Как наладить отношения с подростком девочкой: 5 советов, как общаться с подростком — Женский журнал «ЗОЛОТОЙ»

Содержание

5 советов, как общаться с подростком — Женский журнал «ЗОЛОТОЙ»

Психологи называют переходный возраст самым трудным периодом в жизни человека. Мы расскажем, как пережить его без потерь.

Рано или поздно все дети становятся подростками, и сложно сказать, кому труднее пережить переходный возраст – им самим или их родителям. Психолог рассказывает, что может сделать мама, чтобы легче пережить этот период. 

Поделиться:


Не нарушай личное пространство

Все подростки ощущают потребность в личной территории даже внутри семьи. Нередко они стремятся к одиночеству и изоляции, ведь впервые так остро осознают свою «отдельность» от родителей. Но мало просто выделить отдельную комнату, важно еще и соблюдать и личные границы.

Читай также: Твоя территория – что такое личные границы и как их отстоять >>>>>

Многие родители не считают нужным стучать в дверь, перед тем как войти, или самостоятельно решают, как обставить комнату, не учитывая желания того, кто там живет. Позволь уже взрослому ребенку самому решать, когда убираться на столе и какой плакат повесить над кроватью. И ни за что не читай его личные записи и не ройся в карманах – разве ты сама не оскорбилась бы таким поступком?

Уважай его чувства

Не стоит ставить под сомнение ценность переживаний ребенка, даже если они кажутся вам «глупыми» и «пустыми». Конечно, с твоей точки зрения школьная влюбленность – это ерунда, а переживания из-за контрольной и вовсе смехотворны. Да, подростки склонны к максимализму и некоторому преувеличению эмоций. Это объясняется простой физиологией – особенностью психики и гормонального состояния.

Читай также: Мамины помощники – 5 советов по воспитанию, которые будут актуальны всегда >>>>>

Принимай своего ребенка всерьез в любом возрасте – это поможет ему осознать, что он имеет право на свои чувства. Позволь ему выражать их без осуждения или насмешки в ответ – тогда он будет куда охотнее делиться переживаниями с тобой и не придется переживать, что тебе «ничего не рассказывают».

Не перегибай с запретами

Природа переходного возраста такова, что дети всегда будут делать все наперекор родителям. Так они «отделяются» и исследуют новые границы. В этот момент родителям важно ослабить чрезмерный контроль и дать ребенку иногда делать даже то, что ты не очень одобряешь.

Читай также: Трудный возраст – 10 работающих советов, как выстроить общение с ребенком >>>>>

Носить дырявые джинсы, покрасить волосы в синий цвет, сделать пирсинг или выбрать не самый престижный вуз – в каждой семье это будет свой перечень. Речь, конечно, не идет о вопросах здоровья и безопасности, но в остальном – дай подростку свободу для самовыражения. Пусть он чувствует, что ты уважаешь его решение и право быть взрослым – так ты сохранишь доверительные отношения и избежишь лишних конфликтов.

Обсуждай, а не критикуй

Несмотря на внешнее равнодушие подростки очень ранимы и чувствительны к критике. Перестань общаться со своим ребенком с позиции «я мама – ты малыш». Он уже не тот пятилетний карапуз, человек вошел в процесс взросления и ждет от тебя соответствующего отношения.

Смотри также: 5 книг, которые захочется прочитать вместе с подростком >>>>>

Взрослые люди не ругают друг друга – они выясняют отношения, обсуждают проблему, ищут общие точки соприкосновения, иногда могут вспылить, но никогда не отчитывают собеседника с позиции «ай-ай-ай, как не стыдно». Ты удивишься, но именно благодаря такому подходу подросток в итоге начнет делиться с тобой более личными моментами.

Соблюдай границы

Потребность в ласке у подростков так же высока. Меняется лишь структура взаимодействия – теперь, в отличие от грудничков, они сами решают, хотят ли они сейчас маминых нежностей. Подросток не всегда готов к родительским объятиям, потому что обостряется потребность в личных границах. Они не дают лишний раз к себе прикоснуться, и это нормально.

