Абстрагирование — Психологос
Абстрагирование (abstractio — отвлечение) — положение фокуса внимания человека, взгляд на ситуацию (человека, премет и пр.) из третьей позиции восприятия, постановка себя вне ситуации, над ситуацией. Абстрагирование осуществляется в два приема: с одной стороны, Внимание отвлекается от мелких, незначительных деталей, с другой стороны — концентрируется на более общих и более важных вещах.
Как метафора: можно рассматривать предмет вблизи — и будет заметно много маленьких деталей, а если предмет поставить подальше — мелкие детали видны не будут, но зато проще рассмотреть общие очертания и форму предмета.
Результат абстрагирования называется абстракцией.
Понятийный ряд
Абстрагирование наоборот — это конкретизация. Если абстракция — это удаление от изучаемого предмета, то конкретизация — это наоборот: приближение и выделение мельчайших деталей.
Например: Буду вести здоровый образ жизни — общие слова и абстракция.
Буду делать зарядку 15 минут в день и обливаться каждый день холодной водой — это конкретика.
Цели абстрагирования:
- Отождествление, поиск общих черт. В этом случае из фокуса внимания выпадают те признаки, которые отличают один предмет (ситуацию, человека) от другого, а внимание сосредотачивается на том, что есть общего между ними.
- Обобщение и систематизация. В этом случае наоборот, в фокус внимания попадают ключевые отличия, по которым можно разделить предметы на независимые и легко отличимые друг от друга группы. Например, у меня есть конкретная цель на день, но в месяце 30 дней и если обощить цель на каждый день — я получаю цель на месяц. Из месяцев складывается год — обобщим цели на месяц получаем цели на год и так далее.
- Четкость и конкретика формулировок. В этом случае в фокусе внимания определенное понятие — и только то, что оно обозначает. Все остальное — оказывается за пределами внимания. Например, если я говорю слово «рост» — я имею ввиду только процесс количественных изменений, когда я говорю «развитие» — строго процесс качественных изменений. В этом случае задача абстрагирования разделить понятия: что обозначает что и где границы одного понятия, где — другого.
- Создание образца. Если меня интересует определенное качество предмета, которое я беру за отправную точку, я сознательно выделяю его и довожу, утрируя, до «чистоты эквивалента». То есть я заведомо знаю, что в реальном мире такое качество существовать в чистом виде не может — но я сознательно ввожу его для того, чтобы был образец (или отправная точка, от чего исходим).
Зачем нужно абстрагирование
Определение целей на жизнь
По жизни абстрагирование помогает задать общее направление, в рамках которого уже можно формулировать конкретные цели.
Формирование эмоциональных состояний
Например абстрагироваться от сказки и жить реальностью, когда это необходимо или наоборот.
Абстрагирование в психологии — Психолог Татьяна Хохлова
Абстрагирование представляет собой мыслительный прием, который позволяет отбросить несущественные свойства объекта и рассмотреть его качества, которые наиболее значимы в контексте решаемой задачи.
В психологии это понятие связано с изменением взгляда на привычные вещи, отвлечение от объекта (человека, деятельности, цели, ситуации) с целью его более беспристрастной оценки.
Цели абстрагирования
Сознание человека устроено таким образом, что он чаще воспринимает объект в целом, не разделяя его на отдельные составляющие.
Поскольку с латинского языка слово «абстрагирование» переводится как отвлечение, часто этим термином называют уход от неприятной ситуации. Это не совсем верно, ведь абстрагирование позволяет:
- взглянуть на ситуацию под новым углом, чтобы адекватно ее оценить и принять решение;
- отвлечься от собственных чувств в отношении ситуации или объекта, что приведет к формированию нового взгляда на вещи.
Отождествление
Эта цель абстрагирования предполагает удержание фокуса внимания на признаках, которые объединяют один объект с другим. Например, испытывая страх перед исходом определенного события, человек может вспомнить схожие ситуации, исход которых был удачен. И понять, что его страх иррационален и практически не обоснован.
