Абстрактное воображение это: Виды воображения. Основы общей психологии

Виды воображения. Основы общей психологии

Виды воображения

В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов.

В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь нет еще собственно оперированияобразами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях.

В этих случаях за образом обычно скрываются в качестве движущих сил аффективные моменты потребностей, влечений. З.Фрейд сделал попытку — очень тенденциозную — определить основные преобразования, которым подвергаются образы в этом примитивном виде воображения (сгущение, вытеснение, замещение).

В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека.

В первом случае говорят иногда о пассивном, во втором — об активномвоображении. Различие «пассивности» и «активности» является не чем иным, как именно различием в степени намеренности и сознательности.

Различают также воображение воспроизводящее и творческое, или преображающее. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью. Но оно может быть банальным, трафаретным и более или менее творческим оригинальным преобразованием.

Есть, далее, основание различать воображение, заключающееся в воссоздании заданных (например, в художественном тексте) образов и выражающееся в самостоятельном создании новых, как это имеет место, например, в творческой деятельности художника.

В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда

конкретноеи абстрактноевоображение.

Образы, которыми оперирует воображение, могут быть различны; это могут быть образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Возможна целая иерархия или ступенчатая система наглядных образов, отличающихся друг от друга различным в каждом из них соотношением единичного и общего; соответственно этому существуют многообразные виды воображения — более конкретного и более абстрактного. Различие конкретного и абстрактного воображения является различием тех образов, которыми оперирует воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованными образами — схемами, символами (в математике). Абстрактное и конкретное воображение не являются при этом

внешнейполярностью; между ними существует множество взаимопереходов.

Необходимо, наконец, различать виды воображения по их отношению к действительности и к деятельности, долженствующей воплотить мечты в действительность. Здесь приходится проводить различие между бездеятельной пустой «мечтательностью», которая служит лишь для того, чтобы дымкой фантазии заслониться от реального дела, и действенным воображением, мечты которого служат толчком к действию и получают воплощение в творческой деятельности.

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, — конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня — творческого воображения.

Роль воображения в жизни может быть весьма различной в зависимости от того, в какой мере воображение включается в реальную деятельность.

Воображение как мысленное преобразование действительности в образной форме может быть тесно связано, сказали мы, с изменением действительности, с ее практическим, действенным преобразованием. Предвосхищая результаты нашей деятельности, мечта, создаваемая воображением, стимулирует к тому, чтобы работать над ее воплощением в действительности, чтобы бороться за ее осуществление. Д. И.Писарев писал: «Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать… если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, — тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни…».

112 Но из стимула к действию мечта воображения может иногда превратиться и в заместитель действия, перерождаясь в ту пустую мечтательность, которой некоторые люди, как дымовой завесой, заслоняются от реального мира и необходимости его изменять.
Роль воображения и его характер существенно определяются тем, что представляют собой его продукты. Одни находят себе легкое и малоплодотворное удовлетворение в мимолетных и праздных мечтаниях, прикрываясь завесой своей фантазии от реального дела. Другие, наделенные достаточными творческими силами, превращают воплощение своего воображения в реальное дело творчества. Их творения вводят в реальный мир как бы новое измерение. В созданных художественным творчеством произведениях искусства люди созерцают преображенный, углубленный образ мира, далеко выходящего за ограниченные рамки их часто узкого личного существования; в практической жизни они ломают устаревшие нормы и реально изменяют действительность.

Кусочек фантазии есть в каждом акте художественного творчества и во всяком подлинном чувстве; кусочек фантазии есть в каждой отвлеченной мысли, поднимающейся над непосредственно данным; кусочек фантазии есть и в каждом действии, которое хоть в какой-то мере преобразует мир; кусочек фантазии есть в каждом человеке, который, мысля, чувствуя и действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу чего-то нового, своего.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

3. Психология воображения

3. Психология воображения Сознание в свете экзистенциальных и структурно-аналитических концепцийКак отмечал Л. С. Выготский, исследование природы воображения представляет собой третий аспект по изучению психологии искусства. В научной литературе воображение

56. Виды и приемы воображения

56. Виды и приемы воображения Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему

49.

 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

49. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются

Мост воображения

Мост воображения Арабское слово «толкование», табир, буквально означает «переход, переправа». Настоящий толкователь сновидений (муаббир) – тот, кто «переходит от ограниченных образов сохранившегося в памяти сновидения на более глубокие уровни его значения и к более

Месть воображения

Месть воображения Большевистская революция и тоталитаризм загнали тех, кто интересовался снами, в подполье. Теперь безопасным способом написания книг о сновидениях стало только участие в одобренных государством исследованиях фольклора и народного искусства, а также

Развитие воображения

Развитие воображения Уже давно замечено, что тот, кто при недомогании психологически входит в образ здорового человека, быстро и эффективно поправляет свое здоровье.

