сформировать самооценку в расслабленной среде, где от него ожидают умения делиться, поддержки всем друзьям и знакомым.
- Ребенка всегда оценивают, а не интересуются тем, как он воспринимает то, что происходит в его жизни. Если ребенку предлагать готовые ответы на те вопросы, которые его волнуют, его самооценка не становится самостоятельной и глубокой.
- Ребенка не учат проговаривать эмоции и ощущения. В ответ на вспышку, неосторожное высказывание, резкий поступок он получает симметричный ответ: окрик, приказание замолчать, указание, что сделать. В этом случае он не может разобраться в себе, а это тоже влияет на формирование самооценки.
- Ребенку не помогают справиться с негативизмом. Он склонен обращать внимание на то, что у него не получилось, а взрослые не учат его работать с таким негативным восприятием себя и перемещать фокус внимания на достижения, пользу, которую он может извлечь из неудачного опыта.
- Ребенка много критикуют, когда он проявляет инициативу. Если у ребенка возникает какая-то идея, а в ответ он слышит, что это бесполезно, не получится, глупо — его самооценка падает. Крайне сложно повышать самооценку ребенку, который день за днем впитывает мысль о том, что инициатива наказуема.
- Над ребенком часто насмехаются. В некоторых семьях и социальных кругах принято иронизировать и подшучивать друг над другом. Однако не все дети получают от этого удовольствие, поскольку им сложно отвечать взрослым. Где-то не хватает чувства юмора, где-то срабатывают ограничения — над взрослыми прикалываться нельзя. В итоге ребенок постоянно чувствует себя униженно, а его самооценка падает.
- Взрослые драматизируют любую неудачу. Если у ребенка что-то не получилось, а он получает в ответ эмоциональную реакцию, ему кажется, что он кругом виноват. Если вы хотите повысить самооценку ребенка, показывайте, что любую ошибку можно исправить и мир не рухнет.
В общем, есть довольно много причин, которые осложняют формирование адекватного восприятия себя и повышение самооценки ребенка. К счастью, подростковый возраст — это тот период, когда ситуацию можно и нужно корректировать.
Как повысить самооценку ребенку?
Помочь ребенку с низкой и неадекватной самооценкой можно. И главную роль тут играют именно родители, ведь ребенок опирается на их мнение и поведение в любом возрасте, даже подростковом.
Способ 1. Не завышайте требования к ребенкуОчень часто мы ожидаем или даже требуем от ребенка выполнения наших собственных желаний. Мы хотим, чтобы он жил и действовал “правильно”, хотел “правильных” вещей и т.п.
Однако часто это входит в противоречие с истинными желаниями и возможностями ребенка. Если мы при этом начинаем его оценивать, да еще и сравнивать с другими — его самооценка под угрозой.
Вот как родители могут повысить самооценку ребенка. Старайтесь не оценивать, а слушать ребенка. Почитать о том, как это правильно можно, например в книге М.Розенберга “Язык жизни”. Научиться избегать импульсивности в общении и помочь это делать ребенку можно при помощи книги Ю.Гиппенрейтер “Общаться с ребенком. Как?”. Эти советы помогут и разрешать конфликты в повседневном общении, добиться повышения самооценки ребенка и понять, что делать, если ребенок не хочет учиться.
Способ 2. Не сравнивайте ребенка с другимиИногда родители хотят подстегнуть мотивацию ребенка, сравнивая его со сверстниками или одноклассниками. Вот, мол, Вася может, а ты нет. Мы хотим, чтобы ребенок старался добиться большего, и с некоторыми детьми это работает. Если их эмоциональный драйвер — конкуренция. Но у ребенка, который настроен на сотрудничество, от такого наоборот опускаются руки. Никогда не сравнивайте такого ребенка с другими!
