Адаптационные возможности человека
Адаптация — это способность человека приспособиться к окружающей действительности. Этот процесс является неотъемлемой частью нашей жизни. Чем выше адаптационные способности человека, тем легче ему строить свою жизнь в обществе.
Умение адаптироваться всегда было необходимым навыком для человека. Особенно это было актуально в те времена, когда человек максимально зависел от окружающей среды и должен был подстраиваться под существующие природные условия. С тех пор мир сильно изменился, но адаптационные возможности человека все также играют огромную роль в его жизни. Способность адаптации к любым ситуациям важно в себе развивать и поддерживать. Так, человек, который умеет легко налаживать контакт с новыми людьми, никогда не испытывает сложностей при смене места учебы или работы, при необходимости обратиться за помощью или консультацией к незнакомым людям и т.д. Адаптационные возможности человека во многом зависят от его воспитания. Если родители в детстве уделяли достаточно внимания развитию этих способностей ребенка (например, ходить в походы, заниматься спортом, постоянно знакомиться с новыми детьми и т.д.), то в будущем у него не будет проблем с адаптацией.
Обычно выделяют три вида адаптационных возможностей человека: биологические, социальные и этнические. (У нас есть статья об познавательных возможностях человека). Биологический вид адаптации отвечает за способность человеческого организма приспосабливаться к существующим условиям окружающей среды. У первых людей, которые попадают в определенные природные условия, начинают развиваться те функции и способности организма, которые наиболее полезны в сложившихся условиях. Все последующие поколения уже получают необходимые свойства, которые передаются по наследству. Социальный вид адаптации — возможность подстроиться под общественные нормы и требования, влиться в определенную социальную группу. Этническая адаптация — целый комплекс физиологических, культурных, социальных особенностей, свойственных определенному народу, проживающему на конкретной территории.
У каждого человека эти возможности развиты по-разному. Причем в одном и том же человеке могут сочетаться разные возможности к адаптации, в зависимости от типа условий, к которым нужно приспособиться. Например, человек может легко адаптироваться к новой компании, на новом рабочем месте, в новом городе и, при этом, с трудом приспособиться к новому рациону питанию, режиму дня. То есть, адаптироваться человек может всегда и ко всему, но одно ему дается легко, другое требует больших эмоциональных и физических затрат. Есть ситуации, когда человека поставили в абсолютно невыносимые для него условия. При этом, выхода из сложившегося положения нет. Человеку не остается ничего иного, как приспособиться к предлагаемым обстоятельствам, подстроиться под ситуацию. Поначалу это может вызвать стресс, ухудшение физического и эмоционального состояния. Но, по мере привыкания и прохождения процесса адаптации, человеку станет значительно проще воспринимать сложившуюся ситуацию. Постепенно он войдет в режим, выработает для себя определенную модель поведения, которой будет придерживаться.
Мельникова Н.Н.
Опубликовано: Социальная психология сегодня: наука и практика. Материалы Межвузовской научно-практической конференции 15 июня 2006 года / под ред. Б.Д.Парыгина. – СПб.: СПбГУП, 2006. – С. 94-97.