Основой является воздействие воображения. С его помощью вы можете развить в себе удивительные

«Техника» воображения

«Техника» воображения Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования.Одним из таких приемов является

Использование воображения

Использование воображения Использование воображения при лечении тревоги было подробно описано в другой работе (Beck et al., 1985). Те же самые методы могут быть использованы при лечении расстройств личности, чтобы позволить пациенту снова пережить травмирующие события из

Краски воображения

Краски воображения Доводилось ли вам когда-либо предпринимать попытки настроить свой разум на выполнение какой-либо заведомо невыполнимой задачи, например: попытаться понять, что такое вечность или бесконечность; представить себе цвет, которого нет среди цветов радуги,

4.

Развитие воображения.

4. Развитие воображения. «…Материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ощущение зависит от мозга, нервов, сетчатки и т. д., т. е. от определенным образом организованной материи». «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира…». Ощущения —

Игра воображения

Игра воображения Воображение – вероятно, самая мощная человеческая способность. Оно позволяет нам создавать вымышленные реальности, которые можно исследовать, не покидая настоящий мир. Самые ранние проявления игр с участием воображения наблюдаются в два-три года

Сила воображения

Сила воображения Однажды некий человек был приглашен в дом друга. Когда он собирался выпить предложенную чашу вина, ему показалось, что он видит внутри чаши змееныша. Не желая обидеть хозяина, он мужественно осушил чашу до дна. Вернувшись домой, он почувствовал страшные

7.5. Воображение. Виды воображения (пассивное, активное, конкретное, абстрактное). Функции воображения. Воображение и фантазия.

ВООБРАЖЕНИЕ. Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Если прошлое зафиксировано в образах памяти, то будущее представлено в мечтах и фантазиях. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непо­средственно воспринимаемого.

Воображение — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. Таким образом, существен­ным признаком воображения является способность субъекта создавать новые образы. Образ во­ображения не имеет аналогов в реальной действительности.

Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразова­ние прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

  1. представление действительности в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая проблемные задачи;

  2. регулирование эмоциональных состояний, при помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять потребности, снимать порождаемую ими напряженность;

  3. участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека: об­ращать внимание на нужные события, управлять восприятием, воспоминаниями, высказыва­ниями.

  4. формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами;

  5. планирование и программирование деятельности, составление программ, оценки их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состоя­ниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное

давление, температуру тела.

Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писате­лями и изобретений конструкторов. Благодаря воображению человек творит, разумно плани­рует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная куль­тура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который соз­дает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность.

По отношению человека к процессу воображения можно выделить пассивное и активное воображение. Пассивное воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы сами всплывают, помимо воли и желания человека, а не формируются им. Например, в снови­дениях. Активная форма воображения проявляется, например, в творчестве, образы созна­тельно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека.

Различают также воображение воспроизводящее (репродуктивное) и преобразующее (продуктивное). В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реаль­ность в том виде, какова она есть, но которую субъект реально не воспринимал. Такое вооб­ражение больше напоминает восприятие или память. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Например, по картинам И.И.Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Напри­мер, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность про­пускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, поль­зуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображе­нию предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда мир ху­дожника — фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Воображение, как известно, тесно связано с творчеством. Специализация различных ви­дов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов чело­веческой деятельности — конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображе­ния. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потреб­ности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, поч­ти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результа­том тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болез­ненные состояния.

Грезы, в отличие от галлюцинаций,- это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.

Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она не­сколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, осо­бенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрес­сивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях челове­ка, поэтому мечта — важное условие претворения в жизнь творческих сил человека.

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоми­нает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет инте­рес к искусству и науке.

Высвобождение силы воображения

Статья Сэма Изада Сэм Изад

Сэм Изад

Директор по маркетингу и директор по информационным технологиям

Опубликовано 9 мая, 2023

+ Подписаться

Абстрактное мышление — это познавательная способность, которая отличает людей от других видов. Это уникальная способность созерцать идеи, концепции и возможности за пределами конкретного и непосредственного. Часто описываемое как «нестандартное мышление», абстрактное мышление позволяет нам исследовать неосязаемое, устанавливать связи между, казалось бы, несвязанными вещами и представлять альтернативные точки зрения. Это важнейший аспект человеческого интеллекта и творчества, играющий важную роль в различных сферах жизни, включая искусство, науку, решение проблем и инновации.

В основе абстрактного мышления лежит способность отделяться от буквального и исследовать мир символов, метафор и воображения. Это позволяет нам концептуализировать идеи и отношения за пределами их физических проявлений. В то время как конкретное мышление фокусируется на конкретных деталях и непосредственном опыте, абстрактное мышление предлагает нам выйти за эти границы и погрузиться в царство возможностей.

Одной из ключевых особенностей абстрактного мышления является способность идентифицировать и различать закономерности, сходства и основополагающие принципы. Извлекая важные элементы из различных контекстов, мы можем выявить общие черты и создать общие концепции или теории. Эта способность обобщать помогает нам систематизировать информацию, осмысливать мир и формировать мысленные рамки, облегчающие понимание.

