Что такое ксенофобия: виды и формы, причины, профилактика

Чужие здесь не ходят. Что такое ксенофобия и чем она вредит обществу

Фокус узнал, в чем разница между ксенофобией и расизмом, как изменилось отношение к «чужакам» после 2014 года и почему неконтролируемая агрессия и тревога способны превратить жизнь в «персональный ад»

Related video

«Погибший мог нарваться», «Полиция защищает этот мусор?», «Их нужно не жалеть, а выгонять из Украины», «Пора зачищать этих мошенников и наркобарыг» — так комментируют в соцсетях новость об убийстве. Вечером субботы 23 июня несколько юношей, вооруженных ножами, напали на табор в окрестностях Львова. В результате 24-летний ром умер, ножевые ранения получили еще четыре человека, в том числе женщина и ее десятилетний сын.

«На фоне общей картины нападений и беспомощности полиции и государственных структур создается впечатление, что страной руководят радикальные группы, которые поступают как хотят», — говорит Земфира Кондур, вице-президент Международной благотворительной организации «Ромский женский фонд «Чирикли». Пока таборы ромов просто разгоняли, можно было рассуждать о неоднозначности ситуации, о том, что они сами виноваты, потому что ведут асоциальный образ жизни и не хотят работать. Однако произошедшее во Львовской области — это тяжкое преступление, совершенное на почве ненависти. «Его кололи ножами группой с однозначной целью убийства», — написал мэр Львова Андрей Садовой в Facebook.

Международные правозащитные организации неоднократно выражали озабоченность тем, что в Украине радикализуются ксенофобские настроения. Теперь очевидно, что так и есть. Фокус попытался разобраться в феномене ксенофобии, причинах ее возникновения и в том, насколько она присуща украинцам.

Определимся с терминами

Ксенофобию часто путают с расизмом, однако, несмотря на общие моменты, между этими явлениями есть отличия. Согласно разъяснительной записке ЮНЕСКО по поводу кризиса беженцев, расизм — это неприятие человека из-за разницы физических данных: цвета кожи, черт лица, типа волос. А ксенофобия — это страх, который испытывают к незнакомцам, чужакам, находящимся вне сообщества, его норм и культуры. В отличие от расизма, где объект ненависти четко определен, ксенофобия — более гибкое и многоплановое явление.

«Страх незнакомца» включает в себя всевозможные группы людей: это могут быть как иностранцы (в разные исторические периоды представители разных народов), так и люди внутри общества, которые изменили свое поведение и культурный код. Человек может родиться на соседней с вами улице, ходить вместе с вами в школу, но когда он становится, к примеру, баптистом или ЛГБТ, отношение к нему сразу становится опасливым.

Факторы влияния на уровень ксенофобии достаточно стабильны. Главные из них — тип и размер поселения и уровень образования

Диапазон ксенофобских страхов гораздо шире, чем однозначное расистское пренебрежение и ненависть. В 2011 году группа ученых из университетов Амстердама, Осло и Pacifica Graduate Institute в Калифорнии предприняла сравнительное исследование ксенофобии как причины страха, присущего жителям разных стран. Оказалось, что люди боятся разного — и собственно поведения чужаков, и того, как они могут повлиять на сообщество. В Европе и Америке боятся, что чужаки навредят лично человеку, будут нелояльными, что культура сообщества изменится, а участники опроса утратят свою идентичность и потеряют контроль над политической системой в стране. То есть речь идет не только о пренебрежении или брезгливости по отношению к людям другой расы, но и о том, что чужаки вторгнутся в безопасный круг того или иного сообщества и необратимо изменят его.

Насколько они далеки

Есть разные методики, по которым социологи замеряют ксенофобию. Это и опросы о влиянии пришлых людей на политику, экономику и культуру страны, и подсчет проявлений ксенофобии вроде нападений или осквернения памятников — так, к примеру, замеряют уровень антисемитизма. Существует шкала социальной дистанции, именно по ней проводят исследования ксенофобии в Украине. Этим занимаются Киевский международный институт социологии (КМИС) и Институт социологии НАН Украины. Шкалу социальной дистанции еще в 1930-х сформулировал Эмори Богардус, один из отцов-основателей американской социологии. Шкала показывает не проценты, а расстояние, на которое сообщество готово приблизить чужаков. Участникам опросов предлагают определить круг, в котором они могут принять представителей той или иной группы или национальности. Таких «радиусов» семь — от близких родственников по браку до запрета въезжать в страну. Расстояние измеряется оценками от 1 до 7, где 1 — самое близкое. Далее ответы сводятся к средней социальной дистанции, которая показывает индекс ксенофобии.

Как рассказывает Владимир Паниотто, генеральный директор КМИС, институт проводит ежегодные замеры ксенофобии с 1994 года. Вначале средний индекс был 3,5, а к 2000 году он вырос до 4,5 балла, на этом уровне стабилизировался. Собеседник Фокуса считает, что повышение индекса связано с уровнем бедности — чем он выше, тем хуже люди относятся к незнакомцам. «В 2014 году мы ожидали, что индекс ксенофобии вырастет.

К 2015-му так и случилось, но уже в 2016 году он снова упал и в принципе держится на довоенном уровне. Изменились показатели лишь у некоторых групп: ухудшилось отношение к русским и улучшилось к крымским татарам», — говорит Владимир Паниотто.

В опросы КМИС включает совершенно разные этнические группы: от самих украинцев до китайцев, африканцев и румын. По результатам опросов, отношение к ним мало меняется. Лучше всего участники исследований относятся к украиноязычным украинцам (индекс 2,1), затем идут русскоязычные украинцы, белорусы и русские. Гораздо хуже отношение к китайцам, африканцам и арабам. Но все это время на самом дальнем конце шкалы стоят ромы — с индексом 5,5, и отношение к ним не улучшилось за последние 20 лет, говорит Владимир Паниотто.

