Что такое ксенофобия? 10 способов борьбы с ней | Проза жизни
Любимая всеми Википедия пишет про ксенофобию следующее.
Ксенофо`бия (от греч. ξένος, «чужой» и φόβος, «страх») — ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления. Также может (редко) трактоваться буквально, как навязчивый страх перед другими людьми, то есть фобия в клиническом смысле.
Прочитав всю статью в Википедии и все ссылки по ней, можно увидеть, как многогранна эта тема. Каждый найдет интересный момент, ту грань феномена, которая близка ему.
А вот, что пишут американцы в статье «Десять способов бороться с ксенофобией»
Общественная организация «Обучение Толерантности»/Teaching Tolerance распространяет памятку для всех людей, которых возмущает ненависть к людям с иным цветом кожи, иной национальности, религии, сексуальной ориентации и пр.
Способ 1. Действуйте!
Делайте что-нибудь. Во время преследований агрессоры и жертвы воспринимают молчание общества как скрытое одобрение подобных действий. Ксенофобия процветает лишь тогда, когда люди ничего не делают, чтобы ее остановить.
Способ 2. Объединяйтесь!
Позвоните друзьям и сослуживцам. Организуйте союзы с церквями, школами, клубами, общественными организациями. Подключайте средства массовой информации, полицию, детей. Вовлекайте всех, предлагайте и обсуждайте любые идеи, чтобы каждый был вовлечен в эту борьбу. Вы можете остановить и изолировать группы, пропагандирующие ксенофобию. Вы можете воспитать детей и взрослых. Вам может казаться, что ненависть волнует только Вас — на самом деле это не так. Вы будете поражены, сколько у Вас появится союзников.
Способ 3. Поддерживайте жертв.
Жертвы «преступлений ненависти» особенно уязвимы — они чувствуют страх, беспомощность и одиночество. Их атакуют только за то, что они есть — за их цвет кожи, национальность, сексуальную ориентацию. Молчание усугубляет их изоляцию.
Если Вы стали жертвой — сообщите обо всех деталях инцидента и обратитесь за помощью. Если Вы узнали о Вашем соседе, ставшем жертвой «преступления ненависти» — продемонстрируйте, что сочувствуете ему и поддерживаете его. Дайте жертвам возможность понять, что они не одиноки. Могут помочь даже самые простые знаки внимания — телефонный звонок, письмо…
Способ 4. Делайте домашнюю работу.
Вы должны знать «группы ненависти». Их необходимо идентифицировать, понять их символику и программу. Чтобы правильно реагировать, Вам необходима точная информация и знание предмета.
Способ 5. Предлагайте альтернативу.
Ненависть не запрещена законом. Ксенофобы имеют право проводить мирные демонстрации. Ваши усилия должны быть сосредоточены на организации акций, которые пропагандируют терпимость.
Способ 6. Не участвуйте в митингах и демонстрациях, пропагандирующих ненависть.
Понятно, что Вы хотите физически выразить свое неприятие подобных идей. Однако любое насилие играет на руку лишь «группам ненависти».
Способ 7. Говорите!
Ксенофобия должна быть объяснена и осуждена. Помогайте журналистам искать информацию. Спорьте с представителями «групп ненависти» на открытых форумах и в Интернете. Стремитесь доказать, что ненависть разрушает, а единство — помогает миру и процветанию.
Способ 8. Обращайтесь к лидерам.
Чиновники и политики могут стать Вашими важными союзниками в борьбе с ксенофобией. Однако некоторые из них вынуждены будут преодолеть свои собственные предубеждения. Если известные и уважаемые люди выступают в поддержку жертв «преступлений ненависти», то жертвы не чувствуют себя брошенными обществом, члены общества ощущают себя в безопасности, а пространство, необходимое для действий и диалога, расширяется. Молчание лидеров создает вакуум, в котором распространяются слухи, жертвы чувствуют себя беззащитными, а агрессоры, наоборот, думают, что их поддерживают власти.
Способ 9. Смотрите вперед.
Пропагандируйте терпимость и боритесь с предубеждениями до тех пор, пока произошло преступление. Ненависть не приходит со стороны, она взращивается рядом с Вами. Она приобретает силу в обществах, граждане которых бессильны и безголосы, где различия — причина страха, а не предмет для гордости. Главное средство борьбы с ненавистью — воспитание людей, которое начинается с самого себя.
Способ 10. Учитесь толерантности.
Предубеждения появляются в детском возрасте. В трехлетнем возрасте малыш уже понимает различия в цвете кожи и может гордиться или страдать от этого. В 12 лет подросток приобретает стереотипы о расовых, этнических и религиозных группах. Поскольку стереотипы оправдывают и обосновывают ненависть, большинство преступлений совершаются молодыми людьми, не достигшими 20-летнего возраста. Поэтому обучение терпимости должно начинаться с самого раннего детства.
