Рисуя бессмысленные каракули на бумаге, человек выдает себя с потрохами › Статьи и новости › ДокторПитер.ру
Штриховка успокаивает
Зачастую человек даже не замечает, что начинает непроизвольно рисовать, как только под рукой оказываются бумага и ручка. Однако ни один из рисунков не является «пустым». Каждый образ — это код, который выдает нам наше подсознание.
— Любая мысль человека выражается в движении. Также и рисунок отражает внутренние психические процессы. Он может сказать, что переживает внутри его автор, – говорит арт-терапевт Мария Ялышева. – Ведь когда письменности еще не было, люди общались посредством наскальной живописи.
Если расшифровать рисунок, то можно не только узнать истинное настроение человека, но и разобраться в его проблемах и даже вылечить душевные болезни. Конечно, у каждого из нас один и тот же рисунок может содержать разный подтекст.
— В своей работе арт-терапевта, помимо общепринятых трактовок рисунков и изображений, я стараюсь опираться на индивидуальный символический язык каждого пациента, его эмоциональные и телесные реакции и проявления, – говорит Мария Ялышева. – У каждого рисунок может означать что-то свое. Но существует и универсальный символизм. Например, если человек рисует линии, острые, с сильным нажимом, который иногда даже прорезает бумагу – значит, он тревожится, злится. В арт-терапии даже есть упражнение, которое снимает тревогу, — обычная штриховка. Перед тем как пообщаться, мы предлагаем клиентам заштриховать поверхность, чтобы снять тревожное агрессивное состояние.
Психологи обобщили универсальные символы и расшифровали их. Они интерпретируют произвольные рисунки, оставленные людьми без видимого смысла, таким образом:
Домики
Ровные симметричные формы указывают на человека, любящего во всем порядок и расчет. Перед рисующим стоят четкие цели в жизни.
Рожицы, головы, лица людей
Их обычно рисуют веселые, саркастичные, ироничные люди, которые хотят посмеяться над собой и окружающим миром.
Губы
Особенно часто губы рисуют девушки. Это свидетельство особой чувствительности и одаренности. Такие люди очень любят искусство и являются творческими натурами. Однако если в разрезе губ прорисовываются зубы – то это проявление внутренне агрессии!
Глаза
Выражают склонность к наблюдению. Если глаза в разных ракурсах и видах – человек копается в себе.
Грубые линии, штрихи
Чем толще линии и сильнее нажим – тем сильнее внутренне напряжение рисующего. Он явно в центре какого-то конфликта, из которого хочет поскорее выбраться. Но пока «атакует» проблему только на бумаге.
Каракули
Свидетельство хаоса, внутреннего беспорядка. Человек на пороге важного решения.
Леса и деревья
Человек ищет защиты в окружающем мире. Считается, что обычно такие рисунки создают люди нерешительные, неуверенные в себе, не любящие отстаивать свои права.
Штрихи из центра
Рисуют решительные люди, которые способны организовать других людей для достижения цели.
Солнце, облака
Солнышко, небо и облака обычно рисует мечтатель. Изображая солнце, человек проявляет свой оптимизм, дружелюбие, радость и легкость.
Сердечки
Здесь все просто – автор рисунка влюблен или хочет и готов влюбиться.
Круги
Стремление гармонизировать все вокруг.
Цветочки
Для такого «художника» главное — гармония во всем — и внутри и снаружи! Когда человек рисует цветочки, скорее всего, он ожидает неудачи или стоит перед лицом проблемы, и это его тревожит. Он подсознательно стремится гармонизировать ситуацию рисованными цветочками.
Двойные стрелочки
Скорее всего, человек стоит перед выбором и не может принять решение. Его «тянет» то в одну сторону, то в другую.
Песочница от бед
Чтобы улучшить себе настроение, любому человеку достаточно взять ручку и начать рисовать. Но если вам необходимо решить проблему психологического характера — понадобится уже арт-терапия. Это один из методов психотерапии, популярный на Западе. В Петербурге это направление активно развивается последние пять лет и уже приобрело своих поклонников. Горожане приходят в специализированные центры, чтобы найти себя в суматошно развивающемся мире и потоке информации, наладить взаимоотношения с противоположным полом и разобраться в детских проблемах.
— Арт-терапия — это исцеление искусством, решение душевных проблем посредством творчества, — рассказывает Мария Ялышева. – Приходят и взрослые клиенты, и маленькие. Для начала мы спрашиваем, о какой ситуации человек хочет рассказать. Затем предлагаем ему что-то нарисовать. После мы обсуждаем рисунок и пытаемся его вместе расшифровать.
По мнению психолога, иногда только посредством рисунка человек может исцелиться. Часто такое встречается у детей — рисуя свои страхи, они избавляются от них. Кстати, один из способов себя успокоить – рисовать в центре круга.