Лучшее всего участники исследований относятся к украиноязычным украинцам, затем идут русскоязычные украинцы, белорусы и русские. Гораздо хуже отношение к китайцам, африканцам и арабам. Но все это время на самом дальнем конце шкалы стоят ромы

Глубинная психология страха

Психологи утверждают, что агрессия и ярость — это проявления страха, а боимся мы того, кто на нас не похож. Психоаналитик Елена Платова отмечает, что в инстинкте самосохранения человека заложен механизм распознавания подобного и отличного — так человек оценивает степень безопасности окружающих. Если кто-то кажется нам опасным, тревога и напряжение возрастает. Подсознательно люди оценивают степень опасности по собственному образу и подобию. «Нам кажется, что если мы имеем дело с чем-то подобным, то это для нас безопаснее. Мы знаем, чего от него ждать, как с ним обращаться», — объясняет Платова.

Есть еще один глубинный критерий, по которому мы выбираем этого чужого, которого ненавидим и боимся: наши собственные негативные черты, которые удобнее не исправлять в себе, а ненавидеть в другом человеке, особенно в том, кто на нас не похож. «Предполагаю, что из этих черт украинцам характерна дистанцированность, отдаленность от других. Мы много лет жили в ситуации противостояния «хитрый и лох», стремления «сделать» другого. Мне кажется, что наше стремление к легкой наживе и не всегда уважительное отношение к правам другого человека — то, что мы в себе признавать не всегда любим, но ненавидим в других людях», — подчеркивает психоаналитик.

Испытывать агрессию и тревогу — естественно для человека, наш организм так устроен. Другое дело, как мы выражаем собственную агрессию и как реагируем на агрессию окружающих. Наши реакции формируются тем, в каком сообществе мы живем, какие культурные коды перенимаем от родителей. И здесь важно как контролировать насилие, а не игнорировать его, так и не скатываться в отрицание угрозы. Елена Платова уверяет, что если ксенофобию и связанную с ней тревогу не контролировать, страх и напряжение будут расти, мир будет казаться все более недружелюбным и в итоге жизнь превратится в «персональный ад». А постоянное подавление агрессии приводит к тому, что человек не в состоянии защитить себя и, столкнувшись с опасностью, просто цепенеет. Так происходит во время терактов в местах большого скопления людей: к примеру, при массовых расстрелах гибнут десятки людей.

Земфира Кондур: «Украинцы радуются, что радикалы убирают таборы ромов, защищая сограждан.

Они не понимают, что завтра эти люди могут напасть на них по еще какой-нибудь причине»

Портрет ксенофоба

Владимир Паниотто говорит, что факторы влияния на уровень ксенофобии стабильны. Главные из них — тип и размер поселения и уровень образования. Если человек живет в селе и образован хуже горожанина, больше вероятность, что он боится и ненавидит чужаков. Пол, языковая и этническая принадлежность жителей Украины гораздо меньше влияют на развитие ксенофобии.

Есть еще один важный фактор — возраст. В 1990-е годы сохранялась четкая зависимость: чем старше человек, тем более он подвержен ксенофобским настроениям. Однако в последнее время, по замерам КМИС, произошли изменения, потому что к уязвимым для ксенофобии возрастным группам добавилась молодежь до 30 лет. Этот социологический феномен мы и видим в действиях радикальных организаций. Психологическая причина уязвимости обеих групп — неуверенность в своих силах, в способности справиться с внешними угрозами. Как уточняет Елена Платова, 18 лет — это поздний подростковый период, в этом возрасте, пытаясь разобраться в себе, люди могут бросаться в какие угодно крайности. В старшем возрасте человек тоже может ощущать боязливую ненависть из-за неуверенности в себе, утраты сил и возможностей.

«Персональный ад»

«Украинцы радуются, что радикалы убирают таборы ромов, защищая сограждан. Они не понимают, что завтра эти люди могут напасть на них по еще какой-нибудь причине», — говорит Земфира Кондур. Может показаться, что она просто защищает своих и рассказывает страшилки о том, что все мы в опасности. Однако проявления ксенофобии и нетерпимости становятся все более частыми и охватывают все больше объектов для ненависти. Ими становятся не только ромы, но и ЛГБТ-сообщество и даже ни в чем не повинный «гендер», который обвиняют в разрушении института традиционной семьи. «По большому счету нет границ инаковости: мужчины и женщины, белые и черные, больные и здоровые, сероглазые и кареглазые… Если доводить до абсурда, то любой человек может подойти к вам и сказать: «Не нравишься ты мне, потому что ты на меня не похож». И это проблема, потому что следующий шаг в этой ситуации — «Я тебя отменяю». Эта отмена может быть как символической, так и физической», — говорит Елена Платова.

Контролировать насилие с обеих сторон должен не суд Линча, а государство. Равно как и определять политику в отношении национальных меньшинств. Этого не делается, ведь, к примеру, «Стратегия защиты и интеграции в украинское общество ромского национального меньшинства», призванная социализировать ромов, не выполняется, как мы видим по стихийным таборам, появляющимся по всей стране. Но что мы можем сделать здесь и сейчас? Например, задать себе вопрос о том, кто для нас чужак. Насколько близко в наш круг мы готовы пустить непохожих на нас людей? Дав честный ответ, мы вычислим персональный уровень страха и тревоги, которые привносят в нашу жизнь «персональный ад» и влияют на каждодневные решения.

Что такое ксенофобия и как ее переживают?

