История гомофобии: какими были традиционные ценности в России
Международная ассоциация ILGA, занимающаяся правами ЛГБТ+ в 2022 году опубликовала исследование юридических свобод у представителей ЛГБТ в Европе. Россия заняла 64 место из 66. Создатель проекта по квир-истории «Урания» Дмитрий Ураниец опровергает миф о России, как о стране, где исторически царила гомофобная идеология.
Русь Древняя и средневековая
О гомосексуальности в России известно почти с самого начала истории. Половая культура Древней Руси сочетала две стороны: языческую славянскую, для которой сексуальная свобода была вполне естественным поведением, и христианскую, в которой половые отношения до брака воспринимались как грех. Это сочетание давало закономерный результат: сексуальная свобода была распространена среди общества, а церковь почти безрезультатно порицала ее.
В Русской Правде, первом сборнике законов Киевской Руси XI века, гомосексуальность никак не упомянута. Впервые правила половых отношений регулируются в Кормчих книгах XII–XIII веков. Это были своды законов только для внутреннего церковного управления. Наказание за «содомию» разнилось от покаяния до запрета посещать церковь для причастия на определенный срок.
О гомосексуальности в XV–XVII века, то есть после ордынского владычества, нам известно намного больше и в основном из двух источников: церковных документов и книг, которые написали иностранцы, когда посещали Россию.
Однако почти все такие церковные документы, кроме Стоглава, о котором будет ниже, не являлись правовыми документами, а были лишь моральными наставлениями и поучениями, поэтому имели рекомендательный характер. Их авторами были церковные деятели, которые пытались исправить нравы «дикого» русского общества.
Первые борцы с «содомским грехом»
Одним из первых активных борцов в начале XVI века был митрополит московский Даниил. В одном из своих поучений он осуждал всех тех, кто проводит время с «блудницами», а затем — женственных юношей, которые «…женам позавидев, мужское свое лице на женское претворявши».
Второй борец, влиятельный во времена Ивана IV Грозного, иерей Сильвестр, писал гневные речи против женоподобных придворных юношей, бреющих бороду и пользующихся косметикой.
Считается, что именно он был автором известного Домостроя, где клеймил «содомский грех» в одном ряду с пьянством, недержанием поста, колдовством и «песнями бесовскими». Позже иерей Сильвестр в «Послании к царю Ивану Васильевичу» обличал «содомский грех» в русской армии во время похода на Казань. Видимо, это было действительно заметным явлением в обществе.
Первые наказания за однополые связи на Руси
Первые упоминания последствий за однополые связи появились в Стоглаве — сборнике церковных законов 1551 года. Минимальным наказанием было добровольное покаяние в грехах и держание поста, максимальное — запрет посещать церковь на определенный срок. Наказания можно было избежать, если виновный признал и отмолил свой грех.
В это же время в большинстве европейских стран содомия признавалась страшной ересью и государственной изменой, которая была наказуема смертной казнью еще с XIII века.
Иностранцы, посещавшие Россию в XV–XVII веках, были удивлены свободным нравом русского общества. Но удивлены в отрицательном смысле: для них эта свобода была дикостью и грехом: в странах Западной Европы в это время гомосексуальность преследовалась уголовно, а наказанием чаще всего было сожжение на костре. В России же все было совсем иначе.
Дипломат Петр Петрей де Ерлезунда четыре года служил послом шведского короля в России. Он написал книгу, в которой описал эпоху Ивана IV Грозного и Смутное время. В ней он писал о гомосексуальности в Русском государстве: «…особливо большие бояре и дворяне делают… содомские грехи, мужчины с мужчинами…».
Больше всего европейского дипломата возмутила ненаказуемость этого «греха», а не сами однополые отношения: «…бояре и дворяне… считают для себя честью делать это, не стесняясь и гласно».
Такое негативное отношение европейцев касается не только гомосексуальных связей. Например, русский обычай мужчинам и женщинам мыться вместе в общественных банях был для них таким же неприемлемым. Известный русский историк XIX века Сергей Михайлович Соловьев писал, что на это «нигде, ни на Востоке, ни на Западе, не смотрели так легко, как в России».
Как видно, гомосексуальность была известна в России с древнейших времен и юридически никак не преследовалась. Максимальным наказанием было временное отлучение от церкви — то есть «смерть духовная», но не физическая. Для настоящего преследования гомосексуалов понадобилась государственная машина насилия.
