Акцентуация характера личко: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Сенситивный тип акцентуации характера по А.Е. Личко

Сенситивный тип акцентуации развивается у людей, обладающих такими чертами характера, как чувствительность, эмпатия, некоторая экзальтированность, чрезмерно высокие требования к себе и этическим и социальным нормам. Из-за определенных жизненных событий они становятся подозрительными, осторожными, замкнутыми. За всем этим стоит резко выраженное чувство «собственной недостаточности» [Ганнушкин, 1933] (А.Е. Личко, стр. 91, 2010).

Несмотря на то, что сенситивная акцентуация формируется в пубертатном возрасте, во время самостоятельного вступления в социальную жизнь, в детстве у таких детей можно обнаружить тревожность и боязливость. Вместе с обычными детскими страхами (темноты, животных и тд) можно увидеть у них страх одиночества (страх остаться наедине с самим собой, выражающийся в виде страха оставаться одному). Сенситивные дети сторонятся активных сверстников, не принимают участия в подвижных и озорных играх, рискованных шалостях, стараются избегать больших компаний и скоплений людей, теряются при общении с незнакомыми людьми. Но они весьма общительны и открыты к тем, с кем хорошо знакомы. Таких детей часто можно увидеть играющими с младшими по возрасту, т.к. в их обществе сенситивы чувствуют себя гораздо увереннее и стабильнее. Предпочитают тихие игры, лепку, рисование. Иногда они сильно привязываются к своим родным, даже если родные демонстрируют холодное или суровое поведение по отношению к ним. Отличаются послушанием, за что их называют «домашними детьми».

Школа, как социум со своими порядками, активностью на переменах, подвижными и шумными одноклассниками, пугает таких детей. При этом, они быстро привыкают к коллективу настолько, что страдают от перехода в другую школу, даже если в старом коллективе были те, кто их задирал или обижал. Обычно школьная успеваемость у них хорошая, хотя ситуация проверки и оценки их знаний приравнивается ими к оценке их личности. Ситуации ответов перед классом их пугает, т.к. боятся насмешек над ними или своих ошибок, в некоторых случаях, дабы не прослыть «зубрилой» или «выскочкой», могут ответить хуже, чем могли бы.

Начало подросткового возраста проходит без осложнений. Обычно трудности начинаются в момент выпуска из школы и перехода в новое учебное заведение или на место работы, связанные с тем, что появляется вынужденная необходимость устанавливать новые социальные связи.

Реакция эмансипации у сенситивных подростков обычно выражена слабо. Охотно подчиняются ситуации опеки над ними более старшими и опытными. Недовольство, неодобрение, указание на ошибки или слабые стороны их личности воспринимают чрезмерно эмоционально, вплоть до слез и отчаяния. Предпочитают не спорить со старшими и не противиться их решениям и указаниям. Вместе с этим, довольно рано у них начинает формироваться чувство долга, ответственность, высокие моральные и этические требования к себе, и к окружающим. Сверстники часто кажутся им чрезмерно жестокими, грубыми и злыми. Себя же склонны винить в большом количестве недостатков.

Чувство собственной неполноценности выражается у таких подростков весьма интересно – они идут по пути гиперкоменсации, но не в той области, где действительно могли бы добиться успеха, а в той, где они чувствуют себя особо неуверенными, глупыми и неопытными. Девушки пытаются показать себя общительными и веселыми, молодые люди – развязными, заносчивыми и смелыми. Но в ситуациях, когда эти качества действительно необходимо проявить – они отступают. Настоящими таких подростков видят только те, кто смог установить с ними теплый и доверительный контакт.

По причине этой же гиперкоменсации, они часто оказываются формальными лидерами (президент класса, староста группы) по инициативе учителей, за счет свой воспитанности и старательности. При этом, они выполняют формальную работу, в то время, как истинным лидером является другой человек.

В референтные группы подростки с сенситивной акцентуацией вступают по принципу теплоты и доверительности контактов. Вместо большой и шумной компании, которая их пугает, они предпочитают нескольких близких друзей.

Увлечения таких подростков могут быть подходящими их внутреннему миру (музыка, искусство, шахматы, разведение цветов), но также могут сильно контрастировать с ним (борьба, гимнастика, экстремальные виды спорта).

Формирование собственной сексуальности сопряжено с чувством собственной неполноценности. Если у подростка появляется объект воздыхания, то все комплексы приобретают новую силу. Часто подросток так и не сознаются в своих чувствах. Однако возможна и обратная ситуация – гиперкомпенсация наделяет такой решительностью, что она просто пугает объект влюбленности, что также обостряет чувство неполноценности, что, в свою очередь, приводит к появлению суицидальных мыслей.

