Адаптивные способности это: Как развивать адаптивность

Адаптационные возможности человека

Адаптация — это способность человека приспособиться к окружающей действительности. Этот процесс является неотъемлемой частью нашей жизни. Чем выше адаптационные способности человека, тем легче ему строить свою жизнь в обществе.

Умение адаптироваться всегда было необходимым навыком для человека. Особенно это было актуально в те времена, когда человек максимально зависел от окружающей среды и должен был подстраиваться под существующие природные условия. С тех пор мир сильно изменился, но адаптационные возможности человека все также играют огромную роль в его жизни. Способность адаптации к любым ситуациям важно в себе развивать и поддерживать. Так, человек, который умеет легко налаживать контакт с новыми людьми, никогда не испытывает сложностей при смене места учебы или работы, при необходимости обратиться за помощью или консультацией к незнакомым людям и т.д. Адаптационные возможности человека во многом зависят от его воспитания. Если родители в детстве уделяли достаточно внимания развитию этих способностей ребенка (например, ходить в походы, заниматься спортом, постоянно знакомиться с новыми детьми и т.д.), то в будущем у него не будет проблем с адаптацией.

Обычно выделяют три вида адаптационных возможностей человека: биологические, социальные и этнические. (У нас есть статья об познавательных возможностях человека). Биологический вид адаптации отвечает за способность человеческого организма приспосабливаться к существующим условиям окружающей среды. У первых людей, которые попадают в определенные природные условия, начинают развиваться те функции и способности организма, которые наиболее полезны в сложившихся условиях. Все последующие поколения уже получают необходимые свойства, которые передаются по наследству. Социальный вид адаптации — возможность подстроиться под общественные нормы и требования, влиться в определенную социальную группу. Этническая адаптация — целый комплекс физиологических, культурных, социальных особенностей, свойственных определенному народу, проживающему на конкретной территории.

У каждого человека эти возможности развиты по-разному. Причем в одном и том же человеке могут сочетаться разные возможности к адаптации, в зависимости от типа условий, к которым нужно приспособиться. Например, человек может легко адаптироваться к новой компании, на новом рабочем месте, в новом городе и, при этом, с трудом приспособиться к новому рациону питанию, режиму дня. То есть, адаптироваться человек может всегда и ко всему, но одно ему дается легко, другое требует больших эмоциональных и физических затрат. Есть ситуации, когда человека поставили в абсолютно невыносимые для него условия. При этом, выхода из сложившегося положения нет. Человеку не остается ничего иного, как приспособиться к предлагаемым обстоятельствам, подстроиться под ситуацию. Поначалу это может вызвать стресс, ухудшение физического и эмоционального состояния. Но, по мере привыкания и прохождения процесса адаптации, человеку станет значительно проще воспринимать сложившуюся ситуацию. Постепенно он войдет в режим, выработает для себя определенную модель поведения, которой будет придерживаться.

Адаптивные свойства личности: проблемы изучения

Мельникова Н.Н.

 

 

Опубликовано: Социальная психология сегодня: наука и практика. Материалы Межвузовской научно-практической конференции 15 июня 2006 года / под ред. Б.Д.Парыгина. – СПб.: СПбГУП, 2006. – С. 94-97.

 

 

Под адаптивностью обычно понимают наличие некоторых индивидуальных характеристик, позволяющих личности наиболее быстро и адекватно разрешать проблемные ситуации, нормализуя своё взаимодействие со средой. Традиционно адаптивные качества трактуются в контексте черт личности или же в контексте эффективного поведения и навыков. Здесь рассматриваются личностные диспозиции, установки, черты характера, а также навыки взаимодействия со средой и стратегии поведения.

Одна из центральных проблем исследования адаптивного потенциала личности – мозаичность получаемых данных и трудность согласования результатов, описанных разными авторами. Огромные массивы эмпирических данных, накопленные к настоящему времени не позволяют прийти к какому-то однозначному заключению относительно состава качеств, которые можно трактовать как адаптивные.

В поиске причин такого разнообразия мы выходим на два положения:

—         во-первых, об относительности адаптивных качеств,

—         во-вторых, о существовании разных (возможно даже индивидуальных) стилей адаптации.

Положение об относительности адаптивных качеств было введено ещё Ч. Дарвином: приспособления, полезные в одних условиях, становятся бесполезными или даже вредными в других.