Если рисунка недостаточно, то пациента отправляют… в песочницу. Этот метод называется песочной терапией. Взрослый человек заходит в специально оборудованную песочницу и при помощи фигурок начинает лепить собственный мир.
— Я сама опробовала на себе метод работы в песочнице. Только там мне удалось отгоревать потерю своей бабушки, — признается психолог Мария Ялышева. — Когда она умерла, эта беда меня долго не отпускала, было тяжело расстаться с любимой бабушкой. Регулярно накатывала депрессия. Благодаря песочнице я смогла закрыть эту рану в душе. Объясняется песочная терапия просто: наш внутренний мир состоит из образов. В песочнице мы выстраиваем этот мир. Как бы визуализируем свое внутреннее состояние. Осознаем его. Затем трансформируем и воспринимаем обратно – новый мир без былых ран. В песочнице мы договариваемся со своим бессознательным. Иногда этот диалог происходит на интуитивном уровне. Допустим, человек может слепить фигурку змеи. И на самом деле она будет отображать качества, которые человек в себе не любит. С этой «змеей» можно поговорить и договориться!
Тесты
«Квадраты»-труженики и добрые «круги»
Самый простейший психогеометрический тест поможет, например, работодателю понять психологический портрет соискателя. Посмотрите на шесть фигур – квадрат, треугольник, прямоугольник, треугольник, круг, зигзаг. Выберете ту, что привлекла вас больше всех, которая больше всех «похожа» на вас. Остальные расставьте в порядке убывания своей «симпатии». Люди, выбравшие квадрат – очень крепко стоят на ногах. Они хорошие труженики, стрессоустойчивы, упорны и любят во всем порядок. «Треугольники» — честолюбивые лидеры, которые хотят быть правыми во всем, энергичные, сильные личности, которые ставят цели и достигают их. Люди, поставившие круг на первое место, – целостные натуры, которые ценят межличностные отношения. Они очень дружелюбны и коммуникабельны. Люди-«круги» умеют слушать других.
«Зигзаги» — творческие, креативные, нестандартно мыслящие натуры. Прирожденные генераторы идей. Прямоугольник – самая неустойчивая фигура в этом наборе. Те, кто выбрал именно его, скорее всего, находятся в состоянии перехода и изменения. «Прямоугольники» неугомонно ищут лучшей жизни, так как неудовлетворенны настоящим. Они часто находятся в замешательстве и неопределенности в отношении себя, зато любознательны. К слову, в течение жизни предпочтения могут меняться.
Познай себя
Нарисуйте отдельно круг, квадрат и треугольник.
Теперь дорисуйте к каждой фигуре рисунок так, чтобы круг, квадрат и треугольник стали не просто фигурами, а каким-то образом.
Теперь внимательно посмотрите на рисунок: круг — это то, как вы воспринимаете себя, квадрат — то, как вы воспринимаете внешний мир. А треугольник – то, как вы воспринимаете свою сексуальность. Иначе говоря, если вы дорисовали круг как воздушный шарик, то скорее всего вы видите себя в мире легким воздушным созданием. А если квадрат стал красивым домиком – то внешний мир для вас, вероятно, уютное родное и теплое место. Если треугольник превратился в плавник акулы – то скорее всего в сексе вы – хищник.
Источник: Эвелина Барсегян, mk.ru
Рисуют дети: анализ детского рисунка. О чем говорят сюжеты, цвета и манера — психология рисунка
Дети рисуют, родители умиляются их шедеврам. Конечно, ведь это творческое проявление малыша! Однако детский рисунок намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Что может увидеть психолог в детских «каракулях»? И почему родителям важно обращать внимание на самые обычные детские работы? Разбираемся вместе.
Содержание:
- Детский рисунок как метод психодиагностики
- Возрастные особенности детского рисунка
- Что может (а что — нет) показать и рассказать рисунок ребёнка?
- Анализируем и расшифровываем рисунки ребёнка
- Общее впечатление
- Положение на листе и размер рисунка
- Оценка «манеры письма»
- Детский рисунок и цвет
- Расположение фигур на рисунке
- Части тела
- Изображение дополнительных элементов на рисунке
- Тема сексуального насилия в детских рисунках
- Тема смерти в детских рисунках
- Рекомендации психолога
Детский рисунок как метод психодиагностики
Ground Picture/Shutterstock. com
В первый раз родителям выдают результаты психодиагностики в детском саду. У многих сразу возникает вопрос: откуда у психолога столько информации о детях? Ведь малыши не заполняют анкеты на несколько десятков вопросов, не могут рассказать подробно и обстоятельно о том, что происходит в их душе. Кажется, что психологи берут информацию с потолка. Но это не так.