Ведь так поступает любой взрослый человек.

Читай также: Счастливы вместе – 7 правил жизни от известных семейных психологов >>>>>

Примите эту ситуацию. Не стоит обижаться, если в ответ на ваше проявление нежности ребенок недовольно буркнет: «Отстань, я не маленький». Просто сейчас ему это не нужно. Но всегда будьте рядом, когда это будет необходимо. Одно объятие в нужный момент заменит тысячу слов.

Валерия Менская

Как строить отношения с подростком

ПодросткиРодителям

Этот трудный возраст психоаналитик Франсуаза Дольто называла «стадией омара». Сбросив один панцирь и не успев нарастить другой, подросток оказывается беззащитным. Он мечется, обороняется и пытается самоутвердиться… через противостояние взрослым.

Экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова напоминает, что «подростковый возраст — время радикальных изменений: меняется внешность, пробуждается сексуальность, возникают новые ощущения, чувства. .. Рушатся внутренние барьеры, но и появляются новые комплексы. И пока не улягутся страхи, связанные с этими изменениями, подросток будет искать себя. Невзирая на риск саморазрушения, а то и самоуничтожения». В этом неистовом стремлении дети «натыкаются» на мнение и авторитет родителей.

«Все, что происходит с подростками, парадоксально, — поясняет Светлана Кривцова. — Они жаждут самостоятельности, но страшатся неизвестности. Они исследуют границы дозволенного, но отказываются их признавать. Чтобы научиться строить новые отношения с другими людьми, подростку нужно отделиться от родителей». Им требуются и твердость, и… гибкость: ведь, налетев на стену, подросток тут же отскакивает от нее, а столкнувшись с преградой, к примеру, из песка, притормаживает, теряя стремительность и неуправляемость.

«Кроме того, многим современным родителям не хватает уверенности в себе, — уточняет психотерапевт. — Трудности, которые испытывает ребенок, расшатывают их самоуважение. Они нередко боятся подростка, но еще больше страшатся самих себя, своего бессилия. Чувствуя их растерянность, подросток теряет к ним доверие и атакует их, хотя и испытывает чувство вины за то, что ведет себя по отношению к ним агрессивно».

Кирилл закончил девятый класс. Он единственный ребенок Натальи. Ей 45 лет, она учительница, работает в той же школе, где учится сын. Отец Кирилла умер, когда мальчику было пять. Вот уже год Кирилл переживает кризис. Отношения стали отстраненными, часто возникают конфликты. Несмотря на взаимное непонимание и сильное раздражение, мать и сын согласились поговорить в кабинете психотерапевта. Жить в постоянном противостоянии невозможно, и в глубине души оба это понимают. И их попытка понять друг друга говорит о том, что они ищут выход из сложной ситуации не поодиночке, а все-таки вместе.

Кирилл: Я не знаю, почему у нас с тобой ничего не получается. Ты всегда во всем права, ты требуешь, требуешь, требуешь… А я не хочу так больше, мне надоели твои законы и придирки! Я все равно не буду таким, как ты… Тебя уважают в школе, даже в моем классе. Но мне ты не доверяешь! Ты слишком много мне запрещаешь. А когда меня на самом деле нужно остановить, ты ничего не делаешь. Я считаю, тебе вообще нет до меня дела. Но почему-то тебя хватает на других, на их проблемы! Когда я слышу от друзей, что с тобой можно нормально поговорить, мне обидно. Я даже завидую им и… ненавижу тебя.

Наталья: Мне приходится быть для тебя и матерью, и отцом. Ты для меня самый важный человек. И когда я ругаю тебя, я не получаю от этого никакого удовольствия. Кто-то должен быть строгим в семье. Но ты вообще меня не слышишь, находишься в каком-то непроницаемом футляре. В одно ухо влетело, в другое вылетело. Так невозможно жить.

