Абстрактное отвлеченное мышление является: Как развивать абстрактно-логическое мышление младшего школьника

Содержание

Абстрактное мышление – суть понятия, как оно работает и как его развить?

Мышление в общем представляет собой способность человеческой психики к развернутому отражению реальности, объектов, явлений, а также существенных связей между ними. Это типичная для человеческого разума черта, которая стала результатом длительных эволюционных изменений. Возможность умственной деятельности позволяет эффективно заниматься самыми разными формами активности: от познавательной до творческой, преобразовательной.

Абстрактное мышление выступает основной формой когнитивных способностей, играет наибольшую роль в деле использования логики, формальной логики, иных ее форм, познавательной деятельности, изучения окружающего мира и описания его в виде непротиворечивых концепций.

Что значит абстрактное мышление? Простыми словами, под ним понимается способность описывать предметы, явления в обобщенном виде, с помощью специального условного инструментария. То есть понятий. Определять связи между ними посредством суждений. Выделять новое знание из уже известных посылок посредством умозаключений. Это мощнейшие способны определения истины, систематизации мира во всем его многообразии с помощью стандартных умственных операций. Подобная возможность присутствует только у человека, как разумного вида.

Отсутствие развитого абстрактного мышления считается нормальным до определенного возраста. Активное формирование абстрактного теоретического мышления происходит в период с 5 до 12-13 лет. В этом время человек учится оперировать формальными, отвлеченными категориями и в полной мере понимать их суть. Скорость развития разнится от человека к человеку. Развить способность подобным образом думать можно в любые годы, есть группа упражнений.

О формах абстрактного мышления

Когнитивные возможности неоднородны по внутреннему составу. Классификация проводится по преимущественной операции и виду, который применяется в каждой конкретной ситуации, при решении определенной задачи. Наиболее точно формы определяются с помощью методов и инструментов формальной логики. Всего называют три основных типа.

Понятие

Наиболее универсальная категория. Посредством понятийного аппарата человек имеет возможность определить любое явление, любой объект, процесс, все предметы окружающего мира во всем многообразии. Понятие отражает наиболее существенные признаки описываемой структуры, потому акцентирует внимание на отличительных чертах. Это позволяет отграничить объекты друг от друга. Например, понятно, почему яблоко — это яблоко, а не арбуз, а автомобиль — не холодильник. Понятие разнятся по объему, наглядно их можно представить в виде кругов Эйлера. Есть несколько типов соотношений объемов в рамках определения понятийного аппарата:

  1. Одно понятие включает в себя другое. Например, фрукты, персики. Первая категория будет более общей по сравнению с другой. Потому она изображается в форме круга, заключающего в себя второй круг. И таких кругов может быть множество, поскольку помимо персиков можно формализовать понятия прочих фруктов.
  2. Понятия частично совпадают.
    Это скорее контекстуальные ситуации. Например, когда определены предметы, имеющие специфические черты и одновременно в чем-то схожие. Как вариант. Студенты, играющие в шахматы и студенты, играющие в футбол. Совпадение в понятиях будет в части студентов, играющих одновременно в шахматы и в футбол.
  3. Полное несовпадение. Когда понятия не имеют общего объема. Автомобили и слоны. Люди и груши.

Понятие должно быть четко определено, это основное требование. Поскольку без выделения существенных черт явления не может быть четкого определения сути. Дефиниция должна включать в себя основные признаки, те, которые позволяют вычленить объект из группы других и придать ему обобщенные моменты.

Суждение

Это некое предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается. Истинность сказанного в данном случае должна быть достаточной, чтобы в дальнейшем применять суждения для мыслительных и логических операций. Например, все люди любят кататься на велосипеде. Только в том случае, если истинность сказанного будет доказана, можно применять такое утверждение для получения нового знания.

Суждение определяется объемом. Так, возможно утверждение относительно целого пласта объектов (определяется префиксами «все», «никто» или же местоимениями «я», «ты», которые также имеют признак целостности в контексте формальной логики). Также использование части объектов («некоторые», «те» и пр.). В зависимости от типа суждения определяется и дальнейший способ оперирования таковыми.