Суицидальные мысли могут выражаться в двух вариантах. Первый – собственно сами мысли о суициде, не находящие попыток по их реализации и так и остающиеся мыслями. Второй вариант – истинными суицидальными попытками, лишенными всякой демонстративности, совершенными под влиянием цепи неприятных событий, каждое из которых задевало самолюбие подростка.

Часто сенситивные подростки не употребляют ни алкоголь, ни наркотические вещества, зачастую даже к курению относятся с отвращением. Если же употребляют алкогольные напитки, то они не вызывают состояние эйфории, а наоборот, ввергают их в депрессивные состояния с новым витком переживаний чувства собственной неполноценности.

Самооценка таких подростков чаще всего объективна и корректна.

Точкой наименьшего сопротивления для них является отношение и оценка окружающих. Ситуация, в которой они подвергаются насмешкам, подозрениям или обвинениям, является для них мучительной и непереносимой.

 

При подготовке данной статьи были использованы материалы Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — СПб.: Речь, 2010. — 256 с.

Акцентуации характера (теория Личко) — Психолог и Я — практическая психология

По уровню проявления черт характера характеры делятся на средние (нормальные), выраженные (акцентуированные) и выходящие за рамки нормы (психопатии).

/Онлайн-тест на определение акцентуаций характера/

Центральными, или стержневыми, отношениями личности являются отношение личности к окружающим (коллективу) и отношение личности к труду. Существование центральных, стержневых отношений и обусловленных ими свойств в структуре характера имеет важное практическое значение в воспитании человека.

Невозможно преодолеть отдельные недостатки характера (например, грубость и лживость) и воспитать отдельные положительные свойства (например, вежливость и правдивость), игнорируя центральные, стержневые отношения личности, а именно, отношение к людям. Иными словами, нельзя формировать только определенное свойство, воспитывать можно только целую систему взаимосвязанных свойств, обращая при этом основное внимание на формирование центральных, стержневых отношений личности, а именно отношений к окружающим и труду.

Целостность характера, однако, неабсолютна. Это связано с тем. что центральные, стержневые отношения не всегда целиком и полностью определяют остальные. Кроме того, степень целостности характера индивидуально-своеобразна. Встречаются люди с более целостным и менее целостным или противоречивым характером. Вместе с тем необходимо отметить, что, когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у границы норм, возникает гак называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно. Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами).

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта.

 В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы может сформировать все общественно пенные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимою типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться и проявляться она будет по-разному в зависимости от типа.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии.

Все типологии человеческих характеров исходили и исходят из ряда общих идей.

Основные из них следующие:

  • характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый;
  • те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Одна из любопытных классификаций характера принадлежит известному отечественному ученому А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера (рис. 6), при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот фактор автор классификации так: «…при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении».

 При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникнет заболевание).

В сегодняшней психологии различают от 10 до 14 типов (типологий) характера.

Они могут определяться как гармоничные и дисгармоничные.

Гармоничные типы характера характеризуются достаточным развитием основных черт характера без выделения, обособления, без преувеличения в развитии каких-то одних черт.

Дисгармоничные проявляются с выявления разных черт характера и получили название акцентированные или акцентуированные.

У 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, что происходит «перекос» характера — в результате ухудшается взаимодействие с людьми, появляются затруднения и конфликты.

Выраженность акцентуации может быть рахтичной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет л и болезни — психопатии. Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате чего резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. Но, в отличие от психопатии, акцентуации характера проявляются непостоянно, с годами могут совершенно сгладиться, приблизится к норме. Акцентуации характера чаще всего встречаются у подростков и юношей (50-80%), поскольку именно эти периоды жизни наиболее критические для формирования характера, проявления неповторимости, индивидуальности. Затем акцентуации могут сглаживаться или, напротив, усиливаться, перерастая в неврозы или психопатию.

Рис. 6. Схема акцентуации характера 

Можно рассмотреть двенадцать дисгармоничных (акцентуированных) типов характера (согласно типологии К. Леонгарда) и описать их положительные и отрицательные качества, которые могут отражаться на профессиональной деятельности человека — нам это необходимо для подтверждения основ дифференциации личности в аспекте характерологических свойств человека.

Гипертимический тип

Отличается почти всегда хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Стремится к лидерству, авантюрам. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Черты, привлекательные для собеседников: энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм.

Для окружающих людей в нем неприемлемо: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к возложенным на него обязанностям, раздражительность в кругу близких людей.

