Отношения людей: Психология отношений: как построить и не разрушить — советы психологов

ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ВЕЩИ В XX–XXI ВЕКЕ

УДК 316.6

ББК 60.53

Жить — значит делать вещи, а не приобретать их.
Аристотель

Вещи, которыми ты владеешь, в конце концов
начинают владеть тобой.

Чак Паланик

Эфемерность (кратковременность, недолговечность, мимолетность и даже призрачность) становится знаком современной культуры. Каждая эпоха имеет свои закономерно появившиеся особенности. Свой собственный «дух времени». Такое сложное и противоречивое явление необычайно интересно для осмысления. Интересно это становится не только социологам, культурологам и прочим, заинтересованным представителям науки и общественности, но и создателям предметности, ведь предметность — неотъемлемая часть уклада жизни социума и отдельного индивида. Задача создания «правильной предметности» не кажется невыполнимой, иначе не было бы проверенных временем вещей, остающихся практически неизменными на протяжении столетий.

В сегодняшнем дизайне отчетливо видны тенденции к эфемеризации пространства, постепенного сведения физических форм к иллюзорным. Это открывает невероятные возможности формообразования, зачастую это переориентация технологии изготовления на технологию трансляции (в случае, например, «витрин» интернет-магазина). Доступным становится неограниченное количество информации, появляется возможность экономии ресурсов, и в целом все это — закономерный знак времени.

Однако современная ситуация довольно контрастна в своих проявлениях. С одной стороны, мы все чаще сталкиваемся с все большей эфемеризацией предметной среды — многие процессы жизнедеятельности человека становятся виртуальными: мы общаемся с виртуальными персонами, скрывающимися за «никами», посредством виртуальной сети Интернет, можем совершать покупки и даже «прогулки» по музеям и галереям.

С другой стороны, мы все чаще окружаем себя огромным количеством вещей, век которых очень недолог, количество которых множится. Жизнь вещей-спутников человека рубежа XX-XXI веков невероятно сократилась, ценность — тоже. В.Б. Голофаст выделяет три основных типа отношения человека к вещам. Не имея четких названий, три эти типа хронологически отражают своеобразную эволюцию отношения человека к предметности. XX век — это движение от почти ритуального понятия — вещь как «дефицит», «коллективная ценность», «часть личности» и «символ связи поколений» первого периода (назовем его «доиндустриальный») к функциональному компоненту обычной повседневной деятельности с регулярной заменяемостью во втором историческом периоде («индустриальный») [1]. Это время модернизации, овеществления. Время развития технологий, появления массового производства. Это время наследования семейных реликвий.

Однако к концу этого периода уже намечается тенденция к «развеществлению» и виртуализации пространства. И это несомненный признак постмодерна. Потребление становится главной задачей и деятельностью социума. В этот период большое развитие получает дизайн рекламы и упаковки.

Вещи становятся довольно агрессивными элементами среды. Снижение ценности каждой вещной единицы приводит к закономерному развитию деструктивных тенденций в поведении человека. По сути люди начинают оперировать не вещами самими по себе, а скорее их знаками. Сегодняшняя ситуация в России еще отражает суть обозначенного периода. Появляются такие понятия как «ониомания (от греческих onios — для продажи, mania — безумие) или шопоголизм» [5].

Можно сказать, мы живем в эпоху одноразовых вещей. А значит – в эпоху «одноразовой культуры», формирующей наше отношение к миру, к вещи, ко времени. Нет никакой ценности в одноразовом пластиковом стакане, нет ценности в бесчисленных информационных потоках (текстовых, видео-, аудиоформатах), содержание которых еще недавно было на пьедестале почета. Их истинность все чаще под вопросом. Тезис «кто владеет информацией, тот владеет миром» был актуален еще десять лет назад. Сегодня — кто владеет временем, тот владеет миром. Акценты в жизни человека смещены под диктовку эпохи.

По словам А.Турена, современное общество следует трактовать как «арену конфликтов из-за использования символических благ» [4]. Появляются новые задачи, которые требуют новых навыков, привычек и нового уклада жизни. А значит — приходит новое окружение, приходят новые вещи, новые традиции и ритуалы.

Такая ситуация имеет и негативные последствия. Во-первых, перспектива полного исчезновения вещного мира (если довести эту тенденцию до максимального развития) вполне возможна, и означает она исчезновение целого пласта культуры, связывающей человечество и окружающее его пространство. Возможно, это будет означать полное исчезновение прежних механизмов познания человеком себя через предмет и появление новых — актуальных в эфемерной среде. Эти вопросы лежат в области философии и психоанализа. Нас же больше интересуют возможные трансформации в сфере профессионального создания вещей, а значит и профессионального самосознания дизайнера, как создателя предметного мира. Чем будет руководствоваться в своей деятельности дизайнер уже близкого будущего? И будет ли существовать таковая профессия в виртуальном пространстве или растворится среди более необходимых?

