Леонгард акцентуированные личности тест: Характерологический опросник Леонгарда — Пройти онлайн тест

О некоторых принципах разработки тестов

Международный институт соционики
Журнал «Соционика, ментология и психология личности«, N 1, 1995.

Большинство ныне известных тестов построены на жестко альтернативной основе, для «этиков» совершенно неприемлемой, — «этик» не любит, когда его «загоняют в рамки» альтернативности. Отсюда — безразличие к своему ответу на вопросы таких тестов. Хотелось бы предложить разработчикам тестов подумать над вопросами, которые оставляли бы максимум свободы испытуемому, щадя его «этическую» неприкосновенность. Я могу предположить, что некоторые «логики» даже не поймут, о чем, собственно говоря, идет речь. Поэтому призыв свой я адресую к «этикам», а также ко всем, кто его услышит и примет.

При работе с тестом MBTI (тест Изабеллы Майерс-Бриггс [1]) мною была обнаружена характерная особенность «сбоя» этого теста — «ничейный» счет в ряде случаев по той или иной шкале. Был предложен тест-корректор к тесту MBTI — таблица взаимной полезности ТИМов [1].

Позднее, когда я стал пользоваться собственным тестом, названным Е.Е.Лесиовской с сотрудниками «Семантическим» [2], я также обратил внимание на некоторые затруднения с ответами на его вопросы, возникающие у людей, в ТИМе которых «попадались» компоненты тетрады логико-сенсорного экстраверта (ЛСЭ) [3]. В то же время было замечено, что испытуемые, в ТИМе которых встречались компоненты тетрады ИЭИ, давали по этим вопросам предельно четкие ответы. Это навело меня на мысль, что ТИМ Изабеллы Майерс-Бриггс, предположительно, — ИЭИ. Среди Ленинградских социоников тест MBTI известен как тест «для ИЭИ» -именно этот ТИМ дает наиболее четкие ответы на вопросы теста. Более того, можно предположить, что в ТИМ Бена Шнейдермана [1] входят такие компоненты тетрады ЛСЭ как логика, возможно, сенсорика и рациональность — дав таблицу взаимной полезности ТИМов, он просто перевел тест MBTI на понятный себе язык (о работе с этой таблицей как с самостоятельным тестом я уже писал [3]).

Таким образом, можно предположить, что наиболее четко испытуемый отвечает на вопросы теста, составленного тождественным типом информационного метаболизма (ТИМом)! Отсюда — вывод о целесообразности набора из шестнадцати тестов, созданных всеми 16-ю ТИМами социона (как бы фантастически это сейчас ни звучало). Тогда тестирующим признаком был бы уже сам выбор теста испытуемым.

Таким же признаком могли бы послужить наиболее четкие ответы на вопросы какого-либо одного теста из всех предложенных — путь более громоздкий — ведь нужно было бы использовать все имеющиеся тесты. К такому же выводу приводит установленный факт появления затруднений при тестировании людей совершенно определенных ТИМов. Обычно это «конфликтеры», у которых «чужой, непонятный» язык, «заказчики» («передатчики»), которые просто «не слышат» вопросы «приемника»,- где уж тут еще и понимать их?! Так же трудно бывает со своим «зеркалом» и, иногда, с «суперэго». Эти же ситуации фиксировал и В.Каминский. Естественно, указанные затруднения с идентификацией ТИМа — настораживающий тестирующий признак: испытуемый может находиться среди названной категории ТИМов для человека, который проводит тестирование.

Высказанные соображения приводят к выводу, в корне меняющему отношение к оценке результатов тестирования : если известен ТИМ автора теста, то вопрос одной из дихотомий теста будет звучать уже не как «сенсорик или интуит», например, а «интуит ли ты?», — если тест создан интуитом (и наоборот). И тогда сбой типа «5:5» по какой-либо дихотомии, состоящей из 10 вопросов, уже не считается сбоем — это уже предельно четкий отрицательный ответ : «Нет, я не интуит, я — сенсорик!». Таким образом, один вид сбоя теста MBTI можно считать скорректированным. Своеобразным вариантом теста может быть четкое и лаконичное изложение аксиоматики соционики. Мне трудно судить о том, насколько удачно описание основных функций ТИМа в первых абзацах «Некоторых закономерностей типологии К.Г.Юнга» [3], но неоднократно после моих лекций по соционике подходили слушатели с одинаковой почти формулировкой вопроса: «Судя по тому, что Вы рассказывали, я — такой-то тип…» — и просьбой об уточнении или совете об отношениях с членами семьи и т.п. В одном из московских институтов только на основе этой работы (без дополнительного теста) был идентифицирован целый отдел — проверка правильности проводилась по ИО и их описаниям. Следует оговориться, что тестирование проводила начальник этого отдела — ИЭЭ, с которой о соционике мы беседовали неоднократно.