Милана Назир учится на экономическом факультете МГУ и преподает математику в онлайн-школе. Ей 20 лет, и 15 из них она живет в России. С раннего детства Назир сталкивается с неприязнью россиян. В апреле она решила написать об этом пост в инстаграме для своих друзей, но он широко разошелся и до сих пор репостится в соцсетях. По просьбе «Холода» Милана Назир рассказала о своем опыте бытовой ксенофобии в России, буллинге и психологических травмах, возникших из-за этого.

Чтобы не пропускать главные материалы «Холода», подпишитесь на наш инстаграм и телеграм.

Весной я поделилась в инстаграме ссылкой на текст «Холода» о том, как в России живут национальные меньшинства. После этого друг мне написал, что «ксенофобии в России не существует, а неуважительно здесь относятся только к народам Северного Кавказа, которые слишком много себе позволяют». Я очень долго пыталась его переубедить: аккуратно, не навязывая свое мнение, — но в итоге мы ни к чему не пришли. Меня очень сильно расстроило, что даже мои друзья не понимают масштаба проблемы. Тогда я решила написать пост о том, с чем сталкивалась на протяжении всей жизни. Это было высказывание для ограниченного круга, моих подписчиков, но оно очень быстро разлетелось.

На нашу семью всегда косо смотрели

Я узбечка и на какую-то часть кыргызка. Родилась в Кыргызстане и жила там до пяти лет. Потом мама увезла нас вместе с сестрой и братом в Россию: в Кыргызстане мы жили в деревне с отцом, и он постоянно избивал маму. Один раз мама и сестра начали молиться, и в этот момент домой пришел пьяный отец. Его что-то выбесило — он подошел сзади и вылил на них ведро ледяной воды. Мама всегда хотела достичь чего-то большего, чем жизнь в деревне с отцом. Плюс уровень образования и жизни в Кыргызстане ниже, чем в России.

В первом–втором классе я особо не ощутила особого отношения к себе. А потом, когда я пошла в третий класс, мы переехали в Казань. Мне было тяжело общаться с одноклассниками. Например, девочки говорили, что не обнимаются со мной, потому что я грязная и воняю. Кричали мне вслед «Аллах Акбар», причем это делали ребята татары. Я знала, что у них в семье исповедуют ислам, и, почему они так делали в мою сторону, было непонятно. 

Как-то раз мы стояли в очереди в столовую. Ко мне подошла девочка и, ничего не спросив, просто начала тереть меня. Я думала, что она решила подержаться за руки, и спросила, что она делает. А она ответила, что проверяла, грязная я или нет. После этого у меня возникло ощущение, что я действительно грязная и плохо моюсь. Тогда я могла мыться по три-четыре раза в день: мне казалось, что надо смыть с себя эту грязь. Один раз я нашла в ванной «Белизну» и хотела себя ею отбелить. Но, слава богу, мама пришла домой в этот момент — и очень сильно меня за это отругала. 

Помню, что в автобусе на нашу семью всегда косо смотрели. Мама рассказывала уже потом, в моем осознанном возрасте, как люди чуть ли не в глаза ей говорили, что боятся, что она может у них что-то украсть. При этом мама у меня очень образованная женщина. Единственное, что она могла — это выйти из автобуса или отсесть куда-то подальше, чтобы просто не чувствовать этих взглядов. Она никогда не шла на прямую конфронтацию и понимала, что в России она — чужая.

После этого всего, все еще в начальной школе, я решила спросить у одноклассников напрямую, почему они со мной не общаются. Тогда я не понимала, что национальность может препятствовать общению. Мне сказали, что не общаются со мной из-за того, что я просто выгляжу не так, что у меня кожа смуглая и у них ощущение, что я не моюсь. После этого я закрылась и не заводила друзей.

В то время мама дала мне очень странный совет. Она сказала, что мне надо хорошо учиться, чтобы ребята у меня списывали и у них был стимул со мной подружиться. Но ничего про то, что со мной можно дружить, даже несмотря на мой цвет кожи и внешность, она не говорила.

Если ты сам про себя пошутишь, то люди больше так говорить не будут

После ситуации с «Белизной» мама все же, видимо, поняла, что все очень серьезно, и мы с ней стали много разговаривать про узбекскую культуру. Тогда я презирала все узбекское, думала, что, если меня не принимают, это что-то плохое. Мама всеми силами старалась объяснить, что нужно принять свою национальную идентичность и что в том, что я отличаюсь, нет ничего страшного. После разговоров с мамой я стала увереннее. Мы даже могли пройтись по улице и негромко говорить на узбекском.

В седьмом классе у меня появились первые подруги. Мне кажется, что примерно в этом возрасте я научилась отражать неприятные шутки. Если ты сам про себя пошутишь, то люди больше так говорить не будут — юмор стал моим защитным механизмом.

Но все равно я продолжала сталкиваться с неприязнью. Например, в Казани учительница по русскому языку занижала мне оценки: она говорила напрямую, что не может нерусской девочке поставить пять, когда у всего русского класса четверки. Когда я сдала ОГЭ после девятого класса на максимальный балл, она мне не поверила и спросила: «Ты хоть порог прошла?».

В восьмом классе я пыталась понять, почему у меня такая ненависть к себе: у меня была очень заниженная самооценка. Это касалось всего: внешности, характера. В итоге я пришла к выводу, что больше всего меня раздражает именно моя национальная идентичность. Я старалась найти ответ, почему я не могу в себе принять то, с чем родилась.

Читать еще

Я начала читать какие-то исследования на тему различия между национальностями. Например, может ли это отражаться на интеллекте. Очевидно, что нет, но я хотела в этом убедиться. Я находила статьи о том, как тяжело живется национальным меньшинствам в России, и начала чувствовать, что я не одна. Для меня это было очень важно. Также я не могла принять в себе повышенную волосатость на теле, но я поняла, что это не нужно лечить или убирать, с этим просто можно жить. Будто мне стало легче от того, что есть кто-то, кто тоже сталкивался с подобным. Начиная с этого момента, я окончательно перестала давать возможность людям надо мной смеяться.

