Акцентуации характера шмишека: Опросник Шмишека. Акцентуации характера

Узнай свой тип личности. Тест Леонгарда-Шмишека по акцентуациям характера

Описание теста

Тест-опросник Карла Леонгарда и Ганса Шмишека. Методика Акцентуации характера и темперамента личности. Предназначен для диагностики типа акцентуации личности, опубликован Шмишеком в 1970 г и является модификацией «Методики изучения акцентуаций личности Леонгарда».

Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера и темперамента. Cогласно К. Леонгарду акцентуация -это «заострение» некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств.

Акцентуированные личности не являются патологическими, другими словами они нормальные. В них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

Акцентуации личности

Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы:

  • акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый)
  • акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).

Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Характерологический тест Шмишека подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического  консультирования.

Описание теста

Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Отвечайте, долго не раздумывая, вы можете выбрать один их двух ответов: «да» или «нет», других вариантов ответов нет.

В результате вы получите оценку по 10 шкалам-акцентуациям с подробным описание каждой из них.

Тестирование

1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?

Да

Нет

2. Восприимчивы ли вы к обидам?

Да

Нет

3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?

Да

Нет

4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?

Да

Нет

5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?

Да

Нет

6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?

Да

Нет

7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?

Да

Нет

8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?

Да

Нет

9. Серьезный ли вы человек?

Да

Нет

10. Можете ли вы сильно воодушевиться?

Да

Нет

11. Предприимчивы ли вы?

Да

Нет

12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?

Да

Нет

13. Мягкосердечный ли вы человек?

Да

Нет

14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?

Да

Нет

15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?

Да

Нет

16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?

Да

Нет

17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?

Да

Нет

18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?

Да

Нет

19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?

Да

Нет

20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?

Да

Нет

21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?

Да

Нет

22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?

Да

Нет

23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?

Да

Нет

24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?

Да

Нет

25. Смогли бы вы убить человека?

Да

Нет

26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?

Да

Нет

27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?

Да

Нет

28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?

Да

Нет

29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?

Да

Нет

30. Быстро ли вы можете разгневаться?

Да

Нет

31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?

Да

Нет

32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?

Да

Нет

33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?

Да

Нет

34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?

Да

Нет

35. Влияет ли на вас вид крови?

Да

Нет

36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?

Да

Нет

37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?

Да

Нет

38. Трудно ли вам входить в темный подвал?

Да

Нет

39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?

Да

Нет

40. Являетесь ли вы общительным человеком?

Да

Нет

41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?

Да

Нет

42. Убегали ли вы ребенком из дома?

Да

Нет

43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?

Да

Нет

44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?

Да

Нет

45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?

Да

Нет

46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?

Да

Нет

47. Любите ли вы животных?

Да

Нет

48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?

Да

Нет

49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?

Да

Нет

50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?

Да

Нет

51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?

Да

Нет

52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?

Да

Нет

53. Много ли вы общаетесь?

Да

Нет

54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?

Да

Нет

55. Нравится ли вам работа организаторского характера?

Да

Нет

56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?

Да

Нет

57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?

Да

Нет

58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?

Да

Нет

59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?

Да

Нет

60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?

Да

Нет

61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?

Да

Нет

62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?

Да

Нет

63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?

Да

Нет

64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?

Да

Нет

65. Часто ли вы смеетесь?

Да

Нет

66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?

Да

Нет

67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?

Да

Нет

68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?

Да

Нет

69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?

Да

Нет

70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?

Да

Нет

71. Пугливы ли вы?

Да

Нет

72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?

Да

Нет

73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?

Да

Нет

74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?

Да

Нет

75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?

Да

Нет

76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?

Да

Нет

77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?

Да

Нет

78. Переносите ли вы злость длительное время?

Да

Нет

79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?

Да

Нет

80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?

Да

Нет

81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?

Да

Нет

82. Часто ли вы видите страшные сны?

Да

Нет

83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?

Да

Нет

84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?

Да

Нет

85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?

Да

Нет

86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?

Да

Нет

87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?