Гомофобия в Российской империи
Российская империя. В 1697–1698 годах царь Петр I совершил путешествие по странам Западной Европы, чтобы наладить дипломатические отношения и перенять европейский опыт государственного устройства. Среди прочих он посетил Англию и Нидерланды, где однополые отношения карались смертной казнью.
После путешествия Петр I обратился к изучению западноевропейских военных кодексов, чтобы создать русскую армию европейского образца. В таких европейских кодексах гомосексуальность каралась смертной казнью.
Первое светское наказание за гомосексуальность в России появилось в 1706 году в «Кратком артикуле». Это был документ, составленный немцем, бывшим на службе у Петра, на основе «Саксонского военного устава». Его использовали как военно-уголовный кодекс для суда над иностранцами, служившими в русском войске. Затем артикул перевели и применили для русской кавалерии. В артикуле за гомосексуальный контакт предусматривалась смертная казнь через сожжение. Однако источников о применении этого закона на практике нет.
Наконец, в 1716 году был издан русский «Воинский устав», в основу которого легли шведские, немецкие и французские своды законов. В российском кодексе наказание за содомию было снижено до телесного наказания, а в случае насилия — смертная казнь или вечная ссылка на галеры (очередное шведское влияние). Этот закон распространялся только на военных.
Этот закон распространялся только на военных. Обычные граждане не могли быть привлечены за однополую связь.
После окончания правления Петра I наказание смягчилось, а при Елизавете Петровне в 1744 году смертная казнь применялась только в качестве наказания за государственную измену. Это привело к тому, что в 1741–1761 годы в России никто не был казнен.
В Европе все было наоборот. Например, в Нидерландах происходила массовая «охота на ведьм»: гомосексуалов обвинили в землетрясениях и потопах и казнили около 300 человек.
Позднее в России был принят новый важный документ — «Наказ Екатерины II» 1767 года. Телесное наказание за содомию, в том числе в Воинском уставе, было полностью отменено, потому что императрица считала, что «стыд и бесславие» являются достаточной карой за однополую связь: «Все наказания, которыми тело человеческое изуродовать можно, должно отменить». В это время в 1768 году в Австрии вышел уголовный «Кодекс Марии Терезии», который закрепил смертную казнь за гомосексуальные контакты. В качестве дополнения кодекс содержал обширные иллюстрации устройств для пыток.
Гомофобия — как слепо скопированная европейская традиция
За весь XVIII век в России наберется не больше 50 уголовных дел по обвинению в «содомском грехе», а приговор был скорее исключением, нежели правилом. Однополые отношения хоть и карались скопированными из Западной Европы законами, но не рассматривались как угроза общественному порядку, поэтому на практике почти не наказывались.
Так было до восхода на престол императора Николая I. При его правлении в 1832 году был принят новый закон против «мужеложства» для всех граждан империи. Параграф 995 предусматривал наказание в виде лишения всех прав и ссылки в Сибирь сроком на 4–5 лет. Но и эта статья была слепым копированием. Российские законодатели перенимали правовые нормы европейских кодексов, в частности немецких. Но, несмотря на запрет, во второй половине XIX века в России начала зарождаться гомосексуальная культура. Например, нам известен дневник московского купца 1860-х годов Петра Медведева, который был бисексуалом, где он описывал свой эмоциональный опыт отношений с мужчинами и женщинами.
К 1910-м годам русская гомосексуальная культура расцвела. Издавалась и не запрещалась первая русская квир-литература: повести «Тридцать три урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал и «Крылья» Михаила Кузмина, в то же время сезоны Дягилева покоряли Париж. Гомосексуалы были известны и среди высших министров, и среди царской семьи Романовых, а православный философ Василий Розанов называл глупостью юридическое и медицинское преследование за гомосексуальность.
Советский период и начало преследований
Уголовная ответственность за мужеложство была отменена в 1917 году после Октябрьской революции. Но мотивом большевиков не была свободная любовь. Они отменили весь Уголовный кодекс, потому что считали его «буржуазным пережитком царских времен». С такой отменой временно стали легальными убийства и изнасилования. До принятия нового кодекса РСФСР в 1922 году не было никаких писаных законов.
В новом уголовном кодексе РСФСР 1922 года не было кары за «мужеложство», однако уголовные законы советских республик Азербайджана, Грузии, Узбекистана и Туркмении ответственность и наказание предусматривали.