В 11 классе учительница по мировой художественной культуре мне сказала, когда я постриглась очень коротко: «Милан, тебе, наверное, у нас очень жарко? Ты же с гор, у вас там другая температура». А на уроке, который был посвящен исламу, она все занятие смотрела на меня и постоянно спрашивала, все ли правильно написано, все ли корректно. Ближе к концу занятия она очень долго меня упрашивала прочитать молитву на арабском языке. На нем я не говорю, но некоторым арабским молитвам меня научили в семье. Я решила, что ничего страшного не произойдет, если я прочитаю одну, но, когда я это сделала, учительница сказала: «Мусульмане пытаются всех завербовать в свою религию», — а также что я — яркий пример этому. Правда, большинство одноклассников подошли ко мне после занятия и сказали, что такое поведение учительницы отвратительно.

Такие вопросы не задают преподавателям с русскими именами

На первом курсе университета — я учусь на экономическом факультете МГУ — мне нужно было отдать документы для общежития. В МГУ очень много студентов из Китая, и для того, чтобы избежать очередей, для них сделали отдельные кабинеты, где принимают документы. Когда я подошла к нужному мне кабинету, охранник мне сказал: «Студенты из Китая — в другую сторону». Я ответила, что не студентка из Китая и мне нужен другой кабинет. Тогда он сказал, что, пока не увидит паспорт гражданки России, он никуда меня не пропустит. 

В прошлом году один из преподавателей в университете, я думаю, нарочно не хотел запоминать мое имя и постоянно называл меня Мадиной. Каждый раз я поправляла его, но это не помогало. Такое происходит постоянно.

Но в целом в университете ситуация стала гораздо лучше: у меня появились очень хорошие друзья и молодой человек — все русские, — которые меня поддерживают. Они уважительно относятся к моему опыту, интересуются моей культурой. Повлияло и то, что в конце 10 класса я попала в модельное агентство и на съемках я перестала ощущать себя какой-то неправильной в плане внешности.

Сейчас я работаю преподавателем математики в онлайн-школе. Перед началом обучения я провожу пробные занятия, и родители видят меня и мое имя. Бывали случаи, когда они очень недоверчиво со мной общались, спрашивали, откуда я, где учусь, как давно в России. Как мне кажется, такие вопросы не задают преподавателям с русскими именами. На это я стараюсь очень мягко реагировать, объясняю, что образование у меня хорошее и преподаватель я неплохой, но в случае, если есть какие-то сомнения, они могут выбрать другого.

Русские люди начинают понимать, что такое ксенофобия

Я хочу верить, что приняла свою национальную идентичность до конца. Я не уверена на 100 процентов, потому что в русской культуре неприязнь к другим народам как будто впитывается с молоком в матери, а я была выращена в этой культуре. Хочу я этого или нет, но, наверное, во мне все еще осталась внутренняя ксенофобия, которую я пытаюсь искоренить.

За 15 лет я не смогла почувствовать себя своей ни в России, ни в Узбекистане. Недавно я летела в Москву из Ташкента. В какой-то момент я поняла, что мне некомфортно из-за того, что большая часть пассажиров — узбеки. Весь полет я пыталась понять, с чем это связано, и пришла к тому, что у человека, выросшего в России, нацменьшинства вызывают страх и какое-то презрение. Даже если посмотреть новости: когда преступление совершает русский человек, его национальность не указывается, а когда преступление совершает человек другой национальности, об этом обязательно говорится.

Конечно, все ситуации из детства на мне отразились. Я могу увидеть комментарий с каким-то ксенофобным оттенком даже не у себя, а у другого человека на странице и сразу же применяю это к себе, потому что я к этому привыкла. Эти триггеры отсылают меня обратно в детство. Все это вылилось в то, что у меня очень низкая самооценка: я чувствую себя неуверенно во всех сферах. Как будто мне нужно доказывать, что я — человек, не просто по факту существования, а подтверждать это интеллектом, образованием или еще чем-то. 

Читать еще

В последние месяцы стали чаще говорить о русофобии. Ее, как мне кажется, не существует, но русские очень остро воспринимают это явление. Когда начинаются такие разговоры, у меня возникает острое желание провести параллель и сказать: то, с чем сталкиваются они, — ничто по сравнению с тем, с чем сталкиваются национальные меньшинства в России. Очевидно, опыт сравнивать нельзя и обесценивать тоже нельзя, но одно дело, когда тебя ущемляют на территории, где ты живешь, другое дело — когда это происходит из какой-то другой страны и высказывания тебя напрямую не касаются. Я думаю, русские люди сейчас понемногу начинают понимать, что такое ксенофобия. Надеюсь, это поможет им стать более эмпатичными.

В борьбе с ксенофобией огромную роль играет репрезентация в кино, в медиа людей разной внешности. Очень важно объяснять детям, что люди — разные. Если ребенок понимает, что отличаться — это нормально, то я сомневаюсь, что он будет позволять себе подобные высказывания во взрослом возрасте.

Значение, признаки, примеры и способы борьбы с этим

Ксенофобия (ZEE-no-foe-bee-uh) — неприязнь, ненависть или страх перед посторонними. Это может проявляться как враждебность по отношению к иммигрантам, но также может проявляться как ненависть к представителям другого племени, культуры или религии.

Человеку не обязательно быть выходцем из другого места или культуры, чтобы стать мишенью ксенофобии. Люди могут не доверять или ненавидеть других, основываясь исключительно на предположениях об их акценте, внешности или поведении.