В контексте социально-психологической адаптации относительность адаптивных качеств проявляется наиболее ярко и может определяться особенностями адаптивных процессов, протекающих в разных условиях, а так же отражать специфику взаимодействия с социальной средой на разных уровнях (микро-, мезо- и макро-). Например, не вызывает сомнений, что приспособление к новой профессиональной деятельности и построение взаимодействия в семье или же в учебной группе требует различных адаптивных способностей.

Чтобы достичь определённости, необходимо выявить условия, в которых то или иное качество или модель поведения будут наиболее адекватными и эффективными, или же относить к адаптивным лишь обобщённые, интегральные характеристики, которые могли бы быть более или менее универсальными.

Анализ и систематизация выделенных разными исследователями адаптивных качеств приводит к мысли о реальности существования наиболее общих особенностей, обеспечивающих оптимальный процесс адаптации. Среди таких качеств наиболее часто называют толерантность, социабильность, открытость новому опыту, способность к эмпатии, гибкость мышления и поведения. По всей вероятности, именно эти черты представляют собой некоторые базовые единицы, ценные для любых типов социальной адаптации. Однако нельзя утверждать, что этот список претендует на полноту и законченность. Ядерные адаптивные свойства, вокруг которых объединяются другие качества, также можно получить и в результате факторного анализа. Однако конечный результат любого подобного исследования во многом зависит от того набора исходных характеристик, которые изначально были заложены для анализа.

Уникальность и индивидуализированность способов и стилей адаптации также не раз упоминались исследователями. Качественное разнообразие способов адаптации во многих случаях делает нецелесообразным выявление конкретных элементов, имеющих адаптивное значение. Попытка решить эту проблему реализовалась в замене субстратного подхода (делающего акцент на качественном составе адаптивности) структурным (рассматривающим организацию элементов в системе).

Основным аргументом был следующий: факторы субъектного плана адаптации изучаются преимущественно «аналитически» – в их автономном влиянии, а не как определённая целостная структура. Но различные факторы адаптации действуют не независимо друг от друга, давая некоторый суммарный эффект, а образуют определённую структуру со сложной взаимосвязью. Одни из них могут усиливать или, наоборот, ослаблять влияние других. Поэтому было выдвинуто предположение, что именно целостность, интегрированность и скомпенсированность личностных свойств могут служить основой адаптивности.

И действительно было обнаружено, что структура личностных качеств у высокоадаптированных испытуемых более интегрирована, чем у испытуемых с плохой адаптацией. Существуют данные, что у последних наблюдается более неравномерная структура личности: ряд пиков, указывающих на декомпенсацию личностных свойств, при этом их личностный профиль менее гармоничен и внутренне противоречив.

Надо отметить, что оба подхода к исследованию адаптивных свойств личности: поиск обобщённых, «ядерных» характеристик и анализ структуры личности с точки зрения её организации явились достаточно ценным вкладом в развитие данного направления исследований.

Однако и эти подходы не привели проблему к удовлетворительному разрешению.

Возвращаясь к анализу причин, обусловивших многообразие и неопределённость эмпирических данных, нельзя обойти вниманием и методологический вопрос: в частности, вопрос о том, как были получены эти данные.

Традиционный подход к изучению адаптивных свойств личности заключается в том, что экспериментально сравниваются группы адаптированных и дезадаптированных индивидов. Значимые отличия первой группы от второй и принимаются за адаптивные свойства. При всей несомненной ценности полученных эмпирических данных, мы считаем такой подход не очень удачным по следующим причинам.

Во-первых, конечный результат подобного исследования во многом зависит от выбора исходных свойств. Неопределённость поля выбора переменных, которые будут подвергаться анализу, принципиальная неограниченность характеристик, случайность выбора и подверженность его субъективным представлениям автора не позволяют прийти к какому-либо удовлетворительному заключению о составе качеств, которые могут трактоваться как адаптивные.

Во-вторых, технология, основанная на сравнении особенностей, характеризующих крайние точки процесса (здесь адаптированность и дезадаптированность), не учитывает то, что некоторые адаптивные качества могут активироваться именно в процессе адаптации и находиться в латентном состоянии у хорошо адаптированных индивидов. Поэтому, многие черты адаптированных индивидов, выделенные в результате такой эмпирической процедуры, вполне могут являться следствием их приспособленности, а не причиной.