Помимо бесед с ребёнком и наблюдением за ним психологи анализируют то, что он рисует и как. Попросите десять малышей нарисовать домик по определённому образцу, и вы получите десять разных домов. А если дадите более свободную задачу — «нарисуй домик» — вы получите такое разнообразие рисунков, что будет сложно вспомнить, какая была задача изначально.
У каждого ребёнка своё восприятие, и рисунок, как инструмент воплощения фантазий и мыслей, позволяет определить уровень развития человека, усидчивость, личностные особенности, а также особенности отношений с другими людьми.
Возрастные особенности детского рисунка
moomin201/Shutterstock. com
Дети до трёх лет рисуют то, что принято называть «каляки-маляки» — они только учатся держать карандаш, поэтому получается как получается. Человек в их творчестве выглядит как голова, из которой торчат руки и ноги (хорошо если по две). Цвет дети выбирают, ориентируясь не на свои «вкусовые предпочтения», а на то, какой карандаш ярче пишет и удобнее лежит в руке (или просто, что лежало — тем и нарисовал).
Не надо пугаться чёрным колобкам на ножках — это вполне может быть портрет любимой мамочки. На этом этапе развития ребёнок сначала рисует, а потом ищет смысл в картине. Поэтому анализ работ до трёх лет сводится к фразе «в рамках возрастной нормы».
К слову, герои известного мультфильма «Смешарики» разрабатывались именно такими, чтобы даже двух-трёхлетний малыш мог их нарисовать самостоятельно (круг, руки, ноги, уши).
Источник: pickimage.ru
В 3-4 года появляются первые попытки спланировать рисунок. Если в процессе спросить у ребёнка «что ты рисуешь», он постарается объяснить свою идею. У человечков появляются тела — круглая голова, овальное тельце, ручки и ножки-палочки. Здесь следует обращать внимание на развитие качества рисунка, но не стоит давать слишком однозначных психодиагностических выводов.
Начиная с 5 лет рисунки становятся сюжетными. Ребёнок сначала думает, потом рисует. Мелкая моторика развивается достаточно быстро — детсадовец уже может прорисовать пальцы, руки, ноги, глаза, рот. К шести годам появляются лица в профиль, но поскольку ребёнок не осознаёт перспективы, на картинке чаще всег, нарисована половина лица с двумя глазами. К семи годам постепенно появляется одежда (как правило соответствующая полу персонажа). Дети рисуют своих любимых героев мультфильмов и сказок, игрушки и, конечно, родителей.
Lex0077/Shutterstock.com
Если говорить кратко, то примерно с четырёхлетнего возраста детские рисунки вполне пригодны для более глубокого анализа.
Важно учитывать личностные особенности детей: есть те, кто рисует постоянно — качество работ таких ребят улучшается и опережает рисунки сверстников. А есть дети, которые не любят рисовать: они делают это редко или по просьбе старших. Такие работы будут отличаться по проработке деталей.
Чтобы сделать верные выводы по рисунку, нужно соблюдать правила проведения диагностики:
- Ребёнок должен быть отдохнувшим.
- Желательно, чтобы он имел хороший контакт со взрослым, для которого рисует.
- Важно послушать комментарии автора картины.
- Нужно отмечать скорость выполнения работы, концентрацию внимания и отношение к происходящему.
В моей практике был случай: родители приносят рисунок, на котором вроде как изображен человек — довольно пугающая фигура, а рядом большими буквами написано «ПАПА». Среди остальных рисунков с котиками и лошадками такое творчество выбивается. Я спрашиваю малыша: «Что здесь нарисовано»? Ответ: «Это лев и негритята» (оказывается, картинку вообще нужно было перевернуть). Из разговора становится понятно, что ребёнок посмотрел мультик «Каникулы Бонифация», сделал зарисовку и решил подарить рисунок папе.
Без этих пояснений рисунок можно было расшифровать, как угодно, вплоть до насилия в семье со стороны отца.
Что может (а что — нет) показать и рассказать рисунок ребёнка?
Coltty/Shutterstock.com
Как было ранее сказано, детские рисунки могут дать нам информацию о личных особенностях ребёнка и его отношении с окружающими. На что обращают внимание психологи, если у ребёнка не было чётко поставленной задачи:
Сюжет рисунка
Дети часто повторяют свои работы: кто-то постоянно рисует зайчиков, кто-то — машинки, а кто-то — домики и человечков. Наиболее частый сюжет — это то, что входит в сферу интересов вашего ребёнка. Также повторяющиеся рисунки могут свидетельствовать о психотравме.
Если сюжет агрессивный, тревожный, пугающий вас, поговорите с ребёнком — спросите, что это, где он такое видел или слышал, нравится ли ему рисунок. Возможно, у него просто не получилось нарисовать туристов у огня, а вы увидели, как человек горит.