— А почему ты сама позволяешь мне так себя вести? (После паузы.) Ты все время следишь, куда я иду, но ты не хочешь видеть, как мне плохо. Тебе вообще неинтересно, почему я делаю то, что тебе не нравится. Вот я тебе ничего и не говорю… Я не хочу, чтобы ты мне помогала.

Я же не такой придурок, как мои одноклассники, я представляю, как ты их слушаешь, а сама зеваешь от скуки. Ты еще спички в глаза воткни, чтобы не заснуть. Мне-то ты просто говоришь — «я устала». Кому нужна такая жизнь, раз ты все время устала и тебе нет дела до собственного сына. Как я могу тебе все рассказывать?

— Я знаю, у тебя сильный характер, но ты не туда расходуешь свои силы. Тебе не со мной нужно проявлять чудеса воли и упорства, а с математикой, которую ты чуть не завалил. Я понимаю, сейчас у тебя такой возраст, тебе нужно самоутверждаться, — но быть таким жестоким по отношению ко мне, к самым близким…

Я хочу жить без твоих указаний, хочу строить свою жизнь сам. Слышишь? У меня своя жизнь!

— Для того чтобы нормально общаться, тебе нужно всего лишь купить мне компьютер, который я хотел. Всего-то купить компьютер! И не ври, что нет денег, ты же купила себе машину. Мне не нужны близкие отношения с тобой. Да у нас их никогда и не было. Я не хочу твоих указаний, я хочу жить свою жизнь. Слышишь? У меня своя жизнь!

— Если бы ты только знал, как мне больно слышать то, что ты сейчас говоришь. Я вижу, что ты запутался, и мне хочется прижать тебя к себе, погладить… Ну что ты скривился? Я ведь твоя мать, и я всегда буду за тебя переживать. И мне так горько, так обидно, что мы все время ссоримся. Ты колючий как еж… Я не могу тебе ничем помочь, потому что ты уходишь от меня, а потом обвиняешь, что я ничего не делаю для тебя… У меня опускаются руки. Ты стал совсем чужим, я чувствую, что теряю тебя.

— Да я просто не могу тебя видеть… Ты вообще несправедлива со мной, причем постоянно. Ты не разрешаешь ходить на ночные тренировки (по паркуру. — Прим. ред.). Тебе не нравятся мои друзья? У меня все время такое ощущение, что я маленький. И это меня бесит. По любому поводу скандал: школа, уборка, друзья, компьютер, мобила… И еда тоже. Я ненавижу салат! Я тебе это с первого класса говорю, а ты опять его готовишь.

Ты просто выносишь мне мозг. Пойми, я и сам все могу! Я и тетке наврал, что у тебя астма, чтобы доказать, что я могу от любого получить то, что захочу. Да, мне нужны были деньги на компьютер. .. Не надо было отбирать мой старый. Почему ты мне не доверяешь? Ну ладно, я тебе врал, ну было. Теперь и тетка тоже мне не верит… После того как я ей сказал, что тебе нужны дорогие лекарства. Ну и что?

— Ты живешь в придуманном мире… Кто-то же должен напоминать тебе о реальности.

«Я всегда объясняю свою позицию»

Дмитрий, 37 лет, учитель географии

«Я всегда говорю своим ученикам: я уважаю себя, свою профессию и предмет, который преподаю. Если мне удается донести до них смысл этих слов, я сразу же чувствую ответную реакцию — меня слышат и видят. Я считаю, учитель должен поставить себя так, чтобы дети его уважали, но при этом чувствовали себя комфортно. И одновременно видели в нем человека, к которому можно обратиться с любым вопросом. При этом мне как учителю необходимо замечать все перемены, которые в школе происходят постоянно, и уметь адаптироваться к ним, быть «в теме».