Толерантность — это личное решение. Она приходит в результате обучения и принятия принципа, что все люди полезны и равны. Мы все выросли, приобретя определенные предрассудки.
Вы можете проанализировать свою речь и поступки.
Насколько часто Вы называете других «провинциалами» или «черными»?
Рассказываете ли Вы анекдоты про гомосексуалистов?
Насколько широк Ваш круг общения?
Сколько представителей меньшинств живет, работает, учится рядом с Вами?
Сколько таких детей в школе, где учится Ваш ребенок?
Имеете ли Вы мужество попросить своих друзей не рассказывать расистских, сексистских, гомофобных анекдотов в Вашем присутствии?
Пытаетесь ли Вы получить информацию об иных культурах?
Пробовали ли Вы выслушать людей, к которым относитесь с предубеждением?
Теги: культура поведения, фобия, психология общения, ксенофобия, расизм, воспитание
Украина и ксенофобия
soundcloud.com/player/?url=http%3A%2F%2Fapi.soundcloud.com%2Ftracks%2F459173013&color=%23ff5500&auto_play=false&hide_related=true&show_comments=false&show_user=true&show_reposts=false&show_teaser=true»>Виталий Портников: Что происходит с правами национальных меньшинств в Украине? Какова ситуация с антисемитизмом? Об этом наша сегодняшняя программа, но вначале сюжет, который подготовил мой коллега Владимир Ивахненко.
Владимир Ивахненко: Повод для обеспокоенности проблемой ксенофобии и антисемитизма дали минувшей весной сразу несколько инцидентов в разных городах Украины. В начале мая антисемитские призывы звучали от националистов в ходе «Марша украинского порядка» в Одессе, под Львовом, а затем в Киеве радикально настроенные участники националистических групп разгромили и подожгли поселения ромов. В середине мая разгорелся скандал вокруг украинского консула в Гамбурге Василия Марущинца, публиковавшего в Фейсбуке антисемитские и ксенофобские лозунги, а месяцем раньше львовская учительница в социальной сети поздравила с днем рождения лидера нацистов Адольфа Гитлера. Президент Украины Петр Порошенко осудил «проявления нетерпимости, дискриминации и антисемитизма в стране» и потребовал решительных действий от правоохранительных органов. Недавно обнародованы результаты опроса исследовательского центра PEW, согласно которым уровень антисемитизма в стране оказался самым низким среди стран Центральной и Восточной Европы. Для Украины этот показатель составляет 5%, для Польши – 18%, а для Греции – 22%.
В конце апреля пятьдесят американских сенаторов обвинили Украину и Польшу в государственной поддержке антисемитизма. Украинские эксперты заявляют, что невозможно всерьез говорить о поддержке антисемитизма на государственном уровне в стране, премьер-министр которой – еврей, просивший прощения в Кнессете Израиля за участие украинцев в Холокосте. В МИД Украины отмечают, что антисемитские провокации нередко «инспирируются кремлевским режимом, который с помощью инструментов гибридной агрессии пытается расшатать политическую ситуацию. В октябре 2017 года полиция Украины заявила о разоблачении преступной группировки, годами совершавшей нападения на места религиозного паломничества, памятники архитектуры и синагоги. По данным украинских правоохранительных органов, деятельность преступников координировалась из России.
Пятьдесят американских сенаторов обвинили Украину и Польшу в государственной поддержке антисемитизма
В Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью констатируют, что главные жертвы дискриминации – не евреи, а ромы и представители ЛГБТ-сообщества. Рост ксенофобских настроений в обществе нередко используют политические силы правого толка в борьбе за голоса избирателей. По мнению директора Украинского института национальной памяти Владимира Вятровича, «в стране, которая отстаивает свободу на войне в Донбассе, ксенофобские и антисемитские заявления или проявления не только отвратительны, но и опасны, особенно если они звучат из уст участников этой войны, поскольку бросают тень и на других борцов за свободу и служат дискредитации самой идеи такой борьбы».
Виталий Портников: Гость нашего эфира – руководитель группы мониторинга прав национальных меньшинств Вячеслав Лихачев. Что на самом деле происходит, как в общем можно охарактеризовать этот процесс?
Вячеслав Лихачев: Украинские общество после Майдана переживает очень бурные и противоречивые процессы. Здесь происходит много как хорошего, так и не очень хорошего, поэтому обобщать сложно. Я согласен с теми исследователями (и это подтверждается данными социологических опросов), что, особенно после Майдана, хотя этот процесс начался не в 2014 году, в Украине интенсивно идет формирование консолидированной политической гражданской нации, в которую естественным образом включаются национальные меньшинства. Это процесс выражается как в активном участии национальных меньшинств в политической и общественной жизни страны, так и в том, как общество начинает быть все более и более открытым для них, украинская культура все отчетливее понимает себя как культуру, которая включает в себя различные компоненты исторического наследия различных этнических меньшинств. Этот процесс, наверное, необратим, это основной процесс, который происходит.