Штриховка, нажим
Чрезмерно сильное нажатие на карандаш (вплоть до поломки) говорит о сильном нервном напряжении. Как правило, дети неосознанно «замусоливают» ту часть рисунка, где чувствуют себя максимально неуверенно и тревожно. Например, на рисунках жертв сексуального насилия «яростные» закрашивания часто располагаются в области гениталий.
Агрессивные элементы
Источник: parents.ru
Мы хотим верить, что наши дети самые добрые, чистые и невинные, и их окружают точно такие же люди. Но мы знаем, что это не так. Заметить агрессию на детских рисунках достаточно просто — её выражают острые элементы: зубы, когти, шипы, колючки, оружие. Если мы говорим о домашнем насилии, то это как правило большая фигура с кулаками.
Стёртые элементы, слабые нажатия
Поскольку рисунок не является конкурсной работой, никто не требует от ребёнка супер-результата. Возникает вопрос: почему иногда для создания картины ребёнок по многу раз что-то стирает, не может определиться с наполнением, не рисует чёткие и конкретные линии? Это может указывать на высокий уровень тревоги (причем тревожность может быть как врождённой (слабая нервная система), так и приобретённой (например, повышенные требования родителей).
Цветовые предпочтения
Прежде чем оценивать работу, уточните любимые цвета ребёнка. Не делайте поспешных выводов — многие маленькие дети предпочитают, например, чёрный карандаш просто потому что его лучше видно на бумаге.
«Недетские элементы»
Olimpik/Shutterstock.com
Иногда дети могут начать рисовать внутренние органы. Если это неуместно (на картинке не доктор Айболит), то стоит обратиться к психиатру.
Появление гениталий на картинах детей до 5 лет может быть признаком простой детской заинтересованности в своём теле («Я же рисую ручки и ножки, почему не могу нарисовать другие части тела?»). Но когда половые органы появляются на рисунках ребёнка 6-7 лет, родителям стоит поинтересоваться, что это и откуда ребёнок о них узнал. Возможно, ему нужна ваша защита.
Весной 2022 года проводился анализ работы первоклассников для выявления детей из «группы риска». Задача была нарисовать человека. Около 40% детей нарисовали человека в военной форме. Это стало ярким показателем того, о чём говорят дома, в какой информационной повестке находятся дети. Поэтому при анализе картин не стоит забывать о социальном контексте происходящего в обществе.
Анализируем и расшифровываем рисунки ребёнка
Lex0077/Shutterstock.com
Существует много разных психодиагностических методик на базе рисунка. Например, «несуществующее животное», «человек и человек под дождём», «дом, дерево, человек», «рисунок семьи», «кинетический рисунок семьи» и другие. Каждая методика предназначена для оценки определённых аспектов личности рисующего.
Проще всего оценить психологическое состояние ребёнка и атмосферу, в которой он живёт, через методику «Рисунок семьи». Инструкция для ребёнка: «Перед тобой лежат карандаши и белый лист бумаги. Ты можешь использовать любые цвета и рисовать так, как умеешь. Нарисуй, пожалуйста, свою семью на этом листе».
Понаблюдайте, как рисует ребёнок: с кого он начал (это самый значимый член семьи для ребёнка), кем закончил, кого рисовал долго, а кого — мимоходом. После того как рисунок будет готов, попросите рассказать (или подписать), кто где нарисован. Если есть непонятные элементы, уточните, что это. Попросите ребёнка рассказать о своём рисунке всё, что он посчитает нужным. Только после этого садитесь за анализ работы.
Общее впечатление
Возьмите рисунок семьи или любой другой сюжет, который хотите проанализировать. Какое ощущение он у вас вызывает? Позитивное? Тревожное? Пугающее? Противоречивое? Постарайтесь поймать, что именно вас смущает. Возможно, именно эта деталь даст вам ответы о состоянии детской души.
Если рисунок излучает счастье — это хороший знак. Вероятнее всего, перед нами очень благополучная семья и хорошо развивающийся ребёнок. Если ощущения от рисунка «не очень», обращаем пристальное внимание на детали.
Положение на листе и размер рисунка
Источник: google.com
В норме ребёнок заполняет своим рисунком практически весь лист бумаги. Но если все члены семьи или другие предметы маленькие и размещены с краю, это может свидетельствовать о низкой самооценке ребёнка.
Крупные, но смещённые вверх предметы говорят, напротив, о завышенной самооценке. Выход за границы листа — высокая эмоциональность и трудности с самоконтролем.
Оценка «манеры письма»
Сильные штриховки указывают на напряжение, слишком слабые или несколько раз проведенные в одном и том же месте — на тревогу и стресс. Обращайте внимание, как изображён каждый член семьи или предмет. Если кто-то или что-то выделяется слишком агрессивной или, наоборот, слишком слабой прорисовкой, значит, с этими членами семьи у ребёнка некомфортные отношения или это что-то его пугает.