Только так можно сохранить свой авторитет. Хотя, конечно, с подростками всегда непросто, этот возраст — один из самых сложных, и его необходимо пережить и детям, и родителям, и учителям. В это время дети очень плотно общаются с друзьями и частенько пытаются опробовать на взрослых то, что принято у них в компании: ну-ка, как вы на это отреагируете? Если ученик мне откровенно хамит, я либо перевожу это в шутку, либо разговариваю с ним, объясняю свою позицию, пытаюсь понять его, предложить выход…

Важно, чтобы он убедился, что я не равнодушен, и не чувствовал себя ненужным — эти ощущения распускают детям и руки, и язык. Мне важен и интересен каждый мой ученик, в каждом я стараюсь видеть личность, со своей психикой, историей, особенностями. Если я не буду уважать детей, у них просто пропадет интерес к моему предмету. При этом я очень тщательно соблюдаю дистанцию — если учитель вдруг превратится в «своего», рубахупарня, он не сможет добиться ни уважения, ни результата. Нужно всегда оставаться на ступень выше. Что-то посоветовать, в нужный момент пошутить, но не садиться с ними за одну парту».

— У меня вообще был трудный год. Наша школа — полный отстой. Я не понимаю, зачем мне учить математику, зачем в институт, если потом жить, как ты? Я не знаю, чем буду заниматься, но точно это будет совсем не то, что делаешь ты. Я хочу жить по-другому, понимаешь — по-другому! Я знаю, что иногда делаю много того, что не надо. Вот с астмой я явно перегнул…

— Саша (тетя. — Прим. ред.) и дед теперь не могут относиться к тебе по-прежнему. А мне каково смотреть им в глаза? А твои друзья — они все тебя старше, — зачем ты им нужен? Они просто тянут из тебя деньги! Вы все время просиживаете в кафе… Я не могу молчать, я же прекрасно вижу и знаю, чем это все закончится!

— А я все равно буду делать, что хочу. Я хочу все попробовать, мне надо понять, что вообще я могу. А друзья меня понимают. Мне с ними интересно. Так что это не провокация, как думаешь ты.

— Тебя перевели в десятый класс только потому, что я работаю в этой школе. А математику ты просто завалил! Как ты закончил год — это же ужасно. И ты все время уверял меня, что все под контролем! Получается, что я тебя плохо воспитала, что я не справилась, и это все видят в школе…

Мне больно даже не от того, что ты говоришь, — мне больно, что у нас с тобой нет контакта

— Я сам не думал, что все так получится. Хотя весь год я действительно валял дурака, это было. Но в школе — вообще бред. Там нет ничего интересного… А все эти напряги вокруг ЕГЭ? А вот паркур мне нравится. И тренер нормально нас всех строит, а начинаются тренировки так поздно, потому что город должен заснуть, чтобы мы могли нормально работать. Мне нужно время, чтобы понять, чего я действительно хочу. А я все время только и занимаюсь… наведением порядка.

— Когда ты начинаешь на меня орать, я чувствую, что ты меня совсем не уважаешь. Мне стыдно и очень обидно. Еще и потому, что я могу решить любой конфликт на работе, там меня считают самым невозмутимым человеком, а с тобой я не выдерживаю и двух минут. Особенно когда слышу от тебя: «Ты мне надоела!»

— Ну я знаю, что тебе неприятно. Но пойми: слова, они выскакивают сами собой. Обычно я сразу начинаю жалеть, что разного там наговорил. Вообще я не всегда думаю, что на самом деле говорю.

— Мне больно даже не от того, что ты говоришь, — мне больно, что у нас с тобой нет контакта. Я весь год чувствовала, что тебе трудно. Хотела тебе помочь, подбодрить, но не могла, потому что натыкалась на глухую стену. Я понимаю, что бессильна, и это просто невыносимо, ведь я готова на все за тебя… Я уважаю тебя, твое желание быть самостоятельным, но мне нужна хоть какая-то правда о твоей жизни, мне нужно понимать, что с тобой происходит. Когда я прихожу с работы, я всегда захожу к тебе в комнату. Мне бы хотелось, чтобы ты мне что-нибудь рассказал, все равно что, хотя бы что ты ел на обед. Но слышу только «да», «нет»… Мы как на войне.

