Психологический портрет по рисунку человека: Психологический портрет по рисунку, как узнать

Содержание

Рисуя бессмысленные каракули на бумаге, человек выдает себя с потрохами › Статьи и новости › ДокторПитер.ру

Штриховка успокаивает

Зачастую человек даже не замечает, что начинает непроизвольно рисовать, как только под рукой оказываются бумага и ручка. Однако ни один из рисунков не является «пустым». Каждый образ — это код, который выдает нам наше подсознание.

— Любая мысль человека выражается в движении. Также и рисунок отражает внутренние психические процессы. Он может сказать, что переживает внутри его автор, – говорит арт-терапевт Мария Ялышева. – Ведь когда письменности еще не было, люди общались посредством наскальной живописи.

Если расшифровать рисунок, то можно не только узнать истинное настроение человека, но и разобраться в его проблемах и даже вылечить душевные болезни. Конечно, у каждого из нас один и тот же рисунок может содержать разный подтекст.

— В своей работе арт-терапевта, помимо общепринятых трактовок рисунков и изображений, я стараюсь опираться на индивидуальный символический язык каждого пациента, его эмоциональные и телесные реакции и проявления, – говорит Мария Ялышева. – У каждого рисунок может означать что-то свое. Но существует и универсальный символизм. Например, если человек рисует линии, острые, с сильным нажимом, который иногда даже прорезает бумагу – значит, он тревожится, злится. В арт-терапии даже есть упражнение, которое снимает тревогу, — обычная штриховка. Перед тем как пообщаться, мы предлагаем клиентам заштриховать поверхность, чтобы снять тревожное агрессивное состояние.

Психологи обобщили универсальные символы и расшифровали их. Они интерпретируют произвольные рисунки, оставленные людьми без видимого смысла, таким образом:

Домики

Ровные симметричные формы указывают на человека, любящего во всем порядок и расчет. Перед рисующим стоят четкие цели в жизни.

Рожицы, головы, лица людей

Их обычно рисуют веселые, саркастичные, ироничные люди, которые хотят посмеяться над собой и окружающим миром.

Губы

Особенно часто губы рисуют девушки. Это свидетельство особой чувствительности и одаренности. Такие люди очень любят искусство и являются творческими натурами. Однако если в разрезе губ прорисовываются зубы – то это проявление внутренне агрессии!

Глаза

Выражают склонность к наблюдению. Если глаза в разных ракурсах и видах – человек копается в себе.

Грубые линии, штрихи

Чем толще линии и сильнее нажим – тем сильнее внутренне напряжение рисующего. Он явно в центре какого-то конфликта, из которого хочет поскорее выбраться. Но пока «атакует» проблему только на бумаге.

Каракули

Свидетельство хаоса, внутреннего беспорядка. Человек на пороге важного решения.

Леса и деревья

Человек ищет защиты в окружающем мире. Считается, что обычно такие рисунки создают люди нерешительные, неуверенные в себе, не любящие отстаивать свои права.

Штрихи из центра

Рисуют решительные люди, которые способны организовать других людей для достижения цели.

Солнце, облака

Солнышко, небо и облака обычно рисует мечтатель. Изображая солнце, человек проявляет свой оптимизм, дружелюбие, радость и легкость.

Сердечки

Здесь все просто – автор рисунка влюблен или хочет и готов влюбиться.

Круги

Стремление гармонизировать все вокруг.

Цветочки

Для такого «художника» главное — гармония во всем — и внутри и снаружи! Когда человек рисует цветочки, скорее всего, он ожидает неудачи или стоит перед лицом проблемы, и это его тревожит. Он подсознательно стремится гармонизировать ситуацию рисованными цветочками.

Двойные стрелочки

Скорее всего, человек стоит перед выбором и не может принять решение. Его «тянет» то в одну сторону, то в другую.

Песочница от бед

Чтобы улучшить себе настроение, любому человеку достаточно взять ручку и начать рисовать. Но если вам необходимо решить проблему психологического характера —  понадобится уже арт-терапия. Это один из методов психотерапии, популярный на Западе. В Петербурге это направление активно развивается последние пять лет и уже приобрело своих поклонников. Горожане приходят в специализированные центры, чтобы найти себя в суматошно развивающемся мире и потоке информации, наладить взаимоотношения с противоположным полом и разобраться в детских проблемах.

— Арт-терапия — это исцеление искусством, решение душевных проблем посредством творчества, — рассказывает Мария Ялышева. – Приходят и взрослые клиенты, и маленькие. Для начала мы спрашиваем, о какой ситуации человек хочет рассказать. Затем предлагаем ему что-то нарисовать. После мы обсуждаем рисунок и пытаемся его вместе расшифровать.

По мнению психолога, иногда только посредством рисунка человек может исцелиться. Часто такое встречается у детей — рисуя свои страхи, они избавляются от них. Кстати, один из способов себя успокоить – рисовать в центре круга.