Расизм тоже может сыграть свою роль. Расизм — это дискриминация по расовому или этническому признаку, которую люди иногда используют в качестве оправдания ксенофобии по отношению к иммигрантам определенного происхождения.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о ксенофобии, включая виды, примеры, причины и способы борьбы с ней.

Нет, ксенофобия — это не медицинский диагноз. Хотя оно содержит слово «фобия», что в переводе с греческого означает «страх», ксенофобия не является настоящей фобией.

Истинные фобии, такие как агорафобия или арахнофобия, представляют собой тип тревожного расстройства. Они вызывают симптомы, которые могут существенно мешать жизни человека. Они также поддаются медикаментозному лечению.

Напротив, слово «ксенофобия» относится к ряду агрессивных, пугающих и враждебных убеждений. Оно исходит от идеологии и мировоззрения человека, а не от расстройства.

Ксенофобия больше всего затрагивает не людей, которые сами придерживаются ксенофобных взглядов, а тех, на кого эти взгляды направлены. Сюда могут входить:

  • иммигранты
  • беженцы
  • религиозные меньшинства
  • представители разных культур

Существует два основных типа ксенофобии: иммигрантская ксенофобия и культурная ксенофобия.

Ксенофобия иммигрантов – это неприязнь или страх перед людьми, которые являются или которых считают иммигрантами. Антииммиграционная политика является проявлением этого типа ксенофобии.

Культурная ксенофобия – неприязнь или враждебность по отношению к другим культурам. Предположение, что продукты, продукты или фильмы из других культур хуже своих собственных, является примером этого.

Ксенофобия также может быть скрытой или явной. Неявная ксенофобия включает взгляды, направленные против посторонних, о которых человек не подозревает, но которые все же влияют на его убеждения и поведение тонким или непреднамеренным образом.

Явная ксенофобия означает, что человек придерживается явных, сознательных взглядов против посторонних. Политическая риторика, направленная против иммигрантов, является примером такого рода ксенофобии.

Хотя ксенофобия и расизм во многом совпадают, это не одно и то же.

Ксенофобия конкретно относится к лицу или группе лиц, имеющих статус «аутсайдера» в обществе. Расизм конкретно относится к расе или этнической принадлежности, независимо от того, имеет ли человек или группа статус «аутсайдера» или нет. Эти две формы предрассудков могут возникать по отдельности или вместе.

Например, белый американский гражданин, испытывающий обиду на белых иммигрантов исключительно из-за убеждения, что они крадут местные рабочие места, сам по себе является примером ксенофобии.

Тот же самый гражданин, испытывающий ненависть ко всем иммигрантам из-за их предположений об их этнической принадлежности, оттенке кожи и их влиянии на местную экономику, — это ксенофобия и расизм вместе взятые.

Лицо или организация могут иметь ксенофобские взгляды, если они:

  • выражают недоверие или отвращение к воспринимаемым посторонним
  • выражать недоверие или отвращение к еде, музыке или другим аспектам их культуры этой группы, несмотря на то, что мало о них знает
  • считают, что предполагаемые посторонние думают, ведут себя, живут или чувствуют значительно иначе, чем не посторонние
  • относятся к воспринимаемым посторонним иначе, чем не посторонние, например, будучи грубыми или враждебными по отношению к ним
  • обращаться с предполагаемыми посторонними как с опасными или преступниками без каких-либо доказательств того, что они являются

Ксенофобия существует в континууме, от тонких комментариев до открытой и явной дискриминации. Он также присутствует на всех уровнях общества, от индивидуальных верований до законов и государственной политики.

Некоторые примеры проявлений ксенофобии включают:

  • Микроагрессии: Ксенофобные микроагрессии — это тонкие комментарии, которые подразумевают, что кто-то является посторонним. Например, человек может услышать, что у кого-то другой акцент, и тут же спросить, откуда он, или похвалить его английский. Эти комментарии могут показаться невинными, но они подчеркивают «непохожесть» человека.
  • Исключение и дискриминация: Дискриминация на почве ксенофобии может происходить где угодно, от отношений до работы. Например, работодатель может не нанимать или продвигать людей, которых он считает «иностранцами», из-за неявных или явных убеждений в том, насколько они достойны, способны или заслуживают доверия.
  • Медицинская ксенофобия: Это происходит, когда медицинские работники по-разному относятся к воспринимаемым посторонним. Они могут проводить меньше времени с пациентами, считать их ненадежными, не предоставлять им переводчика, если он им нужен, или сообщать о них иммиграционным властям. Это часто означает, что люди, которых считают посторонними, получают более низкое качество медицинской помощи, откладывают доступ к медицинской помощи или имеют более высокий риск заболеваний, связанных со стрессом.
  • Журналистская ксенофобия: Это когда скрытая или явная ксенофобия влияет на то, как журналисты изображают религиозные или культурные группы. Например, они могут представить религиозные меньшинства как часть мультикультурного общества или как аутсайдеров, или беженцев как «заслуживающих» помощи или как угрозу. Публикации также могут фокусироваться на негативных историях об определенных группах, чтобы посеять страх и привлечь больше читателей или повлиять на общественное мнение.
  • Насилие: Насилие на почве ксенофобии может исходить от отдельных лиц или организаций. Например, в ЮАР ксенофобские нападения на конголезских мигрантов представляют собой серьезную проблему, но Хьюман Райтс Вотч сообщает, что некоторые свидетели говорят о причастности к этому и местных властей.
  • Враждебная иммиграционная политика: Жесткая иммиграционная политика, такая как насильственное изъятие детей у родителей на мексиканской границе, является результатом ксенофобии и расизма. Цель этой политики — удержать определенную этническую группу от попыток переехать в США и наказать тех, кто пытается. Другие примеры такой политики включают Закон об исключении китайцев 1882 года и запрет на въезд мусульман в 2017 году. Крайним примером является «Тропа слез», в ходе которой правительство США вынудило около 100 000 коренных американцев покинуть свою землю.
  • Геноцид: Геноцид — это попытка уничтожить или убить религиозную, расовую или этническую группу. Примером геноцида является Холокост, когда нацисты заключили в тюрьмы и казнили миллионы евреев на основе расистской и ксенофобской идеологии.