Абстрактное мышление также позволяет нам заниматься гипотетическим и спекулятивным мышлением. Это позволяет нам представить сценарии, которые еще не произошли, изучить потенциальные результаты и рассмотреть альтернативные решения. Эта когнитивная гибкость жизненно важна для решения проблем, поскольку она позволяет нам генерировать и оценивать различные варианты, прежде чем остановиться на курсе действий.

Кроме того, абстрактное мышление играет решающую роль в творческих начинаниях. Художники, писатели, музыканты и новаторы часто полагаются на абстрактное мышление, чтобы освободиться от традиционных ограничений и исследовать новые идеи. Абстрактное искусство, например, направлено на то, чтобы вызывать эмоции и провоцировать мысли, полагаясь на нерепрезентативные формы и символические элементы. Принимая абстракцию, художники могут преодолеть ограничения буквального представления и предложить зрителю новые перспективы.

Научные открытия также во многом обязаны абстрактному мышлению. Ученые часто проводят мысленные эксперименты, выдвигают гипотезы о новых теориях и строят ментальные модели для объяснения сложных явлений. Абстрактное мышление позволяет им исследовать неизведанные территории, устанавливать связи между различными областями и расширять границы знаний.

Развитие навыков абстрактного мышления имеет решающее значение для личного роста и интеллектуального развития. Это повышает способность решать проблемы, способствует творчеству и развивает критическое мышление. Воспитывать абстрактное мышление можно с помощью различных практик, таких как:

  1. Поощрение воображения. Занимайтесь деятельностью, стимулирующей воображение, например чтением художественной литературы, мечтами или изучением творческих увлечений.
  2. Принятие неопределенности: учитесь принимать неопределенность и учитывать различные точки зрения. Научитесь терпеть двусмысленность и рассматривать различные интерпретации ситуаций и информации.
  3. В поисках разнообразного опыта: познакомьтесь с различными культурами, дисциплинами и точками зрения. Принятие разнообразия расширяет ваши умственные горизонты и поощряет абстрактное мышление.
  4. Участие в мозговом штурме: Участвуйте в мозговых штурмах с другими, чтобы генерировать широкий спектр идей и исследовать нетрадиционные возможности.
  5. Разгадывание головоломок и загадок. Разгадывание головоломок, загадок и логических игр заставляет ваш разум мыслить абстрактно и устанавливать связи между, казалось бы, несвязанными подсказками или элементами.

В заключение, абстрактное мышление является фундаментальным аспектом человеческого познания, которое позволяет нам выйти за пределы конкретного и исследовать царство идей, возможностей и творчества. Это дает нам возможность мыслить не только сиюминутно, устанавливать связи между разрозненными концепциями и предлагать инновационные решения. Развивая свои способности к абстрактному мышлению, мы можем раскрыть весь потенциал нашего воображения и проложить путь к личностному росту, интеллектуальному развитию и новаторским открытиям. Итак, давайте примем абстрактное мышление и отправимся в путешествие безграничных возможностей.

#АбстрактноеМышление #Развязанное Воображение #КогнитивнаяГибкость #КреативноеМышление #Решение Проблем #Инновация 9004 2 #МысльИсследование

Imagination At Work — Абстрактное искусство — Bing Hitchcock Art

Бесплатная доставка

Я так доволен своим произведением искусства Бинга Хичкока. Бабочки красиво смотрятся в нашем доме. Есть так много замечательных частей на выбор. Приятно покупать картины напрямую у художника, и он даже придет и выставит их для вас.

Джанин М

Во время короткой поездки в Брайтон мы встретили Бинга в его новой студии рядом со станцией. Мы с Колином были поражены выставленными фантастическими произведениями абстрактного искусства. Мы поболтали с художником и владельцем Bing и в результате выбрали оригинальную работу Bing, а затем предложили прийти и повесить искусство для нас. Колину и мне нравится наше новое абстрактное творение, оно очень оригинальное и уникальное. Бинг — блестящий художник и дизайнер. В настоящее время мы работаем над другим дизайном для нашего нового пентхауса, не можем дождаться, спасибо Бинг — Кэрол и Колин

Недавно я купил произведение искусства в магазине Bing Hitchcock и очень доволен комплексным обслуживанием, которое я получил. Бинг предоставил чрезвычайно полезную услугу «предварительной покупки», с помощью которой он наложил изображения произведений искусства на мою стену во всех видах различных размеров, которые я просил. Это действительно помогло мне принять решение о картине, которую я хотел, и убедило меня, что я делаю правильный выбор. После того, как я выбрал картину, на изготовление ушло чуть меньше недели, и Бинг очень любезно проделал весь путь от Брайтона до Саутгемптона после того, как я закончил работу, чтобы повесить картину для меня. Ничто не доставляло особых хлопот, и он потратил много времени на то, чтобы убедиться, что я доволен тем, как выглядит фотография.

В общем, я не могу винить службу и очень доволен своим новым произведением искусства — оно выглядит фантастически, и я не могу отблагодарить Bing за то, что он сделал так здорово. Большое спасибо Бинг!

НаталиC-112

Делитесь сообщениями в блогах, продуктами или рекламными акциями со своими клиентами.

Добавить комментарий