Детям, которых не вдохновляет борьба и соперничество, лучше формировать адекватную самооценку через мягкие навыки. Для начала стоит пройти тест на сильные и потенциальные зоны роста. Затем при помощи наставника можно формировать связи отдельных навыков и профессиональных сфер, точек приложения сил для раскрытия и развития личности. Так постепенно ребенок вовлечется в осмысленную деятельность и почувствует себя уверенно, а его самооценка повысится.
Способ 3. Хвалите детейКак можно хвалить и при этом не оценивать? На самом деле, лучше просто заменить оценочную похвалу, типа “молодец”, на проговаривание успеха и своих эмоций. Если ребенок чего-то добился, это нужно отметить, сказать, как вы рады, что у него получилось. Даже если это мелочь, типа домашки, или пятерки по сложному предмету в школе, подчеркните, что вы видите, что он взял себя в руки, довел дело до конца, хотя еще вчера ему это не удавалось.
Отмечайте то, что важно самому подростку. В этом возрасте сами по себе учебные успехи детей не интересуют. Их интересует место в обществе, мнение ровесников, перспективы будущего. Показывайте ребенку, что вы в нем уверены, что видите его текущие достижения, видите, как он растет и взрослеет, — все говорит о том, что он будет успешно справляться со взрослой жизнью. Именно так и повышается самооценка ребенка — вместо с ростом уверенности в собственном будущем.
Родительская уверенность в ребенке — лучше банальной похвалы и помогает избавиться от тревожности и добиться повышения самооценки.Способ 4. Не делайте замечания детям при посторонних
Поскольку детей в подростковом возрасте волнует, как они выглядят в глазах окружающих, любые замечания воспринимаются очень болезненно и приводит к низкой самооценке. С точки зрения ребенка любая критика, отношения “как к маленькому” серьезно подрывает его авторитет, вызывает насмешки, заставляет стесняться и стыдиться и снижает самооценку. Берегите репутацию ребенка в этот хрупкий период, какими бы надуманными ни казались его страхи. Просто примите как данность эту особенность и не провоцируйте конфликт и рост неуверенности у ребенка.
Желание сделать замечание часто вызвано ощущением, что подростки игнорируют взрослых. На самом деле, подростковая отстраненность от вас или реальности — это запуск внутренних сложных процессов. Ребенок пытается понять кто он, где его границы и опоры, хотя со стороны это выглядит как “лень”, “необщительность” или равнодушие и безразличие. Будьте бережны к ребенку, когда он формирует свою самооценку.
Если вы хотите повысить самооценку ребенку, вспоминайте почаще себя в этом возрасте. Проходите родительские поддерживающие тренинги, делайте анализ этого опыта. Выражайте понимание происходящего с ребенком и старайтесь сохранять спокойствие. Оно очень важно для того, чтобы у ребенка формировалась адекватная оценка себя.Почитаем ещё?
Фильмы, которые учат постоять за себя
23. 02.2023
Читайте также
экзамены
стресс
гиперактивность
неусидчивость
Как повысить самооценку клиента в терапии | Therapy Brands
Психическое здоровье часто обсуждается с точки зрения поддающихся диагностике психических расстройств, но одним из факторов, существенно влияющих на общее психическое здоровье, является самооценка.
Самоуважение — это наша внутренняя оценка самих себя и того, как мы относимся к тому, кто мы есть. Он формируется нашим опытом и убеждениями о себе, включая наши успехи и неудачи, отношения и жизненные обстоятельства. Наша самооценка отражает наши мысли и чувства о нашей ценности, ценности и привлекательности.
Здоровая самооценка может дать людям возможность делать позитивный жизненный выбор, строить отношения и развивать чувство безопасности и радости в мире. С другой стороны, низкая самооценка может привести к чувству неполноценности, незащищенности и депрессии.
Давайте подробнее рассмотрим, как самооценка влияет на общее психическое здоровье, и обсудим некоторые стратегии по укреплению здоровой самооценки у наших клиентов.
