Адаптация — что это такое
Обновлено 23 июля 2021 Просмотров: 51 237 Автор: Дмитрий ПетровЗдравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин адаптация применяется в различных сферах (биологии, психологии, социологии и др.).
Он весьма многоплановый и поэтому вызывает ряд вопросов, включая главный — что это вообще такое.
Сегодня мы поговорим про адаптацию, ее виды, области применения термина и значение адаптации в процессах естественного отбора.
Адаптация — это…
Если говорить простым языком о том, что такое адаптация, то можно ограничиться одним словом – «приспособление». Именно так переводится этот термин с латинского языка.
Речь идет о приспособлении человека, как живого существа, к условиям окружающей среды. Процесс адаптации начинается с первой минуты жизни индивида, когда он делает первый вдох, и заканчивается в момент смерти.
Синонимами «адаптации» являются следующие слова: врабатывание, приспособленчество, упрощение, коадаптация, изменение, акклиматизация, аккомодация, привыкание.
Явление адаптации направлено на выполнение своей основной задачи – поддержание гомеостаза. Последний, в свою очередь, представляет собой перманентный (неостанавливающийся) процесс регулирования баланса в организме с целью выживания. В данном случае под организмом мы понимаем единство тела и психики.
Например, человек привыкает существовать в определённых условиях – люди, климат, работа и т.д. Когда эти условия изменятся, ему придется привыкать к новизне: перестраивать свои старые привычки, приобретать новые качества, способы поведения, менять образ жизни в целом. И все это для того, чтобы чувствовать себя хорошо во всех аспектах.
Другой пример адаптации: если вы захотите резко встать из положения лежа, то, скорее всего, ваша голова закружится. Так происходит, потому что кровь устремляется в нижние конечности: кровоток, идущий к сердцу, уменьшается в объеме, давление падает.
Чтобы убрать головокружение, организм «нагоняет» давление сужением сосудов, сердце начинает стучать чаще, чтобы адаптировать организм к новому положению тела. Через несколько секунд все неприятные ощущения уходят.
Адаптация в биологии и психологии
Изначально феномен гомеостаза изучали только с биологической точки зрения: ученые исследовали, каким образом организм поддерживает постоянство внутренней жизнедеятельности.
Адаптация в биологии – это процесс, направленный на обеспечение вышеупомянутого постоянства при изменяющихся внешних условиях.
Например, если вы привыкли жить на местности с низкими температурами, то переехав в страну с жарким климатом, можете почувствовать некоторое недомогание (нарушение гомеостаза). Все физиологические ресурсы будут задействованы, чтобы восстановить баланс.
Уже через несколько дней организм перестроит свою деятельность под имеющиеся условия – привыкнет к климату (произойдет акклиматизация), и ваше самочувствие улучшится (восстановится гомеостаз).
Позднее Жан Пиаже перенес теорию адаптации из биологии в психологию. С его точки зрения, адаптация в психологии – это процесс, который включает в себя два способа регуляции психического гомеостаза:
- ассимиляция – внедрение внешних факторов во внутреннюю среду. Например, когда вы что-то внимательно изучаете и применяете на практике, происходит ассимиляция знаний – включение их в вашу когнитивную сферу.
Или пример с ассимиляцией в контексте воспитания – то, чему учат родители детей, откладывается «на подкорку» и в будущем становится их установками;
- аккомодация – изменение индивидом собственных когниций для успешного существования в среде. В этом случае человек не привыкает к тому, что есть, а меняет себя, перестраивает то, что уже есть – вырабатывает новые способы поведения и реакций.
Например, когда женщина становится матерью, она перекраивает многие свои привычки.
Таким образом, психологическая адаптация представляет собой равное соотношение двух векторов интеллектуальной деятельности человека.
Виды адаптации
Как было упомянуто выше, адаптация – это приспособление человека к среде.
Современная наука выделяет 5 видов рассматриваемого явления:
- Биологическая – приспособление к внешним условиям в процессе эволюции (что это?) путем изменения обмена веществ и функций органов. Например, древнейшие люди, жившие в условиях дикой природы, имели головной мозг объемом около 550 кв.см.
Для сравнения – у современного индивида объем мозга достигает 1800 кв.см. Можно сказать, что человек умнел на протяжении многих миллионов лет, благодаря прогрессу: мозг рос вместе с развитием цивилизации.
- Физиологическая адаптация – перестройка органических функций в соответствии с изменениями окружающей среды. В пример можно привести зрительную адаптацию: если вы выключите свет в ночное время суток, то первые несколько минут не будете ничего видеть.