Систематизация и разделение
Эта цель, напротив, направлена на удержание фокуса внимания на тех признаках, которые отличают объекты. Например, если однажды исход события был неудачным, это не значит, что схожая ситуация будет складываться так же.
Обобщение
Обобщение позволяет установить общие признаки объектов и систематизировать их. Например, имея цель на месяц, можно разделить ее на небольшие цели на каждый день. И в дальнейшем обозначить цели на год/пять/десять лет. Таким образом план по их достижению будет более четким.
Четкость и конкретика
Эта цель позволяет определить границы понятия или объекта (ситуации). Она дает возможность повысить эффективность коммуникации, ведь часто люди склонны додумывать за собеседника. А ведь в процессе общения он мог иметь ввиду совершенно не то, что могло показаться.
Создание образца
Образец – это отправная точка. Ее может не существовать в реальном мире, однако она служит идеальной моделью, ориентиром, к которому можно двигаться. Создание образца очень эффективно для постановки целей.
Умение абстрагироваться – это важное качество личности, которое дисциплинирует и позволяет оградить себя от излишних переживаний, а также способствует успеху в различных сферах жизни.
Типы абстракций
Абстракции – это преобразованные представления об объекте или явлении объективного мира.
- Изолирующая абстракция. Соответствует вычленению и фиксации определенных черт объекта или явления.
- Обращающая абстракция. Соответствует общей характеристике объекта или явления (учитывая все черты в совокупности).
- Идеализация. Соответствует замещению реальной цели на некий идеализированный образ. Используется для наиболее эффективного применения всех доступных инструментов достижения обозначенного результата.
Методы абстрагирования
Методы абстрагирования направлены на создание оптимальной среды для постановки и достижения цели, а также изменение эмоционального состояния человека. Воспринимая обстоятельств адекватно и абстрагируясь от несущественного, можно избежать многих неприятных ситуаций в коммуникативной сфере.
- Создание шаблона. Любое свойство, характеристика объекта или явления можно использовать в качестве образца, который станет начальной точкой. С помощью него можно увидеть другие свойства объекта, рассмотреть его под другим углом.
- Самоконтроль. Умение контролировать свои действия и эмоции – важнейшее качество личности, которое позволяет сконцентрироваться на своих переживаниях
- Адекватная оценка ситуации/явления/объекта. Этот метод позволяет трезво оценить тот или иной объект/ситуацию/человека, не поддаваясь своим эмоциям. Сюда же можно включить и адекватную самооценку, поскольку, оценивая себя честно, можно увидеть вовремя недостатки и исправить их, при этом удерживая внимание на достоинствах.
- Воображение. Техники
- Развитие навыка концентрации. Концентрация на положительных сторонах – это навык, который очень полезен в жизни. Концентрация на негативных сторонах же, напротив, может приводить к депрессии. Чтобы развить в себе этот навык, необходимо периодически переосмысливать происходящее и отслеживать свои реакции.
Умение абстрагироваться тесно связано с позитивным мышлением, которое предполагает поиск плюсов в даже сложных ситуациях. Любая сложность – это задача, которая предполагает получение новых навыков и нового опыта. Поэтому внутреннее спокойствие, развитие концентрации, а также взгляд под другим углом – это лучшие способы справиться с проблемой.
Абстрагирование – это способ, который позволяет достигнуть поставленной цели и поддерживать позитивный настрой.
Умение абстрагироваться способствует развитию таких важных качеств как
Абстрагирование положительно влияет на психическое здоровье человека, ведь этот прием направлен на бережное отношение к своему внутреннему миру.
Избирательная абстракция: максимизация негатива и минимизация позитива
4 минутыПоследнее обновление: 16 декабря 2016 г. Это не то, что вы делаете специально, это просто становится автоматическим способом обработки реальности. Весьма вероятно, что вы переняли этот способ мышления через «образовательное наследие» и никогда не переставали думать об этом.
