Страх сцены
АRT-директор и ведущий Комбат-туров Павел Исаев рассказывает о том, как перебороть страх сцены и научиться получать удовольствие от выступлений.
Страх сцены (страх публичных выступлений, страх аудитории) — патологическая боязнь выступать на публике. Является одним из распространенных социальных страхов. В психологии боязнь публичных выступлений называется пейрафобией или глоссофобией. По оценкам психиатров, испытывают страх перед выступлением 95% людей.
Про возникновение страха сцены
На первый взгляд может показаться, что боязнь сцены вызывает отсутствие доверия у аудитории, плохую подготовку или стремление к идеалу. Да, но это всего лишь поводы для волнения, а истинная причина страха кроется в природе самого человека. Мы так устроены. Ситуация, в которой вы один на один с толпой, публикой, группой людей вызывает страх, и, как следствие, мозг подает сигнал надпочечникам, и те вырабатывают адреналин. В организме появляется сверх ресурс для бегства от опасности или для сражения с ним до последней капли крови. Поднимаются плечи, так как они должны подготовить вас к физическому испытанию, сгруппировать и защитить хрупкую шею от возможного сноса головы от удара. Но если вы не на спортивном соревновании, а на сцене, то адреналин вам некуда быстро выработать, поэтому внутри внешне спокойного, но зажатого тела происходит апокалипсис. Появляется сильное сердцебиение, потливость, дрожание голоса, тремор губ и конечностей, зажатость голосовых связок, подташнивание, и т.д.Изучая еще глубже природу такого страха, становится понятно, откуда она у нас. В книге «Sapiens. Краткая история человечества» Юваль Ной Харари насчитывает более 2 млн. лет происхождению человеческого вида, и сообщает, что было несколько видов человека. Как, например, бурый, белый, черный медведь, гризли, панда. Так же и первобытные люди отличались весом, строением черепа и цветом кожи. Однако из всех видов человекоподобных людей, а их более 10, выжил только человек разумный Сапиенс. (Homo sapiens). И как утверждает автор, это произошло благодаря тому, что Сапиенс могли договариваться и объединяться для достижения цели. Они стали коллективом и смогли противостоять более крупным и сильным Неандертальцам например. Получается, что в группе, толпе, команде увеличиваются шансы выживания.
Более 500 тыс. лет общество воспринималось как синоним слову безопасность, и даже жизнь. В общине гораздо проще было добывать пищу и защищаться от диких зверей. Если человек в общине заболеет — его вылечат, не добудет еду — поделятся. За пределами общины жизнь была очень опасна, а выжить в одиночку было довольно трудно. Поэтому мы боимся быть не принятыми другими людьми, боимся социальной изоляции.
Про публичные выступления в наши дни
Многие функции жизнеобеспечения взяло на себя государство. Пенсионный фонд гарантирует нам материальное обеспечение старости, медицина – спасает от вирусов и болезней, полиция – охраняет покой и безопасность. Армия, МЧС, городская мэрия, классическое образование, классовое равенство, индивидуальный подход и соцсети окончательно развеяли значимость общины и семьи в общем понимании. Поэтому у нас в генах остался страх остаться одному, без защиты родных и близких. Быть отвергнутым, осужденным, презренным. С другой стороны, мы продвигаем индивидуальный подход и персонализацию. А значит каждый индивид должен уметь часто и качественно выступать на публике, т.к. это от нас требуют современные условия. Любая приличная компания при устройстве на работу требует от вас опыт публичных выступлений.
Отдельно отмечу проблемы нетворкинга на конференциях и встречах в группах малознакомых людей. Русский человек не может привыкнуть общаться с незнакомыми людьми по 5 минут и переходить к другому ради знакомства. В наших традициях либо молчать «моя хата с краю, я ничего не знаю», либо присесть на уши. Не у всех получается выражать открыто свое мнение так, чтобы вас слушали и слышали, а еще понимали, о чем вы говорите.
“
Да что уж там, могу привести пример из собственного опыта – из 100 человек современных успешных предпринимателей более половины не может четко и внятно произнести свое имя при знакомстве, приходится переспрашивать.