Когда у меня будут дети, я постараюсь, чтобы у нас были хорошие отношения еще до того, как они вырастут

— Но о чем, мы можем поговорить! Если я, к примеру, расскажу тебе, как мы оторвались на английском, ты что мне ответишь — что я еще не сделал уроки?..

— Я критикую тебя, чтобы тебя защитить. Я очень беспокоюсь за тебя, очень. Тебе плохо, но меня ты отталкиваешь. Хотя, знаешь, в 16 лет я жила только для себя, думала только о себе, о друзьях, а родители обо мне ничего не знали, да и не стремились к этому. В отличие от меня, кстати: я-то очень хочу быть со своим сыном в человеческих отношениях.

— Иногда я думаю, что все еще образуется, но все становится еще хуже. Я не знаю — мы сможем вообще когда-нибудь нормально общаться? Ты всегда хотела, чтобы я был послушным… Но когда я понял, что жить так не имеет смысла, я замолчал. Просто трудно вернуться обратно.

— Ты думаешь, это непоправимо? Мы не сможем стать ближе?

— Не знаю. Не сейчас… Знаешь, когда у меня будут дети, я постараюсь, чтобы у нас были хорошие отношения еще до того, как они вырастут. Чтобы все у нас было как надо.

Как родителю добиться уважения от бабушек и дедушек

«Моя семилетняя дочь неделю провела у бабушки. Первое, что я увидела, приехав за ней, — ее короткую стрижку. Мама меня даже ни о чем не спросила! Я страшно разозлилась, кричала — ну не могу я молчать, когда за меня принимают решения, не уважают меня, мое мнение. В конце концов, я же мать своего ребенка!»
Екатерина, 34 года

Светлана Кривцова, экзистенциальный психотерапевт

Что за этим стоит?

«Проведите небольшое расследование. Кто был инициатором стрижки? Как на эту идею отреагировала дочь? И как — бабушка? К полученным ответам добавьте то, что вы знали и раньше: такое поведение характерно для вашей матери или, наоборот, выглядит неожиданным, странным… Так вы сможете яснее понять, в чем суть этого поступка. Правда, для этого придется посмотреть на ситуацию глазами бабушки — что непросто для человека, который обижен. Постарайтесь разбираться в этой истории с мыслью, что намеренно вас никто обидеть не хотел».

Как постоять за себя?

«Выяснив мотивы случившегося, подумайте, как вы можете защитить себя. Например, скажите матери: «Я понимаю, что ты хотела как лучше — чтобы было проще причесываться, меньше возиться с заколками». Затем расскажите о том, что вы чувствуете: «Но когда я вспоминаю, что в тот день мы с тобой разговаривали по телефону и ты ничего мне не сказала, я чувствую себя очень плохо. Как будто я пустое место. Это трудно вынести. Я думаю, ты меня понимаешь».

Иногда этого бывает достаточно. Если же мать привычно «не слышит», тогда добавьте к своим словам то, что заставит ее отнестись к вам серьезнее: к примеру, пообещайте привлечь к разговору своего отца или мужа или перейдите на более жесткий тон — что, кстати, вы и сделали, когда увидели дочь. Только теперь резкая манера будет оправдана (другие меры вы испробовали, но они не помогли), и вас не будет мучить чувство вины за то, что вы накричали на собственную мать.

Если же разговор снова не получится, перейдите к поступкам. Они красноречивее слов: физически отдалите бабушку, больше не отдавайте ей ребенка на каникулы, а когда она заметит, что вы стали ее избегать, спокойно объясните свою позицию. Может быть, именно тогда придет время для серьезного разговора».

Текст:Юлия Варшавская, Елена ШевченкоИсточник фотографий:Борис Захаров, Тимур Артамонов, Getty Images

Новое на сайте

Возвращаться ли к бывшему: ответьте на эти 5 вопросов

Если вы пострадали от домашнего насилия: что нужно знать — 9 полезных выводов

Жена зарабатывает больше: как обойти стереотипы и сохранить гармонию в отношениях

Люди какого типа становятся должниками: проверьте свое окружение

Как мемы с Пригожиным помогают нам «вывозить» реальность

«Родители без разрешения трогают мои вещи и вызывают чувство вины. Как защититься?»