Конфликт возможен при монотонной работе, одиночестве, в условиях жесткой дисциплины, постоянных нравоучений. Это приводит к тому, что у этого человека возникает гнев. Такой человек хорошо себя проявляет в работе, связанной с постоянным общением. Это организаторская деятельность, служба быта, спорт, театр. Для него характерно часто менять профессии и работы.

Дистимический тип

Противоположность первому типу: серьезный. пессимист. Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность. Эти люди тяготятся шумными обществами, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Они очень ценят тех людей, которые дружат с ними и склонны им подчиняться.

Окружающим нравится их серьезность, высокая нравственность, добросовестность и справедливость. Но такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива», отталкивают окружающих от знакомства и дружбы с ними.

Конфликты наблюдаются в ситуациях, которые требуют бурной деятельности. На этих людей смена привычного образа жизни оказывает отрицательное воздействие. Они хорошо справляются с работой, в которой не требуется широкий круг общения. При неблагоприятных условиях проявляют склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает чаще всего у лиц меланхолического темперамента.

Циклоидный тип

Акцентуация характера проявляется в циклически меняющихся периодах подъема и спада настроения. В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада — с дистимической. В период спада обостренно воспринимают неприятности. Эти частые смены душевного состояния утомляют человека, делают его поведения непредсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов.

Возбудимый тип

У этого типа людей повышенная раздражительность, склонность к агрессии, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услужливость, склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе. Они активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют любовь к детям.

Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки ярости и гнева с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечением. На этих людей хорошо воздействует физический труд, атлетические виды спорта. Им необходимо развивать выдержку, самоконтроль. Из-за неуживчивости они часто меняют место работы.

Застревающий тип

Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и «сводят счеты» со своими обидчиками. У них наблюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликте чаще всего бывают активной стороной и четко определяют дня себя круг друзей и врагов. Проявляют властолюбие.

Собеседникам нравится их стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие, устойчивые взгляды. Но в то же время у этих людей есть черты, которые отталкивают окружающих: обидчивость, подозрительность, мстительность, самонадеянность, ревнивость, честолюбие.

Конфликт возможен при задетом самолюбии, несправедливой обиде, препятствии к достижению честолюбивых целей.

Педантичный тип

У этих людей ярко выражена «занудливость» в виде переживания подробностей, на службе они способны замучить формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.

Для окружающих они привлекательны добросовестностью, аккуратностью. серьезностью, надежностью в делах и чувствах. Но такие люди имеют ряд отталкивающих черт характера: формализм, «крючкотворство», «занудливость», стремление переложить принятие решений на других.

Конфликты возможны в ситуации личной ответственности за важное дело, при недооценке их заслуг. Они склонны к навязчивости, психастении.

Для этих людей предпочтительны профессии, не связанные с большой ответственностью, «бумажная работа». Они не склонны к перемене места работы.

Тревожный тип

Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным настроением, робостью, боязливостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты вступают редко и играют пассивную роль.

Конфликты возможны при ситуации страха, угрозы, насмешек, несправедливых обвинений.

Окружающим нравится их дружелюбие, самокритичность и исполнительность. Но боязливость, мнительность служат подчас мишенью для шуток.

Таким людям нельзя быть руководителями, принимать ответственные решения, так как им свойственно бесконечное переживание, взвешивание.

Эмотивный тип

Человек этого типа характера чрезмерно чувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприятности. Он чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще всего печальное настроение. Он предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова.

В конфликты вступает редко и играет в них пассивную роль. Обиды не выплескивает наружу, а предпочитает держать их в себе. Окружающим нравится его сострадание, жалость, выражение радости по поводу чужих удач. Он очень исполнителен и имеет высокое чувство долга.

Такой человек обычно бывает хорошим семьянином. Но крайняя чувствительность, слезливость отталкивают от него окружающих.

Конфликты с близким человеком, смерть или болезни он воспринимает трагически. Ему противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей. Наиболее значительных результатов он достигает в сфере искусства, медицины, воспитания детей, уходе за животными и растениями.

Демонстративный тип

Этот человек стремится быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Он легко забывает о своих неблаговидных поступках. У него выражена высокая приспособляемость к людям.

Этот человек привлекателен для окружающих обходительностью, упорством, целенаправленностью, актерским дарованием, способностью увлечь других, а также своей неординарностью. Он имеет черты, которые отталкивают от него людей, черты эти способствуют конфликту: эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, склонность к интригам, отлынивание от работы. Конфликте таким человеком происходит при ущемлении его интересов, недооценки заслуг, низвержения с «пьедестала». Эти ситуации вызывают у него истерические реакции.