Одновременно, особенно с учетом специфики, которая вызвана российской агрессией, украинский народ очень активно переживает поиск собственной идентичности. Это выражается в необходимости каких-то исторических примеров борьбы за независимость, что не всегда однозначно воспринимается нашими соседями. Этот поиск выражается в усилении роли украинского языка в образовании, что вызвало протесты в Венгрии и ряде других стран: новый закон об образовании переводит все школы на украинский язык. Есть такая совокупность разнонаправленных процессов, которую обобщенно можно назвать формированием украинской нации. Но здесь есть как гражданская поликультурная составляющая, так и более украинская этноцентрическая история.
Виталий Портников: В европейских странах, где политические нации сформировались уже довольно давно, тоже есть свои проблемы с национальными меньшинствами: никому не удается этого избежать, даже в такой ситуации.
Вячеслав Лихачев: Разумеется.
Виталий Портников: Вы говорите о российской агрессии: в такой ситуации серьезные проблемы должны были бы быть у этнических русских, проживающих в Украине. Однако это как раз та национальная группа, о проблемах которой не говорит даже российская пропаганда. Если о чем-то и говорят, то о том, что русскоязычное население пытаются лишить возможности получать образование на родном языке, что стало меньше русских каналов и изданий. Но проблема русского по национальности человека (а здесь живут миллионы таких людей) не выдвигается на первый план вообще никем: ни сторонниками формирования украинской нации, ни их оппонентами. Почему так происходит?
Вячеслав ЛихачевВячеслав Лихачев: Я думаю, это связано со спецификой русской этнической культуры, русских как этнического меньшинства, не только в Украине, но и в других постсоветских странах. Это люди, которые не унаследовали естественным образом сформировавшейся культуры, а находятся, скорее, в инерционной следе русскоязычной советской культуры. Они в какой-то степени оторваны и от современной российской культуры, по крайней мере, не живут в тех социальных процессах, в которых живут Российская Федерация, они в большей степени находят свою идентичность укорененной не в русскую этническую, а в русскоязычную советскую культуру. И носителями этой русскоязычной советской идентичности являются, разумеется, не только русские по своему этническому происхождению.
Виталий Портников: По идее, в условиях, когда такая украиноцентричность становится доминирующей в обществе, должны иметь огромный авторитет правые движения. Они должны были бы претендовать на власть, но, как правило, на парламентских и президентских выборах представители таких политических сил получают буквально несколько процентов голосов.
Вячеслав Лихачев: Не было ничего удивительного в том, что «Свобода» крайне слабо выступила на выборах 2014 года. Удивителен был ее успех в 2012 году. Если посмотреть на постсоветскую политическую историю Украины, то этнонационалисты, ультраправые никогда успешно не выступали на выборах. В 2006 году у «Свободы» было 0,36% голосов избирателей. Это несколько отличает Украину от обычного постсоветского, посткоммунистического контекста стран Восточной Европы: в ситуации развала привычной модели идентичности, сложного социально-экономического перехода, который крайне болезненно воспринимается значительными слоями общества, обращение к этнонационалистической идеологии было свойственно самым разным странам в Восточной Европе, начиная с 90-х годов. Партии, аналогичные «Свободе»: «Великая Румыния», «Лига польских семей», не говоря уже о России с ее «Родиной» и Либерально-демократической партией Жириновского, в лучше свои моменты получали до 20% голосов. В Украине ничего такого не было. Украинские националисты после появления на политической карте независимой Украины не смогли сделать того, что было их основной программной задачей: «добейся украинской независимости или умри в борьбе за нее». После обретения Украиной независимости, причем не в результате усилий националистов, они никак не могли найти своего места и предложить обществу какой-то интересной повестки дня.
Этнонационалисты, ультраправые никогда успешно не выступали в Украине на выборах
В уникальной ситуации 2012 года, когда после прихода к власти Януковича сформировалось очень резкое и поляризованное противостояние власти и общества в целом, в «Свободе» увидели радикальный противовес Партии регионов. За нее голосовали не потому, что 10% населения внезапно стали поддерживать ее националистические, а на тот момент и откровенно ксенофобские лозунги, а потому, что в ней увидели реальную оппозицию Януковичу. После того, как эта ненормальная ситуация противостояния общества и власти была снята с повестки дня, ультранационалисты вернулись к своему более-менее естественному проценту поддержки.
Виталий Портников: Но, с другой стороны, может быть, за «Свободу» голосовали как раз потому, что у Партии регионов была такая ярко выраженная советская ценностная программа?