Умозаключение

Третья элементарная форма названного способа умственной активности. Считается способом получения новых знаний из уже известных. Присутствует несколько типов такового. Классический случай — силлогизм. Когда имеются две посылки, то есть два суждения, из которых можно сделать некие новые выводы. Как пример:

  • все машины — механизмы;
  • все механизмы работают на топливе;
  • следовательно, все машины работают на топливе.

В этом случае человек получает знания опосредованно, с помощью простого инструментария. Можно опустить суть явления, довести его до абсурда, суть останется той же:

  • все люди — груши;
  • все груши любят спать;
  • следовательно, все люди любят спать.

В формальной логике существуют схемы, определяющие конечный вывод из посылок. Так называемые фигуры силлогизма. Всего их четыре, по числу возможных исходных суждений (отрицающие все или в части, утверждающие все или в части).

Существуют и другие способы получения нового знания. Например, леммы и др. Они являются производными от основных и имеют собственные законы разрешения. Также индуктивные и дедуктивные умозаключения, которые исходят из других исходных суждений-посылок.

Абстрактное мышление напрямую связано с формальной логикой и математическими способностями. Развивая одно, параллельно развивается и другое.

Таким образом, к формам абстрактного мышления относится понятие, суждение и как способ получения нового знания — умозаключение.

Характерные черты абстрактного мышления

Для данного типа мыслительной активности типична группа специфических характеристик.

Отвлеченность, отсутствие связи с единым конкретным объектом

Продолжая названные выше примеры. Если говорят о яблоке. Имеется в виду класс фруктов, разновидность, а не какое-либо конкретное яблоко. Однако объектом может быть и конкретное яблоко, если относительно него делается какой-либо вывод. Например: «Яблоко лежит на столе. Я не клал его на стол. В комнате со мной только мой сосед. Следовательно, яблоко на стол положил он». Путем нехитрого умозаключения человек логически приходит к выводу о действиях другого человека. Яблоко в этом контексте — всего лишь предмет, который используется в качестве конкретного понятия для получения конкретного знания, но абстрактными методами.

Обобщенность

То есть максимальная отвлеченность от незначительных моментов при получении нового знания. Нет необходимости акцентировать внимание на несущественные факты. Не важно, положил ли сосед яблоко левой или правой рукой, если говорить утрированно. При решении сложных задач такая обобщенность позволяет отказаться от множества моментов, которые не имеют никакого смысла в контексте решаемой задачи.

Оперирование с формальными единицами, понятиями, суждениями, умозаключениями

Человек при применении методов, названных выше, использует логические структуры. Они имеют четкие рамки. Это очень удобно, поскольку позволяет сконцентрироваться на методах, исключает возможные ошибки и дает возможность четко структурировать получаемую информацию.

Присутствие явного вербального компонента

Хотя и не во всех случаях он есть на раннем этапе. Речь идет о конечном продукте. Абстрактное мышление всегда имеет конечную фазу, продукт, который используется в рамках теоретизации или же выдвижения гипотез. Потому необходимо облекать выводы в словесную форму. Более того, обычно в письменную для дальнейшего анализа и использования конечного результата как отправной точки для дальнейшей активности. Однако в процессе промежуточные результаты могут быть в виде мысли, не имеющей словесного выражения.

Описанные черты типичны для абстрактно-логического мышления. И только для него.

В каких случаях наблюдается нарушение нормальных когнитивных способностей и можно ли это исправить

Абстрактное мышление является типичной чертой человеческой личности, психики. Оно развивается не в один момент. Требуется некоторое время. Обычно в полной мере способности формируются к подростковому возрасту, возможны варианты с задержкой развития или его ранним складыванием. Развитие абстрактного мышления у человека заканчивается к 15-16 годам. В психологии и в нейропсихологии есть некоторые разночтения по этому вопросу, но несущественные. Отклонения нужно рассматривать как потенциальный симптом психопатологии.