Детский рисунок и цвет
Alina Shirova/Shutterstock.com
В норме дети 5–7 лет используют 5-6 активных цветов в своём рисунке. Чем увереннее в себе ребёнок, тем больше карандашей он постарается задействовать.
Преобладание одного цвета может сигнализировать об особом состояние ребёнка. Наиболее продуманную и обоснованную систему «цвет-состояние» описал швейцарский психолог Макс Люшер. Несмотря на то, что данная методика применяется давно и успешно, интерпретации Люшера стоит воспринимать как возможное направление для изучения состояния ребёнка, а не как стопроцентный ответ.
Основные значения цветов по Люшеру:
- Тёмно-синий — потребность в покое и сосредоточенность на внутренних переживаниях.
- Зелёный — стремление к безопасности, независимость, уверенность, состояние равновесия.
- Красный — сила воли, активность, возбудимость, агрессия.
- Жёлтый — оптимизм, любознательность, позитивный настрой, эмоциональная свобода.
- Фиолетовый — эмоциональная и интеллектуальная незрелость, фантазия, интуиция.
- Коричневый — неспешность, физический дискомфорт, возможно, отрицательные эмоции.
- Чёрный — протест, потребность в изменениях, подавленность.
- Простой карандаш (рисунок без других цветов) — отстранённость, нежелание выполнять задание, безразличие, желание закрыться.
В работе с цветом можно спросить у ребёнка, что для него значит тот или иной цвет. Какие ощущения он вызывает? Нравится ему цвет или нет? Возможно, ребёнок выбрал чёрный не потому, что у него проблемы в семье, а потому, что мама и папа каждый день ходят на работу в чёрной одежде.
Получайте материалы от наших психологов и педагогов сразу себе на почту — подписывайтесь на рассылку, чтобы ничего не пропустить!
Расположение фигур на рисунке
Ambiento/Shutterstock.com
Расположение объектов и персонажей на рисунке очень значимо для комплексного анализа. Поэтому стоит посмотреть на следующие моменты:
- То, что нарисовано первым — самое важное для ребёнка. Если говорить о семье, то первым ребёнок рисует главного для него члена семьи.
- Себя ребёнок размещает с тем, что ему близко/нравится. Если речь о родителях и родственниках, то рядом окажутся те, с кем у ребёнка крепкий контакт. Чем дальше человек, тем слабее связь.
- Если автор рисунка отсутствует на портрете семьи, стоит спросить ребёнка, где он сам. Иногда дети указывают на некий предмет (шкаф или холмик) и говорят, что они там.
- Появление людей, не входящих в семью (родители и дети), свидетельствует о том, что в семью включены другие люди, например, бабушка или дедушка. Если появляются непонятные персонажи, попросите ребёнка прояснить, кто это.
- Отсутствие члена семьи означает отсутствие с ним эмоционального контакта со стороны ребёнка. Скорее всего, существует напряженная ситуация, в рамках которой ребёнок не может выразить свои чувства (ревность, обида, вина).
- Расстояние между членами семьи говорит о психологической дистанции внутри семьи. Иногда встречаются работы, где все члены семьи вместе, а кто-то один в стороне, или на рисунке можно увидеть физические границы между членами семьи, например, стены или мебель. Это явно свидетельствует о том, что с этим человеком ребёнок не чувствует эмоциональной связи.
- Изображение каждого члена семьи рассматривается отдельно и сравнивается между собой. Соотнесение размеров позволяет оценить вес каждого в семье. Кто-то из членов семьи может вызывать тревогу, а кто-то — позитивные эмоции у ребёнка. Стоит обращать внимание на отличающиеся элементы у разных человечков на рисунке — наличие рук, ног, глаз, ушей, рта и т.
д. Отсутствие частей тела или у кого-то одного или сразу у всех может свидетельствовать о конкретных проблемах с коммуникацией. Гиперболизация каких-либо частей тела у кого-то одного также свидетельствует о некоторых проблемах. Об этом чуть ниже.
Части тела
Derek Hatfield/Shutterstock.com
При глубоком разборе рисунка обратите внимание, как изображены люди — на какие части тела ребёнок делает акцент, а какие упускает из вида:
- Глаза в детских рисунках — это эмоциональная сфера, возможность выражать печаль и радость. Слишком большие глаза — тревога, сигнал о помощи. Слишком маленькие «глаза-щелочки» — запрет на выражения эмоций.
- Уши. Персонаж с большими ушами — слушатель (вынужденный или природный), активно реагирует на критику. Маленькие уши или их отсутствие свидетельствует об умении или желании игнорировать критику в свой адрес.
