Агенты первичной социализации примеры: Агенты первичной и вторичной социализации: примеры и их значение

Агенты первичной и вторичной социализации: примеры и их значение

Человек, как известно, существо социальное. Мы живем в обществе и подчиняемся его законам. Становление личности человека происходит в процессе его воспитания, развития и социализации. Этот процесс начинается практически с первых дней знакомства ребенка с миром и продолжается на протяжении всей жизни. В данной статье мы рассмотрим влияние агентов первичной и вторичной социализации на личность человека.

Что такое социализация?

Она подразумевает под собой процесс усвоения человеком общественных норм, ценностей и образцов поведения.

Становление личности человека происходит при помощи так называемых агентов первичной и вторичной социализации и ее институтов.

Процесс адаптации к выдвигаемым условиям социума включает в себя передачу и усвоение знаний, умений, навыков, формирование идеалов, норм и правил поведения.

Цель и функции социализации

Главной целью данного процесса является подготовка индивида к исполнению определенной роли и соответствию требованиям, предъявляемых к нему обществом. Исходя из этого, социализация осуществляет ряд функций. Среди них можно выделить такие:

  • Нормативно-регулятивная функция. Она связана с регуляцией межличностных отношений в социуме, которые подчиняют общепринятым нормам и законам. Осуществляется благодаря воздействию на человека семьи, учебного или рабочего коллектива, религии, политики и других социальных институтов.
  • Личностно-преобразовательная функция. Эта функция социализации заключается в выделении человеком личностных установок, ценностей и ориентиров, преобразовании общественных идеалов в личностно значимые понятия.
  • Ценностно-ориентированная функция. Определяется тем, что человек осознает и принимает общественные ценности, которые близки его окружению; регулирует свое поведение в соответствии с этими ценностями, вырабатывает собственные жизненные ценности. Сформированность ценностных ориентаций влияет на отношение человека к окружающей действительности и своим близким.
  • Информационно-коммуникативная функция. В процессе коммуникации происходит обмен информацией. Это способствует расширению социального опыта и знаний каждого индивида.
  • Проективная функция. Способствует тому, что человек или группа в процессе социализации усваивает модель поведения и проектирует ее на свою жизнедеятельность, руководствуясь в своей деятельности определенным проектом. То есть это действие по определенной схеме.
  • Творческая функция. Становится возможной при достаточно высоком уровне социальной адаптации и свидетельствует о способности человека или социальной группы творить, создавать что-либо новое, искать пути выхода из ситуации, используя при этом свой личный опыт, накопленный в процессе социализации.
  • Компенсаторная функция. Сущность данной функции социализации в восполнении недостатков физического, психического или интеллектуального характера. В рамках данной функции происходит адаптация человека с определенными особенностями или недостатками к полноценной жизнедеятельности в обществе.

Механизмы социализации

Факторами или механизмами, с помощью которых осуществляется этот процесс, является все то, что влияет на жизнь человека. Сюда можно отнести наследственность, семью, коллектив, книги, телевидение, Интернет, тип общественного строя, политическую систему и другое.


Социализация: понятие, виды, этапы, цели, примеры

«Быть со всеми» и «оставаться самим собой» — вот два, казалось бы,…

Агенты и институты социализации

Под агентами социализации подразумевается окружение человека, которое, воздействуя на него, обеспечивает усвоение социальных норм и правил. Другими словами, это конкретные личности, которые влияют на процесс адаптации индивидуума.

Институты социализации — это объекты, влияющие на становление личности в социуме (школа, университет, работа).

Ученые различают первичную и вторичную социализацию.

К первичной относится процесс овладения человеком нормами и законами, по которым живет общество, его ценностей и традиций от рождения и до периода формирования зрелости.

Вторичная социализация связана непосредственно с овладением индивидом профессией в процессе его становления как личности.

Агенты первичной социализации

В зависимости от вида, ученые выделяют агенты первичной и вторичной социализации.

Они влияют на человека по-разному и в разной степени.

К первичным агентам относится самое близкое окружение человека: семья как институт первичной социализации (мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя, другие родственники). К этой же категории можно отнести школьных учителей, друзей и соседей.