Влияние самооценки на психическое здоровье
Психологи давно изучают взаимосвязь между самооценкой и психическим здоровьем. Исследования показали, что люди с более высоким уровнем самооценки, как правило, лучше подготовлены к преодолению стресса и жизненных проблем, чем люди с более низким уровнем самооценки. Люди с высокой самооценкой, как правило, оценивают себя более позитивно, верят в свои способности и чувствуют себя более уверенно в своих решениях — все это со временем приводит к улучшению психического здоровья.
Низкий уровень самооценки, с другой стороны, может привести к негативным мыслям о себе и негативному поведению, такому как избегание или прокрастинация, которые могут неблагоприятно повлиять на способность справляться со стрессом или жизненными трудностями. Низкая самооценка также связана с повышенным риском депрессии, тревожных расстройств, расстройств пищевого поведения, проблем со злоупотреблением психоактивными веществами и другими видами психологических расстройств.
Польза здоровой самооценки для психического здоровья
Важно помнить, что самооценка не является статичной чертой — она может меняться со временем в зависимости от жизненного опыта, успехов и неудач. Поощрение клиентов к созданию здоровой самооценки является неотъемлемой частью укрепления психического здоровья и благополучия.
Когда у людей здоровый уровень самооценки, они, как правило, более устойчивы к жизненным стрессам и лучше справляются со сложными эмоциями. Они также, как правило, обладают более высоким уровнем уверенности в себе, что может помочь им чувствовать себя способными делать позитивный выбор, поддерживающий их психическое здоровье.
Кроме того, люди со здоровой самооценкой, как правило, имеют прочные отношения, более склонны к риску и лучше умеют по-настоящему наслаждаться жизнью. Все эти факторы могут способствовать общему психическому здоровью и благополучию.
Стратегии формирования здоровой самооценки
Итак, как нам поддерживать здоровую самооценку у наших клиентов? Хотя на этот вопрос нет однозначного ответа, есть несколько стратегий, которые мы можем использовать, чтобы помочь вашим клиентам создать и поддерживать положительную самооценку:
Помогите им понять разницу между самооценкой и самооценкой.
Один из способов объяснить клиентам разницу между самооценкой и самооценкой — объяснить, что самооценка зависит от наших обстоятельств, а самооценка — нет. Самоуважение измеряет нашу производительность в различных ситуациях, например, как мы справляемся с задачами или вызовами, возникающими в нашей среде, в то время как самооценка относится к внутренней ценности нас самих как человеческих существ. Помогая клиентам понять эти две концепции, вы поможете им осознать, что их ценность не основана на каких-либо внешних влияниях или достижениях.
Поощряйте их проявлять сострадание к себе.
Сострадание к себе может изменить жизнь людей. Вместо того, чтобы усиливать разрушительные сообщения об их ценности, сострадание к себе поощряет более мягкий и понимающий подход к жизни. Предоставление клиентам инструментов для проявления доброты может дать им возможность отказаться от негативных моделей мышления и наладить более здоровые отношения с самими собой. Убедитесь, что они понимают, что перфекционизм может быть желательным, но редко достижимым.
Получите бесплатную демоверсию ShareNote Community уже сегодня!
Помогите им сосредоточиться на своих сильных сторонах.
Вместо того, чтобы зацикливаться на том, что они считают своими недостатками, предложите своим клиентам сосредоточиться на своих сильных сторонах и достижениях. Поступая так, они могут начать развивать внутренний диалог, основанный на позитиве, а не на негативе, что может стать решающим шагом на пути к формированию здоровой самооценки. Продвигайте идею о том, что ошибки не только нормальны, но и открывают ценные возможности для обучения. Напомните своим клиентам, что неудачи и неудачи не определяют их и могут быть использованы для совершенствования навыков или изменения направления в жизни.
Покажите им, как ставить реалистичные цели.