- Рот — возможность для коммуникации. Слишком большой рот, рот с зубами, или чёрный заштрихованный рот свидетельствуют о том, что ребёнок испытывает вербальную агрессию со стороны данного персонажа. Отсутствие рта говорит о том, что данный персонаж не имеет возможности быть услышанным.
- Шея — связь эмоций и рациональности. Наличие шеи означает контроль над эмоциональной сферой. Тонкая и длинная шея — невозможность принять свои эмоции и уход в их отрицание («голова не знает, что творит тело»), короткая и толстая — отсутствие внутреннего противоречия.
- Руки самого ребёнка — это возможность установить контакт с родителями. Руки взрослых персонажей — способ взаимодействия с миром. Длинные и большие руки — символ могущества. Кулаки и острые ногти — агрессия.
- Ноги — опора человека в реальности. Проведите мысленно линию от ног первого персонажа до ног последнего, как будто это линия пола. Те, кто завис в воздухе, явно не имеют самостоятельной опоры в реальности. Дети иногда сами рисуют землю или пол под ногами героев — это явный признак их желания быть здесь и сейчас.
Изображение дополнительных элементов на рисунке
Basileus/Shutterstock.com
Часто на рисунке встречаются дополнительные элементы — солнце, домик, домашние животные. Существуют интерпретации и для них. Однако стоит учитывать сюжет рисунка, прежде чем давать им категоричную оценку:
- Солнце или лампа — желание ребёнка создать тёплую атмосферу в семье.
- Бытовые предметы (компьютер, ковёр, посуда) — важные для ребёнка вещи в доме.
- Любимая игрушка или питомец — возможные проблемы с коммуникациями в семье. Ребёнок ищет дополнительный источник поддержки.
- Облака и тучи — признак негативных эмоций у ребёнка.
- Дом вместо семьи — либо нежелание выполнять поставленную задачу (избегание), либо ребёнок не ощущает себя членом семьи.
Тема сексуального насилия в детских рисунках
Источник: region29.ru
Подобный травматичный опыт дети зачастую не могут выразить словами. Им на помощь приходят рисунки. На что стоит обратить внимание родителям и специалистам при изучении рисунка семьи в данном контексте:
- Кому-то или всем членам семьи пририсованы половые органы.
- Кто-то (как правило фигура мужчины — отец, отчим, брат) изображен в виде монстра или как будто зачирикан.
- Дети, не имея возможности нарисовать пенис (им однажды запретили это делать), могут начать рисовать рядом в промежности оружие — мечи, кинжалы, ножи.
- Изображение полового члена.
- Явный акцент на зоне паха (сильная штриховка, перечеркивание)
- Ребёнок рисует элементы, которые его пугают (например, паук), но не хочет про это говорить, закрывается.
Если у вас возникли подозрения о возможном травматичном опыте вашего ребёнка, обратитесь к психологу за более глубокой диагностикой его состояния, а в случае чего обязательно привлеките органы правопорядка.
Пример из практики: во время консультации девочка нарисовала лошадь, на спине у которой лежит змея. Лошадь не может её скинуть, хоть и очень хочет. Девочка, 6 лет, пострадавшая от сексуального насилия со стороны незнакомца на улице.
Тема смерти в детских рисунках
Источник: snob.ru
Дети в возрасте 5–7 лет уже начинают задумываться на тему смерти. Это нормально. Особенно, если произошла гибель кого-то из знакомых людей.
Если в рисунке семьи появилась тема смерти («я умер» или «бабушка умерла») — это попытка ребёнка либо сообщить о травмирующем событии, либо обсудить табуированную тему. Не стоит бояться разговоров с детьми о смерти. Говорите спокойным голосом, выберите ту систему мировоззрения о жизни после смерти (религиозную или про «облачко»), которая вам ближе и понятнее: «Люди живут и рано или поздно умирают. Это нормально. Бабушка прожила долгую жизнь, подарила её нам и теперь она улетела жить на облачко, откуда смотрит на нас и радуется».
Рекомендации психолога
WeronikaH/Shutterstock.com
Рассматривая детские рисунки:
- Обращайте внимание на возрастные особенности ребёнка. Анализировать рисунки детей до 4-х лет нет особого смысла. Но важно отслеживать развитие детского рисунка и соответствие его возрасту малыша.
- Учитывайте сюжет и контекст происходящего. Возможно, ребёнок находится под впечатлением от события или выполняет какую-то поставленную задачу.
- Сравнивайте рисунки. Обращайте внимание на часто повторяющиеся и сильно выбивающиеся элементы. Они подчеркнут личностные особенности и могут дать подсказку, в каком направлении искать проблему.