Ресоциализация — определение. Как проходит процесс…

Понятие, которое охватывается словом «социализация», включает в себя процесс соединения с…

Особенностью данных агентов является то, что они начинают воздействовать на человека с самого рождения, с первых минут его жизнедеятельности.

Роль семьи в социальной адаптации ребенка

Одной из главных функций семьи является социализация личности ребенка.

Социальная адаптация ребенка заключается в принятии им норм и правил на основе полученного при взаимодействии с обществом опыта.

Роль семьи в этом процессе очень велика, ведь семья как институт социализации является тем самым первым и наиболее значимым институтом, который влияет на становление личности человека.

Именно в семье ребенок приобретает первые знания об обществе, ролях, нормах и законах, узнает о традициях и обычаях, принятых членами данного общества.

В такой обстановке он учится взаимодействовать с другими людьми и подчиняться определенным правилам. Поэтому роль семьи как института социализации при адаптации ребенка в социуме переоценить невозможно.

Агенты вторичной социализации

К ним относятся все те, кто оказывает меньшее влияние на человека, однако непосредственно связан с ним в процессе жизнедеятельности. Это представители администрации учебного заведения, сотрудники полиции, армии, церкви и других общественных или профессиональных организаций.

Общество как институт социализации является сложной динамической системой, которая включает в себя множество подструктур, органично взаимодействующих между собой по определенным правилам в процессе жизнедеятельности.

Факторы успешной социализации

Это условия, при взаимодействии которых протекает процесс социализации. Принято различать 4 группы факторов социализации:

  • мегафакторы — это космос, мир, планета;
  • макрофакторы — государство, народ, общество;
  • мезофакторы, которые определяются условиями социализации большой группы людей, объединенных местом жительства, принадлежностью к одному этносу, социальной группе;
  • микрофакторы — семья, друзья, ученический или рабочий коллектив, соседи, другие социальные микрогруппы.

Все эти факторы социализации в той или иной степени влияют на человека, обеспечивая процесс социализации.

Стоит отметить, что существуют и другие классификации факторов социализации.

А.В. Мудрик распределяет факторы на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы.

В классификации Бронфенбреннера находим четыре группы факторов, которые влияют на успешность социализации личности:

  • Первый фактор – микросреда. Это все то, что окружает человека с самого рождения — семья, друзья, книги, игрушки.
  • Второй фактор – мезосистема. Вза­имоотношения между различными жизненными областями, объединения этих областей — объединение школы и семьи, семьи и улицы и т. д.
  • Третий фактор — экзосистема. К ней относятся органы государственной власти, административные учреждения и другие общественные организации.
  • Четвертый факто — макросистема. Это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие позиции и идеология, преобладающие в обществе.

Также выделяют личностные, средовые и воспитательные факторы социализации:

  • Личностные факторы — потенциал и особенности человека, которые регулируют его деятельность, поведение в обычных условиях жизнедеятельности, способность к приобретению нового социального опыта.
  • К средовым факторам относятся нетипичные ситуации и условия, в которых оказывается человек. Это может быть новая обстановка или давление со стороны коллектива.
  • Воспитательные факторы — это то воспитательное воздействие, которое оказывается на человека и регулирует процесс его социальной адаптации.

Успешность социальной адаптации личности определяется ее принятием общественных норм и порядков, а также способностью противостоять обществу и жизненным ситуациям, препятствующим саморазвитию, самореализации.

Условиями успешной социализации является согласованное воздействие на человека различных социальных институтов. Но тем не менее общество продолжает воздействовать на человека стихийно, что часто приводит к проблемам. В связи с этим в учебных заведениях активно внедряется и реализуется программа воспитания и социализации учащихся и молодежи.

Воспитание грамотного и социально активного поколения — залог процветания государства в целом. Именно поэтому данная проблема уже требует поиска путей решения на государственном уровне.

Центры социальной адаптации

Разнообразность факторов социализации и несогласованность воздействия социальных институтов на личность часто провоцируют возникновение проблем с социальной адаптацией. Это выражается в асоциальном поведении человека, ведении им асоциального образа жизни, возникновении алкогольной или наркотической зависимости и т. д.