Вячеслав Лихачев: Безусловно, в «Свободе» видели оппозицию не только потому, что таковы были ее лозунги, но и потому, что власть ассоциировалась и с пророссийской культурной программой на внутриполитической арене, и с российской геополитической ориентацией на внешнеполитической. «Свобода», которая откровенно позиционировалась как антироссийская, ультранационалистическая сила, была в этом смысле противовесом. И это тоже интересно, потому что «Свобода», на момент выборов 2012 года выступавшая с евроскептическими лозунгами, имела среди своих избирателей наибольший процент людей, которые поддерживали евроинтеграцию. Так что за «Свободу» голосовали не потому, что она – радикально националистическая ксенофобная партия, а именно потому, что она представляла собой некоторую противоположность геополитическому и культурно-политическому выбору режима Януковича.
Виталий Портников: Мне иногда кажется, что в Москве очень хотели бы, чтобы украинский избиратель голосовал как раз за националистов, за ультрарадикальные организации, чтобы показать: видите, это их система ценностей, вот с чем мы боремся! Так было, когда главной политической силой в российской пропаганде, но не на украинской политической сцене стал «Правый сектор». Это был совершенно удивительный перекос.
Вячеслав Лихачев: Да, в 2014 году это было очень показательно и забавно. Весной 2014 года «Правый сектор» был второй по упоминаниям в СМИ политической силой в России после правящей партии «Единая Россия». Это показывает совершенную неадекватность того внимания, которое Россия уделяла этой политической силе. Конечно, было бы совершенно замечательно для российской пропагандистской картинки, если бы украинский избиратель поддерживал радикальных националистов. Но можно совершенно точно утверждать, что для режима Януковича «Свобода» была очень удобным спарринг-партнером, и ее в какой-то степени искусственно раздували на каналах, которые полностью контролировались тогдашней администрацией президента и правящей партией.
Виталий Портников: Что реально происходит с антисемитизмом? Украина постоянно появляется в каких-то сводках и мониторингах; здесь упоминалось о письме группы американских конгрессменов, которое наделало немало шума в Киеве. Читая текст этого письма, я заметил, что в качестве проявления антисемитизма конгрессмены воспринимают некоторые акты историко-номинативного характера. Например, улицы называются именами лидеров украинских националистов Степана Бандеры и Романа Шухевича, но сами местные власти, принимающие такие решения, действуют так не по этому поводу. Они вообще думают о Бандере или Шухевиче не как о врагах евреев или поляков, а как о людях, которые боролись с Россией. Вот это, мне кажется, главный движущий момент. Но в Соединенных Штатах или в европейских странах это воспринимается иначе.
Вячеслав Лихачев: Даже историки, которые специально занимаются этим вопросом, не могут сойтись во мнении, как, например, Шухевич относился к евреям, был ли он лично носителем антисемитских взглядов. По крайней мере, в этом конкретном письме конгрессменов и для части западной публики такое отношение к лидерам националистических движений середины ХХ века является иллюстрацией украинского антисемитизма. В качестве примеров антисемитизма в упоминавшемся письме конгрессменов есть пара случаев реально происходившего вандализма. Здесь я, как человек, занимающийся мониторингом преступлений на почве ненависти, могу сказать, что динамика в сфере преступлений на почве антисемитизма в последние 15 лет, конечно, есть. В Украине, как и в любой другой европейской стране, фиксируется определенный уровень актов вандализма. Но в 2017 году в Украине не было зафиксировано ни одного случая насилия на почве антисемитизма.
Другое обоснование антисемитизма – это политика памяти, деятельность Института исторической памяти, переименование улиц и то, что в письме называется героизацией нацистских коллаборантов. Это крайне болезненно и без понимания воспринимается на Западе. Даже если оставить в стороне вопрос о том, насколько осмотрительно поступает украинское общество в своей исторической политике памяти, очевидно, что к антисемитизму это не имеет просто никакого отношения.
Третье обоснование, которое приводится в этом письме, – это деятельность современных ультранационалистических организаций. Я могу предоставить реальные примеры того, что некоторые ультраправые группы действительно задействованы в каких-то антисемитских инцидентах, но в письме в качестве иллюстрации приводится, например, факельное шествие по поводу годовщины создания УПА, ошибочно датированное ноябрем прошлого года, и это уже должно быть примером антисемитизма (а также кто-то там использовал нацистское приветствие). Если вернуться из этой позиции стороннего наблюдателя к реалиям, то по результатам и социологических исследований, и мониторинга преступлений на почве антисемитизма можно уверенно утверждать, что никакого его всплеска не наблюдается, а если смотреть на динамику, то наиболее проблемные периоды с точки зрения количества антисемитских инцидентов в Украине были где-то 10 лет назад, в 2007-2008 годах.
Виталий Портников: Тогда почему возникают такого рода мнения?
Вячеслав Лихачев: Прежде всего, тут важно пристальное внимание международного сообщества ко всему, что происходит в Украине. Украина как общество, которое драматическим образом меняется и пытается соответствовать некоторым высоким стандартам соблюдения прав человека, находится под лупой международного сообщества. В этом смысле есть определенные стереотипы, связанные с непростой историей украино-еврейских взаимоотношений, начиная от Богдана Хмельницкого, через Петлюру до сложных перипетий времен Второй мировой войны, которые сформировали некоторое стереотипное представление, упрощенно выглядящее так, что украинцы – это нация антисемитов, в украинской культуре и истории антисемитизм укоренен, и любые обращения к историческим фигурам проблемного периода являются свидетельством того, что Украина не извлекла уроков и продолжает быть антисемитской страной.