Да

Нет

88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

Да

Нет

ВАЖНО! Если кнопка «Узнать результат» не срабатывает, вы не ответили на один или несколько вопросов.

Опросник Леонгардта — Шмишека, Ответы на вопросы

метки:Человек, Настроение, Поведение, Умножить, Охотно, Ценность, Активность, Иногда

Личностный опросник «Акцентуации характера» Леонгардта – Шмишека.

Инструкция.

«Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведе­ния. Если Вы отвечаете утвердительно («да»), поставьте в соответст­вующей клетке регистрационного бланка знак «+», если отрицатель («нет»), то знак «-».

Опросник

1. Ваше настроение бывает в основном ясным, неомраченным?

2. Чувствительны ли Вы к огорчениям, обидам?

3. Легко ли у Вас вызвать слезы?

4. Возникает ли у Вас по окончании какой-либо работы сомнение в качестве ее исполнения и стремление проверить, правильно ли все было сделано?

5. Были ли Вы в детстве таким же смелым, как Ваши сверстники?

6. Бывают ли у Вас колебания настроения: от очень веселого к очень тоскливому?

7. Находясь в обществе, Вы любите находиться в центре внимания?

8. Бывают ли дни, когда вы без всякого повода попадаете в недоволь­но-раздражительное настроение?

9. Серьезный ли Вы человек?

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Быстро ли Вы забываете о причиненной кому-либо обиде?

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Когда Вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, что оно упало, а не застряло в щели?

15. Стараетесь ли Вы на работе из честолюбия быть одним из лучших?

16. Боялись ли Вы в детстве грозы или собак?

17. Считают ли Вас люди несколько педантичным?

18. Зависит ли Ваше настроение от внешних причин?

19. Любят ли Вас все Ваши знакомые?

20. Склонны ли Вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству?

21. Ваше настроение несколько подавлено?

22. Случалось ли Вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?

23. Трудно ли Вам длительное время находиться на одном месте?

24. Отстаиваете ли Вы энергично свои интересы, когда по отношению к Вам проявили несправедливость?

25. Можете ли Вы резать птицу?

26.  Раздражает ли Вас, если занавеска или скатерть на столе висят не­ровно, стремитесь ли Вы тотчас исправить это?

4 стр., 1595 слов

Опросник Басса-Дарки

… открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур и является опросник Басса-Дарки. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как … Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь 49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева 50. Я часто … мне несколько более дружественно, чем я ожидал 15. Я часто бываю несогласен с людьми 16. Иногда мне на ум приходят …

27. Боялись ли Вы в детстве оставаться дома одни?

28. Бывают ли у Вас беспричинные колебания настроения?

29. Являетесь ли Вы по своим личным качествам или учебе одним из лучших?

30. Легко ли Вы впадаете в гнев?

31. Способны ли Вы быть шаловливо-веселым?

32. Бывают ли у Вас состояния, когда Вы преисполнены счастьем?

33.  Можете ли Вы напрямую высказать кому-либо свое мнение о нем?

34. Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компании?

35. Пугает ли Вас вид крови?

36. Охотно ли Вы беретесь за дело, требующее от Вас большой личной ответственности?

37. Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?

38. Беспокоитесь ли Вы, когда Вам нужно спуститься в темный под­вал, войти в пустую, неосвещенную комнату?

39. Предпочитаете ли Вы работу, требующую неторопливости и усид­чивости, работе быстрой и с несложными результатами.

40. Общительный ли Вы человек?

41. Охотно ли Вы в школе декламировали стихи?

42. Кажется ли Вам жизнь тяжелой?

43. Убегали ли Вы в детстве из дома?

44. Случалось ли Вам так расстраиваться из-за какого-нибудь кон­фликта, ссоры, что после этого Вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу, учебу?

45. Можете ли Вы сказать, что даже при неудаче Вы не теряете чувст­ва юмора?

46. Стараетесь ли Вы помириться с тем, кого обидели?

47. Предпримите ли Вы первым шаги к примирению?

48. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, заперты ли двери?

49. Беспокоили ли Вас мысли, что с Вами или Вашими родными что-нибудь может случиться?