Если рисунка недостаточно, то пациента отправляют… в песочницу. Этот метод называется песочной терапией. Взрослый человек заходит в специально оборудованную песочницу и при помощи фигурок начинает лепить собственный мир.

— Я сама опробовала на себе метод работы в песочнице. Только там мне удалось  отгоревать потерю своей бабушки, — признается психолог Мария Ялышева. — Когда она умерла, эта беда меня долго не отпускала, было тяжело расстаться с любимой бабушкой. Регулярно накатывала депрессия. Благодаря песочнице я смогла закрыть эту рану в душе. Объясняется песочная терапия просто: наш внутренний мир состоит из образов. В песочнице мы выстраиваем этот мир. Как бы визуализируем свое внутреннее состояние. Осознаем его. Затем трансформируем и воспринимаем обратно – новый мир без былых ран. В песочнице мы договариваемся со своим бессознательным. Иногда этот диалог происходит на интуитивном уровне. Допустим, человек может слепить фигурку змеи. И на самом деле она будет отображать качества, которые человек в себе не любит. С этой «змеей» можно поговорить и договориться!

Тесты

«Квадраты»-труженики и добрые «круги»

Самый простейший психогеометрический тест поможет, например, работодателю понять психологический портрет соискателя. Посмотрите на шесть фигур – квадрат, треугольник, прямоугольник, треугольник, круг, зигзаг. Выберете ту, что привлекла вас больше всех, которая больше всех «похожа» на вас. Остальные расставьте в порядке убывания своей «симпатии». Люди, выбравшие квадрат – очень крепко стоят на ногах. Они хорошие труженики, стрессоустойчивы, упорны и любят во всем порядок. «Треугольники» — честолюбивые лидеры, которые хотят быть правыми во всем, энергичные, сильные личности, которые ставят цели и достигают их. Люди, поставившие круг на первое место, – целостные натуры, которые ценят межличностные отношения. Они очень дружелюбны и коммуникабельны. Люди-«круги» умеют слушать других.

«Зигзаги» — творческие, креативные, нестандартно мыслящие натуры. Прирожденные генераторы идей. Прямоугольник – самая неустойчивая фигура в этом наборе. Те, кто выбрал именно его, скорее всего, находятся в состоянии перехода и изменения. «Прямоугольники» неугомонно ищут лучшей жизни, так как неудовлетворенны настоящим. Они часто находятся в замешательстве и неопределенности в отношении себя, зато любознательны. К слову, в течение жизни предпочтения могут меняться.

Познай себя

Нарисуйте отдельно круг, квадрат и треугольник.

Теперь дорисуйте к каждой фигуре рисунок так, чтобы круг, квадрат и треугольник стали не просто фигурами, а каким-то образом.

Теперь внимательно посмотрите на рисунок: круг — это то, как вы воспринимаете себя, квадрат —  то, как вы воспринимаете внешний мир. А треугольник – то, как вы воспринимаете свою сексуальность. Иначе говоря, если вы дорисовали круг как воздушный шарик, то скорее всего вы видите себя в мире легким воздушным созданием. А если квадрат стал красивым домиком – то внешний мир для вас, вероятно, уютное родное и теплое место. Если треугольник превратился в плавник акулы – то скорее всего в сексе вы – хищник.

Источник: Эвелина Барсегян, mk.ru

Рисуют дети: анализ детского рисунка. О чем говорят сюжеты, цвета и манера — психология рисунка

Дети рисуют, родители умиляются их шедеврам. Конечно, ведь это творческое проявление малыша! Однако детский рисунок намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Что может увидеть психолог в детских «каракулях»? И почему родителям важно обращать внимание на самые обычные детские работы? Разбираемся вместе.

Содержание:

  • Детский рисунок как метод психодиагностики
    • Возрастные особенности детского рисунка
    • Что может (а что — нет) показать и рассказать рисунок ребёнка?
  • Анализируем и расшифровываем рисунки ребёнка
    • Общее впечатление
    • Положение на листе и размер рисунка
    • Оценка «манеры письма»
    • Детский рисунок и цвет
    • Расположение фигур на рисунке
    • Части тела
    • Изображение дополнительных элементов на рисунке
    • Тема сексуального насилия в детских рисунках
    • Тема смерти в детских рисунках
  • Рекомендации психолога

Детский рисунок как метод психодиагностики

Ground Picture/Shutterstock. com

В первый раз родителям выдают результаты психодиагностики в детском саду. У многих сразу возникает вопрос: откуда у психолога столько информации о детях? Ведь малыши не заполняют анкеты на несколько десятков вопросов, не могут рассказать подробно и обстоятельно о том, что происходит в их душе. Кажется, что психологи берут информацию с потолка. Но это не так.