Постановка реалистичных целей — отличный способ начать путь к повышению самооценки. Наличие достижимых и измеримых целей может создать чувство выполненного долга и помочь вашим клиентам стать более уверенными. Помогите им определить свои идеальные результаты и предложите им разбить каждую цель на более мелкие, более управляемые шаги, которые они могут выполнять по одному.
Помогите им распознать сильные стороны в себе и других.
Повышение самооценки требует объективного взгляда на себя и признания как сильных, так и слабых сторон. Это также может быть сложной задачей, поскольку многие люди привыкли останавливаться на вещах, которые они хотели бы изменить. Начните с того, что помогите им взглянуть на себя объективно, хвалите их каждый раз, когда они рассказывают о себе что-то хорошее, каким бы незначительным или незначительным оно ни казалось. Положительное подкрепление также может помочь им осознать сильные стороны окружающих, видя, как другие по-разному подходят к ситуациям, и наблюдая за уникальными талантами, которые делают каждого человека особенным.
Поощряйте их бросать вызов негативным мыслям и заменять их позитивными.
Клиенты с низкой самооценкой могут иметь негативные модели мышления, из-за которых они застревают в цикле низкой самооценки. Помогите своим клиентам бросить вызов этим негативным мыслям, поощряя их искать доказательства того, почему эти мысли могут быть неправдой. Как только доказательства будут установлены, замените негативную мысль более реалистичной и позитивной. Регулярное выполнение этого поможет перенастроить их мозг, чтобы новый образ мышления стал привычным, и они начали думать о себе более позитивно.
Продемонстрируйте здоровую самооценку на консультационных сессиях.
Ваша собственная самооценка может быть важным фактором вашей эффективности в качестве терапевта. Моделирование здоровой самооценки на сеансах может помочь вашим клиентам научиться делать то же самое и привести их к позитивным изменениям в жизни. Ваш энтузиазм и поддержка покажут вашим клиентам, что им не нужно бояться неудачи, что даст им возможность рисковать и экспериментировать с новыми способами мышления.
Продолжайте мотивировать своих клиентов продолжать свое путешествие.
Повышение самооценки — это процесс, который не произойдет за одну ночь, поэтому важно проявлять терпение к своим клиентам и постоянно напоминать им об их успехах на протяжении всего пути. Часто самые незначительные шаги могут иметь огромное значение для повышения самооценки, поэтому отмечайте даже самые незначительные успехи со своими клиентами. Точно так же никогда не забывайте отдавать должное там, где это необходимо: похвала за прогресс — отличный способ повысить мотивацию и уверенность в себе.
Заключение
Как специалисты-консультанты, мы понимаем внутреннюю ценность самооценки и ее важность для нашего общего психического здоровья. Поддерживая и направляя наших клиентов на пути роста и развития, мы даем им возможность внести позитивные изменения — внутренние и внешние — которые улучшат их общее благополучие. Хотя большая часть процесса индивидуальна, важно помнить, что у нас есть возможность помочь и расширить возможности наших клиентов на каждом этапе пути. Благодаря дополнительному терпению и поддержке ваши клиенты смогут начать формировать устойчивую самооценку, что в конечном итоге приведет их от внутренней борьбы к любви к себе и расширению возможностей.
В Therapy Brands мы считаем, что общественное здравоохранение — это больше, чем просто работа — это образ жизни. Именно поэтому мы создали наиболее комплексное и интуитивно понятное программное обеспечение для управления практикой для многопрофильных систем поведенческого здоровья. Наша простая в использовании платформа избавляет вас от хлопот по выставлению счетов Medicare, Medicaid и частным плательщикам, обеспечивая при этом круглосуточный доступ через Интернет, где бы вы ни находились. Благодаря безбумажным записям, исчерпывающим отчетам и простому планированию с оповещениями у вас всегда будет под рукой вся информация, необходимая для бесперебойной работы вашей практики. Получите бесплатную демоверсию ShareNote Community сегодня и узнайте, почему тысячи общественных медицинских организаций полагаются на Therapy Brands, чтобы оставаться на связи.