С приходом Сталина к власти любая инаковость стала подавляться, в том числе и сексуальная. 17 декабря 1933 года был принят проект постановления «Об уголовной ответственности за мужеложство». Гомосексуальность стала приравниваться к преступлению против государства.
В то же время пролетарский писатель Максим Горький в 1934 году в одной статье писал: «уничтожьте гомосексуализм — фашизм исчезнет».
Cтатья в «Большой советской энциклопедии» 1952 года описывает гомосексуальность как порождение буржуазного общества, чего не должно быть в социалистической стране.
Статья не распространялась на женщин, но однополые связи среди женщин воспринимались как психическая болезнь — вялотекущая шизофрения. Пациенток «лечили» электрошоковой терапией и медикаментами, вызывающими диабетическую кому.
Пока в СССР исследования сексуальности были табуированы, на Западе активно развивались сексология, генетика, социобиология. В итоге во второй половине XX века отношение к гомосексуальности в целом изменилось от гомофобного к толерантному.
Новейшая история
Уголовная статья за гомосексуальность была отменена в 1993 году.
Но с 2014 года государство вновь встало на путь редактирования свободы совести граждан, принимая направленные против гомосексуальности законы, которые опираются на якобы традиционные ценности.
Однако исторически гомофобия никогда не была такой традиционной ценностью в России. Наоборот, в обществе к гомосексуальности на протяжении истории относились более гуманно и терпимо, чем в Европе. Исключением можно считать лишь эпоху советского тоталитаризма. И на примере истории сексуальности становится очевидно, что нынешние представления о ней имеют мало общего со стилем жизни наших далеких предков.
Что такое внутренняя гомофобия? — Журнал «Холод»
Внутренняя гомофобия — один из видов нетерпимости на почве сексуальной ориентации, направленный человеком на самого себя: он не принимает свои сексуальные предпочтения, считает их неправильными и пытается вписаться в общепринятую «норму», вредя этим не только себе, но и окружающим. По просьбе «Холода» психолог и гендерный исследователь объяснила, как работает внутренняя гомофобия, в чем она проявляется и что может помочь с ней справиться.
Чтобы не пропускать главные материалы «Холода», подпишитесь на наш инстаграм и телеграм.
Из-за нового закона о полном запрете «ЛГБТ-пропаганды» эксперт попросила сохранить ее анонимность, так как опасается за свою безопасность. Страх открыто обсуждать вопросы, связанные с ЛГБТ, — одно из негативных последствий запрета «гей-пропаганды». Редакция «Холода» не поддерживает гомофобию и дискриминирующие законы.
Что такое внутренняя гомофобия?
Внутренней гомофобией называют разные негативные эмоции и установки по отношению к самому себе и своей сексуальной ориентации, если она отличается от гетеросексуальной. Внутренней может быть не только гомофобия, но и лесбофобия, бифобия и не только — все, что связано с негетеросексуальными ориентациями.
Внешняя гомофобия, как правило, исходит из общества или каких-то социальных групп. Она может быть явной («Ты гей и не должен жить на этой земле») или скрытой («Я не против геев, но главное, чтобы мои дети их не видели»). Внутренняя же гомофобия — когда человек ощущает себя «неправильным». К примеру, самоцензура, когда партнера называют не бойфрендом, а «лучшим другом», или мысли в духе: «Да, я гей, но это противоестественно». Внутренняя гомофобия также может быть подкреплена религиозностью: «Я ничего не могу с собой сделать, но это грех».
Как формируется внутренняя гомофобия?
Причин для появления такой гомофобии очень много. На это влияет закрепление гомофобии на институциональном уровне: например, законы, которые дискриминируют людей из-за сексуальной ориентации и запрещают говорить о ней открыто. Внутренняя гомофобия может формироваться и из-за договоренностей в обществе. В таком случае ограничивающих законов может и не быть, но признаться в своей гомосексуальности все равно опасно, потому что «пацаны на районе не поймут». Само знание о том, что все настроены к тебе враждебно, наталкивает на мысли о собственной «неправильности».
Читать еще
Чем опасна внутренняя гомофобия?
Она может приводить к проблемам с ментальным здоровьем и снижению психологического благополучия, к депрессивным эпизодам и тревожности, когда человек все время боится, что его «раскроют». Нередко могут появляться и суицидальные мысли. Они особенно заметны у подростков, если им небезопасно говорить о себе, их не принимает общество и, следовательно, они ощущают себя «неправильными».