Нарушение абстрактного мышления может быть результатом врожденных патологий генетического профиля, центральной нервной системы. К ним относят олигофрению в разных видах, синдром Дауна. Это основные диагнозы. Есть и прочие. Их объединяет выражено слабоумие, отсутствие способности к логическому мышлению. Почти в 100% случаев страдают и прочие формы умственной активности. Наблюдается падение коэффициента интеллекта до критически низких отметок. При легкой степени олигофрении, дебильности, есть возможность совершения простых операций. При достаточной компенсации изменения минимальные.

Абстрактное отвлеченное мышление является мишенью при шизофрении. Особенно злокачественной или длительно существующей. Интеллект формально остается на нормальном уровне, но пациент не в силах пользоваться инструментарием, потому начинается подобие слабоумия. Это разновидность дефекта, так называемая негативная симптоматика. Обычно такие состояние не подлежат обратному развитию или какой-либо коррекции. Однако же, современные психотропные средства имеют свойство бороться с негативными проявлениями патологического процесса.

Есть диагнозы, при которых нарушения имеют временный характер. Хотя могут быть существенно выражены. К таковым относят, например, депрессивные состояния, маниакально-депрессивные психозы, реактивные психозы.

Скорость абстрактного мышления падает при применении алкоголя, приеме наркотиков. Или же умственные способности серьезно ослабевают.

Вариантов может быть несколько. Вопрос диагностики — это уже не сфера психологии. Задача решается психиатрами, психотерапевтами, в некоторых случаях неврологами в тандеме со специалистами по психическому здоровью.

Справиться с этими проблемами можно не всегда. Все зависит от диагноза. Наиболее качественно коррекция проводится при устранении депрессий, алкогольных нарушений, последствий приема наркотиков.

Какие инструменты использует абстрактное мышление: виды и примеры

Формальные методы используют три основных способа мыслительной активности. Однако этим все не исчерпывается. Чтобы получить более глубокие знания о предмете исследования используется масса вспомогательных инструментов.

Анализ

Процесс умозрительного разделения целого объекта, явления или процесса на составные части. В зависимости от применяемого подвида, далее возможно исследование каждого отдельного компонента или выделение наиболее значимых черт. В качестве примера первого – понятие преступления в праве. Включает в себя объективную и субъективную стороны, объект и субъект. Возможно разделение вполне реального объекта при анализе, физическое отделение частей. При исследовании механизмов, человеческих органов, тканей в рамках анатомии, патанатомии и т. д.

Если говорить о втором подвиде, типичнейший пример — это разработка определения понятия, выведение дефиниции. Например, человек. Какие свойства можно выделить? Ходит прямо, имеет две пары конечностей, глаза, органы слуха, разумен, обладает способностью к мышлению и речи и т. д. При анализе второго типа нужно выделять только существенные черты. Что в таком случае существенно? Способность к речи, умственная активность, прямохождение. В таком ключе эта методика и используется.

Синтез

Обратное анализу явление. Процесс объединения составных частей в целое. Особенно активно используется в научной практике, при применении правовых норм специалистами в области юриспруденции, врачами при проведении диагностики и составлении единой клинической картины (далее выдвигаются гипотезы относительно заболевания). Мыслительные операции тесно соприкасаются с повседневной жизнью.

Систематизация (или классификация)

Распределение группы понятий или реальных объектов по классам. Имеет формальное основание — то есть та черта, по которой проводится разграничение. Пример – геометрические фигуры. Критерий — количество углов. Отсутствуют — овалы, эллипсы, круги. Три — треугольник. Четыре — квадрат, параллелограмм, прямоугольник. И так далее. Наиболее продуктивно использование классификации в научной практике, статистике.

Сравнение или компаративистский анализ

Заключается в сравнении двух структур, предметов. В выявлении схожих черт, различий. Имеет смысл только тогда, когда объекты действительно похожи. Нет смысла сравнивать людей и фрукты, это абсурдно и не принесет никаких новых знаний, поскольку суть и так хорошо понятна. А вот сравнение человека и приматов, человека и животного и так далее вполне имеет смысл в контексте эволюционных концепций, биологических, анатомических знаний.