Когда вы живете в среде, где выделяются негативные стороны людей и ситуаций, вы привыкаете думать, что этот тип анализа является правильным способом мышления. Эта перспектива постепенно закрепится в вашем мозгу, и из-за этого вы не сможете обнаружить трещины в своих рассуждениях.
Возможно, вы даже включили некоторые обоснования для такого мышления. Возможно вы думаете, что если вы сосредоточитесь только на негативе, вы меньше рискуете почувствовать разочарование или разочарование , когда вы не достигаете цели или находите ошибки или пустоту и недостатки в других людях. Или, может быть, вы думаете, что видеть негатив — это более аналитическое и критическое отношение, потому что хорошие вещи не нужно менять, вместо этого нужно улучшать плохие вещи.
Избирательная абстракция в повседневной жизни
Люди, у которых сохраняется это когнитивное искажение, часто злятся. Для них нормально иметь целый каталог вещей, которые они терпеть не могут, или вещей, которые их злят. Не терпят опозданий, терпят лгут гораздо меньше, а соответствие и тренды заставляют их взрываться. При этом они возмущаются и даже подвергаются нападкам из-за чужих ошибок.
Избирательная абстракция направлена не только на внешний мир. Это также и особенно относится к самому себе. Это приводит к тому, что люди, о которых мы говорим, «собирают фильм в своей голове». Другими словами, это люди, которые склонны представлять себе исход любой ситуации ужасным или, по крайней мере, негативным для себя.
Вот пример: парень немного опаздывает на свидание со своей девушкой. Она начинает сходить с ума и думать, что, может быть, это его способ сказать ей, что он больше не интересуется ею.
В конце концов она думает, что он невнимательный и эгоистичный человек, который ее не любит, как он много раз говорил ей в ее воображении. Когда он приходит, она бросает в него все эти обвинения, не понимая, что он опоздал из-за автомобильной аварии, что не было его виной или намерением.
Другой пример, на этот раз относящийся к работе, касается человека, который тщательно подготовил презентацию, и, как они и ожидали, она прошла успешно. Однако один из участников незначительно критикует их презентацию. У ведущего полностью пропадает чувство триумфа, и единственное, что остается в его памяти, — это эта критика, которую они будут переживать снова и снова в последующие дни.
Они уходят, думая, что у других тоже была критика, но только один высказал ее вслух. Они начинают думать, что все их усилия были напрасными, потому что презентация не оправдала их ожиданий, которые были обусловлены выполнением ожиданий других людей.
Борьба с избирательной абстракцией
Жизнь в режиме избирательной абстракции неизбежно приведет вас к гневу и разочарованию. Это никоим образом не обогащает вашу жизнь и не является мыслительным процессом, который вы должны развивать. Наоборот, рекомендуется искоренить это автоматическое мышление, чтобы вы могли жить более полной жизнью. Но как это сделать?
Как и при любом механическом поведении, первое, что нужно сделать, — это осознать, что вы это делаете. Задайте себе следующий вопрос: Насколько я ценю негативные аспекты людей или ситуаций? Считаю ли я, что негатив заслуживает большего внимания, чем позитив?
Как только вы осознаете существование избирательной абстракции в своем мышлении, следующее, что нужно сделать, — это провести процесс самонаблюдения, чтобы определить, происходит ли это со всем или активируется только в определенных обстоятельствах. Такое отношение самобдительности позволит вам понять, как устранить искажение. Скорее всего вы обнаружите, что механизм срабатывает при определенных обстоятельствах, которые заставляют вас чувствовать себя неуверенно.
Когда наступит этот момент, скажите себе: «Эй, ты видишь только плохое», ты готов сделать следующий шаг. Почему бы не попробовать увидеть хорошее, позитивное?
Попробуйте превратить это в постоянное упражнение, почти еще один автоматический способ мышления. На каждую отрицательную оценку, которую вы даете кому-то или чему-то, немедленно пытайтесь возразить положительной. «Я нашел этот недостаток, теперь я должен найти добродетель». Таким образом, вы будете на пути к преодолению ужасного веса выборочной абстракции.