Любой антисемитизм вызывает такое ажиотажное внимание, что все остальное уходит в тень
Отчасти с этим связана и очень упрощенная черно-белая картинка истории середины и начала ХХ века, сформировавшаяся не только по отношению к Украине, но и по отношению ко всем восточноевропейским и постсоветским странам между нормальной Европой и Российской империей, Советским Союзом, которые на Западе воспринимаются без того, чтобы вдаваться в подробности конкретных исторических выборов тех или иных людей. Для западного общества совершенно очевидно, что во Второй мировой войне выбор нацистской Германии в качестве союзника есть абсолютное зло, и если Шухевич вошел во Львов в немецкой форме, будучи командиром батальона немецкой разведки, то он, соответственно, нацистский коллаборант, и на любое упоминание его фамилии в позитивном контексте должно быть наложено табу. Никто не задается вопросом, почему фигура того же Шухевича сейчас важна для Украины, почему он сделал такой конкретный выбор, что происходило с ним дальше и с чем он ассоциируется для современных украинцев. Для западного наблюдателя достаточно того факта, что он был офицером немецкой армии, чтобы с совершенно искренним негодованием воспринимать увековечение его имени.
Еще один фактор – это, конечно, российская пропаганда. Я не знаю, было ли инициировано это конкретное письмо конгрессменов некими лоббистскими структурами, которые занимаются продвижением пророссийской и, в частности, антиукраинской повестки дня в западной политике. Но я точно знаю, что, например, в 2013 году, когда было подписано похожее письмо по поводу антисемитизма «Свободы», оно было инициировано работающими на Кремль израильскими политтехнологами. Но, вообще говоря, не важно, было ли конкретное письмо инициировано в рамках конкретной пропагандистской кампании, потому что рамочная схема, которая транслируется на Запад, такова, что на Западе формируется образ фашистской антисемитской Украины, и обвинения Украины в антисемитизме воспринимаются естественно.
Виталий Портников: Что могут тут сделать украинцы? Может быть, украинское государство не очень работает со всеми этими вещами? А для людей это, возможно, какие-то естественные вещи, которых они не замечают. В Киеве люди проходят мимо памятника Шолом-Алейхему или мемориальной доски памяти Голды Мейер, даже не замечая их: это просто элементы городского пейзажа.
Вячеслав Лихачев: Любой антисемитизм вызывает такое ажиотажное внимание, что все остальное уходит в тень. Я часто общаюсь с западными журналистами. Я говорю им: я очень хотел бы, чтобы иностранные журналисты, которые пишут на еврейскую тему относительно Украины, интересовались не антисемитизмом, а современной еврейской культурной и научной жизнью в Украине, сегодняшней жизнью еврейских общин, богатым культурным историческим наследием украинского еврейства, тем, как оно поддерживается, еврейским музейным делом, наследием еврейских писателей. В контексте многовекового сосуществования еврейской общины антисемитизм сегодня – это маргинальная тема, но она имеет оттенок ажиотажности, беспокоит и привлекает внимание.
Украина как государство, конечно, в этом плане делает очень мало и не все удачно. Главная проблема не в том, что украинское государство недостаточно активно себя позиционирует на международной арене. У него для этого недостаточно ресурсов, понимания проблематики, опыта, но все это нарабатывается, мы этому учимся. Основная проблема в том, что в случае с переименованиями или с законом об образовании украинское государство решает свои внутриполитические задачи, не очень думая о том, как это будет выглядеть для стороннего наблюдателя. А мне представляется, что это очень важный фактор. Если Украина хочет интегрироваться в европейское культурно-информационное пространство, она должна понимать, с чем она интегрируется и как она выглядит. Для Украины важна финансовая и даже военная поддержка США и международного сообщества. Часто слышатся голоса: Украина не должна позволить себе диктовать, каких героев нам чествовать. Это, конечно, хорошая позиция, но кому надо, чтобы Украина хорошо выглядела в глазах мира – Соединенным Штатам, Польше или самой Украине? Это надо самой Украине, поэтому ей волей-неволей необходимо задумываться о том, как она выглядит на международной арене, и принимать это во внимание.
Что такое антисемитизм? | IHRA
О не имеющем обязательной юридической силы рабочем определении антисемитизма IHRAIHRA — единственная межправительственная организация, уполномоченная заниматься исключительно вопросами, связанными с Холокостом. мы решили взять на себя ведущую роль в борьбе с ним. Но чтобы приступить к решению проблемы антисемитизма, должна быть ясность в отношении того, что такое антисемитизм.