Помимо бесед с ребёнком и наблюдением за ним психологи анализируют то, что он рисует и как. Попросите десять малышей нарисовать домик по определённому образцу, и вы получите десять разных домов. А если дадите более свободную задачу — «нарисуй домик» — вы получите такое разнообразие рисунков, что будет сложно вспомнить, какая была задача изначально.

У каждого ребёнка своё восприятие, и рисунок, как инструмент воплощения фантазий и мыслей, позволяет определить уровень развития человека, усидчивость, личностные особенности, а также особенности отношений с другими людьми.

Возрастные особенности детского рисунка

moomin201/Shutterstock. com

Дети до трёх лет рисуют то, что принято называть «каляки-маляки» — они только учатся держать карандаш, поэтому получается как получается. Человек в их творчестве выглядит как голова, из которой торчат руки и ноги (хорошо если по две). Цвет дети выбирают, ориентируясь не на свои «вкусовые предпочтения», а на то, какой карандаш ярче пишет и удобнее лежит в руке (или просто, что лежало — тем и нарисовал).

Не надо пугаться чёрным колобкам на ножках — это вполне может быть портрет любимой мамочки. На этом этапе развития ребёнок сначала рисует, а потом ищет смысл в картине. Поэтому анализ работ до трёх лет сводится к фразе «в рамках возрастной нормы».

К слову, герои известного мультфильма «Смешарики» разрабатывались именно такими, чтобы даже двух-трёхлетний малыш мог их нарисовать самостоятельно (круг, руки, ноги, уши).

Источник: pickimage.ru

В 3-4 года появляются первые попытки спланировать рисунок. Если в процессе спросить у ребёнка «что ты рисуешь», он постарается объяснить свою идею. У человечков появляются тела — круглая голова, овальное тельце, ручки и ножки-палочки. Здесь следует обращать внимание на развитие качества рисунка, но не стоит давать слишком однозначных психодиагностических выводов.

Начиная с 5 лет рисунки становятся сюжетными. Ребёнок сначала думает, потом рисует. Мелкая моторика развивается достаточно быстро — детсадовец уже может прорисовать пальцы, руки, ноги, глаза, рот. К шести годам появляются лица в профиль, но поскольку ребёнок не осознаёт перспективы, на картинке чаще всег, нарисована половина лица с двумя глазами. К семи годам постепенно появляется одежда (как правило соответствующая полу персонажа). Дети рисуют своих любимых героев мультфильмов и сказок, игрушки и, конечно, родителей.

Lex0077/Shutterstock.com

Если говорить кратко, то примерно с четырёхлетнего возраста детские рисунки вполне пригодны для более глубокого анализа.

Важно учитывать личностные особенности детей: есть те, кто рисует постоянно — качество работ таких ребят улучшается и опережает рисунки сверстников. А есть дети, которые не любят рисовать: они делают это редко или по просьбе старших. Такие работы будут отличаться по проработке деталей.

Чтобы сделать верные выводы по рисунку, нужно соблюдать правила проведения диагностики:

  1. Ребёнок должен быть отдохнувшим.
  2. Желательно, чтобы он имел хороший контакт со взрослым, для которого рисует.
  3. Важно послушать комментарии автора картины.
  4. Нужно отмечать скорость выполнения работы, концентрацию внимания и отношение к происходящему.

В моей практике был случай: родители приносят рисунок, на котором вроде как изображен человек — довольно пугающая фигура, а рядом большими буквами написано «ПАПА». Среди остальных рисунков с котиками и лошадками такое творчество выбивается. Я спрашиваю малыша: «Что здесь нарисовано»? Ответ: «Это лев и негритята» (оказывается, картинку вообще нужно было перевернуть). Из разговора становится понятно, что ребёнок посмотрел мультик «Каникулы Бонифация», сделал зарисовку и решил подарить рисунок папе.

Без этих пояснений рисунок можно было расшифровать, как угодно, вплоть до насилия в семье со стороны отца.

Что может (а что — нет) показать и рассказать рисунок ребёнка?

Coltty/Shutterstock.com

Как было ранее сказано, детские рисунки могут дать нам информацию о личных особенностях ребёнка и его отношении с окружающими. На что обращают внимание психологи, если у ребёнка не было чётко поставленной задачи:

Сюжет рисунка

Дети часто повторяют свои работы: кто-то постоянно рисует зайчиков, кто-то — машинки, а кто-то — домики и человечков. Наиболее частый сюжет — это то, что входит в сферу интересов вашего ребёнка. Также повторяющиеся рисунки могут свидетельствовать о психотравме.

Если сюжет агрессивный, тревожный, пугающий вас, поговорите с ребёнком — спросите, что это, где он такое видел или слышал, нравится ли ему рисунок. Возможно, у него просто не получилось нарисовать туристов у огня, а вы увидели, как человек горит.