Конкретизация

Или же дедуктивный метод. Основан на переходе от общего знания к частному случаю существования такого же явления. Если брать пример: в странах Европы летом жарко. Украина — страна Европы. Следовательно, в Украине летом жарко. По сути это разновидность умозаключения.

Индукция

Есть и обратное явление. Когда от частного знания проводится движение к общему знанию. Тут справедливо будет привести такой вариант. В Украине летом жарко. Украина — часть Европы. Следовательно, в странах Европы летом жарко. Тут возникает большая проблема. Если дедуктивные умозаключения в большинстве своем истинны, то индуктивные могут быть с большой вероятностью ложными. Поскольку нарушается закон достаточного основания. Обобщения проводятся с большой осторожностью, и требует подтверждения эмпирическими методами.

Аналогия

Переведение свойств одного объекта на другой. Такой перенос также требует осторожного подхода, поскольку не всегда имеет место истина. Однако, это смелая методика, она позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи. Применяется не только в научной деятельности, но и в прикладных сферах. По такому принципу были определены некоторые законы аэродинамики, сконструированы летательные средства и т. д. Базой были исследования жизнедеятельности птиц, биологических существ.

Указанные инструменты при правильном применении дают множество информации. Позволяют добиться качественных результатов в исследованиях и практической деятельности. Сферы могут быть самими разными. Формы абстрактного мышления в таком контексте также выступают инструментами, только более общими.

При анализе становится понятна разница между абстрактным и конкретным мышлением. Если первое имеет дело с логическими конструкциями и следует четким законам, второе стихийно и основывается на опыте, работе с конкретными объектами здесь и сейчас (хотя и логическая разновидность может иметь дело с конкретными предметами, если они имеют значение в рамках ситуации).

Способы проверки степени развития когнитивных способностей

Проверка степени развития абстрактного мышления не представляет больших трудностей. С ней справляются, в том числе и психологи. Каким именно образом удается исследовать способности? Применяется группа тестов:

  1. Стандартный тест на абстрактное мышление — тест Айзенка. Позволяет исследовать интеллектуальные возможности. Дополнительно могут применяться и прочие тесты, в зависимости от ситуации.
  2. Абстрактно-вербальный стиль мышления можно оценить по результатам беседы с человеком. Дополнительно может быть представлена ситуация или тема, выводы по которой должен сделать обследуемый. Это даст больше информации, чем простой устный опрос.
  3. Возможно использование специальных логических задач. Они позволяют исследовать скорость абстрактного мышления, его качество, направленность, возможность быстро переключаться с задачи на задачу, с процесса на процесс.

Человек может проверить себя и сам. Однако, лучше, когда в деле участвует опытный психолог.

Можно ли развить абстрактное мышление, каким образом и сколько времени на это уйдет

Как развить абстрактное мышление и вообще можно ли это сделать? Да, можно. Методики существуют. Однако, это не быстрый процесс. По разным оценкам, потребуется от нескольких месяцев до года, чтобы добиться качественного результата. Развить у взрослых людей такие способности проще всего. У детей — смысла не много, нужно дождаться окончательного формирования логических способностей и только потом начинать. То есть в подростковые годы. Методики:

  1. Устные упражнения. Рассуждения на конкретные темы с выводами и прочие. Позволяют развить еще и вербальный стиль мыслительной активности.
  2. Решение логических задач. Как можно больше. Желательно с постепенным повышением сложности и четким описанием хода размышлений. Догадки и простые совпадения должны быть исключены.
  3. Написание эссе по определенным темам. С высказыванием доводов за, против, собственной позиции и выводами по вопросу. Это позволяет развить не только абстрактное, но и критическое мышление.

Читайте также: Гениальность как феномен человеческой личности и психики

Особенностью абстрактного (словесно- логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

По характеру решаемых задач

различают мышление:

— теоретическое;- практическое.

Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление — это познание законов и правил.

Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

По степени развернутости различают мышление: дискурсивное и интуитивное.

Интуитивное мышление —

мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Дискурсивное

(аналитическое) мышление — мышление,

опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

По степени новизны и оригинальности

различают мышление:репродуктивноепродуктивное (творческое).