Основу такой махровой интровертности большинства людей в нашей стране заложил еще в прошлом веке В.И. Ленин, который отменил уроки риторики в школе. Он хорошо понимал, к чему умелое владение словом, голосом, жестом и ораторским мастерством может привести общество. Это ему не нужно было. Зато сейчас в YouTube сотни роликов по запросу: «страх сцены» с советами умелых ведущих. Все советуют и пытаются помочь справиться с этим первородным, генетически укрепившимся в нас страхом публичных выступлений.
Про адреналин
Как быть с ним? Оказывается, что кроме него у нас вырабатывается еще норадреналин, он же – норэпинефрин. Он является предшественником гормона адреналина и обладает рядом схожих с ним эффектов, но есть и принципиальные отличия. Одно из ключевых – норадреналин – это нейромедиатор, который хорошо влияет на функции головного мозга (особенно на лимбическую систему и гиппокамп), а адреналин – влияет преимущественно на периферические ткани, но не на мозг.В отличие от адреналина, норадреналин – это гормон гнева, возбуждения, ярости. В реакции стресс-адаптации «борись-беги» норадреналин отвечает за «борись».
Например, когда человек преодолевает страх высоты и сам сидит на крыше – вырабатывается норадреналин, а если же человека против воли посадили у края крыши – будет вырабатываться адреналин.
Если перенести это на публичные выступления, то в момент колебания выступать или отказаться нужно выбирать «борись» т.е. выступай. Перед выходом на сцену не запугивать себя, а наоборот оставаться в хорошем настроение, в кураже.
“
Выйти доброжелательно настроенным, не торопиться и сохранять уверенную походку. Так, будто вы зашли к себе домой, где вы хозяин и вас все любят и ждут. Опустить плечи и повесить руки вдоль корпуса, не торопитесь говорить первые фразы. Они должны быть сказаны четко, громко и не быстро.
Все эти, на первый взгляд, простые советы дают психосоматическую реакцию организму не вырабатывать много адреналина, а вырабатывать норадреналин и серотонин.
Про удовольствие
Очень мало человек испытывают от выступлений удовольствие. В основном, дискомфорт и волнение. Но нет ни одного человека, кто вообще ничего не испытывает, даже выступая с тостом.Как же приучить себя получать удовольствия от публичных выступлений? Центр удовольствий у каждого из нас состоит из трех равных частей. Две из них отвечают за животные удовольствия – есть, спать, размножаться, и только третья часть работает с человеческими удовольствиями. Радость от достижения цели, новые знания и публичные выступления относятся именно к ней. Человеческие удовольствия это то, что нас отличает от животных. Тут все построены на преодоление, и в первую очередь самих себя. Спорт, например, построен только на преодолении.
Нужно чаще говорить себе «борись», «преодолевай», тогда с опытом придет понимание контроля страха, потом подкрепится первый успех, появится зависимость от этого процесса и, став великим оратором, без публики вообще будет сложно представить полноценное счастье. Есть среди моих знакомых люди, которые зависимы от удовольствия публичных выступлений. Отобрать это занятие у ведущих – значит повергнуть их на долгие годы в депрессию и апатию.
И в заключении история
И тогда он изобрел свой собственный «велосипед».
Страх он охарактеризовал как «зависимость от чужого мнения» и понял, что строится он на постоянной оценке себя. Концентрация внимания на себе растит внутри дикий страх и сеет неуверенность. Он сделал ротацию таких страхов. Высокий – когда ты чувствуешь на себе мнение сотен человек, средний и низкий – когда на тебя смотрят два, три твоих друга. И понял важную вещь.
“
Если перевести внимание с себя на людей, которые тебя окружают, и понимать, что ты никто и звать тебя никак, страху нечем питаться, и он исчезает.
Но это еще не все. Актерское мастерство играет в театре ключевую роль, поэтому актеру N потребовалось повышать свой уровень. Растить умения и становиться народным артистом. Только опыт, пройденный путь через пробы и ошибки, отрепетированные сотни раз импровизации, набор трюков, шуток, историй, живой гибкий мозг – могут окончательно победить первобытный страх публичных выступлений.