50. Ваше настроение меняется в зависимости от погоды?

51. Вам трудно выступать на сцене или с кафедры перед большой ау­диторией?

52. Можете ли Вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать волю рукам?

53. Нравится ли Вам бывать в обществе?

54. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

55. Нравится ли Вам организаторская работа?

56. Упорствуете ли Вы в достижении цели, если на пути встречается много препятствий?

57.  Может ли трагический фильм так взволновать Вас, что на глазах выступят слезы?

58. Вам часто бывает трудно уснуть, когда Вы задумываетесь о про­блемах дня или мечтаете о будущем?

59. Подсказывали ли Вы или давали списывать в школьные годы?

60. Приходится ли Вам преодолевать страх, чтобы одному ночью пройти через кладбище?

61. Следите ли Вы за тем, чтобы каждая вещь у Вас дома лежала на своем месте?

62. Случается ли с Вами, что ложась спать в отменном настроении, следующим утром Вы встаете в плохом расположении духа, кото­рое длится несколько часов?

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в … весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить . .. неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так …

63. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новым условиям?

64. Страдаете ли Вы головными болями?

65. Часто ли Вы смеетесь?

66. Сможете ли Вы обратиться к человеку, которого недолюбливаете столь дружески, что он и не заподозрит о Вашем настоящем отно­шении к нему?

67. Считаете ли Вы себя энергичным, предприимчивым человеком?

68. Очень ли Вы переживаете от несправедливости?

69. Любите ли Вы по-настоящему природу?

70. Случалось ли Вам, уйдя из дома, возвращаться, чтобы проверить, не произошло ли что-нибудь?

71. Боязливы ли Вы?

72. Часто ли меняется Ваше настроение?

73. Участвовали ли Вы или участвуете сейчас в любительских спек­таклях?

74.  Испытываете ли Вы иногда влечение к чему-нибудь заманчивому, неведомому?

75. Относитесь ли вы к будущему пессимистически?

76. Бывают ли у Вас резкие переходы настроения от большой радости к глубокой тоске?

77. Удается ли Вам при общении с людьми создавать определенное настроение?

78. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?

79. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей?

80. Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за кляксы страницу в тетрадке?

81. Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее насторожен­но, недоверчиво, чем доверительно?

82. Часто ли у Вас бывают страшные сновидения?

83. Приходят ли Вам иногда в голову такие мысли, что Вы можете броситься под колеса мчащегося поезда, или если Вы стоите у от­крытого окна или балкона, то можете из него выпрыгнуть?

84. Становитесь ли Вы веселее в окружении веселых людей?

85. Удается ли Вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы не думать о них постоянно?

86. Совершаете ли Вы внезапные, импульсивные поступки?

87. В беседе Вы скорее немногословны, чем говорливы?

88. Смогли бы Вы, играя в спектакле, так вжиться в роль, чтобы при этом забыть, что Вы другой человек?

Обработка результатов

Совпавшими с ключом считаются ответы «да» — номер вопроса дан без скобок, а также ответы «нет» — номер вопроса дан в скобках со зна­ком «-», например: (-31).

Число совпавших ответов, каждый из кото­рых определяется одним баллом, необходимо умножить на соответст­вующий индекс.

Ключ.

1. Гипертимность: 1,11,23,33,45,55,67,77 умножить на 3.

2. Застревание: 2,(-12),15,24,34,37,(-46),56,(-59),68,78,81 умножить на 2.

3. Эмотивность: 3,13,(-25),35,47,57,69,79 умножить на 3.

4. Педантичность: 4,14,17,26,(-36),39,48,58,61,70,80,83 умножить на 2.

22 стр., 10820 слов

Влияние акцентуаций характера на поведение старшеклассников

… со стрессом. Одним из ресурсов можно считать характер человека, и в частности, некоторые акцентуации характера. Несмотря на то, что у старшеклассников … значение для дифференцированной работы школьных психологов с юношами и девушками, с учетом особенностей использования механизмов психологической защиты, стратегий преодоления и личностных особенностей каждого индивидуума. акцентуация характер …

5. Тревожность: (-5), 16,27.38,49,60,71,82 умножить на 3.