Штриховка, нажим

Чрезмерно сильное нажатие на карандаш (вплоть до поломки) говорит о сильном нервном напряжении. Как правило, дети неосознанно «замусоливают» ту часть рисунка, где чувствуют себя максимально неуверенно и тревожно. Например, на рисунках жертв сексуального насилия «яростные» закрашивания часто располагаются в области гениталий.

Агрессивные элементы

Источник: parents.ru

Мы хотим верить, что наши дети самые добрые, чистые и невинные, и их окружают точно такие же люди. Но мы знаем, что это не так. Заметить агрессию на детских рисунках достаточно просто — её выражают острые элементы: зубы, когти, шипы, колючки, оружие. Если мы говорим о домашнем насилии, то это как правило большая фигура с кулаками.

Стёртые элементы, слабые нажатия

Поскольку рисунок не является конкурсной работой, никто не требует от ребёнка супер-результата. Возникает вопрос: почему иногда для создания картины ребёнок по многу раз что-то стирает, не может определиться с наполнением, не рисует чёткие и конкретные линии? Это может указывать на высокий уровень тревоги (причем тревожность может быть как врождённой (слабая нервная система), так и приобретённой (например, повышенные требования родителей).

Цветовые предпочтения

Прежде чем оценивать работу, уточните любимые цвета ребёнка. Не делайте поспешных выводов — многие маленькие дети предпочитают, например, чёрный карандаш просто потому что его лучше видно на бумаге.

«Недетские элементы»

Olimpik/Shutterstock.com

Иногда дети могут начать рисовать внутренние органы. Если это неуместно (на картинке не доктор Айболит), то стоит обратиться к психиатру.

Появление гениталий на картинах детей до 5 лет может быть признаком простой детской заинтересованности в своём теле («Я же рисую ручки и ножки, почему не могу нарисовать другие части тела?»). Но когда половые органы появляются на рисунках ребёнка 6-7 лет, родителям стоит поинтересоваться, что это и откуда ребёнок о них узнал. Возможно, ему нужна ваша защита.

Весной 2022 года проводился анализ работы первоклассников для выявления детей из «группы риска». Задача была нарисовать человека. Около 40% детей нарисовали человека в военной форме. Это стало ярким показателем того, о чём говорят дома, в какой информационной повестке находятся дети. Поэтому при анализе картин не стоит забывать о социальном контексте происходящего в обществе.

Анализируем и расшифровываем рисунки ребёнка

Lex0077/Shutterstock.com

Существует много разных психодиагностических методик на базе рисунка. Например, «несуществующее животное», «человек и человек под дождём», «дом, дерево, человек», «рисунок семьи», «кинетический рисунок семьи» и другие. Каждая методика предназначена для оценки определённых аспектов личности рисующего.

Проще всего оценить психологическое состояние ребёнка и атмосферу, в которой он живёт, через методику «Рисунок семьи». Инструкция для ребёнка: «Перед тобой лежат карандаши и белый лист бумаги. Ты можешь использовать любые цвета и рисовать так, как умеешь. Нарисуй, пожалуйста, свою семью на этом листе».

Понаблюдайте, как рисует ребёнок: с кого он начал (это самый значимый член семьи для ребёнка), кем закончил, кого рисовал долго, а кого — мимоходом. После того как рисунок будет готов, попросите рассказать (или подписать), кто где нарисован. Если есть непонятные элементы, уточните, что это. Попросите ребёнка рассказать о своём рисунке всё, что он посчитает нужным. Только после этого садитесь за анализ работы.

Общее впечатление

Возьмите рисунок семьи или любой другой сюжет, который хотите проанализировать. Какое ощущение он у вас вызывает? Позитивное? Тревожное? Пугающее? Противоречивое? Постарайтесь поймать, что именно вас смущает. Возможно, именно эта деталь даст вам ответы о состоянии детской души.

Если рисунок излучает счастье — это хороший знак. Вероятнее всего, перед нами очень благополучная семья и хорошо развивающийся ребёнок. Если ощущения от рисунка «не очень», обращаем пристальное внимание на детали.

Положение на листе и размер рисунка

Источник: google.com

В норме ребёнок заполняет своим рисунком практически весь лист бумаги. Но если все члены семьи или другие предметы маленькие и размещены с краю, это может свидетельствовать о низкой самооценке ребёнка.

Крупные, но смещённые вверх предметы говорят, напротив, о завышенной самооценке. Выход за границы листа — высокая эмоциональность и трудности с самоконтролем.

Оценка «манеры письма»

Сильные штриховки указывают на напряжение, слишком слабые или несколько раз проведенные в одном и том же месте — на тревогу и стресс. Обращайте внимание, как изображён каждый член семьи или предмет. Если кто-то или что-то выделяется слишком агрессивной или, наоборот, слишком слабой прорисовкой, значит, с этими членами семьи у ребёнка некомфортные отношения или это что-то его пугает.