11 искажений, которые делают нашу жизнь горькой через призму прагматизма. Таким образом, для них познание заключалось в осмыслении мира с точки зрения его функциональной значимости: что можно сделать? Каковы будут последствия? Совсем недавно в James Gibson (1979) было введено слово « Affordance », чтобы отразить эту функционалистскую точку зрения; где термин доступность используется для описания объекта относительно возможных действий, которые могут быть выполнены над объектом или с ним, и возможных последствий этих действий. Дон Норман (1988) представил концепцию аффорданса дизайнерам, которые сочли ее полезной для размышлений о том, как люди воспринимают дизайн.
Формализация функциональной структуры
Этот функционалистский взгляд на мир был формализован философом Уильямом Вимсэттом (1972) в терминах семи измерений или атрибутов для характеристики любого объекта; и инженером когнитивных систем Йенсом Расмуссеном (1986) в терминах пространства абстракции-декомпозиции . На рис. 1 показаны некоторые параллели между этими двумя методами характеристики функциональных свойств объекта. Вертикальное измерение пространства абстракции-декомпозиции отражает пять уровней абстракции, которые связаны с точки зрения вложенности ограничений средства-цели. Верхний уровень, Функциональная цель, определяет ценностные ограничения функциональной системы — какова конечная достижимая ценность или какова намеченная цель или назначение? По мере продвижения к более низким уровням в этой иерархии фокус постепенно сужается до конкретных физических свойств объектов на самом низком уровне абстракции.
Рисунок 1. Иллюстрация того, как функциональные атрибуты Вимсатта отображаются в пространстве абстракции-декомпозиции Расмуссена.
Важным источником вдохновения для создания пространства абстракции-декомпозиции послужили наблюдения Расмуссена за процессами рассуждений людей, занимающихся устранением неполадок или диагностикой неисправностей. Он заметил, что в этом пространстве рассуждения имеют тенденцию двигаться по диагонали. Люди склонны рассматривать целостные свойства системы на высоких уровнях абстракции (например, основная функция электронного устройства), чтобы понять отношения на более низких уровнях абстракции (например, расположение частей). По сути, более высокие уровни абстракции, как правило, обеспечивали контекст для понимания 9.0005 ПОЧЕМУ детали были сконфигурированы определенным образом. Люди склонны рассматривать более низкие уровни абстракции, чтобы понять, как аранжировки или части служат целям более высокого уровня. В сущности, более низкие уровни абстракции давали ключи к тому, КАК будет выполняться конкретная функция.
Расмуссен обнаружил, что в процессе устранения неполадок в электронной системе рассуждение имеет тенденцию перемещаться вверх и вниз по диагонали Пространства Абстракции-Декомпозиции. Движение вверх в абстракции, как правило, расширяло перспективу и предлагало измерения для выбора свойств на более низких уровнях. По сути, более высокий уровень был своего рода фильтром, определяющим значимость на более низких уровнях. Этот фильтр эффективно направлял внимание и определял, как разбивать информацию на блоки и какие атрибуты должны быть заметными на более низких уровнях. Таким образом, в процессе диагностики неисправности эксперты, как правило, переключали внимание на разные уровни абстракции, пока в конечном итоге не остановились на конкретном месте неисправности (например, найдя разрыв в цепи или неисправную часть).
Формализм Вимсатта для характеристики объекта или элемента в функциональных терминах резюмируется в следующем утверждении:
Согласно теории T , функция элемента i, в производящем поведении B, в системе S 9008 4 в окружающей среде E по отношению к цели P должен привести к последствиям C .