Что действительно укрепляет самооценку
Медицинская оценка Научного консультативного совета — Маргарита Тартаковская, магистр медицины, 17 мая 2016 г.
Самоуважение имеет плохую репутацию. Некоторые рассматривают самооценку как высокомерие, нарциссизм или эгоизм. Это что угодно, только не это.
Люди со здоровой самооценкой скромны и признают ценность всех людей, по словам Гленна Р. Ширальди, доктора философии, автора Рабочей тетради по самооценке и профессора Школы общественного здравоохранения Университета Мэриленда. Они также реалистичны. Те, у кого хорошая самооценка, способны реалистично и честно оценивать свои сильные и слабые стороны и потенциал.
Согласно Ширальди, самооценка состоит из трех элементов: безусловной любви, безусловной ценности и роста — «глубокой, спокойной внутренней уверенности, которую нелегко поколебать под давлением или после разочаровывающего выступления».
Исследования выявили положительную связь между здоровой самооценкой и многими желаемыми результатами, включая счастье, смирение, стойкость и оптимизм. Исследования показывают, что низкая самооценка связана со стрессом, депрессией и тревогой.
Некоторые психологи считают, что самооценка остается неизменной. Другими словами, если у вас низкая самооценка, вы ничего не можете сделать, чтобы ее улучшить. Ширальди не согласен и видит несколько причин такого недоразумения. «Обычно критика возникает из-за упрощенных, а иногда и ложных определений, отсутствия понимания того, как это меняется, и проблем с измерением», — сказал он. Он отметил, что повышение самооценки — это не быстрый и не легкий процесс, и упрощенные меры не работают. Чтобы действительно повысить самооценку, требуется время и практика.
Лиза Файрстоун, доктор философии, клинический психолог и соавтор книги «Победи свой критический внутренний голос», также считает, что можно поднять низкую самооценку. В качестве основной причины она называет нейропластичность. Нейропластичность — это способность нашего мозга изменяться структурно и функционально в зависимости от окружающей среды.
Что не работает для повышения самооценки
Пустые утверждения не работают. Говорить кому-то, что он умнее и лучше других, не повышает самооценку. Скорее, это просто настраивает людей на неудачи и шаткую самооценку.
«Не каждый заслуживает трофея за свое появление, но каждый может чувствовать, что он имеет такое же право играть и получать удовольствие от процесса совершенствования, как и любой другой», — сказал Ширальди.
Стратегии повышения самооценки
Придерживайтесь здоровых привычек. По словам Ширальди, перед изучением новых навыков важно подготовить свой мозг — «максимизировать здоровье, функционирование и восприимчивость нейронов к новому обучению». Это включает в себя кормление вашего тела питательной пищей, участие в физической активности, достаточный сон и лечение медицинских или психологических состояний. «Например, если кто-то был опозорен сексуальным насилием, обычно очень важно залечить эмоциональные раны, прежде чем пытаться перейти к более позитивному состоянию», — сказал он.
Осознайте, как вы нападаете на себя. Определите, что вы можете делать, чтобы увековечить свою низкую самооценку, сказал Файрстоун. Например, вы можете окружить себя токсичными людьми, которые еще больше понизят вашу самооценку. Или вы можете поощрять других говорить с вами свысока. Многие люди не озвучивают свои потребности и позволяют другим говорить за них.
Как только вы научитесь распознавать способы саботировать себя, вы сможете с ними работать. Возьмем пример формулирования своих потребностей. Если вы слишком пассивны, чтобы сделать это, узнайте, как стать более напористым. Начните с малого: попросите соседа по комнате выключить музыку, откажитесь от мероприятия, которое вы не хотите посещать, или попросите официанта подогреть холодное блюдо.