Затем глаза привыкнут к темноте, и вы начнете различать окружающую вас мебель и предметы. Сюда же можно приписать акклиматизацию, о которой речь велась выше.
- Социально-психологическая – включение личности в социум (семью, класс, коллектив, сообщество и т. д.). В процессе адаптивного поведения индивид подстраивается под общественные нормы и правила, перенимает ценности и морально нравственные принципы, гармонично вливается в новое пространство.
Здесь примером может служить ситуация, когда ребенка устраивают в детский сад. Сначала мама приходит с малышом в группу на пару часов, потом оставляет его с детьми на это же время одного, далее время пребывания в саду увеличивается.
Так, постепенно ребенок приучается быть в коллективе без мамы, привыкает к установленным правилам.
- Профессиональная адаптация – примыкание личности к профессии (трудовой деятельности), установление гармоничных отношений с деятельностью и коллегами. Однако в процессе приспособления может наступить адаптационный кризис, который связан с несоответствием ожиданий и реальности.
В этом случае человеку может понадобиться помощь психолога или наставника, чтобы войти в профессиональную среду более комфортно.
- Адаптация персонала – знакомство новых работников с условиями, нормами, правилами и задачами труда, вливание в сформированный коллектив.
Это важная стадия, которую необходимо учитывать всем работодателям: новый сотрудник может показывать низкую производительность не по причине нехватки знаний, а из-за испытываемого стресса в связи с новой для него ситуацией.
Адаптационные возможности
Важно отметить, что люди могут обладать разной степенью адаптации в любом ее виде. Чем выше этот уровень, тем комфортнее чувствует себя личность по жизни.
Ей с легкостью даются новые знакомства, она быстро осваивается в новом коллективе, на новом месте, безболезненно и быстро переживает перемены на личном и профессиональном фронте.
Низкий уровень адаптационной возможности доставляет индивиду психические страдания. Особо чувствительные натуры могут даже физически заболеть из-за невыносимости новизны.
Однако если возможности изменить ситуацию под себя не предвидится, то со временем человек приспособится к тому, что есть – найдет для себя оптимальный стиль поведения. Это естественное развитие события.
В случае когда индивид не может приспособиться к жизненным обстоятельствам и всячески сопротивляется им долгое время, возникает риск заболеть неврозом (что это?) – обратимым психическим расстройством.
Интересно, что невротические симптомы также представляют собой адаптацию, но в извращенной форме. В этом случае человеку поможет либо изменение стрессовых обстоятельств, либо их принятие.
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Понятие социально-психологической адаптации в клинической психологии
Перепост:http://www.1.simplex.z8.ru/clinical-psychology/29-ponatia/59-psy-adaptation.html Социально-психологическая адаптация
3.09.2009 12:46 |
Автор: Velichko M.A.
Клиническая психология — Основные понятия
«Представление об уровне психологической адаптации лежит в основе концепции здоровья человека, так как диагноз психическое расстройство основывается не на субъективном мнении врача, а на объективных признаках низкой адаптации. Проблемные ситуации, возникающие в процессе социализации, становятся пусковым механизмом для формирования защитных механизмов и запуска адаптационных процессов. Соответственно, потребность в интервенции возникает лишь в случаях напряжения адаптационных возможностей индивидуума. Наличие компенсаторных способностей, позволяет относить к разряду здоровых людей.
Социализация- это процесс формирования конкретных социально-психологических типов личности, как результата онтогенетического развития. Личность может быть социализированной, но дезадаптированной. Более того, дезадаптированный человек может стать следствием высокой степени социализированности.
Адаптация (adaptation) — это системная реакция организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды. Речь идет о приспособительных реакциях, а не о поддержании равновесия, гомеостаза, которые ближе относятся к копинг-поведению.
Механизм адаптации имеет определенную структуру, включающую ряд уровней:
-психо-физиологическая адаптация,
-психологическая адаптация,
-социальная адаптация.
Психо-физиологическая адаптация — это совокупность физиологических реакции организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов.
Психологическая адаптация — это способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. Термин морально устарел, иногда используется в клинической психологии.
Все уровни адаптации одновременно в различной степени участвуют в процессе регулирования. Регулирование (adjustment) определяется двояко (по Г.Айзенку):
-как состояние, в котором сталкиваются потребности индивида с одной стороны, и требования среды с другой;
-как процесс, посредством которого достигается состояние баланса.
В процессе психологической адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.