Эмоциональная компетентность: как понять и принять чувства окружающих

«Не проснулся материнский инстинкт»: что делать, если не пришла любовь к ребенку, — 3 совета

5 способов улучшить отношения между матерью и дочерью-подростком

Если вы когда-нибудь думали про себя: «Моя дочь-подросток ненавидит меня» — вы определенно не одиноки. Вот как пройти через этот иногда сложный период и сделать ваши отношения крепче, чем когда-либо.

Подростковый возраст может быть тяжелым как для матерей, так и для дочерей-подростков. Мозг подростка испытывает приток гормонов тестостерона и эстрогена, которые перепрограммируют области обработки эмоций. Этот химический процесс в мозгу вашей дочери-подростка может сделать ее более склонной к ссорам, угрюмости, печали, гневу или желанию отдалиться от семьи.

Девочки-подростки часто выясняют, кто они такие и кому принадлежат. Этот процесс отнимает у них много энергии и сосредоточенности, и иногда они могут выглядеть раздражительными.

Понятно, что это может быть трудным временем для отношений матери и дочери. Но есть множество стратегий, которые помогут обеим женщинам сохранить здоровые и счастливые отношения во взрослой жизни.

1. Прежде чем спорить, поставьте себя на их место

Часто дочери-подростки чувствуют, что их матери чрезмерно критикуют их, что кажется несправедливым по отношению к ним, когда они пытаются быть независимыми.

С другой стороны, матери считают, что их дочери отказываются слушать их советы или инструкции и вместо этого делают неверный выбор. Они также часто хотят, чтобы их дочери проводили с ними больше времени.

Прежде чем спорить, подумайте, что может чувствовать ваша дочь, и постарайтесь вспомнить, как это было, когда вы были подростком. Часто опыт вашего подростка не является личным — он просто подросток.

Вы также можете объяснить своей дочери, откуда вы пришли, и помочь ей понять вашу точку зрения.

Матери могут попытаться планировать свое время со своими дочерьми, но оставить принятие решения о месте или деятельности дочери, чтобы показать, что вы цените их независимость.

2. Имейте реалистичные ожидания и часто сообщайте о них

Создайте реалистичные правила и ожидания своей дочери и регулярно сообщайте о них. Попросите свою дочь дать вам объяснение или обоснование правил, устанавливая, какие из них не подлежат обсуждению, но добавляя области, в которых возможна гибкость.

Например, вы можете согласиться с тем, что гулять после 22:00 — недопустимо, но проводить время с ее друзьями в течение дня — нормально.

Отношение к ней как к подающему надежды взрослому может быть полезным и продемонстрирует, что вы уважаете ее взгляды в разумных пределах.

3. Открыто говорите о своих потребностях

Часто возникает конфликт, когда одна или обе ваши потребности не удовлетворяются. Выясните, что вам нужно от ваших отношений с дочерью, а затем открыто сообщите об этом. Например, вам может казаться, что вас не слушают или что ваши правила не соблюдаются.

Обращение к дочери может звучать примерно так: «Я был бы признателен, если бы ты выслушала меня и мою точку зрения, прежде чем мы поговорим о том, что с тобой происходит».

4. Спросите их об их потребностях

Недопонимание происходит, когда мы предполагаем, что знаем, что нужно кому-то другому. Спросите ее о ее потребностях, прежде чем пытаться решить проблему. Если ваша дочь приходит к вам с проблемой, вы можете спросить: «Ты ищешь меня, чтобы просто выслушать или попытаться решить проблему вместе с тобой?»

Вы также можете попробовать технику, известную как «Коучинг эмоций» — процесс, помогающий детям понять различные эмоции, которые они испытывают, почему они возникают и как с ними справляться.