На моем курсе «Как получать удовольствия от публичных выступлений» я рассказываю о том, как подготовить публичное выступление, что такое сценарное мастерство, сценическая речь, актерское мастерство, искусство презентаций и многое другое, что поможет вам быть уверенным и никогда не бояться сцены.
ПАВЕЛ ИСАЕВ
ПОЛУЧАЙТЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ И НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ!
ART-директор Комбат-туров
+7-903-893-30-40
[email protected]
Instagram
больше о предстоящих комбат-турах,
смотрите в каталоге
Как преодолеть боязнь сцены
Главная > Актерская школа
Страх перед публичными выступлениями (у этого состояния даже есть собственное название — «глоссофобия») — это одна из разновидностей фобии, такая же как арахнофобия (боязнь пауков), боязнь высоты, темноты, замкнутого пространства (клаустрофобия).
Но нужно знать, что страх перед публичным выступлением может быть типичным (стандартным, свойственным всем, с которым можно бороться обычными средствами) и нетипичным (принимающим уже форму фобии, с которой сможет справиться разве что психолог).
- Признаки типичной боязни сцены: волнение, боли в животе, сухость во рту, небольшая дрожь в руках и ногах, изменения в голосе (лающий голос, срывающийся, сбивающееся дыхание), телесный дискомфорт и беспокойство (незанятые ничем руки, судорожные монотонные движения, топтание на месте, повторяющиеся движения и т. п.)
- Признаки нетипичной боязни намного серьезнее: сильный тремор тела, полный ступор и неспособность сказать что-либо, тошнота и головокружение, вплоть до обморока, учащенное сердцебиение, чувство нехватки кислорода, паническая атака.
Бороться с нетипичной глоссофобией — задача для профессионалов, а вот справиться с обычным для этого волнением и страхом под силу собственными средствами.
Информация о новых наборах
Заявка на обучение
ТелефонСогласен с обработкой персональных данных
Заявка принята
В ближайшее время с Вами свяжется администратор театра
Жизнь в стиле «Смайл»
Способы победить страх:
- Убрать фактор неизвестности. Получите максимум информации о том месте, людях и информации, с которой вам придется иметь дело. Неизвестность — это наиболее частая причина страха, так как вы чувствуете неуверенность, не зная, какие обстоятельства вам придется преодолеть.
- Тщательная подготовка. И речь здесь не идет о необходимости выучить весь текст. Нужно подготовить качественный продукт — интересное, насыщенное фактами, законченное выступление, которое ответит на все вопросы и станет для вас детищем, в которое вы вложите душу. Халтура и сырой текст — повод для сильной паники даже у самого уверенного оратора.
- Признание права на ошибку. Не нужно ставить перед собой сверхзадач, в конце концов небольшой огрех, заминка, пауза или ошибка доказывает, что вы живой человек, а не машина. Тем более, что от этой ошибки не страдают люди и вещи, это опыт, а он бесценен.
- Позитивный настрой. Визуализация успеха — прямой путь к нему. Не нужно представлять себе провал, свист, улюлюкание, недовольство начальства и насмешки коллег. Вместо этого представьте аплодисменты, довольные лица, улыбки, благодарность руководителя.
- Не упускайте возможность поучиться. Личностный рост и любые новые знания и навыки — это ценной вложение в себя. На курсах актерского мастерства вам помогут преодолеть страх публичного выступления путем работы над совокупностью факторов: раскрепощением, расслаблением, харизмой, голосом, жестами, мимикой, умением импровизировать и играть несуществующие эмоции.
ЗВОНИТЕ 8 (495) 649-68-63
Театральные курсы Школа Театр
СМИ о нас
Мы в социальных сетях
Отзывы о нас
Все отзывы
Лучшие книги о тревоге и страхе перед сценой
Вы увлечены представлением своего искусства перед публикой. Или, возможно, вы являетесь публичным оратором и хотите изменить жизнь людей своими выступлениями.