На рис. 1 показано, как семь функциональных атрибутов объекта Вимсатта могут вписаться в пространство абстракции-декомпозиции Расмуссена. Объект или элемент (i) как физическая сущность соответствует самому низкому уровню абстракции и наиболее конкретному уровню декомпозиции. Цель (P) соответствует высшему уровню абстракции на более глобальном уровне декомпозиции. Атрибуты Theory (T) и System (S) вводят дополнительные ограничения для понимания связи между объектом и целью. Теория (Т) обеспечивает своего рода голономические ограничения (например, физические законы), которые Расмуссен рассматривал на уровне абстрактных функций. Эти ограничения устанавливают ограничения на то, как цель может быть достигнута (например, законы аэродинамики устанавливают ограничения на то, как самолеты или крылья могут служить цели безопасного путешествия). Атрибуты системы (S) обеспечивают тип организационных ограничений, которые Расмуссен рассматривал на уровне общих функций. Эти ограничения описывают роль объекта по отношению к другим частям системы, чтобы служить Цели более высокого уровня (P) (например, общая функция крыла — создавать подъемную силу). Атрибут «Поведение» (B) соответствует уровню физической функции Расмуссена, который описывает физические ограничения, связанные с ролью объекта как части организации (например, здесь в игру вступает различие между неподвижными и вращающимися крыльями). Атрибут Environment (E) пересекает уровни абстракции как способ предоставления «контекста использования» для объекта. Наконец, атрибут Consequence (C) обеспечивает конкретный эффект, который объект производит по отношению к достижению цели (например, конкретный коэффициент подъемной силы для крыла определенного размера и формы).
Хотя детали отображения на рис. 1 могут обсуждаться, мало кто сомневается в том, что формализмы, предложенные Вимсаттом и Расмуссеном, коренятся в очень схожих интуитивных представлениях о том, как процесс осмысления мира коренится в функционалистской перспективе, согласно которой «смысл» основывается на сети отношений между средствами и целями, которая связывает объекты с целями и ценностями более высокого уровня, которым они могут служить. Эта связь между «значением» и более высокими уровнями абстракции была также признана С.И. Хаякава с его формализмом Лестницы абстракции .
Хаякава использовал случай коровы Бесси, чтобы проиллюстрировать, как более высокие уровни абстракции обеспечивают более широкий контекст для понимания значения конкретного объекта по отношению к прогрессивно расширяющимся системам ассоциаций (см. рис. 2).
Рисунок 2. Иллюстрация того, как лестница абстракции Хаякавы отображается в пространство абстракции-декомпозиции Расмуссена.
На рис. 2 показано, как различия, введенные Хаякавой в его «Лестнице абстракции», могут быть сопоставлены с пространством абстракции-декомпозиции Расмуссена. Хаякава и другие отметили, что построение увлекательных повествований включает в себя движение вверх и вниз по лестнице абстракции (или, что то же самое, движение по диагонали в пространстве декомпозиции абстракции). Это согласуется с наблюдениями Расмуссена об устранении неполадок. Таким образом, общая интуиция состоит в том, что процесс осмысления тесно связан с раскрытием различных слоев отношений между объектом и более крупными функциональными сетями или контекстами, в которые он вложен.
Природа экспертизы
Параллели между экспертным поведением при устранении неполадок и диагностике неисправностей, проведенные Расмуссеном, и наблюдениями о значении «Лестницы абстракций» Хаякавы для построения интересных нарративов могут помочь объяснить, почему обучение на основе конкретных случаев (Bransford, Brown & Cocking, 2000) особенно эффективно для передачи опыта и почему нарративные подходы к извлечению знаний (например, Klein, 2003; Kurtz & Snowden, 2003) настолько эффективны для раскрытия опыта. Что еще более важно, возможно, «интуиция» или «внутреннее чутье» экспертов могут отражать более высокую степень соответствия ограничениям на более высоких уровнях абстракции. То есть, в то время как подмастерья могут знать что делать и как это делать, они могут не иметь более глубокого понимания почему один способ лучше другого (например, Sinek, 2009), что отличает настоящих экспертов в области. Другими словами, «интуитивное чувство» может отражать способность экспертов оценивать связь между объектами и действиями с конечными ценностями и целями более высокого уровня. Кроме того, эта связь с ценностью и целью может иметь важный эмоциональный компонент (например, Damasio, 1999). Это говорит о том, что опыт — это не просто функция зная больше , это может также потребовать заботиться больше .