- Обращайте внимание на выбранные цвета, штриховки, постоянные стирания, силу нажатия. Это расскажет вам о тревожности, агрессии, эмоциональном состоянии ребёнка.
- Будьте внимательны к деталям. Острые зубы, ногти, кулаки, шипы — явные признаки агрессивных проявлений. Наличие половых органов или акцент на зоне паха может свидетельствовать о сексуальном насилии.
- Если вам кажется, что с рисунками что-то не так — обратитесь за консультацией к детскому психологу.
Дорогие родители, помните, что детский рисунок — это просто рисунок. Диагностическим он становится, если была проведена определённая работа с ребёнком: у него была инструкция, что рисовать; вы видели, как ребёнок рисует; вы провели с ним беседу и получили развернутые пояснения. Только комплекс этих действий позволяет подсмотреть одним глазком на внутреннее состояние ребёнка.
Источник фото обложки: atsurkan/Shutterstock.com
Оцените, пожалуйста, статью
Нам это очень важно!
Средняя оценка: 4.9 / 5. Голосов: 8
Оценок пока нет. Оцените первым!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
[PDF] Определение психологического портрета участников веб-сообществ с помощью соционического анализа
- ID корпуса: 219724217
title={Определение психологического портрета участников веб-сообществ с помощью соционического анализа}, автор={Александр Морушко и Наталья Химица и Наталья Шаховская}, booktitle={Международный семинар по контролю, оптимизации и аналитической обработке социальных сетей}, год = {2020} }
В исследовании рассматривается проблема определения психологического типа человека без личного контакта, через социальные сети. Описаны приемы и методы визуального и вербального определения социотипа человека средствами соционического анализа. Приведены практические примеры этого метода. Они наглядно демонстрируют, что знание тех или иных особенностей тела или стиля речи человека с большой долей вероятности помогает предсказать, как он может вести себя в тех или иных ситуациях. Используя метод…
View Paper
Personality Prediction from Social Networks: a Review of Works
- N. Khymytsia, S. Holub, M. Holub, Oleksandr Mrushko
Business
SCIA
- 2022
Today, the потенциал социальных сетей для всех видов общения трудно переоценить. Для делового общения в виртуальных сообществах важно учитывать…
Дистанционный подбор персонала на основе соционического анализа контента социальных сетей
- Морушко О., Химыца Н., Теслюк В.
Психология
КОЛИНС
- 2022
В современных условиях все большее значение приобретает возможность работать удаленно. С другой стороны, ограниченная возможность прямого контакта с кандидатами на работу подчеркивает способность…
Оценка эффективности дизайна полиграфической продукции в интернет-маркетинге компании
- С. Федушко, А. Дмитрив, Светлана Топылко, Наталья Бучий
Бизнес
CybHyg
- 2019
В статье проведена оценка эффективности полиграфического дизайна в маркетинговой деятельности компании, представлена деятельность интернет-магазина по торговле цветами, состояние развитие популяризации магазина в Интернете.
Интеллектуальная система динамической 2D визуализации пассажиропотоков маршрутов общественного транспорта на основе OpenGL
- Ю. Мацелюх, А. Берко, Агнешка Ковальская-Стычень, Л. Чирун
Информатика
МоМЛеТ+ДС
- 2022
Установлены устойчивые связи между факторами и критериями оценки качества обслуживания пассажирских формируется более эффективное использование гонок в часы пик.
Моделирование человеко-операторского поведения при решении интеллектуальных задач при управлении технологическими процессами в условиях стресса
- Каминский Р., Кривинская Н.
Информатика
ИДДМ
- 2020
Разработана математическая модель человека-оператора технологического процесса с точки зрения теории и математической системы приведена модель выхода человека-оператора из стрессового состояния, которая учитывает его индивидуальность.
ПОКАЗЫВАЕТСЯ 1-10 ИЗ 17 ССЫЛОК
СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантностьНаиболее влиятельные статьиНовости
Соционика: эффективная теория структуры психики и прогнозирования межличностных отношений
- Букалов А.В., Карпенко
Психология
- 2013
технологии, применяемые в управлении персоналом, педагогике, исследовании межличностных отношений в…
Разработка программного обеспечения для компьютерно-лингвистической верификации социально-демографического профиля участника веб-сообщества
- Федушко С.
Информатика
Вебология
- 2014
В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день научно-прикладная проблема валидации социально-демографических характеристик членов виртуальных сообществ с помощью компьютерно-лингвистических методов. информационного отслеживания участников путем формирования социально-демографического профиля члена виртуального сообщества на основе информационной модели построения системы.
Формальный подход к моделированию характеристик пользователей социальных сетей по вопросам информационной безопасности
В модель формализации и идентификации характеристик пользователей социальных сетей включены два компонента для описания характеристик сети с точки зрения безопасности государства: журнал активности пользователей и социальный портрет.