6. Циклотимность: 6,18,28,40,50,62,72,84 умножить на 3.

7. Демонстратизм: 7,19,22,29,41,44,(-51),63,66,73,85,88 умножить на 2.

8. Возбудимость: 8,20,30,42,52,64,74,86 умножить на 3.

9. Дистимность: 9,21,(-31),43,(-53),(-65),75,87 умножить на 3.

10. Экзальтированность: 10,32,54,76 умножить на 6.

Подсчитав значение каждого показателя, можно выстроить индиви­дуальный профиль, наглядно отражающий акцентуации характера данного человека.

Максимальное значение по каждому виду акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается значение, превосходящее 12 баллов. Можно подсчитать и средний показатель акцентуации конкретного лица, в таком случае признаком акцентуации можно считать значения, превышающие среднее число.

Интерпретация.

Гипертимный тип. Для лиц гипертимного типа харак­терно приподнятое настроение вне зависимости от обстоятельств. Они всегда активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Энтузиазм и предприимчивость свойственны им не по причине повышенного чес­толюбия, а в силу большого любопытства, жажды деятельности, безрас­судно смелой тяги к риску и острым ощущениям. Межличностные от­ношения неустойчивы, легко переходят от горячей привязанности к полному равнодушию и новым увлечениям. Они неразборчивы в вы­боре знакомств. Стремятся к лидерству. Обычно они двигательно ода­рены, у них широкие вариабельные жесты, богатая мимика, хорошая координация движений. Нередко они бывают одарены и интеллектуально, обладают хорошей памятью, разносторонними способностями, быстрой сообразительностью, но недостаточно настойчивы и упорны, Часто бывают инициаторами нарушений режима и дисциплины. Само­оценка обычно неплохая, но нередко стараются показать себя более конформными, чем есть на самом деле.

Социально-положительными особенностями людей с гипертимным типом являются жизнерадостность, оптимизм, активность, повышен­ная жажда деятельности, а отрицательными — нестойкость, изменчи­вость интересов, слабость самоконтроля и другие трудности управле­ния поведением.

Застревающий тип.

Самой характерной чертой лиц с застревающим типом характера яв­ляется склонность к. формированию так называемых сверхценных идей, которые овладевают их сознанием и оказывают влияние на все поведение. Второй характерной чертой является склонность к аффек­там (правдолюбие, ревность) и инертность в их поведении ( в мышле­нии, в моторике).

Для них характерна повышенная самооценка, само­надеянность, заносчивость, честолюбие. Отличаясь большим эгоиз­мом, самоуверенностью, они имеют интерес к окружающей действи­тельности лишь постольку, поскольку она касается их личности; все, что не затрагивает их «Я», представляется им малоинтересным, не за­служивающим внимания. Малейшим неудачам они придают чрезвы­чайно большое значение, видят причину своих неудач в ком-то другом и поэтому они считают своим долгом мстить, не прощать обиды, не боятся единоборства с более сильным и именитым противником. Крайний субъективизм и эгоцентризм делает их недоступнымичувствам симпатии и сочувствия. Любое возражение, несогласие или просто равнодушие воспринимают как личную обиду и оскорбление. Удачи переоценивают.

5 стр., 2360 слов

Теория акцентуации характера личности

… и направить в нужное русло. В человеке нет ничего лишнего. В связи с этим мы рассмотрим существующие типы акцентуаций личности по К.Леонгарду и познакомимся с их … домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. 7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. …

Общественная ценность лиц с застревающим типом характера опре­деляется их социальными установками и намерениями. Если их цели совпадают с общественными, они могут оказаться очень ценными и полезными работниками, т.к. будут работать со свойственной им энер­гией, предприимчивостью, инициативой и упорством. В противномслучае они вступают в конфликт с обществом и людьми, который с большим трудом поддается смягчению и урегулированию.