Аллопластическая адаптация – осуществляется изменениями внешнего мира под существующие потребности личности.
Аутопластическая адаптация – осуществляется изменениями структуры личности под условия среды.
Различают общую и ситуативную адаптацию, общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций.
Социальную адаптацию можно описать, как отсутствие переживания конфликта со средой.
Социально-психологическая адаптация — это процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания, и при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворяя свои основные потребности.
Социальная уступчивость -это исправления нарушений адаптации со стороны социальной среды таким образом, что неприемлемые формы поведения в одних ситуациях, становятся приемлемыми для других. Социальная уступчивость направлена в первую очередь на детей, а также лиц страдающих нервно-психическими расстройствами.
С активизацией и использованием психологических адаптивных механизмов изменяется и психическое состояние личности. По завершению адаптационного процесса оно имеет качественные отличия от состояния психики до адаптации.
Психоаналитические концепции отмечают адаптацию как процесс, осуществляемый при помощи механизмов психологических защит. Но, не всякая адаптация через развитие и процесс научения является конфликтной, требующей включения механизмов психологической защиты.
Важнейший принцип теории социально-психологической адаптации, заключается в том, что защитные процессы адаптации, в сложившейся проблемной ситуации, протекают не изолированно, а в виде комплексов. Различают три разновидности комплексов:
-Незащитные адаптивные комплексы, используемые в нефрустрирующих проблемных ситуациях, и направлены на разрешение внешних конфликтов.
-Защитные адаптивные комплексы, являются устойчивым сочетанием механизмов защит, и направлены на разрешение внутренних конфликтов.
-Смешанные комплексы, состоят их защитных и незащитных механизмов.
Следует отличать жизненный успех и адаптированность личности. Не верно считать каждую неудачу признаком отсутствия адаптированности. Необходимо учитывать, что не все потребности человека способствуют его правильному функционированию и социально-психологической адаптации.
Первой составляющей в структуре личности, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Инстинктивное поведение индивида можно охарактеризовать, как поведение с опорой на естественные потребности организма. Но, существуют потребности адаптивные в данной социальной среде, и потребности, приводящие к дезадаптации. Адаптивность или дезадаптивность потребности зависит от личностных ценностей и объекта-цели, куда они направлены.
Дезадаптивность личности выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. Дезадаптированная личность не в состоянии отвечать требованиям, предъявляемым социумом, выполнять свою социальную роль. Признаком возникающей дезадаптации становится переживание личностью длительных внутренних и внешних конфликтов. Причем, пусковой механизм для адаптивного процесса — не наличие конфликтов, а факт того, что ситуация приобретает значение проблемной.
Для понимания особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого личность начинает свою адаптивную активность.
Адаптивная активность осуществляется двумя видами:
-адаптацией путем преобразования и устранения проблемной ситуации;
-адаптацией с сохранением ситуации — приспособлением.
Адаптивное поведение характеризуется:
-успешным принятием решений,
-проявлением инициативы и ясным представлением своего будущего.
Основными признаками эффективной адаптации являются:
-в сфере социальной активности — приобретение индивидом знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства;
-в сфере личностных отношений — установление интимных, эмоционально насыщенных связей с желаемым человеком.
Критерии, указывающие на адаптивный процесс:
-адекватность когнитивных механизмов обработки информации;
-показатели личностной зрелости;
-показатели социальной зрелости;
-клинический критерий (по Братусю) — отсутствие клинически выраженной психопатологии;
-статистический критерий, адаптированная — личность наиболее чаще встречаемая в популяции;
-социальный критерий — это социальная адаптация.
Адаптационный потенциал — это копинг поведение, копинг ресурсы и способность вырабатывать копинг стратегии…»(1).
_______________________
» Копинг-поведение (coping behavior — совладающее поведение) — осознанное поведение субъекта, направленное на психологическое преодоление стресса. Автор термина — американский психолог А. Маслоу (1987). Понятие «coping» происходит от англ. «to соре» (справиться, выдержать, совладать). В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление стресса»(2).
______________________
«…Санкции со стороны общества ставят под удар адаптационный потенциал. Общество:
-подавляет,
-ущемляет,
-предъявляет требования,
-является источником конфликта с другими.
Все санкции, воздействуют на человека стрессогенно, вызывая, при этом, состояние активации. Если человек не можем справиться, то возникает дистресс. Состояние активации — это весы на одной чаше лежат когнитивные механизмы обдумывания, совладания, а на другой чаше находится переживаемые фрустрации. Человек держит психологическую устойчивость до тех пор, пока в голове происходит обдумывание ситуации. Но, если когнитивные механизмы не справляются — возникает психопатология. Если говорить о патологии, то необходимо отметить, что в психике происходят изменения качественного характера.