Экзальтированный типа

Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости.

Такие черты, как альтруизм, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств и привязанность к друзьям, нравятся собеседникам. Но чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию являются не лучшими их чертами. Неудачи и горестные события воспринимаются трагически, такие люди имеют склонность к невротической депрессии.

Их среда существования — это сфера искусств, художественные виды спорта, профессии, связанные с близостью к природе.

Интровертированный тип

Люди этого типа акцентуации характеризуются малой общительностью, замкнутостью. Они находятся в стороне ото всех и вступают в общение с другими людьми только но необходимости, чаще всего погружены в себя и свои мысли. Им свойственна повышенная ранимость, но они ничего не рассказывают про себя и не делятся своими переживаниями. Даже к своим близким они относятся холодно и сдержанно. Их поведение и логику часто не понимают окружающие.

Эти люди любят одиночество и предпочитают находиться в уединении, а не в шумной компании. В конфликты вступают редко, только при попытке вторгнуться в их внутренний мир.

Они разборчивы в выборе супруга и заняты поисками своего идеала.

У них сильно выражена эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким.

Окружающим людям они нравятся за сдержанность, степенность, обдуманностью поступков, наличие твердых убеждений и принципиальность. Но упорное отстаивание своих нереальных интересов, взглядов и наличие своей точки зрения, резко отличающейся от мнения большинства, отталкивают от них людей.

Таким людям предпочтительна работа, не требующая большого круга общения. Они склонны к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, фантастике, музыке.

Конформный тип

Люди этого типа обладают высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости. Обычно они не имеют своею мнения и не стремятся выделиться из толпы.

Эти люди не организованы и стремятся подчиниться другим. В общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим. Окружающим в этих людях нравится их готовность выслушать другого, исполнительность. Но в то же время это люди «без царя в голове», подвержены чужому влиянию. Они не обдумывают свои поступки и имеют большую страсть к развлечениям. Конфликты возможны в ситуации вынужденною одиночества, бесконтрольности.

Эти люди обладают легкой приспособляемостью к новой работе и отлично справляются со своими должностными обязанностями, когда четко определены задачи и правила поведения.


По материалам сайта: http://www. grandars.ru/college/psihologiya/akcentuacii-haraktera.html

ПОЗНАЁМ СЕБЯ

2023 Диагностический код МКБ-10-CM Z73.1: модель поведения типа А

  1. Коды МКБ-10-СМ
  2. Z00-Z99
  3. Z69-Z76
  4. Z73-
  5. 2023 Код диагноза по МКБ-10-CM Z73.1

Модель поведения типа А

    2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 Платежный/специальный код POA Exempt
  • Z73.1 — это оплачиваемый/специальный код МКБ-10-CM, который можно использовать для обозначения диагноза в целях возмещения расходов.
  • Редакция МКБ-10-CM Z73.1 2023 г. вступила в силу 1 октября 2022 г.
  • Это американская версия Z73.1 ICD-10-CM — другие международные версии ICD-10 Z73.1 могут отличаться.
Следующие коды выше Z73.1 содержат обратные ссылки на аннотации

Обратные ссылки на аннотации

В этом контексте обратные ссылки на аннотации относятся к кодам, которые содержат:

  • Применимо к аннотациям, или
  • Код также аннотации, или
  • Code First аннотации, или
  • 9 0003 Исключает 1 аннотацию или
  • Исключает2 аннотации, или
  • Включает аннотации, или
  • Примечания, или
  • Используйте дополнительные аннотации
, которые могут быть применимы к Z73. 1:

  • Z00-Z99

    2023 МКБ-10-СМ Диапазон Z00-Z99

    Факторы, влияющие на состояние здоровья и обращения в службы здравоохранения Примечание

    • Z-коды обозначают причины обращений. Соответствующий код процедуры должен сопровождать Z-код, если процедура выполняется. Категории Z00-Z99 предназначены для случаев, когда обстоятельства, отличные от болезни, травмы или внешней причины, классифицируемые по категориям A00-Y89, регистрируются как «диагнозы» или «проблемы». Это может произойти двумя основными способами:
    • (a) Когда лицо, которое может быть больным или не быть больным, обращается в службы здравоохранения с какой-либо конкретной целью, например, для получения ограниченного ухода или обслуживания в связи с текущим заболеванием, для донорства органа или ткани, для получения профилактической вакцинации (иммунизация ), или для обсуждения проблемы, которая сама по себе не является болезнью или травмой.
    • (b) При наличии обстоятельств или проблем, которые влияют на состояние здоровья человека, но сами по себе не являются текущим заболеванием или травмой.
    Факторы, влияющие на состояние здоровья и обращение в службы здравоохранения
  • Z73