Эксперты Комитета IHRA по антисемитизму и отрицанию Холокоста достигли международного консенсуса в отношении не имеющего обязательной юридической силы рабочего определения антисемитизма, которое затем было принято на пленарном заседании. Тем самым IHRA подала пример ответственного поведения другим международным форумам и предоставила своим странам-членам важный практический инструмент.
Рабочее определение дало возможность многим бороться с ростом ненависти и дискриминации на национальном уровне. Информацию об одобрении и принятии рабочего определения антисемитизма IHRA можно найти здесь.
Противодействие антисемитизму сегодня также означает противодействие искажению Холокоста. Изучите Инструментарий IHRA против искажения информации о Холокосте , чтобы узнать больше и найти способы принять участие.
Рабочее определение антисемитизма
В духе Стокгольмской декларации, в которой говорится: «Поскольку человечество все еще страдает от … антисемитизма и ксенофобии, международное сообщество несет торжественную ответственность за борьбу с этим злом», комитет по антисемитизму и отрицанию Холокоста созвал пленарное заседание IHRA в Будапеште в 2015 г. принять следующее рабочее определение антисемитизма.
26 мая 2016 г. пленарное заседание в Бухаресте постановило:
Принять следующее не имеющее обязательной юридической силы рабочее определение антисемитизма:
«Антисемитизм – это определенное восприятие евреев, которое может выражаться в ненависти к евреям. Риторические и физические проявления антисемитизма направлены против евреев или неевреев и/или их имущества, против институтов еврейской общины и религиозных объектов».
Нижеследующие примеры могут служить руководством в работе IHRA: Однако критику Израиля, подобную критике любой другой страны, нельзя считать антисемитской. Антисемитизм часто обвиняет евреев в заговоре с целью причинения вреда человечеству и часто используется для обвинения евреев в том, «почему что-то идет не так». Он выражается в речи, письме, визуальных формах и действиях, использует зловещие стереотипы и отрицательные черты характера.
Современные примеры антисемитизма в общественной жизни, средствах массовой информации, школах, на рабочем месте и в религиозной сфере могут, принимая во внимание общий контекст, включать, но не ограничиваться:
- Призывы, помощь или оправдание убийство или причинение вреда евреям во имя радикальной идеологии или экстремистского взгляда на религию.
- Создание лживых, дегуманизирующих, демонизирующих или стереотипных утверждений о евреях как таковых или о власти евреев как коллектива, таких как, в частности, но не исключительно, миф о мировом еврейском заговоре или о том, что евреи контролируют средства массовой информации, экономику, правительство или другие общественные институты.
- Обвинение евреев как народа в том, что они несут ответственность за реальные или воображаемые правонарушения, совершенные отдельным евреем или группой, или даже за действия, совершенные неевреями.
- Отрицание факта, масштабов, механизмов (например, газовых камер) или преднамеренности геноцида еврейского народа со стороны национал-социалистической Германии и ее сторонников и пособников во время Второй мировой войны (Холокост).
- Обвинение евреев как народа или Израиля как государства в изобретении или преувеличении Холокоста.
- Обвинение еврейских граждан в том, что они более лояльны к Израилю или к предполагаемым приоритетам евреев во всем мире, чем к интересам своего собственного народа.
- Отказ еврейскому народу в его праве на самоопределение, например, заявляя, что существование Государства Израиль является расистским стремлением.
- Применение двойных стандартов, требуя от него поведения, не ожидаемого и не требуемого от любой другой демократической нации.
- Использование символов и изображений, связанных с классическим антисемитизмом (например, заявления о том, что евреи убили Иисуса, или кровавый навет), чтобы охарактеризовать Израиль или израильтян.
- Сравнение современной израильской политики с политикой нацистов.
- Привлечение евреев к коллективной ответственности за действия государства Израиль.
Антисемитские действия являются уголовными преступлениями , если они так определены законом (например, отрицание Холокоста или распространение антисемитских материалов в некоторых странах).
Преступные действия являются антисемитскими , когда цели нападений, будь то люди или имущество, например, здания, школы, места отправления культа и кладбища, выбираются на том основании, что они являются или воспринимаются как евреи или связаны с евреями .
Антисемитская дискриминация — это отказ евреям в возможностях или услугах, доступных другим, и во многих странах является незаконным.