Детский рисунок и цвет

Alina Shirova/Shutterstock.com

В норме дети 5–7 лет используют 5-6 активных цветов в своём рисунке. Чем увереннее в себе ребёнок, тем больше карандашей он постарается задействовать.

Преобладание одного цвета может сигнализировать об особом состояние ребёнка. Наиболее продуманную и обоснованную систему «цвет-состояние» описал швейцарский психолог Макс Люшер. Несмотря на то, что данная методика применяется давно и успешно, интерпретации Люшера стоит воспринимать как возможное направление для изучения состояния ребёнка, а не как стопроцентный ответ.

Основные значения цветов по Люшеру:

  1. Тёмно-синий — потребность в покое и сосредоточенность на внутренних переживаниях.
  2. Зелёный — стремление к безопасности, независимость, уверенность, состояние равновесия.
  3. Красный — сила воли, активность, возбудимость, агрессия.
  4. Жёлтый — оптимизм, любознательность, позитивный настрой, эмоциональная свобода.
  5. Фиолетовый — эмоциональная и интеллектуальная незрелость, фантазия, интуиция.
  6. Коричневый — неспешность, физический дискомфорт, возможно, отрицательные эмоции.
  7. Чёрный — протест, потребность в изменениях, подавленность.
  8. Простой карандаш (рисунок без других цветов) — отстранённость, нежелание выполнять задание, безразличие, желание закрыться.

В работе с цветом можно спросить у ребёнка, что для него значит тот или иной цвет. Какие ощущения он вызывает? Нравится ему цвет или нет? Возможно, ребёнок выбрал чёрный не потому, что у него проблемы в семье, а потому, что мама и папа каждый день ходят на работу в чёрной одежде.

Получайте материалы от наших психологов и педагогов сразу себе на почту — подписывайтесь на рассылку, чтобы ничего не пропустить!

Расположение фигур на рисунке

Ambiento/Shutterstock.com

Расположение объектов и персонажей на рисунке очень значимо для комплексного анализа. Поэтому стоит посмотреть на следующие моменты:

  1. То, что нарисовано первым — самое важное для ребёнка. Если говорить о семье, то первым ребёнок рисует главного для него члена семьи.
  2. Себя ребёнок размещает с тем, что ему близко/нравится. Если речь о родителях и родственниках, то рядом окажутся те, с кем у ребёнка крепкий контакт. Чем дальше человек, тем слабее связь.
  3. Если автор рисунка отсутствует на портрете семьи, стоит спросить ребёнка, где он сам. Иногда дети указывают на некий предмет (шкаф или холмик) и говорят, что они там.
  4. Появление людей, не входящих в семью (родители и дети), свидетельствует о том, что в семью включены другие люди, например, бабушка или дедушка. Если появляются непонятные персонажи, попросите ребёнка прояснить, кто это.
  5. Отсутствие члена семьи означает отсутствие с ним эмоционального контакта со стороны ребёнка. Скорее всего, существует напряженная ситуация, в рамках которой ребёнок не может выразить свои чувства (ревность, обида, вина).
  6. Расстояние между членами семьи говорит о психологической дистанции внутри семьи. Иногда встречаются работы, где все члены семьи вместе, а кто-то один в стороне, или на рисунке можно увидеть физические границы между членами семьи, например, стены или мебель. Это явно свидетельствует о том, что с этим человеком ребёнок не чувствует эмоциональной связи.
  7. Изображение каждого члена семьи рассматривается отдельно и сравнивается между собой. Соотнесение размеров позволяет оценить вес каждого в семье. Кто-то из членов семьи может вызывать тревогу, а кто-то — позитивные эмоции у ребёнка. Стоит обращать внимание на отличающиеся элементы у разных человечков на рисунке — наличие рук, ног, глаз, ушей, рта и т.
    д. Отсутствие частей тела или у кого-то одного или сразу у всех может свидетельствовать о конкретных проблемах с коммуникацией. Гиперболизация каких-либо частей тела у кого-то одного также свидетельствует о некоторых проблемах. Об этом чуть ниже.