Негативным последствием можно считать и то, что некоторые пытаются «встроиться» в цисгетеро-нормативную матрицу. Из-за этого ЛГБТ-персоны вступают в гетероотношения, которых бы не было, если бы они принимали себя. Это может быть калечащим опытом.
Такой вид гомофобии иногда может вредить и окружающим, главным образом — людям из ЛГБТ-сообщества. Когда человек с внутренней гомофобией говорит, что однополые браки или парады не нужны, это может травмировать или демотивировать тех, кто считает иначе и нуждается в этих свободах.
Как распознать внутреннюю гомофобию?
Сделать это не всегда просто. Чтобы понять, есть ли внутренняя гомофобия у вас или ваших знакомых, можно воспользоваться опросом от ЛГБТ-психолога Марии Сабунаевой. В нем есть утверждения, с которыми можно согласиться или нет, — вот часть из них:
- «Мне не нравится, как звучит слово “гей” или “лесбиянка”».
- «Я думаю, что воспитание детей в однополой семье неполноценно, ведь ребенку обязательно нужны отец и мать».
- «Я не ЛГБТ-персона. Я люблю совершенно конкретного человека, просто он оказался того же пола, что и я».
- «Иногда я отказываюсь от ношения какой-либо одежды или прически из-за того, что окружающие могут “распознать” во мне ЛГБТ-человека».
- «Я считаю, что быть гетеросексуалом гораздо лучше, чем геем, лесбиянкой, бисексуалом или бисексуалкой».
- «Я считаю, что незачем афишировать однополые отношения».
Далее Сабунаева объясняет, что не так с каждым из этих утверждений и почему в их основе лежит фобия своей сексуальной ориентации. Например, последний пункт из списка выше говорит о страхе принятия себя. По ее мнению, само слово «афиширование» в данном случае является «пустышкой», потому что проявление чувств не может быть навязыванием своих идей и ценностей другим людям. «Чтобы выяснить, есть ли у вас предрассудки, спросите себя: “Мои требования к поведению однополых и разнополых партнеров одинаковы?”, “Можно ли гомосексуальной паре все то же самое, что гетеросексуальной?”».
Читать еще
О похожих признаках внутренней гомофобии говорят и зарубежные специалисты: о неприятии своей идентичности, по их мнению, могут сигнализировать попытки солгать самому себе или отрицать желание однополых отношений, стремление держать в тайне свои предпочтения, осуждение других ЛГБТ-людей и не только.
Как побороть внутреннюю гомофобию?
Помочь могут развитие чувствительности и внимания к своим потребностям, поиск и пребывание в безопасном пространстве, будь то друг, которому можно рассказать о себе, или небольшое коммьюнити, где вас поддержат и поймут. Может помочь и психолог, который не поддерживает дискриминацию. Путь к победе над внутренней гомофобией лежит в том, чтобы человек становился более открытым, правдивым и честным в отношении с самим собой.
Фото на обложке
Robert V. Ruggiero / Unsplash
Гомофобия по-прежнему высока спустя десять лет после того, как Франция разрешила однополые браки
Более 70 000 однополых пар связали себя узами брака с 2013 года. Но участники кампании говорят, что уровень насилия в отношении ЛГБТ-сообщества остается высоким
Франция отмечает 10-летие однополых браков брак Фото: Ground Picture / Shutterstock
Прошло десять лет с тех пор, как французские депутаты одобрили законопроект, проложивший путь к легализации однополых браков во Франции.
Более 70 000 однополых пар связали себя узами брака с тех пор, как 23 апреля 2013 года закон был одобрен парламентом.
Закон вызвал огромные споры. Названный mariage pour tous, или брак для всех, он вызвал долгие ожесточенные дебаты и сотни тысяч вышли на улицы в знак протеста.
Среди противников однополых браков был нынешний министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен. Еще в 2013 году он был депутатом от правой партии Les Républicains и назвал это «деструктивным проектом».
В пятницу (21 апреля) он признал, что ошибался, и рассказал о планах правительства по борьбе с гомофобией.
Но насколько часто Дарманин меняет мнение? Десятилетие однополых браков улучшило или усугубило гомофобию?