Ксенофобия — страх или презрение к иностранцам или незнакомцам и людям. [1] Происходит от греческих слов ξένος ( xenos ), означающих «иностранец», «чужой», и φόβος ( phobos ), означающих «страх». Этот термин обычно используется для описания страха или неприязни к иностранцам или вообще к людям, отличным от вас самих. Дополнительные рекомендуемые знания
ОбщийКак и при всех фобиях, ксенофобный человек осознает страх и поэтому должен на каком-то уровне верить, что целью на самом деле является иностранец. Возможно, это отделяет ксенофобию от расизма и обычных предубеждений, поскольку человек другой расы не обязательно должен быть другой национальности. В различных контекстах термины «ксенофобия» и «расизм» кажутся взаимозаменяемыми, хотя они имеют совершенно разные значения (ксенофобия основана на месте рождения, расизм — на родословной). Например: не любить чернокожего из Франции за то, что он француз, — это ксенофобия, а не любить его за то, что он черный, — это расизм. Для ксенофобии есть два основных объекта фобии. Во-первых, это группа населения, присутствующая в обществе, которая не считается частью этого общества. Часто это недавние иммигранты, но ксенофобия может быть направлена против группы, которая существовала веками. Эта форма ксенофобии может вызывать или способствовать враждебным и насильственным реакциям, таким как массовое изгнание иммигрантов или, в худшем случае, геноцид. Вторая форма ксенофобии носит прежде всего культурологический характер, а объектами фобии являются культурные элементы, считающиеся чуждыми. Все культуры подвержены внешнему влиянию, но культурная ксенофобия часто имеет узкую направленность, например, на иностранные заимствования в национальном языке. Это редко приводит к агрессии против отдельных лиц, но может привести к политическим кампаниям за культурное или языковое очищение. Изоляционизм, общее неприятие иностранных дел, не совсем точно описывается как ксенофобия. Кроме того, в мире научной фантастики ксенофобия может относиться к страху или ненависти к внеземным культурам или существам. В историиЯпонияС 1641 по 1853 год в Японии проводилась политика исключения практически всех иностранцев (а не просто избегание международных отношений), известная как «национальное закрытие», или сакоку. В начале 19 века ученые Мито выступали за дзёи, насильственное изгнание «варваров», хотя их там почти не существовало. К середине 19 века, когда давление извне усилилось, некоторые японские ученые и лидеры связали «западное обучение» и «нативистские исследования» (кокугаку) с целью построения нации. [2] Нихондзинрон, широко популярный тип документальной литературы, возникший во второй половине 20-го века, был описан как ксенофобский, [3] , хотя в большинстве произведений этого жанра этот элемент отсутствует. В настоящее время единственной правовой защитой иностранных граждан от ксенофобии является статья 14 Конституции, которая гласит: «Все люди равны перед законом, не допускается дискриминация в политических, экономических и социальных отношениях». из-за расы, вероисповедания, пола, социального положения или семейного происхождения[…]». Япония ратифицировала МКЛРД в 1995, но не принял соответствующего законодательства в соответствии со статьей 2b, одновременно используя права на «свободу выражения мнений» в качестве защиты от положений статей 4a и b. В отчете Специального докладчика ООН по вопросам расовой дискриминации Дуду Дьена за 2006 год содержится резкая критика нынешней японской ксенофобии и продолжающихся дискриминационных практик, которые включают трудности с доступом к жилью, жилью (гостиницам) и другим коммерческим учреждениям, открытым для публики ( спа, бары, ночные клубы, рестораны и др.), основанные на внешности и мифах, а также издевательства в школе над детьми, выглядящими как иностранцы. [4] . Доминиканская РеспубликаС момента образования доминиканской нации правительство продвигало идею о том, что доминиканцы в расовом, культурном и идеологическом отношении отличаются от гаитян, и для того, чтобы доминиканская национальность выжила, гаитянское влияние необходимо контролировать или устранять. Доминиканская нация родилась после восстания 27 февраля 1844 года группы патриотов против жестокого гаитянского режима, вторгшегося на колонизированную Испанией сторону острова. В этом причина некоторой формы антагонизма между двумя странами. А доминиканцы вообще даже не думают, что они расово или даже превосходят гаитян. [5] [6] В 1937 году более 50 000 гаитян были убиты фашистским диктатором Рафаэлем Трухильо в попытке «отбелить» страну. [7] По данным Amnesty International и Human Rights Watch, физические нападения на гаитян участились с 1992 года, а сообщения о линчевании гаитян появились только в 2006 году. Доминиканская Республика, и преследуются властями. [8] Дома подозреваемых гаитян иногда сжигают дотла, а полиция регулярно проводит облавы на людей, «выглядящих как гаитяне» (в этом утверждении нет документально подтвержденных фактов, на которые можно было бы полагаться). Согласно другому отчету New York Times за 2004 год, внукам и правнукам гаитян отказывают в выдаче свидетельств о рождении, медицинском обслуживании, образовании и социальных услугах из-за их расы и происхождения. [9] [10] [11] [12] ШвейцарияВо время швейцарских федеральных выборов 2007 года правая популистская Швейцарская народная партия получила 29% мест в парламенте, что является самым высоким показателем, достигнутым любой партией со времен