В виде теста можно применять и лаконичные характеристики ТИМов (например, афористические портреты [4], с помощью которых однажды удалось исправить ошибку в определении ТИМа: ИЭИ оказался ИЭЭ — да каким еще !).

Хочу предупредить социоников: постулируемый тезис о том, что левая половина лица у шизотимов больше развита, чем правая — неверен! Встречается много циклотимов с этой характеристикой!

Имеет смысл подчеркнуть несколько иную особенность человеческого лица, на которую мне удалось обратить внимание. Как правило, у иррациональных людей легко поднимается только одна бровь — всегда с той стороны лица, с которой расстояние в спокойном состоянии между крайними точками ротовой и глазной щели меньше — природа как бы компенсирует это меньшее расстояние способностью и возможностью его увеличения «в нужный момент». Шизотимы, как правило, не могут поднять отдельно никакую бровь — обе они поднимаются вместе, одновременно. Вообще, если удается заметить симметричное лицо, то это чаще всего человек рационального ТИМа.

Мне представляется целесообразным повторение тезиса о способностях к визуализации (определению ТИМа при осмотре, рассматривании лица человека), о котором я говорил еще на Полтавском семинаре — прошедшее время только подтвердило мои тогдашние предположения.

Лицо человека есть образ! Поэтому увидеть этот образ сразу, целиком, безусловно, легче человеку с более развитым образным типом мышления, чем с кодовым. Кодовую информацию легче воспринимают и передают рациональные и иррациональные логики. Образную — этики. У этических сенсориков или сенсорных этиков образ многокрасочный, у этических интуитов или интуитивных этиков — многоплановый. Логики будут «дробить» лицо на фрагменты — при этом возникает опасность «утери» некоторых из них. Рациональные люди обычно «

знают» как все «должно» быть — есть опасность «подгонки» наблюдаемой картины под известные или усвоенные эталоны. Поэтому, с моей точки зрения, лучшими «визуализаторами» могут быть люди, в ТИМ которых входят такие компоненты тетрад [3] как этика, иррациональность, сенсорика, экстратимность (экстратимы ориентированы на объект, интротимы — на отношения). Таким образом, рассуждения приводят нас к ТИМу сенсорно-этического экстратима — СЭЭ — это действительно лучшие визуализаторы. Прекрасно «видят» ТИМ человека также СЭИ и ЭСИ — в этих случаях «выручает», видимо, сенсорика, соединенная с интротимностью, усиленная ею: интротимность помогает сосредоточиться на лице человека, довести процесс тестирования «до конца» [5], причем очень быстро — люди этих ТИМов как будто сразу видят испытуемого «насквозь».

Сказанное ни в коей мере не означает «запрет деятельности» — речь о том, кому легче овладеть этим процессом. Необходимо также иметь в виду, что, по указанным соображениям, к «диагнозу», установленному подобным методом каким-нибудь, например, интуитивно-этическим или этико-интуитивным интротимом, нужно относиться с особой осторожностью. Эта осторожность должна быть тем большей, с чем большей безапелляционностью установленный диагноз декларируется.

И несколько слов о методике и практике тестирования. Вербальное тестирование интротимами и интротимов необходимо м производить только наедине (т. к. лишь в этом случае тестирующему интротиму удается «отождествиться», войти в близкий, пожалуй даже интимный контакт с испытуемым, когда возникает и закрепляется обстановка взаимного доверия. Поскольку априори не всегда удается выделить интротима, тестирование одного человека одним человеком мне представляется необходимым.

О характерных поведенческих реакциях определенных ТИМов. Пример — хрестоматийное: «Сенсорик при разговоре смотрит прямо в глаза — «ест глазами», а интуит обычно чуть отворачивается». Это характерное проявление психической функции — сразу двух, вернее, а если быть точным — одного биполярного признака — «сенсорика-интуиция». Точно так же определяются и некоторые предельно четкие видимые черты суммарных проявлений ТИМа. Сошлюсь на также хрестоматийный пример: ЛСЭ — самые «прямоходящие, выше собственного роста». Можно напомнить о наборе «маркеров» ТИМов у Н.Н.Медведева. Еще одно, чисто методическое замечание. Видимо, не стоит пользоваться только каким-нибудь одним методом тестирования или тестом.

Эта истина стала азбучной у социоников, но повторить ее не мешает еще раз. Хорошие результаты дает «проверка правильности» тестирования на предлагаемых испытуемому описаниях — «теоретический» портрет, афористический портрет, описание отношений с известным лицом, тестирование нескольких знакомых друг другу лиц одновременно. И, в обязательном порядке, необходимо давать проекцию «на время», т.е. задавать вопросы типа: «Давно ли Вы пришли к этому мнению?» или «А как Вы поступали раньше?» (причем совершенно не важно, когда раньше — 2 месяца или 20 лет назад). Дело в том, что жизнь нас учит и мы постоянно вносим поправки в свои поведенческие реакции. А при тестировании нужно знать откуда пошел ТИМ человека!
 