Названные возражения могут «свести на нет» все усилия, направленные на поиск адаптивных свойств чисто эмпирическим путём. Для решения поставленной задачи необходимо:

—         во-первых, теоретическое ограничение поля исходных параметров;

—         во-вторых, учёт процессуальной стороны явления адаптации.

Ограничение поля исходных параметров может быть достигнуто посредством опоры на теоретическую классификацию форм адаптивного поведения. В этом случае в качестве единиц анализа адаптивного потенциала личности предлагается рассматривать наиболее общие стратегии поведения, которые использует человек в процессе адаптации. Акцент именно на стратегиях, связанных с конечной целью поведенческого акта, и абстрагирование от конкретных способов (тактик) поведения и частных характеристик взаимодействующих субъектов позволяет сократить потенциальное поле выбора исследуемых переменных. Создание теоретической классификации стратегий адаптивного поведения, построенной на основаниях, существенных для организации взаимодействия личности и социальной среды, позволит очертить круг переменных для анализа. Выявление относительной эффективности различных стратегий для адаптации даёт возможность выйти на измерение адаптивного потенциала конкретной личности, который будет определяться возможностью использовать наиболее продуктивные стратегии поведения.

Согласно процессуальной модели, общая адаптивность определяется наличием качеств, необходимых для успешного прохождения различных этапов процесса социально-психологической адаптации. Состав качеств личности, которые могут трактоваться как адаптивные, при этом, чётко определяется теми задачами, которые приходится решать личности на различных этапах процесса.

Детально проанализировав эти задачи, мы определяем структуру общей адаптивности. Построив на этой основе индивидуальный профиль, мы сможем предсказать наиболее вероятные типы нарушений адаптации для конкретного человека. При этом следует отметить, что общая адаптивность всегда потенциальна и составляет своеобразный ресурс личности. Отдельные адаптивные качества актуализируются по мере необходимости в конкретные моменты процесса адаптации.

определение адаптивной способности | Английский словарь для учащихся

     
Адаптивный означает способность или тенденцию адаптироваться к различным ситуациям.
ФОРМАЛЬНЫЙ      прил  
Для выживания обществам необходимо разработать высокоадаптивные правила поведения.

Перевод английского словаря Cobuild Collins &nbsp

Смотрите также:

приемный, адаптировать, адаптированный, адаптер

Collaborative Dictionary     English Cobuild

в.

Культура работы только в Интернете породила фразу Wirk. Wirk просто означает работу в Интернете. Работа в Интернете определяется возможностями трудоустройства, которых не существовало до появления Интернета, и, кроме того, работа, вероятно, будет выполняться через Интернет, а оплата за работу, выполненная через Интернет, будет получена. Вирк описывает работу в Интернете как полный, так и неполный рабочий день. Из-за характера Wirk и способности любого, у кого есть подключение к Интернету, зарабатывать деньги на Wirk, в настоящее время это, скорее всего, будет занятием неполный рабочий день, а не полный рабочий день. Платные онлайн-анкеты, написание контента, поисковый маркетинг — все это примеры Wirk.

Это термин, набирающий популярность

нареч.

Чья-то способность выглядеть и вести себя как все вокруг него или нее.

Вымышленный персонаж человека-хамелеона Леонарда Зелига (в фильме «Зелиг», 1983), который становится знаменитостью в 1920-х годах благодаря своей способности выглядеть и вести себя как все вокруг него.

н.

способность принимать решения и действовать, не дожидаясь, пока кто-то скажет вам, что делать

Я проявил инициативу, когда стал старостой группы в классе.

в.

расставлять приоритеты в использовании своих природных способностей и определенных навыков, особенно путем выполнения задач или целей, соответствующих таким навыкам

Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи…)

Чтобы добавлять слова в свой словарь, станьте участником сообщества Reverso или войдите в систему, если вы уже являетесь его участником. Это просто и занимает всего несколько секунд:

Или зарегистрируйтесь традиционным способом

Согласно Дарвину, способность к адаптации приобретается. Верно/неверно

  • Курс
    • NCERT
      • Класс 12
      • Класс 11
      • Класс 10
      • Класс 9
      • Класс 8
      • Класс 7
      • Класс 6
    • IIT JEE 90 128
  • Exam
    • JEE MAINS
    • JEE ADVANCED
    • X BOARDS
    • XII BOARDS
    • NEET
      • Neet Предыдущий год (по годам)
      • Физика Предыдущий год
      • Химия Предыдущий год
      • Биология Предыдущий год
      • Neet Все образцы работ
      • Примеры работ по биологии
      • Примеры работ по физике
      • Примеры работ по химии
  • Скачать PDF-файлы
    • Класс 12 90 128
    • Класс 11
    • Класс 10
    • Класс 9
    • Класс 8
    • Класс 7
    • Класс 6
  • Экзаменационный уголок
  • Онлайн-класс
  • Викторина
    90 123 Спросите Сомнение в WhatsApp
  • Поиск Doubtnut
  • Английский словарь
  • Toppers Talk
  • Блог
9 0122
  • Скачать
    • Получить приложение

    Вопрос

    Обновлено: 26/04/2023

    ALLEN-EVOLUTION -Вопрос

    21 видео

    РЕКЛАМА

    Ab Padhai каро бина объявления ке

    Khareedo DN Про и дехо сари видео бина киси ад ки рукаават ке!


    Похожие видео

    Как вьюрки Дарвина иллюстрируют адаптивную радиацию?

    53723379

    02:39

    पने को . ………. के अनुकूल बनाकर जीवित रहते हैं।

    177256648

    01:41

    ों से सम्बन्धित है।

    225654192

    02:31

    डार्विन का पैन्जेनिसिस सि द्धान्त, उपार्जित लक्षणों की वंशागति से समानत ा प्रदर्शित करता है। अत: इसके अनुसार क्या सही होगा?

    372990888

    04:38

    Какова способность глаза к адаптации?

    503334774

    02:05

    Дарвин-এর তত্ত্ব ডারউইন অনুসারে, বিবর্তন হল–

    5845

    02:13

    Дарвиновская теория наследования приобретенных признаков, чем то, что должно быть правильным в соответствии с ней

    62155519 4

    02:58

    Выберите true/false: Способность действовать — это сила.

    642864447

    01:01

    সত্য / মিথ্যা নির্বাচন করো : জীববিদ্যার জনক হলেন ডারউইন ।

    642878074

    02:59

    Правда и ложь: Малайский архипелаг был областью исследования Дарвина.

    643110939

    01:33

    «Вьюрки Дарвина — пример адаптивной радиации». Оправдывать.

    643334023

    01:47

    Укажите, верно или нет следующее утверждение. Способность плазматической мембраны поглощать макромолекулы известна как пиноцитоз. A. Верно B. Неверно

    643550468

    01:43

    Определите, верны или нет следующие утверждения
    По Дарвину организмы размножаются в геометрической пропорции.

    643973758

    02:29

    A. Способность к адаптации передается по наследству B. Способность к адаптации имеет генетическую основу C. Приспособленность является конечным результатом способности адаптироваться и выбираться природой.

    645051671

    Text Solution

    পরিবেশে মানিয়ে নেওয়ার ক্ ষমতাই হলো

    645171387

    02:08

    डार्विन का पैन्ज Закрыть से समानता प्रदर्शित करता है। अत: इसके अनुसार क्या सही होगा?

    645624622

    04:38

    РЕКЛАМА

    • ALLEN-EVOLUTION -Вопрос

    • По Дарвину, адаптивный приобретается способность. Верно/неверно

      02:07

    • Назовите ученого, опровергшего теорию самозарождения.

      03:24

    • Назовите общего предка человекообразных обезьян и человека.

      02:58

    • Назовите любые две части тела позвоночных, которые гомологичны передним…

      03:07

    • Попытайтесь дать четкое определение термина «вид»

      02:26

    • Внимательно прочитайте следующие утверждения и выберите правильные. …

      05:07

    • Кто был самым большим наземным динозавром?

      01:36

    • что такое «сальтация» по де Фризу?

      02:23

    • Звездные расстояния измеряются в……..

      02:49

    • Определите примеры конвергентной эволюции из следующих: (i…

      03:00

    • Напишите определение эволюционной биологии?

      01:29

    • 90 003 Изложить теорию биогенеза

      01:56

    • Можно ли назвать эволюцию человека адаптивной радиацией?Объясните

      01:23

    • Опишите один пример адаптивной радиации

      02:05 900 11

    • Зачем проводится искусственный отбор?

      02:19

    • Что такое окаменелости и где их найти?

      02:45

    • Назовите любые четыре фактора, влияющие на равновесие Харди-Вайнберга.

    Добавить комментарий