Подобно другим формам угнетения, ксенофобия удерживает одни группы у власти и лишает власти другие. Однако факторы, способствующие этому, сложны.

Иногда люди намеренно занимаются ксенофобией ради собственной выгоды. Они могут быть мотивированы:

  • Мощность: Политические лидеры иногда используют ксенофобию как инструмент для получения голосов. Они могут использовать предполагаемых посторонних в качестве козла отпущения за социальные проблемы, которые они затем обещают решить. Они также могут использовать ксенофобию для создания своих и чужих групп, создавая иллюзию единства среди наиболее доминирующей группы избирателей.
  • Отсутствие безопасности: Ряд исследований показывает, что ощущение отсутствия безопасности играет значительную роль в ксенофобии. Когда человек или группа людей чувствуют, что у них меньше доступа к ресурсам или они находятся в опасности, они могут захотеть кого-то обвинить. Это один из факторов, подпитывающих ксенофобию в Южной Африке.
  • Жадность: Иногда ресурсов не мало — они просто очень ценны. Золотая лихорадка на землях чероки в 1829 году была одной из причин, по которой правительство США вытеснило коренных американцев с их земель во время «Тропы слез».
  • Другие предубеждения: Ксенофобия может быть следствием расизма, исламофобии, антисемитизма и других форм угнетения, которые могут подпитывать ксенофобию по отношению к определенным чужим группам.

Существуют и другие менее явные факторы, которые могут способствовать ксенофобии, например:

  • Недостаток разнообразия: Люди из районов с небольшой иммиграцией или разнообразием могут быть не уверены в прибытии людей, которые кажутся им другими. Это также может создать сильное ощущение своей группы против чужой или «нас против них», когда есть подавляющее большинство людей из одного и того же происхождения.
  • Образование: Когда школы не знакомят учащихся с рядом культур и религий или избегают обсуждения влияния иммиграции на историю страны, они лишают учащихся знаний, которые могут способствовать взаимопониманию между людьми разного происхождения. Некоторые учебные программы могут даже поощрять ксенофобию, представляя одну культуру выше всех других.
  • Боязнь незнакомцев: Некоторые эксперты считают, что ксенофобия может быть основана на врожденном страхе перед незнакомцами. Младенцы боятся незнакомцев, что может объяснить, почему люди легко усваивают ксенофобские убеждения. Однако предубеждение — это то, чему человек учится у других, то есть оно не является неизбежным.

На индивидуальном уровне люди могут бороться с ксенофобией по телефону:

  • Образование: Найдите время, чтобы узнать о ксенофобии, в том числе о мифах и стереотипах, а также о ее влиянии на маргинализированные группы. Ищите статьи, книги и другие средства массовой информации, исходящие непосредственно от маргинализированных людей.
  • Самосознание: Многие люди вырастают на ксенофобных сообщениях, исходящих от их семьи, сверстников или новостей. Важно осознавать собственные предположения и ставить под сомнение их, особенно для людей, занимающих руководящие должности. Хотя ксенофобия не является психическим заболеванием, в этом могут помочь такие подходы, как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).
  • Культурное признание: Люди могут найти полезным расширить свое понимание еды, музыки, фильмов и многого другого. Например, воспитатели могут поощрять своих детей читать книги с разными персонажами или пробовать блюда из разных кухонь.
  • Инклюзивность: Найдите способы сделать групповую среду более инклюзивной, чтобы разрушить динамику «мы против них». Например, школа может предложить переводчика испанского языка на родительские собрания, если у многих детей есть опекуны, которые говорят на испанском как на родном языке.
  • Использование привилегий: Люди, принадлежащие к своей группе, имеют привилегии по сравнению с воспринимаемыми аутсайдерами. Они могут использовать эту привилегию, чтобы принести пользу другим. Например, человек может сопровождать друга на прием к врачу, чтобы врач его выслушал, или рассказать другим членам своей группы о ксенофобии, чтобы бремя этого не лежало на чужой группе.
  • Высказывание: Высказывайтесь против ксенофобных комментариев, шуток или микроагрессии. Например, если люди в офисе делают ксенофобные комментарии, попробуйте отвести их в сторону и сказать, что это неправда и обидно.

Люди также могут сообщать о проявлениях ксенофобии, таких как домогательства и преступления на почве ненависти, в местные органы власти или специализированные организации, такие как Stop AAPI Hate.

Однако, чтобы по-настоящему остановить ксенофобию, правительствам, СМИ, правоохранительным органам и другим организациям необходимо принять меры для ее ликвидации. Это может включать изменение законов, политик, кодексов поведения и дисциплинарных процедур для людей или организаций, разжигающих ксенофобию.

Ксенофобия — страх, ненависть и недоверие к посторонним. Это вредит не только иммигрантам, но и всем, кого доминирующая группа в обществе считает странными или чужими. Это не фобия в медицинском смысле, а широко распространенная форма предрассудков и дискриминации.

Ксенофобия может быть частью политической платформы, результатом институциональной политики или формой межличностного насилия. Это негативно влияет на жизнь многих людей во всем мире и часто совпадает с другими видами угнетения.

Значение, признаки, примеры и способы прекращения

Ксенофобия (ZEE-no-foe-bee-uh) — неприязнь, ненависть или страх перед посторонними. Это может проявляться как враждебность по отношению к иммигрантам, но также может проявляться как ненависть к представителям другого племени, культуры или религии.