Во-вторых, в данной ситуации совершенно очевидной становится проблема трансляции культуры через время. Будущим археологам, возможно, не достанется находок. Исчезнет возможность познания и описания прошлого, а если удастся что-либо найти, то, наверное, станет затруднительно разгадать принадлежность той или иной находки. Ведь в эпоху динамичного ритма жизни и дефицита времени мы стараемся окружить себя вещами «однодневками». Эволюция предметности от хрустального бокала начала прошлого столетия до современного пластикового стаканчика не случайна. Так мы экономим время, освобождая себя от «вещной» зависимости.

Однако повальная увлеченность одноразовостью медленно, но проходит. Все чаще люди готовы потратить время и средства на выбор более жизнеспособной и «настоящей» (во всех возможных смыслах) вещи. И, возможно, эта тенденция имела бы более широкое распространение в идеальных «вакуумных» условиях, но современная глобальная экономическая система с огромным числом производителей предметности разного класса не собирается сдавать позиций, и количество продукции множится в геометрической прогрессии.

Процесс и механизм убеждения в необходимости приобретения той или иной вещи уже давно включает в себя серьезные теоретически и практически проработанные технологии воздействия, созданные в начале первой половины прошлого века Джоном Гриндером, Ричардом Бэндлером, в целом получившие универсальное название НЛП [2]. В.Б. Голофаст называет это третьим эволюционным этапом в отношении человека и предметности — это период «ухода потребительского общества в прошлое» (там же). Это время расшатывания основ безмерного потребления, с одной стороны, но и продолжения массового производства — с другой. Теперь параллельно с массовым производством снова актуализируется производство индивидуальное, имеющее свою аудиторию. Эта тенденция характерна скорее для стран Западной Европы и гораздо в меньшей степени для России. Именно поэтому интерес вызывает переход от второго к третьему этапу развития потребления предметности, возможности прогнозирования и построения профессиональных этических норм и методов.

Все сказанное справедливо и для сферы услуг — по сути, сферы продажи эфемерных «вещей».

Слово «дефицит» применительно к предметности вышло из обихода. Сегодня нет ничего невозможного, все доступно. И в этом смысле казавшаяся когда-то фантастической цитата из братьев Стругацких: «Мы стоим на пороге Мира Изобилия и должны быть готовы принять решение, как к этому миру относиться. Все мы вместе и каждый из нас в отдельности…» становится пророческой [3]. Мы уже в Мире Изобилия, и этот мир требует от нас (и от создателей, и от потребителей предметности) ответственности. Иначе «хищные вещи» нашего века, заставляющие жить по инерции, не тратя время, действительно станут хищниками. Одной из главных задач современного дизайнера (и дизайнера ближайшего будущего) представляется комплексное переосмысление устройства жизни человека.

 Литература

  1. Голофаст В.Б. Люди и вещи / В.Б. Голофаст // Социологический журнал, 2000. – №5. – С 58-65.

  2. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП / Р. Дилтс. — СПб.: Питер, 2002.

  3. Стругацкий А. Стругацкий Б. Хищные вещи века [Электронный ресурс] / А. Стругацкий, Б. Стругацкий // Официальный сайт Аркадий и Борис Стругацкие. – Режим доступа: http://www.rusf.ru/abs/books/hvv00.htm

  4. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / А. Турен. – М.: Научный мир, 1998.

  5. Чаусовский Г.А. Психология нейтрализации «навязчивой магазинной зависимости» [Электронный ресурс] / Г.А. Чаусовский //сайт Пси-фактор, 2009. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/psychotron48.htm

Фомина Ольга Викторовна,
аспирант УралГАХА
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения,
профессор Салмин Л. Ю.

Отношения людей и роботов пропишут в законе – Коммерсантъ FM – Коммерсантъ

481 3 мин.

В России может появиться этический кодекс, регулирующий отношения людей и роботов, заявил в интервью «Коммерсантъ FM» председатель комитета Госдумы по экономической политике Сергей Жигарев. По его словам, искусственный интеллект нуждается в контроле; профильный комитет планирует рассмотреть проект конвенции о робототехнике уже в весеннюю сессию. Какие правила придумали для роботов и их владельцев? И почему российский бизнес пока не готов инвестировать в подобные разработки? Выясняла Аэлита Курмукова.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ  /  купить фото

Искусственный интеллект стал одним из ключевых вопросов современной повестки дня. Тон всему рынку, как говорят эксперты, задает Китай, принявший этим летом госпрограмму развития ИИ. К 2020 году КНР рассчитывает создать индустрию стоимостью $22 млрд, а к 2030-му — стать мировым центром в этой сфере с объемом рынка в $150 млрд. Правда, китайцы планируют установить законодательные нормы для ИИ только к 2025 году.