Репродуктивное мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное мышление — мышление на основе творческого воображения.

Основные этапы (операции)

мышления

•1) Сравнение — это одна из ключевых операций, осуществляемых человеком при познании окружающего мира, себя самого и других людей, а также в ситуациях решения разнообразных, в частности, когнитивно-коммуникативных задач, находящаяся в зависимости от условий (контекста), в котором она совершается, которая не может быть понята вне единства процесса, в ходе которого она осуществляется, результата, к которому приводит и субъекта, который её осуществляет. Заключается она в установлении сходства и различия. Осуществляется операциянепосредственно (вос принимая предметы

одновременно)

2)Анализ и синтез

•Анализ — логический прием определения понятия, когда его разлагают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познавание ясным в полном объеме. Таким образом из частей целого можно мысленно создать его структуру. Вместе с частями предмета мы

выделяем его свойства. Анализ возможен не только при восприятии, но и по памяти, то есть при представлении.

•Синтез — способ собрать целое из частей или явлений, а также их свойств, как антипод анализа.

3) Абстракция и

конкретизация

•Абстракция — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Выделенная часть или свойство рассматриваются отдельно от других. При этом происходит выделение из информации отдельных частей или свойств

•Конкретизация — выделение частного из общего. При этом мы представляем конкретные предметы во всём их многообразии. Конкретизация понятия «стол»: «письменный стол», «обеденный стол», «разделочный стол», «рабочий стол».

4) Индукция и

дедукция

Индукция — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Дедукция

— метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой

(высказывания)

Искусство и наука абстрактного мышления

Анн-Лора Ле Кунф

•   Время чтения: 4 минуты.

Что мы можем делать только после одиннадцати лет, что помогает нам решать сложные проблемы и писать стихи, но требует осторожности? Это абстрактное мышление, мощный инструмент для творчества и инноваций, который каждый может научиться использовать лучше.

Разница между конкретным и абстрактным мышлением

Конкретное мышление тесно связано с опытом, который можно непосредственно наблюдать. Он включает в себя повседневные, осязаемые факты и физические объекты. С другой стороны, абстрактное мышление — это навык рассуждения более высокого порядка. Он имеет дело с концептуальными идеями, шаблонами и теориями.

Например, размышление о Статуе Свободы — это конкретная мысль, но размышление о том, что она представляет — идея свободы — это абстрактная мысль. Перечисление имен всех членов команды, работающих над конкретным проектом, — это конкретное мышление, но вопрос о том, является ли эта команда лучшей для проекта, — это абстрактное мышление.

Другими словами, конкретное мышление спрашивает как , тогда как абстрактное мышление спрашивает почему . По словам исследователей из Тель-Авивского университета: «Сосредоточение внимания на средствах, необходимых для достижения конкретной цели, в конечном итоге влечет за собой преобразование абстрактной идеи в конкретное действие и, таким образом, приводит к конкретизации мышления; точно так же сосредоточение внимания на цели действия приводит к абстрагированию мышления».

По словам известного психолога Жана Пиаже, только в возрасте одиннадцати лет дети начинают мыслить абстрактно и использовать метапознание. До этого возраста мы способны логически мыслить только об объектах, с которыми можем физически манипулировать. Наша способность мыслить абстрактно продолжает расширяться по мере нашего взросления, но большинство людей считают эту способность само собой разумеющейся, и очень немногие активно практикуют свои навыки абстрактного мышления.

Три конкретных способа практиковать абстрактное мышление

Можно улучшить свои навыки абстрактного мышления.