Но всякий раз, когда тебе пора выходить на сцену, ты внезапно превращаешься в неуклюжего нервного срыва.
Если это звучит знакомо, ниже вы найдете четыре лучшие книги о боязни производительности, которые помогут вам преодолеть страх и стать исполнителем или оратором, которым вы должны быть.
Идеи, советы и приемы, которые вы узнаете из этих книг, помогут вам превратиться из нервного, потного беспорядка; уверенному исполнителю, который потрясает аудиторию.
Рекомендуемая книга 1: В центре внимания Джанет Эспозито
Название книги: В центре внимания: преодоление страха перед публичными выступлениями и выступлениями свой страх выступления и победить страх сцены.
In The SpotLight — это глубокое погружение в различные принципы, методы и стратегии, которые помогут вам преодолеть страх перед сценой и реализовать свой потенциал в качестве оратора или исполнителя.
Об авторе
Джанет Эспозито, MSW, LCSW — основатель In The SpotLight, LLC, компании, помогающей людям преодолеть страх публичных выступлений и выступлений.
Джанет пишет и говорит, исходя из собственного опыта преодоления страха перед сценой. Когда вы прочитаете ее книгу, вы извлечете пользу из ее почти двадцатилетнего опыта помощи другим в преодолении беспокойства по поводу производительности.
Что вы узнаете, прочитав In The SpotLight
Несмотря на то, что эта книга написана для исполнителей, она поможет любому, кто испытывает дискомфорт в социальных ситуациях.
Применяя методы и принципы, изложенные в этой книге, вы можете открыть для себя новую свободу и силу, когда дело доходит до самовыражения.
По мнению многих читателей, одна из лучших особенностей этой книги заключается в том, что, когда вы начнете ее читать, вы почувствуете, что Джанет говорит непосредственно с вами.
Вы поймете, что она была там же, где и вы, испытала то отчаяние, которое испытываете вы, когда приходит время выступать, и что вы не одиноки в этом путешествии.
Обнадеживает не только то, что многие другие преодолели боязнь сцены (а это значит, что вы тоже можете это сделать), но вы также узнаете из опыта Джанет и ее учеников, как они преодолевали страх перед выступлениями и выступлениями.
Название книги: Преодолеть страх сцены: новый подход к преодолению страха перед публичными выступлениями и выступлениями
Обзор
В книге «Преодоление страха перед сценой» Джанет предлагает целостный подход к преодолению волнения перед выступлением.
Вы изучите множество практик и принципов, создающих физическое, умственное и духовное благополучие, которые помогут вам стать человеком, который больше не испытывает страха перед выступлениями или выступлениями.
Это идеальная книга для тех, кто боится сцены от умеренной до высокой, но она также может помочь вам, если вы испытываете лишь легкую дрожь.
Об авторе
Эта книга также написана Джанет Эспозито, MSW, LCSW, автором In The SpotLight
Как и в предыдущей книге, вы можете рассчитывать на простые для понимания и практические советы, которые помогут вы преодолеете страх перед сценой благодаря почти двадцатилетнему практическому опыту в этой области.
Что вы почерпнете из книги «Преодоление страха сцены»
«Преодоление страха сцены» поможет вам во всех типах социальных ситуаций, когда вы испытываете тревогу, включая выступления или выступления перед аудиторией.
Вы также узнаете, как лучше справляться с тревогой в ожидании выхода на сцену, чтобы выступить или выступить.
Рекомендация по книге 3: «Говори без страха» Майка Акера
Название книги: «Говори без страха: превратитесь из нервного, потного и потного оратора в возбужденного, энергичного и страстного докладчика»
Обзор
Многие Многие из нас попадают в ловушку, сравнивая себя с некоторыми замечательными спикерами, которых мы видим по телевизору или на выступлениях TED. Или это может быть даже один из ваших коллег, который оказался одаренным оратором.
Сравнивая себя с ними, мы еще больше задеваем нашу самооценку, что только усиливает наш страх перед сценой.
Эта книга о том, как избежать этой дорогостоящей ловушки сравнения и принять меры, чтобы сосредоточиться на постепенном улучшении себя, чтобы обрести уверенность и преодолеть страх.