Части тела

Derek Hatfield/Shutterstock.com

При глубоком разборе рисунка обратите внимание, как изображены люди — на какие части тела ребёнок делает акцент, а какие упускает из вида:

  1. Глаза в детских рисунках — это эмоциональная сфера, возможность выражать печаль и радость. Слишком большие глаза — тревога, сигнал о помощи. Слишком маленькие «глаза-щелочки» — запрет на выражения эмоций.
  2. Уши. Персонаж с большими ушами — слушатель (вынужденный или природный), активно реагирует на критику. Маленькие уши или их отсутствие свидетельствует об умении или желании игнорировать критику в свой адрес.
  3. Рот — возможность для коммуникации. Слишком большой рот, рот с зубами, или чёрный заштрихованный рот свидетельствуют о том, что ребёнок испытывает вербальную агрессию со стороны данного персонажа. Отсутствие рта говорит о том, что данный персонаж не имеет возможности быть услышанным.
  4. Шея — связь эмоций и рациональности. Наличие шеи означает контроль над эмоциональной сферой. Тонкая и длинная шея — невозможность принять свои эмоции и уход в их отрицание («голова не знает, что творит тело»), короткая и толстая — отсутствие внутреннего противоречия.
  5. Руки самого ребёнка — это возможность установить контакт с родителями. Руки взрослых персонажей — способ взаимодействия с миром. Длинные и большие руки — символ могущества. Кулаки и острые ногти — агрессия.
  6. Ноги — опора человека в реальности. Проведите мысленно линию от ног первого персонажа до ног последнего, как будто это линия пола. Те, кто завис в воздухе, явно не имеют самостоятельной опоры в реальности. Дети иногда сами рисуют землю или пол под ногами героев — это явный признак их желания быть здесь и сейчас.

Изображение дополнительных элементов на рисунке

Basileus/Shutterstock.com

Часто на рисунке встречаются дополнительные элементы — солнце, домик, домашние животные. Существуют интерпретации и для них. Однако стоит учитывать сюжет рисунка, прежде чем давать им категоричную оценку:

  1. Солнце или лампа — желание ребёнка создать тёплую атмосферу в семье.
  2. Бытовые предметы (компьютер, ковёр, посуда) — важные для ребёнка вещи в доме.
  3. Любимая игрушка или питомец — возможные проблемы с коммуникациями в семье. Ребёнок ищет дополнительный источник поддержки.
  4. Облака и тучи — признак негативных эмоций у ребёнка.
  5. Дом вместо семьи — либо нежелание выполнять поставленную задачу (избегание), либо ребёнок не ощущает себя членом семьи.

Тема сексуального насилия в детских рисунках

Источник: region29.ru

Подобный травматичный опыт дети зачастую не могут выразить словами. Им на помощь приходят рисунки. На что стоит обратить внимание родителям и специалистам при изучении рисунка семьи в данном контексте:

  1. Кому-то или всем членам семьи пририсованы половые органы.
  2. Кто-то (как правило фигура мужчины — отец, отчим, брат) изображен в виде монстра или как будто зачирикан.
  3. Дети, не имея возможности нарисовать пенис (им однажды запретили это делать), могут начать рисовать рядом в промежности оружие — мечи, кинжалы, ножи.
  4. Изображение полового члена.
  5. Явный акцент на зоне паха (сильная штриховка, перечеркивание)
  6. Ребёнок рисует элементы, которые его пугают (например, паук), но не хочет про это говорить, закрывается.

Если у вас возникли подозрения о возможном травматичном опыте вашего ребёнка, обратитесь к психологу за более глубокой диагностикой его состояния, а в случае чего обязательно привлеките органы правопорядка.

Пример из практики: во время консультации девочка нарисовала лошадь, на спине у которой лежит змея. Лошадь не может её скинуть, хоть и очень хочет. Девочка, 6 лет, пострадавшая от сексуального насилия со стороны незнакомца на улице.

Тема смерти в детских рисунках

Источник: snob.ru

Дети в возрасте 5–7 лет уже начинают задумываться на тему смерти. Это нормально. Особенно, если произошла гибель кого-то из знакомых людей.

Если в рисунке семьи появилась тема смерти («я умер» или «бабушка умерла») — это попытка ребёнка либо сообщить о травмирующем событии, либо обсудить табуированную тему. Не стоит бояться разговоров с детьми о смерти. Говорите спокойным голосом, выберите ту систему мировоззрения о жизни после смерти (религиозную или про «облачко»), которая вам ближе и понятнее: «Люди живут и рано или поздно умирают. Это нормально. Бабушка прожила долгую жизнь, подарила её нам и теперь она улетела жить на облачко, откуда смотрит на нас и радуется».

Рекомендации психолога

WeronikaH/Shutterstock.com

Рассматривая детские рисунки:

  1. Обращайте внимание на возрастные особенности ребёнка. Анализировать рисунки детей до 4-х лет нет особого смысла. Но важно отслеживать развитие детского рисунка и соответствие его возрасту малыша.
  2. Учитывайте сюжет и контекст происходящего. Возможно, ребёнок находится под впечатлением от события или выполняет какую-то поставленную задачу.
  3. Сравнивайте рисунки. Обращайте внимание на часто повторяющиеся и сильно выбивающиеся элементы. Они подчеркнут личностные особенности и могут дать подсказку, в каком направлении искать проблему.
  4. Обращайте внимание на выбранные цвета, штриховки, постоянные стирания, силу нажатия. Это расскажет вам о тревожности, агрессии, эмоциональном состоянии ребёнка.
  5. Будьте внимательны к деталям. Острые зубы, ногти, кулаки, шипы — явные признаки агрессивных проявлений. Наличие половых органов или акцент на зоне паха может свидетельствовать о сексуальном насилии.
  6. Если вам кажется, что с рисунками что-то не так — обратитесь за консультацией к детскому психологу.