Литература:
  1. Б.Шнейдерман. Психология программирования: человеческие факторы в вычислительных и информационных системах.- М., Радио и связь, 1984.
  2. Е.Е.Лесиовская, И.В.Пономарева, Е.Чижик. Соционика и формирование оптимальных студенческих коллективов. — Л., ЛХФИ
  3. Г.А.Шульман. О некоторых закономерностях типологии К.Г.Юнга.
  4. Г.А.Шульман. Модель «Ю»: «Афористические портреты…».-
  5. К.Леонгард. Акцентуированные личности. — Киев, Вища школа, 1981.

ОПРОСНИК АКЦЕНТУИРОВАННЫХ РАДИКАЛОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ | Ovchinnikov

ОПРОСНИК АКЦЕНТУИРОВАННЫХ РАДИКАЛОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Boris Vladimirovich Ovchinnikov, Irina Vladimirovna Tuyryapina



Аннотация

В настоящей работе описаны результаты апробации опросника акцентуированных радикалов как диагностического инструмента выявления акцентуаций личности в групповых и индивидуальных исследованиях на выборке студентов вуза. В теоретической части проведен анализ существующих классификаций акцентуаций и методов их диагностики. Описаны основные личностные радикалы. Обоснована необходимость создания новой методики экспресс-диагностики акцентуаций личности. Целью исследования является апробация опросника акцентуированных радикалов как метода экспресс-диагностики акцентуаций личности. Для реализации цели мы провели оценку внутренней согласованности пунктов опросника с помощью коэффициента Кронбаха, оценку тест-ретестовой надежности, а также проведен корреляционный анализ между шкалами нового опросника и опросника «Мини-Мульт». В результате, установлены валидность и надежность предлагаемого опросника акцентуированных радикалов, что подтверждает эффективность его использования как для индивидуальной диагностики, так и для применения в группах, в любых сферах где требуется диагностика черт личности.


Ключевые слова

ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ; АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ; АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ РАДИКАЛЫ; КЛАССИФИКАЦИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ЛИЧНОСТИ; МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ АКЦЕНТУАЦИЙ ЛИЧНОСТИ


Литература

Бурлачук Л.Ф., Духневич В.Н. Акцентуации личности: что диагностируем?//Вопросы психологии, 1998. №2. С. 136-143.

Жихарева Е. В. Влияние типа акцентуации характера на проявление любознательности личности: дис.. канд. психол. наук. -Барнаул, 2006 188 с.

Леонгард К. Акцентуированные личности/Пер. с нем. -Киев: Высшая школа, 1981. 392 с.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд-е 2-е доп. и перераб. -Л.: Медицина, 1983. 255 с.

Моросанова В.И. Акцентуации характера и стиль саморегуляции у студентов//Вопросы психологии, 1997. № 6. С. 30-38.

Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф. Психологические аспекты психического здоровья/Под ред. проф. В.К. Шамрея. -СПб.: Военно-медицинская академия, 2009. 312 с.

Пономаренко В.В. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика «семь радикалов»). -Ростов н/Д: Феникс, 2006. 252 с.

Рабинович П.Д., Нуждина М.П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей//Вопросы психологии, 1987. № 6. 114 с.

Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. -СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.

Румянцев П.Р. В поисках нормы. Размышления психиатра. -М: Изд-во Генезис, 2014. 240 с.

Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. -М.: Академический проект, Екатеренбург: Деловая книга, 2000. 416 с.

Alexander, F. The neurotic character/F. Alexander. -New-York: Int. J. Psychoanal. II, 1930, 311 p.

Birch, A. Individual differences/Anna Birch, Sheila Hayward.-Houndmills. -L.: Macmillan, 1994, 254 p.

Clark, L. A. Assessment and diagnosis of personality disorder: Perennial issues and an emerging reconceptualization. Annual Review of Psychology, 2007, 58, pp. 227-257.

Krueger, R.F., & Tackett, J.L. Personality and psychopathology: Working toward the bigger picture. Journal of Personality Disorders, 2003, 17, pp. 109-128.

Lazarus R.S., Folkman S. Coping and adaptation//Thehandbook of behavioral medicine. -N.Y.: Guilford, 1984, pp. 282-325.

Meged, V.V. Complex Behavioral and Visual Characteristics of Type Accentuation Representatives, Socionics, mentjdology and personaliti psychology, 2006, №6, pp. 24-30.