Об авторе
Майк Акер — тренер по лидерству, писатель и оратор. Он имеет более чем 19-летний опыт выступлений, развития лидерских качеств и организационного управления.
Он считает, что факторы образа жизни, такие как духовные практики/молитвы, физические упражнения, ведение дневника и связи с общественностью, могут быть мощными инструментами для преодоления стресса.
Что вы почерпнете из чтения «Говори без страха»
Эта книга специально посвящена преодолению страха перед публичными выступлениями, но вы можете использовать те же принципы для преодоления страха перед сценой в других видах выступлений.
Если вы беспокоитесь, нервничаете и даже потеете при мысли о публичном выступлении, эта книга даст вам 7 стратегий, которые вы можете начать использовать уже сегодня.
Вы получите новую перспективу и найдете действенные советы, которые вы можете начать практиковать сегодня, чтобы стать лучшим оратором/исполнителем.
Название книги: Публичное выступление: говорите как профессионал – как избавиться от социальной тревожности, развить уверенность в себе, улучшить навыки убеждения и стать мастером презентаций
Обзор
Это еще одна отличная книга, если вам нужно Преодолейте свой страх публичных выступлений.
Будь то выступление шафера на свадьбе вашего друга или презентация в зале заседаний корпоративного совета, эта книга даст вам советы, необходимые для того, чтобы заинтересовать вашу аудиторию и завоевать ее своим обаянием и уверенностью.
Об авторе
Джеймс Уильямс — автор бестселлеров, специализирующийся на таких темах, как уверенность в себе, эмоциональный интеллект и общение.
Его собственная борьба с социальной тревожностью привела Джеймса к изучению различных психологических техник и упражнений, чтобы раскрыть формулу уверенности, настойчивости и эмоционального интеллекта.
Что вы почерпнете из книги «Говори как профессионал»
Вы глубоко погрузитесь в основные проблемы, которые могут лежать в основе вашей социальной тревожности и боязни публичных выступлений. А затем вы получите практические советы о том, как преодолеть тревогу и стать мастером презентаций.
Вот кое-что из того, что вы найдете в разделе «Говори как профессионал»:
- Советы, которые помогут вам выйти из зоны комфорта.
- Как преодолеть социальную обусловленность, вызывающую боязнь сцены.
- Как развить пуленепробиваемую уверенность.
- Простое руководство по проведению идеальной презентации независимо от случая.
- Основные советы по языку тела, высоте тона и тональности голоса, которые помогут повысить обаяние, уверенность и оптимальное влияние.
- И многое другое…
Key Takeaways
Все упомянутые выше книги были написаны людьми, которые либо боролись со страхом выступления/выступления, либо помогали другим преодолеть социальную тревогу и боязнь сцены.
Это означает, что, читая их книги, вы можете извлечь пользу из их реального опыта в том, что работает лучше всего.
На страницах этих книг вы встретите множество других людей, которые также сомневались, смогут ли они когда-нибудь преодолеть свой страх перед выступлениями.
Хорошая новость в том, что они это сделали, и вы тоже.
Сделайте первый шаг сегодня и закажите одну из этих книг, которая вам больше всего понравится.
Страх сцены: примеры и уроки знаменитых страдальцев
Наконец-то настал день. Возможность, которую вы так долго ждали, здесь. К этому моменту привели годы музыкально-театрального училища и обучения. Вам нравится то, что вы читали о пьесе, выучили песни наизусть, и вы слышали много хорошего о режиссере.
Вы готовили свои реплики для прослушивания и чувствуете, что знаете и идентифицируете себя с персонажем, и отчаянно нуждаетесь в возможности войти в роль. Но когда вы выходите на сцену и оказываетесь перед панелью прослушивания, вы замолкаете, краснеете и начинаете потеть. Во рту пересыхает, и ни слова не выходит. Что происходит?