Дорогие родители, помните, что детский рисунок — это просто рисунок. Диагностическим он становится, если была проведена определённая работа с ребёнком: у него была инструкция, что рисовать; вы видели, как ребёнок рисует; вы провели с ним беседу и получили развернутые пояснения. Только комплекс этих действий позволяет подсмотреть одним глазком на внутреннее состояние ребёнка.

Источник фото обложки: atsurkan/Shutterstock.com

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4.9 / 5. Голосов: 8

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

[PDF] Определение психологического портрета участников веб-сообществ с помощью соционического анализа

  • ID корпуса: 219724217
  title={Определение психологического портрета участников веб-сообществ с помощью соционического анализа},
  автор={Александр Морушко и Наталья Химица и Наталья Шаховская},
  booktitle={Международный семинар по контролю, оптимизации и аналитической обработке социальных сетей},
  год = {2020}
} 

В исследовании рассматривается проблема определения психологического типа человека без личного контакта, через социальные сети. Описаны приемы и методы визуального и вербального определения социотипа человека средствами соционического анализа. Приведены практические примеры этого метода. Они наглядно демонстрируют, что знание тех или иных особенностей тела или стиля речи человека с большой долей вероятности помогает предсказать, как он может вести себя в тех или иных ситуациях. Используя метод… 

View Paper

Personality Prediction from Social Networks: a Review of Works

  • N. Khymytsia, S. Holub, M. Holub, Oleksandr Mrushko
  • Business

    SCIA

  • 2022

Today, the потенциал социальных сетей для всех видов общения трудно переоценить. Для делового общения в виртуальных сообществах важно учитывать…

Дистанционный подбор персонала на основе соционического анализа контента социальных сетей

  • Морушко О., Химыца Н., Теслюк В.
  • Психология

    КОЛИНС

  • 2022

В современных условиях все большее значение приобретает возможность работать удаленно. С другой стороны, ограниченная возможность прямого контакта с кандидатами на работу подчеркивает способность…

Оценка эффективности дизайна полиграфической продукции в интернет-маркетинге компании

  • С. Федушко, А. Дмитрив, Светлана Топылко, Наталья Бучий
  • Бизнес

    CybHyg

  • 2019

В статье проведена оценка эффективности полиграфического дизайна в маркетинговой деятельности компании, представлена ​​деятельность интернет-магазина по торговле цветами, состояние развитие популяризации магазина в Интернете.

Интеллектуальная система динамической 2D визуализации пассажиропотоков маршрутов общественного транспорта на основе OpenGL

  • Ю. Мацелюх, А. Берко, Агнешка Ковальская-Стычень, Л. Чирун
  • Информатика

    МоМЛеТ+ДС

  • 2022

Установлены устойчивые связи между факторами и критериями оценки качества обслуживания пассажирских формируется более эффективное использование гонок в часы пик.

Моделирование человеко-операторского поведения при решении интеллектуальных задач при управлении технологическими процессами в условиях стресса

  • Каминский Р., Кривинская Н.
  • Информатика

    ИДДМ

  • 2020

Разработана математическая модель человека-оператора технологического процесса с точки зрения теории и математической системы приведена модель выхода человека-оператора из стрессового состояния, которая учитывает его индивидуальность.

ПОКАЗЫВАЕТСЯ 1-10 ИЗ 17 ССЫЛОК

СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантностьНаиболее влиятельные статьиНовости

Соционика: эффективная теория структуры психики и прогнозирования межличностных отношений

  • Букалов А.В., Карпенко
  • Психология

  • 2013

технологии, применяемые в управлении персоналом, педагогике, исследовании межличностных отношений в…

Разработка программного обеспечения для компьютерно-лингвистической верификации социально-демографического профиля участника веб-сообщества

  • Федушко С.
  • Информатика

    Вебология

  • 2014

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день научно-прикладная проблема валидации социально-демографических характеристик членов виртуальных сообществ с помощью компьютерно-лингвистических методов. информационного отслеживания участников путем формирования социально-демографического профиля члена виртуального сообщества на основе информационной модели построения системы.

Формальный подход к моделированию характеристик пользователей социальных сетей по вопросам информационной безопасности

В модель формализации и идентификации характеристик пользователей социальных сетей включены два компонента для описания характеристик сети с точки зрения безопасности государства: журнал активности пользователей и социальный портрет.