Выявление конкретных ролей пользователей социальных сетей и способов их воздействия
- Пелещишин А. В., Вус В., Марковец О., Албота С.
Информатика
2018 IEEE 13-я Международная научно-техническая конференция по компьютерным наукам и информационные технологии (CSIT)
- 2018
Предложена специальная система показателей активности пользователей, основанная на целенаправленном использовании лингвистических приемов воздействия в онлайн-общении, на основании которых выделяются особые группы пользователей, такие как лидеры мнений, оппоненты, тролли.
MBTI Принципы выявления эмоциональных манипуляторов среди пользователей цифровых платформ
- Федушко С., Колос Софья, Малиновская Юлия
Информатика
CMiGIN
- 2019
Изучаются методы и технологии манипулирования, виды манипулирования, основанные на чувствах, и предлагаются способы подхода к манипулированию различными пользователями с помощью Индикатора типов Майерса-Бриггса.
Психологические типы
- К. Г. Юнг
Образование
- 2000
экстравертный. Но, кроме того, я буду…
Методы определения информационной поддержки системы проверки личных данных пользователя веб -сообщества
- I. Korobiichuk, S. Fedushko, A. Jus, Yuriy Syerov
Компьютерная наука
Automation
- 2017
чем выше уровень информационного обеспечения системы проверки данных участников веб-сообщества, тем выше эффективность управления сообществом, а, следовательно, и функционирования веб-сообщества.
Разработка направлений задачи Показатели организации жизненного цикла виртуального сообщества
- Трач О., Пелещишин Андрей
Информатика
2017 12-я Международная научно-техническая конференция по компьютерным наукам и информационным технологиям (CSIT)
- 2017
показатели пользовательского направления, информационного направления и репутационного направления для выполнения задания направлений организации…
Анализ обращений граждан в разнородных веб-сервисах
- Марковец О. , Паздерская Р., Думанский Н., Дронюк И.
Компьютерные науки, Бизнес
COAPSN
- 2019
Два кубита для C. Теория личности Юнга
рецензия на книгу Ричарда Риверы: Марсель Штернбергер: Психологический портрет
Раскрытие истинной личности портретиста всегда было проблемой для фотографов, начиная с первых дагерротипов, или для художников последних 3000 лет. Неутолимое любопытство отличить физиономию человека от его преходящих эмоциональных состояний, выявляемых выражением лица, стало навязчивой идеей физиолога Гийома-Бенджамина Дюшенна де Булонь.
Одним из известных людей, внимательно следивших за его работой, был Чарльз Дарвин, который в то время (1872 г.) работал над своей книгой Выражение эмоций у человека и животных . Исследования Дарвина выражений лица и того, как они дают представление о психических состояниях, опирались на фотографическую документацию, а также на личные наблюдения.
Совместные исследования Дюшенна и Дарвина были ключевым компонентом в фундаменте молодой области психологии в конце XIX века.век.
Фотограф Марсель Штернбергер нашел свой путь в области психологического портрета благодаря случайным событиям: в 1925 году была выпущена первая портативная камера, 35-мм Leica, что дало фотографу возможность более спонтанно запечатлевать мимолетные действия. Затем ему удалось покинуть Германию за день до того, как в 1933 году нацисты конфисковали паспорта всех евреев в стране; и, наконец, его жена Ильза, которая была страстной студенткой кинопроизводства, когда они встретились, подарила ему Leica в качестве свадебного подарка.
Штернбергер мгновенно стал энтузиастом фотографии.
Штернбергер создал некоторые из самых показательных портретов 1940-х и 50-х годов, включая портреты бельгийской королевской семьи и многих светил 20-го века, таких как Джордж Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Диего Ривера, Фрида Кало, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд. , Джавахарлала Неру и портрет Франклина Делано Рузвельта, который также появляется на десятицентовой монете Соединенных Штатов.
В современном обществе личные моменты легко сфотографировать, потому что у каждого есть фотоаппарат или смартфон. И все же, учитывая все наши технологии, по-прежнему не так просто сделать проницательный портрет.
В 1940-х годах работа Штернбергера была революционной не только из-за его личного подхода к использованию психологии для снижения защиты натурщика, но и из-за того, что он избегал формализма фотографирования объектов широкоформатными (8×10) камерами в студии, вместо этого используя небольшую 35-мм портативную камеру Leica и фотографируя объекты в их собственном пространстве.
Несмотря на то, что существует множество книг, которые научат вас тому, как позировать и освещать кого-то внешне, чтобы «хорошо выглядеть» на портрете, трудно найти книгу, которая даст вам представление о том, как раскрыть истинного человека внутри. Некоторые фотографы натыкаются на это, если чувствительны к настроению натурщика.