Россия же рассчитывает опередить восточного соседа и стать пионером в правовом регулировании. Наши юристы разработали конвенцию о робототехнике и искусственном интеллекте, которая в итоге может вылиться в этический кодекс, рассказал в интервью «Коммерсантъ FM» председатель комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев: «Это даже не законопроект — это, скорее, закон, который определит принципы работы с цифровой экономикой. Это касается не только искусственного интеллекта и робототехники, но и кибервалюты, IT-технологий. Надо определить хотя бы базовые принципы и договориться, что мы вкладываем в понятие «робот», что мы вкладываем в понятие „искусственный интеллект“».

Основное внимание авторы конвенции уделили взаимоотношению роботов и людей, прописав все возможные сценарии. И, судя по документу, человечеству есть чего — или кого — опасаться, как недавно предупреждал глава компании Tesla Илон Маск. На случай выхода роботов из-под контроля законодатели предлагают обязать производителей разработать функцию моментального или аварийного отключения машины или программы — своего рода «красную кнопку». В интервью «Коммерсантъ FM» один из авторов этой конвенции, руководитель исследовательского центра проблем регулирования робототехники и ИИ «Робоправо» Андрей Незнамов подчеркнул, что один из главных вопросов — повышенное требование к защите роботов со стороны третьих лиц: «На производителе лежит обязанность обеспечить информационную безопасность робота, чтобы у третьих лиц не было возможности получить к нему несанкционированный доступ. Например, Илон Маск, потратил много усилий, чтобы никто не мог подключиться и управлять удаленно автомобилями, которые он разрабатывает. Если ты обеспечил невозможность несанкционированного доступа к созданному тобой продукту, то в этой части требования конвенции соблюдены».

При этом, по словам Незнамова, единые правила для всех разработать невозможно — для этого нужно изменить правовое регулирование. В одной стране виновным при ЧП могут признать производителя, в другой — владельца, в третьей — пользователя такого робота. Так что ошибок быть не должно, любое ЧП может надолго изменить общественное мнение в сторону отрицания необходимости подобных технологий, а на карту поставлены серьезные деньги. В отличие от американских и китайских, российские бизнесмены неохотно инвестируют в проекты, срок окупаемости которых выше пяти лет. У нас этим пока занимаются банки и крупные корпорации, резюмирует генеральный директор Alpha Robotics Venture Владимир Белый: «Подобным у нас занимаются Сбербанк, банки, страховые компании, поисковики. Этим практически никто не делится между собой, и вложения достаточно разные — от трудозатрат людей, которые у них работают, до проектов стартапов. Серьезные деньги кто-то пока вообще не готов в это инвестировать, хотя за рубежом эти инвестиции оцениваются в сотни миллиардов долларов, и пока мы с вами будем думать и принимать законы, там люди уже будут продавать. У нас это просто слова: люди очень хорошо на этой теме зарабатывают политические и пиарные очки, но при этом достаточно слабо верят в то, что говорят».

Тем не менее, тема искусственного интеллекта стала одной из ключевых в президентской программе «Цифровая экономика». К 2030 году правительство в партнерстве с бизнесом планирует создать не менее 10 национальных компаний-лидеров в сфере высоких технологий. По какому принципу будут отбирать лучших, пока не известно.

По данным компании PricewaterhouseCoopers, уже к началу 2030-х из-за роботов работу могут потерять 40% американцев, 3% немцев и британцев и чуть больше 20% процентов японцев. Россияне в этот список не вошли. При этом глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин заявил, что автоматизация отдельных профессий поможет за шесть лет сократить количество чиновников на треть.

Отношения с людьми: 3 PR-отношения для укрепления важная вертикаль здравоохранения и многое другое.

Независимо от того, как долго вы являетесь профессионалом в области потребительского PR, PR технологий или PR стартапов, вы все равно испытываете волнение, когда видите, как ваши неустанные усилия воплощаются в жизнь в целях, к которым вы стремитесь. Что часто менее публично — и, возможно, менее известно — так это неосязаемая работа, происходящая за кулисами, чтобы заработать эти победы в СМИ и контенте. Когда PR лишен стратегии, тактики и инструментов, речь идет об отношениях. Особенно со стороны агентства мы должны посвятить время и выделить ресурсы развитию трех ключевых PR-отношений.