Выявление конкретных ролей пользователей социальных сетей и способов их воздействия

  • Пелещишин А. В., Вус В., Марковец О., Албота С.
  • Информатика

    2018 IEEE 13-я Международная научно-техническая конференция по компьютерным наукам и информационные технологии (CSIT)

  • 2018

Предложена специальная система показателей активности пользователей, основанная на целенаправленном использовании лингвистических приемов воздействия в онлайн-общении, на основании которых выделяются особые группы пользователей, такие как лидеры мнений, оппоненты, тролли.

MBTI Принципы выявления эмоциональных манипуляторов среди пользователей цифровых платформ

  • Федушко С., Колос Софья, Малиновская Юлия
  • Информатика

    CMiGIN

  • 2019

Изучаются методы и технологии манипулирования, виды манипулирования, основанные на чувствах, и предлагаются способы подхода к манипулированию различными пользователями с помощью Индикатора типов Майерса-Бриггса.

Психологические типы

  • К. Г. Юнг
  • Образование

  • 2000

экстравертный. Но, кроме того, я буду…

Методы определения информационной поддержки системы проверки личных данных пользователя веб -сообщества

  • I. Korobiichuk, S. Fedushko, A. Jus, Yuriy Syerov
  • Компьютерная наука

    Automation

  • 2017

  • 2017
  • чем выше уровень информационного обеспечения системы проверки данных участников веб-сообщества, тем выше эффективность управления сообществом, а, следовательно, и функционирования веб-сообщества.

    Разработка направлений задачи Показатели организации жизненного цикла виртуального сообщества

    • Трач О., Пелещишин Андрей
    • Информатика

      2017 12-я Международная научно-техническая конференция по компьютерным наукам и информационным технологиям (CSIT)

    • 2017

    показатели пользовательского направления, информационного направления и репутационного направления для выполнения задания направлений организации…

    Анализ обращений граждан в разнородных веб-сервисах

    • Марковец О. , Паздерская Р., Думанский Н., Дронюк И.
    • Компьютерные науки, Бизнес

      COAPSN

    • 2019

    Два кубита для C. Теория личности Юнга

    рецензия на книгу Ричарда Риверы: Марсель Штернбергер: Психологический портрет

    Раскрытие истинной личности портретиста всегда было проблемой для фотографов, начиная с первых дагерротипов, или для художников последних 3000 лет. Неутолимое любопытство отличить физиономию человека от его преходящих эмоциональных состояний, выявляемых выражением лица, стало навязчивой идеей физиолога Гийома-Бенджамина Дюшенна де Булонь.

    Одним из известных людей, внимательно следивших за его работой, был Чарльз Дарвин, который в то время (1872 г.) работал над своей книгой Выражение эмоций у человека и животных . Исследования Дарвина выражений лица и того, как они дают представление о психических состояниях, опирались на фотографическую документацию, а также на личные наблюдения.

    Совместные исследования Дюшенна и Дарвина были ключевым компонентом в фундаменте молодой области психологии в конце XIX века.век.

    Фотограф Марсель Штернбергер нашел свой путь в области психологического портрета благодаря случайным событиям: в 1925 году была выпущена первая портативная камера, 35-мм Leica, что дало фотографу возможность более спонтанно запечатлевать мимолетные действия. Затем ему удалось покинуть Германию за день до того, как в 1933 году нацисты конфисковали паспорта всех евреев в стране; и, наконец, его жена Ильза, которая была страстной студенткой кинопроизводства, когда они встретились, подарила ему Leica в качестве свадебного подарка.

    Штернбергер мгновенно стал энтузиастом фотографии.

    Штернбергер создал некоторые из самых показательных портретов 1940-х и 50-х годов, включая портреты бельгийской королевской семьи и многих светил 20-го века, таких как Джордж Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Диего Ривера, Фрида Кало, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд. , Джавахарлала Неру и портрет Франклина Делано Рузвельта, который также появляется на десятицентовой монете Соединенных Штатов.

    В современном обществе личные моменты легко сфотографировать, потому что у каждого есть фотоаппарат или смартфон. И все же, учитывая все наши технологии, по-прежнему не так просто сделать проницательный портрет.

    В 1940-х годах работа Штернбергера была революционной не только из-за его личного подхода к использованию психологии для снижения защиты натурщика, но и из-за того, что он избегал формализма фотографирования объектов широкоформатными (8×10) камерами в студии, вместо этого используя небольшую 35-мм портативную камеру Leica и фотографируя объекты в их собственном пространстве.

    Несмотря на то, что существует множество книг, которые научат вас тому, как позировать и освещать кого-то внешне, чтобы «хорошо выглядеть» на портрете, трудно найти книгу, которая даст вам представление о том, как раскрыть истинного человека внутри. Некоторые фотографы натыкаются на это, если чувствительны к настроению натурщика.

    Добавить комментарий