«Великий шаг к социальному прогрессу»
«Это дало доступ и равенство прав для гомосексуалистов», — сказала Люсиль Жома, президент SOS Homophobie, одной из основных французских ассоциаций по защите прав ЛГБТ. «Это остается большим шагом вперед в социальном прогрессе».
Она сказала, что преимущества закона заключаются в том, что он сделал ЛГБТ-сообщество более заметным и помог сделать Францию более инклюзивной.
Люди открыто заявляют о своей сексуальности, чувствуют себя более комфортно, демонстрируя это на публике, а молодежь быстрее осуждает гомофобию, добавила она, подчеркнув другие положительные моменты законодательства.
Г-жа Джомат сказала, что mariage pour tous также стал важной вехой, положившей начало другим достижениям, таким как закон о вспомогательной репродукции с медицинской точки зрения или procreation médicalement Assistanceée (PMA), который был принят 2 августа 2021 года и разрешил -секс пары, чтобы завести ребенка.
Читайте также: Могут ли однополые пары получить церковное благословение во Франции?
Уровень гомофобии «остается высоким»
Однако г-жа Джомат сказала, что уровень насилия в отношении гомосексуалистов и трансгендеров остается высоким во всех сферах: от дома до школы, в Интернете, на работе и в общественных местах.
«Семья остается небезопасной средой», — сказала она, добавив, что SOS Homophobie особенно обеспокоена большим количеством молодых людей, которые обращаются в ассоциацию с проблемами.
SOS Homophobie зафиксировала 1515 случаев гомофобии в 2021 году, последнем году, за который у ассоциации есть данные. Хотя это число является одним из самых низких с момента принятия закона об однополых браках, оно остается выше, чем в период с 1994 по 2010 год.
Количество дел достигло рекордного уровня — 3517 — в 2013 году, когда закон обсуждался и этот вопрос был в центре внимания.
Г-жа Джомат сказала, что сейчас аналогичная ситуация с трансгендерами — усиление освещения увеличивает количество злоупотреблений.
«Французское общество разделено»
В отличие от г-на Дарманена, не все политики изменили свою позицию в отношении однополых браков.
Тьерри Мариани, Жильбер Коллар или Лоран Вокье — одни из самых видных политиков против mariage pour tous еще в 2013 году — по-прежнему категорически против.
Г-н Wauquiez, в частности, сказал, что аннулирует его. Он надеется стать новым лицом французских правых, и, по слухам, у него есть президентские амбиции на 2027 год9.0005
Он также все чаще появляется в интервью консервативным, ультраправым и ориентированным на католиков газетам и радиопередачам, зная, что осуждение однополых браков по-прежнему является основным компонентом правых избирателей.
Les Républicains выбрала Франсуа Фийона в качестве кандидата на президентских выборах 2017 года вопреки предсказаниям экспертов и опросов, которые предсказывали крупную победу оппоненту Алену Жюппе.
Фийон пообещал переписать mariage pour tous , если его партия вернется к власти, что принесет ему поддержку правых католиков.
«Я вижу часть французского населения, которая очень инклюзивна, и оппозицию, которая дискриминирует и ограничивает доступ к правам», — сказала г-жа Жома The Connexion в пятницу (21 апреля)
«Разделение — это образ французского общество, в котором люди больше не общаются друг с другом».
Статьи по теме
Франция Катар 2022: Министр посылает сообщение ЛГБТК + с радужным джемпером
Как американские евангелисты способствовали расцвету гомофобии в Африке – внешняя политика
Парламент Уганды должен обсудить на следующей неделе новый законопроект против геев, поскольку президент страны призвал к «медицинскому заключению» о девиантности гомосексуалистов. Законопроект, помимо криминализации гомосексуализма, также предусматривает уголовную ответственность за «пропаганду» и «подстрекательство» к гомосексуализму и следует за январским парламентским расследованием предполагаемой пропаганды гомосексуализма в школах. Это неудивительно, учитывая, насколько распространены антигейские настроения в стране.
На следующей неделе парламент Уганды рассмотрит новый законопроект против геев, поскольку президент страны потребовал «медицинского заключения» о девиантности гомосексуалистов. Законопроект, помимо криминализации гомосексуализма, также предусматривает уголовную ответственность за «пропаганду» и «подстрекательство» к гомосексуализму и следует за январским парламентским расследованием предполагаемой пропаганды гомосексуализма в школах. Это неудивительно, учитывая, насколько свирепы антигеевские настроения в стране.