Санкции со стороны общества – состояние активации – эмоциональный дистресс – биохимические изменения, запускающие механизмы психопатологии – депрессия.
Этот процесс характеризуется не плавным течением, а изменениями переломного характера, щелчком, состоянием качественно нового уровня.
Чаще понятий «адаптация-дезадаптация» в психиатрии и медицинской психологии, можно встретить градацию «компенсация-декомпенсация». Полярности предлагают рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции. Они позволяют оценивать степень совладания с имеющимися нарушениями, что позволяет определять тактику психиатрического воздействия и выбор методов реабилитации и профилактики. Адаптация и компенсация — это не полностью идентичные понятия, разница заключается в том, что при адаптации происходит приспособление — «смирение», выработка положительного отношения к имеющимся нарушениям. В свою очередь, при компенсации происходит замещение утраченной психической функции, более приемлемой для данного состояния организма способностью»(1).
Источники:
1. http://www.1.simplex.z8.ru/clinical-psychology/29-ponatia/59-psy-adaptation.html
2.http://slovari.yandex.ru/~книги/Клиническая%20психология/Копинг-поведение/
Перцептивная адаптация (Определение + примеры)
Как узнать, что находится перед вами? Простой ответ на этот вопрос: «Вы видите это». Но, как показывают некоторые исследования и предполагают некоторые психологи, ответ на самом деле не так прост. На этой странице вы узнаете об адаптации восприятия. Психологи, такие как Анри Бергсон, предполагают, что восприятие окружающего мира на самом деле требует некоторой работы, которую мы не осознаем, включая запоминание всего, что мы когда-либо знали.
Адаптация восприятия охватывает множество различных процессов, и психологи по-разному подходят к этому вопросу. Это имеет смысл — то, как мы воспринимаем наш мир, влияет на все, что мы делаем!
Что такое перцептивная адаптация?
Чем сенсорная адаптация отличается от перцептивной?
Бергсон и перцептивная адаптация
Примеры перцептивной адаптации
Перцептивная адаптация, перцептивные наборы и нисходящая обработка
Что такое адаптация восприятия?
Перцептивная адаптация — это процесс, посредством которого мы воспринимаем сенсорную информацию и соединяем ее с предыдущими воспоминаниями, чтобы воспринимать окружающий мир. Эта идея впервые была высказана французским философом Анри Бергсоном в конце 1800-х годов. Эта теория бросила вызов прежним представлениям о сенсорике и восприятии.
Сегодня перцептивная адаптация напоминает теорию, называемую нисходящей обработкой, хотя эта теория не обсуждалась в психологии до XIX века.70-е годы.
Чем сенсорная адаптация отличается от перцептивной?
Сенсорная адаптация — это процесс фильтрации или привыкания к определенной сенсорной информации, которую наш мозг считает несущественной. Адаптация восприятия — это процесс, в котором мы воспринимаем эту сенсорную информацию, а наш разум «заполняет пробелы» воспоминаниями.
Молодые студенты, изучающие психологию, часто путают или используют взаимозаменяемо сенсорное восприятие и восприятие, но это совершенно разные понятия. Вот один из способов понять разницу. Только с помощью сенсорной информации вы можете смотреть на лицо перед вами. Вы видите формы, которые составляют то, что вы в конечном итоге идентифицируете как глаза, нос и рот. Но что происходит между палочками и колбочками ваших глаз, которые видят это лицо, и вашим мозгом, думающим: «это мой друг» или «это моя мама»? Происходит восприятие.
Исследования Бергсона на пациентах с афазией дают некоторое представление о том, почему человек может принимать информацию и правильно ее воспринимать, но не может передавать эту информацию другим.
Бергсон и адаптация восприятия
Анри Бергсон был французским философом, мыслившим нестандартно. Когда он начал свои занятия философией, большинство его коллег считали, что внешний мир — это именно внешний мир. Мир был создан для того, чтобы люди могли видеть, слышать, обонять, осязать и пробовать на вкус.
Бергсон в своей книге 1896 года « Материя и память, » предположил, что в этом процессе есть нечто большее. Он определил разные типы двух разных типов памяти, которые оставались в уме до тех пор, пока не пришло время их использовать. Воспоминания «заполнили пробелы» внешнего мира.