    Код диагноза по МКБ-10 Z73

    Проблемы, связанные с трудностями управления жизнью

      2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 202 3 Неоплачиваемый/неконкретный код
    Тип 2 Исключая

    • проблемы, связанные с социально-экономическими и психосоциальными обстоятельствами (Z55-Z65)
    Проблемы, связанные с трудностями управления жизнью
Присутствует при поступлении

POA Help

«Присутствие при поступлении» определяется как присутствие в момент поступления приказа о госпитализации — состояния, развивающиеся во время амбулаторного приема, включая отделение неотложной помощи, наблюдение или амбулаторное хирургическое вмешательство, считаются POA.

  • Z73.1 считается освобожденным от отчетности POA.
МКБ-10-CM Z73.1 сгруппирована в группе (группах), связанной с диагностикой (MS-DRG v40. 0):

  • 951 Другие факторы, влияющие на состояние здоровья

Преобразование Z73.1 в ICD-9-CM

История кода

  • 2016 (действует с 01.10.2015) : Новый код (первый год не-проекта МКБ-10-КМ)
  • 2017 (действует с 01.10.2016) : без изменений
  • 2018 (действует с 01.10.2017) : без изменений
  • 2019 (действует с 01.10.2018) : Без изменений
  • 2020 (действует с 01.10.2019) : без изменений
  • 2021 (действует с 01.10.2020) : Без изменений
  • 2022 (действует с 01.10.2021) : Без изменений
  • 2023 (действует с 01.10.2022) : без изменений

Записи указателя диагностики, содержащие обратные ссылки на Z73.1:

Коды ICD-10-CM, смежные с Z73. 1

Z72.810 Антиобщественное поведение детей и подростков

Z72.811 Антиобщественное поведение взрослых0028

Z72.82 Проблемы, связанные со сном

Z72.820 Лишение сна

Z72. 821 Неадекватная гигиена сна

Z72.823 Риск удушения (удушья) под другим во время сна

Z72.89 Другие проблемы, связанные с образом жизни

Z72.9 Проблема, связанная с образом жизни, неуточненная

Z73 Проблемы, связанные с трудностями управления жизнью

Z73. 0 Перегорание

Z73.1 Модель поведения типа А

Z73.2 Отсутствие отдыха и досуга

Z73.3 Стресс, не классифицированный в других рубриках

Z73.4 Неадекватные социальные навыки, не классифицированные в других рубриках

Z73. 5 Конфликт социальных ролей, не классифицированный в других рубриках

Z73.6 Ограничение активности из-за инвалидности

Z73.8 Другие проблемы, связанные с трудностями управления жизнью

Z73.81 Поведенческая бессонница детского возраста

Z73.810 …… тип ассоциации начала сна

Z73. 811 …… тип установки предела

Z73.812 …… комбинированный

Требования о возмещении с датой вручения 1 октября 2015 г. или после этой даты требуют использования кодов МКБ-10-CM.

Nils Beer — Behandlung von Persönlichkeitsstörungen

Целью данной статьи является обзор основных особенностей так называемых «расстройств личности», их возможных причин и основных подходов к их терапевтическим возможностям. Диагностика и лечение расстройств личности считаются сложными, поскольку отличить такие «расстройства личности» от «нормальных», хотя иногда и проблематичных черт личности, непросто.

  1. Общая характеристика расстройств личности

Распространенность расстройств личности оценивается в 5–10 %. Согласно современным системам классификации (DSM-V и МКБ-10), они характеризуются 90–175 специфическим сочетанием стойких дисфункциональных паттернов восприятия, отношений, мышления и поведения с патологической ценностью 90–176 . Расстройства личности имеют значение для болезни в том смысле, что они негибкие, неадекватные и ситуационно-генерализованные .0176, что приводит к субъективным жалобам и дистрессу в мышлении, чувствах и поведении. Часто глубоко укоренившиеся и стойкие модели поведения, которые проявляются в ригидных реакциях на различные личные и социальные жизненные ситуации , приводят к нарушению работоспособности . Расстройства личности патологического значения вызывают сильных субъективных жалоб со значительными страданиями в личной сфере и в межличностных отношениях . Расстройства личности обычно существуют с детства и подросткового возраста, но из-за процесса развития их не следует диагностировать до зрелого возраста.

Психологическая нестабильность и стрессы являются бременем не только для пострадавших, но часто и для их близких. Что касается расстройств личности, то это особенно верно для пограничного расстройства личности и особенно диссоциального (антисоциального) расстройства личности.