В сентябре я наткнулся на видео, которое стало вирусным в Твиттере в Уганде. В видео 26-летний Элиша Мукиса, который, как сообщается, ранее был заключен в тюрьму по обвинению в растлении, говорит в течение чуть более восьми минут, подробно описывая, как его, несовершеннолетнего, соблазнили сниматься в гей-порно организацией Sexual Minorities Uganda (SMUG). ) — неправительственная организация (НПО), базирующаяся в Кампале, работающая в поддержку и защиту ЛГБТК+ в стране.
Видео привлекло мое внимание по нескольким причинам. Первой была антигейская риторика, которую она спровоцировала в последующие дни, и соответствующая моральная паника. В последующем разговоре в социальных сетях SMUG был определен как угроза для детей, которую родители должны были остерегаться. Один из пользователей Твиттера, @Ashernamanya, написал: «Уганда должна быть для Всемогущего Бога, а не для бездельников, лизающих геев. SMUG, неправительственная организация, вербует маленьких детей в гомосексуальность и ведет себя как гей. Их нужно арестовать».
В прошлом месяце правительство Уганды закрыло организацию. Совет НПО страны опубликовал заявление после объявления, в котором утверждалось, что регистрация SMUG была отклонена как «нежелательная». В этом видео Мукиса утверждал, что закрытие произошло из-за доказательств, которые он предоставил совету НПО.
Вторая причина, по которой видео вызвало у меня интерес, заключалась в том, что оно добавило к растущему списку случаев использования средств массовой информации в Уганде для пропаганды «экс-гея», в котором человек утверждает, что его «заманили» и « завербован» в гомосексуальность. Его также организовал Стивен Ланга из Family Life Network, который в марте 2009 г.организовал аналогичный семинар под названием «Разоблачение повестки дня гомосексуалистов». Язык и подача соблазна и вербовки (как если бы это был список вакансий) на самом деле не были чем-то новым для моих ушей, и это явление, которое я видел в африканских средствах массовой информации.
Он тесно связан с белым евангелическим христианством и является экспортом движения и идеологии «Сделано в США», которые поляризуют африканские страны и наносят вред и подвергают опасности представителей ЛГБТК+.
Хотя это выглядело новаторски, это был не первый раз, когда подобная пресс-конференция была творчески спланирована, чтобы вызвать панику и выставить напоказ человека, утверждающего, что он был бывшим геем. Это также не было характерно для Уганды; это метод, который использовался и продолжает использоваться как в пуританском, так и в евангельском христианстве в странах от Ганы до Кении и Нигерии.
Со времен европейского колониализма, когда содомия оправдывала смертную казнь, церковь была лицом движения против ЛГБТК+ и использовала язык и формулировку, соответствующие современным движениям бывших геев.
Риторика опирается на формулировку «блудного сына», которая согласуется с Библией, согласно которой геи действительны только до тех пор, пока они отказываются от своей сексуальности. (В библейской истории прием блудного сына зависел от его возвращения, точно так же, как евангелическая церковь приветствовала бы геев только в связи с их обращением.)
Когда в 2000-х годах христианская группа Exodus International, выступающая за конверсионную терапию, показала по телевидению Иветт Канту Шнайдер и других представителей бывших геев, чтобы рассказать о том, что они в прошлом были геями, это произошло из-за таких убеждений. Сама Шнайдер написала в Instagram, что ее выбрала руководящая команда гетеросексуальных белых мужчин. (Exodus International прекратила свою деятельность в 2013 году.)
Сообщение частично гласит: «Они искали пресс-секретаря, который был геем. И мне сказали: «Ты будешь великим, потому что ты молод, у тебя латиноамериканская фамилия и ты не выглядишь геем».
Движение и идеология «Сделано в США» поляризуют африканские страны, наносят вред и подвергают опасности представителей ЛГБТК+.
Это же убеждение, казалось, породило видео Мукисы, пресс-конференцию по вербовке гомосексуалистов и другие подобные события. Притча о блудном сыне поддержала движение бывших геев в Уганде, обеспечив распростертые объятия геям, которые могут говорить о том, что ранее были в этой «греховной» жизни, и публично осуждать свою гомосексуальность. Похоже, что по мере того, как экс-гей-движение утратило свою власть в Соединенных Штатах, оно начало обретать актуальность в других местах.