В то время, когда Бергсон написал « Материя и память» и выступил с речами о том, что мы теперь знаем как адаптация восприятия, другой психолог начал предлагать идеи, которые изменили мир психологии. Свет Зигмунда Фрейда сиял немного ярче, чем свет Бергсона в 20-м веке, но, возможно, это потому, что Бергсон опередил свое время. Идея перцептивных наборов и нисходящей обработки была введена несколькими веками позже, но во многом напоминала идеи, которые Бергсон представил в 9.0039 Материя и память.
Примеры адаптации восприятия
Память имеет решающее значение для восприятия, предположил Берсон. К счастью, он считал, что мы помним все наши переживания. Независимо от того, были ли эти воспоминания подавленными или недавними, они вступают в игру, когда мы получаем информацию об окружающем нас мире. Исследования, проведенные Бергсоном и более поздними психологами, показали, насколько важной может быть память для понимания того, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем на вкус и обоняем.
Это квадрат или треугольник?
В 1932 году Мариус фон Зенден писал о пациентах, которые обрели зрение после многих лет (или целой жизни) слепоты. Как только их зрение восстановится, они смогут нормально передвигаться по миру, верно? Не так много. У них были проблемы с определением того, что было перед ними, потому что они просто никогда раньше не сталкивались с предметами своим зрением. Они не знали разницы между сферой и кубом. Один больной воспринимал стакан лимонада как квадрат, потому что воспоминания о кислом напитке, «покалывающем» язык, напоминали прикосновение острого кубика к руке. Странно, да? Исследования показывают, насколько мы полагаемся на прошлый опыт и контекст, чтобы понять мир вокруг нас.
Работа Анри Бергсона с пациентами с афазией
Бергсон провел годы, изучая людей, страдающих афазией или потерей способности общаться. Человек с афазией может слышать другого человека и понимать, о чем он говорит, но он физически не может высказать свое мнение. Что это говорит об уме и теле? Бергсон утверждал, что они разделены. Когда человек воспринимает информацию, которую он говорит, он соединяет звуки с памятью, чтобы понять сообщение. Это тело, а не разум, мешает им общаться.
Перцептивная адаптация, перцептивные наборы и нисходящая обработка
На этой странице представлено упрощенное введение в идеи Бергсона о памяти и восприятии. Есть еще много вещей, о которых можно было бы погрузиться в его идеи о различных типах памяти, намерениях ума для движения и внимания. Опять же, поскольку Фрейд ворвался в мир психологии примерно в то же время, когда писал Бергсон, Бергсона в значительной степени упускают из виду в истории психологии. Но идеи, подобные его, возникли около 1970, когда Ричард Грегори представил концепцию нисходящей обработки в 1970 году.
Что такое нисходящая обработка?
Нисходящая обработка происходит, когда человек использует предыдущий опыт и знания для интерпретации сенсорной информации. Используя термины, которые Бергсон оценил бы, нисходящая обработка происходит, когда мы используем воспоминания, чтобы понять и заполнить пробелы в том, что мы видим перед собой.
Классическим примером этого является видение изображения, похожего на B или 13. Используя нисходящую обработку, ваш мозг видит изображение, и ваш разум «заполняет пробелы» на основе памяти и предыдущей информации. Может быть, шрифт и место, где размещено изображение, означают, что оно предназначено для представления B. Или вы видели изображение в контексте, где оно представляет 13.
Допустим, сейчас ночь, и к вам идет человек. Все, что вы можете видеть, это то, что они, вероятно, 6 футов 3 дюйма. Прежде чем вы сможете увидеть его лицо или услышать его голос, у вас может сложиться представление о том, кто этот человек, потому что высокий рост ассоциируется у вас с определенными людьми в вашей жизни. Когда человек появляется на свет, и вы понимаете, что это , а не человек, которого вы ожидали, вы можете почувствовать себя ошеломленным, и вам придется скорректировать свои чувства или то, что вы собирались им сказать.
Что такое наборы восприятия?
Как мы организуем наши воспоминания, чтобы они помогали нам правильно понимать мир? Бергсон считал, что все воспоминания как бы «натыкаются» друг на друга в нашем сознании, готовые всплыть на поверхность, когда они будут актуальны. Другие психологи в современной истории придерживаются других теорий. Работа Пиаже, Ястроу и других психологов привела к созданию теории перцептивных множеств. Наборы восприятия — это то, как мы смотрим на мир. Мы применяем наборы восприятия к сенсорной информации, чтобы понять мир вокруг нас.