  • Коллеги : В начале своей карьеры я получил ужасное руководство, которому, к счастью, не последовал. Это было примерно так: «Не утруждайте себя дружбой с коллегами, потому что вы здесь только для работы и не должны уделять время чему-либо еще». Это не имело смысла тогда и, конечно же, не имеет смысла сейчас, когда я формирую и направляю команды по работе с клиентами. Инвестирование в наших коллег создает доверие и уважение, что затем приводит к лояльным членам команды, которые обязуются добиваться результатов, даже когда работа становится тяжелой и напряженной. Это помогает искренне заботиться о людях, которые делят с вами более 40 часов в неделю. Тогда эти инвестиции в построение отношений с коллегами становятся противоположностью отвлекающего «высасывания времени», вопреки тому непрошеному совету, который я получил.
  • Клиенты : Когда дело доходит до обслуживания клиентов, одной из наших основных целей является стать партнером нашего клиента, а не просто еще одним, легко заменяемым поставщиком в их системе закупок. Чтобы стать партнером, да, мы должны быть умными, стратегическими и творческими в наших советах и ​​практике. Нам также необходимо узнать, что мотивирует наших клиентов, что заставляет их каждый день приходить на работу, поскольку лучшее сотрудничество происходит из духа товарищества, основанного на отношениях, которые копают глубже, чем сама работа. Узнайте больше о налаживании прочных партнерских отношений между клиентом и агентством в Ragan’s PR Daily.
  • Влиятельные лица : Возможно, наиболее очевидным из этого списка являются отношения, которые мы строим и поддерживаем с журналистами, создателями контента и другими влиятельными лицами, результаты которых часто, кажется, самым непосредственным образом ведут к этим аплодисментам в отношениях со СМИ. Хотя я считаю, что хорошая история — это то, что в конечном итоге получает освещение, именно наши отношения с влиятельными лицами помогают нам получить шанс рассказать эту историю . Мы видим, что реальные результаты достигаются, когда мы целенаправленно знакомимся со СМИ — изучаем, что они освещают и что интересует их лично. Конечно, есть аргумент в пользу того, чтобы быть прямолинейным и придерживаться того, что близко к делу. Тем не менее, еще есть возможности для развития наших отношений со СМИ и укрепления этих связей между СМИ и самими клиентами. Он не должен всегда быть вокруг поля. Протяни руку помощи, даже если тебе не нужно что-то взамен, чтобы инвестировать в свои отношения с влиятельными лицами, потому что СМИ тоже люди!

PR… Связи с общественностью или отношения с людьми?

Давайте будем честными. Многие люди за пределами мира, в котором мы живем, на самом деле не знают, что мы делаем. По сей день мой папа все еще думает, что я журналист. Однако любой, кто работает в сфере PR, знает, что это стремительный и сложный, но чрезвычайно полезный карьерный путь, который позволяет вам продолжать учиться и развиваться, независимо от вашего возраста, происхождения или должности.

Как человеку, который начал измерять стоимость покрытия с помощью линейки, было невероятно наблюдать за развитием отрасли благодаря технологическим инновациям и оцифровке. Давным-давно новости не были 24/7 (ужас шок!), истории не публиковались в Твиттере, а границы между заработанным, принадлежащим и оплаченным даже не начали стираться. Бренды, аудитория и то, как мы потребляем, эволюционировали, и это добавило много дополнительных слоев к значению PR.

Но одно остается неизменным и лежит в основе PR — люди.

Воспользуйтесь преимуществами тех, кто рядом с вами

Одна из главных причин, по которой я иду к десяти годам в PR, — это люди, с которыми мне выпала честь работать. От клиентов и докторов медицинских наук, до стажеров и коллег — есть чему поучиться у людей, благодаря которым наша отрасль работает. Способы работы, отношение, внимание к деталям, сострадание, упорство, драйв – этот список можно продолжить.

Способы обеспечить счастливый улей

За последнее десятилетие я работал в четырех замечательных независимых агентствах в двух странах (Великобритания и Австралия), где я работал вместе и учился у лучших. Везде, где я был, люди были сердцем жизни агентства. Я не из тех, кто запоминает цитаты, однако мантра Ричарда Брэнсона о том, что  «если вы позаботитесь о своих сотрудниках, они позаботятся о ваших клиентах» , всегда оставалась со мной.

Вот мои шесть золотых правил создания и поддержания счастливого улья:

  • Обучение  – инвестиции в каждого члена команды – будь то внутреннее или внешнее обучение – не должны быть необязательными. Обучение специалистов окупится в десять раз в долгосрочной перспективе, поскольку вы создадите высококвалифицированную команду и создадите новые коммерческие возможности. Что еще более важно, это показывает вашим людям, что они важны для бизнеса, и бизнес инвестирует в их рост
  • Наставники  – старшие члены команды могут дать действительно важный совет «Я был там» как с точки зрения работы, так и с личной точки зрения. Старшим также важно не недооценивать то, чему они тоже могут научиться у младших
  • Гибкая и удаленная работа . Я считаю, что наличие этих двух вещей является прямым результатом доверия к вашим сотрудникам. Существует множество исследований, которые показывают, как гибкая работа положительно влияет на командный дух и уровень производительности
  • .

Добавить комментарий