Под адаптивностью обычно понимают наличие некоторых индивидуальных характеристик, позволяющих личности наиболее быстро и адекватно разрешать проблемные ситуации, нормализуя своё взаимодействие со средой. Одна из центральных проблем исследования адаптивного потенциала личности – мозаичность получаемых данных и трудность согласования результатов, описанных разными авторами. Огромные массивы эмпирических данных, накопленные к настоящему времени не позволяют прийти к какому-то однозначному заключению относительно состава качеств, которые можно трактовать как адаптивные. В поиске причин такого разнообразия мы выходим на два положения: — во-первых, об относительности адаптивных качеств, — во-вторых, о существовании разных (возможно даже индивидуальных) стилей адаптации. Положение об относительности адаптивных качеств было введено ещё Ч. Дарвином: приспособления, полезные в одних условиях, становятся бесполезными или даже вредными в других. Чтобы достичь определённости, необходимо выявить условия, в которых то или иное качество или модель поведения будут наиболее адекватными и эффективными, или же относить к адаптивным лишь обобщённые, интегральные характеристики, которые могли бы быть более или менее универсальными. Анализ и систематизация выделенных разными исследователями адаптивных качеств приводит к мысли о реальности существования наиболее общих особенностей, обеспечивающих оптимальный процесс адаптации. Среди таких качеств наиболее часто называют толерантность, социабильность, открытость новому опыту, способность к эмпатии, гибкость мышления и поведения. Уникальность и индивидуализированность способов и стилей адаптации также не раз упоминались исследователями. Качественное разнообразие способов адаптации во многих случаях делает нецелесообразным выявление конкретных элементов, имеющих адаптивное значение. Попытка решить эту проблему реализовалась в замене субстратного подхода (делающего акцент на качественном составе адаптивности) структурным (рассматривающим организацию элементов в системе). Основным аргументом был следующий: факторы субъектного плана адаптации изучаются преимущественно «аналитически» – в их автономном влиянии, а не как определённая целостная структура. И действительно было обнаружено, что структура личностных качеств у высокоадаптированных испытуемых более интегрирована, чем у испытуемых с плохой адаптацией. Существуют данные, что у последних наблюдается более неравномерная структура личности: ряд пиков, указывающих на декомпенсацию личностных свойств, при этом их личностный профиль менее гармоничен и внутренне противоречив. Надо отметить, что оба подхода к исследованию адаптивных свойств личности: поиск обобщённых, «ядерных» характеристик и анализ структуры личности с точки зрения её организации явились достаточно ценным вкладом в развитие данного направления исследований. Возвращаясь к анализу причин, обусловивших многообразие и неопределённость эмпирических данных, нельзя обойти вниманием и методологический вопрос: в частности, вопрос о том, как были получены эти данные. Традиционный подход к изучению адаптивных свойств личности заключается в том, что экспериментально сравниваются группы адаптированных и дезадаптированных индивидов. Значимые отличия первой группы от второй и принимаются за адаптивные свойства. При всей несомненной ценности полученных эмпирических данных, мы считаем такой подход не очень удачным по следующим причинам. Во-первых, конечный результат подобного исследования во многом зависит от выбора исходных свойств. Неопределённость поля выбора переменных, которые будут подвергаться анализу, принципиальная неограниченность характеристик, случайность выбора и подверженность его субъективным представлениям автора не позволяют прийти к какому-либо удовлетворительному заключению о составе качеств, которые могут трактоваться как адаптивные. Во-вторых, технология, основанная на сравнении особенностей, характеризующих крайние точки процесса (здесь адаптированность и дезадаптированность), не учитывает то, что некоторые адаптивные качества могут активироваться именно в процессе адаптации и находиться в латентном состоянии у хорошо адаптированных индивидов. Поэтому, многие черты адаптированных индивидов, выделенные в результате такой эмпирической процедуры, вполне могут являться следствием их приспособленности, а не причиной. Названные возражения могут «свести на нет» все усилия, направленные на поиск адаптивных свойств чисто эмпирическим путём. Для решения поставленной задачи необходимо: — во-первых, теоретическое ограничение поля исходных параметров; — во-вторых, учёт процессуальной стороны явления адаптации. Ограничение поля исходных параметров может быть достигнуто посредством опоры на теоретическую классификацию форм адаптивного поведения. В этом случае в качестве единиц анализа адаптивного потенциала личности предлагается рассматривать наиболее общие стратегии поведения, которые использует человек в процессе адаптации. Согласно процессуальной модели, общая адаптивность определяется наличием качеств, необходимых для успешного прохождения различных этапов процесса социально-психологической адаптации. Состав качеств личности, которые могут трактоваться как адаптивные, при этом, чётко определяется теми задачами, которые приходится решать личности на различных этапах процесса. |
определение адаптивной способности | Английский словарь для учащихся
Адаптивный означает способность или тенденцию адаптироваться к различным ситуациям.
ФОРМАЛЬНЫЙ прил
Для выживания обществам необходимо разработать высокоадаптивные правила поведения.