Эмотивный тип

Эмотивность характеризуется чувствительностью и глубокими ре­акциями в области тонких эмоций, т. е. те, которые связаны с гуманно­стью и отзывчивостью. Обычно людей этого темперамента называют мягкосердечными. Они более жалостливы, чем другие. Больше подда­ются растроганности, испытывают особую радость от общения с при­родой, с произведениями искусства. Иногда их характеризуют как лю­дей задушевных. Из-за особой чувствительности таких людей душев­ные потрясения оказывают на них болезненно глубокие воздействия и могут вызывать реактивную депрессию. Тяжесть такой депрессии у них, как правило, соответствует тяжести события, переживания, ее вы­зывавших. Они легко поддаются и радости, причем радость также за­хватывает их глубже, чем других людей.

Педантичный тип.

Педантичный тип акцентуации характера в некотором смысле явля­ется противоположным демонстративному типу. Лица этого типа от­личаются повышенной ригидностью, инертностью психических про­цессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний. Они нерешительны, скрупулезны, робки, боязливы, любят порядок, «тяжелы на подъем», мнительны. Склонны к сомнениям. Для них очень трудно принять какое-то окончательное решение, поэтому они тщательно обдумывают свое поведение, взвешивают каждый шаг, многократно перепроверяют и переделывают уже законченную работу.

Тревожный тип.

Характеризуется двумя основными чертами — большой впечатли­тельностью и чувством собственной неполноценности. Как правило, такие люди нерешительны, склонны к сомнениям. Чрезвычайно чувст­вительны и ранимы, в себе видят множество недостатков. Для них чрезвычайно трудно принять какое-либо решение. Но, если обстоя­тельства заставляют сделать это, возникает новое беспокойство — не­терпеливое старание воплотить принятое решение в жизнь. Замкну­тость обычно внешняя. Робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже формальные контакты. Непосильной оказывается ситуация, где они становятся объектом недоброжелательного отношения окружающих, когда на их репутацию падает тень или они подвергаются несправедли­вым обвинениям. Всякие перемены и нарушения привычного стерео­типа жизни они переносят с трудом. Как защита от постоянных тревог и мучительных сомнений у них формируется педантизм, чрезмерная пунктуальность и мелочная аккуратность: всякую работу выполняют с особой тщательностью, строго по плану, многократно перепроверяя. Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Физическое развитие оставляет желать лучшего. Их «отрицательные» черты ме­шают только обладателю, а положительные часто выступают как «производственная необходимость», особенно в тех видах деятельно­сти, где ошибки нежелательны и опасны, гарантируя безошибочность и безопасность профессиональной деятельности.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

… повседневной жизни – обстоятельства требуют от человека вести себя определенным образом, независимо от его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека …

Циклотимный тип.

Отличается склонностью к резкой смене настроения в зависимости от внешних обстоятельств или по внутренним причинам. В благопри­ятных условиях поведение этих лиц соответствует гипертимному, а в неблагоприятных, когда обстоятельства расходятся с ожиданиями – гипотимному типу. Длительность периодов «застревания» на том или ином типе социального поведения может колебаться от нескольких дней до нескольких лет. С возрастом смены колебания происходят все реже и человек приобретает черты какого-либо одного типа, чаще гипотимного. Социальная ценность лиц циклоидного типа определяет­ся частотой пребывания в каждом из двух типов. Однако в каждый конкретный момент времени положительные и негативные возможно­сти такого человека зависят от того, в какой фазе он находится: гипотимной или гипертимной. В субдепрессивной фазе у них падает рабо­тоспособность, утрачивается ко всему интерес, неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются. В этой фазе плохо переносится кру­тая ломка стереотипа жизни.

Демонстративный тип.

Сущность демонстративного типа акцентуации заключается в по­вышенной способности к вытеснению. Главной особенностью лиц с демонстративным типом характера является стремление казаться значительнее, обратить на себя внимание во что бы то ни стало ( так называемая жажда признания).

Для них характерны живость, подвиж­ность, игра своей роли, фантазии, лживость, притворство, авантюризм, артистизм. Им необходимо, чтобы о них говорили, на них смотрели, ими восхищались. Демонстративной личности не хватает глубины и силы воли, чтобы стремиться к высоким достижениям ради дела, а не ради привлечения чьего-то внимания. Игра различных ролей составляет основной смысл их жизни.