  1. Обзор специфических расстройств личности

Наиболее важные признаки и диагностические критерии некоторых специфических расстройств личности представлены ниже в сжатой табличной форме. Диагностика расстройств личности — или их более легких форм , так называемых акцентуаций личности — требует тщательного структурированного клинического диагностического интервью опытных практикующих врачей.

Все мы несем некоторые черты «расстройства личности» в смысле проблемных черт личности , в определенной степени зависимы, имеют некоторые компульсивные черты или также некоторые нарциссические части. В этом отношении важно подчеркнуть, что проблемных черт личности всегда лежат в пределах спектра и что расстройства личности проявляются только в крайнем диапазоне выраженности .

Не следует упускать из виду, что черты личности, лежащие в континууме – в случае расстройства личности, которое не полностью развито – также дают преимущества : Например, люди с обсессивно-компульсивной акцентуацией личности работают аккуратно и надежны, несколько зависимые люди способны к сближению и привязанности, а люди со здоровой степенью нарциссизма интересны и занимательны.

В соответствии с клиническими психологическими/психиатрическими диагностическими системами (ICD-10 и DSM-V), которые все еще используются в настоящее время, расстройства личности могут быть диагностированы как психические расстройства только в том случае, если черты личности или стили личности обладают следующими характеристиками:

  • когда человек демонстрирует устойчивый паттерн восприятия, мышления, чувств и поведения, который постоянно жестко негибок и плохо адаптирован,
  • , если эти черты личности приводят к значительным нарушениям, например, в академической, профессиональной и/или личной сфере, и/или
  • , если у пострадавшего возникает высокий уровень страдания из-за субъективных жалоб собственной личности.

 

Следующий обзор показывает в табличной форме наиболее важные классификационные признаки индивидуальных расстройств личности . Несмотря на то, что у большинства людей будет не патологическое расстройство личности, а в лучшем случае «акцентуация личности», табличный обзор может служить для выявления проблемных и стрессовых черт личности. Проблемные и вызывающие стресс черты личности или, если они есть, расстройства личности можно затем проработать в рамках естественно более продолжительной терапии и изменить в направлении снижения стресса.

Параноик

ПД

  • Чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам.
  • Склонность к постоянным обидам (обиды, обиды и недоверие не прощаются)
  • Недоверие и постоянная склонность к искажению опыта (путем неверной интерпретации нейтрального и дружеского отношения других как враждебного или презрительного)
  • Настойчивое отстаивание своих прав
  • Необоснованное подозрение в сексуальной верности супруга или полового партнера
  • Постоянный эгоцентризм, особенно в сочетании с сильным высокомерием

Термин «параноидальный» (=бредовый) неуместен, поскольку не имеет ничего общего с параноидной шизофренией. Старые термины, такие как «ворчливый» или «фанатический», являются более подходящим описанием этого расстройства.

Антисоциальный

ПД

  • Черствое отсутствие заботы о чувствах других
  • Безответственное отношение и игнорирование социальных норм
  • Неспособность поддерживать длительные отношения, хотя вступить в них не составляет труда
  • Очень низкая толерантность к фрустрации и низкий порог агрессивного, в том числе насильственного поведения

– Отсутствие чувства вины или неспособность извлечь уроки из негативных последствий

Эмоционально

нестабильный

ПС

Центральное место в расстройстве, также известном как пограничное расстройство личности, занимает расстройство аффективной регуляции и расстройство контроля над импульсами, в соответствии с которым проводится различие между импульсивным и пограничным типами.

Импульсивный тип : Должны присутствовать не менее трех из следующих диагностических критериев:

  • Склонность действовать неожиданно и без учета последствий
  • Явная склонность к ссорам и конфликтам (особенно при прекращении импульсивных действий или выговоре)
  • Склонность к вспышкам гнева или насилия с неспособностью контролировать взрывное поведение
  • Сложность в поддержании действий, которые не получают немедленного вознаграждения
  • Непостоянное и капризное настроение.

Пограничный тип : Должны присутствовать по крайней мере три из следующих диагностических критериев:

  • Нарушение и неуверенность в отношении самооценки, целей и «внутренних предпочтений» (включая сексуальные)
  • Нестабильность образа себя и межличностных отношений, части себя воспринимаются как чуждые и мучительные
  • Склонность к интенсивным, но нестабильным отношениям, часто приводящим к эмоциональным кризисам
  • Чрезмерные усилия, чтобы не быть брошенным
  • Повторяющиеся угрозы или акты членовредительства
  • Постоянное чувство пустоты.
Аананкастик

ПД

Негибкость, педантичность и жесткость являются основными критериями расстройства – больные также проявляют высокий перфекционизм и добросовестность . Это часто значительно затрудняет своевременное выполнение профессиональных и социальных задач.