Выявление самокритичных мыслей и борьба с ними. Определенные искаженные модели мышления способствуют низкой самооценке. Распространенным искажением является персонализация, которую Ширальди описывает в The Self-Esteem Workbook
В своей книге Ширальди предлагает два противоядия от персонализации. Во-первых, помните, что вы можете влиять на чье-то поведение, но уж точно не 9.0081 причина это. «Окончательное решение остается за ними, а не за нами», — пишет он. Затем ищите другие влияния в ситуации. Вместо того, чтобы верить, что вы не можете выполнить определенный проект, признайте, что это сложная задача, и вы находитесь в шумной обстановке.
Вы также можете научиться бороться с другими негативными мыслями, сказал он, такими как: «Я неудачник», «Я ничего не могу сделать» или «Я совершенно неадекватен и всегда буду таким». Чтобы узнать больше, вот 15 когнитивных искажений, как их исправить и многое другое о преодолении этих искажений.
Узнай, кто ты. Здоровая самооценка также означает тихую радость по поводу того, кто вы есть, сказал Ширальди. Но сначала нужно узнать, кто этот человек. «Каждый человек должен определить свои собственные ценности, принципы и моральные нормы и жить в соответствии с ними», — сказал Файрстоун.
Что ты ценишь в жизни? Что для вас важно? Как только вы сможете точно определить свои ценности, вы можете даже осознать, что те самые вещи, за которые вы корите себя, не имеют ничего общего с вашими целями. Например, один из клиентов Firestone ругал себя за недостаточно высокую зарплату. Но когда он и Файрстоун изучили его цели и мечты, он понял, что делать значимую работу, помогать другим и проводить время со своей семьей важнее, чем получать определенный доход.
Лучшее знакомство с самим собой также помогает вам оценить свои черты и определить, какие из них соответствуют тому типу человека, которым вы хотели бы быть, сказал Файерстоун. Другой клиент понял, что одна из его основных ценностей — быть добрым. Но его отношения с женой были антагонистическими. Он так боялся, что его жена нападет на него, что наносил превентивные удары.
Опять же, здоровая самооценка не означает, что вы безупречны; это означает реальное знание того, над чем вам нужно работать, и внесение необходимых изменений», — сказал Файерстоун. Если вы хотите быть более общительным, начните работать волонтером и вступите в книжный клуб. Если у вас вспыльчивый характер, обратитесь к терапевту, чтобы он поработал над своими проблемами гнева. Если вам не нравится, что люди ходят по вам, почитайте об установлении границ.
Узнайте, что вас вдохновляет. Люди с низкой самооценкой часто имеют длинный список того, что нельзя делать, говорит Файрстоун. У них могут быть неверные представления о том, на что они способны. Что помогает, так это бросить вызов этим мыслям и попробовать новые действия. Например, Файерстоун всегда считала себя застенчивым человеком, пока друг не посоветовал ей попробовать публичное выступление. Она начала медленно проводить презентации со своей подругой, посещая другие презентации, чтобы посмотреть, что работает, и практиковаться дома.
Цените свое тело. «То, как мы воспринимаем свое тело, часто совпадает с тем, как мы воспринимаем свое внутреннее «я», — говорит Ширальди. Так что, если вы жестко относитесь к своему телу — критикуете свой вес, форму или морщины — вы, вероятно, будете жесткими по отношению к своему телу и будете иметь условную самооценку.
Оценка своего тела со всеми его несовершенствами может помочь вам сформировать более принимающее представление о себе в целом. В The Self-Esteem Workbook Ширальди объясняет, насколько на самом деле удивительно тело. Например, знаете ли вы, что сердце, которое весит всего одиннадцать унций, перекачивает три тысячи галлонов крови в день? «Технологии не могут воспроизвести долговечность сердца. Сила крови, брошенная на аорту, быстро повредит жесткие трубы, в то время как гибкие, тонкие, как ткань, клапаны сердца прочнее любых искусственных материалов», — пишет он.