Первой мировой войны. настроения, опубликовав скандальный плакат во время своей кампании, на котором белая овца сбрасывает черную овцу со швейцарского флага. Плакат был осужден ООН. [14] В ходе предвыборной кампании партия также предложила внести изменения в Уголовный кодекс, позволяющие судьям депортировать иностранцев, виновных в тяжких преступлениях, после отбытия ими наказания. Если преступник моложе 18 лет, предлагаемый закон позволяет депортировать всю семью преступника сразу после вынесения приговора. [15] Если законопроект станет законом, то это будет первый такой закон в Европе со времен закона Зиппенхафта нацистами. [16] Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ЕКРН) уже сообщала в 2003 г. об определенных случаях ксенофобии в Швейцарии, начиная от дискриминации и неправомерного поведения полиции по отношению к представителям определенных групп меньшинств и заканчивая нетерпимостью в обществе по отношению к определенным группам, особенно африканцы и просители убежища. [17] ТайваньЖители Тайваня западной национальности часто упоминаются в Мин Нан как a dok a , этимология которого, хотя часто неизвестный говорящему, который может не иметь злых намерений, на самом деле является 阿啄仔 «заостренный нос)». [18] Закон о гражданстве Китайской Республики создает препятствия для многих групп иммигрантов в получении гражданство. [19] ТаиландЛюбого человека европеоидной внешности в Таиланде часто называют «фарангом», что некоторые неместные жители считают сленговым словом, похожим по контексту на «чинк» или «ниггер», или бесчеловечным словом, таким как «монголоид». , но на самом деле это сокращенная версия слова «français» для французов, которые были одними из первых европейцев, заявивших о себе в тогдашнем Сиамском королевстве. Слово теперь «контекстно-нейтральное», хотя, возможно, ксенофобское или расистское, когда используется в качестве обобщения, и используется для обозначения любого незнакомого человека европейской внешности. Однако эпитеты «каирк» и «негр», обычные термины, используемые для обозначения людей ближневосточного/южноазиатского и африканского происхождения, соответственно, полностью смехотворны и широко используются даже среди образованных классов. Не существует законов, запрещающих использование этих расистских оскорблений, отчасти из-за националистического мышления тайцев и того факта, что природа оскорблений в целом непонятна. Пониманию в Таиланде проблем ксенофобии мешает строгое иерархическое общество, сохранение которого препятствует и сужает соответствующие социальные образования в пользу национализма и островного единства. Государственный гимн Таиланда (сочиненный в 1932 году Петером Фейтом, сыном немецкого иммигранта и королевским советником по музыке при дворе Таиланда) дважды в день транслируется по громкоговорителям по всей стране. Он гордится независимостью страны и заявляет, что каждый тайец отдаст свою последнюю каплю крови, чтобы не допустить, чтобы хоть один дюйм страны когда-либо управлялся захватчиком, что служит поддержке стремления властей увековечить националистическое мышление. Школа Thewphaingarm в Бангкоке недавно оказалась в центре нежелательного внимания международного сообщества после проведения дня празднования нацистской войны, когда многие ее ученики переоделись в нацистских штурмовиков, надели свастику и отдали честь «zeig heil». [20] Социобиологическое объяснениеПоследствия ксенофобии (неприязнь к генетически непохожей чужой группе и кумовское фаворитизм по отношению к генетически сходной своей группе) анализируются многими социобиологами. Некоторые считают это врожденной биологической реакцией развитого человеческого организма на межгрупповую конкуренцию. В своей знаменитой книге Этнический феномен , Пьер Л. ван ден Берге, профессор антропологии Вашингтонского университета, обсуждает концепции родственного отбора, этнического кумовства и биологически обусловленную тенденцию людей, более сходных генетически, вести себя более великодушно по отношению друг к другу. другой. В книге «Становление зла: как обычные люди совершают геноцид и массовые убийства » автор Джеймс Уоллер утверждает, что все люди «имеют врожденную, созданную эволюцией тенденцию искать близость к знакомым лицам, потому что то, что незнакомо, вероятно, опасно и его следует избегать. Более двухсот социально-психологических экспериментов подтвердили тесную связь между фамильярностью и нежностью. Эта универсальная человеческая тенденция лежит в основе поведенческих проявлений этноцентризма и ксенофобии» (Oxford University Press, USA, 2002, стр. 156). Фрэнк Солтер, исследователь-этолог из Института Макса Планка, рассматривает подобные «табуированные» темы в своей противоречивой книге 9.0089 О генетических интересах: семья, этническая принадлежность и человечество в эпоху массовой миграции ; эта работа была высоко оценена известным новатором в области социобиологии Е.О. Уилсона как «свежий и глубокий вклад в социобиологию человека». Солтер постулирует «врожденный модуль группового происхождения» в человеческом сознании, чтобы объяснить повсеместное распространение этнического кумовства. По мнению Солтера, фаворитизм по отношению к собственной этнической принадлежности является эволюционно обоснованной «объективной» ценностью, и, с точки зрения политической науки, Солтер предлагает «универсальный национализм», при котором все планетарные этнические сообщества или нации имеют право на сохранение своей собственное наследие и самобытность. |