Roberts, B.W., Kuncel, N.R., Shiner, R., Caspi, A., & Goldberg, L.R. The power of personality: The comparative validity of personality traits, socioeconomic status, and cognitive ability for predicting important life outcomes. Perspectives on Psychological Science, 2007, 2, pp. 313-345.

Widiger, T.A., Livesley, W.J., & Clark, L.A. An integrative dimensional classification of personality disorder. Psychological Assessment, 21, pp. 243-255.

http://pubhealth.spb.ru/COPC/STATSH/ssize.htm (дата обраще-ния: 20.06.2014).


DOI: https://doi.org/10.12731/wsd-2014-11.12-4

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.

(c) 2016 В мире научных открытий

ISSN 2658-6649 (print)

ISSN 2658-6657 (online)

 

Пройди тест — Eagle Center for Leadership

Профиль личности Make A Difference был принят десятками тысяч людей по всему миру. Цель этой оценки — помочь вам немного лучше понять свои собственные склонности, а также помочь вам более эффективно понимать и общаться с окружающими.

Возьмите профиль личности из 20 вопросов.

Хотите узнать больше о том, как разные типы личности могут эффективно общаться и работать вместе? Хотите стать профессиональным коммуникатором?
Ознакомьтесь с нашим онлайн-курсом «Измени мир».

Узнайте немного больше о каждом из типов личности животных Make A Difference.

Помните, что это не ярлык — это инструмент, который поможет вам инвестировать в собственное лидерство и в ваши отношения, как в профессиональном, так и в личном плане.

Ваша оценка предназначена для того, чтобы помочь вам лучше понять свои склонности, чтобы вы могли повысить свое самосознание. Люди могут и будут менять личности и переходить в другой квадрант в зависимости от окружения и сложившейся ситуации. Обезьяна дома может быть Львом на работе, а Черепаха в отпуске может перейти в режим Верблюда во время кризиса.

Мы надеемся, что вы будете использовать этот инструмент, чтобы лучше понять себя и других. Если вы воспользуетесь им, ваше понимание типов личности «Измени мир» поможет вам лучше общаться с теми, кого вы любите, с кем живете и кем руководите.

Лев-лидер

Лев-лидер — это классический тип Человек, который любит «задачу» — он исполнитель. Лев обладает способностью браться за большие и сложные проекты с бесстрашной уверенностью. Львом движет выполнение задачи, и, как правило, он больше озабочен достижением цели, даже если это стоит залога отношений. Поскольку Львами движет выполнение задач, именно это они обычно и делают; они ставят задачу. Вы часто будете видеть, как Львы берутся за один проект за другим, не делая перерыва и не останавливаясь для получения информации от других. Они являются выдающимися надсмотрщиками.

Любимая обезьяна

Любимая обезьяна — личность, которая любит людей. Они любят смеяться, любят рассказывать истории и очень многословны. Эта личность обычно экстравертна и чувствует себя комфортно в группах. Они любят социальные сети и любят общаться с другими. Обезьяны обладают замечательным умением по-настоящему заботиться о людях и понимать их. У них есть естественная способность точно читать чувства других. Они являются естественными связующими звеньями и поэтому могут оказывать сильное влияние. Однако обезьяны могут носить свои чувства на рукаве. Они чувствительные существа, и их можно обидеть бесчувственными словами или поведением. Они могут реагировать эмоциями, а не обдумыванием.

Компетентный Верблюд

Компетентный Верблюд, как правило, сосредотачивается на деталях и на том, как завершается проект. Они предпочитают сосредотачиваться на более мелких задачах, а также на создании процессов и систем и работе с ними, и, как правило, у них логический, обрабатывающий и аналитический склад ума. Они хотят следовать шагам и правилам, которые были изложены, и они позаботятся о том, чтобы каждое «я» было расставлено, а каждое «т» было перечеркнуто. Это люди, которые читают всю инструкцию по эксплуатации новой микроволновой печи в комнате отдыха от корки до корки, а затем хранят ее в картотеке в алфавитном порядке с цветовой кодировкой для дальнейшего использования. Верблюд, как правило, мыслит линейно, и ему нужно знать, что он получил всю необходимую информацию, прежде чем приступать к новому предприятию или проекту. Прежде всего, Camel мотивирован деталями и хочет гарантировать качество работы.

Спокойная Черепаха

Спокойная Черепаха ориентирована на человек (а не на человек ). Черепахи, как правило, руководствуются несколькими важными отношениями. Черепахи расцветают, когда ведут целенаправленные и значимые разговоры один на один; они любят углубляться. Доверие жизненно важно для успеха любых отношений с Черепахами. Следовательно, Черепаха может многому научить нас в отношении этой важной черты доверия. Им нужно время, чтобы все обдумать и обдумать, прежде чем принимать важное решение или вообще любое решение.

Добавить комментарий