Человеку не обязательно быть выходцем из другого места или культуры, чтобы стать мишенью ксенофобии. Люди могут не доверять или ненавидеть других, основываясь исключительно на предположениях об их акценте, внешности или поведении.

Расизм тоже может сыграть свою роль. Расизм — это дискриминация по расовому или этническому признаку, которую люди иногда используют в качестве оправдания ксенофобии по отношению к иммигрантам определенного происхождения.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о ксенофобии, включая виды, примеры, причины и способы борьбы с ней.

Нет, ксенофобия — это не медицинский диагноз. Хотя оно содержит слово «фобия», что в переводе с греческого означает «страх», ксенофобия не является настоящей фобией.

Истинные фобии, такие как агорафобия или арахнофобия, представляют собой тип тревожного расстройства. Они вызывают симптомы, которые могут существенно мешать жизни человека. Они также поддаются медикаментозному лечению.

Напротив, слово «ксенофобия» относится к ряду агрессивных, пугающих и враждебных убеждений. Оно исходит от идеологии и мировоззрения человека, а не от расстройства.

Ксенофобия больше всего затрагивает не людей, которые сами придерживаются ксенофобных взглядов, а тех, на кого эти взгляды направлены. Сюда могут входить:

  • иммигранты
  • беженцы
  • религиозные меньшинства
  • представители разных культур

Существует два основных типа ксенофобии: иммигрантская ксенофобия и культурная ксенофобия.

Ксенофобия иммигрантов – это неприязнь или страх перед людьми, которые являются или которых считают иммигрантами. Антииммиграционная политика является проявлением этого типа ксенофобии.

Культурная ксенофобия – неприязнь или враждебность по отношению к другим культурам. Предположение, что продукты, продукты или фильмы из других культур хуже своих собственных, является примером этого.

Ксенофобия также может быть скрытой или явной. Неявная ксенофобия включает взгляды, направленные против посторонних, о которых человек не подозревает, но которые все же влияют на его убеждения и поведение тонким или непреднамеренным образом.

Явная ксенофобия означает, что человек придерживается явных, сознательных взглядов против посторонних. Политическая риторика, направленная против иммигрантов, является примером такого рода ксенофобии.

Хотя ксенофобия и расизм во многом совпадают, это не одно и то же.

Ксенофобия конкретно относится к лицу или группе лиц, имеющих статус «аутсайдера» в обществе. Расизм конкретно относится к расе или этнической принадлежности, независимо от того, имеет ли человек или группа статус «аутсайдера» или нет. Эти две формы предрассудков могут возникать по отдельности или вместе.

Например, белый американский гражданин, испытывающий обиду на белых иммигрантов исключительно из-за убеждения, что они крадут местные рабочие места, сам по себе является примером ксенофобии.

Тот же самый гражданин, испытывающий ненависть ко всем иммигрантам из-за их предположений об их этнической принадлежности, оттенке кожи и их влиянии на местную экономику, — это ксенофобия и расизм вместе взятые.

Лицо или организация могут иметь ксенофобские взгляды, если они:

  • выражают недоверие или отвращение к воспринимаемым посторонним
  • выражать недоверие или отвращение к еде, музыке или другим аспектам их культуры этой группы, несмотря на то, что мало о них знает
  • считают, что предполагаемые посторонние думают, ведут себя, живут или чувствуют значительно иначе, чем не посторонние
  • относятся к воспринимаемым посторонним иначе, чем не посторонние, например, будучи грубыми или враждебными по отношению к ним
  • обращаться с предполагаемыми посторонними как с опасными или преступниками без каких-либо доказательств того, что они являются

Ксенофобия существует в континууме, от тонких комментариев до открытой и явной дискриминации. Он также присутствует на всех уровнях общества, от индивидуальных верований до законов и государственной политики.

Некоторые примеры проявлений ксенофобии включают:

  • Микроагрессии: Ксенофобные микроагрессии — это тонкие комментарии, которые подразумевают, что кто-то является посторонним. Например, человек может услышать, что у кого-то другой акцент, и тут же спросить, откуда он, или похвалить его английский. Эти комментарии могут показаться невинными, но они подчеркивают «непохожесть» человека.
  • Исключение и дискриминация: Дискриминация на почве ксенофобии может происходить где угодно, от отношений до работы. Например, работодатель может не нанимать или продвигать людей, которых он считает «иностранцами», из-за неявных или явных убеждений в том, насколько они достойны, способны или заслуживают доверия.
  • Медицинская ксенофобия: Это происходит, когда медицинские работники по-разному относятся к воспринимаемым посторонним. Они могут проводить меньше времени с пациентами, считать их ненадежными, не предоставлять им переводчика, если он им нужен, или сообщать о них иммиграционным властям. Это часто означает, что люди, которых считают посторонними, получают более низкое качество медицинской помощи, откладывают доступ к медицинской помощи или имеют более высокий риск заболеваний, связанных со стрессом.
  • Журналистская ксенофобия: Это когда скрытая или явная ксенофобия влияет на то, как журналисты изображают религиозные или культурные группы. Например, они могут представить религиозные меньшинства как часть мультикультурного общества или как аутсайдеров, или беженцев как «заслуживающих» помощи или как угрозу. Публикации также могут фокусироваться на негативных историях об определенных группах, чтобы посеять страх и привлечь больше читателей или повлиять на общественное мнение.
  • Насилие: Насилие на почве ксенофобии может исходить от отдельных лиц или организаций. Например, в ЮАР ксенофобские нападения на конголезских мигрантов представляют собой серьезную проблему, но Хьюман Райтс Вотч сообщает, что некоторые свидетели говорят о причастности к этому и местных властей.
  • Враждебная иммиграционная политика: Жесткая иммиграционная политика, такая как насильственное изъятие детей у родителей на мексиканской границе, является результатом ксенофобии и расизма. Цель этой политики — удержать определенную этническую группу от попыток переехать в США и наказать тех, кто пытается. Другие примеры такой политики включают Закон об исключении китайцев 1882 года и запрет на въезд мусульман в 2017 году. Крайним примером является «Тропа слез», в ходе которой правительство США вынудило около 100 000 коренных американцев покинуть свою землю.
  • Геноцид: Геноцид — это попытка уничтожить или убить религиозную, расовую или этническую группу. Примером геноцида является Холокост, когда нацисты заключили в тюрьмы и казнили миллионы евреев на основе расистской и ксенофобской идеологии.