  1. Переформулируйте вопрос. Перейти от «как?» на «почему?» чтобы сделать шаг назад и задействовать свои навыки абстрактного мышления. Например, если вы чувствуете, что застряли, пытаясь написать сообщение в блоге, спросите себя: зачем я это пишу, для кого это, чего именно я пытаюсь достичь? Этот подход более высокого порядка может помочь вам открыть новый угол для решения вашего проекта.
  2. Ищите закономерности. Вместо того, чтобы рассматривать каждый конкретный элемент в отдельности, практикуйте сетевое мышление, чтобы выявить абстрактные закономерности и лежащую в основе динамику взаимоотношений между этими элементами. Не бойтесь использовать свое воображение. Иногда закономерности трудно обнаружить, но простой процесс их поиска поможет вам улучшить свои навыки абстрактного мышления.
  3. Черпайте вдохновение у абстрактных мыслителей. Философы, художники и ученые — великие абстрактные мыслители. Подобно философу, исследуйте природу таких идей, как успех, реальность или сообщество. Подобно поэту, переходите от конкретного мышления к абстрактному, используя метафоры, сравнения, аналогии и символы. Как ученый, сформулируйте теорию, идя от частного к общему. Является ли конкретное событие, за которым вы сейчас наблюдаете, проявлением более широкого явления? Не могли бы вы проверить свою гипотезу?

Абстрактное мышление необходимо для решения сложных проблем, выдвижения инновационных идей и сотрудничества с другими людьми. Это позволяет нам анализировать ситуации, понимать новые концепции, формулировать теории и смотреть на вещи в перспективе.

Без абстрактного мышления мы не смогли бы понять такие понятия, как дружба, надежда, демократия, воображение, успех, мудрость, счастье и даже любовь. Однако, несмотря на то, что это мощный инструмент, который можно добавить в набор инструментов для мышления, он не должен быть единственным инструментом, и его следует использовать с умом.

Балансирующая игра

Как и любой мощный инструмент, абстрактное мышление может быть обоюдоострым мечом. Во-первых, абстрактное мышление без конкретного мышления равносильно воображению без исполнения. Творчество требует двустороннего мышления, которое уравновешивает исследование и эксплуатацию. Как только вы поняли, почему идея должна увидеть свет, вам нужно подумать о том, как вы ее воплотите в жизнь. Другими словами, вам нужно перейти от абстрактного мышления к конкретному мышлению.

Также может быть опасно для вашего психического здоровья постоянное абстрактное мышление по умолчанию, особенно когда вы думаете о прошлых событиях. Исследователи-психологи объясняют, что «абстрактные размышления характерны для депрессивных людей, как и склонность испытывать сожаление после принятия решения». Это особенно верно в отношении размышлений о травмирующих событиях, когда конкретное мышление оказалось гораздо более полезным, чем абстрактное.

Несмотря на эти предостережения, навыки абстрактного мышления особенно полезны в ситуациях, требующих нестандартного мышления, выявления скрытых закономерностей и генерирования инновационных идей. Просто убедитесь, что вы уравновешиваете его конкретным мышлением и следите за своими моделями мышления, чтобы абстрактное мышление не превратилось в абстрактные размышления.


Присоединяйтесь к 50 000 осознанных творцов!

Maker Mind — это еженедельный информационный бюллетень с научно обоснованными идеями о творчестве, осознанной продуктивности, лучшем мышлении и обучении на протяжении всей жизни.

Одно письмо в неделю, никакого спама. Ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Абстрактное мышление: Развитие силы разума

Абстрактное мышление — это уровень мышления, относящийся к экстраординарным умственным способностям, что наиболее важно для анализа концептуальных идей, гипотетических будущих событий и ситуаций. Абстрактное мышление позволяет человеку рассматривать детали концептуально.


Навыки абстрактного мышления позволяют генерировать свежие оригинальные идеи, находить действенные решения сложных вопросов и углублять понимание сложных концепций. В то время как некоторые люди, как правило, более эффективно генерируют абстрактные идеи и понимают абстрактные концепции, существует ряд мощных способов, которые помогут вам стать более концептуальным мыслителем.


Способность рассматривать детали концептуально означает, что вы можете предсказать, как будет развиваться ситуация. Это также помогает понять, как можно изменить ход действий и разработать сценарий, который принес бы наиболее благоприятные результаты. Кроме того, абстрактное восприятие тесно связано с нашей фантазией и способностью мозга к воображению. Таким образом, ориентируясь на абстрактное мышление, есть шанс улучшить вашу память, когнитивные навыки, решение проблем, рассуждения и другие умственные действия, ориентированные на процесс.