Больные значительно страдают от конфликта стремления к совершенству и жизни по строгим стандартам с одной стороны, и почти никогда не достигающей его с другой.

  • Чувство сильного сомнения и чрезмерная осторожность.
  • Постоянная озабоченность деталями, правилами, списками, порядком, организацией или планами
  • Перфекционизм, мешающий выполнению задач
  • Чрезмерная добросовестность и щепетильность
  • Несоразмерное внимание к производительности и пренебрежение удовольствиями и межличностными отношениями
  • Чрезмерная педантичность и приверженность общественным условностям
Тревожный-

избегающий

ПД

Симптомами этого расстройства являются чувство незащищенности, страх быть отвергнутым , быть оцененным негативно, а также застенчивость , напряженность и избегание социальных контактов . Больные быстро чувствуют критику, что приводит к большим проблемам в профессиональной и социальной среде.
  • Постоянные и обширные чувства напряжения и беспокойства.
  • Убеждение в том, что вы социально неуклюжи, непривлекательны или хуже других
  • Чрезмерное беспокойство по поводу критики или отказа в социальных ситуациях
  • Ограниченный образ жизни из-за необходимости физической безопасности
  • Избегание профессиональной и социальной деятельности, требующей интенсивного межличностного контакта – из-за боязни критики, неодобрения или отторжения (страх отторжения).
Зависимый

ПД

Это характеризуется зависимым образом жизни, отсутствием принятия на себя личной ответственности, чувством постоянной зависимости от поддержки и страхом разлуки и одиночества продолжают характеризовать расстройство.
  • Поощрение или разрешение другим принимать большинство важных решений для собственной жизни
  • Подчинение своих потребностей потребностям других, от которых существует зависимость, с несоразмерным соответствием их желаниям
  • Нежелание предъявлять даже разумные требования лицам, от которых зависит
  • Чувство дискомфорта или беспомощности в одиночестве (из-за преувеличенного страха неспособности позаботиться о себе в одиночку)
  • Частая озабоченность страхом быть брошенным и зависимым от самого себя
  • Ограниченная способность принимать повседневные решения без многочисленных советов и заверений со стороны других….
Самовлюбленный

ПД

Нарциссическое расстройство личности несет в себе основные диагностические признаки высокомерия и неспособности подвергаться критике . Пострадавшие люди демонстрируют стойкий паттерн внутреннего опыта и поведения, характеризующийся потребностью в восхищении , отсутствие эмпатии , фантазии о безграничном успехе, власти и красоте , чувство собственной значимости. Кроме того, есть чувство права, чувство зависти к другим, высокомерное поведение и эксплуататорские отношения.
  • Чувство величия по отношению к собственным достижениям
  • Озабоченность фантазиями о безграничном успехе, власти, обладании, красоте или идеальной любви
  • Признание себя «особенным» и уникальным
  • Потребность в чрезмерном восхищении
  • Правовое отношение; необоснованные ожидания особо благоприятного обращения или автоматическое исполнение ожиданий.
Комбинированный

ПС

Здесь выполняются диагностические признаки различных расстройств личности, но нет преобладающей картины симптомов, которая позволила бы поставить конкретный диагноз .

Часто встречается сочетание признаков пограничного, диссоциального и истерического расстройства личности.

  1. Причины расстройств личности

потенциальные причины расстройств личности до сих пор полностью не изучены и, в частности, почти нет исследований возможных нейробиологических/генетических факторов.

Имеются данные об актуальности психологических влияний на социализацию . В соответствии с этим детские переживания – особенно в форме проблемные детско-родительские отношения – рассматриваются как фактор риска развития расстройства личности.

Другими факторами риска расстройства личности являются стрессовые и травматические переживания в детстве . В соответствии с этим существуют доказательства того, что эмоциональное пренебрежение в детстве и травматический опыт, т. е. особенно физическое и сексуальное насилие, способствуют возникновению диссоциального и пограничного расстройства личности.

Наконец, отсутствие социальной интеграции является фактором риска. Критические переломы в развитии семьи, отсутствие социальной и социальной интеграции, миграция, а также быстрые социальные и социальные изменения являются основными аспектами отсутствия или недостаточной социальной интеграции.