Эта концепция тесно связана с идеей схемы или структур, которые мы используем для организации информации. Когда мы узнаем новую информацию о мире, мы выстраиваем схему, которая помогает нам связать ее с информацией, которую мы узнали в прошлом. Таким образом, когда мы сталкиваемся с чем-то новым, мы можем легко воспользоваться разработанной нами схемой и понять, что мы видим.
Конечно, схемы несовершенны. Наше восприятие мира и наши воспоминания могут ввести нас в заблуждение.
Допустим, вы выросли в культуре, в которой женщины ассоциировались с платьями. Вы построили схему, по которой платья носили только женщины. Когда вы видите фигуру в платье, вы предполагаете, что это женщина, пока не получите информацию, которая изменит ваше представление о человеке перед вами.
Восходящая обработка
Восходящая обработка и перцептивные наборы больше соответствуют идеям Бергсона, чем восходящая обработка. Восходящая обработка происходит, когда вы сначала воспринимаете сенсорную информацию, а затем используете ее, чтобы делать выводы. В случае с мужчиной в платье вы можете не так сильно вернуться назад при использовании восходящей обработки: сначала вы видите платье, затем человека, который его носит, а затем формируете представление о том, кто что носит. Любой, кто делал поспешные выводы, знает, что так бывает не всегда. Более вероятно, что это произойдет, как предлагает Бергсон в своей теории перцептивной адаптации: мы воспринимаем столько сенсорной информации, сколько можем, затем наш разум заполняет пробелы. Однако на незнакомой территории мы чаще используем восходящую обработку, чем нисходящую.
Адаптация | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Биологический: Поведенческая генетика · Эволюционная психология · Нейроанатомия · Нейрохимия · Нейроэндокринология · Неврология · Психонейроиммунология · Физиологическая психология · Психофармакология (Индекс, Структура)
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете. nbsp;в·д·э;
Часть серии «Биология» |
Эволюция |
Механизмы и процессы |
Адаптация |
Исследования и история |
Доказательства |
Области эволюционной биологии |
Экологическая генетика |
Биологическая адаптация – это анатомическая структура, физиологический процесс или поведенческая черта организма, которая развилась в течение короткого или длительного периода времени в процессе естественного отбора таким образом, что она увеличивает ожидаемую долгосрочную репродуктивную функцию. успех организма. Термин адаптация также иногда используется как синоним естественного отбора, но большинство биологов не одобряют такое использование. Организмы, адаптированные к окружающей среде, способны:
- получать воздух, воду, пищу и питательные вещества
- справляется с физическими условиями, такими как температура, свет и тепло
- защищаться от своих естественных врагов
- воспроизвести
- реагируют на изменения вокруг себя
Адаптации позволяют живым организмам справляться со стрессами и давлением окружающей среды. Одной из распространенных форм физической адаптации является акклиматизация. Акклиматизация позволяет организму выжить в новой среде. Адаптация может быть структурной или поведенческой.
Организмы, не приспособленные должным образом к окружающей среде, должны будут либо покинуть среду обитания, либо вымереть. Термин «вымирание» в контексте адаптации просто означает, что уровень смертности всего вида (популяции, генофонда…) превышает уровень рождаемости в течение достаточно длительного периода времени, необходимого для исчезновения вида; благодаря индивидуальной фенотипической пластичности особи будут более или менее успешными.
Адаптация может быть плохо отобрана, преимущество, которое она дает по сравнению с поколениями, уменьшается, вплоть до того, что адаптация становится препятствием для долгосрочного выживания вида. Это известно как дезадаптация и может относиться как к людям, так и к животным в таких областях, как биология, психология (где это относится к поведению и другим изученным механизмам выживания) и другим областям.
Существует большая разница между адаптацией и акклиматизацией. Адаптация происходит на протяжении многих поколений; обычно это медленный процесс, вызванный естественным отбором. Акклиматизация обычно происходит в течение одной жизни и позволяет справиться с проблемами, которые менее опасны. Например, если бы человек переместился на большую высоту, у него возникли бы проблемы с дыханием и физическими нагрузками, но, проведя некоторое время в высокогорных условиях, человек может акклиматизироваться к давлению и функционированию и больше не замечать изменений.
Жан-Батист Ламарк
Теория адаптации была впервые выдвинута Жаном-Батистом Ламарком. Его теории также называют наследованием приобретенных признаков.
Теория Ламарка какое-то время рассматривалась как альтернативное научное объяснение эволюционных изменений, наблюдаемых Дарвином в Происхождении видов . Классическая аналогия с жирафом предлагает лучшее разграничение между ними.