Узнайте, что такое абстрактное мышление и его ключевая проблема


Обработка и синтез информации, оценка потенциальных результатов, получение новых идей и прогнозирование будущих событий будет намного проще для людей с абстрактным мышлением. Это означает, что человек способен видеть и воспринимать концепции, идеи, объекты и даже окружающий мир за пределами того, что наблюдается физически. Если у вас сильное и развитое воображение, инициирование понятий и идей, не представленных нашим чувствам, не должно доставлять никаких проблем.


Однако иногда это может быть проблемой для вашего мозга. Одним из препятствий к абстрактному анализу вещей считается слепой умственный взор, также известный как афантазия. Это связано с неспособностью формировать мысленные образы. Это редкое явление, но оно все же может помешать визуализировать и представлять идеи мысленным взором. Чтобы вернуть мозгу способность визуализировать и мыслить абстрактно, вы можете разработать стратегию развития ума и добавить к ней упражнения на абстрактное мышление. Но сначала давайте кратко рассмотрим некоторые примеры того, когда мы можем использовать абстрактный анализ и какую пользу он может нам принести.


Примеры абстрактного мышления и рассуждений


Использование метафор


Абстрактное мышление стимулируется, когда мы используем метафоры. Это речевые фигуры, которые не следует понимать буквально. При обработке метафор наш разум не должен полагаться на конкретные факты и физические примеры. Он полезен для интерпретации литературы, анализа поэзии и работы с любыми гипотетическими или символическими идеями, применяемыми в различных формах искусства. Метафорические выражения пробуждают наше воображение, развивают творческие способности, позволяют связать не связанные друг с другом вещи. Практика создания метафор также может стать основой для гиперфантазии и улучшения чрезвычайно яркой визуализации. Это, в свою очередь, активирует наши навыки решения проблем, поскольку даже на самую сложную проблему можно взглянуть с совершенно другой точки зрения.


Символизм


Размышление о вещах и ситуациях, которые реально не существуют или недоступны в окружающей среде в данный момент, является символическим типом мышления и одним из примеров абстрактного мышления. Таким образом, символы в литературе не являются прямыми объяснениями, намекающими на что-то другое, обычно на что-то концептуальное. В искусстве он полностью противоположен натурализму. Таким образом, он основан не на точном описании деталей, а скорее на представлении верований и идей через абстракции и метафорические образы.


Метапознание


Понимание своих когнитивных процессов позволяет лучше контролировать генерацию мыслей и идей. Например, дивергентный тип мышления требует абстрактного подхода, чтобы иметь возможность контролировать наше спонтанное формирование идей. Более того, именно так мы можем формировать здравые суждения, правильно расставлять приоритеты и разумно управлять процессами принятия решений.


Абстрактное и конкретное мышление


Люди, способные мыслить абстрактно, имеют более широкое и безграничное понимание идей и информации. Сосредоточение внимания только на фактических данных и деталях может означать, что креативность находится на низком уровне, и в жизненном опыте не задействовано воображение. Абстрактные мыслители, в отличие от конкретных мыслителей, активизируют свои фантазии. Те люди, которые мыслят осязаемо, более рациональны и всегда хорошо аргументированы. Однако они полагаются только на реальные вещи и на информацию, полученную через человеческие органы чувств. Здесь нет места для творческой визуализации несуществующих объектов и понятий.


Самая эффективная стратегия для того, чтобы иметь более подвижный ум и быть сообразительным, состоит в том, чтобы объединить эти два типа мышления. Причина в том, что, не думая за пределами фактов, трудно найти в уме место для творчества. Полагаясь только на воображение, можно попасть в ловушку дереализации, полностью оторвавшись от реального окружения. Потеря чувства реальности является проблемой для людей с абстрактным стилем мышления, тогда как буквальное толкование даже символизма может принести проблемы конкретным мыслителям. Баланс, постоянный контроль процессов рассуждения, а также метапознание, вероятно, могут усилить ваши умственные способности.