Для преодоления этих проблем сегодня существуют центры социальной адаптации.

Они работают для того, чтобы помочь людям восполнить пробелы и исправить недостатки социализации. Центры социальной адаптации предоставляют временный ночлег людям, которые оказались без определенного места жительства и занятий. Также сотрудники центров проводят ряд мероприятий, способствующих адаптации тех людей, которые утратили социально полезные связи. Они реализуют программу воспитания и социализации личности посредством влияния комплекса факторов. В работе центров учитывается взаимодействие всех компонентов адаптации человека в обществе. Центры активно сотрудничают со всеми институтами и агентами первичной и вторичной социализации.

Первичная и вторичная социализация — презентация онлайн

1. Социализация. Первичная и вторичная социализация.

Воронежский филиал Российской академии народного
хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Социализация. Первичная
и вторичная социализация.
Студентка: Ревуцкая Марина Дмитриевна
БМО-11
Преподаватель: Воротникова Елена
Владимировна
г.Воронеж 2015
План презентации:
1) Определение понятия «социализация»
2) Типы социализации. Агенты социализации.
3) Понятие первичной социализации. Агенты и институты первичной социализации.
4) Понятие вторичной социализации. Агенты и институты вторичной социализации.
5) Другие теории социализации.
6) Асоциализация и десоциализация.
7) Важнейшие стадии социализации.
8) Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976)
9) Список литературы.
1. Определение понятия «социализация».
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного
толкования среди различных представителей психологической науки.
Существует множество интерпретаций данного понятия. Вот некоторые из этих определений.
Социализация-это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости
процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.
В качестве примера более научного определения можно привести следующее:
Социализация — это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального
опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в
условиях стихийного воздействия на личность различных разнонаправленных обстоятельств жизни,
так и в условиях образования и воспитания — целенаправленного, педагогически организованного,
планомерного процесса и результата развития человека.
Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов,
благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих
ему функционировать в качестве члена общества.
Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование
ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения. Социализация представляет собой
совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих,
ограничивающих становление личности человека.
2. Типы социализации. Агенты социализации.
Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны,
усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему
социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом
системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в
социальную среду.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным
нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на
процесс социализации и направляющие его.
В социологической науке принято выделять два основных уровня социализации: уровень
первичной и уровень вторичной социализации.
Первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
Вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
3. Первичная социализация .
Первичная социализация представляет собой
процесс ухода, воспитания и обучения детей
прежде всего в семье, осуществляемый теми
агентами социализации, которые находятся в
непосредственном и регулярном контакте с
ребенком в раннем -и позднем детстве. Прежде
всего это родители, ближайшие родственники,
ровесники, а также кормилицы и няни.
Целью первичной социализации выступает
формирование у ребенка мотивации на
привязанность к другим людям, которая
проявляется в доверии, послушании, желании
делать им приятное и доброе.
Важным составляющим первичной социализации
является поведение родителей, которое выступает
наглядным примером того, как надо вести себя в
различных ситуациях.
3. Первичная социализация
Способы социализации зависят от того, к какому полу относится агент первичной
социализации — к женскому или мужскому. Женщина чаще стремится приласкать ребенка,
оградить от холода, действует поощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина
испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, чаще отстраняется
от него, действует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская
опека и уход за ребенком развивают в нем эмоциональную зависимость от взрослых,
несамостоятельность. Отец поощряет силовые и военные игры, развивающие
самостоятельность и собственную активность ребенка.
Первичная социализация закладывает основы половой идентификации. Мальчики играют в
военные игры, а девочки — в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми,
девочек — мягкими, хозяйственными, заботливыми. Таков отработанный тысячелетиями
нормальный путь социализации.
Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие
родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится
ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д
4. Вторичная социализация.
Вторичная социализация охватывает больший период жизни
личности, нежели первичная стадия.
Итак, ресоциализация, или вторичная социализация, — это
процесс устранения сложившихся ранее моделей
поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом
процессе человек переживает резкий разрыв со своим
прошлым, а также чувствует необходимость изучать и
подвергаться воздействию ценностей, радикально
отличающихся от сложившихся до этого . При этом
изменения, происходящие в процессе вторичной
социализации, меньше, чем те, которые происходят в
процессе первичной. Ресоциализация происходит в
течение всей жизни человека.
Примеры агентов вторичной социализации представители администрации школы, университета,
предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств
массовой информации. Термин “вторичная” описывает
тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее
важное воздействие на человека.
Вторичные институты — это государство, его органы,
университеты, церковь, средства массовой информации и
т. д.
5. Существуют следующие процессы, происходящие в первичном и вторичном уровнях
социализации.
Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы.
Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями,
эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.
Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации
является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения
знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть
мальчиками, и девочки учатся быть девочками.
Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний,
необходимых для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс,
«новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах
поведения, жаргоне, знакомятся со своими новыми коллегами и узнают об особенностях их
работы.
Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений.
Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет
семейная жизнь
6. Асоциализация и десоциализация.
Асоциализация личности
Термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных,
антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения,
которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации
общества.
Наряду с понятием «асоциализация» личности широко используется термин «социальная
дезадаптация».
Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух, связанных с данной проблемой
терминах: «десоциализация» и «отставание в социализации». Первый означает, что на
определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая
деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное)
отрицательной микросреды – дворовой компании сверстников, преступной группы и т. п. В
результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей,
взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы
поведения.
.
6. Асоциализация и десоциализация
Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию понятию «асоциализация»,
однако отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте.
Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех
позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа
социализации. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со
временем привести к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой
отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов.
Асоциализация личности происходит в те же хронологические периоды (детство, отрочество,
юность), что и социализация, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом
возрасте.
7. Важнейшие стадии социализации:
Процесс социализации состоит из нескольких этапов:
Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит
некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации
является подражание.
Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо
благополучно, либо неблагополучно.
Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта,
воздействие на среду.
Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей
социального опыта новым поколениям.
Стадии процесса социализации личности по
Эриксону (1902-1976):
Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии
главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит,
ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка
формируется базовое доверие к миру. Дефицит
эмоционального общения с младенцем приводит к
резкому замедлению психологического развития
ребенка.
Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия
связана с формированием автономии и
независимости. Ребенок начинает ходить, обучается
контролировать себя. Общество и родители приучают
ребенка к аккуратности, опрятности.
Стадии процесса социализации личности по
Эриксону (1902-1976):
Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже
убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить,
расширяет область овладения миром, у ребенка формируется
чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в
игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу,
развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения
между людьми посредством игры, развивает свои психологические
возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители
сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это
отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует
закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11
лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в
рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о
будущей деятельности, передает технологический этнос культуры.
Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы,
уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства
своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере
интереса к учебе.
Стадии процесса социализации личности по Эриксону
(1902-1976):
Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма
эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание,
озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое
профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают
перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.
Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным
поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной
группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими
людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с
определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот
возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
Стадии процесса социализации личности по
Эриксону (1902-1976):
Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь,
ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что
ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу
о детях, удовлетворена своей жизнью.
Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной
формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает
всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек
«принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни,
проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы,
соотношение которых на разных этапах различно.
Список литературы:
1) «Социология (учебное пособие)» Е.Н.Каменская
2) «Психология личности. Социализация, поведение, общение.» А.А. Реан
3) Психология и психиатрия . http://psihomed.com/resotsializatsiya/
4) Социализация личности в обществе. http://www.grandars.ru/
5) «Социальная психология» Г.М.Андреева.
Спасибо за внимание!

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были.

Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Без его замечательного руководства и энтузиазма я бы не учился так хорошо, как в университете».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Пройдите курс по написанию эссе

Как показано в

The Economist

Readers Digest

Times Высшее образование

Журнал eLearn

Просмотр сайта


Академическое письмо Навыки

Поиск


Советы по учебе в колледже

Поиск


Тематические учебные пособия

Поиск


Поиск учебных пособий

Лучшие учебные пособия по академическому письму и обучению

Как написать введение, которое поразит вашего учителя

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

Добавить комментарий