В 2009 году Джордж Оундо, которого в новостях описывали как бывшую транс-женщину и ЛГБТ-активиста, в СМИ Уганды разразился тирадой о том, как они стали гомосексуалистами в 12 лет. Оундо сказал в телеинтервью, что они «вербовали много-много мальчиков в Джиндже» — городе на юго-востоке Уганды. Они также опубликовали книгу под названием « Мой долгий путь к победе: скованные цепями гомосексуализма ».
В 2018 году Валь Календе, активистка за права ЛГБТК+, которая даже отправилась в тур, спонсируемый Государственным департаментом США в 2010 году за свою активность, выступила по телевидению во время церковной службы с призывом отречься от лесбиянства. Календе в 2022 году написала статью под названием «Неизменная: путешествие христианки-лесбиянки по жизни бывших геев», в которой она извинилась перед ЛГБТК+-сообществом Уганды за свое отречение.
Церковь участвовала в создании и поддержании концепции бывших геев более чем тонкими и метафорическими способами. Евангельские проповедники путешествовали по Африке, озвучивая этот вредный язык.
В начале 2000-х годов американский евангелист Скотт Лайвли участвовал в серии акций против геев, кульминацией которых стал законопроект Уганды 2009 года «Убить геев», предусматривавший смертную казнь за «гомосексуальность при отягчающих обстоятельствах». Лайвли написал такие книги, как
В той же поездке и выступая на той же конференции, что и Лайвли, были евангелисты Калеб Ли Брандидж, который сказал, что раньше был геем, и член правления Exodus International Дон Шмирер. Шмирер назвал отсутствие хорошего воспитания причиной гомосексуализма и, по его словам, сказал, что 56 процентов гомосексуалистов в детстве подвергались жестокому обращению, которое превратило их в гомосексуалистов.
После этой конференции Лайвли также выступил перед парламентом Уганды, где он назвал гомосексуальность западным импортом, предназначенным для распространения «болезни» среди детей.
Если геев не удастся представить как хищников, то можно будет поставить под вопрос крайние меры против них.
Это переосмысление гомосексуализма как родственного педофилии, наряду с широким использованием подобных формулировок, призвано узаконить реакцию и подавление со стороны правительств и учреждений. Если геев не удастся представить как хищников, то можно будет поставить под вопрос крайние меры против них. Тем не менее, насилие, с которым сталкиваются ЛГБТК+ люди в Африке, было оправдано этими анти-гей-группами посредством построения повествования о намерении «них» нацеливаться на детей.
Та же самая риторика, связывающая гомосексуальность и педофилию, осталась практически неизменной по сравнению с тем, как евангелисты создавали панику вокруг геев в первые дни движения против геев. В письме 1981 года американский проповедник Джерри Фалуэлл описал геев как «вербовщиков», заявив, что «многие из них преследуют моих детей и ваших детей» и что их «нельзя вовлекать в нечестивый образ жизни». Фалуэлл также добавил, что геи угрожают семьям, потому что они не размножаются.
Это похоже на риторику таких людей, как Питер Лабарбера, который в 2007 году ложно заявил, что среди геев наблюдается «непропорционально высокий уровень педофилии».
Эти комментарии о вербовке, уничтожении и угрозе семьям теперь омрачают большую часть дискуссий о гомосексуализме в нескольких африканских странах. Они присутствовали на пресс-конференции Мукисы, в настоящее время используются, когда парламент Ганы обсуждает драконовский закон против геев, и продолжают циркулировать в движении против ЛГБТК+ на континенте. В африканском контексте визиты и выступления известных американцев, таких как Лайвли и Фалуэлл, узаконивают гомофобию; их прямые белые мужчины венчают это доверием.
Я не хочу оправдать гомофобию Уганды, Ганы или других африканских стран или предположить, что они неспособны на это без внешней поддержки. Они есть.
Несмотря на то, что идентичность ЛГБТК+ существовала в Африке еще до колониализма, ее существование не всегда приветствовалось и допускалось. Например, хотя гомосексуальность для народа занде в Южном Судане был коренным и обычным явлением, к женщинам он относился более резко; лесбиянство считалось колдовством и даже могло повлечь за собой казнь.
Авраамические религии усугубили гомофобию, и она могла бы стать широко распространенной на континенте без поддержки евангелистов США.