  1. Терапия расстройств личности

Терапевтическая процедура сложна и трудна , поскольку расстройство личности проявляется в виде гетерогенного паттерна нарушений . Тесное положительное влияние черт личности, считающихся относительно устойчивыми и продолжительными, в силу своего характера часто требует интенсивного и длительного лечения. Таким образом, эффективное лечение диагностированного расстройства личности не поддается краткосрочной терапии. Поскольку эффективных методов лечения психотропными препаратами практически не существует – за исключением кратковременного вмешательства при острых кризах – психотерапия считается наиболее важным и эффективным методом лечения. Оба психоаналитически ориентированных и поведенческих терапевтических подходов получили признание.

Терапия пограничного расстройства личности считается большой проблемой для терапевтов, поскольку проблемное поведение и симптомы нестабильного аффекта пациента также проявляются в терапевтических условиях, что может частично подорвать эффективное лечение.

В качестве важного принципа следует рассматривать не расстройство личности как таковое, а:

  • Возникающие в результате нарушения межличностного взаимодействия.
  • нарушения переживаний (часто неустойчивые и негативистские)
  • нарушения самовосприятия и саморегуляции
  • расстройства импульсивного контроля.

Различные методы терапии имеют следующие общие черты:

  • мультимодальный подход
  • подробный (дифференциальный) диагноз в начале терапии, на основании которого определяются индивидуальные методы лечения
  • определение приоритетов терапии и временных рамок терапии
  • заключение обязательных соглашений (например, что в случае с пограничными пациентами повторное сокращение приведет к прекращению терапии).

Несмотря на это сходство, отдельные терапевтические процедуры различаются как концепцией, так и методологией лечения расстройств личности, и здесь кратко представлены только две процедуры.

Кернберг и Кларкин Фокусированная на переносе терапия представляет собой модифицированный психоаналитический метод, который фокусируется на анализе переноса и контрпереноса в терапевтических отношениях.

В первую очередь подходит для лечения пограничного, нарциссического и истерического расстройства личности. Целью психотерапии, ориентированной на перенос, является изменение структуры тех областей внутреннего опыта пациента, которые приводят к повторяющимся деструктивным поведенческим и реляционным паттернам, путем выявления и интерпретации паттернов переноса, возникающих в терапевтическом процессе между пациентом и терапевтом.

Диалектико-поведенческая терапия (Linehan, 1983) рассматривает пограничное расстройство личности в первую очередь как расстройство регуляции аффекта и включает элементы поведенческой терапии в терапевтический подход:

  • Обучение социальным навыкам 901 76 для улучшения межличностного взаимодействия .
  • Медитативные техники, основанные на осознанности для сосредоточения внимания на сиюминутных внутренних переживаниях
  • Тренинг эмоциональных компетенций для борьбы со стрессом и снижения острого напряжения, и особенно для стабилизации аффектов и эмоций регулирование .
  1. Резюме и резюме

Расстройства личности представляют собой относительно стабильное, социально негибкое и плохо адаптированное поведение. Необходим тщательный клинико-психологический/психиатрический диагноз, чтобы отличить чисто стрессовые черты личности от патологических расстройств личности. Расстройства личности приводят к значительному снижению производительности в личной и профессиональной сферах и к высокой степени субъективных страданий пострадавших.

Существует целый ряд специфических расстройств личности, таких как распространенное зависимое, диссоциальное и эмоционально нестабильное расстройство личности.

Возможные причины расстройств личности включают эмоциональное пренебрежение и травматические переживания (физическое насилие и сексуальное насилие) в детстве.

Доказано, что эффективной терапией – особенно при пограничном расстройстве личности – является психотерапия, ориентированная на перенос, и, кроме того, диалектико-поведенческая терапия.

 

Перспективы смены парадигмы в МКБ-11 – Дименсиональная классификация расстройств личности.

Классификация расстройств личности как отдельных категорий, представленная в этой статье, будет заменена в будущей МКБ-11 размерной классификацией с градациями тяжести. Наличие или отсутствие расстройства личности будет определяться нарушениями функций личности, связанных с собой и межличностными отношениями.

Все диагнозы расстройства личности, за исключением пограничного расстройства личности, упразднены, так что в МКБ-11 осталась только категория «расстройство личности» (код МКБ-11 6D10), которая может быть дополнена так называемый «квалификатор признака», если присутствуют критерии пограничного ПС.

Все остальные формы расстройств личности характеризуются специфическими профилями пяти патологических черт личности. Наиболее важное изменение с точки зрения детской и подростковой психиатрии заключается в том, что возрастной предел для диагностики расстройств личности был снят, так что расстройство и его развитие теперь рассматриваются в перспективе на протяжении всей жизни, сравнимой с другими психическими расстройствами.

Добавить комментарий