Боязнь сцены или боязнь выступления — это то, к чему вы должны быть готовы, чтобы иметь возможность справиться с этим, когда это произойдет, или, возможно, даже предотвратить его вообще. Но это не то, что случается только с новичками. Самым известным актерам приходилось справляться с этим на сцене, перед своей аудиторией, импровизируя, пока их реплики не возвращались к ним. Если мы посмотрим на некоторых из самых известных в мире актеров и артистов сцены, мы увидим, что это проблема, с которой многим приходилось сталкиваться в той или иной форме в какой-то момент своей карьеры.
Распятый в полиэстереПричина боязни сцены довольно очевидна: страх неудачи перед публикой.
Самые ранние известные кадры выступления Керри в жанре стендап
Джим Керри был отложен на выступление — почти на всю жизнь — после ужасного опыта выступлений в качестве стендап-комика, когда ему было 15 лет. «Это было ужасно, — сказал он, — оглядываясь назад. «Мама одела меня в костюм из полиэстера, что было большой ошибкой. В клубе ничего не любили больше, чем приход кого-то, кто определенно не был модным. Затем они приступили к их уничтожению… фактически сняли с них живьём прямо на сцене».
Пока публика скандировала «Распни его!», хозяин клуба повторил в микрофон: «Совершенно скучно». Керри потребовалось два года, чтобы вернуться на сцену. Но он проделал хорошую работу, иначе он мог бы упустить массовый голливудский успех десятилетия спустя.
Ким Кэтролл на сцене Актерская игра
Уверенность источается от Ким Кэтролл, которая выросла и в Канаде, и в Великобритании. Но у нее также были актерские моменты, которые были просто тяжелыми. Играю Саманту в Секс в большом городе ей пришлось снимать обнаженную сцену фотосессии. Она говорит, что ей потребовались недели, чтобы подготовиться, и даже тогда: «Я попала на съемочную площадку для сцены, и мне было очень трудно это делать. Мне пришлось вернуться, потратить несколько минут и как бы вжиться в шкуру Саманты, чтобы быть такой открытой».
Другой вид беспокойства – что подумает дом?Восьмидесятиоднолетний актер Уильям Шатнер, возможно, наиболее известен как капитан Джеймс Т. Кирк из «Звездного пути», но он начал в театральном колледже и продолжил играть Шекспир . О своем собственном страхе перед сценой Шатнер говорит: «Мои страхи — это не примитивные страхи типа «боюсь, я не могу говорить», которые бывают у молодых актеров». Вместо этого он сказал перед выступлением, что опасается, что билеты не будут продаваться.
Шатнер самокритично относится к своему ремеслу
Хотя его недавняя биографическая пьеса Мир Шатнера: мы просто живем в нем хорошо зарекомендовала себя за границей, он сказал, что считает, что стандарты в Нью-Йорке выше, и обеспокоен как нью-йоркская публика примет его.
Разорение страхаИтак, если вы по той или иной причине беспокоитесь о своей работе, вы попали в довольно хорошую компанию. Фактически, публичные выступления во всех их формах считаются наиболее распространенными страхами среди взрослых. К счастью, с этим можно многое сделать:
Техники релаксацииГлубокое дыхание и визуализация — одни из самых распространенных советов. И это не просто то, что нужно попробовать, когда приходит тревога, это должно быть частью подготовки к любой роли. Если вы поступаете в колледж музыкального театра, вы уже знакомы с некоторыми методами, но есть много книг и веб-сайтов, которые могут вам помочь.
Lucky CharmsЕсли у вас его еще нет, подумайте о том, чтобы сохранить небольшой предмет, который вы всегда берете с собой на сцену. Далекий от суеверия, он может дать вам подлинное психологическое преимущество, просто зная, что он есть. Например, Ричард Бертон всегда носил что-то красное.
Сосредоточьтесь на своем материалеВсегда помните, что зрители должны видеть исполняемый материал, а не людей, которые его исполняют (если только они не знаменитости). Вместо того чтобы сосредотачиваться на своем страхе перед сценой или на публике перед вами, посвятите себя на 100% материалу и песням, которые вы исполняете; это не только «выведет вас из себя», но и улучшит производительность, и в конечном итоге вы получите больше удовольствия от опыта.