Перевод английского словаря Cobuild Collins  
Смотрите также:
приемный, адаптировать, адаптированный, адаптер
Collaborative Dictionary English Cobuild
|
Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи…) |
Чтобы добавлять слова в свой словарь, станьте участником сообщества Reverso или войдите в систему, если вы уже являетесь его участником. Это просто и занимает всего несколько секунд:
Или зарегистрируйтесь традиционным способом
Согласно Дарвину, способность к адаптации приобретается. Верно/неверно
- Курс
- NCERT
- Класс 12
- Класс 11
- Класс 10
- Класс 9
- Класс 8
- Класс 7
- Класс 6
- IIT JEE 90 128
- NCERT
- Exam
- JEE MAINS
- JEE ADVANCED
- X BOARDS
- XII BOARDS
- NEET
- Neet Предыдущий год (по годам)
- Физика Предыдущий год
- Химия Предыдущий год
- Биология Предыдущий год
- Neet Все образцы работ
- Примеры работ по биологии
- Примеры работ по физике
- Примеры работ по химии
- Скачать PDF-файлы
- Класс 12 90 128
- Класс 11
- Класс 10
- Класс 9
- Класс 8
- Класс 7
- Класс 6
- Экзаменационный уголок
- Онлайн-класс
- Викторина
- 90 123 Спросите Сомнение в WhatsApp
- Поиск Doubtnut
- Английский словарь
- Toppers Talk
- Блог
- Получить приложение
Вопрос
Обновлено: 26/04/2023
ALLEN-EVOLUTION -Вопрос
21 видеоРЕКЛАМА
Ab Padhai каро бина объявления ке
Khareedo DN Про и дехо сари видео бина киси ад ки рукаават ке!
Похожие видео
Как вьюрки Дарвина иллюстрируют адаптивную радиацию?
53723379
02:39
पने को . ………. के अनुकूल बनाकर जीवित रहते हैं।
177256648
01:41
ों से सम्बन्धित है।
225654192
02:31
डार्विन का पैन्जेनिसिस सि द्धान्त, उपार्जित लक्षणों की वंशागति से समानत ा प्रदर्शित करता है। अत: इसके अनुसार क्या सही होगा?
372990888
04:38
Какова способность глаза к адаптации?
503334774
02:05
Дарвин-এর তত্ত্ব ডারউইন অনুসারে, বিবর্তন হল–
5845
02:13
Дарвиновская теория наследования приобретенных признаков, чем то, что должно быть правильным в соответствии с ней
62155519 4
02:58
Выберите true/false: Способность действовать — это сила.
642864447
01:01
সত্য / মিথ্যা নির্বাচন করো : জীববিদ্যার জনক হলেন ডারউইন ।
642878074
02:59
Правда и ложь: Малайский архипелаг был областью исследования Дарвина.
643110939
01:33
«Вьюрки Дарвина — пример адаптивной радиации». Оправдывать.
643334023
01:47
Укажите, верно или нет следующее утверждение. Способность плазматической мембраны поглощать макромолекулы известна как пиноцитоз. A. Верно B. Неверно
643550468
01:43
Определите, верны или нет следующие утверждения
По Дарвину организмы размножаются в геометрической пропорции.
643973758
02:29
A. Способность к адаптации передается по наследству B. Способность к адаптации имеет генетическую основу C. Приспособленность является конечным результатом способности адаптироваться и выбираться природой.
645051671
Text Solution
পরিবেশে মানিয়ে নেওয়ার ক্ ষমতাই হলো
645171387
02:08
डार्विन का पैन्ज Закрыть से समानता प्रदर्शित करता है। अत: इसके अनुसार क्या सही होगा?
645624622
04:38
РЕКЛАМА
ALLEN-EVOLUTION -Вопрос
По Дарвину, адаптивный приобретается способность. Верно/неверно
02:07
Назовите ученого, опровергшего теорию самозарождения.
03:24
Назовите общего предка человекообразных обезьян и человека.
02:58
Назовите любые две части тела позвоночных, которые гомологичны передним…
03:07
Попытайтесь дать четкое определение термина «вид»
02:26
Внимательно прочитайте следующие утверждения и выберите правильные. …
05:07
Кто был самым большим наземным динозавром?
01:36
что такое «сальтация» по де Фризу?
02:23
Звездные расстояния измеряются в……..
02:49
Определите примеры конвергентной эволюции из следующих: (i…
03:00
Напишите определение эволюционной биологии?
01:29
- 90 003 Изложить теорию биогенеза
01:56
Можно ли назвать эволюцию человека адаптивной радиацией?Объясните
01:23
Опишите один пример адаптивной радиации
02:05 900 11
Зачем проводится искусственный отбор?
02:19
Что такое окаменелости и где их найти?
02:45
Назовите любые четыре фактора, влияющие на равновесие Харди-Вайнберга.