Как развивать абстрактное мышление: проверенные упражнения и советы


Непроизвольное ощущение более целостной картины, а также широкое видение являются результатом мощного абстрактного мышления. Этого можно добиться, если тренироваться генерировать абстрактные мысли. Набор упражнений и широкий спектр умственных действий помогают развивать ваши навыки, такие как синтез информации, анализ вещей, выходящих за рамки реальных фактов, и критический тип рассуждений. Это может освободить вас от ограничений и помочь преодолеть творческие барьеры.


Прежде всего, рекомендуется регулярно подвергать себя совершенно новым впечатлениям и идеям. Например, вы можете узнать о некоторых новых культурах. Такой тип свежих знаний может помочь вам понять разнообразие, обрести новые перспективы, изменить свое мировоззрение и даже избежать подавляющих амбиций. Более того, взаимодействие с такой информацией позволяет избавиться от предубеждений и предубеждений, мыслить более свободно и минимизировать стереотипность.


Столкнувшись с проблемой плохого концептуального мышления, вы можете включить поиск нескольких эффективных решений одной проблемы. Не бойтесь экспериментов и будьте смелее со своими идеями. Вы должны вытолкнуть себя из зоны комфорта. Потому что иногда правильное решение и выбор находятся за пределами зоны, где вы испытываете повышенное чувство безопасности. Думать шире; тем не менее, постарайтесь не увязнуть в ненужных деталях, а сосредоточьтесь на более важных вещах.


Головоломки также входят в число лучших упражнений на абстрактное мышление, которые позволяют воспринимать задачу с разных сторон. Решая головоломки, ваш мозг включит креативность и проработает несколько стратегий, прежде чем обнаружит ответ, подходящий для конкретной задачи. Более того, ослабевающие с возрастом такие навыки, как внимание к деталям, зрительно-пространственное мышление и запоминание сложной информации, восстановятся, если включить в свой распорядок дня головоломки.


Когда абстрактное мышление может навредить


Сосредоточение внимания на концептуальных идеях и воображении, а не на мире природы и вещах, иногда может быть вредным. Например, некоторые люди могут по привычке генерировать наихудший образ действий. С таким пессимистическим мышлением и неправильным отношением есть риск застрять в негативных мыслях. Обычно негативные познания могут вызывать целый спектр негативных эмоций. И человек будет чувствовать себя бесполезным и бессильным, потеряет мотивацию и вдохновение и будет иметь низкий уровень энергии. Поэтому, даже применяя навыки абстрактного мышления, держите свой разум, воображение и познавательные процессы под полным контролем. Это позволяет оградить себя от негативных сценариев и настроить себя на успех.


Абстрактное рассуждение в образовании


Абстрактный анализ обеспечивает глубокий образовательный опыт и облегчает запоминание. Кроме того, с улучшенными способностями к абстрактному мышлению будет легче представлять сложные идеи. Так вы сможете добиться впечатляющих академических результатов. Делать более осознанный выбор и принимать решения — это еще один навык, который вы можете отточить, практикуя упражнения на абстрактное мышление. Более того, это позволяет погрузиться в детали, выходящие за рамки стандартного восприятия, и найти креативное и неординарное решение.


Часто задаваемые вопросы


Легко ли рассуждать абстрактно?


Быть концептуальным мыслителем означает пробуждать более высокий уровень мышления, поскольку концептуализация и визуализация требуют сильной концентрации и повышенной креативности. Те, кто борется с плохим абстрактным анализом, должны определить причину и разработать технику, стимулирующую мозг, для ее укрепления.


В чем разница между логическими рассуждениями и абстрактными рассуждениями?


Рассуждения, основанные на нашей логике, зависят от конкретных данных и принципов достоверности. Абстрактное рассуждение — это тип логического мышления, но акт анализа событий, проблем, понятий и т. д. предполагает использование идей, не связанных с конкретными и физическими вещами.


Какой тест измеряет навыки абстрактного мышления?


Существует набор тестов для оценки вашей способности мыслить абстрактно.

Добавить комментарий