Возбудимый тип.

Ядром возбудимого типа является повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, недостаточная управляемость в этой сфере. Решающим для образа жизни и поведения таких людей является не благоразумие, не рациональное планирование поступков, а влечения, инстинкты и импульсивные побуждения. Они часто вступают в конфликт, затевают ссоры по самому ничтожномуповоду, но особенно сильные приступы гнева возникают при ущемлении личных интересов. По малейшему поводу они дают агрессивные реакции, протекающие по типу короткого замыкания, без фазы обду­мывания и борьбы мотивов. Желание является для них практически единственным стимулом поведения, а сила — основным способом удовлетворения желания. Стремясь к лидерству и доминированию, они ищут себе таких партнеров, которые безоговорочно им подчиняются. Авторитет утверждают грубостью и даже жестокостью.

Дистимный тип.

Является вариантом интервертированного темперамента. Таким людям свойственны постоянно сниженные настроение и активность, ус­талость, заторможенность. За внешнней отчужденностью и мрачностью скрывается чуткость. Душевная отзывчивость, постоянная готовность к самопожертвованию. В тесном кругу близких друзей теряют скованность и отгороженность, они оживают, становятся веселыми и разговорчивыми, даже шутниками и юмористами. В делах характери­зуются серьезностью, старательностью, добросовестностью в сочета­нии с конформностью и нерешительностью, неспособностью принять ответственные решения без колебаний и сомнений. Отличаются по­вышенной чувствительностью к эмоциональным нагрузкам, плохо пе­реносят длительное психическое напряжение, быстро утомляясь, те­ряют произвольность управления психическими процессами. Остро переживая собственную слабость и бессилие, они при неудачах легко впадают в отчаяние. Медленно адаптируясь в новым условиям. Они тяготеют к постоянному, регламентированному образу жизни. В при­вычной деятельности могут достичь значительных успехов благодаря добросовестности, обязательности и ответственности. Социально при­влекательными особенностями этого типа являются черты — надеж­ность, добросовестность, устойчивость к соблазнам, а социально неже­лательными — пессимизм, недостаточная активность, отсутствие уве­ренности в своих силах.

2 стр., 625 слов

Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению …

… теста Томаса, полученные после проведения результаты отражают возможности индивида проявлять определенные формы поведения в конфликтных ситуациях. Социально-демографические характеристики Респондент 1 Имя Татьяна Пол женский … случае конфликта Полина найдёт компромисс и попытается его не допустить. томас личность конфликт диагностика Вывод: В целом наше предположение оказалось верным, при конфликтах …

Экзальтированный тип.

Аффективно-экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные: они одинаково легко приходят в восторг от ра­достных событий и в отчаяние от печальных. Экзальтация в незначи­тельной степени связана с грубыми эгоистическими стимулами. Гораз­до чаще она мотивируется с тонкими альтруистическими побуждения­ми. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, пере­живания религиозного порядка, поиски мировоззрения — все это спо­собно захватить экзальтированного человека до глубины души.

Другая черта – крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов: ка­кую-нибудь рядовую неприятность друга они ощущают болезненнее, чем сам пострадавший, физическая основа такой черты личности с эк­зальтированным характером – страх, вероятно обуславливается повы­шенной возбудимостью вегетативной нервной системы.

При составлении окончательного диагностического заключения сле­дует помнить о некоторых допущениях при интерпретации данных опроса, на которые указывал К.Леонгард: «Даже если мы оконча­тельно убедились в наличии данной черты, она должна быть подтверждена не общими фразами обследуемого, не утвердительными «да», а фактами из жизни, поступками. Всякий охотно ответить утвердительно на поставленный вопрос (за исключением тех случаев, когда возможно установочное поведение), если положение соответствует истине, но такой ответ приобретает ценность только при подтверждении его объ­ективными фактами…Заявления обследуемого могут служить лишь ориентиром, критерий же определения личности — это особенности поведения человека в конкретных ситуациях.

Добавить комментарий