Выводы
Как заметил Вик (1995), важным аспектом осмысления является то, что Шон (1983) назвал постановкой проблемы. Вейк писал:
Когда мы ставим проблему, мы выбираем, что мы будем трактовать как «вещи» ситуации, мы устанавливаем границы нашего внимания к ней и накладываем на нее связность, которая позволяет нам сказать, что не так и в каком направлении нужно изменить ситуацию. Постановка проблемы — это процесс, в котором в интерактивном режиме мы называем вещи, на которые мы будем обращать внимание, и определяем контекст, в котором мы будем на них обращать внимание (Weick, 19).
95, с. 9). Фундаментальный момент заключается в том, что конструкция функции, отраженная в формализмах Вимсатта, Расмуссена и Хаякавы, может дать важные ключи к пониманию природы того, как люди ставят проблему как часть процесса осмысления. В частности, диагональ в пространстве абстракции-декомпозиции Расмуссена может дать ключ к пониманию того, как люди анализируют детали сложных ситуаций, используя фильтры на разных уровнях абстракции, чтобы в конечном итоге найти смысл относительно более высоких функциональных значений и целей.
Таким образом, вот некоторые важные следствия:
- Функционалистская точка зрения дает важные сведения о процессе осмысления.
- Это общая интуиция, лежащая в основе формализмов, введенных Гибсоном, Вимсаттом, Расмуссеном и Хаякавой.
- Осмысление включает в себя навигацию по уровням абстракции и уровням детализации для выявления функциональных отношений или отношений «средство-цель» в более широкой сети ассоциаций между объектами (частями) и контекстами (целостными).
- Связи между более высокими уровнями абстракции (ценности, цели) и более низкими уровнями абстракции (общие функции, компоненты и поведение) могут отражать значимость связей между эмоциями, знаниями и навыками.
- Различные формализмы, описанные здесь, обеспечивают важные рамки для понимания любого процесса осмысления (например, диагностики ошибок, рассказывания историй или анализа разведывательных данных) и имеют важное значение как для получения знаний от экспертов, так и для представления информации для облегчения развития опыта посредством обучения и дизайна интерфейса.
Ключевые источники
- Брансфорд, Дж. Д., Браун, А. Л., и Кокинг, Р. (2000). Как люди учатся , National Academy Press, Вашингтон, округ Колумбия.
- Дамасио, А. (1999). Ощущение того, что происходит: Тело и эмоции в процессе создания сознания. Орландо, Флорида: Харкорт.
- Флач, Дж. М. и Воорхорст, Ф. А. (2016). Что важно: Задействуйте здравый смысл. Дейтон, Огайо: Государственная библиотека Райта.
- Гибсон, Дж.Дж. (1979). Экологический подход к зрительному восприятию. Нью-Йорк: Хоутон Миффлин.
- Хаякава, С.И. (1990). Язык в мыслях и действиях. 5 -й Нью-Йорк: Хоутон-Миффлин-Харкорт.
- Кляйн, Г. (2003). Интуиция в действии. Нью-Йорк: Даблдэй.
- Курц, К.Ф. и Сноуден, Д.Дж. (2003). Новая динамика стратегии: осмысление сложного и запутанного мира. IBM Systems Journal, 42, 462-483.
- Норман, Д.А. (1988). Психология повседневных вещей. Нью-Йорк: Базовые книги.
- Расмуссен, Дж. (1986). Обработка информации и взаимодействие человека и машины. Нью-Йорк: Северная Голландия.
- Шён, Д.А. (1983). Рефлексивный практик. Нью-Йорк: Базовые книги.
- Синек, С. (2009). Начните с вопроса «Почему?»: Как великие лидеры вдохновляют всех на действия.