Большая часть этого процесса — научиться слушать своего ребенка с сочувствием и пониманием.

5. Создайте доверительные отношения

Некоторые эксперты говорят, что вам не нужно быть «лучшим другом» для своего подростка. В какой-то степени это правда, но обратная сторона настолько изолирует ее, что она боится раскрывать вам важную информацию. По крайней мере, вам нужно построить доверительные отношения, чтобы она могла прийти к вам, когда ей нужно.

Часто самое сложное в этом — держать себя в руках и нейтрально реагировать на ее новости. Подавайте ей пример и покажите, как взрослый отреагирует на негативные проблемы, помогая ей поверить, что вы действительно «вернете ее». Вы можете спокойно объяснить, почему вы не одобряете ее поведение, позже, как только вы в первую очередь поймете, что вы здесь, чтобы поддержать ее.

Построение доверительных отношений обычно предполагает компромисс с обеих сторон. Ставя себя на их место, проверяя свои ожидания и открыто рассказывая о своих потребностях, вы будете на пути к построению более крепких и счастливых отношений с дочерью-подростком. Иногда обращение за профессиональной помощью через консультацию также может помочь сгладить споры, которые приводят к обидным комментариям с обеих сторон.

Если вы чувствуете, что вам нужна дополнительная поддержка, чтобы улучшить ваши отношения с дочерью, Relationships Australia NSW предлагает несколько групповых семинаров, которые могут вам помочь.
«Настройка на подростков» и «Жизнь с подростками» могут помочь родителям построить лучшие отношения со своими детьми-подростками, помогая родителям распознавать, понимать и реагировать на эмоции своего подростка.

Советы по построению здоровых отношений с подростками

1) Будьте честны и открыты.

Поговорите со своими подростками о свиданиях и сексуальности. Исследования показывают, что чем более открытыми и честными вы будете со своим ребенком, тем больше будет разговоров о свиданиях и сексуальности. И это очень важно, потому что было обнаружено, что хороший предиктор менее подросткового секса напрямую связан с тем, насколько открыто родители и подростки говорят о сексе. Более содержательные дискуссии о свиданиях и сексуальности — это один из механизмов, с помощью которого более качественные отношения между родителями и подростками влияют на выбор подростка отсрочить сексуальную активность. «Более подробные обсуждения» означают включение сообщений о ваших взглядах и ценностях в отношении сексуальности, советов и предупреждений о потенциально негативных последствиях сексуальной активности подростков.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

2) Будьте авторитетны, а не авторитарны в своем стиле воспитания.

Демонстрируйте авторитарный (не авторитарный) стиль воспитания, сочетающий в себе теплоту и твердость. Установите высокие стандарты и возлагайте большие надежды на своих подростков в отношении их поведения и применяйте эти стандарты с последовательной дисциплиной. Однако вы должны создать атмосферу принятия и психологической автономии, в которой взгляды и индивидуальность подростка могут свободно развиваться.

3) Думайте о «снижении вреда», а не о нулевой терпимости.

Когда дело доходит до экспериментов подростков со взрослыми привилегиями (употребление психоактивных веществ, секс, романтика и т. д.), нереалистично предположить, что они не будут экспериментировать. Родители, которые пытаются навязывать абсолюты, часто конфликтуют со своими подростками и чаще всего остаются в неведении относительно их действий.

Альтернативой является обсуждение выбора, плюсов и минусов этих новых возможностей в не угрожающей манере и получение их понимания заранее о последствиях злоупотребления доверием. Объясните им, что вы хотите, чтобы они были в безопасности, что подразумевает, что они должны взять на себя личную ответственность за свои действия, использовать свои собственные суждения и делать свой собственный выбор.

4) Не верьте всему, что читаете или слышите.