Подобно другим формам угнетения, ксенофобия удерживает одни группы у власти и лишает власти другие. Однако факторы, способствующие этому, сложны.

Иногда люди намеренно занимаются ксенофобией ради собственной выгоды. Они могут быть мотивированы:

  • Мощность: Политические лидеры иногда используют ксенофобию как инструмент для получения голосов. Они могут использовать предполагаемых посторонних в качестве козла отпущения за социальные проблемы, которые они затем обещают решить. Они также могут использовать ксенофобию для создания своих и чужих групп, создавая иллюзию единства среди наиболее доминирующей группы избирателей.
  • Отсутствие безопасности: Ряд исследований показывает, что ощущение отсутствия безопасности играет значительную роль в ксенофобии. Когда человек или группа людей чувствуют, что у них меньше доступа к ресурсам или они находятся в опасности, они могут захотеть кого-то обвинить. Это один из факторов, подпитывающих ксенофобию в Южной Африке.
  • Жадность: Иногда ресурсов не мало — они просто очень ценны. Золотая лихорадка на землях чероки в 1829 году была одной из причин, по которой правительство США вытеснило коренных американцев с их земель во время «Тропы слез».
  • Другие предубеждения: Ксенофобия может быть следствием расизма, исламофобии, антисемитизма и других форм угнетения, которые могут подпитывать ксенофобию по отношению к определенным чужим группам.

Существуют и другие менее явные факторы, которые могут способствовать ксенофобии, например:

  • Недостаток разнообразия: Люди из районов с небольшой иммиграцией или разнообразием могут быть не уверены в прибытии людей, которые кажутся им другими. Это также может создать сильное ощущение своей группы против чужой или «нас против них», когда есть подавляющее большинство людей из одного и того же происхождения.
  • Образование: Когда школы не знакомят учащихся с рядом культур и религий или избегают обсуждения влияния иммиграции на историю страны, они лишают учащихся знаний, которые могут способствовать взаимопониманию между людьми разного происхождения. Некоторые учебные программы могут даже поощрять ксенофобию, представляя одну культуру выше всех других.
  • Боязнь незнакомцев: Некоторые эксперты считают, что ксенофобия может быть основана на врожденном страхе перед незнакомцами. Младенцы боятся незнакомцев, что может объяснить, почему люди легко усваивают ксенофобские убеждения. Однако предубеждение — это то, чему человек учится у других, то есть оно не является неизбежным.

На индивидуальном уровне люди могут бороться с ксенофобией по телефону:

  • Образование: Найдите время, чтобы узнать о ксенофобии, в том числе о мифах и стереотипах, а также о ее влиянии на маргинализированные группы. Ищите статьи, книги и другие средства массовой информации, исходящие непосредственно от маргинализированных людей.
  • Самосознание: Многие люди вырастают на ксенофобных сообщениях, исходящих от их семьи, сверстников или новостей. Важно осознавать собственные предположения и ставить под сомнение их, особенно для людей, занимающих руководящие должности. Хотя ксенофобия не является психическим заболеванием, в этом могут помочь такие подходы, как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).
  • Культурное признание: Люди могут найти полезным расширить свое понимание еды, музыки, фильмов и многого другого. Например, воспитатели могут поощрять своих детей читать книги с разными персонажами или пробовать блюда из разных кухонь.
  • Инклюзивность: Найдите способы сделать групповую среду более инклюзивной, чтобы разрушить динамику «мы против них». Например, школа может предложить переводчика испанского языка на родительские собрания, если у многих детей есть опекуны, которые говорят на испанском как на родном языке.
  • Использование привилегий: Люди, принадлежащие к своей группе, имеют привилегии по сравнению с воспринимаемыми аутсайдерами. Они могут использовать эту привилегию, чтобы принести пользу другим. Например, человек может сопровождать друга на прием к врачу, чтобы врач его выслушал, или рассказать другим членам своей группы о ксенофобии, чтобы бремя этого не лежало на чужой группе.
  • Высказывание: Высказывайтесь против ксенофобных комментариев, шуток или микроагрессии. Например, если люди в офисе делают ксенофобные комментарии, попробуйте отвести их в сторону и сказать, что это неправда и обидно.

Люди также могут сообщать о проявлениях ксенофобии, таких как домогательства и преступления на почве ненависти, в местные органы власти или специализированные организации, такие как Stop AAPI Hate.

Однако, чтобы по-настоящему остановить ксенофобию, правительствам, СМИ, правоохранительным органам и другим организациям необходимо принять меры для ее ликвидации. Это может включать изменение законов, политик, кодексов поведения и дисциплинарных процедур для людей или организаций, разжигающих ксенофобию.

Ксенофобия — страх, ненависть и недоверие к посторонним. Это вредит не только иммигрантам, но и всем, кого доминирующая группа в обществе считает странными или чужими. Это не фобия в медицинском смысле, а широко распространенная форма предрассудков и дискриминации.

Добавить комментарий