Средства массовой информации хотят, чтобы мы поверили, что употребление наркотиков, пьянство, насилие и секс с несовершеннолетними происходят гораздо чаще, чем это есть на самом деле. Эти неправильные представления могут вызывать у вашего ребенка чувство страха, когда он приближается к подростковому возрасту, и могут влиять на то, как вы реагируете на поведение и действия вашего ребенка. Это особенно верно, если вы автоматически предполагаете, что они будут вовлечены в рискованное поведение. Прежде чем делать поспешные выводы, обязательно соберите факты и изучите неправильные представления, которые могут у вас возникнуть о поведении и действиях вашего подростка.

5) Отслеживайте и контролируйте действия вашего подростка с родительской чуткостью.

Родительский надзор признан ключевым фактором, который может смягчить проблемное поведение подростков. Мониторинг должен быть сбалансирован с чувствительностью родителей, чтобы не стать чрезмерно навязчивым и без необходимости вторгаться в частную жизнь вашего подростка. Вы можете следить за поведением своего ребенка, просто присутствуя (например, до и после того, как он выйдет из дома) и задавая несколько простых вопросов нейтральным (не обвиняющим) тоном. Чрезмерный надзор и контроль могут привести к еще большему проблемному поведению подростков, потому что подростки могут бунтовать и действовать, чтобы реализовать свое право на некоторую свободу от родительских ограничений.

6) Подчеркивайте позитив.

Старайтесь инициировать позитивное общение со своим подростком всякий раз, когда появляется возможность. Если вы столкнулись с конфликтом с подростком из-за правил, работы по дому, школы, сверстников и т. д., поговорите с ним об этом, но также постарайтесь вести с подростком позитивные беседы о других вещах. Наличие конфликта не означает, что каждое взаимодействие должно быть негативным. Активно старайтесь в течение дня или недели поддерживать искреннее позитивное взаимодействие, чтобы ваш подросток понял, что вы недовольны его поведением, а не им как личностью.

7) Поощряйте участие подростка во внеклассных мероприятиях.

Исследования показали, что более активная внеклассная деятельность в школе или в обществе может оказать положительное влияние на успеваемость и просоциальное поведение, такое как голосование и волонтерство в юношеском возрасте. Будьте в курсе! Девочки бросают занятия спортом и другими видами физической активности с пугающей скоростью, когда они попадают в среднюю школу, потому что их заставляют верить, что быть спортивным — это не по-женски. Поговорите с ними об этом давлении и о том, почему важно принимать собственные решения.

8) Поощряйте гибкость гендерных ролей и поведения.

Подростки находятся под значительным давлением, чтобы соответствовать ожиданиям своих сверстников (а иногда и семьи) в отношении того, что мальчики и девочки «должны и не должны» делать. Жесткость гендерных ролей очень высока в раннем и среднем подростковом возрасте, причем мальчики (особенно) имеют повышенное чувство важности быть «мужественным». Поговорите с ними об этом давлении и их взглядах и попросите их осознать, как некоторые из их решений (в отношении друзей, занятий спортом и т. д.) могут быть ошибочно направлены из-за страха быть осмеянными. Чрезмерно агрессивное и контролирующее поведение подростков часто является признаком их строгой приверженности ожиданиям общества, что иногда может быть непреднамеренно сообщено родителями («будь мужчиной», «держись»). Обсудите способы беззаботной реакции на поддразнивание.

9) Обращайтесь к любым оскорбительным или неуместным выражениям с твердым и четким сообщением.

Сегодня в подростковой культуре стало приемлемым ругаться и словесно оскорблять других, как ни в каком другом предыдущем поколении! Хотя родители не могут полностью исключить оскорбительные высказывания в своем доме (в музыке, на телевидении и в других средствах массовой информации), подростки ценят знание границ. Язык — мощное средство, с помощью которого подростки контролируют действия других, включая партнеров по свиданию, родителей и сверстников. Будьте особенно бдительны в отношении выражений, которые унижают других, какими бы «невинными» или «шутливыми» они ни казались, и указывайте, что эти выражения на самом деле сообщают.

10) Будьте активным участником (до определенного момента) в жизни вашего подростка.

Знайте интересы своего ребенка.